Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПОНЕНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / COMPETENCE COMPONENTS / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агирбова Динара Мугазовна, Шмелькова Татьяна Сергеевна, Чотчаева Анисат Кямаловна

Социально-экономические трансформации российского общества требуют от системы образования новых стандартов в подготовке специалистов. Современный выпускник должен обладать новыми компетенциями, которые позволят ему реализоваться в профессиональной и личностной сферах. Одной из таких компетенций является социально-экономическая компетенция. Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных исследований, изучающих проблемы компетентностного подхода в образовании. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Авторы разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность», приводя характеристику их различий. В статье описывается общая и профессиональная компетентность, рассматриваются виды компетентности (когнитивная, аффективная, волевая), этапы формирования профессиональной компетентности (новичок, адепт, профессионал), разбирается психологическая характеристика профессиональной компетентности. Авторы считают, что социально-экономическая компетентность выступает в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности. Она способствует развитию экономических качеств личности, которые оказываются необходимы в процессе ее социализации в профессиональной и личностной сферах. Авторы приходят к выводу, что такие структурные компоненты социально-экономической компетентности, как мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, деятельностный, рефлексивный могут быть рассмотрены, как ее психологические характеристики, обеспечивающие целостность развития социально-экономической компетентности. Выделение психологических характеристик социально-экономической компетентности позволяет наметить основные направления психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов в процессе профессионального образования. В качестве важнейших условий такого сопровождения могут выступать: доверительность отношений, учет ценностных ориентаций и устремлений самого студента, его психологических и социальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агирбова Динара Мугазовна, Шмелькова Татьяна Сергеевна, Чотчаева Анисат Кямаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE UNIVERSITY STUDENTS’ SOCIO-ECONOMIC COMPETENCE

The socio-economic transformations of Russian society require new standards from the education system in the specialists' training. A modern graduate must-have new competencies that will allow them to fulfill themselves in the professional and personal spheres. One of these competencies is socio-economic competence. The article is devoted to the domestic and foreign studies analysis that studies the competence-based approach in education problems. The article discusses various approaches to defining the concepts of "competence" and "competence". The authors distinguish between the concepts of "competence" and "competence", describing their differences. The article describes general and professional competence, examines the types of competence (cognitive, affective, volitional), stages of the professional competence formation (beginner, adept, professional), examines the professional competence psychological characteristics. The authors believe that social and economic competence is the most important professional competence component. It contributes to the economic qualities development of the individual, which are necessary for their socialization process in the professional and personal spheres. The authors conclude that such socio-economic competence structural components as motivational-value, intellectual-cognitive, activity-oriented, reflexive can be considered as its psychological characteristics that ensure the integrity of the socio-economic competence development. Socio-economic competence psychological characteristics identification allows us to outline the main psychological support directions for the students' socio-economic competence development in the process of vocational education. The most important conditions for such support can be: trust in relations, taking into account the value orientations and aspirations of the student himself, his psychological and social characteristics.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/106PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Агирбова Д.М., Шмелькова Т. С., Чотчаева А.К. Психологические характеристики социально-экономической компетентности студентов вузов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/106PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Agirbova D.M., Shmel'kova T.S., Chotchaeva A.K. (2020). Psychological characteristics of the university students' socio-economic competence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/106PSMN620.pdf (in Russian)

Агирбова Динара Мугазовна

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия Доцент кафедры «Философии и гуманитарных дисциплин» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: agirbova35@mail.ru

Шмелькова Татьяна Сергеевна

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия Начальник отдела по научной работе и интеллектуальной собственности

Кандидат психологических наук E-mail: tanyashm@mail.ru

Чотчаева Анисат Кямаловна

ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», Черкесск, Россия

Студент (40.03.01) E-mail: anisat.chotchaeva.02@mail.ru

Психологические характеристики социально-экономической компетентности студентов вузов

Аннотация. Социально-экономические трансформации российского общества требуют от системы образования новых стандартов в подготовке специалистов. Современный выпускник должен обладать новыми компетенциями, которые позволят ему реализоваться в профессиональной и личностной сферах. Одной из таких компетенций является социально-экономическая компетенция.

Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных исследований, изучающих проблемы компетентностного подхода в образовании. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Авторы разграничивают понятия «компетенция» и «компетентность», приводя характеристику их различий.

В статье описывается общая и профессиональная компетентность, рассматриваются виды компетентности (когнитивная, аффективная, волевая), этапы формирования профессиональной компетентности (новичок, адепт, профессионал), разбирается психологическая характеристика профессиональной компетентности.

Авторы считают, что социально-экономическая компетентность выступает в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности. Она способствует развитию экономических качеств личности, которые оказываются необходимы в процессе ее социализации в профессиональной и личностной сферах.

https:// mir-nauki. com

Авторы приходят к выводу, что такие структурные компоненты социально-экономической компетентности, как мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, деятельностный, рефлексивный могут быть рассмотрены, как ее психологические характеристики, обеспечивающие целостность развития социально-экономической компетентности.

Выделение психологических характеристик социально-экономической компетентности позволяет наметить основные направления психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов в процессе профессионального образования. В качестве важнейших условий такого сопровождения могут выступать: доверительность отношений, учет ценностных ориентаций и устремлений самого студента, его психологических и социальных особенностей.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; компетентностный подход; компоненты компетентности; профессиональная компетентность; социально-экономическая компетентность

Современные социально-экономические трансформации российского общества привели к изменению всех сфер общественной жизни (экономики, политики, культуры, искусства, здравоохранения, образования, науки и др.). И это, в свою очередь, не могло не повлиять на изменение социально-экономических условий жизни каждой отдельной личности. Особенно эти изменения коснулись молодого поколения, требования к которому растут с каждым днем. Для того чтобы зарекомендовать себя на современном рынке труда высококвалифицированным профессионалом современный выпускник должен обладать большим арсеналом новых социально-экономических знаний и практических умений. Еще во время обучения студент должен овладеть определенным уровнем социально-экономической компетентности, определенными навыками социально-экономической деятельности, которые позволят ему не только реализовать себя в профессиональной сфере, но и достичь желаемого уровня материального благосостояния.

К сожалению, современная система образования не рассматривает социально-экономические аспекты подготовки будущего специалиста к профессиональной деятельности. Это приводит к необходимости повысить профессиональную компетентность студента за счет развития и повышения уровня его социально-экономической компетентности, которая может выступать характеристикой эффективности профессиональной деятельности, а также способствовать развитию студента в личностном и творческом плане. Это позволяет рассматривать социально-экономическую компетентность студентов, как интегрирующее и инструментальное звено их профессионализма. В связи с этим возникает необходимость выявления психологических характеристик социально-экономической компетентности, что в дальнейшем позволит разработать оптимальные условия для психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов.

Таким образом, появляется необходимость провести теоретический анализ социально-экономической компетентности студентов, на основе данного анализа выделить ее психологические характеристики, что в свою очередь позволит обозначить основные направления психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов.

Это позволяет нам обозначить проблему исследования: каковы психологические характеристики социально-экономической компетентности студентов; каковы основные

Введение

https:// mir-nauki. com

направления психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов.

Цель исследования - выявить психологические характеристики социально-экономической компетентности студентов и определить основные направления психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов.

Исследование проблемы социально-экономической компетентности основывается на теоретическом анализе психолого-педагогической и экономико-психологической литературы в рамках предметной области, а также синтезе данных, полученных в результате проведенного анализа. В качестве теоретических методов также использовались методы абстрагирование и конкретизация при определении и уточнении основных понятий исследования. В основу статьи положен анализ научных статей, авторефератов и диссертаций, близких к тематике нашего исследования. Принцип отбора научных статей в качестве источников для написания обзора основывался на научных трудах классиков и современников, исследующих данную проблему; а также на научных работах, включающих следующие ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, социально-экономическая компетентность.

Современные условия общественного развития, которые характеризуются нестабильностью и непредсказуемостью, в качестве основного критерия при оценке качества профессионализма выдвигают профессиональную компетентность студентов. При этом новые социально-экономические трансформации привели к появлению нового важнейшего элемента профессиональной компетентности студента - социально-экономической компетентности.

