Научная статья на тему 'Психологические и личностные качества, необходимые руководителю образовательного учреждения, осуществляющего процесс внедрения инклюзии'

Психологические и личностные качества, необходимые руководителю образовательного учреждения, осуществляющего процесс внедрения инклюзии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
563
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические и личностные качества, необходимые руководителю образовательного учреждения, осуществляющего процесс внедрения инклюзии»

Формальный авторитет обусловлен набором властных полномочий, моральный - зависит от нравственных качеств руководителя, функциональный - определяется компетентностью руководителя.

Управление образовательной организацией для детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с определёнными принципами. В научной теории управления принципы управления определяются как основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при управлении.

Из традиционных принципов управления в образовании можно выделить такие, без которых управление в специальном образовании невозможно: принцип оптимального соотношения централизации и

децентрализации в управлении, единства коллегиальности и единоначалия, целенаправленности и т. д.

Таким образом, менеджмент в образовании детей с ОВЗ имеет свои особенности и свою специфику и требует дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики: учеб. пособие. -М.: Академия, 2007.

2. Пенин Г.Н., Никитина М.И. Факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена // Дефектология. -2003. - №5.

3. Пенина Т.А. Создание предпосылок инклюзивного образования в регионе: мо-ногр. - СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2010.

Е.П. Пилипенко

учитель, ГБОУ № 627

Психологические и личностные качества,

необходимые руководителю образовательного учреждения, осуществляющего процесс внедрения инклюзии

Инклюзия, «включённое образование», «образование для всех» -процесс обучения детей с нарушениями развития в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзия - часть современной системы образования развитого демократического общества.

В России для детей с нарушениями в развитии создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими учащимися. Работают специальные педагоги: логопеды, психологи, учителя АФК. Так, во многом из-за обособленности специальных (коррекционных) образовательных учреждений происходит разделение общества на «здоровых» и «инвалидов». В результате обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных, «обособленных» условиях - их конкурентность на образовательном рынке невелика, а мотивация к продолжению образования низкая по сравнению с выпускниками массовых общеобразовательных школ.

Отметим, что в 1994 г. «Саламанская декларация» (ЮНЕСКО, г. Саламанка, Испания) дала старт новому подходу в обучении детей с нару-

235

шениями в развитии и ввела понятие инклюзии. Так, весь мир начал менять отношение к образованию в целом.

Итак, инклюзия в наше время стала реальностью. Настало время воспитывать у молодого поколения совершенно другое отношение к людям с ограниченными возможностями.

Постепенно, шаг за шагом в этот процесс включается Россия. С каждым годом в нашей стране всё больше говорят об инклюзии, спорят о ней, обсуждают её «плюсы» и «минусы». Всё больше массовых школ и детских садов решается апробировать «образование для всех» в своих стенах.

В итоге ответственность за изменение внешней, технической, социальной среды под потребности учащихся с нарушениями развития лежит на плечах руководителей школ и детских садов.

Безусловно, быть директором такого учебного заведения - двойная ответственность. Ученики, родители, администрация, партнёры будут воспринимать учащихся с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от того, в какой степени дружелюбная и комфортная среда будет создаваться в данном учебном заведении.

Другими словами, директор задаёт тон общения и взаимодействия с детьми с нарушениями развития, формирует видение процесса развития инклюзии и ожидания учителей, учащихся, родителей. Так, важнейшую роль в этом играет личность руководителя.

Директор образовательного учреждения в современном мире выполняет множество функций: первая и самая важная - это обеспечить процесс осуществления образовательных программ в школе, в том числе и для учащихся с нарушениями. Кроме того, это управление коллективом педагогов, взаимодействие с родителями, с администрацией. Теперь и управление школьным бюджетом.

Так какой должна быть личность руководителей, «лидеров» таких учебных заведений, «приспосабливающих» окружающую среду и общество к потребностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья, какими должны быть психологические приёмы руководства и организации в таком учебном заведении?

Часть зарубежных авторов отмечает следующие психологические и личностные качества лидера, основные психологические, организаторские приёмы управления, обеспечивающие более комфортное для всех участников процесса внедрение инклюзии (P.S. Martin, E.V. Renauld, Испания, 2009):

• собственная уверенность в своих силах и постоянное «оживление» сотрудников, педагогов школы;

• обеспечение высокого уровня участия родителей в жизни школы;

• создание так называемой общей школьной атмосферы «Мы все вместе»;

• постоянная «эмоциональная взаимосвязь» с сотрудниками, педагогами школы, поощрение за их труд, «оживление и воодушевление». Также выявление трудностей в работе с детьми с ОВЗ и необходимая

236

методическая помощь и помощь в дальнейшем обучении сотрудников школы.

