Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

319
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-психологическая безопасность / психологические риски / эмоциональные нарушения / деформирование ценностной системы / аддиктивное поведение / informational-psychological safety / psychological risks / emotional disorders / value system deformation / addictive behavior

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крюкова Елена Аркадьевна

В данной статье представлены размышления о возможных эмоциональных, ценностных и личностных нарушениях, в связи с использованием сети Интернет школьниками в личных и образовательных целях. В последнее десятилетие учителя и школьники получили огромные возможности для приобретения новых, актуальных знаний, доступа к различным хранилищам информации, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому в результате реализации национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к Интернету. В то же время личность ребенка, участвующего в процессе познания, не защищена от потока разнородной, зачастую противоречивой и агрессивной информации, а также и манипулятивных технологий, применяемых в глобальной информационной сети. В связи с отсутствием цензуры, проблемы с использованием Интернета давно уже начали возникать. Современные средства массовой коммуникации эксплуатируют темы убийств, сексуального насилия, спектр противоречивых ценностей для манипулирования потребителями. Интернет гибко приспосабливается ко всем подсознательным импульсам и желаниям потребителей информационных ресурсов, несет в себе не только глобальные знания, но и глобальные манипуляции, мошенничество всех видов. В статье определены основные психологические риски, сделана попытка проанализировать причины невозможности обеспечить информационно-психологическую безопасность детей в полном объеме. Намечены некоторые психолого-педагогические и организационные пути решения проблемы безопасного использования ресурсов сети Интернет школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF STUDENT SAFETY IN CONNECTION WITH THE USE OF THE INTERNET IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article presents reflections on possible emotional, value and personal violations in connection with the use of the Internet by schoolchildren for personal and educational purposes. In the last decade, teachers and schoolchildren have received huge opportunities to acquire new, relevant knowledge, access to various information repositories, libraries, virtual galleries and much more as a result of the implementation of a national project to connect all educational institutions of the Russian Federation to the Internet. At the same time, the personality of a child participating in the process of cognition is not protected from the flow of heterogeneous, often contradictory and aggressive information, as well as manipulative technologies used in the global information network. Due to the lack of censorship, problems with the use of the Internet have long begun to arise. Modern mass media exploit the themes of murder, sexual violence, and a range of contradictory values to manipulate consumers. The Internet adapts flexibly to all subconscious impulses and desires of consumers of information resources, carries not only global knowledge, but also global manipulation, fraud of all kinds. The article identifies the main psychological risks, attempts to analyze the reasons for the inability to ensure the information and psychological safety of children in full. Some psychological, pedagogical and organizational ways of solving the problem of safe use of Internet resources by schoolchildren are outlined.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 85-93. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 85-93.

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-85-93

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Елена Аркадьевна Крюкова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, Krj ukova@inb ox. ru

Аннотация. В данной статье представлены размышления о возможных эмоциональных, ценностных и личностных нарушениях, в связи с использованием сети Интернет школьниками в личных и образовательных целях. В последнее десятилетие учителя и школьники получили огромные возможности для приобретения новых, актуальных знаний, доступа к различным хранилищам информации, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому в результате реализации национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к Интернету. В то же время личность ребенка, участвующего в процессе познания, не защищена от потока разнородной, зачастую противоречивой и агрессивной информации, а также и манипулятивных технологий, применяемых в глобальной информационной сети. В связи с отсутствием цензуры, проблемы с использованием Интернета давно уже начали возникать. Современные средства массовой коммуникации эксплуатируют темы убийств, сексуального насилия, спектр противоречивых ценностей для манипулирования потребителями. Интернет гибко приспосабливается ко всем подсознательным импульсам и желаниям потребителей информационных ресурсов, несет в себе не только глобальные знания, но и глобальные манипуляции, мошенничество всех видов. В статье определены основные психологические риски, сделана попытка проанализировать причины невозможности обеспечить информационно-психологическую безопасность детей в полном объеме. Намечены некоторые психолого-педагогические и организационные пути решения проблемы безопасного использования ресурсов сети Интернет школьниками.

Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, психологические риски, эмоциональные нарушения, деформирование ценностной системы, аддиктивное поведение

Для цитирования: Крюкова Е.А. Психологические и организационные аспекты безопасности школьников в связи с использованием в образовательном процессе сети Интернет // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 85-93. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-85-93

Original article

PSYCHOLOGICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF STUDENT SAFETY IN CONNECTION WITH THE USE OF THE INTERNET IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Elena A. Kryukova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, Krjukova@inbox.ru

Abstract. This article presents reflections on possible emotional, value and personal violations in connection with the use of the Internet by schoolchildren for personal and educational purposes. In the last

© Крюкова Е.А., 2022

decade, teachers and schoolchildren have received huge opportunities to acquire new, relevant knowledge, access to various information repositories, libraries, virtual galleries and much more as a result of the implementation of a national project to connect all educational institutions of the Russian Federation to the Internet. At the same time, the personality of a child participating in the process of cognition is not protected from the flow of heterogeneous, often contradictory and aggressive information, as well as manipulative technologies used in the global information network. Due to the lack of censorship, problems with the use of the Internet have long begun to arise. Modern mass media exploit the themes of murder, sexual violence, and a range of contradictory values to manipulate consumers. The Internet adapts flexibly to all subconscious impulses and desires of consumers of information resources, carries not only global knowledge, but also global manipulation, fraud of all kinds. The article identifies the main psychological risks, attempts to analyze the reasons for the inability to ensure the information and psychological safety of children in full. Some psychological, pedagogical and organizational ways of solving the problem of safe use of Internet resources by schoolchildren are outlined.

Keywords: informational-psychological safety, psychological risks, emotional disorders, value system deformation, addictive behavior

For citation: Kryukova E.A. Psychological and organizational aspects of student safety in connection with the use of the internet in the educational process. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:85-93. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-85-93

Введение

В последнее десятилетие учителя и школьники получили огромные возможности для приобретения новых, актуальных знаний, доступа к различным хранилищам информации, библиотекам, виртуальным галереям и многому другому в результате реализации национального проекта по подключению всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации к Интернету. В то же время личность ребенка, участвующего в процессе познания, не защищена от потока разнородной, зачастую противоречивой и агрессивной информации, а также и манипулятивных технологий, применяемых в глобальной информационной сети. В связи с отсутствием цензуры, проблемы с использованием Интернета давно уже начали возникать.

Информационным поводом для написания данной статьи послужила магистерская проектно-исследовательская работа М.В. Селькина, связанная с обеспечением интернет-безопасности образовательной среды, в которой проведено дистанционное исследование в режиме онлайн с использованием «Анкеты для учащихся 7-8 классов для изучения отношения ребенка к компьютеру, вопросам информационной безопасности», а также «Теста на Интернет-зависимость» Кимберли Янга. Определялась интернет-зависимость подростков 7-9 классов. Количество обследуемых: 30 человек. По итогам тестирования 3 чел. (10 % опрошенных), имеют значительный риск вовлечения в зависимое поведение от сети Интернет, 17 чел. (57 %) незначительную, но все же вероятность вовлечения в зависимое поведение, 10 респондентов, (33 %) продемонстрировали низкую психологическую готовность к аддиктивному поведению. Проведенное исследование стало поводом для разработки мер профилактической работы со стороны всех участников образовательных отношений, созданный психолого-педагогический проект включил в себя разработку рекомендаций участникам образовательных отношений, классного часа и подбор психотерапевтических упражнений для работы с интернет-зависимостью.

Целью же данной статьи является определение личностных, в частности, ценностных, мотивационных, психоэмоциональных рисков злоупотребления интернетом школьниками, а также разработка предложений по оптимизации ситуации.

Основная часть.

