Т.П. Андреевой. Показательно в этом плане сравнение русской словесности с драгоценным камнем, найденное А.И. Несмеловым. Несомненна эволюция рассматриваемой темы, поскольку в 1930-е гг. она приобрела новое - трагическое - звучание. Этому во многом способствует обращение к образам призра-
Библиографический список
ков русских писателей и их героев. «Призрачность» мира русской литературы в произведениях Н.Ф. Светлова, Н.А. Щеголева и Н.В. Петереца становится выразительным средством осознания и изображения этого мира как эстетического идеала.
1. Забияко А.П., Забияко А.А., Забияко А.П., Левошко С.С., Хисамутдинов А.А. Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2008.
2. Забияко А.А., Эфендиева Г.В. Четверть века беженской судьбы (художественный мир лирики русского Харбина): монография. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2015.
3. Камышнюк Ф.Л. Неизбывной памяти А. Блока. Русская поэзия Китая: антология. Москва: Время, 2001: 223 - 224.
4. Андреева Ф.Л. Лестница в облаках. Русская поэзия Китая: антология. Москва: Время, 2001: 60.
5. Ходасевич В.Ф. Гумилев и Блок. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. Available at: https://gumilev.ru/biography/72/
6. Анненский И.Ф. Иннокентий Анненский о современном лиризме. Available at: https://aldebaran.ru/author/annenskiyi_innokentiyi/kniga_o_sovremennom_lirizme/read/
7. Несмелов А.И. Свою страну, страну судьбы лихой... Русская поэзия Китая: антология. Москва: Время, 2001: 318 - 319.
8. Хадынская А.А. Утраченная Россиия Арсения Несмелова. Север России: стратегии и перспективы развитии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции: в 3 т. Сургут: ИЦ СурГУ 2017; Т. 1: 184 - 190.
9. Трусова И.С. Арсений Несмелов: поэтическая биография. Диссертация ... кандидата филологических наук. Владивосток, 2000.
10. Ван Е. Символика образа крыльев в лирике Арсений Несмелова. Пушкинские чтения-2017. Художественные стратегии классической и новой словесности: жанр, автор, текст: материал XXII Международной научной конференции. Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2017: 87 - 193.
11. Светлов Н.Ф. За рубежом. Русская поэзия Китая: антология. Москва: Время, 2001: 476.
12. Цуй Лу. Харбинский миф в поэзии русской дальневосточной эмиграции. Available at: http://journal-altspu.ru/wp-content/uploads/2018/12/a02.pdf
13. Щеголев Н.А. Достоевский. Русская поэзия Китая: антология. Москва: Время, 2001: 580 - 581.
14. Петерец Н.В. Доклад на организационном собрании «Круга поэтов»: Диао Шаохуа. Харбинская Чураевка. Рубеж. 2003; № 4: 219 - 229.
15. Петерец Н.В. Россия. Русская поэзия Китая: антология. Москва: Время, 2001: 425.
References
1. Zabiyako A.P., Zabiyako A.A., Zabiyako A.P., Levoshko S.S., Hisamutdinov A.A. Russkij Harbin: opytzhiznestroitel'stva v usloviyah dal'nevostochnogo frontira. Blagoveschensk: Amurskij gosudarstvennyj universitet, 2008.
2. Zabiyako A.A., 'Efendieva G.V. Chetvert' veka bezhenskoj sud'by (hudozhestvennyj mir liriki russkogo Harbina): monografiya. Blagoveschensk: Amurskij gosudarstvennyj universitet, 2015.
3. Kamyshnyuk F.L. Neizbyvnojpamyati A. Bloka. Russkaya po'eziya Kitaya: antologiya. Moskva: Vremya, 2001: 223 - 224.
4. Andreeva F.L. Lestnica v oblakah. Russkaya po'eziya Kitaya: antologiya. Moskva: Vremya, 2001: 60.
5. Hodasevich V.F. Gumilev iBlok. Nikolaj Gumilev v vospominaniyah sovremennikov. Available at: https://gumilev.ru/biography/72/
6. Annenskij I.F. InnokentijAnnenskijo sovremennom lirizme. Available at: https://aldebaran.ru/author/annenskiyi_innokentiyi/kniga_o_sovremennom_lirizme/read/
7. Nesmelov A.I. Svoyu stranu, stranu sud'by lihoj... Russkaya po'eziya Kitaya: antologiya. Moskva: Vremya, 2001: 318 - 319.
