Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ'

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

6324
1253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое благополучие / личность / структура / психическое состояние / компонент / psychological well-being / personality / structure / psychological state / component

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скорынин Андрей Александрович

Рассматривается проблема структуры психологического благополучия личности. Понятие «психологическое благополучие» вошло в психологическую науку и практику относительно недавно. В настоящее время не существует единого определения психологического благополучия, как и однозначных его критериев. Термин «психологическое благополучие» зачастую отождествляется со сходными понятиями, такими как «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональное самочувствие». На основании анализа работ ряда отечественных и зарубежных авторов сделан вывод о том, что психологическое благополучие может пониматься как целостное психическое состояние личности, в котором можно выделять осознаваемый и неосознаваемый уровни. Актуальность разработки проблемы психологического благополучия важна и с практической точки зрения: сегодня отечественная психологическая практика остро нуждается в надежных и валидных методиках, пригодных для диагностики психологического благополучия и неблагополучия. Психологическое благополучие – многомерное психическое явление, включающее в себя ряд компонентов. Психологическое благополучие включает эмоциональную, социальную и смысловую составляющие. Психологическое благополучие представляет собой особое психическое состояние личности, можно выделять в нем осознаваемый и неосознаваемый уровни. Каждый из этих уровней имеет свои формы проявления в поведении и деятельности субъекта. Выявление и анализ подобных маркеров требуют применения адекватных методов исследования. Для изучения особенностей психологического благополучия на каждом из уровней требуются свои определенные методы – опросные либо проективные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скорынин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PERSONALITY

The article deals with the problem of the structure of psychological well-being of the individual. The concept of “psychological well-being” has entered psychological science and practice relatively recently. Currently, there is no single definition of psychological well-being, as well as its unambiguous criteria. The term “psychological well-being” is often identified with similar concepts, such as: “psychological health”, “emotional well-being”, “emotional well-being”. Based on the analysis of the works of a number of domestic and foreign authors, it is concluded that psychological well-being can be understood as an integral mental state of the individual, in which it is possible to distinguish between conscious and unconscious levels. The relevance of developing the problem of psychological well-being is also important from a practical point of view: today, domestic psychological practice is in urgent need of reliable and valid methods suitable for diagnosing psychological well-being and distress. Psychological well-being is a multidimensional mental phenomenon that includes a number of components. Psychological well-being includes: emotional component; social component; semantic component. Psychological well-being is a special mental state of the individual; in this state conscious and unconscious levels can be distinguished. Each of these levels has its own forms of manifestation in the behavior and activity of the subject. Identification and analysis of such markers requires the use of adequate research methods. A study of the features of psychological well-being at each of the levels requires its own specific methods – either survey or projective.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ»

УДК 159.923 UDC 159.923

Скорынин Андрей Александрович*

Старший преподаватель, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151873 (405), e-mail: skorinin@rambler.ru

Skorynin Andrey Alexandrovich

Senior Lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

TO THE PROBLEM OF STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PERSONALITY

Аннотация

Рассматривается проблема структуры психологического благополучия личности. Понятие «психологическое благополучие» вошло в психологическую науку и практику относительно недавно. В настоящее время не существует единого определения психологического благополучия, как и однозначных его критериев. Термин «психологическое благополучие» зачастую отождествляется со сходными понятиями, такими как «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональное самочувствие». На основании анализа работ ряда отечественных и зарубежных авторов сделан вывод о том, что психологическое благополучие может пониматься как целостное психическое состояние личности, в котором можно выделять осознаваемый и неосознаваемый уровни. Актуальность разработки проблемы психологического благополучия важна и с практической точки зрения: сегодня отечественная психологическая практика остро нуждается в надежных и валидных методиках, пригодных для диагностики психологического благополучия и неблагополучия. Психологическое благополучие -многомерное психическое явление, включающее в себя ряд компонентов. Психологическое благополучие включает эмоциональную, социальную и смысловую составляющие. Психологическое благополучие представляет собой особое психическое состояние личности, можно выделять в нем осознаваемый и неосознаваемый уровни. Каждый из этих уровней имеет свои формы проявления в поведении и деятельности субъекта. Выявление и анализ подобных маркеров требуют применения адекватных методов исследования. Для изучения особенностей психологического благополучия на каждом из уровней требуются свои определенные методы - опросные либо проективные.

