Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
peer-reviewed • open access journal ISSN 250-3585
УДК: 159.9:004.2 ББК: 88.811
Психологические науки
48
Детерминанты психологической безопасности младшего школьника в интернет-пространстве.
© Е.Б. Пучкова, Н.А. Игнатьева
Пучкова Е.Б. - зав. каф. психологии труда и психологического консультирования к.психол.н., ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ).
E-mail: kafedra-ps@yandex.ru
Игнатьева Н.А. - магистрант, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ). E-mail: pr2328@yandex.ru
Адрес: г. Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1, 119991, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В статье изучены основные аспекты детерминант психологической безопасности младших школьников при использовании в интернет-пространства. Отмечается, что с непрерывным развитием технологий с каждым днём в сети Интернет появляются все новые угрозы, способные нанести вред младшему школьнику. Анализируется важность формирования у учеников начальной школы когнитивных способностей, грамотное использование которых необходимо для нейтрализации негативных последствий интернет-угроз. Изучены основные проблемы, касающиеся информационной безопасности младших школьников в интернет-пространстве, а также главные психологические угрозы, которые могут возникнуть при использовании Интернета. Обозначены детерминанты психологической безопасности младшего школьника в интернет-пространстве, такие как самостоятельность и критичность мышления.
Ключевые слова: информационная безопасность, психологическая безопасность, интернет-угроза, критичность мышления.
Психологическая безопасность младших школьников является важнейшим условием разностороннего развития и поддержания их психологического здоровья. Проявление заботы о психологическом здоровье школьников, прежде всего, обучающихся в младших классах, является важнейшим направлением в работе школы. Начальная школа на современном этапе должна выступать не только в качестве места, где учат детей, но и комфортной среды, т.е. должна являться психологически безопасным и комфортным пространством. Именно при таких условиях может осуществляться полноценное психологическое развитие младшего школьника.
В настоящее время компьютер для младших школьников стал незаменимым «другом». По статистическим данным разных источников за 2017 год свыше 85% детей младшего школьного возраста пользуются интернетом и проводят там большую часть свободного времени. 44 % младших школьников используют мобильные телефоны для выхода в интернет, т.е. практически у каждого из них (92%) уже есть свое собственное электронное устройство с доступом в Сеть. К поступлению в школу дети уже владеют навыками выхода в интернет-пространство и имеют 2-3-летний опыт его частичного использования. При такой распространенности интернета и использования его детьми, начиная с дошкольного возраста, следует отмечать массовую вовлеченность детей в интернет-пространство. Под вовлеченностью детей в интернет-пространство, как отмечалось ранее в работах (Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Суховершина Ю.В., 2015) понимается не интернет-зависимость, а нормальный процесс активности, направленной на взаимодействие с объектами виртуальной среды, реализуемой как общение и деятельность с различной степенью интенсивности [9].
Психика младших школьников еще неустойчива, и деструктивный контент, с которым ребенок может столкнуться в интернет-пространстве, представляет для нее угрозу как в виде негативного влия-
ния на общее развитие, так и на психологическое благополучие. Как отмечают в своих исследованиях Е.А. Сорокоумова, Е.С. Николаева психологическое благополучие цифрового поколения напрямую зависит от Интернета [7]. С началом обучения в школе у младших школьников возрастает необходимость использования интернет-технологий. Это связано с тем, что появляются новые информационные запросы, ответы на которые школьники ищут в Интернете, потому что для ребенка цифрового поколения цифровая (электронной) образовательная среда (ЭОС) является привычной формой поиска информации [6].
В связи с этим большое значение приобретает информационно-психологическая безопасность младшего школьника. Информационно-психологическую безопасность младшего школьника понимают как состояние психической защищенности от воздействий различных 49 информационных факторов, которые ограничивают формирование адекватной основы поведения младшего школьника, в совокупности с его личными оценками к окружающей действительности и самому себе [1].
Информационно-психологическая безопасность младшего школьника в широком понимании рассматривается как состояние защищенности личности, которое обеспечивает ее целостность в качестве социального субъекта и вариантов развития в рамках информационного воздействия с окружающей действительностью.
Грачев Г.В., определяет понятие «информационно-психологическая безопасность как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и, соответственно, социальных субъектов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы» [3]. №4 (13) 2018
Говоря об информационно-психологической безопасности детей важно
50
минимизировать риски негативного воздействия на здоровье детей, их духовное, нравственное, физическое и психическое развитие. По отношению к детям младшего школьного возраста проблема интернет-безопасности недостаточно разработана. Ведь еще совсем недавно младшие школьники не были активными пользователями сети Интернет. Дети данного возраста являются уязвимыми к различным информационным угрозам, именно поэтому тема безопасности в интернет-пространстве является актуальной на сегодняшний день.
