Научная статья на тему 'Развитие мышления и коммуникаций специалистов на основе интенсивных образовательных технологий'

Развитие мышления и коммуникаций специалистов на основе интенсивных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / культура / мышление / деятельность / коммуникации / средства / результаты. / economy / culture / thinking / activity / communications / means / results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Б. Н. Герасимов

Различные области деятельности, которые несмотря на противоречия и различные приоритеты, вынуждены находить общий язык и приходить к консенсусу. В настоящее время много внимания уделяется взаимодействию процессов мышления и коммуникаций в индивидуальных и групповых отношениях людей. Для этого существуют определенные методологические и образовательные инструменты. Благодаря применению этих инструментов, содержащих определенные средства возможно получение желаемого спектра ожидаемых результатов при решении междисциплинарных проблем, в частности, связанных с экономикой, культурой и безопасностью жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THINKING AND COMMUNICATION OF SPECIALISTS BASED ON INTENSIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Different areas of activity that, despite contradictions and different priorities, are forced to find a common language and reach a consensus. Currently, much attention is paid to the interaction of thinking and communication processes in individual and group relationships. There are certain methodological and educational tools for this purpose. Using these tools, which contain certain tools, it is possible to obtain the desired range of expected results in solving interdisciplinary problems, in particular those related to the economy, culture and life safety.

Текст научной работы на тему «Развитие мышления и коммуникаций специалистов на основе интенсивных образовательных технологий»

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И КОММУНИКАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕНСИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10110

Аннотация. Различные области деятельности, которые несмотря на противоречия и различные приоритеты, вынуждены находить общий язык и приходить к консенсусу. В настоящее время много внимания уделяется взаимодействию процессов мышления и коммуникаций в индивидуальных и групповых отношениях людей. Для этого существуют определенные методологические и образовательные инструменты. Благодаря применению этих инструментов, содержащих определенные средства возможно получение желаемого спектра ожидаемых результатов при решении междисциплинарных проблем, в частности, связанных с экономикой, культурой и безопасностью жизнедеятельности.

Ключевые слова: экономика, культура, мышление, деятельность, коммуникации, средства, результаты.

Современная культура связана со всеми направлениями жизни общества, включая экономику, менеджмент, социальную реальность и безопасность жизнедеятельности населения. Однако ориентиры деятельности культуры и экономики не всегда совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Это в целом понятная ситуация, которая встречается во многих областях деятельности, когда ценности, приоритеты и критерии отдельных людей и групп населения существенно отличаются и им достаточно сложно выработать единые критерии и выбрать адекватные инструменты достижения понимания и согласия [7].

Рассмотрим подробнее различные аспекты современной культуры мышления и коммуникаций, которые взаимосвязаны со всеми направлениями жизнедеятельности российского общества. Однако приоритеты направлений деятельности культуры и экономики не всегда совпадают и входят в прямое противоречие между собой, а иногда между этими двумя важными областями с возникают конфликты [11, 14]. Например, на какие-то события культурного значения в конкретном регионе, городе или поселке не хватает финансирования. Бывает так, что финансирование есть, но эти деньги необходимо потратить достаточно быстро. Поэтому на скорую руку

придумывается какие-то мероприятия, которые в результате не будут являться значимым культурным событием и проходят незаметно.

Рассмотрим перечень вопросов, которые, по мнению автора, представляют интерес при взаимодействии культуры и экономики и в современном мире:

- культура - генератор новых идей и эффективной экономической политики развития организаций и корпораций;

- экономика, политика, бизнес - зоны противостояния и взаимодействия с культурой;

- культура - как эффективный механизм интеграции социальных, гражданских, конфессиональных, профессиональных и экономических структур;

- методологические инструменты - как проводники ценностей и приоритетов нравственного, культурного, профессионального и научного характера;

- влияние интеллектуального капитала на социально-экономическое развитие общества, организаций и индивидов;

- образование, наука и культура - пространства, влияющие на качество жизни населения, интеллектуальный потенциал и человеческий капитал;

- симбиоз экономики, политики и культуры - свидетельство активного развития

новых направлений и видения трансотраслевой, межрегиональной и междисциплинарной интеграции.

- культурная политика - основа системы эффективного взаимодействия и диффузии экономических и культурных процессов.

- креативные атрибуты экономики и управления в областях культуры, науки и образования.

Поэтому, очевидно, чтобы явления культуры были значимыми и привлекательными для людей, необходимы время, специалисты, новые идеи, методологические инструменты, критерии важности и достижения результатов, их тщательная проработка и реализация [1, 4].

