УДК 159.9
С. Б. Хачанянц https://orcid.org/ 0000-0003-4278-9284
Психологические исследования профессии педагога дополнительного образования
Для цитирования: Хачанянц С. Б. Психологические исследования профессии педагога дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 4 (121). С. 118-127. DOI 10.20323/1813-145X-2021-4-121-118-127
Статья посвящена теоретическому анализу современных психологических исследований профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей, выполненных в период последнего десятилетия. Цель исследования состояла в том, чтобы провести данный анализ с позиций психологии труда, где ключевыми конструктами выступают понятия эффективности и результативности деятельности, чтобы в итоге систематизировать и обобщить современные психологические исследования профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей, выделив основные направления подобных исследований и определив среди них направления, наиболее значимые и перспективные для психологии труда. Отмечается, что в современных условиях возрастают требования к формированию системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей, в частности, к профессионально важным качествам педагогов с целью обеспечения их эффективного труда и успешной социализации обучающихся.
Констатируется, что систематический анализ психологических исследований труда педагогов дополнительного образования детей выявляет объективную тенденцию недостаточной изученности проблемы эффективности и результативности данного труда. Выделено восемь основных направлений современных психологических исследований труда педагогов дополнительного образования детей, среди которых в качестве особенно значимых и перспективных для психологии труда отмечены пять направлений, связанных, соответственно 1) с нахождением критериев успешности и разработкой методов получения оценок эффективности данной профессиональной деятельности; 2) с определением нормативных требований к данной деятельности; 3) с выявлением психологической специфики профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей; 4) с изучением современной цифровой среды в качестве средства профессионального развития педагогов дополнительного образования детей; 5) с изучением и формированием психологической готовности педагогов дополнительного образования детей к осуществлению культурологической работы. Значимость полученных результатов определяется тем, что выделенные направления способствуют теоретическому упорядочиванию и целенаправленному продолжению исследований труда педагогов дополнительного образования детей.
Ключевые слова: психологические исследования, психология труда, дополнительное образование детей, педагог дополнительного образования, профессиональная деятельность, профессионально важные качества, эффективность труда, критерии успешности.
S. B. Khachanyants
Psychological studies of the profession of pedagogues for additional education
The article is devoted to the theoretical analysis of modern psychological studies of the professional activities of teachers of children additional education carried out during the last decade. The purpose of the study was to conduct this analysis from the standpoint of labor psychology, where the key constructs are the concepts of efficiency and effectiveness of activity, in order to systematize and summarize modern psychological studies of the professional activities of teachers of children additional education, highlighting the main areas of such research and identifying among them the areas that are most significant and promising for labor psychology. It is noted that in modern conditions, the requirements for the formation of a system of personnel support for additional education of children are increasing, in particular, for the professionally important qualities of teachers in order to ensure their effective work and successful socialization of students. It is stated that a systematic analysis of psychological studies of the work of teachers of children additional education reveals an objective trend of insufficient knowledge of the problem of the effectiveness and efficiency of this work. Eight main directions of modern psychological research of the work of teachers of children additional education are identified, among which five directions are marked as particularly significant and promising for the psychology of work, related, respectively: 1) with the finding of success criteria and the development of methods for obtaining estimates of the effectiveness of this professional activity; 2) with the
© Хачанянц С. Б., 2021
definition of regulatory requirements for this activity; 3) with the identification of the psychological specifics of the professional activities of teachers of children additional education; 4) with the study of the modern digital environment as a means of professional development of teachers of children additional education; 5) with the study and formation of psychological readiness of teachers of children additional education to carry out cultural work. The significance of the results obtained is determined by the fact that the identified areas contribute to the theoretical ordering and purposeful further development of research on the work of teachers of additional education of children.
Keywords: psychological studies, labor psychology, additional education of children, teacher of additional education, professional activity, professionally important qualities, labor efficiency, success criteria.
