Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

652
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / личность / психологическое благополучие / цифровое пространство / цифровая социализация / psychological health / personality / psychological well-being / digital space / digital socialization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скорынин Андрей Александрович

Статья посвящена вопросам изучения психологического благополучия личности в контексте развития информационных технологий. В статье в ходе теоретического анализа соотносятся между собой понятия «психологическое здоровье» и «психологическое благополучие», раскрываются основные характеристики психологического благополучия и факторы, влияющие на него. Подчеркивается, что в настоящее время важным фактором социализации детей и подростков, определяющим в то же время уровень их психологического благополучия, является информационная среда (цифровое пространство), включающее в себя разнообразные цифровые социальные взаимодействия. Можно отметить, что цифровая социализация – неотъемлемая часть целостного процесса социализации ребенка. Основной вопрос для исследователей и психологов-практиков, на который требуется найти ответ – могут ли особенности поведения человека в цифровом пространстве служить надежными и валидными маркерами его психологического благополучия или неблагополучия. При этом следует разграничивать количественные и качественные характеристики поведения человека как пользователя сети Интернет. Выявление и изучение маркеров психологического благополучия, которые отражены в особенностях онлайн-активности и цифровых социальных взаимодействий детей и подростков, позволит внести вклад в профилактику психологического неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF REFLECTION OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE DIGITAL SPACE

The article is devoted to the study of psychological well-being of the individual in the context of the development of information technologies. In the article, in the course of theoretical analysis, the concepts of "psychological health" and "psychological well-being" are correlated, the main characteristics of psychological well-being and the factors influencing it are revealed. It is emphasized that currently an important factor in the socialization of children and adolescents, which at the same time determines the level of their psychological well-being, is the information environment (digital space), which includes a variety of digital social interactions. It can be noted that digital socialization is an integral part of the holistic process of socialization of a child. The main question for researchers and practical psychologists to find an answer to is whether the features of human behavior in the digital space can serve as reliable and valid markers of his psychological well-being or distress. At the same time, it is necessary to distinguish between quantitative and qualitative characteristics of human behavior as an Internet user. Identification and study of markers of psychological well-being, which are reflected in the features of online activity and digital social interactions of children and adolescents, will contribute to the prevention of psychological distress.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ПСИХОЛОГИЯ

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 58-65. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 58-65.

Научная статья УДК 159.923.3

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-58-65

К ПРОБЛЕМЕ ОТРАЖЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Андрей Александрович Скорынин

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, skorinin@rambler.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения психологического благополучия личности в контексте развития информационных технологий. В статье в ходе теоретического анализа соотносятся между собой понятия «психологическое здоровье» и «психологическое благополучие», раскрываются основные характеристики психологического благополучия и факторы, влияющие на него. Подчеркивается, что в настоящее время важным фактором социализации детей и подростков, определяющим в то же время уровень их психологического благополучия, является информационная среда (цифровое пространство), включающее в себя разнообразные цифровые социальные взаимодействия. Можно отметить, что цифровая социализация - неотъемлемая часть целостного процесса социализации ребенка. Основной вопрос для исследователей и психологов-практиков, на который требуется найти ответ - могут ли особенности поведения человека в цифровом пространстве служить надежными и валидными маркерами его психологического благополучия или неблагополучия. При этом следует разграничивать количественные и качественные характеристики поведения человека как пользователя сети Интернет. Выявление и изучение маркеров психологического благополучия, которые отражены в особенностях онлайн-активности и цифровых социальных взаимодействий детей и подростков, позволит внести вклад в профилактику психологического неблагополучия.

Ключевые слова: психологическое здоровье, личность, психологическое благополучие, цифровое пространство, цифровая социализация.

