Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ВЛИЯНИЕ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ВЛИЯНИЕ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
32
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
спорт / плавание / студенты / физическая нагрузка / стрессоустойчивость / самооценка / sports / swimming / students / physical activity / stress resistance / self-esteem

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ларин С. Э., Белевский В. Н.

В данной научной статье исследуются психологические и социальные аспекты занятий плаванием для студентов. Особое внимание уделяется влиянию плавания на стрессоустойчивость, уровень самооценки и социальную адаптацию. Практическая значимость работы заключается в обосновании использования плавания как эффективного средства для повышения психоэмоциональной устойчивости и социальной адаптации студентов. Рекомендовано внедрять программы занятий плаванием в систему образования для улучшения психологического и социального здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ларин С. Э., Белевский В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL ASPECTS OF SWIMMING LESSONS FOR STUDENTS: IMPACT ON STRESS TOLERANCE, SELF-ESTEEM AND SOCIAL ADAPTATION

This scientific article examines the psychological and social aspects of swimming lessons for students. Special attention is paid to the impact of swimming on stress tolerance, self-esteem and social adaptation. The practical significance of the work lies in the justification of the use of swimming as an effective means to increase the psycho-emotional stability and social adaptation of students. It is recommended to introduce swimming training programs into the education system to improve the psychological and social health of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ВЛИЯНИЕ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ»

УДК 797.2 Ларин С.Э., Белевский В.Н.

Ларин С.Э.

студент,

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(г. Калуга, Россия)

Белевский В.Н.

мастер спорта России международного класса, доцент,

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(г. Калуга, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: ВЛИЯНИЕ НА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ

Аннотация: в данной научной статье исследуются психологические и социальные аспекты занятий плаванием для студентов. Особое внимание уделяется влиянию плавания на стрессоустойчивость, уровень самооценки и социальную адаптацию. Практическая значимость работы заключается в обосновании использования плавания как эффективного средства для повышения психоэмоциональной устойчивости и социальной адаптации студентов. Рекомендовано внедрять программы занятий плаванием в систему образования для улучшения психологического и социального здоровья обучающихся.

Ключевые слова: спорт, плавание, студенты, физическая нагрузка, стрессоустойчивость, самооценка.

В современном мире студенты подвержены многочисленным стрессам, связанным с высокой учебной нагрузкой, конкурентной средой и личностными особенностями. Это может привести к развитию стресса, низкой самооценки и социальной дезадаптации, что негативно влияет на их академическую

1921

успеваемость, психическое и физическое здоровье, а также на социальную жизнь. Плавание может быть эффективным инструментом для улучшения психического и социального здоровья студентов.

Проходя через этап интенсивных физиологических изменений, студенты становятся более подверженными различным проблемам со здоровьем.

Авторы исследования [3] пришли к выводу о том, что стресс является распространенной проблемой среди студентов и рекомендуют разрабатывать программы помощи студентам в преодолении тревожности и стресса.

Показатели здоровья студентов являются не только отражением социально-экономического положения в стране, но и признаком будущего трудового потенциала страны [4].

Плавание является распространенным видом спорта во всем мире, как среди профессионалов, так и любителей. Его популярность обусловлена его доступностью, пользой для здоровья и возможностью соревноваться.

В последние годы в России наблюдается рост популярности плавания. Этому способствует ряд факторов:

• Государственная поддержка: в 2021 году была утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», в рамках которого выделены средства на строительство новых бассейнов и спортивных комплексов [1].

• Повышение осведомленности: все больше людей осознают пользу плавания для здоровья и активно включают его в свою жизнь.

• Доступность: в крупных городах России открывается все больше бассейнов, как государственных, так и частных.

Плавание, помимо общепризнанного статуса доступного и эффективного вида спорта, обладает выраженным оздоровительным эффектом, обусловленным комплексным воздействием на организм человека.

Плавание - это хорошее средство закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды.

1922

Влияние занятий плаванием на человеческий организм:

• Мышечная система: плавание задействует практически все группы мышц, обеспечивая их гармоничное развитие, повышение силы, выносливости и координации движений.

• Сердечно-сосудистая система: занятия плаванием укрепляют сердечную мышцу, улучшают кровообращение, нормализуют артериальное давление, снижают уровень холестерина в крови, что является профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы.

• Дыхательная система: плавание способствует развитию дыхательной системы, увеличивая объем легких, улучшая вентиляцию и газообмен.

• Нервная система: плавание оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на нервную систему, снижая уровень стресса, улучшая сон и повышая эмоциональный фон.

• Иммунная система: регулярные занятия плаванием укрепляют иммунитет, повышая устойчивость организма к инфекционным заболеваниям.

Изучив влияние плавания на организм человека, можно отметить, что этот вид спорта обладает комплексным оздоровительным эффектом, затрагивая не только физические, но и психоэмоциональные аспекты.

В связи с этим, цель исследования заключается в изучении влияния плавания на уровень стресса, самооценку и социальную адаптацию студентов, а также в разработке рекомендаций по использованию плавания для профилактики и коррекции стресса, низкой самооценки и социальной дезадаптации у студентов.

В качестве метода исследования было выбрано анкетирование. Анкетирование - это метод сбора информации, который подразумевает опрос респондентов с помощью специально разработанных анкет.

Анкетирование является оптимальным методом, которое позволяет получить надежные и детализированные данные о влиянии плавания на психологические и социальные аспекты жизни студентов.

Для сбора данных было проведено анонимное анкетирование 50 студентов КГУ им. К.Э. Циолковского. Анкета включала вопросы о

1923

демографических данных, целях занятий плаванием, влиянии плавания на стрессоустойчивость, психоэмоциональное состояние, желание заниматься спортом, вредные привычки и работоспособность.