Введение
Психическая сфера человека как субъекта труда эргатической системы интересовала исследователей с самого начала возникновения психологии труда как самостоятельной отрасли психологической науки. В силу идеологических вихрей 1936 г. в отечественной психологии наблюдался спад в психологическом изучении профессионального труда, и возобновились отечественные исследования трудовой деятельности лишь в 1960-х гг. прошлого столетия [Мазилов, 2014]. С тех пор психологическому анализу труда педагогов уделялось разностороннее внимание, включая, в частности, аспекты его реформирования и информатизации [Рубцова, 2015]. Вместе с тем, несмотря на всю многоаспектность проведенных исследований психологии профессиональной деятельности педагогов, постановка в рамках психологии труда научной задачи психологического анализа труда педагогов дополнительного образования детей осуществляется в нашем исследовании, по-видимому, впервые.
Современные тенденции развития рынка труда и его трудовых ресурсов диктуют новые требования к личностным и профессиональным качествам работающего человека и влияют, в частности, на фактическую необходимость дополнительного образования для всестороннего и углубленного развития подрастающего поколения. В исследовательском плане это требует изучения множества взаимосвязанных переменных (когнитивных, личностных, социальных и др.), описывающих динамику профессионального становления субъекта труда (включая ранние, допрофессиональные периоды его творческого развития), что в итоге будет способствовать появлению возможности управлять высокими достижениями в разных областях жизнедеятельности [Мазилов, 2021].
По данным Росстата, охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, в 2020 г. составил 75 %, а к 2030 г. планируется увеличить
этот показатель до 82 % [Доклад Правительства РФ ... , 2021]. Соответственно, возрастают и требования к профессионально важным качествам педагогов дополнительного образования детей с целью обеспечения их эффективного труда, в перспективе направленного на успешную социализацию обучающихся (в ее широком смысле). Этот факт нашел свое отражение в Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной Министерством просвещения России, действующей в 2020 г. в 57 субъектах РФ и планируемой к внедрению в каждом субъекте к 2024 г. [Доклад Правительства РФ ... , 2021, с. 88]. Среди задач создания вышеуказанной модели отметим в контексте нашего исследования «формирование системы кадрового обеспечения дополнительного образования детей на основе программного подхода, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования детей» [Целевая модель, 2019].
Таким образом, с одной стороны, практическая значимость изучения труда педагогов дополнительного образования детей в современных социальных и организационных условиях не вызывает сомнений. Вместе с тем в теоретическом плане вопросы анализа, систематизации и обобщения психологических исследований профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей остаются малоизученными, особенно в психологии труда, что и определило замысел нашего исследования. Цель исследования - на основе теоретического анализа, выполненного с позиций психологии труда, систематизировать и обобщить современные психологические исследования профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей, выполненные за последнее десятилетие, выделив основные направления подобных исследований и определив среди них направления, наиболее значимые и перспективные для психологии труда.
Исследовательская база статьи формировалась публикациями российских и зарубежных ученых и преподавателей в научных изданиях (в первую очередь, из каталога электронной библиотеки elibrary), а также диссертациями в разделе об объявлениях о защитах Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Таким образом, исследовательские задачи состояли в том, чтобы на основе систематического анализа психологических исследований труда педагогов дополнительного образования детей и обобщения полученных в этих исследованиях результатов выделить основные направления изучения данной проблемы, важные в русле определения перспектив дальнейшего углубленного изучения с позиций психологии труда.
Результаты и их обсуждение
Анализ современной научной литературы показал, что роль дополнительного образования детей во всем мире непрерывно возрастает. Например, C. Lang обосновывает позицию, согласно которой в современных условиях такая форма дополнительного образования детей, как внеклассные занятия (extracurricular activities), может играть центральную роль во всей системе образования K-12, объединяющей все ступени общего образования (от дошкольного до полного среднего) [Lang, 2021], а S. J. Holochwost с соавторами показали, что художественное образование (arts education) обеспечивает определенные и при этом весьма существенные преимущества для социально-эмоционального развития детей [Holochwost, 2021].
