Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СРЕДАХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СРЕДАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТРЕСС / УПРАВЛЕНЕЦ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / ORGANISM / PERSONALITY / BEHAVIOR / ACTIVITY / MENTAL PROCESSES / STRESS / MANAGER / DEVELOPMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимов Б.Н.

Деятельность специалистов во многих профессиях, особенно в управленческой сфере, насыщена наличием многих противоречий и трудностей, в т.ч. в человеческих отношениях. Современный управленец испытывает большие физические и психические нагрузки и должен быть готов к их восприятию и преодолению в поведении и деятельности в общественной и профессиональной жизни. Разработана модель развития личности управленцев, на которой основана программа интеллектуально-психологического развития. Предложены и рассмотрены блоки приобретения эмоциональной устойчивости в деятельности и освоение способности в познании других людей, которые развивают возможности по противостоянию негативным явлениям в управлении людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TOOLS FOR DEVELOPING PROFESSIONALISM IN MANAGEMENT PROCESSES IN SOCIAL AND ECONOMIC ENVIRONMENTS

The activity of specialists in many professions, especially in the management sphere, is full of many contradictions and difficulties, including in human relations. Modern managers experience great physical and mental stress and must be prepared to accept and overcome them in their behavior and activities in public and professional life. The model of personal development of managers, which is based on the program of intellectual and psychological development, is developed. The blocks of acquiring emotional stability in activity and mastering the ability to know other people, which develop the ability to resist negative phenomena in human management, are proposed and considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СРЕДАХ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СРЕДАХ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11094

Аннотация. Деятельность специалистов во многих профессиях, особенно в управленческой сфере, насыщена наличием многих противоречий и трудностей, в т.ч. в человеческих отношениях. Современный управленец испытывает большие физические и психические нагрузки и должен быть готов к их восприятию и преодолению в поведении и деятельности в общественной и профессиональной жизни. Разработана модель развития личности управленцев, на которой основана программа интеллектуально-психологического развития. Предложены и рассмотрены блоки приобретения эмоциональной устойчивости в деятельности и освоение способности в познании других людей, которые развивают возможности по противостоянию негативным явлениям в управлении людьми.

Ключевые слова: организм, личность, поведение, деятельность, психические процессы, стресс, управленец, программа развития.

Современный человек представляет собой биосоциальную структуру, включающую в себя две важнейших части - биологическую (организм) и социальную (личность). О назначении и взаимосвязи составных частей личности, их роли, места и соотношении в жизнедеятельности человека существует множество противоречивых точек зрения и толкований в современной литературе [1, 2]. Однако на основе этих позиций и их интерпретаций формируются и строятся методологические инструменты и рекомендации обеспечения безопасности и повышения качества жизнедеятельности человека в социальных и экономических средах [5].

Деятельность управленца очень тесно связана с длительным пребыванием в атмосфере психических и эмоциональных процессов, что приводит к пониманию актуальности и значимости этих процессов, а также необходимости искать средства приобретения и сохранения эмоциональной устойчивости в профессиональной управленческой деятельности. Рассмотрим подробнее эту проблему.

Несомненно, существуют противоречия, барьеры и даже тупики в распознавании, понимании и идентификации форм и

содержания психических процессов и эмоциональной устойчивости человека к существованию в современном мире, в т.ч. при столкновении с неблагоприятными воздействиями [15].

Все человеческие помыслы, желания, поступки и отношения невозможны без участия физиологии высшей нервной деятельности. На этом стоит психологический детерминизм, современные невропатология и психоневрология.

Человеческая психика социальна лишь по своему содержанию. Она не может быть сведена только к биологическим законам функционирования мозга или к физиологической секреции [16].

При рассмотрении эмоциональных процессов немаловажную роль играет нравственность. Существует многовековая философская традиция, которая выводит моральные свойства и качества человека из его природы, из его биологических и психических особенностей. Еще в древности греческий мыслитель Демокрит считал, что истоки большинства нравственных качеств лежат в свойственном человеку как живому существу стремлении к удовольствиям.

