Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / РУКОВОДИТЕЛИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галченко Анна Сергеевна, Куликова Татьяна Николаевна, Лебедева Мария Евгеньевна, Софьина Вера Николаевна

Введение. В статье описываются подходы к изучению понятия психологической безопасности профессиональной среды и ее значение для эффективности профессиональной деятельности руководителей. Приводятся различные аспекты психологической безопасности профессиональной среды. С позиции системного подхода профессиональная среда рассматривается как акмеологическая система, оказывающая влияющие на эффективность управленческой деятельности. Материалы и методы. С целью формирования представлений о ключевых понятиях данной статьи использовался метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы. В качестве эмпирических методов исследования применялись методы наблюдения и интервью руководителей. Результаты исследования. Личностно-профессиональное развитие руководителей рассмотрено в акмеологической системе «Профессиональная среда». Определены и проанализированы структурные и функциональные компоненты акмеологической системы. Выделены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на компоненты профессиональной среды руководителей. Выявлена взаимосвязь психологической безопасности профессиональной среды руководителей и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие. Обсуждение и выводы. Обозначена концептуальная специфичность факторов, влияющих на компоненты профессиональной среды в зависимости от сферы профессиональной деятельности руководителей. Выявление и изучение данных факторов может стать основой для формирования и развития полипрофессиональной компетентности руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галченко Анна Сергеевна, Куликова Татьяна Николаевна, Лебедева Мария Евгеньевна, Софьина Вера Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE PROFESSIONAL ENVIRONMENT AND FACTORS AFFECTING THE PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF MANAGERS

Introduction. The article describes approaches to the study of the concept of psychological safety of the professional environment and its significance for the effectiveness of professional activity of managers. Various aspects of the psychological safety of the professional environment are presented. From the standpoint of a systematic approach, the professional environment is considered as an acmeological system that affects the effectiveness of management activities. Materials and methods. In order to form ideas about the key concepts of this article, the method of theoretical analysis of psychological and acmeological literature was used. Methods of observation and interviews of managers were used as empirical research methods. Research results. Personal and professional development of managers is considered in the acmeological system "Professional environment". The structural and functional components of the acmeological system have been identified and analyzed. The factors that have a positive and negative impact on the components of the professional environment of managers are highlighted. The relationship between the psychological safety of the professional environment of managers and the factors influencing personal and professional development has been revealed. Discussion and conclusions. The conceptual specificity of the factors influencing the components of the professional environment, depending on the sphere of professional activity of managers, is indicated. Identification and study of these factors can become the basis for the formation and development of polyprofessional competence of managers.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

Статья / Article

УДК / UDC 159.923.2

DOI 10.35231/18186653_2021_2_122

Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей

А. С. Галченко, Т. Н. Куликова, М. Е. Лебедева, В. Н. Софьина

Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье описываются подходы к изучению понятия психологической безопасности профессиональной среды и ее значение для эффективности профессиональной деятельности руководителей. Приводятся различные аспекты психологической безопасности профессиональной среды. С позиции системного подхода профессиональная среда рассматривается как акмеологическая система, оказывающая влияющие на эффективность управленческой деятельности.

Материалы и методы. С целью формирования представлений о ключевых понятиях данной статьи использовался метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы. В качестве эмпирических методов исследования применялись методы наблюдения и интервью руководителей.

Результаты исследования. Личностно-профессиональное развитие руководителей рассмотрено в акмеологической системе «Профессиональная среда». Определены и проанализированы структурные и функциональные компоненты акмеологической системы. Выделены факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на компоненты профессиональной среды руководителей. Выявлена взаимосвязь психологической безопасности профессиональной среды руководителей и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие.

Обсуждение и выводы. Обозначена концептуальная специфичность факторов, влияющих на компоненты профессиональной среды в зависимости от сферы профессиональной деятельности руководителей. Выявление и изучение данных факторов может стать основой для формирования и развития полипрофессиональной компетентности руководителей.

Ключевые слова: психологическая безопасность, профессиональная среда, руководители, акмеологическая система, личностно-профессиональное развитие.

© Галченко А.С., Куликова Т.Н., Лебедева М.Е., Софьина В.Н., 2021

122

Для цитирования: Галченко А.С., Куликова Т.Н., Лебедева М.Е., Софьина В.Н. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. -С. 122-141. DOI 10.35231/18186653_2021_2_122

Study of the psychological safety of the professional environment and factors affecting the personal and professional development of managers

Anna S. Galchenko, Tatyana N. Kulikova, Maria E. Lebedeva, Vera N. Sofina

The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The article describes approaches to the study of the concept of psychological safety of the professional environment and its significance for the effectiveness of professional activity of managers. Various aspects of the psychological safety of the professional environment are presented. From the standpoint of a systematic approach, the professional environment is considered as an acmeological system that affects the effectiveness of management activities.

Materials and methods. In order to form ideas about the key concepts of this article, the method of theoretical analysis of psychological and acmeological literature was used. Methods of observation and interviews of managers were used as empirical research methods.

Research results. Personal and professional development of managers is considered in the acmeological system "Professional environment". The structural and functional components of the acmeological system have been identified and analyzed. The factors that have a positive and negative impact on the components of the professional environment of managers are highlighted. The relationship between the psychological safety of the professional environment of managers and the factors influencing personal and professional development has been revealed.

