Научная статья на тему 'Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности'

Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полипрофессиональная компетентность / компетенция / проектная деятельность / проект / polyprofessional competence / competence / project activity / project

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софьина Вера Николаевна, Расторгуева Полина Александровна, Габова Мария Петровна

Введение. В статье приводятся исследования процесса развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности. Рассмотрены психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности, использованные в ходе исследования для акмеологического мониторинга развития полипрофессиональной компетентности в проектной деятельности. Материалы и методы. Для структурирования ключевых понятий данной статьи и выстраивания взаимосвязей между ними использовался метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы. В качестве эмпирических методов исследования применялись методы анкетирования с использованием интерактивных компьютерных технологий, а также метод наблюдения за деятельностью студентов, принимающих участие в реальных практикоориентированных учебных и профессиональных проектах, и опытных специалистов проектных организаций в процессе проектной деятельности и акмеологических тренингов. Результаты исследования. В ходе исследования выделены психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности, представляющие собой акмеологические интерактивные технологии, которые являются «связующим звеном» в системе учебно-профессиональной интеграции между подсистемами вуза и организации, а также инструментом мониторинга и развития определенных компонентов полипрофессиональной компетентности. Результаты исследования данных инвариант свидетельствуют о росте уровня развития у участников проектов таких универсальных компетенций, как ответственность, ориентация на результат, адаптивность, межличностное общение, саморазвитие и эффективные устные коммуникации; также у исследуемых наблюдается развитие таких специальных компетенций, как работа в команде, организаторские способности, формирование команды, инициативность и творческий подход, инновационность, системный подход к решению задач и стратегическое мышление. Сравнительный анализ развития полипрофессиональной компетентности у участников учебных и профессиональных проектов позволил выделить заметную разницу в развитии следующих компетенций: ориентации на качество, саморазвитии, инициативности и творческом подходе, системном подходе к решению задач, инновационности и стратегическом мышлении. В ходе исследования выделены причины разницы в развитии перечисленных компетенций. Результаты исследования позволяют говорить о высоком уровне развития у респондентов такой компетенции, как владение инновационными технологиями на момент включения в проектную деятельность, что обусловлено растущей цифровизацией общества в целом и образования в частности. Обсуждение и выводы. Результаты исследования демонстрируют успешное применение акмеологических технологий для мониторинга и развития компонентов, входящих в состав полипрофессиональной компетентности как в учебной, так и в профессиональной проектной деятельности, что свидетельствует о значимости данных технологий для эффективной учебно-профессиональной интеграции. Исследованные технологии могут быть рекомендованы вузам, осуществляющим подготовку проектноориентированных специалистов, а также проектноориентированным организациям для повышения эффективности работы команд проекта, а также для личностно-профессионального развития участников данных команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Софьина Вера Николаевна, Расторгуева Полина Александровна, Габова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological invariants of students’ polyprofessional competence development in project activities

Introduction. The article provides research on the development process of polyprofessional competence of students in project activities. The psychological invariants of the development of polyprofessional competence, used in the course of the research for acmeological monitoring of the development of polyprofessional competence in project activities, are considered. Materials and methods. To structure the key concepts of this article and build relationships between them, the method of theoretical analysis of psychological and acmeological literature was used. As empirical research methods, we used questionnaire methods using interactive computer technologies, as well as the method of observing the activities of students participating in real practice-oriented educational and professional projects, and experienced specialists of project organizations in the process of project activities and acmeological trainings. Research results. In the course of the study, psychological invariants of the development of polyprofessional competence were identified, which are acmeological interactive technologies, which are the "connecting link" in the system of educational and professional integration between the subsystems of the university and the organization, as well as a tool for monitoring and development of certain components of polyprofessional competence. The results of the study of the invariant data indicate an increase in the level of development among project participants of such universal competencies as responsibility, focus on results, adaptability, interpersonal communication, self-development and effective oral communication; Also, the subjects observed the development of such special competencies as teamwork, organizational skills, team building, initiative and creativity, innovation, a systematic approach to problem solving and strategic thinking. In the course of the study, the reasons for the difference in the development of the listed competencies were identified. The results of the study allow us to speak of a high level of development among the respondents of such competence as possession of innovative technologies at the time of inclusion in project activities, which is due to the growing digitalization of society in general and education in particular. Discussion and conclusions. The results of the study demonstrate the successful application of acmeological technologies for monitoring and developing the components that make up polyprofessional competence, both in educational and professional project activities, which indicates the importance of these technologies for effective scientific and professional integration. The investigated technologies can be recommended to universities that train project-oriented specialists, as well as to project-oriented organizations to improve the efficiency of the project teams, as well as for the personal and professional development of the participants of these teams.

