Научная статья на тему 'Акмеологические и социокультурные аспекты развития профессионального специалистов'

Акмеологические и социокультурные аспекты развития профессионального специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / профессионализм / специалист / акмеология / социология / моделирование / развитие / organization / professionalism / specialist / acmeology / sociology / modeling / development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Б Н. Герасимов

Одна из важнейших концепций развития личности связана с наращиванием методологического потенциала специалистов. Особое внимание уделяется личностным качествам и инструментам их развития, благодаря чему активно формируются основы профессионализма специалистов: знания, умения и навыки. Разработана модель развития личности, которая представляет собой многоуровневую систему повышения уровня профессионализма специалистов. Подробно описан фрагмент данной модели: приобретение способностей в познании других людей. Исследование феномена профессионализма человека связана с необходимостью повышение эффективности труда современных специалистах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SPECIALISTS

One of the most important concepts of personal development is related to the development of methodological potential of specialists. Particular attention is paid to personal qualities and tools for their development, so actively formed the basis of professionalism: knowledge and skills. A model of personal development, which is a multi-level system to improve the level of professionalism of specialists. A fragment of this model is described in detail: acquisition of abilities in cognition of other people. The study of the phenomenon of human professionalism is associated with the need to improve the efficiency of modern specialists

Текст научной работы на тему «Акмеологические и социокультурные аспекты развития профессионального специалистов»

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТОВ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

001:10.24411/2500-1000-2019-11600

Аннотация. Одна из важнейших концепций развития личности связана с наращиванием методологического потенциала специалистов. Особое внимание уделяется личностным качествам и инструментам их развития, благодаря чему активно формируются основы профессионализма специалистов: знания, умения и навыки. Разработана модель развития личности, которая представляет собой многоуровневую систему повышения уровня профессионализма специалистов. Подробно описан фрагмент данной модели: приобретение способностей в познании других людей. Исследование феномена профессионализма человека связана с необходимостью повышение эффективности труда современных специалистах.

Ключевые слова: организация, профессионализм, специалист, акмеология, социология, моделирование, развитие.

Уровень профессионализма специалистов и управленцев необходимо исследовать и улучшать с использованием нескольких концепций. Первая, наиболее распространенная концепция, ориентирована на освоение известных гуманитарных дисциплин с продвинутым содержанием и интенсивными образовательными инструментами. Вторая концепция предполагает развитие мышления, коммуникаций и деятельности с помощью освоения эффективных методологических инструментов [1, 13].

Первый путь позволяет специалисту значительно увеличить объем знаний и умений в конкретной профессиональной области, второй - ориентирован на развитие методологического потенциала специалистов, который позволит ставить и решать значимые проблемы в любой предметной области, а также ориентирована на выход в полипрофессиональную деятельность.

Современная акмеология занимается становлением, поддержанием и развитием высших форм мышления и деятельности, а также формированием состава и содержанием методологических инструментов, способствующих изменению параметров мыслительной, коммуникационной и про-

дуктивной профессиональной деятельности человека [2].

В настоящее время активно продвигается управленческая акмеология, как отдельное научное направление, которая имеет фундаментальный научный базис: общую акмеологию, психологию, социологию, педагогику, логику, менеджмент. И хотя в рамках психологии и менеджмента практически не рассматриваются атрибутивные факторы профессионализма специалистов и управленцев, было проведено немало интересных и результативных исследований, посвященных выявлению, описанию и развитию социокультурных детерминант эффективного профессиональной деятельности.

В настоящее время управленческая ак-меология являет собой область формирования и обоснования научных знаний, обеспечивающих достижение высших уровней профессионализма в операционной и управленческой деятельности. Поэтому центральным разделом управленческой акмеологии является масштаб личности как субъекта профессионального роста. При этом осуществляется выход на уровень, обусловливающий формирование, поддержание и развитие индивидуальных факторов самоактуализации и са-

мореализации личности в процессе мышления, коммуникаций и деятельности.

Социализация поведения личности всегда связана с попыткой использования других людей в качестве предмета реализации своих потребности. Несмотря на наличие у каждого участника социального взаимодействия собственной логики поведения, возникает необходимость отчуждения части своего поведенческого ареала, а также к согласию на его изменение ради интересов окружающих людей [9]. В то же время, это согласование порождает совершенно новый тип логики поведения -нормореализационный.