Для цитирования: Скорынин А.А. К проблеме отражения психологического благополучия личности в цифровом пространстве // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 58-65. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-58-65

Original article

TO THE PROBLEM OF REFLECTION OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE DIGITAL SPACE

Andrey A. Skorynin

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, skorinin@rambler.ru

Abstract. The article is devoted to the study of psychological well-being of the individual in the context of the development of information technologies. In the article, in the course of theoretical analysis, the concepts of "psychological health" and "psychological well-being" are correlated, the main characteristics of psychological well-being and the factors influencing it are revealed. It is emphasized that

© Скорынин А.А., 2022

currently an important factor in the socialization of children and adolescents, which at the same time determines the level of their psychological well-being, is the information environment (digital space), which includes a variety of digital social interactions. It can be noted that digital socialization is an integral part of the holistic process of socialization of a child. The main question for researchers and practical psychologists to find an answer to is whether the features of human behavior in the digital space can serve as reliable and valid markers of his psychological well-being or distress. At the same time, it is necessary to distinguish between quantitative and qualitative characteristics of human behavior as an Internet user. Identification and study of markers of psychological well-being, which are reflected in the features of online activity and digital social interactions of children and adolescents, will contribute to the prevention of psychological distress.

Keywords: psychological health, personality, psychological well-being, digital space, digital socialization.

For citation: Skorynin A.A. To the problem of reflection of psychological well-being in the digital space. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:58-65. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-58-65

Введение

В современном мире роль цифровых социальных взаимодействий между людьми существенно возрастает, в том числе в связи с пандемией COVID-19. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий, общение с использованием различных мессенджеров, социальных сетей и средств видеоконференцсвязи прочно вошло в нашу жизнь. В социальной психологии в последнее время активно используется термин «цифровые социальные взаимодействия». Поэтому можно говорить о том, что в современных условиях весьма значимым фактором, влияющим на личность, ее развитие и психологическое благополучие, становится информационная среда (или, другими словами, «цифровое пространство»).

Особенно важную роль информационная среда и цифровые социальные взаимодействия играют для формирования личности ребенка и подростка. Современные информационные технологии не просто дополняют и расширяют жизнь ребенка, но влияют на всю структуру его поведения и деятельности. Более того, сегодня они выступают одним из важнейших агентов социализации, который уже начинает конкурировать с семьей и школой [Солдатова 2018: 71]. Цифровая социализация - опосредованный всеми доступными цифровыми технологиями процесс овладения и присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах, воспроизводства этого опыта в реальности и формирования его «цифровой личности» как части реальной личности [там же: 78]. Можно говорить о том, что цифровая социализация (или «киберсоциализация») - значимая составляющая целостного процесса социализации детей.

Важно отметить, что процесс цифровой социализации может быть как позитивным (конструктивным) для ребенка, то есть способствующим его личностному развитию и психологическому благополучию, так и негативным (деструктивным), препятствующим развитию и снижающим уровень психологического благополучия. Следствием этого могут быть разнообразные проявления девиантного поведения, невротические расстройства, усиление агрессивных и аутоагрессивных тенденций и т. д. Таким образом, проблемы цифровой социализации детей и подростков нельзя рассматривать в отрыве от вопросов сохранения и поддержания психологического благополучия.

Основная часть

Понятие «психологическое благополучие» вошло в психологическую науку и практику относительно недавно. Будучи понятным интуитивно, данный термин все же требует детального раскрытия его содержания. Проблема заключается в том, что существует много других понятий со сходным смыслом, например: «психологическое здоровье», «эмоциональное здоровье», «субъективное благополучие», «счастье», «самоактуализация».

Л.И. Акатов полагает, что «психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности» [Акатов 2003: 45]. Таким образом, благополучие является одним из элементов психического здоровья, но лишь в совокупности с другими его критериями, определенными ВОЗ: соответствие развития личности возрастным нормам; адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя; критичность к себе и собственной психической деятельности; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами и др.