Текст научной работы на тему «Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности»

Статья / Article

УДК / UDC 378.147

DOI 10.35231/18186653_2021_2_271

Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности

В. Н. Софьина, П. А. Расторгуева, М. П. Габова

Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье приводятся исследования процесса развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности. Рассмотрены психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности, использованные в ходе исследования для акмеологического мониторинга развития полипрофессиональной компетентности в проектной деятельности.

Материалы и методы. Для структурирования ключевых понятий данной статьи и выстраивания взаимосвязей между ними использовался метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы. В качестве эмпирических методов исследования применялись методы анкетирования с использованием интерактивных компьютерных технологий, а также метод наблюдения за деятельностью студентов, принимающих участие в реальных практикоориентированных учебных и профессиональных проектах, и опытных специалистов проектных организаций в процессе проектной деятельности и акмеологических тренингов.

Результаты исследования. В ходе исследования выделены психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности, представляющие собой акмеологические интерактивные технологии, которые являются «связующим звеном» в системе учебно-профессиональной интеграции между подсистемами вуза и организации, а также инструментом мониторинга и развития определенных компонентов полипрофессиональной компетентности. Результаты исследования данных инвариант свидетельствуют о росте уровня развития у участников проектов таких универсальных компетенций, как ответственность, ориентация на результат, адаптивность, межличностное общение, саморазвитие и эффективные устные коммуникации; также у исследуемых наблюдается развитие таких специальных компетенций, как работа в команде, организаторские способности, формирование команды, инициативность и творческий подход, инновационность, системный подход к решению задач и стратегическое мышление. Сравнительный анализ развития полипрофессиональной компетентности у участников учебных и профессиональных проектов позволил выделить заметную разницу в развитии следующих компетенций: ориентации на качество, саморазвитии, инициативности и творческом подходе, системном подходе к решению

© Софьина В.Н., Расторгуева П.А., Габова М.П., 2021

271

задач, инновационности и стратегическом мышлении. В ходе исследования выделены причины разницы в развитии перечисленных компетенций. Результаты исследования позволяют говорить о высоком уровне развития у респондентов такой компетенции, как владение инновационными технологиями на момент включения в проектную деятельность, что обусловлено растущей цифровизацией общества в целом и образования в частности.

Обсуждение и выводы. Результаты исследования демонстрируют успешное применение акмеологических технологий для мониторинга и развития компонентов, входящих в состав полипрофессиональной компетентности как в учебной, так и в профессиональной проектной деятельности, что свидетельствует о значимости данных технологий для эффективной учебно-профессиональной интеграции. Исследованные технологии могут быть рекомендованы вузам, осуществляющим подготовку проектно-ориентированных специалистов, а также проектноориентированным организациям для повышения эффективности работы команд проекта, а также для личностно-про-фессионального развития участников данных команд.

Ключевые слова: полипрофессиональная компетентность, компетенция, проектная деятельность, проект.

Для цитирования: Софьина В.Н., Расторгуева П.А., Габова М.П. Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности студентов в проектной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 271-287. DOI 10.35231/18186653_2021_2_271

Psychological invariants of students' polyprofessional competence development in project activities

Vera N. Sofina, Polina A. Rastorgueva, Maria P. Gabova

The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The article provides research on the development process of polyprofessional competence of students in project activities. The psychological invariants of the development of polyprofessional competence, used in the course of the research for acme-ological monitoring of the development of polyprofessional competence in project activities, are considered.

Materials and methods. To structure the key concepts of this article and build relationships between them, the method of theoretical analysis of psychological and acmeolog-ical literature was used. As empirical research methods, we used questionnaire methods using interactive computer technologies, as well as the method of observing the activities of students participating in real practice-oriented educational and professional projects, and experienced specialists of project organizations in the process of project activities and ac-meological trainings.

Research results. In the course of the study, psychological invariants of the development of polyprofessional competence were identified, which are acmeological interactive technologies, which are the "connecting link" in the system of educational and professional integration between the subsystems of the university and the organization, as well as a tool for monitoring and development of certain components of polyprofessional competence. The results of the study of the invariant data indicate an increase in the level of development among project participants of such universal competencies as responsibility, focus on results, adaptability, interpersonal communication, self-development and effective oral communication; Also, the subjects observed the development of such special competencies as teamwork, organizational skills, team building, initiative and creativity, innovation, a systematic approach to problem solving and strategic thinking. In the course of the study, the reasons for the difference in the development of the listed competencies were identified. The results of the study allow us to speak of a high level of development among the respondents of such competence as possession of innovative technologies at the time of inclusion in project activities, which is due to the growing digitalization of society in general and education in particular.