Обсуждение проблемы

В последнее десятилетие появляется очень много работ об информационной безопасности детей в сети Интернет, но достаточно редко попадаются работы об обеспечении их психологической безопасности [Ахмадеева 2014: 51-56; Денисов 2018:

60-67; Калашникова, Пежемская 2016: 167-171; Пучкова 2015: 293-300; Пучкова 2018: 48-53]. Иногда оперируют термином информационно-психологическая безопасность [Анохин, 2013: 15], [Денисова, 2020: 27], либо пишут о психологическом или психолого-педагогическом сопровождении интернет-коммуникаций [Привалов 2014: 102-107]. В этом списке интересны работы о внутренних ресурсах информационно-психологической безопасности личности [Хакимзянов 2019: 77-82], о психотехнологиях и их влиянии на личность [Емелин 2019: 177-181], [Емелин 2014: 17-24]. В последнем случае речь идет о нарушении границ личности и её идентичности, росте уровня тревоги, ощущения управляемости и незащищенности в цифровой среде. Возрастные и гендерные особенности погруженности подростков в интернет-среду представлены в статье Л.А. Регуш с соавторами [Регуш 2019: ART 2737] В исследовании, проведенном на выборке 583 подростков, было обнаружено, что находясь в интернете, подростки испытывают положительные эмоциональные переживания радости и удовольствия, при этом ведущим является интерес (82%), девочки чаще чем мальчики используют интернет, чтобы уйти от проблем или избавиться от плохого настроения (критерий хи-квадрат 3,902, при р<0,05).

Психологическую безопасность личности понимают, как определенную защищенность сознания личности от воздействий, способных против ее воли и желания изменить психические состояния, психологические характеристики и поведение, вплоть до изменения его жизненного пути [Ахмадеева 2014: 53]. В той или иной степени, это защищенность от воздействий извне. Информационно-психологическую безопасность определяют, как часть общей психологической безопасности образовательной среды, которую характеризуют состояние защищенности детей, и в которой минимизирован риск причинения информационно-психологического вреда их здоровью, духовному, нравственному, физическому и психическому развитию [Ратинер 2014: 74].

Несмотря на то, что существует Доктрина информационной безопасности РФ [Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 № 646], которая определяет государственную политику в области духовно-нравственного воспитания, только в ноябре 2021 г. Роскомнадзор приступил к обсуждению внесения изменений в законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ], «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Федеральный закон от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ]. Поправки связаны с пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений и сексуальных девиаций в онлайн-видеосервисах и соцсетях, а также ответственности за это их владельцев.

Современные средства массовой коммуникации эксплуатируют темы убийств, сексуального насилия, спектр противоречивых ценностей для манипулирования потребителями (пользователями). Интернет гибко приспосабливается ко всем подсознательным импульсам и желаниям потребителей информационных ресурсов, несет в себе не только глобальные знания, но и глобальные манипуляции, мошенничество всех видов. Мировые информационные системы всегда будут эксплуатировать низменные инстинкты, так как это приносит прибыль. Естественное любопытство детей сталкивается с пропагандой экстремизма и терроризма в социальных сетях, обилием откровенных материалов сексуального характера, в том числе извращений, материалами деструктивных религиозных сект, призывами к самоповреждениям, самоубийствам и т.д. Все это дезориентирует ребенка и ранит психику, вызывает сомнения и страдания, снижение интереса к литературе, учёбе, спорту, общению со сверстниками, переутомление, информационную перегрузку, интернет-зависимость. По данным исследований 2017 г. 92 % школьников младших классов имеют телефоны с доступом в интернет и 44 % из них используют их с этой целью [Пучкова 2018: 49]. Исследования в 2019 г., проведенные на 150 подростках показали, что к интернет-коммуникациям больше склонны школьники, с неразвитой способностью к пониманию индивидуальности другого человека, с невысокой способностью к эмпатии, то есть школьники, центрированные на себе, своих идеалах, своих

интересах. «Им тяжело найти собеседника в реальном мире, поэтому они включаются в виртуальную среду, где интеракции, по сути обезличены» [Хакимзянов, 2019: 79]. Это же исследование показало и низкую способность к самоуправлению у детей, значительно вовлеченных в виртуальные коммуникации.