В современной психологической науке наряду с термином «психическое здоровье» выделяется также понятие «психологическое здоровье личности». И.В. Дубровина указывает на то, что психическое здоровье, по своей сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам (в том числе, характеристики когнитивных процессов - внимания, памяти, мышления и т.д.). Психологическое здоровье характеризует личность в целом, прежде всего эмоциональную и мотивационную сферу. Психологическое здоровье - это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [Дубровина 2009: 18].

По определению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье - динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи, самоактуализацию [Хухлаева 2003: 31]. В работах В.Э. Пахальяна также подчеркивается значение психологического здоровья для актуализации своих индивидуальных и возрастно-психологических возможностей [Пахальян 2006: 18]. Согласно представлениям Н.В. Басалаевой, психологическое здоровье является условием и в то же время результатом успешной социально-психологической адаптации личности [Басалаева 2013: 169].

Собственно понятие «психологическое благополучие» появляется в конце 1960-х гг. По словам М. Селигмана, основная задача психологии - обратиться ко всему позитивному, что есть в человеке, прежде всего к потенциалу, скрытым возможностям личности [Селигман 2006: 74]. При этом важно сделать акцент на изучении факторов благополучия и полноценного развития личности. Впервые психологическое благополучие становится предметом исследований в работах Н. Брэдберна. Согласно его положениям, психологическое благополучие («psychological well-being») проявляется во взаимодействии позитивного и негативного аффектов. Иными словами - в соотношении между двумя комплексами эмоций, накапливаемых в течение жизни - позитивным и негативным.

Созданная Н. Брэдберном методика «Шкала баланса аффекта» позволяет делать вывод о психологическом благополучии по соотношению негативных и позитивных эмоциональных переживаний. Если индекс позитивных переживаний превышает показатель по индексу негативных переживаний, то это рассматривается как свидетельство высокого уровня психологического благополучия, в обратном случае делается вывод о низком уровне психологического благополучия. Позднее Э. Динер вводит понятие «субъективное благополучие», которое рассматривается им как одна из составляющих психологического благополучия. Субъективное благополучие включает в себя три основных компонента [Diener 2011: 35]: удовлетворенность жизнью; комплекс положительных эмоций; комплекс отрицательных эмоций. Тем самым, Э. Динер, как и Н. Брэдберн, делает акцент на позитивных эмоциях как главном показателе благополучия. Показатель удовлетворенности жизнью в данном случае выступает как результат соотношения позитивных и негативных переживаний.

По мнению М. Аргайла, психологическое благополучие во многом зависит не столько от материальных, сколько от духовных ценностей человека и общества в целом [Аргайл 2003: 87]. По его данным, в странах с коллективистскими ценностями культуры нет

отчетливой взаимосвязи между уровнями психологического и финансового благополучия. А наиболее важным фактором психологического благополучия является осмысленность жизни. И.А. Джидарьян, используя вместо термина «психологическое благополучие» понятие «счастье», отмечает, что недостаток счастья, связанный с материальным неблагополучием, компенсируется устремленностью в будущее, надеждой, что все изменится, и, следовательно, завтра все будет гораздо лучше, чем сегодня [Джидарьян 2013: 45]. Можно сказать, что акцент делается на оптимистичные представления о будущем.

Психологическое благополучие представляет собой многогранное явление, имеющее целый комплекс показателей (маркеров). Однако проблема выделения конкретных поведенческих маркеров психологического благополучия и неблагополучия на сегодня окончательно не решена. Сложность выделения маркеров заключается в том, что они должны быть объективно наблюдаемыми, индивидуально-специфичными для каждого человека и измеримыми. Основываясь на представлениях Н. Брэдберна, Э. Динера, И.А. Джидарьян, Д.А. Леонтьева о связи психологического благополучия с эмоциональными и мотивационными особенностями личности, а также принимая во внимание явление проекции как неосознаваемого перенесения человеком особенностей внутреннего состояния на объекты внешнего мира, можно полагать, что особенности активности человека в сети Интернет также могут служить маркерами психологического благополучия или неблагополучия. В активности пользователя Интернета можно выделять количественную и качественную сторону. Под количественной стороной понимается частота и продолжительность нахождения в Сети. Под качественной - соответственно, содержание действий пользователя и круг его интересов. Таким образом, предметом психологических исследований может быть связь показателей психологического благополучия как с количественными, так и с качественными параметрами активности человека в сети Интернет.