Современный специалист в любой сфере, как известно, должен обладать тремя группами качеств: иметь определенные личностные качества, уметь решать профессиональные задачи и уметь пользоваться технологиями менеджмента, которые обеспечивают решение этих задач [8]. В настоящее время существуют профессиональные задачи, которые лежат на стыке различных дисциплин, которые требуют участия специалистов различных отраслей знаний [2, 3].

Как известно, при решении некоторых полипрофессиональных задач возникают трудности, препятствия и даже противоречия, которые превращают задачи в проблемы, особенно если они носят междисциплинарный характер [20]. Отсюда необходимость применения технологий взаимодействия отдельных специалистов или их групп, например методологических инструментов коллективной мыследеятель-ности [15, 16].

Для успешного решения сложных задач недостаточно использование традиционных педагогических средств, дающих удовлетворительные и ожидаемые результаты. Для освоения технологий коллективной мыследеятельности и их последующего применения в профессиональной, а особенно в полипрофессиональной подготовке и переподготовке специалистов и управленцев, необходимо использовать интенсивные образовательные технологии (ИОТ).

Лучшие образцы ИОТ, включающие современные мыслительные и деятельност-ные инструменты, которые в короткие сроки позволяют приобрести, а затем использовать новые профессиональные умения и навыки, которые выводят специалистов на новый уровень компетентности [5].

Профессиональная подготовка с использованием ИОТ требует такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые получают навыки и умения в процессе преодоления противоречий, барьеров, тупиков, создаваемых новой формой представления событий, ситуаций или процессов в деятельности, их исследования, а затем и формулирования проблем [12].

В результате проведенных исследований были выделены средства мышления, деятельности и коммуникаций, которые, в свою очередь, можно разделить на логические, социальные, психологические и технические средства, которые, чаще всего, используются в операциях, составляющих технологии [19].

Логические средства позволяют решить предметные, профессиональные и личностные задачи в различных ситуациях. К ним относятся выделение, рефлексия, понимание, непонимание, выращивание идеи, сомнение, критика, дедукция и т.д.

Социальные средства позволяют организовывать и развивать коллективную мыследеятельность и совместные коммуникации, в т.ч. группообразование, мозговой штурм, сотрудничество, компромисс, консенсус. Обязательным условием является присутствие конструктивного конфликта, когда стороны или отдельные участники до конца используют свое право на поиск и аргументированное выражение собственной позиции в рамках обсуждаемой темы.

Психологические средства позволяют преодолеть профессиональные ограничения, противоречия той или иной личности, стереотипы мышления, раскрыть способности, актуализировать склонности и, наконец, исследовать возможности самоактуализации и самореализации личности в деятельности. Основные средства логиче-

ское принуждение, убеждение, столкновение, угроза, давление, раскрывающие новые смыслы и содержание в рамках существующих стандартов деловой этики.

Технические средства позволяют выполнить операции по обработке информации с использованием электронной и другой оргтехники. регистрация, утверждение, объявление, оформление, согласование, фиксация, представление, ранжирование, копирование, рассылка.

Особую роль при подготовке специалистов имеют игровые и тренинговые технологии, которые позволяют обучаемым выйти на значимые результаты. Такое разделение средств подчеркивает необходимость их освоения, а, значит, включения в программу подготовки специалистов любых отраслей, чтобы они имели возможность приобретения способностей для дальнейшего использования на практике, а также получения соответствующих результатов в деятельности организации.

При использовании ИОТ могут быть достигнуты важнейшие содержательные, социальные, психологические, педагогические и методологические результаты.

Особую роль играют содержательные результаты. К ним можно отнести освоение методов описания существующей и желаемой ситуаций, исследование противоречий, барьеров и тупиков, умение находить несколько альтернатив и сравнивать их по заданным критериям и т.д.

Отметим возможность получения педагогических результатов, которые направлены на освоение средств разрешения собственных проблем, повышение восприимчивости к инновациям, формирование адекватных критериев оценки альтернатив, разрушение стереотипов мышления и т.д.

В работе [17] достаточно адекватно исследуется процесс взаимодействия людей в рамках коллективной мыследеятельно-сти. «В коммуникациях снимается основное затруднение согласования, связанное с недостатком определенного содержания договоренности. В пределах своего понимания партнера в лучшем случае каждый с искренней уверенностью реализует предварительное «соглашение» и не менее искренне удивляется возникающим отрица-

тельным оценкам реализации и попыткам ввести «коррекции в действие». Различные варианты воздействия друг на друга в процессе общения суживаются до тех, которые могут вести к однозначности понимания содержания «сообщения».

Активная сторона, выявляющая недостаточность обычных воздействий, вынуждена искать специальные средства для организации процессов восприятия, воздействия и построения того образа, который мог быть оценен как «аналогичный». Поскольку в качестве посредника может выступать только то, что максимально удовлетворяет этому требованию, то путем приведения в соответствие материала посредника с функцией средства, которая отведена ему коммуникантами, возникает язык, как система нормативных требований и эталонов, а также текст как продукт ситуационного процесса использования смысла и содержания в рамках рассматриваемой темы.