На рисунке 1 представлена диаграмма распределения респондентов по полу. Как видно из рисунка, среди опрошенных студентов преобладает мужской пол 52%, а количество опрошенных женщин составило 48%.

Рисунок 1. Количество опрошенных респондентов.

На рисунке 2 представлена диаграмма, которая демонстрирует распределение респондентов по продолжительности занятий плаванием.

Согласно диаграмме 82% опрошенных указали, что занимаются плаванием больше одного года. Данный результат показывает устойчивый интерес и мотивацию у студентов к плаванию.

1924

Рисунок 2. Диаграмма продолжительности занятий плаванием.

На рисунке 3 представлена диаграмма, которая иллюстрирует распределение студентов по частоте занятий плаванием. Стоит отметить, что 66% опрошенных плавают два раза в неделю. Это говорит о том, что студенты, опрошенные в рамках данного исследования, подходят к занятиям по плаванию с осознанием пользы для себя.

Как часто Вы плаваете?

50 ответов

О 1 раз а неделю 9 2 раза в неделю

Более 3-х раз в неделю

Рисунок 3. Диаграмма распределения по частоте занятий плаванием.

На рисунке 4 представлена диаграмма распределения студентов по оценке влияния плавания на их стрессоустойчивость. 86% опрошенных сообщили, что плавание помогает им справляться со стрессом и расслабиться.

1925

Рисунок 4. Распределение студентов по оценке влияния плавания

на их стрессоустойчивость.

На рисунке 5 диаграмма иллюстрирует распределение респондентов по оценке влияния плавания на их психоэмоциональное состояние.

Важно отметить, что 78% опрошенных студентов сообщили, что плавание улучшает их настроение, а 72% - что повышает их самооценку.

Рисунок 5. Распределение респондентов по оценке влияния плавания на их психоэмоциональное состояние.

1926

Достаточно высокий процент респондентов, отметивших, что плавание улучшает их настроение и повышает самооценку, подтверждает гипотезу о положительном влиянии плавания на психоэмоциональное состояние студентов.

Также стоит отметить, что 30% опрошенных респондентов сообщили, что занятия плаванием помогли им справиться с какими-либо вредными привычками. На рисунке 6 представлена диаграмма распределения по оценке влияния плавания на отказ от вредных привычек.

Помогли ли Вам занятия плаванием справиться с какими-либо вредными привычками?

В представленном исследовании авторы убедительно демонстрируют комплексное положительное влияние регулярных занятий плаванием на психологическое и социальное здоровье студентов.

Анализ данных, полученных в ходе анкетирования 50 студентов КГУ им. К.Э. Циолковского, показал, что 86% респондентов отмечают положительное влияние плавания на их стрессоустойчивость, 78% - на настроение, а 72% - на самооценку. Помимо этого, 30% опрошенных студентов сообщили, что плавание помогло им избавиться от вредных привычек.

Полученные результаты согласуются с выводами других исследований [5], в которых также было показано, что плавание оказывает положительное влияние на психическое здоровье студентов.

50 ответов

• Да

• Нет

Не знаю

Рисунок 6. Распределение по оценке влияния плавания на отказ от вредных привычек.

1927

На основании полученных данных можно сделать вывод, что внедрение программ занятий плаванием в систему образования является целесообразным и перспективным направлением для улучшения психологического и социального здоровья студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа «Развитие физической культуры и спорта» // Правительство России URL: http://government.ru/rugovclassifier/838/events/ (дата обращения: 26.04.2024);

2. Зипунникова Т.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / Т.А. Зипунникова, Н.Н. Сизова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - №3 (57). - URL: https://research-journal.org/archive/3-57-2017-march/issledovanie-fizicheskogo-zdorovya-studentov-dalnevostochnogo-federalnogo-universiteta (дата обращения: 23.04.2024);

3. Петрова Елена Георгиевна Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7issledovanie-trevozhnosti-studentov-v-usloviyah-ekzamenatsionnogo-stressa (дата обращения: 22.04.2024);

4. Сизова Н. Н., Исмагилова Ю. Д., Тиосова Т. Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии // МНИЖ. 2014. №11-4 (30). URL: https://cyberleninka.ru7article/n/izuchenie-pokazateley-zdorovya-i-fizicheskoy-podgotovlennosti-studentov-vladivostokskogo-filiala-rossiyskoy-tamozhennoy-akademii (дата обращения: 23.04.2024);

5. Степанова О.В., Зотин В.В., Мельничук А.А. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ // Теория и практика современной

1928

науки. 2017. №4 (22). URL: https://cyberleninka.ra/artide/n/vHyanie-zanyatiy-plavaniem-na-zdorovie-studentov (дата обращения: 30.04.2024)

Larin S.E., Belevsky V.N.

Larin S.E.

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia)

Belevsky V.N.

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia)

PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL ASPECTS OF SWIMMING LESSONS FOR STUDENTS: IMPACT ON STRESS TOLERANCE, SELF-ESTEEM AND SOCIAL ADAPTATION

Abstract: this scientific article examines the psychological and social aspects of swimming lessons for students. Special attention is paid to the impact of swimming on stress tolerance, self-esteem and social adaptation. The practical significance of the work lies in the justification of the use of swimming as an effective means to increase the psycho-emotional stability and social adaptation of students. It is recommended to introduce swimming training programs into the education system to improve the psychological and social health of students.

Keywords: sports, swimming, students, physical activity, stress resistance, self-esteem.

1929

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.