Детям уже с начальных классов важна связь с информационным пространством, они нуждаются в расширении познания об окружающем мире. Интернет-пространство на данный момент для большинства младших школьников становится значимым источником поступления данных [7]. В системе образования на сегодняшний момент широко приветствуется принцип «гуманизации образования», который предусматривает обеспечение учеников начальных классов доступными сведениями по всем интересующим их вопросам [2].
В связи с этим появляется необходимость защиты младшего школьника от большого объема информации, а так же, напротив, его отсутствия. Важно контролировать количество, объем, содержание и структуру получаемой информации. Ученики начальных классов еще не имеют достаточного жизненного опыта для самостоятельного определения угроз, присутствующих в глобальном интернет-пространстве. Далеко не все родители отлично ориентируются в интернет-ресурсах, компьютерных играх, которые не предназначены для детей [4]. В интернет-пространстве младшие школьники могут столкнуться со множеством угроз, таких как:
- криминальная информация, компьютерные преступления, заспамлен-ность;
- похищение информации, нерегла-ментированный доступ;
- шантажирование, манипулирова-
ние, угрозы жизни и здоровью [8].
В интернет-пространстве младший школьник может столкнуться с информацией, которая содержит в себе сцены насилия, материалы порнографического характера. Такие материалы могут значительно влиять на детскую психику. Конечно, учителя, родители и другие окружающие ребенка взрослые не могут постоянно контролировать его выход в Интернет и качество просматриваемых им интернет-контентов. В связи с этим необходимо предпринимать комплексные меры по предотвращению угроз, к числу основных можно отнести:
- обучение младших школьников основам безопасной работы Интернете;
- установка школьных программ, ограничивающих опасные и вредоносные сайты;
- установка антивирусных программ;
- работа с родителями, направленная на разработку совместного плана по обеспечению интернет-безопасности [5].
Психологу и педагогам важно проводить информационно-просветительские беседы для младших школьников с целью информирования об интернет-безопасности. Из бесед младший школьник должен узнать, что:
1. В сетях желательно контактировать только с лично знакомыми людьми.
2. Прежде чем начинать общение с незнакомцами, важно посоветоваться с родителями.
3. В интернет-пространстве нельзя грубить и оскорблять собеседников.
4. Если информация вызывает подозрение, надо выключить компьютер и сообщить взрослым о причинах опасения.
5. Нельзя сообщать персональные данные, свои планы и информацию о семье.
Психолог должен объяснить детям, что всю информацию необходимо перепроверять. Важно научить школьников анализировать полученные данные, а не воспринимать сразу как данность. Действенной для младших школьников может быть информация о том, что
информацию, фото и данные, выставленные в Интернете, уже нельзя будет удалить. Так, дети смогут задуматься о чувстве ответственности за свои действия в интернет-пространстве.
Вместе с данными мерами безопасности действенной формой, на наш взгляд, является формирование детерминант психологической безопасности при работе в Интернете. В связи с этим особенную важность представляет развитие когнитивных особенностей, таких как самостоятельность и критичность мышления. Под самостоятельностью мышления в контексте рассматриваемого вопроса следует понимать наличие собственной точки зрения на проблему и средств её решения. Самостоятельность мышления
связана со вторым рассматриваемым качеством - критичностью, которая представляет собой оценку результата мыслительной деятельности и его проверку на истинность. Именно эти особенности, на наш взгляд, позволят обеспечить психологическую защищенность ребенка в интернет-пространстве, потому что позволяют ребенку анализировать полученную информацию, определять интернет-угрозы, идентифицировать сомнительную информацию.
Таким образом, формирование психологической безопасности младшего школьника в интернет-пространстве является актуальной задачей как научного исследования, так и поиска работающих технологий в практике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»// [Электронный ресурс-URL: http://base. garant.ru/70183566/
2. Березина Т.Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды / Т.Н. Березина // Психология и психотехника. - 2013. № 9. - С. 897-902.
3. Бронников И.А. Интернет как ресурс государства / И.А. Бронников // NB: Проблемы общества и политики. -2013. №8 - C. 210-248. [Электронный ресурс-URL: http://www.e-notabene.ru/pr/ article_8999.html
4. Владимирова Т.В. К социальной природе понятия «информационная безопасность» / Т.В. Владимирова // NB: Национальная безопасность - 2013. №4
C. 78-95. [Электронный ресурс-URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596. html
5. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г.В. Грачев. М.: РАГС, 1998. - 125 с.
6. Кишиков Р.В. Психологические проблемы взаимодействия в электронной образовательной среде / Р.В. Кишиков // Психология обучения. -2018. № 4 - С. 106113.