Discussion and conclusions. The results of the study demonstrate the successful application of acmeological technologies for monitoring and developing the components that make up polyprofessional competence, both in educational and professional project activities, which indicates the importance of these technologies for effective scientific and professional integration. The investigated technologies can be recommended to universities that train project-oriented specialists, as well as to project-oriented organizations to improve the efficiency of the project teams, as well as for the personal and professional development of the participants of these teams.

Key words: polyprofessional competence, competence, project activity, project.

For citation: Sofina, V.N., Rastorgueva, P.A., Gabova, M.P. (2021) Psixologicheskie invarianty' razvitiya poliprofessional'noj kompetentnosti studentov v proektnoj deyatel'nosti [Psychological invariants of students' polyprofessional competence development in project activities]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. - pp. 271-287. DOI 10.35231/18186653_2021_2_271 (InRussian).

Введение

Одной из актуальных проблем современного высшего образования является обладание выпускниками высших учебных заведений компетенциями, соответствующими образу современного востребованного специалиста. Явная тенденция применения проектного подхода к решению обширного спектра профессиональных задач формирует определенные требования к профессиональной компетентности специалистов, такие как высокий уровень адаптивности и гибкости мышления, умение работать в команде и выстраивать продуктивные деловые отношения. Также проект-

ная деятельность характеризуется уникальностью результата и, соответственно, уникальностью применяемых для достижения результата технологий и методов, что требует творческого и инновационного подходов к решению задач, многие из которых выходят за рамки основной профессиональной сферы и требуют достаточного уровня профессиональной компетентности для продуктивной работы в смежных профессиональных областях. Помимо этого, эффективная проектная работа чаще всего обеспечивается совместной деятельностью специалистов разных профессиональных областей. В связи с этим в контексте тенденции развития проектной деятельности особое значение имеет развитие полипрофессиональной компетентности, которая представляет собой «ядро», в котором происходит интегративное развитие всех компонентов профессиональной компетентности [20], что является необходимым инструментом для решения широкого спектра проектных задач.

Цель данного исследования - изучение и выявление особенностей процесса развития полипрофессиональной компетентности в проектной среде.

Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1) охарактеризовать развитие полипрофессиональной компетентности в проектной деятельности;

2) определить психологические инварианты полипрофессиональной компетентности для осуществления акмеологического мониторинга её развития в учебной и профессиональной проектной деятельности;

3) выявить особенности развития полипрофессиональной компетентности в учебной и профессиональной проектной деятельности.

Обзор литературы

В психолого-акмеологических исследованиях профессиональная компетентность рассматривается в подсистеме профессионализма личности и деятельности в качестве главного когнитивного компонента. Ключевое значение в определении компетентности Н.В. Кузьминой имеет интеграция субъектом знаний, получаемых из литературных и научных источников, а также из личного опыта наблюдений и взаимодействий с другими людьми, причем данные взаимодействия могут происходить в условиях как профессиональной, так и непрофессиональной деятельности [17]. В большинстве исследований место знаний в основе компетентности представляет собой нечто большее, чем их сумма или даже

система, - это способность субъекта оперировать этими знаниями и использовать их в своей деятельности, особенно для решения нестандартных задач [21]. С психолого-акмеологической точки зрения понятие «профессиональная компетентность» определяется В.Н. Софьиной как системная, динамично развивающаяся характеристика личности, представляющая собой совокупность способностей, знаний, умений, деловых и личностных качеств, которая позволяет осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью за счет владения современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности [8].

В акмеологических исследованиях профессиональной компетентности особое внимание уделяется самостоятельно осуществляемым процессам развития, актуализации и реализации личности [8]. Увеличение субъектной роли обучающегося в процессе собственного образования является одной из причин широкого применения проектного подхода к решению учебных, научных и профессиональных задач. Данная тенденция позволяет решить одну из основных задач современного образования, которая лежит в основе системы учебно-профессиональной интеграции (рис. 1) и заключается в формировании в процессе самостоятельной работы специалистов, обладающих высоким уровнем адаптивности и широты кругозора и способных работать с инновациями в сфере своей профессиональной деятельности.

Рис. 1. Схема учебно-профессиональной интеграции проектной деятельности

в подсистемах «вуз» и «организация»

Успешная учебно-профессиональная интеграция возможна при создании в подсистемах акмеологической среды, которая обладает определенными отличительными особенностями. Главная отличительная особенность акмеологической среды - наличие организованных условий и факторов личностно-профессионального развития. Не менее важной для акмеологической среды является интеграция данных условий и факторов в социальное и пространственно-предметное окружение. Ещё одна отличительная особенность - это интеграция личностных особенностей и особенностей взаимодействия участников образовательного процесса. Взаимодействие подсистем осуществляется при помощи акмеологиче-ских интерактивных технологий, применяемых для мониторинга и развития профессиональной компетентности и отдельных её компонентов [8].