8. Hadynskaya A.A. Utrachennaya Rossiiya Arseniya Nesmelova. Sever Rossii: strategii i perspektivy razvitii: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 t. Surgut: IC SurGU. 2017; T. 1: 184 - 190.
9. Trusova I.S. ArsenijNesmelov: po'eticheskaya biografiya. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Vladivostok, 2000.
10. Van E. Simvolika obraza kryl'ev v lirike Arsenij Nesmelova. Pushkinskie chteniya-2017. Hudozhestvennye strategii klassicheskoj i novoj slovesnosti: zhanr, avtor, tekst: material XXII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg: LGU imeni A.S. Pushkina, 2017: 87 - 193.
11. Svetlov N.F. Za rubezhom. Russkaya po'eziya Kitaya: antologiya. Moskva: Vremya, 2001: 476.
12. Cuj Lu. Harbinskij mif v po'eziirusskoj dal'nevostochnoj 'emigracii. Available at: http://journal-altspu.ru/wp-content/uploads/2018/12/a02.pdf
13. Schegolev N.A. Dostoevskij. Russkaya po'eziya Kitaya: antologiya. Moskva: Vremya, 2001: 580 - 581.
14. Peterec N.V. Doklad na organizacionnom sobranii «Kruga po'etov»: Diao Shaohua. Harbinskaya Churaevka. Rubezh. 2003; № 4: 219 - 229.
15. Peterec N.V. Rossiya. Russkaya po'eziya Kitaya: antologiya. Moskva: Vremya, 2001: 425.
Статья поступила в редакцию 21.05.20
УДК 070
Jin Han, postgraduate, Department of New Media and Communication Theory, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
DIRECTIONS OF THE IMPACT OF NEW MEDIA ON THE SOCIALIZATION PROCESS OF ADOLESCENTS. The article discusses characteristics of new media in the development of information and communication technology and analyzes the needs of modern youth to use new media and the impact of the new communication environment on them. Research shows that in a digital society, new media penetrates into all areas of people's public life, provides a more open and extensive information platform, and has become the main way for teenagers to obtain information and the main space for their social interaction. The large amount of information provided by new media without age differences will not only greatly affect the perception and understanding of reality by young people, but also affect the design of young people's self-identity, mental health, social cognition, interpersonal relationships and social behavior.
Key words: new media, adolescents, socialization, psychological well-being, social behavior, self-identification.
Цзинь Хань, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НОВЫХ МЕДИА НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматриваются особенности и характеристики новых медиа в условиях развития информационно-коммуникационных технологий, обсуждаются потребности использования новых средств массовой коммуникации для современных подростков и влияние новой коммуникационной среды на них. Как показало исследование, в цифровом обществе новые медиа проникают во все сферы общественной жизни, предоставляют более открытую и обширную платформу для информации, также становятся основным социальным пространством для подростков. Большое количество информации, предоставляемой новыми медиа, не только сильно влияют на восприятие и понимание молодыми людьми реальности, но и воздействуют на конструкцию самоидентификации подростков, их психологическое благополучие, социальное познание, межличностное отношение и социальное поведение.
Ключевые слова: новые медиа, подростки, социализация, психологическое благополучие, социальное поведение, самоидентификация.
Благодаря появлению новых стандартов мобильной высокоскоростной передачи данных, внедрения сети Wi-Fi, использования спутников и волоконных линий, в современном обществе XXI в. изменяется образ жизни людей, модифицируются модели общения и способы получения знаний. Распространение новых технологий приводит к тому, что новые технические устройства и агенты - как
цифровые, так и вполне материальные (те же гаджеты) - становятся субъектами взаимодействия: смартфоны, голосовые помощники, стационарные компьютеры, умные вещи, бытовые и промышленные роботы и т.д. [1, с. 25 - 45]. Вся социальная жизнь человека протекает с мобильными устройствами. В недавнем докладе Исследовательского центра Пью отметил, что 95% подростков в США в возрасте
от 13 до 17 лет имеют доступ к смартфону, а 45% говорят, что они в сети «почти постоянно» [2].
В процессе социализации подростков семья, общество, школа, средства массовой информации являются важными факторами влияния. СМИ, особенно новые медиа, играют важную роль в процессе социализации подрастающего поколения. В этом контексте в данной статье проанализированы статьи об исследовании воздействия новых медиа на подростков, чтобы обобщить направление влияния новых медиа на социализацию молодых людей в новой для них среде.