7. Когнитивная психология в образовании и управлении: учебное пособие / Под ред. Е.Б.Пучковой. - М., 2017.
8. Седых Н.С. Терроризм в контексте информационно-психологических угроз современности / Н.С. Седых // NB: Национальная безопасность. - 2012, №1. - С. 182212. Б01: 10.7256/2306-0417.2012.1.163. [Электронный ресурс]-URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_163.html
9. Темнова, Л.В., Пучкова, Е.Б., Суховер-шина, Ю.В. О вовлеченности поколения зет в виртуальную реальность / Л.В. Темнова, Е.Б. Пучкова, Ю.В. Суховершина // В сборнике: Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. -2016. - С. 327-334.
51
DETERMINANTS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF YOUNGER SCHOOLBOY IN INTERNET-SPACE
© Elena B. Puchkova, Natalia A. Ignatieva
Puchkova Elena B. - head. Psychology of Labor and Psychological Counseling Department, Ph.D., Moscow State Pedagogical University (MSPU). E-mail: kafedra-ps@yandex.ru
Ignatieva Natalia A. - Undergraduate, Moscow State Pedagogical University (MSPU).
E-mail: pr2328@yandex.ru
Address: Moscow, Malaya Pirogovskaya Street, Building 1, Building 1, 119991, Russian Federation.
Abstract
The article examined the main aspects of the determinants of psychological safety primary schoolers when used in Internet-space. It is noted that with 52 the continuous development of technologies every day on the Internet there are
all new threats that might cause harm to the younger student. Examines the importance of primary school pupils have cognitive abilities, proper exploitation of which is necessary to neutralize the negative effects of Internet-based threats. The main problems related to information security of junior high school students in Internet-space, as well as the main psychological threats that can occur when using the Internet. Identified determinants of psychological security of a junior student in the Internet space, such as autonomy and critical thinking.
Keywords: information security, psychological security, Internet threat, critical thinking.
REFERENCE
1. Ukaz Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. N 761 «O Natsional'noy strategii deystviy v intere-sakh detey na 2012-2017 gody»// [Elektronnyy resurs]-URL: http://base.garant.ru/70183566/
2. Berezina T.N. Ob emotsional'noy bezopas-nosti obrazovatel'noy sredy / T.N. Berezina // Psikhologiya i psikhotekhnika. - 2013. № 9. - S. 897-902.
3. Bronnikov I.A. Internet kak resurs gosu-darstva / I.A. Bronnikov // NB: Problemy ob-shchestva i politiki. -2013. №8 - C. 210-248. [Elektronnyy resurs]-URL: http://www.e-notabene. ru/pr/article_8999.html
4. Vladimirova T.V. K sotsial'noy prirode po-nyatiya «informatsionnaya bezopasnost'» / T.V. Vladimirova // NB: Natsional'naya bezopasnost' - 2013. №4 - C. 78-95. [Elektronnyy resurs]-URL: http://www.e-notabene.ru/nb/article_596.html
5. Grachev G.V. Informatsionno-psikho-logicheskaya bezopasnost' lichnosti: sostoyani-ye i vozmozhnosti psikhologicheskoy zashchity / G.V. Grachev. M.: RAGS, 1998. - 125 s.
6. Kishikov R.V. Psikhologicheskiye problemy vzaimodeystviya v elektronnoy obrazovatel'noy srede / R.V. Kishikov // Psikhologiya obucheni-ya. -2018. № 4 - S. 106-113.
7. Kognitivnaya psikhologiya v obrazova-nii i upravlenii: uchebnoye posobiye / Pod red. Ye.B.Puchkovoy. - M., 2017.
8. Sedykh N.S. Terrorizm v kontekste in-formatsionno-psikhologicheskikh ugroz sovre-mennosti / N.S. Sedykh // NB: Natsional'naya bezopasnost'. - 2012, №1. - C. 182-212. DOI: 10.7256/2306-0417.2012.1.163. [Elektronnyy resurs]-URL: http://www.e-notabene.ru/nb/ar-ticle_163.html
9. Temnova, L.V., Puchkova, Ye.B., Suk-
hovershina, YU.V. 0 vovlechennosti pokole-niya zet v virtual'nuyu real'nost' / L.V. Temnova, Ye.B. Puchkova, YU.V. Sukhovershina // V sbornike: Lichnost', intellekt, metakognitsii: issledovatel'skiye podkhody i obrazovatel'nyye praktiki. Materialy I-y Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem. Kaluzhskiy gosudarstvennyy uni-versitet im. K.E. Tsiolkovskogo. -2016. - S. 327334.
53