Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ'

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пашкова А.А., Коровенкова С.В.

В статье рассматривается воздействие спорта и физической культуры на уровень общественной предприимчивости студентов, их успеваемости. Рассказывается о позитивном влиянии спорта и физической культуры на организм. Говорится о результатах проведения анкетирования среди обучающихся университета. Сделан вывод о том, что социальная активность намного выше у тех студентов, кто занимается спортом, нежели у студентов, не занимающихся им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пашкова А.А., Коровенкова С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OMPARISON OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS ENGAGED AND NOT ENGAGED IN SPORTS

The paper examines the impact of sport and physical culture on the students’ level of social entrepreneurialism, on their academic performance. Talks about the positive impact of sports and physical culture on the body. The results of a questionnaire survey among university students are discussed. The conclusion is made that social activity is much higher in those students who are engaged in sports than in students who are not engaged in it.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ»

УДК 796

DOI: 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-78-81

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ

ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ

Пашкова А А., Коровенкова С. В.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

кафедра физического воспитания Автор, ответственный за переписку: С.В. Коровенкова

KorovonkovaSV@tksu.ru

Аннотация. В статье рассматривается воздействие спорта и физической культуры на уровень общественной предприимчивости студентов, их успеваемости. Рассказывается о позитивном влиянии спорта и физической культуры на организм. Говорится о результатах проведения анкетирования среди обучающихся университета. Сделан вывод о том, что социальная активность намного выше у тех студентов, кто занимается спортом, нежели у студентов, не занимающихся им.

COMPARISON OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS ENGAGED AND NOT ENGAGED IN SPORTS

PashkovaA. A. Korovenkova S. V

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Department of Physical Education

Abstract. The paper examines the impact of sport and physical culture on the students' level of social entrepreneurialism, on their academic performance. Talks about the positive impact of sports and physical culture on the body. The results of a questionnaire survey among university students are discussed. The conclusion is made that social activity is much higher in those students who are engaged in sports than in students who are not engaged in it.

Актуальность. Актуальные задачи современной жизни приобретают особенную значимость, отодвигая на второй план важность физического воспитания, исключительно это касается студенческой жизни, когда каждодневно студенты заняты учебой, работой и другими делами, которые отрицательно сказываются на их здоровье. На первый взгляд, задачи по обеспечению здорового образа жизни могут показаться для современного студента незначимыми, однако, если не исследовать данный вопрос, то проблема сохранения здоровья может оказаться критической для молодого поколения [2, 11]. Следовательно, чем раньше учащиеся осознают благоприятное воздействие физической культуры и спорта на ежедневное существование, тем быстрее они поймут, что их здоровье в значительной степени зависит от них самих [8, 10].

Спорт и физическая культура очень хорошо воздействуют на все системы организма: усиливают деятельность двигательного аппарата, работоспособность, активизируют обменные процессы в организме, укрепляют сердце и здоровье в целом [9].

Физически развитые люди издавна ценились в обществе, так как они с лёгкостью могли выполнять разнообразные работы, вне зависимости от направленности. Считалось, что развитие человека должно быть сбалансированным, разносторонним, ведь только так человек может достичь успехов и реализовать себя как личность. Наш современный темп жизни требует подходящей степени физической подготовленности. Современный студент обязан владеть навыками физической работы, устойчивой мотивацией к ведению здорового образа жизни. К сожалению, развитие физической подготовленности молодежи протекает не так жизнерадостно, как хотелось бы [3]. В наше время, множество людей полностью задействованы в малоактивной или недостаточно физически активной умственной деятельности, забывая о комплексном развитии человека. В связи с этим, у представителей этой группы проявляется ряд особенностей: общая усталость, снижение умственных способностей, ухудшение иммунитета. Так как данные показания неоднократно встречаются у студентов и влияют, в том числе, на качество их обучения, нужно разобраться с влиянием физической активности на умственные способности обучающихся, а также предоставить ряд подходов, которые направлены

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

_И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ_

на компенсацию негативного влияния малоактивного образа жизни [1, 5-7].

Цель исследования: выявление закономерностей социальной активности у студентов, занимающихся и не занимающихся спортом, выявление факторов, позволяющих повышать интеллектуальный потенциал человека, его творческий потенциал.