Как уже было отмечено, аналогичные тенденции проявляются и в нашей стране. Вместе с тем в ходе осуществляемого анализа выяснилось, что прямое сопоставление отечественной системы дополнительного образования детей с зарубежными аналогами существенно затруднено, в первую очередь, в силу различающегося терминологического аппарата, отражающего, в том числе, принципиально разную образовательную политику. Так, только в англоязычных странах используется как минимум пять понятий, характеризующих дополнительное образование и различающихся по значению и применению: extracurricular activities, supplementary education, additional education, after school education, outdoor education [Жулябина, 2017, с. 6], из которых многие
(особенно последние два) чаще всего используются в контексте дополнительного образования взрослых, отражающего концепции непрерывного образования («continuing education», «lifelong learning» и т. п.). Такая ситуация отражается и на зарубежных научных публикациях, посвященных психологическому исследованию профессиональной деятельности соответствующих педагогов. Поэтому в рамках нашей работы основное внимание мы сосредоточили на исследованиях именно отечественных авторов, рассматривающих труд педагогов дополнительного образования детей, привлекая работы зарубежных исследователей лишь в случае обнаружения смысловой общности в плане реализуемой образовательной практики и описываемой педагогической феноменологии.
Рассматривая в рамках психологии труда критерии успешности деятельности педагога дополнительного образования, В. Ю. Жуков выделил две группы качеств: личностные и профессиональные [Жуков, 2020; Жуков, 2021]. Проанализировав документы, в которых регламентируется деятельность педагога, автор сформулировал перечень основных профессиональных требований к педагогу дополнительного образования, в который входят профессиональная компетентность, повышение квалификации, проектные умения, организационные умения, гностические умения, специальная компетентность. Исследователь обосновывает факт того, что формирование педагогической компетентности (в терминологии автора - педагогической компетенции) происходит, в частности, за счет формирования определенного набора умений и положительных характеристик личности педагога, которые могут быть сгруппированы в следующие блоки: коммуникативные (умение взаимодействовать); общекультурные (отзывчивость, честность, терпимость); волевые (самоконтроль, целеустремленность, требовательность, трудолюбие, решительность); творческие (креативность, любознательность, изобретательность, созидательность).
Согласимся с автором, что основные критерии оценки эффективности деятельности педагога включают в себя показатели эффективности учебной и воспитательной работы: уровень освоения учащимися образовательной программы, периодичность оценки индивидуальных достижений обучающихся, процент заполняемости учебной группы, участие в соревновательных
С. Б. Хачанянц
мероприятиях, степень охвата детей с особыми образовательными потребностями, выявление и поддержка одаренных детей, участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, разработка методической документации и образовательных программ, внедрение современных методов и технологий в образовательный процесс, участие в общественных, социально значимых проектах, организация досуговой деятельности детей, взаимодействие с общественностью, степень информационного взаимодействия.
К перечисленным показателям относятся и показатели профессиональной компетентности: повышение квалификации, участие в конференциях и профессиональных мероприятиях, разработка собственных исследований и проектов, написание публикаций, соблюдение установленных норм и правил, поощрения за высокие показатели.
Заметим, что представленный подход в определенной степени согласуется с современными исследованиями эффективности педагогической деятельности, выполненными некоторыми зарубежными авторами. Так, H. Chen с соавторами отметили, что оценка эффективности работы учителей считается действенным механизмом содействия их профессиональному росту; при этом в качестве критерия и инструментального средства для такой оценки авторы в рамках проведенного ими эмпирического исследования обосновали использования многоуровневой рейтинговой оценки, выставляемой самими учащимися [Chen, 2021].
Требования к педагогу дополнительного образования как к профессионалу нашли свое отражение в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования [Приказ Минтруда России ... , 2018]. Вместе с тем, например, В. В. Автух подчеркивает, что данный профессиональный стандарт представляет собой лишь некий вектор, ориентируясь на который каждый педагог планирует и корректирует свой маршрут профессиональной деятельности [Автух, 2020, с. 37-38]. В связи с этим, опираясь на содержание профессионального стандарта, автор представил подробный и расширенный анализ, выделив следующие основные направления деятельности педагога дополнительного образования: обучающую, диагностическую, консультативную, контрольную, аналитическую и др. Помимо обобщенной трудовой функции, исследователь описал
конкретизирующие трудовые функции педагога дополнительного образования: организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы [Автух, 2020].
Продолжая систематизировать критерии успешности педагогов дополнительного образования, отметим работу Е. Е. Решетовой, которая провела анализ психологической готовности педагогов дополнительного образования к осуществлению культурологической работы с подростками (Решетова Е. Е. Психологическая готовность педагогов дополнительного образования к культурологической работе с подростками: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Нижний Новгород, 2014. 24 с.). Автор показывает, что такая готовность по своей сущности представляет собой интеграцию профессионального психологического знания из разных областей психологической науки и широкой культурологической подготовки, а также владение педагогами системой профессиональных действий для создания культурологической развивающей среды с целью развития у подростков позитивных личностных новообразований.
