Научная статья на тему 'Условия обеспечения психологической безопасности использования интернет-среды детьми младшего школьного возраста'

Условия обеспечения психологической безопасности использования интернет-среды детьми младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1001
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СHILDREN / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / КОМПЬЮТЕР / COMPUTER / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА / SAFE USE OF INTERNET / ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ / INTERNET THREATS / RESEARCH / PRESENTATION / PROGRAM / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пучкова Дарья Александровна

Изучение психологических условий безопасного использования интернет-среды младшими школьниками представляется весьма актуальным в современных условиях. Сейчас Интернет используется детьми как в образовательных, развивающих целях, так и в игровых. При всей своей неоднозначности Интернет все больше входит в жизнь людей во всем мире; в нашей стране реальный рост численности пользователей Интернета происходит чрезвычайно быстро. Необходимо создать безопасные психологические условия при работе с Интернет-средой. Для создания этих условий была разработана программа, состоящая из серий занятий, творческих заданий и бесед. Разработанная Программа занятий для детей младшего школьного возраста может найти практическое применение в школе: в работе школьных психологов, учителей информатики, классных руководителей. В психологическом плане данная программа позволяет подготовить школьников к проблемам и трудностям, с которыми они могут столкнуться при работе с Интернет-средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пучкова Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF PROCURING THE PSYCOLOGICAL SECURITY OF USING THE INTERNET CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The study of psychological conditions of safe use of Internet primary school children is very relevant in the modern world. Now the Internet is used by children in educational, developmental purposes, and in the game. For all its ambiguity Internet enters into the lives of people around the world more and more; in our country, a real increase in the number of Internet users is extremely fast. You must create a safe psychological conditions when dealing with the Internet. To create these conditions, we developed program for children, consisting of a series of studies, creative assignments, discussions. This program of activities for children can find practical importance in school: at school psychologists, teachers of information technology, the class teacher. In psychological terms, this program allows you to prepare pupils for the problems and difficulties which they may find working with the Internet.

Текст научной работы на тему «Условия обеспечения психологической безопасности использования интернет-среды детьми младшего школьного возраста»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-23 УДК 159.922.7+373.2:004

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пучкова Д.А.

Изучение психологических условий безопасного использования интернет-среды младшими школьниками представляется весьма актуальным в современных условиях. Сейчас Интернет используется детьми как в образовательных, развивающих целях, так и в игровых. При всей своей неоднозначности Интернет все больше входит в жизнь людей во всем мире; в нашей стране реальный рост численности пользователей Интернета происходит чрезвычайно быстро. Необходимо создать безопасные психологические условия при работе с Интернет-средой. Для создания этих условий была разработана программа, состоящая из серий занятий, творческих заданий и бесед. Разработанная Программа занятий для детей младшего школьного возраста может найти практическое применение в школе: в работе школьных психологов, учителей информатики, классных руководителей. В психологическом плане данная программа позволяет подготовить школьников к проблемам и трудностям, с которыми они могут столкнуться при работе с Интернет-средой.

Ключевые слова: дети; младший школьный возраст; Интернет; компьютер; психологические условия; безопасное использование Интернета; Интернет-угрозы.

CONDITIONS OF PROCURING THE PSYCOLOGICAL SECURITY OF USING THE INTERNET CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Puchkov D.A.

The study of psychological conditions of safe use of Internet primary school children is very relevant in the modern world. Now the Internet is used by children in educational, developmental purposes, and in the game. For all its ambiguity Internet enters into the lives

of people around the world more and more; in our country, a real increase in the number of Internet users is extremely fast. You must create a safe psychological conditions when dealing with the Internet. To create these conditions, we developed program for children, consisting of a series of studies, creative assignments, discussions. This program of activities for children can find practical importance in school: at school psychologists, teachers of information technology, the class teacher. In psychological terms, this program allows you to prepare pupils for the problems and difficulties which they may find working with the Internet.

Keywords: children; primary school age; Internet; computer; psychological conditions; safe use of Internet; Internet threats; research; presentation; program.