Исследование проводилось в 2022 г в КГУ им. К.Э. Циолковского, проводился опрос студентов, занимающихся и не занимающихся спортом. Участие в опросе приняло 59 человек (студенты 1-3 курса, обучающиеся на очном отделении). Вопросы были поставлены так, чтобы выявить, как часто студенты занимаются физической нагрузкой, насколько они загружены учебой, ведут активный образ жизни самостоятельно или же посещают какие-либо секции. Также в анкетировании был вопрос о том, часто ли они посещают обязательные занятия физической культурой в университете.

По итогам проведенного опроса студентов были получены следующие результаты.

На вопрос: «Посещаете ли Вы обязательные занятия физической культурой в университете?» были получены следующие результаты:

- 79,3% студентов — посещают обязательные занятия физической культуры в университете; это связано с тем, что они понимают значимость данного предмета и осознают, что без зачёта по этой дисциплине могут не закрыть сессию, что в последствии может быть одной из причин отчисления;

- 10,3% студентов — не посещают занятий по состоянию здоровья;

- 3,4% студентов — иногда посещают занятия, частые пропуски занятий по физической культуре связаны с загруженностью по учёбе;

- 3,4% студентов ходят в спортивные секции.

На вопрос: «Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом, учитывая все формы занятий (утренняя гимнастика, самостоятельные, организованные, платные занятия др.)?»:

- 20,7% студентов — делают утреннюю гимнастику;

- 24,1% студентов — занимаются бесплатно в спортивных или оздоровительных секциях и группах;

- 58,6% студентов — занимаются разными вариантами физической культуры и спорта самостоятельно (в том числе с родственниками, друзьями и т.д.);

- 20,7% студентов — нет, не занимаются;

- 17,2% студентов — регулярно посещают платные спортивно-оздоровительные занятия;

- 3,4% студентов — иногда ходят в спортивный зал.

На основании анализа анкет было выявлено, что 10,2% студентов 2 раза посещают тренировки. Максимальный процент—34,5% занимаются в спортивных секциях 3-4 раза в неделю. 13,8% не посещают спортивные секции.

Большинство опрошенных хотели бы заниматься спортом в большем объёме, уделять тренировкам больше времени. Есть доля тех, у кого на данный момент нет особого желания приступать к регулярным тренировкам.

На вопрос «Каково Ваше мнение в отношении важности занятий спортом»:

- 55,2%—к таким занятиям отношусь как к полезному и нужному делу (для улучшения здоровья, самочувствия, работоспособности и т. д.);

- 17,2% — занимаюсь физкультурой и спортом скорее по необходимости (для получения оценки или зачета, по настоянию врача или родителей и т.п.);

- 27,6%—посещая спортивные секции, хотелось добиться, прежде всего, улучшения своих спортивных показателей.

Большинство студентов относятся к занятиям физической культурой как к полезному и нужному делу. Данный результат может бытьпоказателем того, что учащиеся понимают, что от занятий спортом зависит их здоровье и самочувствие. Наименьший процент студентов ответили, что они занимаются спортом по необходимости. Можно сделать предположение, что такие студенты ответственно относятся к наставлениям врача или родителей, но не осознают значимости регулярной интенсивной физической активности для них самих. Так же есть процент студентов, для которых спорт является средством для достижения спортивных достижений.

Отвечая на вопрос, «Что Вас сдерживает от активных занятий физкультурой и спортом?», подавляющие число студентов отметило, что главный фактор—большая академическая нагрузка. Многих сдерживают материальные затраты или отсутствие иных возможностей заниматься любимым видом

спорта. Есть процент студентов, которые ответили, что у них плохое состояние здоровья и нет сил заниматься физкультурой и спортом или существуют запреты со стороны врачей.

Превалирует процент студентов, которые оценивают свое здоровье как удовлетворительное, т. е. далекое от идеала. Данный показатель мог быть получен из-за того, что у учащихся постоянный стресс из-за учёбы, недосыпание, недоедание и множество других факторов, которые могут негативно сказываться на самочувствии. Совершенно здоровыми чувствует себя только четвертая часть респондентов.

На вопрос «Какова ваша медицинская группа?» студенты ответили:

- 48,3% — основная;

-10,3% — подготовительная;

- 3,4% — специальная медицинская;

- 37,9% — не владею такой информацией.