В ином ключе подошла к выделению критериев эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования А. А. Григорьева (Григорьева А. А. Профессиональная самореализация педагогов в учреждениях дополнительного образования : дис.....канд. психол. наук :
19.00.07. Ярославль, 2013. 225 с.). Отмечая ситуацию, сложившуюся в системе дополнительного образования в связи с недостаточной разработанностью системы подготовки кадров и отсутствием единых стандартов в оценке эффективности деятельности педагогов, автор указывает на объективную необходимость усиления роли самоконтроля и саморегуляции в профессиональной деятельности педагогов дополнительного обра-
зования и в связи с этим предлагает субъективное переживание самореализованности в качестве основного критерия эффективности данной деятельности.
В исследовании Н. А. Сурковой продолжено изучение критериев успешности педагогов дополнительного образования и представлено теоретико-методологическое обоснование оценки сформированности культуры профессиональной импровизации педагога [Суркова, 2021]. Автором представлены корреляции стилей педагогического общения и склонности педагогов дополнительного образования к импровизации, а также обоснованы критерии и показатели, которые могут быть использованы для оценки эффективности педагогической деятельности. Проведенное исследование подтвердило субъективность значимости профессиональной импровизации как фактора, определяющего результативность образовательного процесса, при этом большинство его участников подтвердили важность владения ею для достижения педагогом ситуации коммуникативного успеха [Суркова, 2021, с. 165]. Можно отметить также, что результаты данного исследования качественно согласуются с позицией некоторых зарубежных авторов. Так, J. M. Lukasik с соавторами пришли к выводу, что профессиональная импровизация становится ин-тегративным фактором реализации целого ряда ключевых компетенций педагога дополнительного образования - организационных, социально-эмоциональных, коучинговых, медиационных, терапевтических и превентивных [Lukasik, 2018].
К оценке эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования можно подойти также с позиций отсутствия у таких педагогов профессионального выгорания. Например, на недостаточную изученность взаимосвязи профессионального выгорания и личностных особенностей у педагогов дополнительного образования обратили внимание Ю. П. Поваренков и Д. В. Горлова [Поваренков, 2020]. Синдром профессионального выгорания исследователи характеризуют как механизм психологической защиты от постоянных травмирующих воздействий в профессиональной деятельности, выработанный психически здоровой личностью, проявляющийся как стереотип эмоционального восприятия действительности, характе-
ризующийся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок, потерей мотивации. Авторами выделены личностные особенности, влияющие на профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования, такие как склонность к интроверсии, стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир; реактивность как сила реакции человека на то или иное воздействие раздражителя; ригидность как невозможность и неспособность человека меняться, гибко реагировать на спонтанно изменяющиеся жизненные ситуации; повышенный уровень тревожности.
При изучении труда педагогов дополнительного образования Т. В. Дьячковой обоснована необходимость развития личностно-
профессиональной позиции педагога [Дьячкова, 2020]. Автор провела исследование, в котором приняли участие 152 педагога дополнительного образования из 9 субъектов Российской Федерации, итогом которого стал следующий вывод: личностно-профессиональная позиция педагогов дополнительного образования определяет эффективность данной профессиональной деятельности и формируется на основе личностного и профессионального самоопределения, рефлексии, поиска ценностно-смысловых установок и жизненного опыта.
Построение цифрового общества требует от системы образования перехода на новый, более качественный уровень внедрения цифровых образовательных ресурсов в практику организации и реализации образовательного процесса. В связи с этим Т. В. Сапожникова с коллегами проанализировали цифровой образовательный контент деятельности педагога дополнительного образования и предложили новое направление психологического исследования данного труда, в котором цифровую образовательную среду организации дополнительного образования рассматривают как необходимое средство профессионального развития педагога дополнительного образования [Са-пожникова, 2021].
Обобщая результаты проведенного анализа современных психологических исследований труда педагогов дополнительного образования детей, выделим основные направления таких исследований (Табл. 1).