Смысл тенденций современной биоэтики состоит в том, что нравственные качества человека не только социальны, но и биологически детерминированы. Некоторые ученые даже утверждают, что существуют генетические основы нравственно-духовных качеств и проявлений человека.

Многие ученые достаточно давно изучали физиологическую реакцию человека на неблагоприятные внешние воздействия и получили значимые результаты, которые постоянно используются для практических целей, в т.ч. в профессиональной деятельности. История возникновения учения о стрессе является одним из образцовых примеров научного открытия на стыке практической медицины и психологии.

Человек из собственного опыта знает, что всякий раз, когда организм подвергается чрезмерно тяжелой и длительной нагрузке, имеют место три характерные стадии его реагирования: вначале организму чрезвычайно трудно, затем он привыкает к нагрузке и обретает как бы «второе дыхание» и, наконец, на каким-то уровне нагрузки вынужден прекратить работу из-за большой потери сил [17].

Сильные и продолжительные стрессы приводят к дистрессу. Верный путь освобождения от стрессов и дистрессов - в движении, в мышечных нагрузках, чтобы сжечь выброшенные в кровь лишние гормоны.

Так же как в психических процессах, так и в физиологических важны особенности отдельного организма в реакции на внешнее воздействие. Человек оценивает стрессовые импульсы и реагирует на них благодаря своей исключительной психологической конституции. При этом над обычными физиологическими процессами надстраивается целая система психических процессов, протекающих одновременно с различными феноменами мышления, деятельности и поведения.

Психическая способность человека преодолевать большие эмоциональные нагрузки весьма разнообразна и многоплано-ва в своих проявлениях в поведении и деятельности человека в общественной и профессиональной жизни. Она зависит от личностных свойств человека, его темпе-

рамента, индивидуальной тренированности, практики проявления его чувств, эмоций и других свойств в повседневной жизни.

Хроническое воздействие стрессовых импульсов имеет весьма любопытное последствие: человеческий организм как бы перестает их воспринимать, что показывает тенденцию к снижению реактивности организма в связи с особенностями профессиональной и поведенческой деятельности.

Сегодня среди стрессоров первое место принадлежит слову, то есть второй сигнальной системе. Распространенной привычкой, провоцирующей стресс, является конфронтационная форма поведения человека в любой конфликтной ситуации. Он живет в постоянной готовности отразить нападение практически любого человека. Подобные болезненные проявления отнимают много сил, а главное делают подобного человека потенциальной жертвой собственных страхов. Получается нечто вроде самогипноза, когда человек в состоянии мнимой угрозы держит себя в напряженности и неотвратимо движется к источнику опасности [21].

Человек, подверженный мании постоянной самозащиты, весьма чувствителен к установлению дистанции общения, предпочитает известную отчужденность, которая представляется ему гарантом безопасности его жизненного пространства. Существует точка зрения, что в основе эмоционально обусловленных тревог, внутренних конфликтов, постоянного беспокойства, иногда переходящих в заболеваний лежат следующие факторы или их комбинации: мотивация, внушение, «органическая речь», идентификация и опыт прошлого.

Мотивация. Если человек, скажем, страдает от невротической потребности во внимании окружающих, здоровье его всегда в опасности: совершенно очевидно, что любая болезнь для него - простейшее средство удовлетворения этой потребности.

Внушаемость - неотъемлемое свойство человеческого сознания, без которого невозможными стали бы процессы познания

и обучения. Многократное повторение внедряемой идеи усиливает эффект внушения, пока человек многие важные вещи не начинают выполнять автоматически [18].

«Органическая речь». Человек часто жалуется на всякие неприятности: «голова идет кругом...», «больно видеть...» и так далее. Оказывается, каждую из заложенных в них идей наше подсознание может воспринять как внушение и реализовать физиологически.

Идентификация. Это своего рода инсценировка поведения, актерская игра, настроенная на подражание поведению других людей. Так, зачастую, мы подсознательно готовы подражать не совсем здоровому и благополучному человеку.