Discussion and conclusions. The conceptual specificity of the factors influencing the components of the professional environment, depending on the sphere of professional activity of managers, is indicated. Identification and study of these factors can become the basis for the formation and development of polyprofessional competence of managers.

Key words: psychological safety, professional environment, managers, acmeological system, personal and professional development.

For citation: Galchenko, A.S., Kulikova, T.N., Lebedeva, M.E., Sofina, V.N. (2021) Issledovanie psixologicheskoj bezopasnosti professional'noj sredy' i faktorov, vliyayushhix na lichnostno-professional'noe razvitie rukovoditelej [Study of the psychological safety of the professional environment and factors affecting the personal and professional development of managers]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni

A.S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. pp. 122-141. DOI 10.35231/18186653_2021_2_122 (In Russian).

Введение

На современном уровне развития психологии к исследованию таких объемных и многокомпонентных вопросов, как личностно-профессио-нальное развитие руководителей и психологическая безопасность профессиональной среды, применяется системный подход [7; 11; 17; 26]. Проблему личностного развития и профессионального совершенствования руководителей можно рассматривать с позиции деятельностного подхода, учитывая тем самым специфику профессиональной среды руководителей в каждой сфере деятельности.

Одной из значимых проблем в отечественной и зарубежной психологии является повышение эффективности управленческой деятельности и личностно-профессиональное развитие руководителей. Подходы к решению данной проблемы представлены в акмеологических исследованиях: Ф.Е. Фидлер, К.Х. Белл, М.М. Чемерс, 1984; И.Н. Семенов, 1990; Б.М. Басс, В.Дж. Аволио, 1990; Р.Л. Кричевский, 1991; А.А. Деркач, 1992;

B.Г. Асеев, 1993; Х. Ларсен, 1994; В.Г. Зазыкин, 1994; О.С. Анисимов, 1995; Е.А. Климов, 1995; С.Ю. Степанов, 1995; К.П. Хансен, 1996; А.К. Маркова, 1996; Ю.В. Синягин, 1996; А.А. Бодалев, 1998; Е.А. Ябло-кова, Н.В. Боровикова, 1998; М.С. Коннелли, 2000; Р.Е. Боятзис, Е.К. Стаббс, С.Н. Тейлор, 2002; А. Морита, 2006; А.С. Огнев, 2009; А.С. Баласанян, 2011; B.C. Агапов, 2012; В.Н. Софьина, 2015 и ряда других ученых.

Целью данного исследования является выявление факторов психологической безопасности профессиональной среды руководителей в разных сферах профессиональной деятельности.

Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Дать характеристику понятию психологической безопасности профессиональной среды руководителей.

2. Выделить структуру и определить основные компоненты акмеоло-гической системы «Профессиональная среда» руководителей.

3. Выявить факторы, способствующие и препятствующие лич-ностно-профессиональному развитию руководителей в акмеологической системе «Профессиональная среда».

4. Определить специфичность факторов психологической безопасности профессиональной среды для руководителей различных сфер профессиональной деятельности.

Обзор литературы

В контексте личностно-профессионального развития профессиональная среда является одним из важнейших аспектов достижения высокого уровня профессионализма руководителей. Соответственно, от качественных свойств профессиональной среды руководителей (позитивных или негативных) будет зависеть результат профессиональной деятельности и, как следствие, развитие самих руководителей.

Так, по мнению О.Ю. Даниловой, профессиональная среда руководителя выступает превалирующим внешним фактором, влияющим на формирование профессиональной Я-концепции личности, как осознанной изменяющейся системы внутренних представлений человека о самом себе в русле конкретной управленческой деятельности [6]. В основе данных представлений лежат индивидуальные личностно-психологические особенности и профессиональные качества каждого руководителя, перерастающие впоследствии в уникальные особенности управленцев и проявляющиеся в разнообразии профессиональных взаимодействий с другими участниками рабочих отношений.

В работах Н.Д. Стрекаловой, В.А. Семенова, Г.И. Роговой описывается процесс формирования профессиональной среды государственных служащих посредством установления деятельностно-коммуникативных и социально-психологических отношений между специалистами на основе официальных (непосредственно профессиональных взаимодействий) и неформальных, базирующихся на личных отношениях сотрудников [32]. Также авторами отмечено, что помимо обеспечения выполнения профессиональных задач профессиональная среда способна воздействовать на эффективность деятельности и профессиональное развитие органов управления, как положительно, так и негативно.

Таким образом, обобщая различные теоретические подходы к исследованию профессиональной среды, можно отметить, что профессиональная среда руководителей представляет собой совокупность профессиональных условий, окружающих руководителей, внешних и внутренних влияющих факторов, а также ресурсов (человеческих, материальных, информационных, духовных и др.), необходимых для осуществления эффективной управленческой деятельности.

Вместе с тем, значительную роль в создании и поддержании условий для личностно-профессионального развития руководителей играет психологическая безопасность профессиональной среды.

Потребность в безопасности человека имеет эволюционно древние истоки и сопровождает его на протяжении всего филогенеза. Развитие навыков обеспечения собственной безопасности являются для человека одними их первостепенных задач на биологическом, психологическом и социальном уровне.