С социальной точки зрения социализация - это процесс, посредством которого общество превращает физического человека в социального, который может адаптироваться к определенной социальной культуре, участвовать в общественной жизни, играть определенные роли и применять разные модели поведения. С индивидуальной точки зрения социализация - это естественная личность в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми в определенной социальной среде для постепенного понимания себя и превращения в квалифицированного члена общества. «Следовательно, социализация может рассматриваться как сочетание процессов становления индивида социальным существом и становления его индивидуальности» [3, с. 7 - 16]. Социализация подростков - это процесс, в котором подростки подвергаются социальному влиянию и ассимиляции через взаимодействие с обществом в определенной социальной и культурной среде, приспосабливаются к взрослому обществу и становятся социальными людьми, которые могут взять на себя определенную роль.
1. Новая медиасреда, созданная новыми технологиями
С конца 1990-х годов влияние Интернета на социализацию молодежи постепенно стало горячей точкой в области исследований социализации молодежи. Поскольку разработка новых медиатехнологий оказывает влияние на мышление, познание, выживание и жизнь людей, многие ученые связывают эту проблему с социальными изменениями и развитием Интернета. В том числе социализация подростков связана с плотной медиаэкосистемой, в которой присутствует смартфон.
Во-первых, новые медиатехнологии разрушают закрытую медиасреду и предоставляют более открытую и обширную информационную платформу, и мы можем получить доступ к более разнообразной информации. В отличие от традиционных (пресса, радио, телевидение), новые медиа (Интернет, цифровое спутниковое телевидение, социальные сети, мобильные приложения, электронные книги, виртуальные музеи) приобретают новые характеристики:
- интерактивность. Возникновение в поле журналистики режима интеракции с аудиторией в эпоху Интернета и новых медиа, позволяющих выстраивать не просто диалог а диалог непрерывный и равный между людьми [4];
- децентрализация. Новые медиа раздвигают границы между традиционными СМИ, модель коммуникации с «один - одному» превратилась в «многие - многим», аудитория не только «получатель» медиапродукта, но и активный «производитель». Пространственное расстояние между людьми внезапно сократилось, и весь мир сжимается;
- индивидуализация. Базируясь на техносфере Интернета, новые медиа предоставляет пользователям различные индивидуальные потребности по анализу поведения пользователей (в том числе в зависимости от привычек, предпочтений и характера использования). Кроме того, аудитория может свободно искать, выбирать и публиковать информацию, создавать «мы - медиа».
Во-вторых, виртуальная среда, созданная телевидением, Интернетом и мобильным телефоном, стала одной из наиболее важных сред жизни, общения и обучения для подростков. Она является основным социальным пространством для подростков, так же важна, как и реальная среда, и даже превосходит ее.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 98% подростков пользуются Интернетом ежедневно. ВКонтакте, like. video, Tiktok - основные ресурсы, где подростки делятся контентом и создают его сами [5]. Сайт YouTube практически заменил другие платформы для поиска и потребления контента, они предпочитают узнавать новости и смотреть развлекательные передачи на этом видеохостинге. Что касается привычек использования новых медиа современной молодежью, в исследовании о цифровой жизни подростков отмечают, что мобильные устройства проникают в каждые стороны их жизни, особенно в развлечения, обучение и общение [6]. В качестве функции средств массовой информации Интернет может предоставить подросткам информацию, общение и новости, необходимые для процесса их социализации.
В-третьих, с развитием технологий использование медиа людьми больше не ограничивается чатом и взаимодействием. Покупки в Интернете, доставка на дом, услуги такси и другие службы спасения жизни принесли удобство в жизнь людей. Зависимость людей от СМИ также растет. Новые медиа все чаще проникают во все сферы общественной жизни: выражение мнений, получение информации, развлечение и отдых, деловые операции, вся общественная жизнь пронизана новыми медиа, и все люди являются «людьми медиатизации» под влиянием медиа.
