Научная статья на тему 'Комплексный психолого-педагогический подход к адаптации приемных детей в социуме и семье'

Комплексный психолого-педагогический подход к адаптации приемных детей в социуме и семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
427
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРИЕМНЫЕ ДЕТИ / РОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / РАЗВИТИЕ / ADAPTATION / ADOPTIVE CHILDREN / PARENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CORRECTION / DIAGNOSTICS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ломакина Наталья Марковна

В данной статье приводится обоснование необходимости оптимизации процессов адаптации приемного ребенка в патронатной семье. Выявленные проблемы, негативно влияющие на социализацию ребенка, необходимо решать на основе комплексного психолого-педагогического подхода, с применением инновационных методик и технологий. В статье анализируются подходы к организации комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации приемного ребенка, изучается содержание организационного, педагогического и социально психологического аспектов. Разработаны направления в рамках комплексной программы сопровождения, касающиеся коррекции родительского поведения и нового подхода к процессу развития ребенка в патронатной семье с вектором в сторону выявления скрытых резервов и способностей. Приводятся методы диагностической, просветительской и коррекционной деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения. Дается обоснование изменения стиля коррекционного воздействия, изменения методологии разработки коррекционных программ. Представленная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения включает в себя 5 этапов, их цели связаны с развитием эмоциональной и личностной сферы детей, коррекцией их когнитивных функций, коммуникативных и адаптационных возможностей. Благодаря выбранным методам и приемам реализации программы, включающим психодиагностику, арт-терапию, массажную терапию, тренинги, ЛФК, происходит системное воздействие на становление и развитие физических и психологических характеристик и адаптационных возможностей приемного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH TO ADAPTATION OF FOSTER CHILDREN IN SOCIUM AND FAMILY

This article provides a justification for the need to optimize the processes of adaptation of the foster child in the foster family. The identified problems that negatively affect the socialization of the child should be solved on the basis of a comprehensive psychological and pedagogical approach, using innovative techniques and technologies. The article analyzes the approaches to the organization of complex psychological and pedagogical support of the adopted child adaptation, the content of organizational, pedagogical and social psychological aspects is studied. Developed areas within the integrated programme of support relating to the correction of parental behavior and a new approach to the process of development of the child in foster care with a vector in the direction of identifying hidden reserves and talents. The methods of diagnostic, educational and correctional activities in the framework of psychological and pedagogical support are given. The substantiation of change of style of corrective influence, change of methodology of development of corrective programs is given. The presented program of complex psychological and pedagogical support includes 5 stages, their goals are related to the development of emotional and personal sphere of children, correction of their cognitive functions, communicative and adaptive capabilities. Thanks to the chosen methods and techniques of the program, including psychodiagnostics, art therapy, massage therapy, training, exercise therapy, there is a systemic impact on the formation and development of physical and psychological characteristics and adaptive capabilities of the foster child.

Текст научной работы на тему «Комплексный психолого-педагогический подход к адаптации приемных детей в социуме и семье»

психологические науки

Ломакина Наталья Марковна КОМПЛЕКСНЫЙ ...

УДК 159.99

КОМПЛЕКСНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АДАПТАЦИИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ В СОЦИУМЕ И СЕМЬЕ

© 2018

Ломакина Наталья Марковна, аспирант кафедры педагогическая психология института психологии социологии и социальных отношений Московский городской педагогический университет (119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, дом 1, строение 1, e-mail: [email protected])

Аннотация. В данной статье приводится обоснование необходимости оптимизации процессов адаптации приемного ребенка в патронатной семье. Выявленные проблемы, негативно влияющие на социализацию ребенка, необходимо решать на основе комплексного психолого-педагогического подхода, с применением инновационных методик и технологий. В статье анализируются подходы к организации комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации приемного ребенка, изучается содержание организационного, педагогического и социально психологического аспектов. Разработаны направления в рамках комплексной программы сопровождения, касающиеся коррекции родительского поведения и нового подхода к процессу развития ребенка в патронатной семье с вектором в сторону выявления скрытых резервов и способностей. Приводятся методы диагностической, просветительской и коррекционной деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения. Дается обоснование изменения стиля коррекционного воздействия, изменения методологии разработки коррекционных программ. Представленная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения включает в себя 5 этапов, их цели связаны с развитием эмоциональной и личностной сферы детей, коррекцией их когнитивных функций, коммуникативных и адаптационных возможностей. Благодаря выбранным методам и приемам реализации программы, включающим психодиагностику, арт-терапию, массажную терапию, тренинги, ЛФК, происходит системное воздействие на становление и развитие физических и психологических характеристик и адаптационных возможностей приемного ребенка.