Относительно более детально изученной является количественная сторона Интернет-активности и ее связь с психологическим благополучием. Как отмечается в докладе НИУ ВШЭ «Благополучие детей в цифровую эпоху», среди школьников, принявших участие в опросе PISA в 2015 г., в среднем 54 % сообщили о том, что чувствуют себя плохо, когда не могут находиться в Интернете и общаться в режиме онлайн. В целом это более характерно для девочек, но в ряде стран (в том числе и в России) - напротив, для мальчиков. В том же опросе PISA учащиеся, которые проводят более 6 часов онлайн ежедневно, находясь за пределами школы, классифицируются как «экстремальные Интернет-пользователи» («extreme users»). Такие дети сообщают о более низкой удовлетворенности жизнью, они чаще становятся жертвами травли, чувствуют себя более одинокими по сравнению с детьми, проводящими меньшее количество часов в Интернете, и, по всей видимости, чрезмерное использование ими Интернета является одним из симптомов их психологической уязвимости и потребности в помощи. Подростки, проводящие в Интернете продолжительное время, чаще сообщали о проблемах с психическим здоровьем по сравнению со сверстниками, проводившими больше времени за деятельностью «вне экранов»: непосредственное общение со сверстниками, занятия спортом, чтение книг, посещение культурных и религиозных мероприятий и др. [Благополучие детей в цифровую эпоху... 2019: 24].

Приведенные выше результаты исследований указывают на возможность применять данные о чрезмерном использовании Интернета в качестве индикатора психологического неблагополучия. Однако при этом закономерно возникает вопрос: что будет являться причиной, а что следствием? Можно ли сказать, что психологическое неблагополучие приводит к увеличению онлайн-активности подростков, или же наоборот - частое и длительное «сидение» в Интернете приводит к снижению уровня психологического благополучия? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы дальнейшие исследования, но можно полагать, что между этими явлениями существует взаимосвязь: скорее всего, одно порождает другое. По данным Н.Е. Рубцовой и С.Е. Ленькова, существует взаимообусловленность вовлеченности подростков в цифровые социальные взаимодействия

и показателей психологического благополучия [Рубцова, Леньков 2020: 148]. При этом отмечается, что негативное влияние деструктивных взаимодействий в интернет-пространстве на психологическое благополучие детей значительно более ярко выражено, чем влияние конструктивных взаимодействий, конструктивной цифровой социализации.

Показатели, отражающие содержание активности человека в Интернете, связаны с так называемыми «цифровыми следами». Под цифровым следом понимается информация о человеке, которая остаётся после совершения им каких-либо действий в Интернете. Цифровой след представляет собой неструктурированный массив данных, который человек оставляет в глобальной информационной сети после любых своих действий [Мантуленко 2020: 34]. Выделяются цифровые следы двух типов - активные и пассивные. Активные цифровые следы представляют собой информационные сообщения, комментарии, фотографии, сделанные и загруженные пользователем. Пассивные же следы - это информация о посещении пользователем различных сайтов и просмотре веб-страниц.

Поскольку активные и пассивные цифровые следы, оставленные пользователем, обусловлены его интересами и потребностями, анализ подобных следов может служить инструментом для прогнозирования поведения человека. Например, такой анализ осуществляется в маркетинге, для целенаправленной рассылки рекламной информации. Но можно также полагать, что содержание цифровых следов, помимо отражения актуальных потребностей, дает информацию и об актуальном психическом состоянии человека.