2. Использование и потребности СМИ подростками
Психологические потребности подростков в использовании средств массовой информации также являются потребностями процесса их социализации. Э. Кац рассматривает средства массовой информации как средство, с помощью которого люди могут контактировать (или не связываться) с другими, и считает, что средства массовой информации могут удовлетворить пять основных потреб-
ностей аудитории, а именно: когнитивные потребности (доступ к информации, знаниям и пониманию), эмоциональные потребности (эмоциональные, приятные или эстетические переживания), сочетание познавательных и эмоциональных потребностей (укрепление доверия, уверенности, солидности и статуса), потребности в социальной интеграции (укрепление контакта с семьей, друзьями и т.д.), необходимость снятия напряжения (избегать и отвлекать внимание) [7, с. 164 - 181]. Исследования потребностей аудитории социальных сетей можно разделить на 1) времяпрепровождение, 2) привязанность к сообществу, 3) моду и самоактуализацию, 4) общение и 5) получение социальной информации [8, с. 350 - 361].
Жизнь подростков в основном в школах и семьях, поэтому использование средств массовой информации для них стало важным способом понимания и общения с обществом. А среда, созданная СМИ, не полностью соответствует объективной реальной среде, и она неизбежно отфильтрует реальную среду, поэтому социальная среда, предоставляемая новыми средствами массовой информации, также сильно влияет на восприятие реальности молодыми людьми.
3. Влияние на психическое здоровье и социальную активность подрастающего поколения
Социализация является процессом получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. В этом процессе социальная культура может накапливаться и расширяться, социальная структура поддерживаться и развиваться, а личность человека - совершенствоваться.
Самоидентификация тинейджеров в новой коммуникационной среде и проблемы, выявленные в процессе использования новых медиа, являются предметом исследований, связанных с подростками. Для большинства подростков онлайн-жизнь так же реальна, как и офлайн-жизнь, а Интернет - это место, где они могут установить свою идентичность [9, с. 302 - 319]. Моника Андерсон и Цзинцзин Цзян провели исследование поведения и привычки 743 американских подростков в социальных сетях и обнаружили, что онлайн-группы и форумы являются пространством, где подрастающее поколение встречает новых друзьях и получает поддержку, чтобы справиться с трудными временами [10]. Отчет, опубликованный «Здравым смыслом», показывает, что большинство подростков подчеркивают положительное влияние социальных сетей: 29% подростков считают, что использование социальных сетей заставляет их чувствовать себя неодинокими. 18% подростков считают, что они используют социальные сети, чтобы чувствовать себя лучше. 16% подростков полагают, что социальные сети могут быть декомпрессированы [11]. Исследование привычек и опыта соцсетей также показывает, что социальные сети заставляют подростков чувствовать себя включенными, а не исключенными (71% против 25%), скорее уверенными, чем неуверенными (69% против 26%), аутентичными, а не поддельными (64% против 33%) и исходящими, а не зарезервированными (61% против 34%) [2]. Однако молодые люди значительно чаще испытывают давление, чтобы изобразить «лучшую жизнь» в социальных сетях [12], они часто сравнивают себя с другими, которых видят в социальных сетях, и стараются, чтобы их жизнь выглядела лучше в этой сфере общения. Благодаря отлаженности и опосредованности сетевое общение позволяет людям избирательно представлять позитивное «я», но это также может побудить людей чрезмерно увлекаться приукрашиванием имиджа.
Большой объем информации, предоставляемой через Интернет, стирает грань между взрослыми и подростками, что может привести к преждевременной взрослой жизни последних. Подростки узнают о мире взрослых через Интернет и начинают намеренно или непреднамеренно имитировать поведение, языки, интересы, увлечения, одежду и развлечения взрослых. Они преждевременно получают доступ к большому количеству информации, что может вызвать быстрый рост их психологического возраста.
Технический прогресс в области коммуникации почти всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия, негативное влияние новых медиа вызывает обеспокоенность общества и родителей. В частности, подростки относятся к группе высокого риска в плане зависимости от смартфонов, и их психологическое благополучие также уязвимо для вредного влияния Интернета. Подростки, как цифровые аборигены, выражают свои мысли в онлайн-простран-стве, стараются не отставать от моды, используют разные виды приложений и ищут эмоциональных связей и поддержку. Они хороши в многозадачности и стремятся к мгновенным реакциям и обратной связи, а когда эти отличительные черты сочетаются с незрелым контролем, они подвергаются высокому риску ад-дикции от смартфона. Использование смартфона не только доставляет удовольствие и уменьшает чувство боли и стресса, но также приводит к неспособности контролировать степень использования [13, с. 411 - 420]. Многие исследования показывают, что продолжительное использование смартфона может привести к зависимости от него, и быстрое распространение смартфонов снизило психическое здоровье подрастающего поколения [14, с. 393 - 403; 15; с. 288 - 302; 16, с. 1 - 15]. В связи с этим психологический статус подростков привлекает внимание специалистов, ученых и научно-исследовательских учреждений, некоторые из этих исследований связывают частоту использования новых медиа со слабым психическим здоровьем [17, с. 437 - 441; 18, с. 346 - 354; 19, с. 203 - 211; 20, с. 661 - 666]. У подростков, проводящих больше времени в новых медиа, вклю-
чая электронные устройства, такие как социальные сети и смартфоны, чаще возникают психологические проблемы.