ДПК - дифференциально-психологическая компетентность СПК — социально-психологическая компетентность АПК - атгопсихологическая компетентность А К - акмеологическая компетентность СК- специальная компетентность ИТК - информационно-технологическая компетентность УК - управленческая компетентность

Рис. 2. Динамика развития компонентов полипрофессиональной компетентности

Интегративный подход к совершенствованию самостоятельной работы студентов соответствует требованиям и особенностям проектной деятельности и способствует развитию полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы [5]. Н.Н. Пачина и В.Н. Софьина определяют полипрофессиональную компетентность как системную, динамично развивающуюся характеристику личности, являющуюся ядром, в котором происходит интегративное развитие всех компонентов профессиональной компетентности [8]. В большинстве современных профессиональных моделей компетенций классификация их включает в себя

уникальные компетенции, которые относятся к определенному виду деятельности, а также специальные и универсальные, которые относятся к разряду полипрофессиональных и присущи специалистам различных специальностей. Исследованию и структурированию полипрофессиональной компетентности посвящены работы Н.Н. Пачиной [4, 5] В.Н. Со-фьиной [8, 18], М.П. Габовой [18].

Методы и материалы

Основным методом исследования являлся метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы, который позволил соотнести между собой ключевые понятия исследования и определить для реализации последующих этапов исследования психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности.

В ходе исследования были использованы такие эмпирические методы, как анкетирование с использованием интерактивных компьютерных технологий (в том числе автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики (АСКАД)), наблюдение за участниками в ходе проектной деятельности и акмеологических тренингов.

Выборку исследования составили выпускники вузов (124 респондента), принимавшие участие в реальных практикоориентированных учебных (52 респондента) и профессиональных (72 респондента) проектах. Образ результата сформирован на основании данных исследования опытных специалистов различных профессиональных областей, работающих в проектноориентированных организациях (47 респондентов). Стоит отметить, что проектная деятельность осуществлялась совместными силами выпускников и специалистов, в том числе под руководством специалистов.

Результаты исследования

На первом этапе исследования в качестве психологических инвариант развития полипрофессиональной компетентности у студентов в проектной деятельности были выделены акмеологические интерактивные технологии, являющиеся технологиями личностно-профессионального развития в учебной и профессиональной проектной деятельности, а также «связующим звеном» в системе учебно-профессиональной интеграции.

В ходе исследования был проведен акмеологический мониторинг развития полипрофессиональной компетентности респондентов при помощи автоматизированной системы комплексной акмеологической диагностики (АСКАД) [10], а также при помощи наблюдения и анализа проектной работы и участия в акмеологических тренингах. Следует отметить, что АСКАД была использована в процессе исследования не только в качестве инструмента мониторинга (личностные опросники «Мотиваци-онная направленность» и «Модель компетенций»), но и как амеологиче-ская технология личностно-профессионального развития и саморазвития, технология формирования команды проекта с учетом типологических и психологических особенностей (таких как стиль мышления и форма личности), а также как технология обучения эффективным моделям деятельности для продуктивной работы в команде проекта (обучающий модуль «Модели поведения»).

Помимо АСКАД в ходе исследования был применен комплекс акмеологических тренингов, включающий в себя тренинги на сплочение, тайм-менеджмент и креативность. Примером является тренинг «Обитаемый остров», суть которого заключается в моделировании нестандартной, отвлеченной от основной проектной деятельности участников ситуации, которая в силу игровой составляющей позволяет участникам не только примерить на себя непривычные командные роли, но и проявить креативность в решении смоделированных проектных задач.

Первый этап акмеологического мониторинга респондентов осуществлялся до начала их участия в проектной деятельности с целью получения входных данных об уровне развития полипрофессиональной компетентности. Стоит отметить, что полученные данные не свидетельствуют о существенной разнице показателей для выпускников различных вузов, что позволило объединить их в единую группу для дальнейших исследований.

Личностный опросник «Модель компетенций» позволил оценить уровень развития универсальных компетенций (добросовестность, исполнительность; эффективные письменные коммуникации; аналитические способности; ориентация на результат; владение информационными технологиями; адаптивность; ответственность; ориентация на качество; межличностное общение, лояльность; саморазвитие; эффективные устные коммуникации) и специальных компетенций (инициативность и творческий подход; стратегическое мышление; формирование команды; работа в команде; владение профессиональными знаниями; системный подход к решению профессиональных проблем; организаторские способности; ин-новационность, саморазвитие; клиентоориентированность; управление и координация).

Результаты первого этапа акмеологического мониторинга, полученные при помощи личностного опросника «Модель компетентности», входящего в АСКАД, представляют собой средние значения по группам и демонстрируют значительную разницу между уровнем развития компетентности выпускников и опытных специалистов, чьи данные используются в качестве образа результата (рис. 3, 4).