При всей своей неоднозначности Интернет все больше входит в жизнь людей во всем мире; в нашей стране реальный рост численности пользователей Интернета происходит чрезвычайно быстро. Интернет входит в жизни взрослых и детей опосредовано: СМИ, общение, обучение. Изучение психологических условий безопасного использования интернет-среды младшими школьниками представляется весьма актуальным в современных условиях. Стремительное развитие интернета и неограниченный временной доступ к нему с большой остротой ставят проблему отбора содержания сайтов, ограничения доступа к интернет-ресурсам, используемым в образовательных и развивающих целях.

Интернет в России развивается довольно интенсивно, но исследовательская активность в области психологических особенностей использования Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы не складываются в полноценные исследования и проекты; отсутствуют регулярные конференции, посвященные психологическим особенностям работы в Интернете. Создание условий безопасности в Интернете предполагает работу не только с детьми, но и с родителями и педагогами. Один из путей решения данной проблемы связан с обеспечением детей умениями и навыками, обеспечивающими формирование интернет-безопасности. Другой путь решения предполагает работу с родителями и педагогами, проведение различных бесед об интернет-зависимости, онлайн-играх, сайтах с далеко не детской тематикой, поиск средств, позволяющих уже в детском возрасте отражать сложные отношения между элементами реальности.

С самого начала проводимые отечественными специалистами исследования базировались на предложенной Л.С. Выготским культурно-исторической теории развития высших психических функций [4]. Интернет при этом понимается как сложная система, высокоразвитое универсальное психологическое орудие, опосредствующее разнообразные виды деятельности, осуществляемые в сотрудничестве с Интернетом.

В своем исследовании мы исходили из того, что обеспечение безопасности использования интернет-среды детьми младшего школьного возраста достигается при формировании у педагогов способов взаимодействия с детьми по поводу использования интернет-среды, и проведение профилактических бесед с детьми. В связи с этим была создана и реализована психологическая Программа для детей младшего школьного возраста, направленная на безопасное использование Интернет-среды без вреда психическому и физическому здоровью, которая включала в себя комплекс занятий в виде серии повторяющихся уроков. При реализации программы использовались методы наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования с помощью адаптированного варианта теста Кимберли-Янга. Организация исследования строилась в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

В апробации программы приняли участие ученики ГБОУ СОШ № 1368 с углубленным изучением информационных технологий г. Москвы 2-ых (30 учеников), 3-их (20 учеников) и 4-го (16 учеников) и 7-го (50 учеников) классов.

Программа состояла из 6 этапов (занятий) и была разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Каждое занятие имело свою направленность и тематику. Начиная со второго занятия, каждое занятие начиналось с повторения прошлого материала и заканчивалось подведением итогов, обсуждением нового материала. На первом и последнем занятиях дети заполняли анкеты, выполняли творческие задания.

Вначале младшим школьникам предлагалось прослушать волшебную сказку, наводящую на тематику урока. Сказка выбрана с учетом возраста учеников 2-3 классов, она рассказывает историю об одном Интернет-государстве и содержит различные термины, связанные с компьютером и интернетом. Затем была беседа, в которой каждый ученик высказывал свое мнение об актуальности вопроса безопасности и психологической безопасности работы за компьютером, обсуждались незнакомые термины и слова. Учащимся предлагалось ответить на 5 вопросов:

1. Ты знаешь, что такое компьютерная безопасность? Если да, то что это?

2. Ты слышал что-нибудь о компьютерных угрозах?

3. Что ты знаешь об опасностях, которые могут встретиться в Интернете?

4. Кто тебе о них рассказывал?

5. Что тебе интересно было бы узнать об Интернете? Об опасностях в Интернете?