Среда цифровой информации оказывает влияние не только на психологическое благополучие подростков, но и на их социальное познание, межличностное отношение и социальное поведение. Новые медиаплатформы могут привести к тому, что молодые люди будут нечувствительны к девиантному и делинквентному поведению в реальности, а также развитию деструктивной идентичности в подростковом возрасте. Твенге Дж.М., Мартин ПН.И., Кэмпбелл У.К. обнаруживают, что в период с 2010 по 2015 годы среди подростков увеличились симптомы депрессии, суицидальное поведение и показатели самоубийств, особенно среди девушек [21, с. 3 - 17]. Наряду с этим появилась проблема замедления социализации подростков, которые все чаще не могут адаптироваться к реальной жизни из-за привыкания к игре и виртуальным мирам. Кроме того, увеличение числа случаев насилия также считается причиной распространения новых медиа.
Таким образом, отношения между подрастающим поколением и новыми медиа очень сложны, новые медиа позволяют подросткам сталкиваться с большим разнообразием контента и обеспечивают компенсацию за отсутствие под-
Библиографический список
держки в реальной жизни. Новая медиасреда превратила весь мир в глобальную «деревню». Медиатизация стала тенденцией в нашем обществе, а информация - более разнообразной. Психологические потребности молодых людей в использовании средств массовой информации также являются социальными потребностями в процессе их роста и должны привлекать внимание. Новые медиа предоставляют молодым людям более широкую социальную платформу, усиливают их социальное взаимодействие в Интернете, но могут ослабить их реальные коммуникативные навыки, ускорить их психологическое развитие.
Стоит отметить, что хотя Интернет проникает во все аспекты общественной жизни, телевидение все еще является медиа с самым высоким уровнем проникновения, и его влияние на социализацию подростков нельзя игнорировать. Поэтому, обращая внимание на Интернет, многие исследователи все еще анализируют связь между телевидением и социализацией. Кроме того, большинство исследований указывают на влияние средств массовой информации на социализацию молодых людей, но им не хватает анализа психологии роста молодых людей и того, как молодые люди обрабатывают информацию, которую они получают. Последующие изучения воздействия медиа на подрастающее поколение могут расширить исследования когнитивного механизма подростков.
1. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Новые медиа и «умные вещи»: как новые технологии актуализируют различие между общением и коммуникацией? Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019; № 1: 25 - 45.
2. Pew Research Center, May 2018, 'Teens, Social Media & Technology 2018'. Available at: https://www.pewinternet.Org/wp-content/uploads/sites/9/2018/05/PI_2018.05.31_ TeensTech_FINAL.pdf
3. Мудрик А.В. Человек в процессе социализации: три ипостаси. ВестникПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2009; № 14: 7 - 16.
4. Михайловна Л.В. Новые медиа и власть. Available at: http://jarki.ru/wpress/2012/11/11/3138/
5. Интернет в России. Москва: Типография «Форвард Принт», 2019.
6. Digital children in China Whitepaper: Turning invisible power into visible brand growth. Wavemaker. Available at: https://www.useit.com.cn/forum.php?mod=viewthread&tid=22262
7. Katz E., Gurevitch M., Haas H. On the use of the mass media for important things. American Sociological Review. 1973; № 38 (2): 164 - 181.
8. Anabel Quan-Haase, Alyson L. Young. Uses and Gratifications of Social Media: A Comparison of Facebook and Instant Messaging. Bulletin of Science Technology & Society. 2010; УО1. 30, № 5: 350 - 361.
9. Gill Valentine & Sarah L. Holloway. Cyberkids? Exploring children's identities and social networks in on-line and off-line worlds. Annals of the Association of American Geographers. 2002; № 92 (2): 302 - 319.