Эффект, письменные коммуникации Эффект, устные коммуникации

Аналитические способности

Саморззвити

Ответственность 5-

Ориентация на результат

Ориентация на качество

.аптивность

Добросовестность

Владение ИТ

ежличностное общение

— Выпускники

■ Выпускники, участники учебных проектов

■ Выпускники, участники профессиональны х проектов

■ Опытные специалисты (образ результата)

Толерантность

Рис. 3. Результаты акмеологического мониторинга развития у участников учебных и профессиональных проектов универсальных компетенций, входящих в состав полипрофессиональной компетентности

Рис. 4. Результаты акмеологического мониторинга развития у участников учебных и профессиональных проектов специальных компетенций, входящих в состав полипрофессиональной компетентности

Результаты акмеологического мониторинга свидетельствуют о развитии у респондентов таких универсальных компетенций, как эффективные устные коммуникации, адаптивность, саморазвитие, межличностное общение, ориентация на результат и ответственность; также у респондентов наблюдается развитие таких специальных компетенций, как иннова-ционность, работа в команде, организаторские способности, стратегическое мышление, системный подход к решению задач, инициативность и творческий подход, формирование команды.

Значимые различия по критерию Стьюдента при при а=0,01 в исследуемых группах наблюдаются в следующих компетенциях: ориентация на качество (участники учебных проектов - 1,4, участники профессиональных проектов - 2,8), стратегическое мышление (участники учебных проектов - 2, участники профессиональных проектов - 3,6), саморазвитие (участники учебных проектов - 3,3, участники профессиональных проектов - 4,5), системный подход к решению задач (участники учебных проектов - 2,6, участники профессиональных проектов - 3,8), инициативность и творческий подход (участники учебных проектов - 3,1, участники профессиональных проектов - 4,6), инновационность (участники учебных проектов - 3,2, участники профессиональных проектов - 4,3). Результаты анкетирования и наблюдения в ходе проектной деятельности и акмеоло-гических тренингов позволяют выделить в качестве причин разницы в развитии перечисленных компетенций нестандартность и практикоориентированность профессиональных проектных задач, продуктивную работу над которыми подразумевает выход за рамки сформированной у выпускников теоретической базы и наличие широкого кругозора; более широкий по сравнению с учебными проектами масштаб профессиональных проектов; высокие требования к результатам профессиональной деятельности.

Примененные в ходе исследования акмеологические технологии оказали существенное влияние на развитие компетенций, входящих в состав полипрофессиональной компетентности. Успешное применение данных технологий в учебной и профессиональной деятельности свидетельствует о перспективности внедрения проектной деятельности в систему учебно-научно-профессиональной интеграции для полипрофессиональной подготовки будущих специалистов.

Обсуждение и выводы

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы.

1. В контексте тенденции развития учебной и профессиональной проектной деятельности особое значение имеет развитие полипрофессиональной компетентности, представляющей собой «ядро», в котором происходит интегративное развитие всех компонентов профессиональной компетентности для эффективной работы в команде проекта специалистов различных профессиональных сфер. Развитие полипрофессиональной компетентности реализуется за счет системы учебно-профессиональной интеграции, включающей в себя проектную деятельность в подсистемах «вуз» и «организация».

2. Психологические инварианты развития полипрофессиональной компетентности представлены в исследовании акмеологическими интерактивными технологиями, которые являются «связующим звеном» в системе учебно-профессиональной интеграции между подсистемами вуза и организации. В рамках исследования рассмотрены такие психологические инварианты, как: автоматизированная система комплексной акмео-логической диагностики (АСКАД), применяемая для личностно-профессионального развития и саморазвития, для формирования команды проекта с учетом типологических и психологических особенностей (таких, как стиль мышления и форма личности), а также для обучения эффективным моделям деятельности для продуктивной работы в команде проекта (обучающий модуль «Модели поведения»); комплекс акмеологи-ческих тренингов, направленных на развитие значимых для продуктивной проектной деятельности аспектов - сплочение команды, тайм-менеджмент и креативность.

3. Результаты исследования психологических инвариант развития полипрофессиональной компетентности в ходе учебной и профессиональной проектной деятельности свидетельствуют о развитии у участников учебных и профессиональных проектов таких универсальных компетенций, как эффективные устные коммуникации, адаптивность, саморазвитие, межличностное общение, ориентация на результат и ответственность; также у респондентов наблюдается развитие таких специальных компетенций, как инновационность, работа в команде, организаторские способности, системный подход к решению задач, инициативность и творческий подход, формирование команды, стратегическое мышление.