Ключевые слова: Адаптация, приемные дети, родители, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция, диагностика, развитие.

INTEGRATED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACH TO ADAPTATION OF FOSTER CHILDREN IN SOCIUM AND FAMILY

© 2018

Lomakina Natalia Markovna, postgraduate student of the Department of Pedagogical Psychology of the Institute of Psychology of Sociology and Social Relations Moscow City Pedagogical University (119991, Russia, Moscow, Malaya Pirogovskaya St., Building 1, Building 1, e-mail: [email protected])

Abstract. This article provides a justification for the need to optimize the processes of adaptation of the foster child in the foster family. The identified problems that negatively affect the socialization of the child should be solved on the basis of a comprehensive psychological and pedagogical approach, using innovative techniques and technologies. The article analyzes the approaches to the organization of complex psychological and pedagogical support of the adopted child adaptation, the content of organizational, pedagogical and social psychological aspects is studied. Developed areas within the integrated programme of support relating to the correction of parental behavior and a new approach to the process of development of the child in foster care with a vector in the direction of identifying hidden reserves and talents. The methods of diagnostic, educational and correctional activities in the framework of psychological and pedagogical support are given. The substantiation of change of style of corrective influence, change of methodology of development of corrective programs is given. The presented program of complex psychological and pedagogical support includes 5 stages, their goals are related to the development of emotional and personal sphere of children, correction of their cognitive functions, communicative and adaptive capabilities. Thanks to the chosen methods and techniques of the program, including psychodiagnostics, art therapy, massage therapy, training, exercise therapy, there is a systemic impact on the formation and development of physical and psychological characteristics and adaptive capabilities of the foster child.

Keywords: Adaptation, adoptive children, parents, psychological and pedagogical support, correction, diagnostics, development.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Необходимость данного исследования обусловлена недостаточной изученностью проблем организации психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации приемных детей в семье и обществе.

В настоящее время выявлено множество факторов, отрицательно влияющих на интеграцию ребенка в па-тронатную семью. Среди наиболее актуальных проблем адаптации исследователи выделяют следующие:

- недостаточная информированность приемных родителей и, как следствие, дезориентированность в вопросе стартовых позиций и навыков ребенка;

- отсутствие зрелых, ответственных решений приемных родителей, основанных на сопоставлении адаптивных возможностей ребенка, своих собственных потенций и последствий его интеграции в существующую семейную систему;

- отсутствие педагогических и коммуникативных компетенций приемных родителей, связанных с недостаточными знаниями о специфики их воспитания, не-сформированными умениями и навыками общения и конструктивного взаимодействия с детьми, развития их

эмоционально-психологических качеств,

- недостатки в организации психолого-педагогического сопровождения в педагогических учреждениях и психологических центрах, отсутствие комплексных программ, направленных на компенсацию последствий депривации, выработку форм поведения и эмоционального реагирования, способствующих дальнейшей социализации ребенка.

Все эти проблемы характерны для возникающих противоречий между актуальностью разрешения проблем процесса адаптации приемного ребенка и существующими подходами к его оптимизации, устранению сложностей на пути к успешной социализации.

Поэтому мы считаем важным разработку комплексного психолого-педагогического подхода к устранению данного противоречия.

Цель работы: разработка методологии программы комплексного психолого-педагогического сопровождения адаптации премного ребенка с учетом как традиционных, так и инновационных подходов.

Таким образом, мы считаем важным рассмотреть комплекс психолого-педагогических мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям деятельно-

Lomakina Natalia Markovna INTEGRATED PSYCHOLOGICAL .,

psychological science

сти:

- диагностическая: касающаяся оценки психологической готовности родителей и семейной системы в целом;

- просветительская: проведение информационных бесед, лекций, тренингов по вопросам повышения родительской компетентности;

- коррекционная, связанная с разработкой программ развития качеств родителей и детей (навыки эффективного общения, эмоционально-волевая сфера, когнитивные способности и т.д.)