В современной системе образования основным требованием к выпускнику является овладение им компетенциями, выступающими в качестве обобщенных способов действий, которые обеспечивают продуктивную реализацию таких видов деятельности, как профессиональная и социально-личностная [1; 2].

Следует отметить, что появление термина «компетенция» в психолого-педагогических научных трудах относится к середине 60-х годов XX века, в результате чего он становится основой, на которой строится компетентностный подход в образовании (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равенн, Ж. Делор, В. Хутмахер, Т. Хоффманн) [3; 4].

Зарубежный исследователь T. Hyland рассматривает компетенцию как способность к выполнению специфической деятельности, для которой имеется подготовленный эталон [5]. Другой исследователь - M. Mulder, вместе со своими коллегами, рассматривает компетентность в качестве способности личности достигать поставленных целей [6]. Р. Уайт отмечает, что компетенция связана с эффективностью взаимодействия человека с окружающим его миром, при учете его личностных особенностей, высокого уровня мотивации, что гарантирует качество выполненной работы [7]. МакКлелланд рассматривает компетенцию, как возможность

Методы исследования

Основная часть

Понятие «компетенция» и «компетентность» в научных трудах отечественных и зарубежных исследователей

https:// mir-nauki. com

вычислить, какая из стратегий поведения будет доминирующей в личности человека: стремление к достижению успеха или стремление избежать неудачи [8].

Ряд отечественных исследователей (С.Е. Шишова, И.В. Агапова) рассматривают термин «компетенция» в виде умения устанавливать взаимосвязи между знаниями и сложившимися обстоятельствами, либо в виде способности к нахождению определенного образца (знаний и действий), которые подходят для разрешения проблемных ситуаций [9, с. 39]. И.А. Зимняя определяет ее в виде новых психологических образований, имеющих внутренний, потенциальный характер, а также как совокупность знаний, представлений, программ действий, систем отношений [10, с. 23]. Г.К. Селевко говорит о такой важной ее характеристике, как умении специалиста, заключающегося в применении знаний, умений, отношений и опыта при попадании в рабочие ситуации, действовать стандартным или нестандартным образом. Любой руководитель, выступающий в роли работодателя, понимает термин «компетенция», как характеристику профессиональной деятельности, которую выпускник будет выполнять при устройстве на работу после окончания вуза.

Мы считаем необходимым разделить такие понятия, как «компетенция» и «компетентность». Условно говоря, компетенция будет выступать в виде полномочий, а компетентность, как характеристика носителя этих полномочий.

Ряд таких исследователей, как И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, А.Ю. Петров, О.В. Соколова, А.В. Хуторский и другие в определение компетентности включают способность личности обладать и проявлять компетенции [10; 11].

Согласно И.А. Зимней существуют различные подходы к толкованию понятий «компетенция» и «компетентность»: в рамках первого подхода данные понятия отождествляются, в рамках второго - они разделяются. В соответствии со вторым подходом «компетенция» выступает в виде предметной области, в которой индивид хорошо ориентируется и готов выполнять деятельность, тогда «компетентность» может быть рассмотрена в виде интегрированного качества личности, которое представляет результат обучения и воспитания выпускника, демонстрирует в какой степени он готов выполнять деятельность в определенных областях (компетенциях) [10].

Божко Е.М. и Ильнер А.О. в рамках своего исследования компетентностного подхода в России и за рубежом, говорят о наличии четырех различных подходов к изучению компетенций: поведенческого, функционального, многомерного и целостного [12, с. 3-4].

Ряд исследователей отмечают, что понятия «компетенция» и «компетентность» могут быть описаны следующими психологическими характеристиками: направленностью личности (мотивацией, ценностными ориентациями и т. п.), способностью преодоления стереотипов, чувствованием проблем, проявлением проницательности, гибкостью мышления, самостоятельностью, целеустремленностью, волевыми качествами. Но здесь следует отметить, что компетентность предполагает, что человек обладает опытом в совокупности с его личным отношением к содержанию и к предмету деятельности.