Естественно, что способ, сила и объем воздействий на текущую коммуникацию зависит от ее размещения в цикле формирования, поддержания и развития социокультурной системы в целом. Там, где фаза цикла способствует удержанию инерции коммуникации, осуществляется мягкий стиль поворота в необходимое русло. И даже удлинение процесса обсуждения какой-либо позиции или фрагмента в рамках выделенного времени не меняет результата. Таковы все рефлексивно значимые фазы, используемые в процессах мыслеком-муникаций. В случае прямой технологической реализации традиционный рисунок коммуникационного процесса может быть слишком формальным и не ффективным в замках заданной темы [18].

Если в процессе профессиональной переподготовки специалисты большее внимание уделяют приведению установок, стремлений, интересов в соответствие с требованиями социокультурной системы, то в мыслекоммуникации основной акцент приходится на приведение в соответствие форм и содержаний позиций их замыслу, а не траектории их протекания.

Модель управления процессом мысле-коммуникации представлена на рис. 1. На

самом деле процесс мыслекоммуникации намного сложнее. Сложность мыслеком-муникационного процесса настолько связаны и переплетены, что практически невозможно найти начало одного и переход в другое, а в некоторых случаях они протекают одновременно. При этом часть ответственности мышление несет за процесс определения необходимости и выработки содержания сообщений, а другая часть ответственности - за процесс адекватности качества изложения содержанию, месту времени и статуса лица, принимающего сообщение.

Информационное пространство, в котором происходят процесс мыслекоммуни-каций, вовлекает, как правило, многие элементы менеджмента, отражающие индивидуальные личностные свойства характера специалиста, такие как лидерство, мотивация, власть, стиль и конфликты, деловая этика [12]. Их характеристика с точки рения факторов влияния подробно описана в [6], а технологии применения представлены в работе [13].

В процессе передачи сообщения и соответственно в демонстрацию элементов менеджмента вкладываются явные или скрытые атрибуты двух- и многосторонних человеческих отношений. Взаимоотношения сотрудников любой организации включают совокупность существующих внутренних противоречий и трудностей, предполагаемого и/или возможного сопротивления других людей, желания или нежелания приходить к согласию, опыт сотрудничества, нейтралитета или противоборства в прошлом и настоящем.

При этом в коммуникациях отложены наслоения многолетних сюжетов и фрагментов отношений сторон, которые спрессованы в уровне подсознания, которые не только влияют на характер сообщений и

трактовки событий, но и иногда разворачивают сюжеты отношений далеко в сторону от первоначального замысла. Что уж говорить о влиянии ситуационных, временных, статусных, возрастных и других факторах. Поэтому практически все человеческие отношения предельно субъективны и подвержены изменениям.

Некоторые факторы коммуникационных процессов, как правило, известны заранее, некоторые возникают спонтанно, уже по ходу изложения текста с использованием тона, тембра изложения, позы, выражения лица и т.д. И это есть «субъект-объектная реальность», где субъект должен нести личностную ответственность за форму и содержание процессов мышления и коммуникаций, а объект, чаще всего, реагирует так, как ему подсказывает многолетний опыт, текущий статус, ситуационное пространство и т.д.

Субъективность реальности проявляется еще и тогда, когда меняется партнер коммуникаций или партнером становится группа. При общении с группой нивелируются личностные отношения и форма, и содержание сообщения сразу изменятся. При многосторонних коммуникациях отмеченные выше субъективные факторы размываются или становятся ближе к нейтральным.

При любых коммуникациях, а особенно в организационной среде включаются элементы менеджмента, так как при властных полномочиях необходимо влиять на работника не только содержанием, но формой сообщения. Многолетний опыт управленца говорит ему и заставляет усилить за их счет сообщение, что на самом деле помогает ускорить восприятие, осмысление и, как следствие, выполнение приказов, распоряжений, а также представляемых предложений, заданий и выдаваемых советов.

Рис. 1. Модель управления процессом мыслекоммуникаций

Вкладывание элементов менеджмента в коммуникационный процесс усиливает процесс мыслекоммуникаций при взаимодействии с отдельным индивидом или группой, создает повышенную напряженность. Успешность этого процесса выше, если у управленца имеются соответствующие профессиональные навыки, кото-

рые в коммуникациях с людьми приобретаются с детства, а затем совершенствуются все его жизнь. Именно отсюда происходит возникновение внутренней синергетики, влияющей на индивида или группу в управленческом процессе.