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. На основе анализа существующих методов и подходов психолого-педагогического сопровождения семьи, адаптационных процессов при интеграции приемного ребенка, было выявлено, что к основным из них исследователи [1,3,4] относят:

- подготовку кандидатов в приемные родители;

- диагностика их готовности;

- подбор приемной семьи и ее психологическое сопровождение;

- подготовка психологов, социальных педагогов, учителей, способных участвовать в обеспечении комплексного подхода к адаптации.

Таким образом, для достижения высоких результатов процесса адаптации, требуется учет трех взаимосвязанных аспектов. На рисунке 1 представлена комплексная модель, разработанная Шмониной Н.В.

Мы разделяем подход автора к организации социально-психологической адаптации приемных детей с учетом данных аспектов, что в совокупности будет способствовать «обеспечению стабильности размещения ребенка в семье, оказанию преждевременной помощи в преодолении конфликтных и кризисных ситуаций во взаимоотношениях между родителями и приемным ребенком».

Рисунок 1 - Комплексная модель к организации социально-психологической адаптации приемных детей

Одной из важных задач реализации организационного аспекта является методика оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители, к основным задачам которой относят (по О.Г. Япаровой):

- диагностику мотивационной готовности кандидата;

- изучение его психолого-педагогической компетентности, реалистичности представлений о ребенке;

- диагностику его эмоционально-волевой готовности. [6].

Практики, исследующие данную проблему, указывают на необходимость использования идеографического и мультимодального подхода к диагностической работе с кандидатами в приемные родители.

Так, Ослон В.Н. [3] предлагает использовать несколько методов оценки психологической готовности родителей в рамках мультимодального подхода, представленных на рисунке 2.

Наиболее признанной методикой, является диагностический алгоритм, представленный в практическом руководстве по психологическому отбору кандидатов в замещающие родители (авторы: Махнач А.В, Прихожан А.М., Толстых Н.Н). [2].

Рисунок 2 - Методы оценки психологической готовности родителей в рамках мультимодального подхода

Основные характеристики авторской концепции психодиагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристики авторской концепции психодиагностики (Махнач, А.В. и соавторы)

Задачи Модели психо диагно стики Алгоритм обследования Результаты

Выявление и Модель отсева- с 1.Проведение интервью

оценка условии, целью выявления явных с целью отсева

повышающих ур овень пр отивопоказании для не со ответствующих

рисков выполнения функций кандидатов, выявл ения черт,

функционир ования замещающего родителя. нуждающихся в проверке. Комплексное

замещающей семьи психо л огиче ско е

- определение «Модель подбор а»- с 2.Проведение тестов с заключение с оценкой

«факторов, целью выо ор а лучшего целью выявления пригодно сти'непр иго д

оо е спечивающих претендента из тех. Кто психопатии, зависимо стеи. но сти кандидата.

оезопасность не имеет При их выявлении - отсев

семейной среды» пр отивопоказании кандидатов.

- определение 3. Выявление

проблемных сфер адаптивных возможно стеи

семейной системы семьи.

Педагогический аспект сопровождения должен основываться на признании ценности психологического развития ребенка, «ценности его индивидуального пути развития и ценности самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути» [1].

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к оценке психологической готовности будущих приемных родителей, включающего в себя диагностику параметров: личностной и мотива-ционной готовности, а также психолого-педагогической и коммуникативной компетентности кандидатов.

Исследуя психологические особенности ребенка, необходимо помнить, что ребенок входит в приемную семью, с неким багажом психологическим генетическим, психологическим, эмоциональным, а также полученным в результате опыта, который он приобрел в условиях, которые не подвластны моментальному пониманию со стороны приемных родителей по причине фактической закрытости данного периода. Поэтому, мы считаем обоснованным применение не только традиционных подходов к оптимизации адаптационных процессов, но и

На рисунке 3 представлен комплексный подход организации психолого-педагогического сопровождения, с учетом традиционных этапов и методов адаптации, а также желаемых результатов в деятельности и поведении как родителей, так и приемных детей.

Рисунок 3 - Комплексный подход организации психолого-педагогического сопровождения

В рамках традиционного подхода осуществляется система подготовки родителей и детей. Родители про-

338

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

психологические науки

Ломакина Наталья Марковна КОМПЛЕКСНЫЙ ...