Цифровые следы обладают большим потенциалом в исследованиях психологического благополучия, однако данных об их валидности (на основе соотнесения с данными психодиагностических методик) пока недостаточно. В частности, результаты исследований, проведенных в рамках проекта РНФ «Использование цифровых следов для изучения факторов, связанных с психологическим благополучием учащихся» неоднозначны и не позволяют говорить об универсальных эффектах использования социальных сетей. Влияние особенностей активности подростков в Интернете (в том числе в социальных сетях) на психологическое благополучие может различаться в зависимости от индивидуальных характеристик пользователей, социально-экономического статуса семьи, особенностей общения и взаимодействия в семье, школе и т.д. [Бочавер и др. 2019: 15].

В целом можно говорить, что подростки, более активные и эмоционально вовлеченные в общение в социальных сетях, часто демонстрируют различные признаки неблагополучия: более низкое качество сна, более низкую самооценку и более высокие показатели тревоги и депрессии. С другой стороны, все больше подтверждений получает гипотеза, согласно которой умеренное использование интернет-технологий может оказывать позитивное влияние на благополучие детей и подростков.

Как отмечают Г.Г. Горелова и Д.В. Иноземцев, возможно спрогнозировать уровень психологического благополучия человека на основании особенностей его поведения и общения в социальных сетях [Горелова, Иноземцев 2020: 491]. Авторами были выделены основные параметры активности пользователя социальной сети «Вконтакте», а также показатели психологического благополучия личности, в соответствии с моделью психологического благополучия К. Рифф [Шевеленкова, Фесенко 2005: 98]. В результате применения процедуры регрессионного анализа были выявлены наиболее информативные параметры активности в социальных сетях, имеющие наибольшую связь с показателями психологического благополучия. Таковыми являются число друзей и подписчиков в сети и количество фотоальбомов, размещенных на личной странице пользователя. Эти параметры в наибольшей степени отражают удовлетворенность человека собой и его социальными отношениями (по К. Рифф, это показатели «Позитивные отношения с окружающими», «Самопринятие» и общий показатель психологического благополучия).

В ряде исследований установлено, что выраженность негативных эмоций в сообщениях и комментариях пользователей связана с выраженностью симптомов депрессии: чем сильнее выражена депрессия, тем в среднем более негативным будет содержание постов, сделанных

пользователем. С выраженностью симптомов депрессии связана и доля негативных информационных сообщений [Розанов 2016]. В целом взаимосвязь между цифровыми следами и показателями благополучия есть, и она имеет ожидаемое направление, однако данные взаимосвязи достаточно слабы.

Заключение

Вопрос о том, могут ли особенности активности человека в сети Интернет служить надежным маркером психологического благополучия личности, пока остается дискуссионным. На сегодня есть данные, свидетельствующие о том, что частота и продолжительность нахождения в глобальной сети, а также содержание цифровых следов пользователя значимо коррелируют с показателями психологического неблагополучия (чувство одиночества, депрессивные тенденции и т. д.). При этом наблюдается взаимная обусловленность активности в Интернете и уровня психологического благополучия. Так, например, субъективное ощущение одиночества может привести к уходу подростка в виртуальный мир, а его увлечение виртуальным общением в свою очередь еще более затрудняет коммуникацию в реальном мире (отражаясь на субъективном ощущении неблагополучия).

В связи с вышесказанным, крайне важным для практики вопросом является профилактика психологического неблагополучия. Данный вопрос также нуждается в детальной эмпирической проработке. Можно говорить, что ограничение использования цифровых технологий не является эффективным способом достижения психологического благополучия. Нужно принять во внимание, что сегодня информационная среда - часть общей среды, в которой живет и развивается ребенок. Соответственно цифровая социализация - необходимый элемент общей социализации детей. Поэтому главная задача родителей, педагогов и психологов состоит не в том, чтобы ограничить онлайн-активность детей, а в том, как сформировать у них навыки цифровой грамотности, «информационной гигиены» и практик безопасного поведения в сети Интернет.