Поступательный импульс, зародившейся в управленце, передается подчиненным,

коллегами и даже его руководителю. Как известно, существует необходимость, чтобы равнодействующая процессов мышления и деятельности всех сотрудников организации была направлена для реализации целей и миссии организации. И вроде бы все это должно выполнять и даже стараются это делать. Однако, на самом деле, этого не происходит, кто-то запаздывает в мышлении или деятельности. Где-то страдает качество исполнения, в т.ч. из-за недостоверности или несвоевременности информации.

Для решения сложных междисциплинарных проблем существуют методологические инструменты, которые имеют историю успешного практического использования в различных сферах деятельности. При этом используется несколько направлений их реализации, наиболее популярными из них, по мнению автора, являются два.

Первый подход - это приглашение к исследованию, обсуждению, а возможно и к последующему решению проблем специалистов из смежных областей деятельности, уже имеющих соответствующую подготовку, компетенции и практику использования.

Второй подход - это привлечение специалистов данной области к краткосрочному обучению методологическим основам и инструментам для последующего

участия в рассмотрении и решении сложных проблем.

Третий подход - это использование первых двух подходов в той или иной степени и последовательности для понимания понятийно-категорийного аппарата сразу в нескольких областях и подбора технологий коллективной мыследеятельности для исследования и последующего построения моделей в полипрофессиональном поле.

Методологизация и технологизация процесса коллективной мыследеятельно-сти, в т.ч. использование ИОТ позволяют однозначно понимать процессы возникновения и разрешения проблемных ситуаций, возникающих в культурном, экономическом, образовательном и общественном пространстве, ускоряет процессы передачи знаний, умений и опыта, создаст условия для развития профессионализма специалистов и повышает их потенциал для проникновения в смежную область деятельности [10].

Управление процессом взаимодействия различных специалистов на коммунальном пространстве следует осуществлять в интенсивной форме. ориентируя их на профессиональное самоутверждение людей в процессах мышления, деятельности и коммуникаций, на реализацию их интеллектуальных качеств и устремлений для достижения поставленных целей и преодоления возникающих противоречий и

препятствии.

Библиографический список

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

2. Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал. Сон, искусство и другое. СПб., 2003. 368 с.

3. Баксанский О.Е., Фурсов В.В. Образование в условиях трансдисциплинарности и конвергентного социального взаимодействия // Философия образования. 2018. №1 (74). С.44-62.

4. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.

5. Герасимов Б.Н. Игровое моделирование управленческих процессов в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. №2. С. 33-40.

6. Герасимов Б.Н. Моделирование процесса управления изменениями в организациях // Креативная экономика и социальные инновации. 2011. №1. С. 10-19.

7. Герасимов Б.Н., Ионесов В.И. Перспективы взаимодействия культуры, экономики политики в современном мире // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №8. С. 9-17.

8. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: Амирит, 2018. 448 с.

9. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып 8. №2 (23). С. 7-26.

10. Ионесов В.И. О креативности действия во взаимоотношениях экономики и культуры // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т.6. №4 (17). С. 47-56.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986, 432 с.

12. Российский менеджмент: технологии успеха / Герасимов Б.Н., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. М.: Муниципальный мир, 2005. 400 с.

13. Скачок В.Е., Демьяненко А.М., Демьяненко Е.А., Котлярович А.А. Игра как философский феномен человеческой деятельности // Молодой ученый. 2015. №24. С. 11931195.

14. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / пер. с англ. М: ACT, 2002. 476 с.

15. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / пер., сост. Д.В. Сильвестрова. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

16. Что есть реальность? Беседы о реальности: Саратовская интеллигенция в «intellect game session» / Шимельфениг О.В., Солодовниченко Л.Я. Саратов: Приволжское издательство, 2009. 680 с.

17. Шелдрейк Р. Семь экспериментов, которые изменят мир. М.: ООО Издательский дом «София», 2004. 432 с.

18. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Игровое моделирование поведенческой деятельности управленцев // Поведенческий менеджмент в организациях: сб. ст. междунар. науч.-метод. конф. Пенза: ПДЗ, СГАУ, 2009. С. 73-77.

19. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Развитие жизнедеятельности человека на основе постижения мира и самоопределения // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 4 (25). С. 113-130.

20. Щедровицкий ГП. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.

DEVELOPMENT OF THINKING AND COMMUNICATION OF SPECIALISTS BASED ON INTENSIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. Different areas of activity that, despite contradictions and different priorities, are forced to find a common language and reach a consensus. Currently, much attention is paid to the interaction of thinking and communication processes in individual and group relationships. There are certain methodological and educational tools for this purpose. Using these tools, which contain certain tools, it is possible to obtain the desired range of expected results in solving interdisciplinary problems, in particular those related to the economy, culture and life safety.

Keywords: economy, culture, thinking, activity, communications, means, results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.