ходят ряд диагностических процедур, о которых было сказано ранее. Дети, в свою очередь, анализируются на предмет медико-психологической коррекции, реабилитации и подготовки ребенка. Ведется совместная работа родитель + ребенок в совместных занятиях, удаленном общении и т.д. в работе с родителями учитываются ресурсные показатели семьи, включая состав семьи, стабильность и семейная иерархия, а также возраст приемных родителей их образование, уровень социального и психологического комфорта.

Просветительская работа с родителями должна преследовать несколько целей: 1) понимание уникальности и особенностей психологических качеств ребенка, наличия у него отделенного от приемных родителей «багажа», различий в восприятии и менталитете.

2) получение знаний об этапах развития человеческой личности, получения рекомендаций по стимулированию развивающей воспитательной и учебной деятельности ребенка;

3) знакомство с новыми способами общения и взаимодействия в рамках лекториев и т.д.

На рисунке 4 представлены этапы развития ребенка и связанный с ними «багаж», часто усложняющий адаптационный процесс, приведены рекомендации на примере II -ого физиологического этапа жизни ребенка.

емного ребенка в семье и обществе. В проведенной нами исследовательской работе, основным направлением стала диагностика и коррекция психики детей раннего школьного возраста с целью компенсации последствий депривации, улучшения дальнейшей социализации в приемной семье и обществе. В частности, целью явилась разработка программы и её реализация в рамках работы по коррекции когнитивной и волевой сфер развития младших школьников в приемных семьях. Основные этапы разработки программы:

Первый этап: знакомство с методами. Выявление особенностей развития когнитивной, волевой и моти-вационной сфер в зависимости от стартовых показателей групп испытуемых и сопутствующих обстоятельств (личностного персонифицированного базиса, особенностей сознания, воспитания, среды, механизмов побуждения, жизненного и социального опыта и т.д.).

Второй этап: принятие себя, осознание прошлого, вплоть до начала работы по коррекции, важна сопутствующая работа с болью, неудачами прошлого.

Третий этап: Изживание негативизма, чувства жалости к себе, собственной неполноценности, устранение пограничных состояний, обид, причиненных психологическими травмами прошлого.

Четвертый этап: Эмоциональный прогресс, расцвет развития когнитивной, волевой и мотивационной сфер, окончание корректировки личности.

Пятый этап: Гармонизация, адаптация в семье и школе.

Основные характеристики разработанной программы предложены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные характеристики программы

Рисунок 4 - Этапы развития ребенка и рекомендации

В рамках традиционной коррекционной работы осуществляются мероприятия по развитию навыков педагогической и коммуникативной компетентности родителей, представлены ниже:

1. Проведение бесед и круглых столов. Возможные темы: Принципы и правила конструктивного диалога с ребенком, Ошибки в общении, или как правильно оказывать психологическое влияние?

2. Тренинги и мастер-классы. Возможные темы тренингов: «Мой стиль взаимодействия в семье», «Как провести занятие с ребенком, используя его потенциал?» Тактики поведения в трудных ситуациях воспитания. «Развивающие игры и примеры»

3. Разработка индивидуальных рекомендаций, проведение консультаций. Рекомендации по организации совместных семейных мероприятий;

- по созданию семейных традиций с целью формирования совместных переживаний привязанности;

- по личностному росту и развитию родителя, в том числе с составлением списка рекомендуемых книг;

- по организации сотрудничества с учителями, психологами и социальными педагогами.

Не оспаривая необходимости применения традиционных подходов, мы считаем важным внедрение инновационных методов в разработку комплексных коррек-ционных программ, оптимизирующих адаптацию при-

Цели прогр аммы Разделы программы Сущность и задачи каждого раздела и применяемого

1.Развить эмоциональную сферу личности: эмпа тайность, снижение тревожности, застенчивости: Первичная диагностика; стартово е исследование когнитивных функции приемных детей

2.Развить волевые качества лично сти; Эмоции; Игры на формирование положительных эмоций «Ласковое имя» и другие, регуляция эмоций в арт-терапии. с использованиемароматерапииитд.

3-Освоить адекватные способы коммуникации: Арт-терапия; Тер апия лепкой, музыкальная терапия, рис ование песком. Происходит развитие творческих способностей, воображения Активизация и синхронизация работы обеих полушарий. Помогает при пер евозбуждении, отр е агир овании эмоций.