К сожалению, не все родители, а также возрастные педагоги в достаточной степени владеют информационно-коммуникационными технологиями, знают, каким образом бесконтрольное использование интернета ребенком может навредить и его психологическому здоровью, и благополучию его семьи, умеют пользоваться защищающими программами, осознают возможные мировоззренческие и поведенческие последствия нахождения ребенка в сети Интернет. Существующие исследования информационной безопасности показывают, что незащищенными оказываются даже школьные сети. Что уж тогда говорить о семьях в российской глубинке, берущих деньги в кредит для приобретения компьютера ребенку для обучения. Там сам ребенок и является для всей семьи непререкаемым специалистом и консультантом по использованию Интернета.

При всем желании педагогической общественности оградить детей от негатива в Интернете, сделать это в полном объеме практически невозможно. Технологически мы должны были бы сначала сообщить детям обо всех подводных рифах, то есть «раскрыть глаза» на все пороки информационной системы, а потом пытаться «прикрыть глаза», увещевая следовать нравственности. Технические ограничения в виде информационных фильтров здесь возможны, но не все родители и пожилые учителя владеют этим в достаточной степени, многие не владеют совсем. Принимая образовательные условия о включении Интернета как информационной системы в образовательный процесс, мы в реальности выдаем желаемое за действительное, рассуждая об информационной безопасности. Эта ошибка несет в себе уже не информационные, а психологические угрозы деформации личности на ранних этапах развития. Не в этом ли одна из причин участившихся случаев агрессии с массовыми жертвами в образовательных учреждениях?

Начиная с раннего возраста, у ребенка формируются зачатки нравственного поведения. Он различает смысл понятий «плохо-хорошо», «добрый-злой», но у него очень постепенно это становится оценочным регулятором жизни и поведения. Это происходит через столкновения с реальностью, конфликты и кризисы, и в результате - субъективное осмысление и принятие. Мы должны опираться на нравственные ценности и нормы, пытаясь активизировать собственные внутренние силы ребенка по самосовершенствованию, при этом все же понимая, что логика развития у каждого своя.

Рассуждая об информационно-психологической безопасности, хотелось бы также опереться на психологию эмоций. Эмоции сложный многофункциональный регулятивный процесс, который, с одной стороны, основан на психофизиологии, а, с другой, на функционировании высших уровней индивидуальности: сознания, интеллекта, ценностной системы. Они обеспечиваются одновременно и работой эмоциональных центров в головном мозге (центры наслаждения и страдания) и интеллектуальной оценкой событий, вызывающей конкретные разновидности положительных или отрицательных эмоциональных реакций, а также выбросом гормонов, соответствующих тем или иным эмоциональным реакциям. Эмоции - это ограниченный ресурс, мы не можем жить в состоянии постоянной эмоциональной взвинченности. Этого ресурса хватало для адаптации, помимо когнитивных ресурсов, пока не было мобильного потребления информации. С другой стороны, эмоциональные и мотивационные процессы тесно связаны, поэтому изобилие потребляемого информационного мусора истощает психику ребенка. Эмоционально сильные события перестают восприниматься и вызывать адекватные сильные эмоциональные реакции сопереживания, возмущения, или отторжения, брезгливости. Многие взрослые сталкивались с феноменом, когда просмотр нескольких серий подряд самого интересного и увлекательного фильма вызывает не ощущение отдыха, а ощущение усталости, эмоционального отупения.