В научной литературе рассматриваются различные подходы к психологии безопасности. Так, анализируя источники, можно проследить формирование данного понятия в рамках психологии труда и инженерной психологии [15] и последующий переход к междисциплинарной области знания, где уже личность выступает в качестве субъекта психологической безопасности [2; 4; 10] так и дальнейшее развитие данной точки зрения в сторону взаимодействия психологии безопасности и социального окружения [5; 9].

Анализ различных научно-теоретических подходов к исследованию психологической безопасности показал, что в настоящий момент данное понятие разработано недостаточно и не имеет общепринятой дефиниции. Однако, ряд аспектов данного понятия нашло отражение в исследованиях Т.С. Кабаченко, 2000; Т.И. Колесниковой, 2001; И.А. Баевой, А.Н. Сухова, 2002; Н.Л. Шлыковой, 2004; Н.А. Лызь, 2005; М.А. Котик, 2006; А.Н. Кимберга, Г.Ю. Фоменко, 2010; В.Г. Маралова, 2011; И.Б. Шу-ванова, 2012; Т.М. Краснянской, Т.В. Эксакусто, 2013; С.Н. Тесля, 2020; и др.

Так, И.А. Баева понимает под психологической безопасностью совокупность условий, способствующих полному раскрытию внутренней природы человека. В контексте изучения образовательной среды данное понятие раскрывается как «состояние, свободное от проявлений психо-

логического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [1; 3].

По мнению Т.И. Колесниковой, исследовавшей понятие безопасности в психологии личности, психологическая безопасность защищает сознание от различных воздействий, способных изменить психические состояния, психологические характеристики и поведение, и, как следствие, отразиться на жизненном пути человека [14]. Также влияние различных экзо- и эндогенных факторов на динамическое равновесие психологической защищенности и открытости действию при достижении жизненных целей рассматривали Т.М. Краснянская и В.Г. Тылец [16].

Т.В. Эксакусто и Ю.К. Дугановой отмечено, что психологическая безопасность обеспечивает сохранение целостности и баланса в жизнедеятельности субъекта, а также возможности реализовываться и саморазвиваться [34].

Особое место в направлении психологии безопасности занимает безопасность профессиональной среды. Так, Л.Г. Дикая и В.В. Семенюк в своих исследованиях пришли к выводу, что психологическая безопасность оказывает влияние на профессиональную эффективность и работоспособность человека, а также участвует в формировании его личностных характерологических качеств [8; 28]. Т.С. Пухарева рассматривает психологическую безопасность личности в качестве детерминанты конструктивного профессионального развития [27].

По мнению Н.Л. Шлыковой, психологическая безопасность представляет собой «сложное структурированное психологическое образование -целостную систему психических процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности» [33]. Установлено, что специфика формирования психологической безопасности является детерминантой уровня развития производственной среды.

В нашем понимании под психологической безопасностью профессиональной среды руководителей подразумевается совокупность оптимальных условий для формирования, осуществления и развития эффективной управленческой деятельности. В качестве данных условий

может выступать сочетание внутренних и внешних факторов, которые прямо или косвенно оказывают влияние на профессиональную деятельность.

В зависимости от сферы профессиональной деятельности можно рассматривать особенности психологической безопасности, например, в сфере экономики и промышленности, безопасность в сфере образования и здравоохранения, безопасность военной и политической деятельности, безопасность в сфере культуры и спорта, и т.д. В рамках данного исследования наибольший интерес представляет психологическая безопасность управленческой деятельности, как кроссфункциональное понятие, объединяющее руководителей из разных профессиональных сфер деятельности.

Методы и материалы

В качестве основного метода исследования использовался метод теоретического анализа психологической и акмеологической литературы, на основе изучения которых сформировано представление о таких ключевых понятиях, как профессиональная среда и психологическая безопасность.

Изучение влияния субъективных и объективных факторов акмеоло-гической системы «Профессиональная среда» на личностно-профессио-нальное развитие руководителей проводилось при помощи методов наблюдения и интервьюирования руководителей различных сфер профессиональной деятельности.

Выборку исследования составили 380 руководителей различных сфер профессиональной деятельности, в возрасте от 30 до 60 лет, среди которых было 219 мужчин и 161 женщина. Выборка была разделена на 3 группы по сферам профессиональной деятельности. Первую группу составили руководители, работающие в сфере здравоохранения (в том числе фармацевтических компаний) - 121 человек (из них 84 женщины и 37 мужчин); во вторую группу вошли руководители исполнительных органов государственной власти - 139 человек (из них 51 женщина и 88 мужчин); третью группу составили руководители подразделений органов внутренних дел - 120 человек (из них 26 женщин и 94 мужчины). Средний стаж управленческой деятельности руководителей составил 11 лет.

Результаты исследования

На первом этапе исследования, используя акмеологический подход, мы проанализировали профессиональную среду руководителей как ак-меологическую систему. В соответствии с научной концепцией Н.В. Кузьминой [17], в структуре акмеологической системы «Профессиональная среда» руководителей можно выделить ядро и взаимосвязанные между собой компоненты (рис. 1).

Рис. 1. Структура акмеологической системы «Профессиональная среда» руководителей

Как видно на рисунке, в качестве центрального ядра акмеологической системы «Профессиональная среда» руководителей выступает лич-ностно-профессиональное развитие руководителей. Каждый из структурных компонентов системы оказывает влияние на ядро акмеологической системы.

