СЕКЦИЯ - ПСИХОЛОГИЯ
УДК 373.2
Удальцова Ксения Игоревна
индивидуальный исследователь, бакалавр,
Россия, г. Омск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Аннотация: Статья рассматривает важность взаимодействия между воспитателями и родителями в дошкольных образовательных учреждениях. Акцентируется внимание на двустороннем процессе "детский сад - семья" и "семья - детский сад", направленном на оптимизацию воспитания ребенка. Описаны традиционные и инновационные формы общения с родителями, их значимость для полноценного развития ребенка. Подчеркивается роль воспитателей как проводников в мир знаний для родителей и необходимость создания условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников.
Ключевые слова: Взаимодействие, воспитатель, родители, дошкольное образование, педагогические условия, психологическая поддержка.
Udaltsova Ksenia
individual researcher, bachelor's degree, Russian Federation, Omsk
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INTERACTION BETWEEN EDUCATORS AND PARENTS
Abstract: The article examines the importance of interaction between educators and parents in preschool educational institutions. It highlights the bidirectional process "kindergarten - family" and "family - kindergarten" aimed at optimizing child upbringing. Traditional and innovative forms of communication with parents and their significance for the child's full development are described. The role of educators as guides to the world of knowledge for parents and the necessity of creating conditions for forming responsible relationships with the families of pupils are emphasized.
Keywords: Interaction, educator, parents, preschool education, pedagogical conditions, psychological support.
ХОЛОДНАЯ НАУКА №5/2024
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется личность ребенка, в то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении», одной из задач стоящей перед дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка - это самая эффективное средство правильного развития малыша [1].
Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: «Детский сад - семья» - процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи и ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; «Семья - детский сад» - процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательную работу детского сада [1, 2].
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка, здесь формируется нравственный опыт маленького человека. Гуманистическая направленность современного дошкольного образования предполагает сотрудничество с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществляет взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а сотрудники ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий [2].
Дошкольное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и укреплять
ХОЛОДНАЯ НАУКА №5/2024
родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. Традиционная форма взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетается сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Вся система работы в ДОУ направлена на приятие семьи, как первого и самого главного действующего лица воспитании и образовании дошкольников [3].
В статье О.И. Давыдовой и А.А. Майер «Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода» [4] подробно изучен алгоритм построения работы с родителями в рамках любого направления:
1. Подготовительный (теоретико-диагностический): знакомство родителей с проблемой; изучение состоянии ситуации, специфичности поведения ребенка; определение позиции взрослых.
2. Основной (практико-ориентированный): совместное решение проблемы; выработка оптимальных способов поведения в целом; выбор форм деятельности.
Особенности взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников (законных представителей) [4]:
- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные виды социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);
- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления, закаливания, развития ребенка в разных видах деятельности.
Система взаимодействия с родителями - это [4]:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализ участия родительской общественности в жизни ДОУ;
ХОЛОДНАЯ НАУКА №5/2024
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составление планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
- целенаправленная работа, пропагандирующая общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах - практикумах, консультациях и открытых занятиях, для этого существуют разные направления: наглядно-информационные, досуговые, организация дня открытых дверей.
Наглядно-информационное направление включает в себя организацию в группах родительских уголков, папок-передвижек, фотовыставок. Наглядно-информационное направление призвано в доступной форме донести до родителей всю информацию о жизнедеятельности детей в саду, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности [5].
Одной из важнейших задач работы воспитателя считается вовлечение родителей в жизнь детского сада. Чтобы решить эту задачу необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность. Для этого проводится анкетирование родителей, с целью выяснения запросов к воспитанию, выявления интереса и индивидуальных особенностей детей. Поэтому основная роль при любой форме организации взаимодействия с родителями уделяется социологическим опросам, анкетированию, тестированию [6].
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Применяются традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых - обогатить их педагогические знания. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы [7].
К нетрадиционным формам общения воспитателя с родителями можно отнести досуговые формы взаимодействия. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения [8].
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий -укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
К данным формам также можно отнести [9]:
- кружки и секции;
- клубы отцов, бабушек, дедушек;
- клуб выходного дня;
- выпуск стенгазеты;
- домашние гостиные;
- работа театральной труппы дети - родители (совместная постановка спектаклей);
- семейные встречи;
- музыкальные и литературные салоны;
- коллекционирование и т.д.
Необходимо познакомить родителей между собой, сплотить их в коллектив, имеющий общие цели. Родительское собрание - этот способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме. Необходимо сформировать коллектив родителей, потому что с группой работать проще и эффективнее.
Выстроив актив и доброжелательное отношение между родителями, воспитатель добивается усиления воспитательного процесса, находит поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что, в конечном счете, позитивно сказывается на развитии детей.
ВЫВОДЫ
Взаимодействие воспитателей и родителей является ключевым фактором для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. Эффективное сотрудничество между детским садом и семьей способствует созданию благоприятных условий для воспитания и обучения детей. Воспитатели должны активно вовлекать родителей в образовательный процесс, используя как традиционные, так и инновационные формы общения. Консультации и поддержка, оказываемые воспитателями, помогают родителям лучше понимать потребности и особенности развития своих детей, что способствует созданию прочной основы для их дальнейшего личностного роста и успеха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество // Воспитатель ДОУ. 2009. № 9. С. 52-53.
2. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести. Магадан. 1993. № 1. С. 32.
3. Варга А. Я. Актуальные направления исследований современной семьи. Интеграция в практику системного семейного психотерапевта // Профессиональная психотерапевтическая газета. Москва: Мысль, 2015. № 10(155). С. 64
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Детский сад - семья: инновационный потенциал традиционных форм работы с позиций компетентностного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 20-25.
5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2019. № 4. С. 60.
6. Смирнова Е.Г. Психолого-педагогическое сопровождение формирования осознанного родительства в молодой семье. Курган, 2018. 22 с.
7. Соловьева Е.М. Формы работы психолога с родителями // Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. Пенза; Витебск; Москва: Науч.-издат. центр 58 «Социосфера», 2012. С. 170-173.
8. Королева Л.А. Взаимодействие ДОУ и семьи / Л. А. Королева // Дошкольное образование в стране и мире: исторический опыт, состояние и перспективы: материалы международной научно- практической конференции 10-11 ноября 2012 года. Пенза, Москва, Витебск: Научноиздательский центр «Социосфера», 2012. С. 460.
9. Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 291 с.