Наряду с социальным и психологическим исследованием окружающего ареала возникает новая область - нормативно-деятельностная, так как способ проявления, существования и изменения норм имеет свою индивидуальную логику, хотя и при участии отдельных окружающих людей, особенно имеющих лидерское начало. Такое отчуждение невозможно вне использования коммуникативных инструментов и тесного социального контакта [14].

В коммуникациях, прежде всего, проявляется и выделяется процесс передачи сообщения и последующего его понимания, изменения, совершенствования с использованием знаковых или символических (языковых) конструкций. Внутри коммуникации формируются сервисные функции - арбитражная и организационная. Арбитр сосредотачивает в своем действии переход от индивидуализированных точек зрения к общезначимой точке зрения [17].

Использование диалектической логики или «логики систематического уточнения» позволяет найти исходные данные и более абстрактные состояния исследуемого объекта (процесса). Так в поиске начального основания в одном научном предмете обнаруживается его выход из предметного основания, движение к межпредметным базам, продолжая миграцию вплоть до философских и методологических оснований.

Чем более масштабна личность в мыс-лекоммуникационных процессах, тем чаще она устремлена к поиску других альтернатив (решений, позиций и др.) и активному восприятию возможно большего многооб-

разия версий, отличающихся от авторской, но не устраняющих ее полностью.

Нахождение подлинных мыследеятель-ностных оснований любых точек зрения усиливает творческое самовыражение личности до глобальных объемов и понимание и осмысление огромного количества разнородных знаний, что дает возможность, как помещать воззрение автора в целое миропонимание, так и увидеть его перспективные возможности и/или ограниченность.

Восприятие мыслительной культуры, базирующейся на многообразии процессного оперирования методологическими понятиями и категориями, на их специальном конструировании, обеспечивает личности максимальную интеллектуальную мощность в процессах проблематизации и депроблематизации.

Накопление практики и опыта в обществе, культуре, профессии означает необходимость не только соответствующего возрастания стремления индивидуального самовыражения личностей, чтобы быть адекватным достигнутым свершениям, но и проявление дополнительных усилий не только для понимания и освоения, но и для превышения достигнутого уровня.

Внешняя значимость «акме» человека приобретается за счет огромной мобилизации исходной самоактуализации и индивидуального самовыражения, поиска эффективных инструментов и критериев усиления индивидуального потенциала, выработанных за счет целенаправленного участия в процессах деятельности в профессии, культуре, обществе.

Следовательно, отдельный человек, становясь субъектом, увеличивает свой профессиональный потенциал и индивидуальные показатели своего «акме», а, становясь яркой личностью, открывает дополнительные возможности его непрерывного увеличения. Таким образом, человек может постепенно приходит к высшим достижениям и остается там некоторое время перед новым поступательным движением. При этом выстраивается перспективы слежения за шагами приобретения человеком все больших возможностей в переходах от субъективных к личностным проявлениям поведения. Особую роль при

этом играет постоянная динамика энергетики организма, включая все типы его возможных интеллектуальных проявлений.

Процессы обеспечения поведения, напряжения управления поведением и субъективных проявлений связаны с напряжением рефлексивного отношения к себе и к своему поведению, рефлексивного анализа, самоощущения знания о чем-либо и его строительства, необходимости его изменения и т.д. Абстрактные знания здесь соответствуют такому использованию энергетических механизмов и центров, которое открывает, а не закрывает переход к иным знаниям через процессы конкретизации и деконкретизации.

Интегральное миропонимание соответствует предуготовленности к любому новому знанию, включенности в неограниченные его объемы в рамках окружающей среды. Но это включение потенциально может и застывать на какое-то время, если сводится лишь к информационным процессам и структурам, к формам вне совмещения с динамикой внутреннего состояния, энергетической основой структу-рообразования и консервации форм мышления и деятельности.

Абстракции, понятия и другие интеллектуальные средства, а также любые иные консерванты личности, если не рассматривать их социокультурную природу и ограничиваться субъективной проекцией культуры, - все эти следы динамики развития личности могут противостоять универсальной энергетической «механике» организма.

Личность, в силу ее предрасположенности динамике инновационных процессов, проблематизации зафиксированного опыта и т.п., в большей степени старается открыться всем внешним инновационным посылам [7]. При этом инноватика вовлекает все энергетические возможности интеллектуального потенциала, благодаря чему и приходит к большим достижениям [3]. Личностно ориентированные люди склонны к освоению техник психорегуляции, рефлексивной самоорганизации и иным психотехникам. Интуитивные слои психофизической сущности личности обя-

зательно извлекаются и проявляются на этом пути [8].