Abstract

The article deals with the problem of the structure of psychological well-being of the individual. The concept of "psychological well-being" has entered psychological science and practice relatively recently. Currently, there is no single definition of psychological well-being, as well as its unambiguous criteria. The term "psychological well-being" is often identified with similar concepts, such as: "psychological health", "emotional well-being", "emotional well-being". Based on the analysis of the works of a number of domestic and foreign authors, it is concluded that psychological well-being can be understood as an integral mental state of the individual, in which it is possible to distinguish between conscious and unconscious levels. The relevance of developing the problem of psychological well-being is also important from a practical point of view: today, domestic psychological practice is in urgent need of reliable and valid methods suitable for diagnosing psychological well-being and distress. Psychological well-being is a multidimensional mental phenomenon that

© Скорынин А. А., 2020

includes a number of components. Psychological well-being includes: emotional component; social component; semantic component. Psychological well-being is a special mental state of the individual; in this state conscious and unconscious levels can be distinguished. Each of these levels has its own forms of manifestation in the behavior and activity of the subject. Identification and analysis of such markers requires the use of adequate research methods. A study of the features of psychological well-being at each of the levels requires its own specific methods - either survey or projective.

Ключевые слова: психологическое благополучие, личность, структура, психическое состояние, компонент.

Key words: psychological well-being, personality, structure, psychological state, component.

Введение

Понятие «психологическое благополучие» вошло в психологическую науку и практику относительно недавно. В настоящее время не существует единого определения психологического благополучия, как и однозначных его критериев. Термин «психологическое благополучие» зачастую отождествляется со сходными понятиями, такими как «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональное самочувствие» и др. [Активность, ценностная направленность... 2015: 115; Дубровина 2009: 17-21; Идобаева 2013: 93-101; Лепешинский 2007; Репина, Волочков 2016].

Актуальность разработки проблемы психологического благополучия важна и с практической точки зрения: сегодня отечественная психологическая практика остро нуждается в надежных и валидных методиках, пригодных для диагностики психологического благополучия и неблагополучия.

Основная часть

Впервые психологическое благополучие становится предметом исследований в работах Н. Брэдберна. Согласно его положениям, психологическое благополучие (psychological well-being) проявляется в соотношении между комплексами позитивных и негативных эмоций, накапливаемых в течение жизни [Орлова 2017: 23].

Позднее Э. Динер вводит понятие «субъективное благополучие», которое рассматривается им как одна из составляющих психологического благополучия [Заусенко 2012: 15]. Субъективное благополучие, по Э. Динеру, включает в себя три основных компонента:

- удовлетворенность жизнью;

- комплекс положительных эмоций;

- комплекс отрицательных эмоций.

Тем самым Э. Динер, как и Н. Брэдберн, делает акцент на позитивных эмоциях как главном показателе благополучия. Показатель удовлетворенности жизнью в данном случае выступает как результат соотношения позитивных и негативных переживаний.

Близким к понятию «благополучие» является понятие «счастье». По определению М. Аргайла, счастье как удовлетворенность человека своей жизнью определяется через частоту и интенсивность положительных эмоций [Аргайл 2003: 75]. Наиболее значимыми для удовлетворенности жизнью в целом, для состояния счастья, по М. Аргайлу, являются такие факторы, как здоровье, наличие близких социальных связей, удовлетворенность работой, наличие свободного времени для досуга, личностные качества (самооценка, экстраверсия, осмысленность жизни), положительные эмоции (хорошее настроение). Менее значимой является материальная обеспеченность, практически не влияющими на состояние счастья являются возраст и пол. Таким образом, по М. Аргайлу, человек любого возраста

может чувствовать себя счастливым. Также не наблюдается различий в переживании счастья мужчинами и женщинами [Там же: 143].