10. Pew Research Center, November 2018, "Teens' Social Media Habits and Experiences". Available at: https://www.pewinternet.org/wp-content/uploads/sites/9/2018/11/ PI_2018.11.28_teens-social-media_FINAL2.pdf
11. Rideout V., and Robb M.B. Social media, social life: Teens reveal their experiences. San Francisco, CA: Common Sense Media, 2018. Available at: https://www.commonsensemedia. org/sites/default/files/uploads/research/2018_cs_socialmediasociallife_executivesummary-final-release_3_lowres.pdf
12. Connected Kids 2019 Report. Mediacom. Available at: https://groupmp15170118135410.blob.core.windows.net/cmscontent/2019/10/Connected-Kids-Report-2019-V2_ compressed.pdf
13. Van Deursen A.J., Bolle C.L., Hegner S.M. et al. Modelling habitual and addictive smartphone behaviour: The role of smartphone usage types, emotional intelligence, social stress, self-regulation, age, and gender. Computers in Human Behavior. 2015; № 45: 411 - 420.
14. SandorCsibi Mark D. Griffiths, Brian Cook, ZsoltDemetrovics Attila Szabo. The Psychometric Properties of the Smartphone Application-Based Addiction Scale (SABAS). International Journal of Mental Health and Addiction. 2018; № 16 (2): 393 - 403.
15. Lee J., Sung M.-J., Song S.-H., Lee Y.-M., Lee J.-J., Cho S.-M., Shin Y.-M. Psychological Factors Associated With Smartphone Addiction in South Korean Adolescents. The Journal of Early Adolescence. 2018; № 38 (3): 288 - 302.
16. Cha S.-S. & Seo B.-K. Smartphone use and smartphone addiction in middle school students in Korea: Prevalence, social networking service, and game use. Health psychology open. 2018: 1 - 15.
17. Augner C. & Hacker G.W. Associations between problematic mobile phone use and psychological parameters in young adults. International Journal of Public Health. 2012; № 57: 437 - 441.
18. Huang, C. Time spent on social network sites and psychological wellbeing: A metaanalysis. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017; № 20 (6): 346 - 354.
19. Shakya H.B. & Christakis N.A. Association of Facebook use with compromised wellbeing: A longitudinal study. American Journal of Epidemiology. 2017; № 185 (3): 203 - 211.
20. Tromholt M. The Facebook experiment: Quitting Facebook leads to higher levels of wellbeing. Cyberpsychology Behavior, and Social Networking. 2016; № 19: 661 - 666.
21. Twenge J.M., Joiner T.E., Rogers M.L. & Martin G.N. Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time. Clinical Psychological Science. 2018; № 6 (1): 3 - 17.
References
1. Rezaev A.V., Tregubova N.D. Novye media i «umnye veschi»: kak novye tehnologii aktualiziruyut razlichie mezhdu obscheniem i kommunikaciej? Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika. 2019; № 1: 25 - 45.
2. Pew Research Center, May 2018, 'Teens, Social Media & Technology 2018'. Available at: https://www.pewinternet.org/wp-content/uploads/sites/9/2018/05/PI_2018.05.31_ TeensTech_FINAL.pdf
3. Mudrik A.V. Chelovek v processe socializacii: tri ipostasi. Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. 2009; № 14: 7 - 16.
4. Mihajlovna L.V. Novye media i vlast'. Available at: http://jarki.ru/wpress/2012/11/11/3138/
5. Internet v Rossii. Moskva: Tipografiya «Forvard Print», 2019.
6. Digital children in China Whitepaper: Turning invisible power into visible brand growth. Wavemaker. Available at: https://www.useit.com.cn/forum.php?mod=viewthread&tid=22262
7. Katz E., Gurevitch M., Haas H. On the use of the mass media for important things. American Sociological Review. 1973; № 38 (2): 164 - 181.
8. Anabel Quan-Haase, Alyson L. Young. Uses and Gratifications of Social Media: A Comparison of Facebook and Instant Messaging. Bulletin of Science Technology & Society. 2010; Vol. 30, № 5: 350 - 361.
9. Gill Valentine & Sarah L. Holloway. Cyberkids? Exploring children's identities and social networks in on-line and off-line worlds. Annals of the Association of American Geographers. 2002; № 92 (2): 302 - 319.