Неудивительно, что налаженные отношения между сознаваемыми и неосознаваемыми слоями психики личности, позволяют регулировать трансформации даже на физиологическом и биофизиологическом уровне, подходить к глубоким уровням, на которых базируется целостность организма. При такой налаженности небезопасным становится неаккуратное владение языком, манипулирование состояниями психики и пренебрежение актуальными направлениями мыследеятельно-сти других людей. Чем более систематичным является самоопределение в сторону высших достижений и самопроявлений, тем более важно учитывать общую энергетическую основу организма и среды.

Собственное мировоззрение, также, как и система ценностей являются ориентиром построения норм и критериев для организации мышления и деятельности [5]. Переход к реализации каждого последующего критерия означает существенное изменение внутренних психофизических механизмов организма, способов их деятельности. Тем более, что способ развития организма не всегда связан со «стиранием» предшествующего механизма. Он трансформируется, выделяя «из себя» более высокий уровень видения целей и ценностей и подстраиваясь к сосуществованию с ними, хотя может и противопоставляться им, и входить в кооперативные отношения с другими личностными сообществами при необходимости [11].

Применение всех этих переходов в рефлексивной самоорганизации личности специалиста становится основополагающим фактором в процессах моделирования разработки и принятия коллективных решений, особенно в игровом моделировании. Именно там формируется, поддерживается и раскрывается подвижность ситуаций, норм, стандартов, сложная архитектура нормативных рамок, множественность зафиксированных позиций и ролей [6]. Все эти атрибуты мышления способствует ускорению прохождения ступеней лестницы, указанных на рисунке 1.

Рис. 1. Ориентиры построения норм и критериев жизнедеятельности [2]

Понятно, что степень детализации акцентов может быть увеличена и путь к мастерству тогда удлиняется и обогащается теми качествами, которые сопровождаются повышением «акме» управленца. Особое значение имеет группа акцентов, связанная с вовлечением ценностей как духовно значимых, так критериально обеспеченных для поддержания и развития самоорганизации личности.

Осмысление личностью норм и образцов культуры связано с включенностью личности в общественные и социальные процессы и отношения. Специфика культурных организованностей, имеющих «предписывающую силу» вне и безотносительно конкретной деятельности, которые выступают сами как средства для построения деятельности, которые разрывают границы той деятельности, в которой они были порождены, приводят к необходимости особого самоопределения субъекта.

Учитываемые через культурные единицы (произведения искусства, нормы морали, категории и понятия, логики и т.п.) «другие» рассматриваются как потенциальные участники межличностных отношений, опосредованных этими культурными единицами. То, что может быть внесено в другую личность благодаря специфике культурной единицы выступает как ценность в культурных отношениях. Для достижения эффекта культурного воздействия каждым участником отношения должны быть приняты диктуемые культурными единицами способы существования личности.

Культурные единицы могут вносить изменения в личность со стороны всех способов ее существования. Личность развивается из индивидульности, субъективности и других предшествующих способов

существования человека. В каждой форме меняются психические механизмы существования в рамках все новых требований внешней «среды», но сохраняются основные функции, обслуживаемые психикой. Поэтому в личности можно сколько угодно специализировать ее развитие за счет обращения особого внимания на ту или иную функцию жизнедеятельности [16]. Так чувства в связи с восприятием дают начало искусству, когда ситуация развития чувствования развивается через восприятие.

Интеллект, мышление дает начало логике, как посреднику развития мышления. Чувство, в связи с мышлением, дает начало культуре принятия социальных норм, в т.ч. моральных норм (а также культуре самоуправления и, в частности, воле). В целом направлении акцентировки может быть немало. В каждом случае социализация приобретает характер культурной социализации, если индивид вовлекается в её применение и, особенно, создание новых культурных единиц.

Следует отметить, что личностные свойства человека базируются на всех типах межкультурных отношений. Они выступают как психические механизмы, воспроизводящие личностно направленное поведение в ситуациях творчества, сознания нового на основе проблематизации прежних достижений. Тем самым, если человек иногда проявляет себя как личность, то это не означает, что он обладает личностными свойствами. Эти свойства предполагают воспроизводимость лично-стно значимого поведения, наличие уже сформированных способностей к этому поведению повседневно. Сами же способности формируются легко или с трудом в зависимости от индивидуальных особенностей и свойств.