Долго работающим преподавателям, думаю, заметен феномен «улыбки Джоконды» на лицах молодых слушателей в сегодняшних аудиториях. Это подобие эмоции, проявляется в поджимании уголка губы и легком прищуривании одного глаза (этакая ироничная полуулыбка с сомнительно-критичным сопровождением во взгляде) в ситуациях, в которых еще лет 20-30 назад аудитория бы «грохнула от хохота» или коллективно и однозначно выразила бы любую другую сильную эмоцию. Пятнадцатилетнее использование методики В.В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания» в старших подростковых и юношеских аудиториях в связи с различными учебными курсами, связанными с профессиональной деятельностью, показывает, что феномен, который в 70-80-ые гг. приписывали людям среднего возраста и старше, сегодня в отдельных симптомах и фазах диагностируется у студентов очных отделений среднего и высшего профессионального образования.

Чрезмерные информационные и эмоциональные нагрузки, в основном идущие сейчас через интернет и его мобильный вариант, формируют безразличие и общую пассивность. Часть родителей сталкивается с тем, что их ребенок на третьем десятке жизни постоянно сидит за компьютером, не заводит семью, нигде не работает. Проблемы здесь не только социальные, это еще и мотивационно-эмоциональная деформация, которая может быть связана с деформацией ценностной природы. Ни в коем случае нельзя говорить обо всей молодежи, однако явление приобретает признаки заметности.

В связи с этим, необходимо просчитывать психологические риски, которые с нашей точки зрения выглядят так: истощение эмоциональных ресурсов и, как следствие, снижение мотивации к деятельности, поступкам, поведение «наблюдателей», «зрителей» в критичных ситуациях; деформирование ценностной системы детей и подростков, искажение представлений о сексуальности, гендерной роли, жизни и смерти, в отдельных случаях, деградация личности; формирование психологической зависимости от компьютера, смартфона у части детей, потребности жить виртуальной жизнью, находя в ней больше удовольствия, нежели в живой коммуникации.

Организационные и психолого-педагогические предложения решения проблемы безопасного использования ресурсов сети Интернет школьниками.

Сформулируем некоторые выводы и предложения в связи с предыдущими размышлениями.На сегодняшний день информационную и психологическую безопасность имеет смысл рассматривать в совокупности, особенно если речь идет о детях, подростках и юношестве. В содержание общего образования необходимо внедрить новые компоненты, которые будут связаны с обучением информационно-психологической безопасности школьников. От учителей ИКТ требуется понимание достоинств и ограничений новой технологии, отличное знание программного обеспечения, владение техническими мерами защиты информации и способность обучать этому педагогический коллектив и родителей.

Обеспечение информационно-психологической безопасности детей должно быть включено в работу всех специалистов и педагогов школы. Это требует иного уровня владения профессиональными компетенциями в данной области от всех участников образовательной среды. Силами преподавателей информационных технологий, психологов и социальных педагогов должны проводиться пропедевтические беседы с родителями. Возможны организация индивидуальных или групповых консультаций, круглых столов, практических занятий для желающих. Такого рода включение должно впервые быть осуществлено в начальный период обучения, тем более в связи с тем, что развивающие образовательные технологии предполагают первичное освоение ребенком информационной среды. В этой ситуации необходимо предусматривать возможные информационные и психологические риски. С педагогами, начиная с начальной школы, должны быть организованы курсы повышения квалификации, связанные с обеспечением информационно-психологической безопасности детей, предметом которых должны стать, например: использование фильтрующих информацию программ; рациональное использование техники

в интересах преимущественно дела, обучения; ограниченное время пребывания ребенка за компьютером для сохранения его здоровья; тщательный подбор компьютерных игр с точки зрения нравственного содержания и др.

В 6-9 классах разговор педагогов с родителями должен повториться на новом уровне. Этот диалог должен поднимать проблему психологических рисков деструктивного личностного развития при невнимательном отношении семьи к созданию психологического благополучия ребенка дома, психологическим особенностям возраста, а также формированию информационной культуры, которая могла бы защитить ребенка от деструктивных влияний сети Интернет. Необходимо акцентировать внимание на том, что информационная культура является процессным образованием, не может возникнуть из ниоткуда и одномоментно, что значительно снижает ее гипотетические ограждающие возможности, поэтому приоритетом является семья, создающая ценностную и экологическую нишу для ребенка, что в новых условиях еще более актуально, чем несколько десятков лет назад.