На вопрос о социальной активности — большинство респондентов (42 студента), отметило свою высокую загруженность в различных вузовских мероприятиях. Большинство из этой группы студентов, кроме того, активно занимается спортом. Только 3 человека из 59 опрошенных не отметили свое участие в вузовских мероприятиях, но и спортом они не занимаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенные данные позволяют отметить, что социальная активность студентов, занимающихся спортом, выше, чем у студентов, не занимающихся спортом. Большинство из опрошенных студентов не только много времени отводят образовательному процессу, они находят возможность принимать активное участие в жизни вуза, ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев Д. М., Коровенкова С. В. Актуальные вопросы физической культуры и спорта среди студентов // Международный электронный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. — 2022. — Т. 32. — № S1. — С. 1-5.

2. Аршавский И. А. К теории индивидуального развития (Биофизические аспекты) // Биофизика. — 1991. — Т. 36. — № 5. — С. 866-878.

3. Бальсевич В. К. Физическая подготовленность: средства и методы оздоровления физической культурой. — М.: ВНИИФК, 1990. — 153 с.

4. Борисова Л. Н. Динамика интеллектуального развития взрослых и ее зависимость от уровня их образования. — Л: ЛГПИ, 1990. — 16 с.

5. Васильев Н. Д. Планирование учебно-тренировочной работы и методика подготовки дистанций и карт по спортивному ориентированию. — М.: Госкомспорт СССР, 1987. — 30 с.

6. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта. — М.: Academia, 2004. — 223 с.

7. Казанцев С. А. Интегральная подготовка спортсмена-ориентировщика: дис. ... канд. пед. наук. — СПб.: СПбГАФК, 2005. — 145 с.

8. Суровцева А. О., Коровёнкова С. В. Физическая культура в жизни современных студентов// Вестник Калужского университета. — 2019. — Т. 45. — № 4. — С. 156-157

9. Чекунова А. А., Калошин Р. Н. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов // Научный Аспект. — 2017. — Т. 2. — № 1. — С. 138-147.

10. Широкова Е. А., Макеева В. С., Осипов Д. В. Адаптивные способности в поддержке качества жизни студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — Т. 78. — № 5. — С. 357-359.

11. Широкова Е. А., Щеголева М. А. Гиподинамия как фактор, понижающий качество жизни студентов университета // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2021. — № 4. — С. 74-80.

СРАВНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

_И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ_

REFERENCES

10.1. Andreev D. M., Korovenkova S. V. Aktual'nye voprosy fizicheskoj kul'tury i sporta sredi studentov //Mezhdunarodnyj elektronnyj zhurnal. Ustojchivoe razvitie: nauka i praktika. — 2022. — Т. 32. — № S1. — S. 1-5.

11.2. Arshavskij I. A. K teorii individual'nogo razvitiya (Biofizicheskie aspekty) // Biofizika. — 1991. — T. 36. — № 5. — S. 866-878.

3. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya podgotovlennost': sredstva i metody ozdorovleniya fizicheskoj kul'turoj. — M.: VNIIFK, 1990. — 153 s.

4. Borisova L. N. Dinamika intellektual'nogo razvitiya vzroslyh i ee zavisimost' ot urovnya ih obrazovaniya. — L: LGPI, 1990. — 16 s.

5. Vasil'ev N.D. Planirovanie uchebno-trenirovochnoj raboty i metodika podgotovki distancij i kart po sportivnomu orientirovaniyu. — M.: Goskomsport SSSR, 1987. — 30 s.

6. Gogunov E. N. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta. — M.: Academia, 2004. — 223 s.

7. Kazancev S.A. Integral'naya podgotovka sportsmena-orientirovshchika: dis. ... kand. ped. nauk. — SPb.: SPbGAFK, 2005. — 145 s.

8. Surovceva A. O., Korovyonkova S. V. Fizicheskaya kul'tura v zhizni sovremennyh studentov// Vestnik Kaluzhskogo universiteta. — 2019. — Т. 45. — № 4. — S. 156-157.

9. CHekunova A. A., Kaloshin R. N. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov // Nauchnyj Aspekt. — 2017. — T. 2. — № 1. — S. 138-147.

10. SHirokova E. A., Makeeva V. S., Osipov D. V. Adaptivnye sposobnosti v podderzhke kachestva zhizni studentov vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. — Т. 78. — № 5. — S. 357-359.

11. SHirokova E. A., SHCHegoleva M.A. Gipodinamiya kak faktor, ponizhayushchij kachestvo zhizni studentov universiteta // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. — 2021. — № 4. — S. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.