В настоящее время существуют два подхода к пониманию сущности психологического благополучия: гедонистический и эвдемонистический. Гедонистический подход рассматривает психологическое благополучие как состояние психологического комфорта с преобладанием положительных эмоций. С точки зрения эвдемонистического подхода важнейшим условием психологического благополучия является активность личности, постоянное саморазвитие, раскрытие своих возможностей и способностей.

Изучение психических явлений как целостных, интегральных в настоящее время является основным принципом научной методологии. По мнению К. С. Дрогобыцкой, современная методология системного исследования исходит из того, что увидеть целое можно только при одновременном понимании структуры, функции, процесса и среды, которая определяет внешние условия существования системы [Дрогобыцкая 2009: 38].

Психологическое благополучие представляет собой целостное переживание, отражающее успешность функционирования индивида в социальной среде [Бессонова 2013: 32]. Вопрос о структуре психологического благополучия, на наш взгляд, важен в первую очередь для понимания самой сути феномена. С другой стороны, представление о структуре психического явления необходимо для определения наиболее валидных методов его изучения.

Одна из первых концепций, в которых подробно рассматривается структура психологического благополучия, разработана в конце 1980-х гг. К. Рифф. В своих работах К. Рифф опиралась на введенные еще Аристотелем понятия «гедония» и «эвдемония», понимая под первой эмоциональное благополучие, выражающееся в субъективном переживании счастья и положительных эмоций, а под второй - позитивное функционирование, опирающееся на личностные характеристики, предсказывающие благополучие их обладателям. Для выделения конкретных характеристик, значимых для благополучного функционирования личности, К. Рифф обратилась к гуманистической психологии.

Согласно концепции К. Рифф [Ryff 1995: 720], в структуру психологического благополучия входят шесть характеристик:

1. Самопринятие - позитивное отношение к себе, признание и принятие внутренней неоднородности, множественных аспектов своего Я. Самопринятие означает, что человек осознает и принимает все свои сильные и слабые стороны.

2. Позитивные отношения с другими - способность культивировать и порождать тепло, доверие, близкие отношения с другими людьми. Она включает в себя заботу о благополучии других, способность к эмпатии и привязанности, готовность сопереживать людям, сотрудничать с ними и находить с ними компромиссы.

3. Автономия - самодетерминация, независимость и контроль субъекта над событиями, которые с ним происходят. Это способность противостоять социальному давлению, оценивать поведение свое и других людей на основе не внешних, а собственных стандартов и ценностей.

4. Контроль над окружением - способность справляться с повседневными обычными делами, успешно реализовывать сложный комплекс внешних форм активности, участвовать в трудовой и семейной жизни, эффективно использовать представляющиеся возможности окружающего мира.

5. Целенаправленность жизни - наличие направленности собственной жизни, жизненных целей. Повседневная жизнь людей, которым присуще это свойство, устремлена в определенном направлении.

6. Личностный рост - развитие, использование имеющихся навыков, талантов, возможностей для собственного развития и для реализации своего потенциала, открытость опыту и способность выявлять в окружающем мире вызовы, на которые нужно реагировать.

С точки зрения К. Рифф, все вышеперечисленное - это те самые психологические блага, которыми должен обладать психологически благополучный человек. Данные факторы могут быть измерены путем внешней экспертизы. Результатом исследований К. Рифф стала разработка опросника психологического благополучия («Шкала психологического благополучия К. Рифф»). В настоящее время имеются адаптированные русскоязычные версии данной методики [Шевеленкова 2005: 98].