Таблица 1
Основные направления современных психологических исследований труда педагогов дополнительного образования детей
№ Направления изучения Примеры исследований
п/п Результаты Автор (год)
1 Критерии успешности и методы Успешность профессиональной деятельности педагога до- В. Ю. Жуков
оценки эффективности профес- полнительного образования зависит от набора его индивиду- (2020, 2021)
сиональной деятельности педа- ально-личностных психологических свойств и качеств и ха-
гогов дополнительного образования детей рактеризуется внутренними критериями оценки (степень собственной удовлетворенности от профессиональной деятельности), а также результатами внешней деятельности. Эффективность - составная часть успешности (качественные и количественные характеристике деятельности)
2 Нормативные требования к Выделены основные направления профессиональной дея- В. В. Автух
профессиональной деятельно- тельности педагога дополнительного образования детей и (2020)
сти педагога дополнительного образования детей представлены его трудовые функции
3 Психологическая специфика Результаты исследования личностно-профессиональной по- Т. В. Дьячкова
профессиональной деятельно- зиции как продукта личностного и профессионального само- (2020)
сти педагога дополнительного определения, рефлексии, поиска ценностно-смысловых уста-
образования детей новок и жизненного опыта
4 Современная цифровая среда Рассмотрены общие вопросы построения цифровой образо- Т. В. Сапожникова,
как средство профессионально- вательной среды организации дополнительного образования Л. В. Горенкова,
го развития педагогов дополни- детей О. В. Захарова,
тельного образования детей Ю. В. Ребикова (2021)
5 Психологическая готовность Описаны психологическая структура, критерии и уровни Е. Е. Решетова
педагогов дополнительного развития профессионально-психологической готовности (2014)
образования детей к осуществ- педагогов дополнительного образования детей к осуществ-
лению культурологической лению культурологической работы с подростками. Структу-
работы ра готовности включает следующие компоненты: знаниевьш, операциональный и ценностно-регулятивный (наличие профессионального целеполагания для регуляции эффективности труда)
6 Профессиональная самореали- Раскрыта специфика профессиональной самореализации А. А. Григорьева
зация педагогов в учреждениях педагогов дополнительного образования детей на основе (2013)
дополнительного образования анализа ее структурных компонентов на различных этапах
детей профессионализации и с учетом влияния личностных и социальных факторов
7 Сформированность культуры Обоснована оценка сформированности культуры профессио- Н. А. Суркова
профессиональной импровиза- нальной импровизации педагога дополнительного образова- (2021)
ции педагога дополнительного ния детей. Определены критерии и показатели сформирован-
образования детей ности культуры профессиональной импровизации на оценке личностно-профессионального развития педагога
8 Профессиональное выгорание Раскрыты причины и факторы развития профессионального Ю. П. Поваренков,
педагогов дополнительного выгорания у педагогов дополнительного образования. Выго- Д. В. Горлова
образования детей ранию способствуют группы факторов: личностные (характерологические особенности, личностные черты, самооценка, стиль сопротивления трудностям, пол, возраст, образование, семейное положение); организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства); особенности выполняемой работы (низкий престиж профессии, высокий уровень ответственности) (2020)
Среди данных направлений наиболее значимыми и перспективными для психологии труда являются, с нашей точки зрения, следующие, рассматриваемые далее направления.
1. Нахождение критериев успешности и разработка методов получения оценок эффективности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей. Значимость и перспективность данного направления опреде-
ляются самим сущностным содержанием психологии труда, в которой вопросы определения производительности, эффективности, успешности, результативности, продуктивности профессиональной деятельности всегда занимали центральное положение [Толочек, 2020].
2. Определение нормативных требований к деятельности педагога дополнительного образования детей. Данное направление является фактическим необходимым продолжением и расширением предыдущего, так как, чтобы оценить, насколько эффективно выполнялась деятельность, надо, очевидно, знать, в чем именно заключается ее содержание.
3. Выявление психологической специфики профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей. Определение подобной специфики является необходимым условием выделения труда педагогов дополнительного образования детей в качестве особой разновидности педагогической профессиональной деятельности, обладающей качественными психологическими отличиями от деятельности педагогов систем общего, высшего и профессионального образования.
4. Изучение современной цифровой среды в качестве средства профессионального развития педагогов дополнительного образования детей. В современных условиях, характеризующихся не только тотальной информатизацией, но и трансформацией образовательной деятельности под влиянием пандемии COVID-19 [Barron, 2021], развитие цифровой образовательной среды оказывает существенное влияние на само содержание профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей [Ng, 2021] и в силу этого выступает важным средством профессионального развития таких педагогов [Са-пожникова, 2021].