У родителей необходимо сформировать понимание того, что одним из провоцирующих интернет-зависимость подростка, а также возможным способом компенсации проблемы, являются семейные взаимоотношения. В частности, недостаток внимания в семье и утилитарные взаимоотношения, будут провоцировать уход в зависимость. Коррекция отношений в пользу их душевности, открытости, рефлексивности снизит потребность в аддиктивном поведении. Если все же проблемы возникают, необходима психолого-педагогическая работа с ними: устранение страхов, нарушений в общении со сверстниками, психологическая коррекция личности и др. Большинство проблем подобного характера решается традиционными психолого-педагогическими способами, через совершенствование социально-психологического климата и построение коллектива в детском сообществе, через включение ребенка в разные детские коллективы (кружки, клубы, спортивные секции), через задушевную беседу ребенка и взрослого. Как бы мы это не называли, педагогикой или психотерапией, прямого влияния личности на личность никто не отменял.

Обеспечение психологической безопасности подростков в информационной среде должно курироваться классными руководителями при участии психологов и социальных педагогов, при этом должностные обязанности классных руководителей требуют пересмотра и предполагают более внимательное отношение и к формированию классных коллективов, и к поведению и интересам школьников в социальных сетях. В течение столетия отечественной и зарубежной наукой была доказана полезность социальных объединений в виде коллективов и команд. В связи с этим идеи кооперации детей и организация внутригруппового взаимодействия на основе позитивных социальных и нравственных ценностей, а также создание очной диалоговой среды являются уже практически вечными образовательными и развивающими социальными технологиями, что не умаляет их значения. Усилить педагогическую позицию может именно организация коллективной работы и применение дискуссионных методов. Чем больше используется процесс обсуждения и взаимодействия с другими детьми в контексте исследуемой проблемы, тем больше у ребенка развиваются навыки критического мышления, избирательного отношения к информации, рефлексии, самокоррекции, самотерапии. Основной целью при этом является стремление к осознанию полноценности жизни и общения.

При увеличении в последнее десятилетие количества массовых трагедий в образовательных учреждениях с многочисленными жертвами, необходимо расширение понимания терроризма и применение руководящими образовательными структурами стандартных для таких случаев методов отслеживания контента и реагирования. Необходимо законодательно и цензурой прекратить смакование в СМИ интереса к личности юных террористов, так как подражательность, аналогично ситуациям с суицидальным поведением, исключить невозможно. Работа по обеспечению информационно-психологической безопасности должна быть поставлена на контроль со стороны органов управления

образованием, вменена в обязанность директорам и заместителям директоров школ, родительской общественности, управляющим и попечительским советам образовательных учреждений.

Формирование информационной культуры и психологической безопасности - процесс длительный, сложный и зависит от всех участников образовательных отношений. Комплексное решение проблемы должно стать одним из первоочередных направлений работы современной школы и залогом формирования зрелой личности ребенка. Информационно-просветительская деятельность должна воздействовать на формирование ответственного отношения у детей и родителей, а школа является первоочередным каналом распространения подобной просветительской информации и для этого возможно проведение мероприятий в форме единых классных часов, акций, лекций, медиауроков, круглых столов, семинаров, практикумов, разработка памяток для участников образовательных отношений, проведение с ними социально-психологических тренингов и деловых игр с учетом данной проблематики.

Психотерапевтическая работа с интернет-зависимым поведением подростка имеет специфику, но может быть аналогичной той, которая применяется в работе с социальными группами, нуждающимися в защите. Помимо распространенных методов медитации, арттерапии, музыкотерапии, танцетерапии, сказкотерапии, психодрамы, возможно использование многочисленных глубинных, бихевиористских, экзистенциальных, когнитивных, имажинативных, соматических и коммуникативных техник. Последнее вызывает необходимость расширения соответствующих компетенций у педагогов-психологов.