Использование новых методологических инструментов деятельности и т.п. как результата нововведения предполагает ценностное, мотивационное и т.п. изменение участников, в которых они как бы воспроизводят новатора со стороны образца его деятельности, коммуникаций, адекватного новому инструменту [12, 15]. Если же заимствуется не только результат, но и способ жизнедеятельности, тип существования новатора, приводящий к нововведениям, то характерное в новаторе перестает быть связанным с его телом, его индивидуальностью и воплощается в других индивидуальностях в меру их идентифици-рованности [18].

Деятельность в социологической сфере, как правило, связывается, с производством материальных ценностей. Поэтому процесс акта продуктивной деятельности построен как преобразование самой деятельности. Но производство предметов может происходить и путем конструктивного совмещения или перестройки готовых компонентов некоторого готового продукта.

Включение языковых инструментов перестраивает, прежде всего, технологический процесс и создает новые возможности, а также усиливает прежние. Опосре-дованность, воспроизводимость, нормиро-ванность искусственных процессов позволяет рассматривать мышление как деятельность, в т.ч. как некоторую производительную силу. Исходная версия по поводу того, что такое мышление, порождается легко, не совсем верно.

Мышление - это построение и перестройка образов, получение более сложного образа. Этот образ строится путем вовлечения в некоторую конструкцию и взаимосвязи в ней отдельных компонентов новые атрибуты, которые ассоциируются, совмещаются в будущем результате.

Такова первая, «ассоциативная», точка зрения на мышление. Образы, которые возникают в результате ассоциирования, далее сами начинают ассоциироваться друг с другом. Новая ассоциация может появиться путем как последовательного вовлечения, так и одновременного подсоединения нескольких образов. Во втором случае возникают ассоциации по совместимости. Объединившись, образы с тру-

дом могут покинуть друг друга. Они теряют автономию и возникает эффект новой целостности.

Эта целостность трактуется как структурно значимая ассоциация. Возникает представление о мышлении как образовании особых структур, обладающих эффектом постоянства и не особенно зависящих в своем постоянстве от воздействия внешних факторов. Такие структуры называются гештальтами. Поскольку они обладают способностью к дальнейшему преобразованию, единицей мышления выступает переход от одного гештальта к другому. Это вторая версия мышления: структурирование.

Когда человек осуществляет мыслительно-познавательные процессы, у него есть определенная потребность делать это. Такая потребность как бы указывает, что именно надо строить в мышлении: проявляется первый детерминирующий фактор. То, что построено под воздействием состояния ожидания реализации потребности, кажется правильным. Но тогда мышление - это перестройка образов как структур, организованное и ограниченное этим состоянием движения в сторону ожидания удовлетворения потребности.

Внутренняя детерминация мышления может исходить не только из состояния движения в направлении удовлетворения потребности. Преобразование структуры, обладающей самостоятельностью, возможно только в той мере, в которой структура «согласна», чтобы ее преобразовывали. Возникает второй фактор, направляющий мышление и связанный с особенностями образования структур видения окружающего мира.

Когда человек действует, у него всегда есть необходимость использования образа для построения действия. Следовательно, третьим детерминирующим фактором мышления является практическое действие. В зависимости от того, какое оно, будет построено следующее действие и в мыслительном процессе.

Дальнейшие шаги в детерминации мышления появляются при участии людей в совместной деятельности. Мышление становится социальным, когда его направ-

ленность задается моделированием совместной практики.

Глубинные детерминанты мышления, например, инстинкты, действуют вопреки осознанию и вопреки тому, что мы себе представляем. Потребности не всегда замечаются, не всегда рефлексируются и могут определять ход мыслительных процессов на уровне чувства, эмоционально.

Мышление происходит во внутреннем плане, его трудно контролировать. Как правило, получая мыслительный результат, мы не замечаем, как это происходит. Чтобы воздействовать на мыслительно-познавательный процесс, люди придумали знаковые средства.

Язык позволяет сделать многое как на пользу, так и во вред практически значимому мышлению. Благодаря языку внутренняя сторона мышления может самоорганизовываться. Если же нарисовать схему, а затем согласовывать говорение и работу со схемой, внутренний план мышления становится реально видимым, управляемым и организуемым вовне.