Наличие указанных компонентов психологического благополучия в жизни субъекта, по мнению К. Рифф, способствует его защищенности и психологической устойчивости в неблагоприятных условиях. Путь к восстановлению и предупреждению негативных последствий психотравмирующих ситуаций лежит не столько в излечении негативных симптомов, сколько в усилении данных позитивных характеристик.

Сравнительно недавно в описанной выше теоретической модели появилось еще одно измерение - социальное благополучие, под которым понимаются объективные обобщенные характеристики социальных взаимодействий человека с другими людьми. Социальное благополучие - второй аспект позитивного функционирования наряду с психологическим благополучием. Оно включает в себя пять параметров:

1. Социальная интеграция - ощущение общности с другими людьми, принадлежащими к той же самой социальной реальности. Это наличие определенных социальных связей с другими людьми, чувство принадлежности.

2. Социальный вклад - ощущение субъектом своей значимости, полезности для общества или группы.

3. Социальная связность - восприятие мира как организованного целого на основе познания законов реальности, в которой субъект живет. Это ощущение того, что общественная жизнь представляет собой не беспорядочное броуновское движение, а построена на определенных закономерностях, имеет свою логику развития и определенный смысл.

4. Социальное принятие - способность доверять другим, поскольку люди функционируют прежде всего в публичной области взаимодействия, общаясь с незнакомцами. Социальное принятие - это способность верить в доброжелательность и продуктивность других людей. Это связано с общими взглядами на природу человека и ощущением комфорта с другими людьми.

5. Социальная актуализация - оценка потенциала и траектории развития общества. Речь идет об убежденности в том, что общество эволюционирует к лучшему и обладает потенциалом, который реализуется через его институты и граждан.

О. А. Кислицына выделяет два компонента благополучия: объективный и субъективный. К объективному благополучию относятся объективные условия, не зависящие от индивида, но оказывающие влияние на его жизнь (социально-экономические и социокультурные условия, политическая ситуация в регионе, стране и мире в целом). Субъективное благополучие отражается в состоянии психологического благополучия самого субъекта и зависит от его чувств, жизненного опыта, точки зрения на события, происходящие в данный момент [Кислицына 2016: 28]. Субъективное благополучие, по О. А. Кислицыной, проявляет себя в шести аспектах:

1) физический аспект - состояние здоровья, отсутствие соматических и психических расстройств;

2) материальный аспект - уровень доходов, финансовое благосостояние;

3) социальный аспект - наличие близких и доверительных социальных отношений;

4) эмоциональный аспект - спокойствие, уравновешенность, оптимизм, отсутствие депрессии;

5) развитие - непрерывный профессиональный и карьерный рост;

6) активность - творчество и увлечения в свободное время.

Данный подход активно применяется в социологии, в частности, он был использован при построении глобального индекса благополучия Gallup-Healthways.

Еще один подход к пониманию структуры психологического благополучия основывается на понятии «психическое состояние». В отечественной психологии вопрос о психических состояниях как об особой категории психических явлений впервые сформулировал Н.Д. Левитов. Он определил психическое состояние как целостную характеристику психической деятельности за определенный период, указал на сложность и динамичность структуры психических состояний [Левитов 1964: 124]. С этой точки зрения психологическое благополучие можно рассматривать как особое психическое состояние -состояние личности в целом (учитывая, что существуют состояния эмоциональные, интеллектуальные, мотивационные и т. д.).

Согласно классификации психических состояний А.О. Прохорова, по степени длительности психологическое благополучие можно отнести к длительным (продолжительность - несколько недель) либо сверхдлительным (продолжительность - от 1 года и больше) психическим состояниям. Подобные состояния определяются не конкретными ситуациями, а образом жизни субъекта в целом [Прохоров 2008: 117].