5. Изучение и формирование психологической готовности педагогов дополнительного образования детей к осуществлению культурологической работы. Значимость данного направления для психологии труда обусловлена реальными, фактическими условиями выполнения современной профессиональной педагогической деятельности, в соответствии с которыми контингент обучающихся, а также их родителей и ближайшего социального окружения сегодня представляет очень широкое социокультурное многообразие, требующее специальных педагогических 124
усилий для интеграции в рамках образовательного процесса, ведущегося в конкретной образовательной организации, в том числе относящейся к системе дополнительного образования детей.
Выделение рассмотренных направлений в качестве особенно значимых и перспективных для психологии труда вовсе не означает, что три других оставшихся направления для психологии труда не имеют никакого значения. Напротив, из анализа содержания данных направления видно, что каждое из них также тесно связано с теми или иными аспектами, представляющими интерес, в том числе и для психологии труда, например, с профессиональной самореализацией, профессиональной импровизацией, профессиональным выгоранием и др. Таким образом, разработка данных направлений также представляет интерес, в том числе, и для психологии труда, однако первые пять направлений обладают, на наш взгляд, несколько большей общностью и универсальностью, в то время как последние три имеют более узкий и специфический характер.
Заключение
Проведен теоретический анализ современных психологических исследований труда педагогов дополнительного образования детей. Основываясь на его результатах, можно отметить тенденцию недостаточной изученности проблемы эффективности и результативности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей, в частности, вопросов выделения соответствующих критериев и операци-онализации показателей и индикаторов успешного труда.
Как показало наше исследование, изучение труда педагогов дополнительного образования в основном фокусируется в рамках педагогической психологии и почти не охватывает исследований организационных условий профессиональной деятельности и профессионально важных качеств педагогов, что влечет за собой определенный пробел в направлении достижения реализации государственной политики в сфере дополнительного образования детей, а именно работы по повышению кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.
Необходимы дальнейшие исследования труда педагогов дополнительного образования детей, ориентированные на поиск путей повышения эффективности и результативности данной про-
фессиональной деятельности. Подобные исследования будут способствовать не только повышению собственно качества педагогического труда, но также возрастанию социальной значимости и престижа профессии педагога дополнительного образования детей.
Библиографический список
1. Автух В. В. Деятельность педагога дополнительного образования в контексте профессионального стандарта // Российская наука: тенденции и возможности. Москва : Перо, 2020. С. 36-38.
2. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2020 году (8 июня 2021 г.). URL: http://government.ru/news/42436/ (дата обращения: 10.06.2021).
3. Дьячкова Т. В. К вопросу о специфике профессиональной деятельности педагога дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id = 30416 (дата обращения: 11.06.2021).
4. Жуков В. Ю. Критерии успешности профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : сб. трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». Москва : Перо, 2020. С. 904-908.
5. Жуков В. Ю. Профессиональная компетентность как фактор успешности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования детей // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики. Москва : МГОУ 2021. С. 74-76.
6. Жулябина Н. М. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование. Москва : НИУ ВШЭ, 2017. 40 с.
7. Мазилов В. А. Последняя осень советской психотехники / В. А. Мазилов, Н. Ю. Стоюхина // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 223-236.
8. Мазилов В. А. Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода / В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 30-47.
9. Поваренков Ю. П. Профессиональное выгорание педагогов дополнительного образования / Ю. П. Поваренков, Д. В. Горлова // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : материалы научно-практ. конф. «Чтения Ушинско-го». Ч. 2. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. С. 147-152.
10. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 № 52016). URL: http ://normativ.kontur. ru/document?moduleId = 1&documentId = 320620 (дата обращения: 11.06.2021).
11. Рубцова Н. Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности // Психология и психотехника. 2015. № 5 (80). С. 501-510.
12. Сапожникова Т. В. Цифровая образовательная среда организации дополнительного образования как средство профессионального развития педагога дополнительного образования / Т. В. Сапожникова, Л. В. Горенкова, О. В. Захарова, Ю. В. Ребикова // Вопросы педагогики. 2021. № 4-2. С. 225-230.