4.01р а б отать навыки активного слушания; Личность; Проведение тренингов личностного роста,развитая соответствующих качеств, уроки риторики по технологии25 кадр, направленных на стимуляцию мозговой активности по принципу «отдых работа».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Развить самопознание через творче скую деятельность; оощественно-полезныитруд, упражнение на развитие воли. Тренинг «Болевые качества»

б.Обеспечить социально приемлемые выходы агрессиЕностии другие негативные чувства, Работа с родителями. Групповая работа в семейном консультировании.

7.Развитие и коррекция когнитивных функций детей Массажная терапия. Применение терапии аппликатор амиЛяпко; самома ссаж пальцев рук пер ед занятиями и тд.

Физическая активность; командные игры, спортивные мероприятия, зарница. ЛФК

Итоговая диагностика. сличительная аналитика данныхпосредствомконтрольных измерений и тестов

Выводы исследования:

- Выявлено, что существующие психолого-педагогические подходы к оптимизации адаптации приемных детей имеют ряд ограничений, проявляющихся в проблеме недостаточной психологической готовности родителей, отсутствии комплексных программ совместного развития в системе «родитель - приемный ребенок».

- Установлено, что при организации психолого-педагогического процесса необходимо учитывать три взаимосвязанных аспекта: организационный, педагогический и социально-психологический.

- Выявлено, что в рамках организационного аспекта исследуется психологическая готовность кандидатов в приемные родители, которая выражается в наличии коммуникативной и психолого-педагогической компетентности, а также мотивационной и личностной готовности. Социально-психологический аспект реализуется посредством вовлечения разного рода специалистов:

Lomakina Natalia Markovna INTEGRATED PSYCHOLOGICAL .

psychological science

учителей, социальных педагогов, медработников, пси- Статья поступила в редакцию 04.07.2018 хологов, воспитателей и т.д. Статья принята к публикации 27.08.2018

- Показано, что традиционный подход психолого-педагогического сопровождения, основанный на системной работе по усиленной корректуре заложенных генетически и социально качеств ребенка, является недостаточно эффективным. Он требует смещения акцента с коррекции на мобилизацию скрытых резервов организма, повышения уровня самосознания и любви к себе у приемных детей. Такой взгляд на сущность адаптации ребенка влияет и на совокупность методов и направлений деятельности по развитию его личностных качеств и оптимизации процессов социализации.

-разработана программа по коррекции когнитивной и волевой сфер развития младших школьников в приемных семьях на основе кроссдисциплинарного подхода к изучению особенностей развития когнитивной, волевой и мотивационной сфер, стилей и особенностей воспитания, ребенка в приемной семье. Показаны основные цели и разделы программы, их содержание и задачи.

Заключение. Подход к процессу адаптации ребенка в приемной семье, социализация и профессиональное становление ребенка в учебной деятельности в начальной школе, а так же общее личностное самосовершенствование возможно как традиционной усидчивостью, системным подходом к процессу познания, наработками, поступательно и планомерно в рамках подходов «от А до Я», так и путем подмены понятий с применением эффекта плацебо с правильной установкой ориентиров «от простого к разумному» с расширением границ сознания, путем применения нетрадиционных способов получения знаний и навыков.

Изучение существующих подходов и методов психолого-педагогического сопровождения показал, что необходимо вносить изменение в методологию разработки коррекционных программ, в связи со смещением вектора планируемых результатов. Для того, чтобы действительно, оказать помощь родителям и детям в сложном процессе интеграции в семейную систему без дополнительных рисков для всех, необходимо уделить внимание стилю коррекции. Только понимая важность коррекции с целью активизации скрытых ресурсов психики родителя и ребенка, становится возможным реализация эффективной психолого-педагогической поддержки адаптационного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гударенко П.В. Сущность и содержание социально-педагогического сопровождения адаптации ребенка в приемной семье//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015.- Т. 14, № 2 (129). - С. 42-53.

2. Махнач А.В, Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. - М., 2013.-С.20-22.

3. Ослон, В.Н. К концепции психологического сопровождения замещающей семьи / В. Н. Ослон // Психологическая наука и образование. - 2009. - № 3. - С. 44 - 52.

4. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Психологическая готовность кандидатов в приемные родители. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2015. - 195 с.

5. Шмонина Н.В. Социально-психологическая адаптация детей, оставшихся без попечения родителей в системе постинтернатного сопровождения // В сборнике: Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы II Международной научно-практической конференции. -2013.- С. 410-413.

6. Япарова О.Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: Автореф. дис. канд. психол. наук.- М., 2009. - 25 с.

340

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.