В любом психическом состоянии, согласно положениям Н.Д. Левитова, можно выделять глубокие и поверхностные, более или менее осознанные компоненты. На наш взгляд, в психологическом благополучии допустимо выделять два уровня проявления: осознаваемый и неосознаваемый. На первом уровне психологическое благополучие представляет собой осознанное переживание гармоничности, целостности личности, удовлетворенности жизнью. На втором, неосознаваемом, уровне психологическое благополучие выражается в косвенных проявлениях, недоступных для исследования опросными методами. Подобными косвенными проявлениями могут служить особенности продуктов деятельности, творчества (например, цвет и детали рисунков), а также предпочтения, в которых человек слабо отдает себе отчет - в том числе ситуативно предпочитаемые цвета одежды, стили музыки и т. д.

Соответственно, для изучения психологического благополучия на каждом из уровней необходима своя методология. На рисунке отражено сформулированное нами представление об уровнях психологического благополучия как состояния личности и соответствующих каждому уровню методах исследования.

/— —>1

Осознаваемый уровень ПБ

личности

ч_ _)

Г

Неосознаваемый уровень ПБ личности

V_/

Г

Методы исследования:

- интервью

- психологическое тестирование (опросники)

V _

/-

Методы исследования -проективные (ассоциативные, рисуночные и др.)

V___/

J

Рис. Уровни проявления психологического благополучия (ПБ) личности

и методы их изучения

Разграничение осознаваемого и неосознаваемого уровня психологического благополучия представляется удобным и оправданным с методологической точки зрения. Исследование осознаваемого уровня психологического благополучия возможно путем применения вербальных методов, таких как беседа (интервью) или тестирование с помощью

опросников. Для изучения неосознаваемого уровня психологического благополучия применение вербальных методов неэффективно, поскольку для субъекта трудно словесно описать свои переживания, в которых он не отдает себе отчета. В этом случае целесообразно использование проективных методов, которые позволяют раскрыть содержание неосознаваемых переживаний за счет применения неструктурированного стимульного материала и неопределенных инструкций.

Заключение

В целом, подводя итоги анализа подходов к пониманию структуры психологического благополучия, можно сделать следующие выводы.

Психологическое благополучие - многомерное психическое явление, включающее в себя ряд компонентов. Обобщая рассмотренные нами подходы, можно выделить следующие составляющие психологического благополучия:

- эмоциональная составляющая - ровный и спокойный фон настроения с преобладанием позитивных эмоций;

- социальная составляющая - способность устанавливать и поддерживать доверительные отношения с окружающими;

- смысловая составляющая - осознание целей своей жизни, стремление к их достижению, к личностному росту и саморазвитию.

Основываясь на том, что психологическое благополучие представляет собой особое психическое состояние личности, можно выделять в нем (как и в любом другом психическом состоянии) осознаваемый и неосознаваемый уровни. Каждый из этих уровней имеет свои формы проявления (маркеры, индикаторы) в поведении и деятельности субъекта. Выявление и анализ подобных маркеров требуют применения адекватных методов исследования. Для изучения особенностей психологического благополучия на каждом из уровней нужны определенные методы - опросные либо проективные.

Список литературы

Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / А. А. Волочков, Н. В. Коптева, А. Ю. Попов, А. Ю. Калугин, Е. Н. Митрофанова. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. 200 с.

Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.

Бессонова Ю. В. О структуре психологического благополучия // Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве: сборник статей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 30-35.

Дрогобыцкая К. С. Новое в методологии системных исследований // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 8. С. 37-42.

Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.

Заусенко И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2012. 23 с.

Идобаева О.А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. Вып. 7 (667). С. 93-101.

Кислицына О. А. Измерение качества жизни и благополучия: международный опыт. М.: Институт экономики РАН, 2016. 62 с.

Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 343 с.

Лепешинский Н. Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф // Психологический журнал. 2007. № 3. С. 24-37.

Орлова Д. Г. Психологическое благополучие в структуре индивидуальности: интегративный подход. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. 57 с.

Прохоров А. О. Пространственно-временная организация психического состояния // Ученые записки Казанского государственного университета, серия «Гуманитарные науки». 2008. Т. 150. Кн. 3. С. 114-128.