Все, что связано с организацией мышления и с подчинением этой организации социальным требованием, ведет в область коммуникации. Именно там познавательно-мыслительная работа происходит как бы в «очищенном» варианте. Это обстоятельство приводит к выводу: мышление полностью предопределяется тем, как мы говорим, как строим высказывания. Мышление связано с организацией познавательных процессов, а не с самими познавательными процессами.

Мышление создается посредством применения логики. Существует точка зрения, что мышление связано с нормированием привычных познавательных процессов и рассматривается как неотделимое от личности, то есть от организованности.

Однако процессы мышления, проявляясь во внешних отношениях с другими людьми, приводят к конфликтам. Подробнее об этих конфликтных отношениях в модельном и технологическом виде материалы представлены в работе [4].

В работе [10] предлагается модель развития личности специалиста (рис. 2).

При этом самому специалисту в этой области необходимо иметь ряд свойств,

способностей и умений. Важнейшим их них является эмпатия. Эмпатия - это способность сопереживать и понимать чувства и проблемы других людей.

Основные условия эффективного выполнения блока «Приобретение способностей в познании других людей» включают следующие факторы:

- знание психологии и социологии личности;

- умение выводить людей на откровенные и личностные разговоры;

- приобретение способности быть интересным собеседником;

- приобретение способности искренне интересоваться жизнью окружающих людей и их потребностями;

- умение говорить о том, что интересно собеседнику;

- приобретение способности ставить себя на место другого человека;

- умение уважать мнение других;

- наличие постоянного акцента на личностное общение;

- умение раскрывать индивидуального типа личности;

- открытая демонстрация своих намерений по отношению к другим людям;

- проявление доброжелательности в общении;

- приобретение умения привлекать к себе людей;

- приобретение способности оценивать сильные и слабые стороны других людей;

- рефлексия своих отношений, общения, влияния на других людей и влияния других людей на себя;

- приобретение способности считывать результаты своих отношений с другими людьми.

Но необходимо также рассмотреть познание других людей с точки зрения научного изучения человеческой сущности вообще безотносительно к совместной деятельности. Множество окружающих нас людей является прекрасным материалом, помогающим исследовать и собственную личность. Важно это познание систематизировать, придав ему целевой характер, выработав программу получения и использования результатов.

1.1. Адекват-ноепонима-ние своей личности

1.2. Осознание своих ценностей и формулирование мировоззрения

1.3. Осмысление личностью норм и образцов культуры

1.4. Освоение средств мышления и деятельности

1.5. Приобретение способностей в

познании других людей

Уровень отношений «личность -

2.1. Приобретение способностей к эмоциональной ус тойчивости

2.2. Повышение восприимчивости к инновациям

2.3. Приобретение способности к продуктивной деятельности

2.4. Формулирование проблеме профессиональной деятельности

Уровень начала профессиональной деятельности

3.1. Освоение средств развития своей личности и коллектива

3.2. Приобретение способности к самоактуализации в профессиональной деятельности

3.3. Формиро вание программы развития профессионализма

Уровень развития профессионализма

4.1. Организация эффективной деятельности

4.2. Приобретение способности к самореализации в профессиональной деятель-

Уровень самореализации профессионала

5. Воспитание. развитие профессионалов в своем окружении

Уровень передачи опы-

Рис. 2. Модель развития профессионализма специалиста

Модель представляет собой многоуровневую систему повышения уровня профессионального развития специалистов, основанной на интеллектуальном потенциале, которая состоит из пяти уровней развития и включает 15 блоков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим подробнее содержание блока «Приобретение способности в познании других людей». Характеристики этого блока недостаточно широко освещены в современной литературе. Они представляют собой частные наблюдения, рекомендации, которые можно рассматривать как методики организации коммуникационного процесса. Исходным материалом, на котором строятся методики личностного роста, выступает методология коммуникативных процессов, предлагаемая

моделью развития профессионализма управленца.

Человек познает и овладевает разнообразными средствами коммуникации; на основе знаний о себе учится оценивать собеседника; осваивает технику контроля процесса коммуникации и учёта мнений собеседника. Развивает в себе способность любви к ближнему.

Познание других людей - это непрерывный процесс восприятия, осмысления, понимания и влияния на основные человеческие атрибуты (качества, свойства, потребности, способности, умения, цели, стремления, ценностей, установки, мировоззренческие позиции).