В результате были получены ответы. «Ты знаешь что такое компьютерная безопасность?» утвердительно среди учеников 2-ых классов ответили 73%, отрицательно - 27%, среди 3-их классов «да» - 75%, «нет» - 25%, в 4-ых классах «да» - 81%, «нет» - 19%. Осведомленность

учащихся по вопросу компьютерной безопасности и психологической безопасности с возрастом увеличивается, что, несомненно, радует. «Ты слышал что-нибудь о компьютерных угрозах?» учащиеся 2-го класса ответили «да» - 60%, «нет» - 40%, ученики 3-го класса утвердительный ответ дали - 85%, отрицательный - 15%, среди 4-го класса «да» - 81%, «нет» - 19%. Самый популярный ответ среди всех трех классов на вопрос «Что ты знаешь об опасностях, которые могут встретиться в сети интернет?» является «вирусы», во 2-ых классах - 47%, среди 3-их классов - 65%, среди 4-ых классов - 69. Ученики поверхностно владеют информацией об опасностях и угрозах Всемирной паутины, они знают что-то, но далеко не каждый из них представляет, какую серьезную угрозу здоровью психическому и физическому могут нанести опасности и угрозы из Интернета и компьютера. «Кто тебе о них рассказывал?», можно составить следующий рейтинг: во 2-ом классе «родителей» написало 44%, «никто» - 30%; в 3-ем классе «родители» - 50%, следом одинаковое количество ответов по 10%: «друзья», «сам(а) узнал(а)», «брат \сестра», «никто»; в 4-ом классе «родителей» написало 32%, «учителей» - 38%. В начальных классах на первом месте у учащихся выступают детско-родительские отношения. Все новое они узнают из семьи и самый тесный контакт общения установлен с семье. В более старшем возраст, в силу психологических особенностей, замещение семьи происходит школой и на первое место выходит общение со сверстниками, чаще всего об опасностях ученики 4-го класса получают информацию от учителей. На последний вопрос «Что тебе интересно было бы узнать об Интернете? Об опасностях в Интернете?» среди всех классов звучали следующие ответы: «все», «как защитить компьютер от вирусов», «какие антивирусы бывают», «как не заразиться вирусами», «как правильно «сидеть» в ВКонтакте». Современные школьники больше знают и осведомлены об опасностях сети интернет с технической точки зрения, нежели с психологической или физиологической.

После ответов на вопросы, учащимся 2, 3, 4-ых классов показывается презентация 1 «Я и Интернет» в стихотворной форме с картинками, иллюстрирующими каждый слайд. В данной презентации освещены следующие вопросы: термин Интернет, как правильно вести себя во Всемирной Путине, как не попасть в беду с Сети и использовать ее возможности с максимальной пользой и удовольствием. Все советы и правила представлены в шутливой и стихотворной форме, наиболее понятной и доступной для детей 8-10 лет.

Через неделю, дети сначала вспоминали, что они помнят из первого занятия, рассказывали, изменилась ли их работа с компьютером, поделились ли они информации с родителями, родными, друзьями. Далее демонстрировалась презентация «Угрозы в Сети», которая подробно рассказывала о различных интернет-угрозах, таких как: интернет-мошенничество, вирусы,

азартные игры, нецензурная лексика, недостоверная информация, материалы нежелательного содержания, онлайн-пиратство, социальные сети и ряд психологических угроз, которые может получить ребенок при работе с Интернетом. После просмотра презентации, следовало обсуждение всех угроз.

Следующее занятие было посвящено мерам предосторожности и борьбы с Интернет-угрозами, о которых рассказывалось на втором занятии и дети повторяли их в начале третьего занятия. Демонстрировалась презентация «Мой безопасный Интернет». После просмотра презентации, следовало обсуждение безопасного поведения в Интернете, как избежать психологической травмы.

По прошествии недели предлагалась к просмотру презентация «Интернет-зависимость». В ходе мероприятия дети смогли познакомится с разными видами Интернет-зависимости, особое внимание уделялось психологической зависимости, были даны советы с преодолением того или иного вида зависимости, показана зарядка для глаз, кистей рук, шеи, позвоночника.