При помощи сравнительного анализа развития полипрофессиональной компетентности у участников учебных и профессиональных проектов выделена заметная разница в развитии следующих компетенций: системном подходе к решению задач, инициативности и творческом подходе, ориентации на качество, стратегическом мышлении, саморазвитии, инно-вационности. В ходе исследования выделены причины разницы в развитии перечисленных компетенций: нестандартность и практикоориентированность профессиональных проектных задач, продуктивная работа над которыми подразумевает выход за рамки сформированной у выпускников теоретической базы и наличие широкого кругозора; более широкий по сравнению с учебными проектами масштаб профессиональных проектов; высокие требования к результатам профессиональной деятельности.

Результаты исследования позволяют говорить о высоком уровне развития у респондентов такой компетенции, как владение инновационными технологиями на момент включения в проектную деятельность, что обусловлено растущей цифровизацией общества в целом и образования в частности.

4. Результаты исследования демонстрируют успешное применение акмеологических технологий для мониторинга и развития компонентов, входящих в состав полипрофессиональной компетентности как в учебной, так и в профессиональной проектной деятельности, что свидетельствует о значимости данных технологий для эффективной учебно-профессиональной интеграции. Исследованные технологии могут быть рекомендованы вузам, осуществляющим подготовку проектноориентиро-ванных специалистов, а также проектноориентированным организациям для повышения эффективности работы команд проекта и для личностно-профессионального развития участников данных команд.

Список литературы

1. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. - 2003. - № 4. - С. 21-31.

2. Габова М.П. Акмеологическая среда вуза как фактор личностно-профессио-нального развития студентов и руководителей в практико-ориентированной деятельности // Научное мнение. - №9. - 2019. - С. 32-35.

3. Кузьмина Н.В. Фундаментальная акмеология как важнейший ресурс процесса повышения продуктивности образования // Проблемиосв™: збiрникнауковихпраць. -Вип. 84. - Житомир-КиТв, 2015. - С. 14-19.

4. Пачина Н.Н. Полипрофессиональная компетентность субъекта высшей школы: акмеологический потенциал развития: монография // Акмеология полипрофессионального становления субъекта высшей школы; отв. ред. Н.П. Фетискин, Н.В. Кузовлева, Н.Н. Пачина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - С. 9-55.

5. Пачина Н.Н. Развитие полипрофессиональной компетентности субъекта высшей школы // Акмеология. - 2012. - № 2 (42). 2012. - С. 49-54.

6. Софьина В. Н., Габова М. П., Беляева А. А., Винокурова О. Ю., Галченко А. С. Акмеологический подход к развитию профессиональной компетентности в проектной деятельности с использованием интерактивных технологий // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научный журнал № 4 (Ч. I). -2016. - С. 201-211.

7. Софьина В.Н. Расторгуева П.А., Коробов С.А. Автоматизированная система кадрового менеджмента как инструмент акмеологического мониторинга развития профессиональной компетентности // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XXVI междунар. науч.-метод. конф. СПб.: СПБГЭУ «ЛЭТИ». 2020. - С. 511-512.

8. Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: мо-ногр. - СПб.: Сев.-Зап. ин-т упр. - РАНХиГ, 2015. - 180 с.

9. Софьина В.Н., Габова М.П., Меленевская О.Ю., Баласанян А.С., Малинкин Н.А.Акмеологические факторы развития профессиональной компетентности бакалавров и магистров в вузе // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XXI междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: СПБГЭУ «ЛЭТИ». - Т. II. -2015. - С. 177-179.

10. Софьина В.Н. Габова М.П., Галченко А.С., Коробов С.А., Вейнбрин А.А., Исаев В.В., Тихомирвоа И.С. Акмеологический анализ личностно-профессионального развития в системе непрерывного образования // Современное образование: содержание, технологии качество: Материалы 13-й междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017. - С. 312-314.

11. Софьина В.Н., Новиков А.В., Коробов С.А. Акмеологический подход к обучению и развитию персонала // Современное образование: содержание, технологии качество: Материалы 25-й междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». -2019. - С. 271-273.

12. Софьина В.Н., Расторгуева П.А. Проектная деятельность как акмеологическая технология развития профессиональной компетентности на различных этапах образования // Современное образование: содержание, технологии качество: Материалы 25-й междунар. науч.-метод. конф. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - 2019. -С. 416-418.

13. Софьина В.Н., Габова М.П., Галченко А.С., Полежаева О.Д. Системный подход к развитию профессиональной компетентности студентов и руководителей в проектной деятельности с использованием акмеологических технологий // Научное мнение. - №7-8. - 2017. - С. 159-163.

14. Софьина В.Н., Катушонок И.Ю. Системный подход к развитию профессиональной компетентности студентов // Научное мнение. - 2019. - №10. - С. 25-30.

15. Софьина В. Н., Габова М. П., Галченко А. С., Катушонок И. Ю. Психолого-акмеологические технологии личностно-профессионального развития студентов и руководителей в проектной деятельности // Научное мнение. 2018. № 12. С. 48-53.