Заключение

Обеспечение информационно-психологической безопасности школьников в сети Интернет самостоятельное направление в системе образования. Оно требует комплексного подхода и междисциплинарных возможностей от специалистов, работающих в данной области. Значительное время, к сожалению, уже упущено: личностные, эмоционально-ценностные, поведенческие, коммуникационные трансформации у части школьников налицо. К счастью, всегда имеются ресурсы, способные изменить ситуацию и в самом ребенке, и в его семье, школе, системе образования, обществе, самой сети Интернет, наконец.

Список литературы

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 № 436-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.

3. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 № 646 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 50. Ст. 7074.

4. Анохин С.М., Анохина Н.Ф. Информационно-психологическая безопасность российских детей // Народное образование. 2013. № 3. С.14-19.

5. Ахмадеева Е.В., Голосок-Заболоцкая Т.А. Увеличение активности подростков в Интернет-среде как фактор влияния на психологическую безопасность // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 42. С. 51-56.

5. Денисов Д.В. Психологические особенности безопасного поведения в сети интернет студентов колледжа. Монография. М.: б.и. 2018. 170 с.

7. Денисова Е.А., Власова К.А. Информационно-психологическая безопасность младших школьников // Педагогический форум. 2020. № 1 (5). С. 27-29.

8. Емелин В.А. Утрата приватности: идентичность в условиях технологического контроля // Национальный психологический журнал. 2014. № 2. С. 17-24.

9. Емелин В.А. Высшие психические функции в контексте цифровых // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Коллективная монография / Под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: Изд-во «Московский педагогический государственный университет», 2019. С. 177-181.

10. Калашникова Г.В., Пежемская Ю.С. Угрозы интернет-среды для психологической безопасности детей и подростков // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (12-14 апреля 2017 г. Санкт-Петербург) / Под общей редакцией Е.Ю. Коржовой, А.В. Микляевой. В 2-х частях. Часть 2. СПб.: Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2017. С. 167-171.

11. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 102-107.

12. Пучкова Е.Б., Игнатьева Н.А. Детерминанты психологической безопасности школьника в интернет-пространстве // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. № 4 (13) 2018. С. 48-53.

13. Пучкова Д.А. Условия обеспечения психологической безопасности использования интернет-среды детьми младшего школьного возраста // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 7. С. 293-300.

14. Ратинер Т.Г. Информационно-психологическая безопасность школьников при работе в интернете // Современное образование. 2014. № 1. С. 73-96.

15. Регуш Л.А., Орлова А.В, Алексеева Е.В., Веретина О.Р., Пежемская Ю.С. Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в Интернет среду [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. № 6. ART 2737. URL: http://emissia.org/offline/2019/2737.htm (дата обращения: 12.12.2021).

16. Хакимзянов Р.Н. Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 77-82.

References

1. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii: Federal'nyi zakon ot 27 iyulya 2006 № 149-FZ [Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2006, no. 31 (part I), article 3448. (In Russ.).

2. O zashchite detei ot informatsii, prichinyayushchei vred ikh zdorov'yu i razvitiyu: Federal'nyi zakon ot 29 dekabrya 2010 № 436-FZ [On the protection of children from information harmful to their health and development: Federal Law of December 29, 2010 No. 436-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2011, no. 1, article 48. (In Russ.).

3. Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 № 646 [On approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2016, no. 50, article 7074. (In Russ.).

4. Anokhin S.M., Anokhina N.F. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' rossiiskikh detei [Information and psychological safety of Russian children]. Narodnoe obrazovanie, 2013, no. 3, pp.14-19. (In Russ.).

5. Akhmadeeva E.V., Golosok-Zabolotskaya T.A. Uvelichenie aktivnosti podrostkov v Internet-srede kak faktor vliyaniya na psikhologicheskuyu bezopasnost' [The increase in the activity of adolescents in the Internet environment as a factor influencing psychological safety]. Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki ipsikhologii, 2014, no. 42, pp. 51-56. (In Russ.).