Так, в качестве ключевого компонента акмеологической системы и основы осуществления управленческой деятельности лежит постановка цели руководителей и способов ее достижения. На пути личностно-про-фессионального развития руководители учатся целеполаганию по SMART, что означает, что их цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, значимыми и иметь ограничение во времени.

Вторым компонентом личностно-профессионального развития руководителей являются разнообразные средства коммуникации, обеспечивающие эффективное взаимодействие руководителей между собой, с подчиненными и вышестоящим руководством. Сюда включается знание

видов и условий эффективной коммуникации, выбора роли для достижения цели коммуникации, овладение методиками проведения эффективного совещания и противостояния чужому влиянию, применение техник убеждения и ведения переговоров, система группового принятия решений и т.д.

Значительную роль в личностно-профессиональном развитии руководителей играет компонент владения информационными ресурсами для выполнения управленческой деятельности (включая использование различных интернет-технологий, системы управления знаниями, электронный документооборот и др.), а также умение работать с информацией, начиная с поиска и обработки первичной информации, ее качественного и структурного анализа, до систематизации, обобщения и переработки под свои управленческие потребности с возможностью дальнейшей передачи, тиражирования и т.п.

Сотрудники (и подчиненные) являются одним из основных ресурсов по достижению целей организации. Для осуществления успешной управленческой деятельности руководителю необходимо грамотно планировать постановку целей и задач перед подчиненными, уметь делегировать полномочия, обладать навыками оперативного управления и командооб-разования, использовать техники группового принятия решений.

Отдельным компонентом личностно-профессионального развития руководителей выступает собственная мотивация и профессиональная мотивация персонала. Эффективный управленец использует разнообразные методы мотивации на основе внутренних потребностей сотрудников, способен побуждать не только к решению профессиональных задач, но и формированию стремления к обучению, внутреннему развитию и самосовершенствованию подчиненных и сотрудников.

Заключительным компонентом в структуре профессиональной среды являются сами руководители. С точки зрения влияния на личностно-про-фессиональное развитие здесь рассматривается непосредственное повышение личной эффективности руководителей через целеполагание и расстановку приоритетов, использование инструментов планирования и управления временем, построение и реализацию индивидуальной траектории развития на основе модели компетенций, развитие осознанности и эмоционального интеллекта, и другие акмеологические техники повышения собственной продуктивности и укрепления профессионализма деятельности. Кроме того, в этот же компонент входит и вышестоящее

руководство, оказывающее влияние на руководителей и личностно-про-фессиональное развитие.

На следующем этапе исследования были выделены факторы психологической безопасности, оказывающие влияние на компоненты профессиональной среды руководителей (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь компонентов акмеологической системы

«Профессиональная среда» и факторов психологической безопасности руководителей

Как видно на рисунке, факторы, влияющие на личностно-профессио-нальное развитие руководителей, могут носить объективный и субъективный характер.

Так, структурные компоненты профессиональной среды руководителей, такие, как цель, коммуникация, информация, сотрудники, мотивация и сами руководители - являются объективными факторами, влияющими на личностно-профессиональное развитие руководителей и не зависят от сознания, воли и желания конкретного руководителя.

Тогда как в качестве субъективных факторов, регулируемых осознанным и продуманным поведением человека, являются функциональные компоненты личностно-профессионального развития руководителей. К ним можно отнести:

- модели управленческих компетенций руководителей [19; 21; 25; 29; 30];

- профессионально важные качества руководителей [23; 24; 29];

- профессиональные умения руководителей [13];

- деловые и личностные качества руководителей [13; 30];

- мотивация профессиональной деятельности руководителей [12];

- ценностные ориентации руководителей [18];

- стили управления и командные роли, которые выбирают руководители [20; 22] и другие.

Данные функциональные компоненты являются индивидуальными и системными характеристиками личности руководителей, и вместе с тем, обладают способностью к динамичному росту и развитию [31]. В совокупности со структурными компонентами личностно-профессионального развития они обеспечивают психологическую безопасность профессиональной среды руководителей.

Дальнейшее исследование и анализ результатов интервью руководителей различных сфер профессиональной деятельности позволил выявить объективные факторы, способствующие и препятствующие личностно-профессиональному развитию руководителей, влияющие на психологическую безопасность профессиональной среды руководителей (см. табл.).

Таблица

Объективные факторы психологической безопасности, влияющие на компоненты акмеологической системы «Профессиональная среда»

(ПС) руководителей

Структурные компоненты ПС Положительные факторы Отрицательные факторы

Цель Расстановка приоритетов и целей; эффективное целеполагание в личной и профессиональной сфере; построение целей в соответствии с технологией smart; выявление факторов, условий, барьеров, влияющие на достижение целей и их разрешение; применение инструментов планирования и управления временем и т.д. Противоречивость требований к результатам работы; подмена ценностей при целеполагании; не проработанность целей и путей их достижения и т.д.

Коммуникация Освоение коммуникативных технологий управления персоналом; ко-мандообразование; формирование навыков эффективной устной и письменной коммуникации; использование техник проведения результативных совещаний и переговоров, осуществления деловой переписки; неформальное общение; личные симпатии и т.д. Агрессия со стороны руководства, коллег, клиентов; конфликты в коллективе; не отлаженный механизм межведомственного взаимодействия и т.д.