Репина Е. В., Волочков Е. В. Структура психологического здоровья студентов // Сборник материалов XIII межрегиональной научно-практической конференции ЯНПИС / отв. ред. А. А. Вихман. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. С. 85-87.

Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. Д. Психологическое благополучие личности // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. P. 719-727.

References

Volochkov A. A., Kopteva N. V., Popov A. Iu., Kalugin A. Iu., Mitrofanova E. N. Aktivnost', tsennostnaia napravlennost' i psikhologicheskoe zdorov'e studenchestva [Activity, value orientation and psychological health of students]. Perm', Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet, 2015, 200 p. (In Russ.)

Argail M. Psikhologiia schast'ia [The psychology of happiness]. Saint Petersburg, Piter, 2003, 271 p. (In Russ.)

Bessonova Iu. V. O strukture psikhologicheskogo blagopoluchiia [On the structure of psychological well-being]. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: sbornik statei. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2013, pp. 30-35. (In Russ.)

Drogobytskaia K. S. Novoe v metodologii sistemnykh issledovanii [New in system research methodology]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 8, pp. 37-42. (In Russ.)

Dubrovina I. V. Psikhicheskoe i psikhologicheskoe zdorov'e v kontekste psikhologicheskoi kul'tury lichnosti [Mental and psychological health in the context of the psychological culture of the individual]. Vestnikprakticheskoipsikhologii obrazovaniia, 2009, no. 3, pp. 17-21. (In Russ.)

Zausenko I. V. Lichnostnye determinanty psikhologicheskogo blagopoluchiia pedagoga [Personal determinants of the teacher's psychological well-being]. Ph. D. thesis. Ekaterinburg, 2012, 23 p. (In Russ.)

Idobaeva O.A. K voprosu o psikhologo-pedagogicheskoi modeli formirovaniia psikhologicheskogo blagopoluchiia lichnosti [On the question of the psychological and pedagogical model of the formation of psychological well-being of the individual]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta, 2013, iss. 7 (667), pp. 93-101. (In Russ.)

Kislitsyna O. A. Izmerenie kachestva zhizni i blagopoluchiia: mezhdunarodnyi opyt [Measuring quality of life and well-being: international experience]. Moscow, Institute of Economics RAS, 2016, 62 p. (In Russ.)

Levitov N. D. O psikhicheskikh sostoianiiakh cheloveka [About mental states of a person]. Moscow, Prosveshchenie, 1964, 343 p. (In Russ.)

Lepeshinskii N. N. Adaptatsiia oprosnika «Shkala psikhologicheskogo blagopoluchiia» K. Riff [Adaptation of the questionnaire "Scale of psychological well-being" K. Riff]. Psikhologicheskii zhurnal, 2007, no. 3, pp. 24-37. (In Russ.)

Orlova D. G. Psikhologicheskoe blagopoluchie v strukture individual'nosti: integrativnyi podkhod [Psychological well-being in the structure of personality: an integrative approach]. Perm', Permskij gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2017, 57 p. (In Russ.)

Prokhorov A. O. Prostranstvenno-vremennaia organizatsiia psikhicheskogo sostoianiia [Spatiotemporal organization of the mental state]. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, seriia "Gumanitarnye nauki", 2008, vol. 150, book 3, pp. 114-128. (In Russ.)

Repina E. V., Volochkov E. V. Struktura psikhologicheskogo zdorov'ia studentov [The structure of students' psychological health]. Sbornik materialov XIII mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii IaNPIS. Perm', Permskij gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskij universitet, 2016, pp. 85-87. (In Russ.)

Shevelenkova T. D., Fesenko T. D. Psikhologicheskoe blagopoluchie lichnosti [Psychological well-being of the individual]. Psikhologicheskaia diagnostika, 2005, no. 3, pp. 95-121. (In Russ.)

Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 69, pp. 719-727.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.