Опыт прошлого. В большинстве случаев психические проблемы связаны с болезненными переживаниями в прошлом, часто с потрясениями в детском возрасте. Чтобы избавиться от них необходимо проследить развитие, вспомнить причины их возникновения.

Существуют два возможных пути устранения неблагоприятного влияния на организм человека хронического стресса [14].

Первый - перевести реакцию организма на различные повседневные воздействия с уровня «стресс» на уровень «тренировки». Задача эта в определенной мере может быть выполнена не только с помощью физического воздействия на организм, но и с помощью аутогенной тренировки. Подобным методикам, а также здоровому образу жизни посвящена масса литературы.

Второй же путь, который по праву можно считать более эффективным, - это перевод реакции организма по типу «стресс» на уровень «реакции активации», широко используя для этого резервы человеческих эмоций. Рассмотрим подробнее этот путь.

Философ М. Аврелий, который правил Римской империей, высказал одну мысль: «Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем». Несомненно, одна из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся -это выбор правильного умонастроения. Действительно, самый общий рецепт из-

бавления от многих недомоганий, в т.ч. эмоциональных, - это положительный настрой к происходящему.

Восточная философия учит тому, что мир не есть хороший или плохой, нет вообще ничего хорошего или плохого, мы сами его окрашиваем оценками по своему усмотрению. А раз именно положительная окраска помогает человеку действовать и развиваться, нужно научиться произвольно ее привлекать в повседневной жизни [12].

До сих пор нет однозначного понимания возникновения, развития, воздействия на человека различных мыслей, чувств, эмоций. Поэтому вместо четкой схемы реагирования на события (во внешней среде или внутри нас), обычно приводят некоторые рецепты, помогающие улучшить свое душевное и, как следствие, физическое состояние.

Для человеческого организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность. Спектр чувств, которые использует тот или иной человек, служит важной составляющей направленности любой личности, но и профессионализма в различных областях деятельности [10].

Б.И. Додонов выделил десять таких компонентов:

- альтруистические чувства (потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям);

- коммуникативные чувства (потребность в общении);

- глорические чувства (потребность в самоутверждении, в славе, в «пожинании лавров»);

- практические чувства (переживания, вызываемые деятельностью, успешностью ее или неуспешностью, трудностями в ее осуществлении и завершении);

- пугнические чувства (потребность в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес и склонность к суровым испытаниям и борьбе);

- романтические чувства (стремление ко всему необычайному, таинственному, с

ожиданием каких-либо необыкновенных событий);

- гностические чувства (потребность в получении новой информации, добиться познавательной гармонии);

- эстетические чувства (потребность человека в гармонии мира, а также в гармонии личности с ее окружением);

- гедонистические чувства (потребность в телесном и душевном комфорте);

- аквизитивные чувства (интерес к накоплению и коллекционированию).

Многие психологи и философы связывают удовлетворение потребностей с понятием счастья. На практическом уровне состояние душевного равновесия и благополучия достигается, подчас, благодаря следованию многочисленным советам, в изобилии встречающимся в современной популярной литературе.

У человека есть несколько способов обезопасить свою жизнедеятельность в эмоциональном плане. Можно игнорировать трудности, не замечать их. Можно изменить свое отношение к неблагоприятным воздействиям, снизить их значимость для собственной личности или придать им позитивную окраску. Можно нейтрализовать отрицательные воздействия переключением на другие раздражители, например, заняться творчеством (креативная терапия - предмет широких исследований в мире).

В конце концов, можно использовать физические упражнения, которые через физиологию положительно влияют на психику. Например, просто улыбаться. Многие исследователи (Экмен, Дюшен, Вайнбаум) не только экспериментально доказали благотворное действие улыбки, но разработали целый комплекс упражнений для каждой из семнадцати мышц, участвующих в ее формировании [11]. Замечено, что определенный род деятельности заставляет человека меньше улыбаться. Американские психологи считают, что это, прежде всего, относится к руководителям.