Информация Знание законодательной и нормативной базы, экспертиза в сфере деятельности; повышение эффективности работы с информацией через снижение формализованно-сти, бюрократии; знание стратегии компании и т.д. Лавинообразный поток новой информации, недостаток времени для ее обработки; излишние бюрократические итерации; недостаток информированности сотрудников в собственной сфере деятельности и т.д.

Сотрудники Применение инструментов оперативного управления подчиненными; проявление уважения сотрудников; эффективное делегирование задач и полномочий; контроль и оценка эффективности исполнения; создание корпоративной культуры; создание организационной культуры; повышение лояльности и приверженности сотрудников; коучинг сотрудников; создание комфортного психологического климата в коллективе; кросс-функциональное взаимодействие между отделами и т.д. Чрезмерная рабочая нагрузка и высокий темп работы; невыполнимые сроки работы; усиление надзора и контроля за действиями сотрудников; наказание инициативы; повышение напряженности между сотрудниками; взаимодействие поколений; текучесть кадров; снижение квалификации специалистов; нарушение выполнения прямых обязанностей; несогласованность действий внутри организации; безответственное отношение к результатам и качеству труда и т.д.

Мотивация Системный подход к развитию сотрудников; применение инструментов обратной связи; поощрение и поддержка развития сотрудников; создание условий, вдохновляющих на работу и т.д. Незнание и/или неприменение техник стимулирования сотрудников; отсутствие системы мотивации персонала; безразличное, неуважительное отношение к подчиненным; недоверие к сотрудникам и т.д.

Личная эффективность Систематическая оценка профессиональных компетенций, знаний, навыков и личностных качеств; построение траектории собственного развития на основе модели компетенций; соблюдение правил и образа жизни успешного руководителя; знание и применение правил этикета и делового протокола; развитие стратегического видения и системного мышления; эффективное проектное управление и т.д. Стресс; профессиональное выгорание; профессиональная деформация; превышение полномочий и т.д.

В результате анализа интервью руководителей выявлено, что структурные компоненты акмеологической системы «Профессиональная среда», являясь объективными факторами личностно-профессиональ-ного развития, становятся общими для руководителей различных сфер профессиональной деятельности.

Тогда как функциональные компоненты акмеологической системы «Профессиональная среда», являясь субъективными факторами лич-ностно-профессионального развития, отражают специфику сферы профессиональной деятельности руководителей.

Кроме того, на данном этапе исследования выявлены факторы, имеющие определяющее значение для психологической безопасности профессиональной среды, обеспечивающие личностно-профессиональное развитие руководителей в различных сферах профессиональной деятельности.

Для руководителей в сфере здравоохранения (в том числе фармацевтических компаний) наибольшее значение имеют компоненты «Цель» и «Коммуникация», что указывает на необходимость в экспертизе в области научных знаний, выстраивания кросскомандного и кроссфункциональ-ного взаимодействия при помощи эффективной коммуникации для достижения поставленных целей.

Для руководителей исполнительных органов государственной власти наибольшее значение имеют компоненты «Цель» и «Сотрудники», что связано с жесткой иерархичностью структуры подчинения и исполнения, а также необходимостью эффективного целеполагания и четкого распределения и делегирования задач для реализации поставленных целей.

Для руководителей органов внутренних дел наибольшее значение имеют компоненты «Информация» и «Мотивация», что обосновано зачастую экстремальными, опасными и напряженными условиями профессиональной деятельности, для успешного преодоления которых необходимы знания правовых, тактических, специальных защитных, психологических и педагогических мер, позволяющих обеспечить сохранение жизни, физического и психического здоровья в опасных ситуациях деятельности, а также мотивационная и морально-психологическая готовность действовать в ситуации опасности, формирование индивидуальной профессиональной концепции, раскрывающей личностный смысл служебной деятельности.

Обсуждение и выводы

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Психологическая безопасность профессиональной среды руководителей является объектом личностно-профессионального развития и формируется под воздействием различных факторов.

2. Структурные компоненты профессиональной среды являются объективными факторами личностно-профессионального развития и становятся общими для руководителей различных сфер профессиональной деятельности.

3. Функциональные компоненты профессиональной среды являются субъективными факторами личностно-профессионального развития, имеют специфичность в зависимости от сферы профессиональной деятельности руководителей.

4. В зависимости от специфики профессиональной деятельности руководителей определяющее значение для психологической безопасности имеют разные компоненты личностно-профессионального развития. Для руководителей в сфере здравоохранения (в том числе фармацевтических компаний) наибольшее значение имеют компоненты «Цель» и «Коммуникация», для руководителей исполнительных органов государственной власти - «Цель» и «Сотрудники», для руководителей органов внутренних дел - «Информация» и «Мотивация».

5. Своевременное выявление и контроль факторов безопасности профессиональной среды могут стать основой для формирования и развития полипрофессиональной компетентности руководителей, стремящихся к личностно-профессиональному развитию и повышению эффективности управленческой деятельности.

Список литературы

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: моногр. - СПб.: Союз, 2002. - 271 с.

2. Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал. - 2006. - № 1(1). - С. 6668.

3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / Под ред. И.А. Баевой. - М.: Нестор-история, 2011. - 272 с.