Подробнее содержание блока 1.5 «Приобретение способностей в познании других людей» представлено на рисунке 3.

1.5.10. Приобретение способности понимания мотивов поступков людей

1.5.14. Освоение умения адекватного представления других людей

1.5.13. Освоение средств избавления от стереотипов поведения

Изучение материалов блоков модели 1.1, 1.2, 1.3

1.5.11. Приобретение способности принимать человека таким, каков он есть

1.5.9. Приобретение способности проявлять терпение к недостаткам других людей

1.5.8. Освоение возможностей приобретать дружеские отношения

1.5.7. Приобретение способности осознания необходимости в других людях

1.5.2. Освоение умения эффективно взаимодействовать с людьми

1.5.1. Приобретение способности осознания необходимости в других людях

1.5.3. Освоение умения переключаться с собственных проблем на проблемы других людей

1.5.4. Освоение умения сравнивать поступки различных людей с нормой

1.5.5. Освоение умения переключаться от неодушевленных объектов на людей

1.5.12. Освоение умения оценки достоинств человека

1.5.6. Приобретение способности понимать точку зрения другого человека

1.5.15. Приобретение способностей выявления устойчивых черт

_и характеристик человека_

Рис. 3. Блок 1.5. Приобретение способностей в познании других людей

Профессионализм означает высокую степень овладения человеком знаниями, умениями, навыками, наличие у него социального и психологического опыта. Необходимость изучения явления профессионализации деятельности человека связана с тем, что каждая структура нуждается в эффективно и профессионально действующих специалистах. Создать рациональную архитектуру профессионализма

специалистов возможно только на основе изучения содержания и характера труда и управления им, условий в которых он протекает, оптимизации функций и структур деятельности людей, разработки профессионально-квалификационных требований к специалистам и уровням их компетенций, а также возможностей и инструментов их продвижения к вершинам профессионализма.

Библиографический список

1. Анисимов А.С. Методология и новое управленческое мышление. Алма-Ата: СОТО, 1984. 107 с.

2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: «СЕТ», 1995. 268 с.

3. Брабандер Л. де. Забытая сторона перемен. Искусство создание инноваций. М.: Про-текст, 2010. 203 с.

4. Васяйчева В.А., Герасимов Б.Н. Развитие процесса инновационной деятельности предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2018. №10 (168). С. 69-76.

5. Герасимов Б.Н. Исследование и проектирование процессов управления конфликтами в организациях // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. №3. С. 99-108.

6. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 288 с.

7. Герасимов Б.Н., Ионесов В.И. Перспективы взаимодействия культуры, экономики политики в современном мире // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. №8. С. 9-17.

8. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.

9. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М.: МГУП, 1998. 148 с.

10. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып 8. № 2 (23). С. 7-26.

11. Герасимов Б.Н., Шимельфениг О.В. Личностное постижение мира. Саратов: Ами-рит, 2018. 448 с.

12. Коротков Э.М. Профессионализация управления: тенденции и проблемы российского менеджмента. Менеджмент. 1996. № 2. С. 5-12.

13. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. СПб.: СПбГУПМ, 1992. 102 с.

14. Ладенко И.С. Концептуальные основы теории интеллектуальных систем. Новосибирск, 1994. 270 с.

15. Наумов А.И. Метод конкретной ситуации в обучении управлению. Менеджмент. 1996. № 2. С. 13-27.

16. Шимельфениг О.В., Герасимов Б.Н. Развитие жизнедеятельности человека на основе постижения мира и самоопределения // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 4 (25). С. 113-130.

17. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 759 с.

18. Gerasimov B.N., Vasyaycheva V.A., Gerasimov K.B. Identification of the factors of competitiveness of industrial company based on the module approach // Entrepreneurship and sus-tainability issues. 2018. V. 6. №2. Р. 677-690.

ACMEOLOGICAL AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SPECIALISTS

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. One of the most important concepts of personal development is related to the development of methodological potential of specialists. Particular attention is paid to personal qualities and tools for their development, so actively formed the basis of professionalism: knowledge and skills. A model of personal development, which is a multi-level system to improve the level of professionalism of specialists. A fragment of this model is described in detail: acquisition of abilities in cognition of other people. The study of the phenomenon of human professionalism is associated with the need to improve the efficiency of modern specialists.

Keywords: organization, professionalism, specialist, acmeology, sociology, modeling, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.