В прошлом столетии наукой установлено, что все живые существа, и особенно достоверно человек, обладают специфической энергией - психической, или биопсихической, которая несводима к другим известным видам энергии. В то же время

психическая энергия связана с прочими видами энергии и способна преобразовываться в иные ее разновидности, например, в механическую или тепловую.

Когда та или иная энергия извне воздействует на мозг, то она приводит в движение нематериальные, идеальные, компоненты психики. Начинает работать мышление, память, внимание, появляются потребности, эмоции, чувства, знания и т.д., которые обладают энергией. Живой мозг является аппаратом, с помощью которого происходит преобразование разных видов энергии, воздействующих на человека, в психическую энергию и обратно -психической энергии в прочие виды энергии [3].

Психическая энергия проявляется в жизни человека постоянно, она сопровождает познавательные, эмоциональные, волевые процессы. Психическая энергия выходит за пределы своего источника - мозга, физического тела человека. Она легко распространяется в пространстве. Наличие у человека биополя - научно доказанный факт.

Психическая энергия представляет собой деятельность нематериальных или идеальных явлений психики, обладающих информацией, которая сосредоточена на разных ее уровнях - сознания, предсозна-ния и подсознания.

Очевидно, что правильное понимание свойств, законов существования психической энергии, ее генерация и преобразование с помощью таких инструментов как мысли, эмоции, желания сделает человека поистине кузнецом своей судьбы и счастья, защитит или вообще избавит от многих неблагоприятных воздействий [13].

Профессиональный уровень специалистов и особенно управленцев можно развивать двумя путями [20]. Первый - это освоение рыночных дисциплин продвинутого содержания с использованием интенсивных образовательных технологий, второй - развитие методологического мышления с помощью освоения средств и методов на концептуальном уровне.

Первый путь позволяет увеличить объем знаний и умений специалиста в конкретной профессиональной области, вто-

рой увеличивает методологический потенциал специалиста, который позволит ставить и решать проблемы в любой предметной области, а также позволит развить профессиональное мышление.

Предлагается модель развития личности управленцев, состоящую из пятнадцати блоков, которая представлена в работе [8]. Данная модель представляет собой многоуровневую систему повышения уровня интеллектуально-психологического развития. На основе данной модели разработана программа развития управленца как личности, способной к всесторонним отношениям с внешним миром, другими людьми, а также развития самих этих отношений. Человек осознает свои ценности и жизненные установки, осмысляет личностные нормы и выбирает образец культуры, который ему больше подходит, стремится адекватно понимать свою личность, осваивает средства мышления и деятельности,

приобретает эмоциональную устойчивость в своей деятельности.

Одной из важнейших блоков формирования интеллектуально-психологического фундамента человека является приобретение эмоциональной устойчивости в деятельности. Человек познает собственные эмоциональные процессы, механизмы их дестабилизации; осваивает методы противоборства отрицательным воздействием и оздоровлением психики; учится исследовать человеческую способность к эмоциям для решения профессиональных задач и саморазвития.

В своем поведении и мыслях необходимо руководствоваться, прежде всего, насколько это возможно, детальными и всесторонними оценками происходящих событий. Затем производится поиск причин и возможных последствий происходящего, на основе которых составляется программа действий [10].

1.1. Освоение умения избавляться от негативного мышления

1.6. Освоение умения

обращаться к щщщщ психологической поддержке

1.2. Приобретение способности понимать проблемы других людей

1.7. Приобретение способности демонстрировать силу в олн

1.3. Освоение умения освобождаться от эгоцентрических мыслей

1.5. Освоение умения

избавляться от в жалости к себе

1.8. Освоение умения представлять перспективу развития событий

1.4. Приобретение способности отвлекаться от негативных мыслей

1.9. Приобретение способности проявлять терпимость в общении с другими людьми

1.12. Освоение умения 1.11. Приобретение спо-

терпеть недостатки собности видеть границы

других люден своих возможностей

1.10. Освоение умения бороться с неуверенностью в себе

1.13. Приобретение понимания содержания возникающих противоречий и трудностей • 1.14. Освоение средств выхода нз сложных ситуаций н событии