В то же время следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии могут целенаправленно использоваться для повышения уровня психологического благополучия детей и взрослых. Психологическая помощь может быть реализована онлайн, например, в виде онлайн-консультирования, диагностики и даже проведения тренингов в режиме онлайн. Данный формат психологической работы как никогда актуален сейчас, во время пандемии COVID-19 и введения ограничительных мер. В целом выявление общего уровня и отдельных показателей психологического благополучия, которые отражены в особенностях онлайн-активности и цифровых социальных взаимодействий, позволит расширить возможности диагностики психологического благополучия, и, что особенно важно, своевременно выявлять признаки неблагополучия. Это необходимо в том числе для профилактики пограничных расстройств, отслеживания изменений социально-психологического климата в учебных коллективах, а также для предотвращения суицидального и агрессивного поведения среди детей и подростков.

Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

3. Басалаева Н.В. Проблема психического и психологического здоровья в отечественной психологии // Успехи современного естествознания. 2013. № 4. С. 169-170.

4. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / А.А. Бочавер, С.В. Докука, М.А. Новикова и др.; НИУ «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 34 с.

5. Бочавер А.А., Докука С.В., Сивак Е.В., Смирнов И.Б. Использование социальных сетей в интернете и депрессивная симптоматика у подростков // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 1-18.

6. Горелова Г.Г., Иноземцев Д.В. Анализ психологического благополучия на основании параметров поведенческой активности пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-psihologicheskogo-blagopoluchiya-na-osnovanii-parametrov-povedencheskoy-aktivnosti-polzovateley-sotsialnyh-setey (дата обращения: 08.11.2021).

7. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 268 с.

8. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.

9. Мантуленко В.В. Перспективы использования цифрового следа в высшем образовании [Электронный ресурс] // Преподаватель XXI век. 2020. № 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-tsifrovogo-sleda-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 12.11.2021).

10. Пахальян В.Э. Развитие и психическое здоровье. СПб.: Питер, 2006. 305 с.

11. Розанов В.А., Рахимкулова А.С. Психологическое благополучие пользователей социальных сетей - проблема или возможность раннего выявления негативных тенденций? [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2016. № 1. URL: http://mprj .ru/archiv_global/2016_1_3 6/nomer 12 .php (дата обращения: 14.11.2021).

12. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л. Психологическое благополучие в проекции цифровой социализации [Электронный ресурс] // Психология человека в образовании. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-v-proektsii-tsifrovoy-sotsializatsii (дата обращения: 11.11.2021).

13. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

14. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С.71-80.

15. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. 110 с.

16. Шевеленкова Т.Д., Фесенко Т.П. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

17. Diener E. Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2011. № 3 (1). Р. 10-43.

References

1. Akatov L.I. Sotsial'naya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: psikhologicheskie osnovy [Social rehabilitation of children with disabilities: psychological foundations]. Moscov, Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr VLADOS, 2003, 368 p. (In Russ.).

2. Argail M. Psikhologiya schast'ya [Psychology of happiness]. St. Petersburg, Piter, 2003, 271 p. (In Russ).

3. Basalaeva N.V. Problema psikhicheskogo i psikhologicheskogo zdorov'ya v otechestvennoi psikhologii [The problem of mental and psychological health in domestic psychology]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2013, no. 4, pp. 169-170. (In Russ.).

4. Blagopoluchie detei v tsifrovuyu epokhu [Children's well-being in the digital age]. Doklad kXX Apr. mezhdunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva, «Vysshaya shkola ekonomiki», Moscov, Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 2019, 34 p. (In Russ.).

5. Bochaver A.A., Dokuka S.V., Sivak E.V., Smirnov I.B. Ispol'zovanie sotsial'nykh setei v internete i depressivnaya simptomatika u podrostkov [Use of social networks on the Internet and depressive symptoms in adolescents]. Klinicheskaya i spetsial'nayapsikhologiya, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 1-18. (In Russ.).