16. Софьина В.Н., Габова М.П. Роль проектной деятельности в развитии профессиональной компетентности студентов в вузе // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XXI междунар. науч.-метод. конф. 22 апр. 2015 г. - СПб.: СПБГЭУ «ЛЭТИ». - Т. II. - С. 107-109.

17. Софьина В.Н., Кузьмина Н.В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе: моногр. Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования РФ, Российская Акад. Образования, Смольный ин-т РАО, Ин-т пед. образования РАО. - СПб.: Центр стратегических исслед., 2012. - 199 с.

18. Софьина В.Н., Габова М.П., Мурашев А.В. Проектная деятельность студентов как фактор развития полипрофессиональной компетентности // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития личности в современном обществе» 11-13 апр. 2019 г. - Псков: ПГУ, 2019. - С. 28-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. А.А. Пинского. - М.: Мир книги, 2001.

20. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. - №3. - С. 20-26.

21. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. - С. 16-20.

References

1. Vvedenskij, V.N. (2003) Kompetentnost' pedagoga kak vazhnoe uslovie uspesh-nosti ego professional'noj deyatel'nosti // Innovacii v obrazovanii. № 4. рр. 21-31. (In Russian).

2. Gabova, M.P. (2019) Akmeologicheskaya sreda vuza kak faktor lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov i rukovoditelej v praktiko-orientirovannoj deyatel'nosti // Nauchnoe mnenie №9. рр. 32-35. (In Russian).

3. Kuz'mina, N.V. (2015) Fundamental'naya akmeologiya kak vazhnejshij resurs processa povysheniya produktivnosti obrazovaniya// Problemiosviti: zbirniknaukovihprac'. Vip. 84. ZHitomir-Kiiv. рр. 14-19. (In Russian).

4. Pachina, N.N. (2012) Poliprofessional'naya kompetentnost' sub"ekta vysshej shkoly: akmeologicheskij potencial razvitiya: monografiya // Akmeologiya poliprofessional'nogo stanovleniya sub"ekta vysshej shkoly; otv. red. N.P. Fetiskin, N.V. Ku-zovleva, N.N. Pachina. - Elec: EGU im. I.A. Bunina. рр. 9-55. (In Russian).

5. Pachina, N.N. (2012) Razvitie poliprofessional'noj kompetentnosti sub"ekta vysshej shkoly / N.N. Pachina // Akmeologiya. № 2 (42). рр. 49-54. (In Russian).

6. Sofina, V. N. Gabova, M. P., Belyaeva, A. A., Vinokurova, O. YU., Galchenko, A. S. (2016) Akmeologicheskij podhod k razvitiyu professional'noj kompetentnosti v proektnoj deyatel'nosti s ispol'zovaniem interaktivnyh tekhnologij // Vestnik Leningradskogo gosudar-stvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina. Nauchnyj zhurnal № 4 (CHast' I). рр. 201211. (In Russian).

7. Sofina, V.N. Rastorgueva, P.A., Korobov, S.A. (2020) Avtomatizirovannaya sistema kadrovogo menedzhmenta kak instrument akmeologicheskogo monitoringa razvitiya professional'noj kompetentnosti // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii,

kachestvo: Materialy XXVI mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii Sankt-Peterburg SPBGEU «LETI». pp. 511-512. (In Russian).

8. Sof'ina, V.N. (2015) Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noj kom-petentnosti studentov v sisteme uchebno-nauchno-professional'noj integracii: monogr. SPb.: Sev.-Zap. in-t upr. - RANHiG. (In Russian).

9. Sof'ina, V.N. Gabova, M.P., Melenevskaya, O.YU., Balasanyan, A.S., Malinkin, N.A. (2015) Akmeologicheskie faktory razvitiya professional'noj kompetentnosti bakalavrov i magistrov v vuze // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - 22 aprelya 2015 g.: Materialy XXI mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Sankt-Peterburg SPBGEU «LETI». Tom II. pp. 177-179. (In Russian).

10. Sof'ina, V.N. Gabova, M.P., Galchenko, A.S., Korobov, S.A., Vejnbrin, A.A., Isaev, V.V., Tihomirvoa, I.S. (2017) Akmeologicheskij analiz lichnostno-professional'nogo razvitiya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii kachestvo: Materialy 13-oj mezhdunar. nauchno-metodicheskoj konf. SPb.: SPbGETU «LETI». pp. 312-314. (In Russian).

11. Sof'ina, V.N. Novikov, A.V., Korobov, S.A. (2019) Akmeologicheskij podhod k obucheniyu i razvitiyu personala // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii kachestvo: Materialy 25-oj mezhdunar. nauchno-metodicheskoj konf. SPb.: SPbGETU «LETI». pp. 271-273. (In Russian).