13. Суркова Н. А. Оценка сформированности культуры профессиональной импровизации педагога дополнительного образования // Вестник Академии гражданской защиты. 2021. Вып. 1 (25). С. 162-167.
14. Толочек В. А. Психология труда. 3-е изд., доп. Санкт-Петербург : Питер, 2020. 480 с.
15. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г., № 467). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339 668/c1e70d087f26b6857d4f9ee5a38b29f229114893/ (дата обращения: 13.06.2021).
16. Barron M. The changing role of teachers and technologies amidst the COVID 19 pandemic: key findings from a cross-country study / M. Barron, C. Cobo, A. Munoz-Najar, & I. Sanchez Ciarrusta // World Bank blogs. February 18, 2021. URL: https://blogs.worldbank.org/education/changing-role-teachers-and-technologies-amidst-covid-19-pandemic-key-findings-cross (access date: 13.06.2021).
17. Chen H. Teacher effectiveness and teacher growth from student ratings: An action research of school-based teacher evaluation / H. Chen, M. Li, X. Ni, Q. Zheng, L. Li // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 70. https ://doi.org/10.1016/j. stueduc.2021.101010
18. Holochwost S. J. Delineating the benefits of arts education for children's socioemotional development / S. J. Holochwost, T. R. Goldstein, D. P. Wolf // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. Article 624712. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.624712
19. Lang C. Extracurricular activities can play a central role in K-12 education // Phi Delta Kappan. 2021. Vol. 102. № 8. P. 14-19. URL: https://doi.org/10.1177/00317217211013931
20. Lukasik J. M. Pedagogical competencies of teachers at the beginning of their professional career / J. M. Lukasik, K. Jagielska, A. Duda, P. Koperna, A. Mroz, & K. Sobieszczanska // 1st International Con-
ference on Contemporary Education and Economic. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 221. P. 21-25.
21. Ng T. K. New interpretation of extracurricular activities via social networking sites: A case study of artificial intelligence learning at a secondary school in Hong Kong // Journal of Education and Training Studies. 2021. Vol. 9. № 1. P. 49-60.
https://doi.org/10.11114/jets.v9i1.5105
Reference list
1. Avtuh V V. Dejatel'nost' pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija v kontekste professional'nogo standarta = Activity of the teacher of additional education in the context of the professional standard // Rossijskaja nauka: tendencii i vozmozhnosti. Moskva : Pero, 2020. S. 36-38.
2. Doklad Pravitel'stva Rossijskoj Federacii Feder-al'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii o realizacii gosu-darstvennoj politiki v sfere obrazovanija v 2020 godu (8 ijunja 2021 g.) = Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the field of education in 2020 (June 8, 2021). URL: http://government.ru/news/42436/ (data obrashhenija: 10.06.2021).
3. D'jachkova T. V K voprosu o specifike profession-al'noj dejatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovani-ja = To the question of the specifics of the professional activity of the teacher of additional education // Sov-remennye problemy nauki i obrazovanija. 2020. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=0416 (data obrashhenija: 11.06.2021).
4. Zhukov V Ju. Kriterii uspeshnosti professional'noj dejatel'nosti pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija de-tej = Criteria for the success of professional activities of teachers of additional education for children // Aktual'nye problemy teorii i praktiki psihologicheskih, psihologo-pedagogicheskih i pedagogicheskih issledovanij : sb. tru-dov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «XV Levitovskie chtenija». Moskva : Pero, 2020. S. 904-908.
5. Zhukov V Ju. Professional'naja kompetentnost' kak faktor uspeshnosti professional'noj dejatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Professional competence as a factor of the success of the professional activity of the teacher of children additional education // Psi-hologija i pedagogika: aktual'nye problemy teorii i prakti-ki. Moskva : MGOU, 2021. S. 74-76.
6. Zhuljabina N. M. Dopolnitel'noe obrazovanie detej za rubezhom: ponimanie, politika, regulirovanie = Additional education of children abroad: understanding, policy, regulation. Moskva : NIU VShJe, 2017. 40 s.