6. Denisov D.V. Psikhologicheskie osobennosti bezopasnogo povedeniya v seti internet studentov kolledzha. [Psychological features of safe behavior on the Internet of college students]. Monografiya. Moscov, b.i., 2018, 170 p. (In Russ.).

7. Denisova E.A., Vlasova K.A. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' mladshikh shkol'nikov [Information and psychological safety of younger students]. Pedagogicheskii forum, 2020, no. 1 (5), pp. 27-29. (In Russ.).

8. Emelin V.A. Vysshie psikhicheskie funktsii v kontekste tsifrovykh [Higher mental functions in the context of digital]. Tsifrovoe obshchestvo v kul'turno-istoricheskoi paradigme. Kollektivnaya monografiya. Moscov, 2019, pp. 177-181.

9. Emelin V.A. Utrata privatnosti: identichnost' v usloviyakh tekhnologicheskogo kontrolya [Loss of Privacy: Identity under Technological Control]. Natsional'nyipsikhologicheskii zhurnal, 2014, no. 2, pp. 1724. (In Russ.).

10. Kalashnikova G.V., Pezhemskaya Yu.S. Ugrozy internet-sredy dlya psikhologicheskoi bezopasnosti detei i podrostkov [Threats of the Internet environment for the psychological safety of children and adolescents ]. Integrativnyi podkhod k psikhologii cheloveka i sotsial'nomu vzaimodeistviyu lyudei: vektory razvitiya sovremennoi psikhologicheskoi nauki. Materialy VII Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Part 2, Saint Petersburg, Izd-vo «Rossiiskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. A.I. Gertsena», 2017, pp. 167-171. (In Russ.).

11. Privalov A.N., Bogatyreva Yu.I. K voprosu psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obespecheniya informatsionnoi bezopasnosti shkol'nikov [On the issue of psychological and pedagogical support for ensuring the information security of schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014, no. 2, pp. 102-107. (In Russ.).

12. Puchkova E.B., Ignat'eva N.A. Determinanty psikhologicheskoi bezopasnosti shkol'nika v internet-prostranstve [Детерминанты психологической безопасности школьника в интернет-пространстве]. Kollektsiya gumanitarnykh issledovanii. Elektronnyi nauchnyi zhurnal, no. 4 (13) 2018, pp. 48-53. (In Russ).

13. Puchkova D.A. Usloviya obespecheniya psikhologicheskoi bezopasnosti ispol'zovaniya internet-sredy det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta [Conditions for ensuring the psychological safety of using the Internet environment by children of primary school age]. Russian Journal of Education and Psychology, 2015, no. 7, pp. 293-300. (In Russ.).

14. Ratiner T.G. Informatsionno-psikhologicheskaya bezopasnost' shkol'nikov pri rabote v internete [Information and psychological safety of schoolchildren when working on the Internet]. Sovremennoe obrazovanie, 2014, no. 1, pp. 73-96. (In Russ.).

15. Regush L.A., Orlova A.V, Alekseeva E.V., Veretina O.R., Pezhemskaya Yu.S. Vozrastno-polovye kharakteristiki pogruzhennosti podrostkov v Internet sredu [Возрастно-половые характеристики погруженности подростков в Интернет среду]. Pis'ma v Emissiya. Offlain (The Emissia. Offline Letters): elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2019, no. 6, ART 2737. (In Russ.). Available at: http://emissia.org/offline/2019/2737.htm (accessed: 12.12.2021).

16. Khakimzyanov R.N. Vnutrennie resursy psikhologicheskoi bezopasnosti lichnosti podrostkov v usloviyakh internet-kommunikatsii [Internal resources of psychological safety of the personality of teenagers in the conditions of Internet communication]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, 2019, no. 3, pp. 77-82. (In Russ.).

Информация об авторах Е.А. Крюкова - кандидат психологических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the authors E.A. Kryukova - Ph.D. (Psychology), Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.11.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 19.01.2022.

The article was submitted 29.11.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 19.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.