Научная статья на тему 'Менеджмент в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья'

Менеджмент в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1908
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Пенина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

окружающих более комфортной. Среди трудностей, встречавшихся в обыденной жизни, родителями особенно отмечались проблемные ситуации.

Например, одной из них была беспричинная агрессия по отношению к дедушке, который вышел на пенсию и перестал утром уходить на работу. Родители, пытаясь избежать неадекватного поведения ребенка, повели себя неправильно. Дедушка был вынужден каждое утро длительное время находиться на улице, имитируя уход на работу. Но это не решало проблему. Совместно с родителями мы разработали следующий план. Накануне вечером дедушка начинал интересное совместное с ребенком дело и обещал продолжить его утром следующего дня. Постепенно «прогулки» дедушки были закончены.

В учебной деятельности наметилась положительная динамика: внимание ребенка стало более концентрированным, увеличилась работоспособность, он стал использовать в диалоге пиктограммы, появились первые слова.

Родители также отметили положительные изменения в поведении. Ребенок стал проявлять интерес к совместной деятельности: приготовлению пищи, уборке квартиры, помощи отцу в ремонте бытовых предметов.

Таким образом, использование элементов поведенческой терапии ABA в обучении и воспитании ребенка-аутиста способствует его социальной адаптации, что является основной задачей для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Т.А. Пенина

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Менеджмент в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Не вызывает сомнений тот факт, что все организации нуждаются сегодня в управлении. Под управлением понимается воздействие руководителя на управляемую организацию, направленное на достижение определённой цели. Необходимость управления организацией, занимающейся обучением детей с ОВЗ, объясняется потребностями в планировании работы, расстановке персонала и координации его действий, принятии решений, осуществлении контроля, анализе результатов и т. д.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмент. Понятия «менеджмент», «менеджер» пришли к нам из США. Первоначально термин «менеджмент» означал не управление организацией, а управление лошадьми, искусство верховой езды. Менеджерами называли искусных наездников, людей, способных укротить дикую лошадь. В современном значении понятия «менеджер», «менеджмент» стали употреблять тогда, когда в связи с развитием рыночных отношений владельцы предприятий стали привлекать для управления своими фирмами профессионалов, специалистов, специально обученных такой работе. Оплата труда менеджеров сегодня самая высокая.

231

Менеджмент реализуется в трёх основных сферах деятельности: коммерческой (бизнес), политической (органы власти) и социальной (образование, культура, здравоохранение, социальная защита). В нашей стране менеджмент занял важное место не только в бизнесе, но и в любой другой сфере, в том числе и в образовании детей с ОВЗ. Современное представление об управлении в образовании связано с понятием «педагогический менеджмент». Понятие «управление» более объёмно, чем понятие «менеджмент». В широком смысле менеджмент - это социальное управление организацией, т. е. управление людьми. Менеджмент - это управление, весьма далёкое от того, которое существовало при плановой экономике. Новое как в целях, так и в методах. Цель управления при плановой экономике - выполнение плана свыше. Цель менеджмента - наиболее полное удовлетворение реальных потребностей людей с ОВЗ и персонала через рыночный механизм. Метод достижения цели управления при плановой экономике - административное регулирование, базирующееся на командном давлении. Метод достижения цели менеджмента - создание условий для обучения детей с ОВЗ и экономической заинтересованности работников в результатах его труда.

В настоящее время менеджером можно назвать руководителя образовательной организации, занимающейся реализацией адаптированных образовательных программ, если он имеет специальное образование в области образования детей с ОВЗ и подготовку в области управления людьми (менеджменте), обеспечивающий решение уставных задач организации в условиях рыночной экономики. Таким образом, менеджер - это специально подготовленный руководитель-профессионал как в области обучения детей с ОВЗ, так и в управлении современной образовательной организацией.

Важнейшими профессиональными чертами менеджера являются умения принимать обоснованные решения и брать на себя за них ответственность, следовать ряду правил хорошего тона (одежда, внешний вид, стиль руководства), использовать современные методы работы с персоналом и детьми.

Менеджер должен владеть профессиональными знаниями в области специального образования, управления, наличие которых подтверждает соответствующий документ (диплом) и иметь практический опыт, знаниями в области правовой подготовки, умениями в области информационных технологий.

Внедрение менеджмента в практику деятельности современной образовательной организации, занимающейся обучением детей с ОВЗ, вызвано сегодня необходимостью осуществления адекватного управления этой организацией (школой, центром и т. д.) в условиях рыночных отношений, реформирования российского образования. Сегодня образовательные организации уходят от единообразия, так как должны предоставлять населению вариативные образовательные услуги, отвечающие разнообразным требованиям детей с ОВЗ, родителей или лиц, их заменяющих. Такое изменение в системе образования детей с ОВЗ требует и изменения в управлении образовательными организациями.

232

Менеджмент образовательных организаций, занимающихся обучением детей с ОВЗ, имеет свою специфику и присущие только ему закономерности.

С точки зрения системного подхода организация как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей системы входят директор и его заместители. В состав управляемой системы входят: педагоги, психологи, родители, учащиеся, хозяйственный и медицинский персонал. Все блоки и подсистемы взаимодействуют друг с другом. Для того чтобы управление было эффективным, о каждом блоке должна иметься исчерпывающая объективная информация, т. е. необходим мониторинг системы образования.

Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой наблюдений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников (ст. 97 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Наличие объективной информации как базы для научно организованного мониторинга позволяет руководителю образовательной организации проанализировать имеющийся материал, сделать соответствующий прогноз, а затем ознакомить подразделения организации с наиболее важными сведениями о состоянии дел в организации.

Собранная таким образом информация анализируется через диагностику и моделирование с целью выработки эффективного управленческого решения.

Научный мониторинг проводится силами директора и заместителей в соответствии с годовым планом учреждения. Это позволяет выявить как достижения, так и недостатки организации и совершенствовать научное прогнозирование управленческих решений. Объектами научного мониторинга могут быть содержание адаптированных образовательных программ, создание адекватных педагогических технологий, условий обучения инвалидов и мн. др.

В современной научной литературе менеджмент рассматривается как:

• специальный вид управленческой деятельности, ориентированный на человека;

• умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчинённых;

• область знаний, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

Наиболее полное определение менеджмента дал известный американский теоретик П. Друкер: «Современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, ориентированный на человека, имеющий целью сделать людей способными к совместному действию». Исходя из этого П. Друкер определяет задачи менеджмента:

• сплачивать людей вокруг общих целей учреждения, чтобы создать коллектив;

233

• развивать в каждом сотруднике его потребности и их удовлетворять;

• ни на минуту не останавливать развитие людей;

• выстраивать деятельность учреждения на основе коммуникации между работниками;

• разрабатывать комплексные способы оценки эффективности функционирования учреждения.

Во многом культура управления зависит от особенностей администраторских и лидерских качеств руководителя-менеджера, определяющих его управленческий стиль. Современные исследователи менеджмента выделяют следующие стили управления (С.В. Воробъёва): авторитарный (диктаторский), демократический (коллегиальный), анархический (попустительский), непоследовательный (алогичный).

В русле этого управленческая культура складывается из требований к современному руководителю-менеджеру и стиля его управленческой деятельности.

Требования к современному руководителю-менеджеру:

• способность управлять собой и своим временем;

• наличие разумных личных ценностей (жизненные позиции);

• наличие чётких личных целей;

• постоянный личный рост;

• умение эффективно решать проблемы;

• способность к инновациям;

• способность влиять на окружающих;

• знание современных управленческих подходов;

• способность руководить;

• умение обучать и развивать сотрудников;

• умение использовать конфликты в конструктивных целях.

Теоретиками менеджмента была выделена совокупность индивидуальных качеств для эффективного управления людьми.

К адаптационной мобильности относятся: склонность к творчеству, стремление учить других, желание качественных изменений в организации, готовность к риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость.

Контактность включает: общительность, интерес к людям, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать людей, умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

К стрессоустойчивости: интеллектуальная и эмоциональная защищённость в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления.

Как считает С.В. Воробъёва, эффективный руководитель должен знать себя, понимать ситуацию, уметь выбрать стиль управления.

Показателем эффективности управления организацией для детей с ОВЗ является степень авторитета руководителя. С.В. Воробъёва выделяет три формы авторитета руководителя: формальный, моральный, функциональный.

234

Формальный авторитет обусловлен набором властных полномочий, моральный - зависит от нравственных качеств руководителя, функциональный - определяется компетентностью руководителя.

Управление образовательной организацией для детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с определёнными принципами. В научной теории управления принципы управления определяются как основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при управлении.

Из традиционных принципов управления в образовании можно выделить такие, без которых управление в специальном образовании невозможно: принцип оптимального соотношения централизации и

децентрализации в управлении, единства коллегиальности и единоначалия, целенаправленности и т. д.

Таким образом, менеджмент в образовании детей с ОВЗ имеет свои особенности и свою специфику и требует дальнейшего исследования.

Список литературы

1. Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики: учеб. пособие. -М.: Академия, 2007.

2. Пенин Г.Н., Никитина М.И. Факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена // Дефектология. -2003. - №5.

3. Пенина Т.А. Создание предпосылок инклюзивного образования в регионе: мо-ногр. - СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2010.

Е.П. Пилипенко

учитель, ГБОУ № 627

Психологические и личностные качества,

необходимые руководителю образовательного учреждения, осуществляющего процесс внедрения инклюзии

Инклюзия, «включённое образование», «образование для всех» -процесс обучения детей с нарушениями развития в общеобразовательных (массовых) школах. Инклюзия - часть современной системы образования развитого демократического общества.

В России для детей с нарушениями в развитии создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими учащимися. Работают специальные педагоги: логопеды, психологи, учителя АФК. Так, во многом из-за обособленности специальных (коррекционных) образовательных учреждений происходит разделение общества на «здоровых» и «инвалидов». В результате обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных, «обособленных» условиях - их конкурентность на образовательном рынке невелика, а мотивация к продолжению образования низкая по сравнению с выпускниками массовых общеобразовательных школ.

Отметим, что в 1994 г. «Саламанская декларация» (ЮНЕСКО, г. Саламанка, Испания) дала старт новому подходу в обучении детей с нару-

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.