12. Sof'ina, V.N. Rastorgueva, P.A. (2019) Proektnaya deyatel'nost' kak akmeologicheskaya tekhnologiya razvitiya professional'noj kompetentnosti na razlichnyh etapah obrazovaniya // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii kachestvo: Materialy 25-oj mezhdunar. nauchno-metodicheskoj konf. SPb.: SPbGETU «LETI». pp. 416-418. (In Russian).

13. Sof'ina, V.N. Gabova, M.P., Galchenko, A.S., Polezhaeva, O.D. (2017) Sistemnyj podhod k razvitiyu professional'noj kompetentnosti studentov i rukovoditelej v proektnoj deyatel'nosti s ispol'zovaniem akmeologicheskih tekhnologij // Nauchnoe mnenie. №7-8. pp. 159-163. (In Russian).

14. Sof'ina, V.N. Katushonok, I.YU. (2019) Sistemnyj podhod k razvitiyu professional'noj kompetentnosti studentov // Nauchnoe mnenie. №10. pp. 25-30. (In Russian).

15. Sof'ina, V. N., Gabova, M. P., Galchenko, A. S., Katushonok, I. YU. (2018) Psi-hologo-akmeologicheskie tekhnologii lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov i rukovoditelej v proektnoj deyatel'nosti // Nauchnoe mnenie. № 12. pp. 48-53. (In Russian).

16. Sof'ina, V.N., Gabova, M.P. (2015) Rol' proektnoj deyatel'nosti v razvitii professional'noj kompetentnosti studentov v vuze // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - 22 aprelya 2015 g.: Materialy XXI mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii Sankt-Peterburg SPBGEU «LETI». Tom II. pp. 107-109. (In Russian).

17. Sof'ina, V.N., Kuz'mina, N.V. (2012) Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noj kompetentnosti v vuze: monografiya; Federal'noe gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya RF, Rossijskaya Akad. Obrazovaniya, Smol'nyj int RAO, In-t ped. obrazovaniya RAO. Sankt-Peterburg: Centr strategicheskih issled. (In Russian).

18. Sof'ina, V.N. Gabova, M.P., Murashev, A.V. (2019) Proektnaya deyatel'nost' stu-dentov kak faktor razvitiya poliprofessional'noj kompetentnosti // Aktual'nye problemy razvitiya lichnosti v sovremennom obshchestve 11-13 apr. 2019 g.: Materialy mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pskov: PGU. рр. 28-32. (In Russian).

19. Strategiya modernizacii soderzhaniya obshchego obrazovaniya: Materialy dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obshchego obrazovaniya / Pod red. A.A. Pinskogo. - M.: Mir knigi, 2001. (In Russian).

20. Tatur, YU.G. (2004) Kompetentnost' v strukture modeli kachestva podgotovki spe-cialista // Vysshee obrazovanie segodnya. № 3. рр. 20-26. (In Russian).

21. SHCHedrovickij, G.P. (1993) Sistema pedagogicheskih issledovanij (Metodologicheskij analiz) // Pedagogika i logika. M.: Kastal'. рр. 16-20. (In Russian).

Вклад соавторов

Софьина В.Н.: формирование замысла исследования, определение его теоретико-методологических основ и стратегии, обобщение результатов; Расторгуева П.А.: сбор и обработка материалов исследования в части выпускников, принимавших участие в учебной проектной деятельности; Габова М.П.: сбор и обработка материалов исследования в части выпускников, принимавших участие в профессиональной проектной деятельности, и опытных специалистов проектноориентированных организаций, осуществление контент-анализа и интерпретация его результатов.

Author contributions

Sofina V.N.: formation of the research concept, determination of its theoretical and methodological foundations and strategies, generalization of the results; Rastorgueva P.A.: collection and processing of research materials in terms of graduates who took part in educational project activities; Gabova M.P.: collection and processing of research materials in terms of graduates who took part in professional project activities and experienced specialists of project-oriented organizations, implementation of content analysis and interpretation of its results.

Об авторах

Софьина Вера Николаевна, доктор психологических наук, профессор, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-6697-9704, e-mail:[email protected]

Расторгуева Полина Александровна, аспирант, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-0879-3968, e-mail: [email protected]

Габова Мария Петровна, аспирант, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-00020686-0760, e-mail: [email protected]

About the authors

Vera N. Sofina, Dr. Sci. (Ped.), Full Professor, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-6697-9704, e-mail:[email protected]

Polina A. Rastorgueva, Postgraduate, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-0В79-396В, e-mail: [email protected]

Maria P. Gabova, Postgraduate, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-06В6-0760, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 20.06.2021 Received: 20 May 2021

Принята к публикации: 16.06.2021 Accepted: 16 June 2021

Опубликована: 30.06.2021 Published: 30 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.