Научная статья на тему 'Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста'

Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1250
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СМАРТФОН / ПЛАНШЕТ / МОБИЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучкова Дарья Александровна

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость разработки модели формирования безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста. Дана современная трактовка проблемы, касающейся безопасности в интернете. Рассмотрены и систематизированы особенности младшего школьного и подросткового возраста, а так же показан опыт зарубежных коллег по проблеме безопасного поведения детей в интернете. Обсуждаются наиболее важные угрозы, с которым дети могут столкнуться в интернете. Показана значимость и необходимость работы, касающееся безопасного доступа к Всемирной Паутине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пучкова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION THE BASES OF SAFE BEHAVIOR DURING THE WORK WITH INTERNET AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AND TEENAGERS

The arguments proving necessity of development models for the formation of safe behavior during work with the internet for children of primary school and teenagers. The modern evaluation treatment regarding internet security is given. Features of children primary school age and teenagers are considered and systematized and the experience of foreign colleagues on the issue of safe behavior of children in the internet are showed. The most important threats, which children can find in the Internet are discussed. The importance and necessity of the work relating to the security of access to the World Wide Web are showed.

Текст научной работы на тему «Формирование основ безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста»

УДК 159.922.7+373.2:004

ДА. Пучкова ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНТЕРНЕТ-СРЕДОЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость разработки модели формирования безопасного поведения при работе с интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста. Дана современная трактовка проблемы, касающейся безопасности в интернете. Рассмотрены и систематизированы особенности младшего школьного и подросткового возраста, а так же показан опыт зарубежных коллег по проблеме безопасного поведения детей в интернете. Обсуждаются наиболее важные угрозы, с которым дети могут столкнуться в интернете. Показана значимость и необходимость работы, касающееся безопасного доступа к Всемирной Паутине.

Ключевые слова: модель, безопасное поведение, интернет, младший школьный возраст, подростковый возраст, смартфон, планшет, мобильный интернет.

Daria Puchkova FORMATION THE BASES OF SAFE BEHAVIOR DURING

THE WORK WITH INTERNET AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE AND TEENAGERS

Annotation. The arguments proving necessity of development models for the formation of safe behavior during work with the internet for children ofprimary school and teenagers. The modern evaluation treatment regarding internet security is given. Features of children primary school age and teenagers are considered and systematized and the experience of foreign colleagues on the issue of safe behavior of children in the internet are showed. The most important threats, which children can find in the Internet are discussed. The importance and necessity of the work relating to the security of access to the World Wide Web are showed. Keywords: model, safe behavior, internet, primary school age, teenager, smartphone, tablet, mobile internet.

Интернет стремительно и быстро вошел в нашу жизнь. Трудно представить молодого человека XXI в., который бы не пользовался Всемирной паутиной. Сейчас практически у каждого интернет есть на мобильном телефоне, планшете или другом портативном устройстве. Если нам нужно найти информацию и компанию, узнать новости, уточнить адрес, становиться скучно и мы хотим пообщаться с друзьями, посмотреть фильм или видео-ролик, поиграть, мы обращаемся к интернету. Взрослый человек в той или иной мере слышал об угрозах, опасностях в сети, представляет как вести себя в различных сложных ситуациях, а вот младший школьник и подросток слабо представляют, что делать в критических ситуациях. Актуальным становиться вопрос разработки подходов к формированию безопасного поведения при работе с Интернет-средой у детей младшего школьного и подросткового возраста.

С распространением смартфонов и планшетов жизнь младших школьников и подростков изменилась по сравнению с жизнью их братьев и сестер тремя годами старше, теперь жизнь можно назвать онлайн-жизнь. Формирование безопасного поведения детей и подростков в интернет-среде должно проектироваться в соответствии с возрастными особенностями детей и подростков. Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Ребенок в этом возрасте приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию. Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм. Веду-

© Пучкова Д.А., 2015

щей становится учебная деятельность. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени (9-11 лет жизни). На ее основе у детей возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, планирование) и мотивы учения.