Кроме того, испанские авторы отмечают, что «лидер», осуществляющий процесс создания качественного «образования для всех», должен (A.I. Rodriguez, M.D. Rodrigo, Испания, 2009):

• быть инноватором и обладать стремлением разрабатывать и внедрять новые методики, техники, стратегии и приёмы работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

• уметь «рассмотреть» особенность в каждом человеке, его положительные и сильные стороны, на которые можно опираться в дальнейшем;

• умение внушать уверенность людям (учащимся, родителям, коллективу) в свои силы.

Часть американских авторов выделяет следующие личностные и организаторские качества уверенного руководителя, работающего в системе инклюзивного образования (M. Vigar, C. Paine, K. Frederick, 2013):

• высокие моральные качества и ценности. Умение привить эти качества учащимся и родителям;

• способность «смотреть в будущее» и чётко представлять варианты развития школы и коллектива в будущем;

• смелость и умение рисковать;

• терпение;

• воодушевлённость делом, которым они занимаются. «Мы здесь для детей и не должны это забывать» (L. Codling, США, 2013). Также чувство обязательства перед детьми, активный интерес к процессу обучения, общения и взаимодействия с детьми;

• «эмоциональная компетентность» (R. Pope, США, 2013). То есть умение понимать важность человеческих взаимоотношений в коллективе коллег, детей и родителей. Самому выражать эмпатию и учить этому всех участников процесса. Более того, скорее чувствовать и воспринимать себя как равного члена педагогического коллектива, а не лидера «сверху», «выше других». «Открытость, доверие и чувство юмора, естественность - те качества, которыми должен обладать лидер. Это будет мотивировать людей и они захотят следовать за вами» (R. Pope, США, 2013);

• умение строить команду педагогов, так называемый «teambuilding» (тимбилдинг);

• способность корректно «судить и осуждать». Данный процесс включает выявление мнения всех сторон конфликта и на основе этого принятие правильного, грамотного решения;

• мобильность и гибкость. Умение оставаться спокойным, оптимистичным и позитивным даже во время кризиса;

• умение убеждать. Чувствовать себя уверенно в процессе коммуникации. Быть оратором. В любой ситуации уметь рассказать «историю своей школы» любой аудитории, в том числе не готовой к процессу инклюзии или отрицающей её успешность. Авторы отмечают, что такой процесс коммуникации также должен включать регулярное общение с педагогами и родителями. Важно в процессе общения дать понимание кол-

237

лективу, родителям, учащимся того, что они всегда будут «услышаны» (J. Sutcliffe, США, 2013).

Кроме того, зарубежные авторы выделяют такие качества руководителя, как толерантность, любовь к людям, харизматичность, способность завладевать доверием людей (C. Paine, K. Frederick, США, 2013).

Иными словами, изменяя социальную среду, отношение социума к инклюзии и к детям с нарушениями в развитии, руководитель, осуществляющий процесс создания «образования для всех», в наше время является «социальным архитектором».

Короче говоря, грамотный руководитель инклюзивного образовательного учреждения, обладающий или, по крайней мере, активно развивающий в себе вышеперечисленные личностные качества, может успешно создать атмосферу, способствующую максимальной реализации потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В.Н. Поникарова

Череповецкий государственный университет

Особенности психологического сопровождения педагогов инклюзивного образования (на разных этапах профессиональной подготовки)

Инклюзивное образование активно занимает ведущие позиции в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования России, как и в других странах мира. Успех инклюзивного образования во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса.

В России отмечается насущная потребность в обеспечении образовательных организаций страны (от дошкольных до учреждений высшего профессионального образования) педагогами, готовыми к осуществлению инклюзивного образования лиц с ОВЗ.

В процессе осуществления инклюзивного образования, которое пронимается нами как реализация, исполнение обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, возникает ряд объективных и субъективных трудностей, препятствующих его нормативному исполнению (О.А. Денисова, Л.М. Кобрина, О.Л. Леханова,

В.Н. Поникарова и др.).

В процессе работы с лицами с ОВЗ педагоги испытывают существенные физические, психические и психологические перегрузки, что ведет к проявлениям эмоционального напряжения и перенапряжения -формированию синдрома эмоционального выгорания, профессионального выгорания и профессиональной деформации (В.Д. Брагина, В.Н. Поникарова, Н.Ф. Алиева, И.О. Елькин, Л.В. Чернышева, И.И. Юдин, Т.Н. Юдина и др.). Существенные трудности также вызывает проблема принятия педагогами (особенно не имеющими дефектологического образования) лиц с ОВЗ, понимания их проблем и имеющихся возможностей, а также неумения (и/или нежелания) предупреждать указанные проблемы.

238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.