4. Ваганов П.А. Человек - Риск - Безопасность. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 160 с.

5. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: РАГС, 1998. - 125 с.

6. Данилова О.Ю. Профессиональная Я-концепция личности руководителя (методика изучения) // Теория и практика общественного развития, 2013. - № 3. - С. 7579.

7. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Луч, 1993. - 32 с.

8. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагога // Человек. Сообщество. Управление. - 2012. - № 3. - С. 75-88.

9. Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 202 с.

10. Донцов А.И. Психология безопасности: учеб. пособие / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М.: Юрайт, 2015. - 276 с.

11. Зазыкин В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях: Психолого-ак-меологические основы. - М.: РАГС, 1994. - 267 с.

12. Катушонок И.Ю., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Исследование мотивационной направленности студентов и руководителей в области управления персоналом // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. -С. 540-542.

13. Катушонок И.Ю., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Исследование развития деловых и личностных качеств студентов и руководителей в области управления персоналом // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. - С. 538-539.

14. Колесникова Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. - М.: Владос-Пресс, 2001. - 176 с.

15. Котик М.И. Психология и безопасность: моногр. - СПб: Питер, 2006. - 285 с.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // GESJ: Education Science and Psychology. - 2013. - № 1(23). - С. 59-64.

17. Кузьмина Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: моногр. - СПб: Евразийский открытый институт, 2008. - 376 с.

18. Куликова Т.Н. Исследование ценностей руководителей высшего звена // Научное мнение. - 2020. - № 9. - С. 60-68.

19. Куликова Т.Н., Макарова М.Е., Софьина В.Н. Психологический подход к анализу полипрофессиональной компетентности руководителей // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. - С. 502-504.

20. Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Психологический подход к анализу стилей управления руководителей высшего звена // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2020. -№ 2. - С. 321-332.

21. Куликова Т.Н., Софьина В.Н., Макарова М.Е. Психологическая оценка развития управленческой компетентности руководителей высшего звена // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 29 сент. 2020. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. - С. 557-559.

22. Куликова Т.Н., Софьина В.Н., Макарова М.Е., Галченко А.С., Беляева А.А. Психологический подход к анализу командных ролей руководителей высшего звена // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 333-346.

23. Макарова М.Е., Куликова Т.Н. Акмеологический подход к анализу профессионально важных качеств руководителей // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 29 сент.

2020. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2020. - С. 560-561.

24. Макарова М.Е., Куликова Т.Н., Галченко А.С., Софьина В.Н. Исследование развития профессионально важных качеств у руководителей различных направлений // Научное мнение. - 2020. - № 10. - С. 27-34.

25. Макарова М.Е., Куликова Т.Н., Софьина В.Н. Психологический подход к разработке модели профессиональных компетенций руководителей органов внутренних дел // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»,

2021. - С. 515-517.

26. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

27. Пухарева Т.С. Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности // Психолог. - 2016. - № 2. - С. 9-19.

28. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 96 с.

29. Софьина В.Н., Куликова Т.Н., Макарова М.Е. Психологический подход к исследованию соотношения компетенций и профессионально-важных качеств руководителей // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. - С. 482-484.

30. Софьина В.Н., Макарова М.Е., Куликова Т.Н. Соотношение личностно-про-фессиональных свойств руководителей и управленческих компетенций // Современное образование: содержание, технологии, качество: матер. междунар. науч.-метод. конф., Санкт-Петербург, 21 апр. 2021. - СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2021. - С. 479-481.

31. Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности студентов в системе учебно-научно-профессиональной интеграции: мо-ногр. - СПб.: Сев.-Зап. ин-т упр. РАНХиГС. - 2015. - 180 с.

32. Стрекалова Н.Д., Семенов В.А., Рогова Г.И. Профессиональная среда как фактор профессионального развития государственных служащих налоговой службы // Управленческое консультирование. - 2014. - № 2. - С. 15-26.

33. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. ... докт. психол. наук. - М., 2004. - 332 с.

34. Эксакусто Т.В., Дуганова Ю.К. Развитие личностного потенциала субъектов психологической безопасности // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - С. 54.

References

1. Baeva, I.A. (2002) Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]. Saint Petersburg: Soyuz. 271 p. (In Russian).

2. Baeva, I.A. (2006) Psikhologiya bezopasnosti kak napravlenie psikhologicheskoi nauki i praktiki [Safety psychology as a direction of psychological science and practice]. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal - National Psychological Journal. Vol. 1(1). P. 6668. (In Russian).

3. Baeva, I.A., Volkova, E.N., Laktionova, E.B. (2011) Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noi sredy: razvitie lichnosti [Psychological safety of the educational environment: personality development]. Moscow: Nestor-istoriya. 272 p. (In Russian).

4. Vaganov, P.A. (2002) Chelovek - Risk - Bezopasnost' [Human - Risk - Safety]. Saint Petersburg: SPbGU. 160 p. (In Russian).

5. Grachev, G.V. (1998) Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' lichnosti: sostoyanie i vozmozhnosti psihologicheskoj zashchity [Information and psychological security of a person: state and possibilities of psychological protection]. Moscow: RAGS. 125 p. (In Russian).