Подростковый возраст - стадия развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Наиболее яркими интересами подростка Л.С. Выготский считал «эгоцентрическую доминанту» (интерес к собственной личности), «доминанту дали» (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), «доминанту усилия» (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), «доминанту романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем - овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. Воображение подростка «уходит в сферу фантазии», которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну. Л.С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста - развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания [1].

В рамках проекта «Европейские дети в онлайне» (EU Kids Online) было проведено исследование «Использование мобильных устройств, риски и безопасность глазами европейских детей, учителей и родителей» (European children and their carers'understanding of use, risks and safety issues relating to convergent mobile media). Исследование проводилось в 9 европейских странах: Бельгии, Дании, Германии, Ирландии, Италии, Португалии, Румынии, Испании и Англии. Данные для исследования были собраны в ходе интервью и фокус-групп, которые проводились в школах. В среднем в каждой стране было проведено 6 фокус-групп и 12 интервью. Возрастные группы: 9-10,11-13 и 14-16 лет. Участники выбирались из разных школ и детских центров: государственных и частных; расположенных в городах, пригородах и сельских районах. В общей сложности было проведено 55 фокус-групп с общим числом участников 219 чел. и 107 интервью.

Исследование показало, что дети осваивают смартфоны и планшеты в более раннем возрасте, чем начинают ими владеть. Однако здесь речь может идти о достаточно ограниченном использовании родительских мобильных устройств - дети, возможно, на них только играют. Зачастую у школьников возникает желание приобрести смартфон или планшет под влиянием одноклассников, однако достаточно распространенной является также ситуация, когда они вообще не проявляют никакой заинтересованности в приобретении таких гаджетов и порой получают эти устройства неожиданно для себя, просто в подарок. Смартфоны и планшеты не просто заменяют для детей те устройства, которые у них были раньше, а занимают свое собственное место среди технологий, которые уже освоены юными пользователями. Дети используют сложную комбинацию из смартфонов, планшетов и лэптопов, ПК и игровых консолей, чтобы выходить в онлайн, в зависимости от целей и ситуации, причем иногда они используют даже несколько устройств сразу. Более того, характер использования мобильных устройств постоянно изменяется.

По данным исследования по Европе из 46 % детей и подростков имеют смартфон и пользуются им 41 % [2]. В Европе первая программа «Интернет», направленная на безопасный доступ к сети для детей, была запущена в 1999 г. в целях поддержки проектов и мероприятий, а также для содействия саморегулированию отрасли и международного сотрудничества. После принятия в 2012 г. Европейской стратегии - сделать интернет лучше для детей - появилась программа называемая «Лучший интернет для детей».

Все эти годы велась деятельность, направленная на повышение осведомленности, борьбу с нелегальным содержанием, фильтрацию и маркировки контента, привлечение гражданского общества к решению вопросов детской онлайн-безопасности и создание надежной базы данных, связанной с использованием новых технологий молодыми людьми. Глобальный «День безопасного интернета» и «Безопасный интернет-форум» являются основными ежегодные мероприятия, связанными с данной программой. Важной частью программы являются безопасные интернет-центры, которые присутствуют в 30 европейских странах. Они дают советы и информацию детям, родителям и учителям. Центры также консультируют по вопросам онлайн-безопасности и информационным материалам [3].

Опираясь на опыт зарубежных коллег мы разработали программы формирования безопасного поведения детей младшего школьного и подросткового возраста при работе с интернет-средой. Апробация программ проводилось среди учащихся 2-7 классов на базе ГБОУ Школа 1368 г. Москвы с углубленным изучением информационных технологий. Перед началом апробации программ было проведено диагностическое исследование, которое включало диагностику наглядно-образного мышления у детей Л.А. Венгера, определение общительности ребенка (с помощью теста Н. Преображенской), определение тревожности (с помощью теста Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) и креативности (с помощью теста Торранса). Данные полученные в результате диагностик дали возможность спроектировать общую картину психического развития и состояния школьников и познакомиться с ними поближе, установить личностно-доверительные отношения.