10. Pew Research Center, November 2018, "Teens' Social Media Habits and Experiences". Available at: https://www.pewinternet.org/wp-content/uploads/sites/9/2018/11/ PI_2018.11.28_teens-social-media_FINAL2.pdf
11. Rideout V., and Robb M.B. Social media, social life: Teens reveal their experiences. San Francisco, CA: Common Sense Media, 2018. Available at: https://www.commonsensemedia. org/sites/default/files/uploads/research/2018_cs_socialmediasociallife_executivesummary-final-release_3_lowres.pdf
12. Connected Kids 2019 Report. Mediacom. Available at: https://groupmp15170118135410.blob.core.windows.net/cmscontent/2019/10/Connected-Kids-Report-2019-V2_ compressed.pdf
13. Van Deursen A.J., Bolle C.L., Hegner S.M. et al. Modelling habitual and addictive smartphone behaviour: The role of smartphone usage types, emotional intelligence, social stress, self-regulation, age, and gender. Computers in Human Behavior. 2015; № 45: 411 - 420.
14. SandorCsibi Mark D. Griffiths, Brian Cook, ZsoltDemetrovics Attila Szabo. The Psychometric Properties of the Smartphone Application-Based Addiction Scale (SABAS). International Journal of Mental Health and Addiction. 2018; № 16 (2): 393 - 403.
15. Lee J., Sung M.-J., Song S.-H., Lee Y.-M., Lee J.-J., Cho S.-M., Shin Y.-M. Psychological Factors Associated With Smartphone Addiction in South Korean Adolescents. The Journal of Early Adolescence. 2018; № 38 (3): 288 - 302.
16. Cha S.-S. & Seo B.-K. Smartphone use and smartphone addiction in middle school students in Korea: Prevalence, social networking service, and game use. Health psychology open. 2018: 1 - 15.
17. Augner C. & Hacker G.W. Associations between problematic mobile phone use and psychological parameters in young adults. International Journal of Public Health. 2012; № 57: 437 - 441.
18. Huang, C. Time spent on social network sites and psychological wellbeing: A metaanalysis. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017; № 20 (6): 346 - 354.
19. Shakya H.B. & Christakis N.A. Association of Facebook use with compromised wellbeing: A longitudinal study. American Journal of Epidemiology. 2017; № 185 (3): 203 - 211.
20. Tromholt M. The Facebook experiment: Quitting Facebook leads to higher levels of wellbeing. Cyberpsychology Behavior, and Social Networking. 2016; № 19: 661 - 666.
21. Twenge J.M., Joiner T.E., Rogers M.L. & Martin G.N. Increases in Depressive Symptoms, Suicide-Related Outcomes, and Suicide Rates Among U.S. Adolescents After 2010 and Links to Increased New Media Screen Time. Clinical Psychological Science. 2018; № 6 (1): 3 - 17.
Статья поступила в редакцию 20.05.20
УДК 81
Shor G.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Ural State Forest Engineering University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Anastas E.S., postgraduate, Ural State Forest Engineering University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Khokhlov A.I., postgraduate, Ural State Forest Engineering University (Yekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
CLASSIFICATION OF TERMINOLOGY IN THE ROAD CONSTRUCTION INDUSTRY RELATED TO CONSTRUCTION OF PAVEMENT. In the article the researcher considers classification of terminology in the road construction industry, which is proposed in the analysis and selection of terms used in the construction of pavement. It focuses on the principle of a logical-conceptual system and systematization. Guided by these concepts, the general technical (general scientific) and professional (special) terms are selected. The logical terminology groups, in turn, are distinguished from professionalism. Approaches to the classification of terms are considered in the article, the principles of a logical-conceptual system and systematization are used, which subsequently made it possible to identify the regularity, connection and relation of the term to a particular subclass in the field of road construction. The novelty of the study consists of the analysis of terminology and the development of a classification of terms related to the construction of pavements.
Key words: terminology, system of terminology, road construction industry, classification, construction of pavement.
Г.А. Шор, канд. филол. наук, доц., Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
Е.С. Анастас, аспирант, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
А.И. Хохлов, аспирант, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ, ОТНОСЯЩЕЙСЯ К УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
В статье рассматривается вопрос классификации терминологии в дорожно-строительной отрасли, которая была предложена в ходе анализа и отбора терминов, используемых при устройстве дорожной одежды. Упор сделан на принцип логико-понятийной системы и систематизации. Руководствуясь данными понятиями, выделены общетехнические (общенаучные) и профессиональные (специальные) термины. В свою очередь, из профессионализмов были выделены логические группы терминологии. Актуальностью данного исследования является анализ подходов к классификации терминов, использование принципов логико-понятийной системы и систематизации, что в последующем позволило выявить закономерность, связь и отношение термина к тому или иному подклассу в области дорожного строительства. Новизна исследования заключается в проведении анализа терминологии и разработке классификации терминов, относящихся к устройству дорожных одежд.