1.18. Освоение умения исключать замечания подчиненным в присутствии посторонних 1.17. Приобретение способности не вмешиваться в дела подчиненных без особой надобности

1

1.19. Приобретение способности всесторонне обдумывать текущие ситуации - 1.20. Приобретение способности объективно оценивать предложения других лнц

1.15. Приобретение способности доверять другим людям в рабочей обстановке

us.:

способности сохранять спокойствие в различных ситуациях

1.21. Освоение умения обсуждения н возможного отклонения предложений других лнц

Рис. 1. Приобретение эмоциональной устойчивости в деятельности

Одним их основных блоков модели и соответственно программы повышения уровня интеллектуально-

психологического развития является блок «Приобретение способности в познании других людей». Человек познает и овладевает разнообразными средствами коммуникации; на основе знаний о себе учится

оценивать собеседника; осваивает технику контроля процесса коммуникации и учёта мнений собеседника [6]. Развивает в себе способность любви к ближнему.

Познание других людей - восприятие, осмысление и понимание их качеств, свойств, потребностей, способностей, умений, целей, стремлений, ценностей,

жизненных установок, мировоззренческих позиций.

Эмпатия - способность сопереживать и понимать чувства и проблемы других людей.

Основное содержание блока:

- знание психологии личности;

- умение выводить людей на откровенные разговоры;

- приобретение способности быть интересным собеседником;

- приобретение способности искренне интересоваться жизнью окружающих людей и их потребностями;

- умение говорить о том, что интересно собеседнику;

- приобретение способность ставить себя на место другого человека;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение уважать мнение других;

- наличие постоянного акцента на общение, раскрытие индивидуального типа личности;

- открытая демонстрация своих намерений;

- проявление доброжелательности в общении:

- приобретение умение привлекать к себе людей;

- приобретение способности оценивать сильные и слабые стороны других людей;

- рефлексия своих отношений, общения, влияния на других людей:

- приобретение способности средств управления людьми.

Некоторые из представленных выше атрибутов данного блока программы реализуются на основе использования интенсивных образовательных технологий, которые обеспечивают активное освоение профессиональных навыков на основе деловых и имитационных игр, социально-психологических тренингов, ролевых конкретных ситуаций [7, 19].

Управленец имеет дело с исполнителями, представителями сервиса для базовых процессов и функций, с управленцами, находящимися выше, ниже и на одном уровне, т.е. с людьми, выполняющими разнородные функции, участвующими и объединяемыми в различных системах и процессах деятельности в социальных и экономических средах.

1.1. Прнооретенне способности осознавать необходимость в других людях

1.6. Прнобретение способности понимать точку зрения другого человека

1.7. Прнооретенне способности осознавать необходимость в других людях

1.12. Освоение умения оценивать достоинства человека

1.13. Освоение средств избавления от стереотипов мышления н поведения людей

1.2. Освоение умения эффективно взаимодействовать с людьми на всех уровнях

1.5. Освоение умения переключаться от неодушевленных объектов на

1.8. Освоение умения завязывать дружеские отношения с людьми

1.11. Прнооретенне способности принимать людей такими, какие они есть на самом деле

1.14. Освоение умения положительно представлять мнение других люден

1.3. Освоение умения переключаться с собственных проблем на проблемы других людей

1.4. Освоение умения сравнивать поступки различных люден с нормой

1.9. Прнооретенне способности проявлять терпимость к недостаткам других людей

1.10. Прнооретенне способности понимать мотивы поступков людей

1.15. Прнооретенне способности выявлять устойчивые черты н характерн стнкн чело-

Рис. 2. Приобретение способностей в познании других людей

Очевидно, что все деятельностные процессы и значимые действия неизбежно формируются, поддерживаются и продвигаются в окружающем управленца пространстве с участием многостороннего

участия и без психологических инструментов невозможно обойтись [4].