Структурной единицей программ формирования безопасного поведения детей и подростков при работе с интернет-средой выступали занятия. Каждая встреча была посвящена какому-то определенному вопросу, теме, что обозначалось вначале: «Я и интернет», «Угрозы в Сети», «Интернет-зависимость», «Азбука Вежливости», «Компьютер и Здоровье», «Мой безопастный интернет», «Связаны одной сетью» (для подростков). С младшими школьниками, в силу их возраста, использовался индивидуальный подход, а среди подростков использовались элементы групповой работы, когда определенные задания ученики выполняли в группах из 5-8 чел. или в микрогруппах по 2-4 чел. Использовался метод «комментированного обучения», когда все возможные все действия и поступки ученики проговаривали вслух, особенно когда показывали рисунки после творческого задания, а также такие методы, как наблюдение, обсуждение, убеждение, беседа, дискуссия. В результате у каждого ученика каждой возрастной группы в конце занятий должны были быть сформированы определенные элементы модели безопасного поведения, состоящей из ряда последовательных и логичных действий: как правильно пользоваться интернетом, как поступить в ситуациях, которые могут повлечь за собой вред психическому и физическому здоровью. Во время складывания индивидуальной модели безопасного поведения при работе с интернетом работа велась в консультативном и рекомендательном направлении. Мы не в праве принудить школьников использовать выработанную модель, а давали рекомендации, высказывали пожелания и советы.

Среди учащихся ГБОУ Школа № 1368 было выделено две возрастных группы: дети младшего школьного возраста (2-4 класс, 7-10 лет) и ученики среднего школьного возраста (5-7 класс, 11-14 лет). В соответствии с возрастом учеников средства, используемые при формировании безопасного поведения в интернет-среде, отличались друг от друга. Для учеников младшего школьного возраста материал излагался в стихотворной форме, присутствовали элементы сказок, творческие задания, беседы. Сказка выбиралась с учетом возраста учеников 2-3 классов, она представляла историю одного Интернет-государстве и содержала различные термины и понятия, связанные с компьютером и интернетом. Такой подход к работе по формированию безопасного поведения использовалась в соответствии с особенностями внимания, памяти и мышления, характерными для учащихся начальной школы. Для учеников среднего школьного (подросткового) возраста материал излагался в лаконичной форме, имела место дискуссия, обсуждения, каждый мог в свободной форме

внести дополнения, поделиться личным опытом. Подростки должны были сами выстроить модель безопасного поведения в интернете, в отличие от младших школьников, которым в конце серии занятий предлагалась готовая модель безопасной работы в Всемирной паутине.

Для формирования безопасного поведения в интернет-среде в двух группах проводились занятия-встречи на протяжении 1,5 месяца (раз в неделю). На каждой из встреч поднималась такая проблема, которая могла вызвать затруднения, стресс, создать психологический дисбаланс у ребенка (вирусы, угрозы, мошенничество, порнография, ложная информация и другие). На занятиях демонстрировались и обсуждались выходы и пути решения различных трудных ситуация. Дети знакомились с азбукой вежливости в интернете, безопасным выходом в сеть, работой с баннерами и всплывающими окнами. Все встречи проходили в доброжелательной атмосфере и с созданием позитивного настроя.

Окончательно результаты проделанной работы можно будет узнать и оценить, скорее всего, спустя несколько лет. Однако и сейчас большинство учеников, по данным анкетирования их самих и их родителей, стараются придерживаться правил безопасного поведения в Интернет-сети, рассказывают об этом друзьям и родителям, а вот что останется и войдет в долговременную память мы увидим спустя время.

Библиографический список

1. Выготский. Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1999. - 536 с.

2. Хэдцон, Л. Если родители выключают связь ночью, то можно использовать 30 / Л. Хэддон // Дети в информационном обществе. - 2015. - № 20. - С. 54-63.

3. Создание лучшего интернета для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ec.europa.eu/digital-agenda/safer-internet-better-internet-kids (дата обращения : 10.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.