6. Danilova, O.YU. (2013) Professional'naya YA-koncepciya lichnosti rukovoditelya (metodika izucheniya) [Professional self-concept of the leader's personality (study method)]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and practice of social development. Vol. 3. P. 75-79. (In Russian).

7. Derkach, A.A., Kuz'mina, N.V. (1993) Akmeologiya: puti dostizheniya vershin pro-fessionalizma [Acmeology: ways to achieve the heights of professionalism]. Moscow: Luch. 32 p. (In Russian).

8. Dikaya, L.G. (2012) Lichnostnyj potencial i emocional'noe vygoranie pedagoga [Personal potential and emotional burnout of the teacher]. Chelovek. Soobshchestvo. Up-ravlenie - Man. Community. Control. Vol. 3. P. 75-88.

9. Dmitrievskij, V.A. (2002) Psihologicheskaya bezopasnost' v uchebnyh zavedeni-yah [Psychological safety in educational institutions]. Moscow: Pedagogicheskoe ob-shchestvo Rossii - Pedagogical Society of Russia. 202 p. (In Russian).

10. Doncov, A.I. (2015) Psihologiya bezopasnosti [Safety psychology]. Moscow: Yur-ajt. 276 p. (In Russian).

11. Zazykin, V.G. (1994) Deyatel'nost' specialistov v osobyh usloviyah: Psihologo-akmeologicheskie osnovy [Activities of specialists in special conditions: Psychological and acmeological foundations]. Moscow: RAGS. 267 p. (In Russian).

12. Katushonok, I.YU., Kulikova, T.N., Sof'ina, V.N. (2021) Issledovanie motivacion-noj napravlennosti studentov i rukovoditelej v oblasti upravleniya personalom [Study of the motivational orientation of students and managers in the field of personnel management]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality: mater. international scientific method. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 540-542. (In Russian).

13. Katushonok, I.YU., Kulikova, T.N., Sof'ina, V.N. (2021) Issledovanie razvitiya de-lovyh i lichnostnyh kachestv studentov i rukovoditelej v oblasti upravleniya personalom [Study of the development of business and personal qualities of students and managers in the field of personnel management]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality: mater. international scientific method. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 538-539. (In Russian).

14. Kolesnikova, T.I. (2001) Psihologicheskij mir lichnosti i ego bezopasnost' [The psychological world of the individual and its safety]. Moscow: Vlados-Press. 176 p. (In Russian).

15. Kotik, M.I. (2006) Psihologiya i bezopasnost' [Psychology and safety]. Saint Petersburg: Piter. 285 p. (In Russian).

16. Krasnyanskaya, T.M., Tylets, V.G. (2013) Ponyatiinye orientiry razvitiya psikho-logicheskoi bezopasnosti lichnosti v predmetnom pole sovremennykh issledovanii [Conceptual guidelines for the development of the psychological safety of a person in the subject field of modern research]. GESJ: EducationScienceandPsychology. Vol. 1(23). P. 59-64.

17. Kuz'mina, N.V. (2008) Akmeologiya kachestva professional'noj deyatel'nosti spe-cialista [Acmeology of the quality of professional activity of a specialist]. Sankt-Peterburg: Evrazijskij otkrytyj institut - Eurasian Open Institute. 376 p. (In Russian).

18. Kulikova, T.N. (2020) Issledovanie cennostej rukovoditelej vysshego zvena [Research of the values of top managers]. Nauchnoe mnenie - Scientific opinion. Vol. 9. P. 6068. (In Russian).

19. Kulikova, T.N., Makarova, M.E., Sof'ina, V.N. (2021) Psihologicheskij podhod k analizu poliprofessional'noj kompetentnosti rukovoditelej [Psychological approach to the analysis of polyprofessional competence of managers]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 502-504. (In Russian).

20. Kulikova, T.N., Sof'ina, V.N. (2020) Psihologicheskij podhod k analizu stilej upravleniya rukovoditelej vysshego zvena [Psychological approach to the analysis of management styles of senior managers]. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina - Bulletin of Leningrad State University. Vol. 2. P. 321-332. (In Russian).

21. Kulikova, T.N., Sof'ina, V.N., Makarova, M.E. (2020) Psihologicheskaya ocenka razvitiya upravlencheskoj kompetentnosti rukovoditelej vysshego zvena [Psychological assessment of the development of managerial competence of senior managers]. Sovremen-noe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 557-559. (In Russian).

22. Kulikova, T.N., Sof'ina, V.N., Makarova, M.E., Galchenko, A.S., Belyaeva, A.A. (2020) Psihologicheskij podhod k analizu komandnyh rolej rukovoditelej vysshego zvena [Psychological approach to the analysis of the command roles of senior managers]. - Bulletin of Leningrad State University. Vol. 2. P. 333-346. (In Russian).

23. Makarova, M.E., Kulikova, T.N. (2020) Akmeologicheskij podhod k analizu pro-fessional'no vazhnyh kachestv rukovoditelej [Acmeological approach to the analysis of professionally important qualities of managers]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 560-561. (In Russian).

24. Makarova, M.E., Kulikova, T.N., Galchenko, A.S., Sof'ina, V.N. (2020) Issledo-vanie razvitiya professional'no vazhnyh kachestv u rukovoditelej razlichnyh napravlenij [Research of the development of professionally important qualities in leaders of various directions]. Nauchnoe mnenie - Scientific opinion. Vol. 10. P. 27-34. (In Russian).