Кроме того, управленец имеет дело с созданием, коррекцией и деструкцией самих систем деятельности в окружающем мире, имеющими свои цели, задачи и ло-

гику, особенно в больших социально- новится сложность управленческих задач, экономических системах, где социальные тем большая роль отводится творческим интересы и потребности насыщены, пере- процессам в рамках профессиональной менчивы и взаимно пересекаются [9]. Эти управленческой деятельности и самым атрибуты часто противопоставляются ло- сложным формам овладения различными гике обычных человеческих отношений и состояниями своей личности. А это озна-требует полипредметного подхода и ком- чает, что возрастает значимость освоения плекса методологических средств соци- средств психологического анализа и при-ального и психологического характера. менения их для формирования, поддержа-

Следовательно, чем более значимой и ния и развития профессионализма управ-интегрированной становится управленче- ленцев в процессах деятельности, поведе-ская деятельность, чем более высокой ста- ния и коммуникаций.

Библиографический список

1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. - 368 с.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. - М.: Сов. радио, 1974. - 272 с.

3. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание - конфликт. - Новосибирск: Наука; Сиб. отделение, 1989. - 190 с.

4. Брабандер Л. де. Забытая сторона перемен. Искусство создание инноваций. - М.: Протекст, 2010. - 203 с.

5. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2019. - №1. - С. 30-42.

6. Герасимов Б.Н. Исследование и проектирование процессов управления конфликтами в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2018. - №3. - С. 99-108.

7. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2017. - №2. - С. 33-40.

8. Герасимов Б.Н. Построение деятельности управленцев по уровням профессионализма // Креативная экономика и социальные инновации. - 2019. - Вып. 9. №2 (27). - С. 5770.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления: онтология, структура, содержание // Управление. - 2020. - Vol. 8. №3 (37). - С. 5-15.

10. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. - Саратов: Ами-рит, 2018. - 448 с.

11. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. - 2018. -Вып. 8. №2 (23). - С. 7-26.

12. Кудрявцев В.Н., Кудрявцев Ю.В., Нерсесянц В.С. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М.: Юрид. лит., 1984. - 320 с.

13. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Советское радио, 1973. - 92 с.

14. Самоукина Н. Сплоченная команда: когда это хорошо и когда это плохо // Управление персоналом. - 2005. - №4. - С. 51-54.

15. Сергиенко Е.А. Проблемы психического развития: Некоторые дискуссионные вопросы и пути их решения // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11. №1. - С. 79-86.

16. Сукиасян С.Г. Суть и природа человека: эволюция Homo sapiens // Концепт. - 2015. - № 11. - С. 6-10.

17. Франкл В. Человек в поисках смысла: / пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

18. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / пер. с англ. - М.: Аст, Хранитель, Мидгард, 2007. - 624 с.

19. Шарипов Э.И., Кронин С.И. Режиссура социальных игр. - М: КСП+, 2001. - 320 с.

20. Шимельфениг О.В., Солодовниченко Л.Я. Социальный смысл запредельных самоидентификаций в духовных традициях // Проблемы идентичности в современном мире: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: СГУ, 2007. - С. 66-70.

21. Thelen E., Bates E. Connectionism and dynamic systems: are they really different? // Developmental Science. - 2003. - №6. - P. 378-392.

PSYCHOLOGICAL TOOLS FOR DEVELOPING PROFESSIONALISM IN MANAGEMENT PROCESSES IN SOCIAL AND ECONOMIC ENVIRONMENTS

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. The activity of specialists in many professions, especially in the management sphere, is full of many contradictions and difficulties, including in human relations. Modern managers experience great physical and mental stress and must be prepared to accept and overcome them in their behavior and activities in public and professional life. The model ofpersonal development of managers, which is based on the program of intellectual and psychological development, is developed. The blocks of acquiring emotional stability in activity and mastering the ability to know other people, which develop the ability to resist negative phenomena in human management, are proposed and considered.

Keywords: organism, personality, behavior, activity, mental processes, stress, Manager, development program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.