Ключевые слова: терминология, терминосистема, дорожно-строительная отрасль, классификация, устройство дорожных одежд.
В настоящее время наблюдается быстрорастущий поток научно-технической информации, в том числе и на иностранном языке. Современный технический иностранный язык характеризуется обилием понятий в различных областях науки и техники, а также активно входит в области дорожного строительства.
В большинстве своем научно-технический стиль отличается нейтральным способом изложения материала и своей логической последовательностью. В оригинале автор всегда стремится к однозначности определений и данных.
Следовательно, проблематичным становится профессиональный обмен опытом и информацией, получение данных из зарубежных источников, так как основной лексической единицей в представлении информации является термин.
Существует достаточно много определений термина, однако общей и четкой формулировки в настоящее время нет
А.А. Реформатский дает в своих трудах следующее определение: «Это слова специальные, ограниченные своим особым назначением; слова, стремящиеся быть однозначными как точное выражение понятий и называние вещей. Это необходимо в науке, технике, политике и дипломатии. Термины существуют не просто в языке, а в составе определенной терминологии» [1, с. 61 - 62]. Д.С. Лотте, в свою очередь, обращал внимание на то, что «любой научно-технический термин в противовес обычному слову (или словосочетанию) должен иметь ограниченное, твердо фиксированное содержание» [2, с. 18].
По мнению И.В. Арнольд, «термин - это слово или словосочетание, которое обозначает понятие специальной области знаний, производства или культуры и обслуживающее коммуникативные потребности в этой сфере человеческой деятельности» [3, с. 85].
С.В. Гринёв-Гриневич принимает точку зрения советского лингвиста О.С. Ах-мановой, в том, что «основной состав терминологического списка для европейских языков вполне может быть исчерпан существительными» [4, с. 11]. Такого мнения придерживается большое количество специалистов-терминоведов.
С.В. Гринёв-Гриневич также упоминает о существование «отличного мнения», которое предполагает использование различных частей речи в качестве терминов, таких как наречие, прилагательное и глаголы, но считает, что с ним нельзя согласиться. Тем самым предлагает свое видение термина, как «номинативной лексической единицы, принимаемой для точного именования понятий» [5, с. 29 - 30].
В научно-технической литературе слово, которое кажется хорошо знакомым, может быть термином. Так, если в дорожном строительстве англ. reference имеет такое значение, как 'репер': «исходная высотная точка, имеющая абсолютную или относительную отметку при изысканиях» [6], то, например, в программировании будет иметь значение 'ссылка': «объект, указывающий на определенные данные» [7]. Однако в других технических текстах может трактоваться как справка, рекомендация и так далее. В таком случае особенность будет заключаться в том, что переводящий должен понять, о чем идет речь, даже больше на интуитивном уровне, хорошо знать тематику.
Также распространено свойство синонимии терминов, то есть полное или частичное совпадение языковых выражений: англ. lane-track - 'полоса', англ. motorway-expressway-freeway - 'скоростная дорога'. Однако при описании конкретной предметной ситуации в дорожном строительстве термины не допускают неверного их толкования.
При рассмотрении данной темы также стоит ввести такое понятие, как тер-миносистемы - «это упорядоченные системы понятий и определений в конкретной специальной области» [8]. Считается, что термин является неким элементом терминосистемы и не может существовать отдельно.
При систематизировании терминов и терминосистем один из важных принципов- принцип классификации. Классификация - группировка разных понятий в определенной области по различным признакам. Согласно различным классификациям термины подразделяются на общенаучные и общетехнические, межотраслевые, специальные и т.д.
Принципов, по которым проводится разделение разнообразных понятий, большое количество, но стоит остановиться на нескольких, по нашему мнению, наиболее приемлемых для данной области.
Первый принцип, на который хотелось бы обратить внимание, - систематизация. Такой подход в своих трудах выделял С.В. Гринёв-Гриневич: «Систематизация является единственным верным путем выделения терминов определенной понятийной области, гарантирующим наличие всех важных терминов. Она дает возможность определить степень охвата и отражение отдельных тематических подразделов специальной лексики данной области» [9, с. 96].
Второй принцип заключается в логико-понятийном анализе. А.С. Герд писал, что в его основе лежит «моделирование логико-понятийной системы изу-