На предпоследнем занятии внимание детей было обращено на проблему общения в социальных сетях, культуру поведения, даны рекомендации и советы. Показана презентация «Азбука вежливости в Сети». По завершению обсуждения презентации дети получили творческое задание: нарисовать рисунок или написать сказку на тему «Я и Интернет».

На завершающем данный цикл занятии воспроизводилось повторение всего материала с первого занятия, дети представляли свои творческие проекты и рассказывали, поясняли, что на них изображено.

Анализ рисунков производился по 3 характеристикам, наиболее часто встречающихся в рисунках: технические, психологические и здоровье с физиологическими. Технические характеристики включали в себя следующие параметры: завис компьютер, как правильно обращаться с компьютером, вирусы, предупреждение об опасности, изображение монитора, упоминание антивирусной системы, изображение клавиатуры, мыши. Психологические характеристики: преобладание мрачных цветов в рисунке, большое количество штрихов, зачеркиваний, наличие фраз об угрозах, изображение человека, изображение животного, страшный\ угрожающий рисунок, присутствие гипнотических элементов. Среди здоровья выделялось в рисунках проблема со зрением.

Практически во всех рисунках присутствовало изображение монитора - 93%, изображение клавиатуры и мышки - 90%. Среди психологических характеристик на первом месте большое количество штрихов и зачеркиваний - 55%, далее идет преобладание мрачных цветов - 52%, стоит отметить, что некоторые ученики нарисовали гипнотические значки - 10%, что свиде-

тельствует о наличии проблемы интернет-зависимости и компьютерной зависимости и актуальности тематики исследования.

По завершению представлению творческих работ, ученики отвечали на вопросы:

1. Что ты узнал для себя нового?

2. Ты хочешь с кем-нибудь поделиться информацией о безопасной работе с Интернетом?

С кем?

3. Как ты думаешь, безопасность при работе в Интернете важно для детей?

4. Если важна, то почему?

5. Ты будешь интересоваться безопасностью работы в Интернете?

«Что ты узнал для себя нового?» учащиеся 2-ых классов написали «нужно установить фильтр» - 20%, «нужно установить антивирус», «много интересного» - 10%; в 3-их классах: «ничего» - 25%,«нельзя выкладывать на разные сайты информацию о себе и свои фото» -10%; в 4-ых классах: «нельзя переписываться с незнакомыми людьми, они могут оказаться педофилами» - 25%, «Интернет наносит вред психики» - 3%. Больше всего ученики 2-ых классов новой информацией хотят поделиться с «другом/подругой» - 44%, «с родителями» - 17%; ученики 3-их классов «с друзьями» - 40%, «с родителями» - 30%, в 4-ых классах: «с родителями» - 32%, «ни с кем» - 25%, «с братом/сестрой» - 19%. Во всех классах на первое место учащиеся поставили родителей, это свидетельствует о том, что семья у младших и средних школьников стоит на первом месте и оказывает большое влияние на становление и формирование личности ребенка. На вопрос «Как ты думаешь безопасность при работе в Интернете важна для детей?» ответы распределились следующим образом: во 2-ом классе «важна» - 100%; в 3-ем классе «важна» - 75%, «не важна» - 25%; в 4-ом классе «важна» - 88%, «не важна» -12%. Большинство учащихся понимают значимость безопасности при работе в Интернете, но 100% показатель только среди 2-ых классов. Необходимо вести и дальше профилактические меры по работе с компьютером и Интернетом. Среди причин, по которым важна интернет-безопасность, ученики 2-х классов указали: «можно попасть в беду» - 10%, «может что-нибудь случится в интернете», «их все нужно соблюдать», «можно испортить глаза», «там есть воры и мошенники», «не надо заходить на разные сайты» - по 3%; в 3-х классах ответы следующие: «вирусы могут погубить компьютер» - 20%, «можно испортить зрение, осанку» - 15%, «потому что дети могут познакомится с кем-то в сети, а это опасно»; в 4-х классах: «потому что дети могут скачивать вредоносные программы» - 19%, «вредно стать психически нездоровым» -19%. «Ты будешь интересоваться безопасностью работы в Интернете?», среди 2-х классов ут-

вердительный ответ дало 83%, отрицательный - 7%, не знаю - 10%; в 3-их классах «да» - 75%, «нет» - 25%; в 4-х классах «да» - 69%, «нет» - 25%, «не знаю» - 6%.