6. Gorelova G.G., Inozemtsev D.V. Analiz psikhologicheskogo blagopoluchiya na osnovanii parametrov povedencheskoi aktivnosti pol'zovatelei sotsial'nykh setei [Analysis of psychological well-being based on the parameters of behavioral activity of social network users]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, 2020, no. 2 (180). (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-

psihologicheskogo-blagopoluchiya-na-osnovanii-parametrov-povedencheskoy-aktivnosti-polzovateley-sotsialnyh-setey (accessed: 08.11.2021).

7. Dzhidar'yan I.A. Psikhologiya schast'ya i optimizma [Psychology of happiness and optimism]. Moscov, Izd-vo «Institut psikhologii RAN», 2013, 268 p.

8. Dubrovina I.V. Psikhicheskoe i psikhologicheskoe zdorov'e v kontekste psikhologicheskoi kul'tury lichnosti [Mental and psychological health in the context of the psychological culture of the individual]. Vestnikprakticheskoipsikhologii obrazovaniya, 2009, no. 3, pp. 17-21. (In Russ.).

9. Mantulenko V.V. Perspektivy ispol'zovaniya tsifrovogo sleda v vysshem obrazovanii [Prospects for using the digital footprint in higher education]. Prepodavatel' KhKhl vek, 2020, no. 3-1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-tsifrovogo-sleda-v-vysshem-obrazovanii (accessed: 12.11.2021).

10. Pakhal'yan V.E. Razvitie i psikhicheskoe zdorov'e [Development and mental health]. St. Petersburg, Piter, 2006, 305 p. (In Russ.).

11. Rozanov V.A., Rakhimkulova A.S. Psikhologicheskoe blagopoluchie pol'zovatelei sotsial'nykh setei - problema ili vozmozhnost' rannego vyyavleniya negativnykh tendentsii? [Psychological well-being of social network users - a problem or an opportunity for early detection of negative trends?]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii, 2016, no. 1. (In Russ.). Available at: http://mprj .ru/archiv_global/2016_1_3 6/nomer 12 .php (accessed: 14.11.2021).

12. Rubtsova N.E., Len'kov S.L. Psikhologicheskoe blagopoluchie v proektsii tsifrovoi sotsializatsii [Psychological well-being in the projection of digital socialization]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii, 2020, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7psihologicheskoe-blagopoluchie-v-proektsii-tsifrovoy-sotsializatsii (accessed: 11.11.2021).

13. Seligman M. Novaya pozitivnaya psikhologiya: nauchnyi vzglyad na schast'e i smysl zhizni [The New Positive Psychology: A Scientific Perspective on Happiness and the Meaning of Life]. Moscov, Sofiya, 2006. 368 p. (In Russ.).

14. Soldatova G.U. Tsifrovaya sotsializatsiya v kul'turno-istoricheskoi paradigme: izmenyayushchiisya rebenok v izmenyayushchemsya mire [Digital socialization in the cultural-historical paradigm: a changing child in a changing world]. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo, 2018, vol. 9, no. 3, pp. 71-80. (In Russ.).

15. Khukhlaeva O.V. Korrektsiya narushenii psikhologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov. Moscov, Akademiya, 2003, 110 p. (In Russ.).

16. Shevelenkova T.D., Fesenko T.P. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Correction of mental health disorders of preschoolers and younger schoolchildren]. Psikhologicheskaya diagnostika, 2005, no. 3, pp. 95-121. (In Russ.).

Информация об авторе А.А. Скорынин - старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author A.A. Skorynin - Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 20.11.2021; одобрена после рецензирования 15.12.2021; принята к публикации 10.01.2022.

The article was submitted 20.11.2021; approved after reviewing 15.12.2021; accepted for publication 10.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.