25. Makarova, M.E., Kulikova, T.N., Sof'ina, V.N. (2021) Psihologicheskij podhod k razrabotke modeli professional'nyh kompetencij rukovoditelej organov vnutrennih del [Psychological approach to the development of a model of professional competence of heads of internal affairs bodies]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo -Modern education: content, technology, quality. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 515-517. (In Russian).

26. Markova, A.K. (1996) Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: 308 p. (In Russian).

27. Puhareva, T.S. (2016) Psihologicheskaya bezopasnost' i ee rol' v profession-al'nom razvitii lichnosti [Psychological safety and its role in the professional development of the individual]. Psychologist. Vol. 2. P. 9-19. (In Russian).

28. Semenyuk, L.M. (1998) Psihologicheskie osobennosti agressivnogo povedeniya podrostkov i usloviya ego korrekcii [Psychological features of aggressive behavior in adolescents and the conditions for its correction]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute: Flint. 96 p. (In Russian).

29. Sof'ina, V.N., Kulikova, T.N., Makarova, M.E. (2021) Psihologicheskij podhod k issledovaniyu sootnosheniya kompetencij i professional'no-vazhnyh kachestv rukovoditelej [Psychological approach to the study of the ratio of competencies and professionally important qualities of managers]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 482-484. (In Russian).

30. Sof'ina, V.N., Makarova, M.E., Kulikova, T.N. (2021) Sootnoshenie lichnostno-professional'nyh svojstv rukovoditelej i upravlencheskih kompetencij [he ratio of the personal and professional properties of managers and managerial competencies]. Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tekhnologii, kachestvo - Modern education: content, technology, quality. Sankt-Peterburg: SPbGETU «LETI». P. 479-481. (In Russian).

31. Sof'ina, V.N. (2015) Akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov v sisteme uchebno-nauchno-professional'noj integracii [Acmeological concept of development of students' professional competence in the system of educational, scientific and professional integration]. Sankt-Peterburg: RANHiGS. 180 p. (In Russian).

32. Strekalova, N.D., Semenov, V.A., Rogova, G.I. (2014) Professional'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya gosudarstvennyh sluzhashchih nalogovoj sluzhby [Professional environment as a factor of professional development of civil servants of the tax service]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Management consulting. Vol. 2. P. 15-26. (In Russian).

33. Shlykova, N.L. (2004) Psikhologicheskaya bezopasnost' sub''ekta profession-al'noi deyatel'nosti [Psychological safety of the subject of professional activity]. Moscow: 332 p. (In Russian).

34. Eksakusto, T.V., Duganova, Yu.K. (2013) Razvitie lichnostnogo potenciala sub"ektov psihologicheskoj bezopasnosti [Development of personal potential of subjects of psychological safety]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. Vol. 6. P. 54. (In Russian).

Вклад соавторов

Софьина В.Н.: формирование замысла исследования, определение его теоретико-методологических основ и стратегии, обобщение результатов; Куликова Т.Н.: сбор и обработка материалов исследования в части руководителей исполнительных органов государственной власти, осуществление контент-анализа и интерпретация его результатов; Макарова М.Е.: сбор и обработка материалов исследования в части руководителей органов внутренних дел, осуществление контент-анализа и интерпретация его результатов; Галченко А.С.: сбор и обработка материалов исследования в части руководителей в сфере здравоохранения (в том числе фармацевтических компаний), осуществление контент-анализа и интерпретация его результатов.

Author contributions

Sofina V.N.: formation of the research concept, determination of its theoretical and methodological foundations and strategies, generalization of the results; Kulikova T.N.: collection and processing of research materials in terms of heads of executive bodies of state power, implementation of content analysis and interpretation of its results; Makarova M.E.: collection and processing of research materials in terms of heads of internal affairs bodies, implementation of content analysis and interpretation of its results; Galchenko A.S.: collection and processing of research materials in terms of managers in the healthcare sector (including pharmaceutical companies), implementation of content analysis and interpretation of its results.

Об авторах

Галченко Анна Сергеевна, аспирант, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-2268-674X, e-mail: Anne-g@yandex.ru

Куликова Татьяна Николаевна, аспирант, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-7072-3245, e-mail: ge_ta_@mail.ru

Лебедева Мария Евгеньевна, аспирант, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-5058-2537, e-mail: makarova030@mail.ru

Софьина Вера Николаевна, доктор психологических наук, профессор, Северо-Западный Институт Управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-6697-9704, e-mail: paralel777@mail.ru

About the authors

Anna S. Galchenko, Postgraduate, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-2268-674X, e-mail: Anne-g@yan-dex.ru

Tatyana N. Kulikova, Postgraduate, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-7072-3245, e-mail: ge_ta_@mail.ru

Maria E. Lebedeva, Postgraduate, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0001-5058-2537, e-mail: makarova030@mail.ru

Vera N. Sofina, Dr. Sci. (Ped.), Full Professor, The North-Western Institute of Management of the Russian Federation Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-6697-9704, e-mail: paralel777@mail.ru

Поступила в редакцию: 28.05.2021 Received: 28 May 2021

Принята к публикации: 15.06.2021 Accepted: 15 June 2021

Опубликована: 30.06.2021 Published: 30 June 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.