Сравнивая ответы на вопросы вначале программы и на вопросы в конце, можно сделать выводы, что учащиеся начальной школы знают о компьютере от родителей, но новой информацией спешат поделиться, прежде всего, с друзьями. Больше всего детей интересует тема вирусов, антивирусов, как защитить свой компьютер. После просмотра презентации тема компьютерной безопасности живой интерес вызвала больше у учеников начальной школы, и они изъявили желание узнать и интересоваться данной проблемой.

С возрастом ученики начинают больше внимания обращать и уделять психологической безопасности. Если ни один из учеников 2-ых - 3-их классов не дал ответа, связанного с психологической составляющей вопроса, то уже в 4-ом классе отмечается тенденция на появление ответов о психологической безопасности при работе с Интернет-средой.

Осведомленность детей при работе в Интернет-среде практически равно нулю, они владеют информацией о работе в Интернет-среде с технической точки зрения, а что Интернет может нанести пагубное влияние психическому здоровью, многие услышали впервые на проводимых занятиях.

В психологическом плане данные программы позволяют подготовить школьников к проблемам и трудностям, с которыми они могут столкнуться при работе с Интернет-средой: вирусы, интернет-зависимость, плагиат, мошенничество, стресс от рекламы, а также неточная или непроверенная информация могут вызвать у ребенка негативные переживания. Программы помогают и показывают выход из различных ситуаций. Особенности мышления детей младшего школьного возраста таковы, что психологический шок может наступить даже не от реального действия окружающих, а от слов или событий, происходящих, например, на экране монитора. Психологические переживания, связанные с неправильным или неточным пониманием и восприятием информации, получаемой из Интернета, могут оставить сильный след на всю жизнь, поэтому важно предостеречь детей, осведомить и проинформировать их своевременно. Для обеспечения психологической безопасности младших школьников при работе с Интернет-средой, важно учитывать возрастные особенности данного возраста: восприятие, понимание, мышление. Необходимо грамотно показать минусы и плюсы работы с Интернетом, рассказать о проблемах, предостеречь от возможных опасностей. Нужно стать примером для ребенка, так как в силу своего возраста, младший школьник ровняется на старшего, повторяет действия и копирует манеру поведения, реакции на те или иные действия. Младший школьник быстро запоминает новую информацию, поэтому важно донести до него правильные и достоверные данные.

Список литературы

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е.. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. Серия 14. психология, № 4, 1996. С. 14-20.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. . Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. Т. 19, № 1, 1998. С. 89-100.

3. Войскунский А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопросы психологии. №6. 1991. С. 142-147.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. - М., 1982, 368 с.

5. Тест Кимбирли-Янг на интернет-зависимость. http://www.psyline.ru/inzav.htm

References

1. Arestova O.N., Babanin L.N, Vojskunskij A.E.. VestnikMoskovskogo universiteta [The Moscow University Herald], no. 4 (1996): 14-20.

2. Babaeva Ju.D., Vojskunskij A.E. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], no. 1 (1998): 89-100.

3. Vojskunskij A.E. Voprosypsihologii [Questions of Psychology], no. 6 (1991): 142-147.

4. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij [Works]. - Moscow, 1982. Vol. 2. 368 p.

5. Test Kimbirli-Jang na internet-zavisimost'[lnternet addiction'test of Kimberly Young]. http:// www.psyline.ru/inzav.htm

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Пучкова Дарья Александровна, аспирант Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО ул. Макаренко, д. 5/16, г. Москва, 105062, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Puchkov Daria Alexandrovna, graduate student

Institute оf Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education 5/16, Makarenko Street, Moscow, 105062, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.