7. Mazilov V A. Poslednjaja osen' sovetskoj psi-hotehniki = The last autumn of Soviet psychotechnics /
V. A. Mazilov, N. Ju. Stojuhina // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2014. T. 2. № 4. S. 223-236.
8. Mazilov V A. Psihologicheskoe issledovanie odarennosti: problema teorii i metoda = Psychological study of giftedness: the problem of theory and method / V. A. Mazilov, Ju. N. Slepko // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2021. № 79. S. 30-47.
9. Povarenkov Ju. P. Professional'noe vygoranie pedagogov dopolnitel'nogo obrazovanija = Professional burnout of teachers of additional education / Ju. P. Povarenkov, D. V. Gorlova // Pedagogika i psihologija sovremennogo obrazovanija: teorija i praktika : materialy nauchno-prakt. konf. «Chtenija Ushinskogo». Ch. 2. Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2020. S. 147-152.
10. Prikaz Mintruda Rossii ot 05.05.2018 № 298n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh» (Zaregistri-rovano v Minjuste Rossii 28.08.2018 № 52016) = The order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of 05.05.2018 № 298n «About the approval of the professional standard «Additional Education Teacher of Children and Adults» (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation 28.08.2018 № 52016). URL: http://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&docume ntId = 320620 (data obrashhenija: 11.06.2021).
11. Rubcova N. E. Osnovnye napravlenija klassi-fikacij professional'noj dejatel'nosti = Main areas of professional classifications // Psihologija i psihotehnika. 2015. № 5 (80). S. 501-510.
12. Sapozhnikova T. V Cifrovaja obrazovatel'naja sreda organizacii dopolnitel'nogo obrazovanija kak sredstvo professional'nogo razvitija pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija = Digital educational environment for the organization of additional education as a means of professional development of the teacher of additional education / T. V. Sapozhnikova, L. V. Gorenkova, O. V. Zaharova, Ju. V. Rebikova // Voprosy pedagogiki. 2021. № 4-2. S. 225-230.
13. Surkova N. A. Ocenka sformirovannosti kul'tury professional'noj improvizacii pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija = Assessment of the formation of professional improvisation culture of a teacher of additional education // Vestnik Akademii grazhdanskoj zashhity. 2021. Vyp. 1 (25). S. 162-167.
14. Tolochek V. A. Psihologija truda = Labor psy-chology.3-e izd., dop. Sankt-Peterburg : Piter, 2020. 480 s.
15. Celevaja model' razvitija regional'nyh sistem dopolnitel'nogo obrazovanija detej (prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 3 sentjabrja 2019 g., № 467) = Target model for the development of regional systems of additional education for children (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of September 3. 2019. № 467). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339
668/c1e70d087f26b6857d4f9ee5a3 8b29f229114893/ (data obrashhenija: 13.06.2021).
16. Barron M. The changing role of teachers and technologies amidst the COVID 19 pandemic: key findings from a cross-country study / M. Barron, C. Cobo, A. Munoz-Najar, & I. Sanchez Ciarrusta // World Bank blogs. February 18, 2021. URL: https://blogs.worldbank.org/education/changing-role-teachers-and-technologies-amidst-covid-19-pandemic-key-findings-cross (access date: 13.06.2021).
17. Chen H. Teacher effectiveness and teacher growth from student ratings: An action research of school-based teacher evaluation / H. Chen, M. Li, X. Ni, Q. Zheng, L. Li // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 70. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101010
18. Holochwost S. J. Delineating the benefits of arts education for children's socioemotional development / S. J. Holochwost, T. R. Goldstein, D. P. Wolf // Frontiers
in psychology. 2021. Vol. 12. Article 624712. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.624712
19. Lang C. Extracurricular activities can play a central role in K-12 education // Phi Delta Kappan. 2021. Vol. 102. № 8. P. 14-19. URL: https://doi.org/10.1177/00317217211013931
20. Lukasik J. M. Pedagogical competencies of teachers at the beginning of their professional career / J. M. Lukasik, K. Jagielska, A. Duda, P. Koperna, A. Mroz, & K. Sobieszczanska // 1st International Conference on Contemporary Education and Economic. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2018. Vol. 221. P. 21-25.
21. Ng T. K. New interpretation of extracurricular activities via social networking sites: A case study of artificial intelligence learning at a secondary school in Hong Kong // Journal of Education and Training Studies. 2021. Vol. 9. № 1. P. 49-60. https://doi.org/10.11114/jets.v9i1.5105