Принято выделять общие компетенции, которые выступают в качестве универсальных способов деятельности, позволяющих выпускнику включиться в социально-трудовые отношения. Данные компетенции характеризуются надпрофессиональным характером и проявляются в виде следующих качеств личности: самостоятельности, умения принимать ответственные решения, постоянное обновление знаний, гибкость мысли, хорошо развитая диалогическая речь, различные способы коммуникации [13].

Профессиональная компетентность

https:// mir-nauki. com

На ряду с общими компетенциями выделяют профессиональные компетенции, которые выступают в виде готовности и способности специалиста рационально выполнять свою деятельность в соответствии с профессиональными целями и задачами, предъявляют к нему требования быть способным самостоятельно организовать и решать возникающие задачи и проблемы, а также проводить самооценку результатов своей деятельности. Овладевая данными способностями, выпускник становится наиболее востребованным и конкурентноспособным на рынке труда.

Проблема профессиональной компетентности поднимается в трудах отечественных ученых, исследующих ее содержание и структуру в различных областях деятельности, особенности психологических, педагогических, методических, социальных факторов и условий ее формирования и развития (Л.И. Анциферова, В.А. Болотов, Ю.В. Варданян, Е.Н. Волкова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур и др.) [14; 15].

Зарубежные исследователи также занимаются изучением данной проблематики, но они акцентируют свое внимание на социальных ценностях и социальных качествах, которые необходимы современному специалисту, в том числе рассматривается коммуникативная компетентность, как важная составляющая современного специалиста (Г. Московиц, Р.Л. Оксфорд, Р.С. Скарселла, Е. Тароне и др.) [16-19]. Р. Уайт и Дж. Макклеланд в своих исследованиях пытаются выявить свойства личности, на основе которых можно определить предрасположенность человека к успеху, что позволит работодателям подбирать сотрудников

Грэм Читхэм и Джефф Чиверс разрабатывают модель компетенций, в которой они обозначают наличие функциональных, личностных, познавательных, этических и мета-компетенций, которые касаются уже не только какой-то профессиональной области, но и охватывают базисные знания и характеристики [20]. Появляются так называемые «трансверсальные» компетенции, которые важны не только для отдельного человека, но и для всего сообщества, т. к. могут быть применимы в различных сферах жизнедеятельности не только профессионалов, но и обычных граждан, студентов, рабочих, пожилых людей и т. д. [21]. Эти компетенции образуют три группы, в которые входят когнитивные, социальные и личностные компетенции.

К сожалению, в психолого-педагогической литературе нет единого определения профессиональной компетентности. Часть исследователей рассматривают ее в качестве готовности и способности действовать в определенной сфере деятельности; понятия, способного отразить уровень готовности будущего специалиста успешно осуществлять деятельность в выбранной профессии, и одновременно успешно функционировать в обществе, учитывая ценности личного, социального и общественного характера (И.М. Власова), это такая объединяющая характеристика человека, которая одновременно совмещает в себя как деловые качества, так и способности специалиста [22].

А.А. Алдашева выделяет следующие основные подходы к изучению профессиональной компетентности: деятельностный, личностно-деятельностный, акмеологический, социологический.

Одним из важных моментов исследования компетентности является изучение ее структуры. При этом сама компетентность и ее структура, согласно зарубежным исследователям, образуются в результате соответствия различным основам образования. Так, формирование профессионально-методической компетентности связано с такой основой образования, как «учиться знать»; деятельностной компетентности - «учиться делать»; личностной - «учиться быть»; социально-коммуникативной - «учиться жить вместе» [23].

[4; 8].

Отечественные исследователи в структуре компетентности отмечают наличие знаний, умений и навыков, а также одна часть исследователей рассматривает возможность присоединения сюда способностей, личностных качеств, готовности к деятельности1, а другая - творческой деятельности, стиля мышления, этических норм, ценностных установок, навыков рефлексии и прогнозирования, коммуникативных способностей2.

А.М. Новиков среди различных компонентов компетентности выделяет непрофессиональные компоненты, что позволяет рассматривать ее как качество личности, которое выступает в виде ресурса устойчивости в постоянно меняющихся профессиональных обстоятельствах и позволяет лучше исполнять профессиональные обязанности [24].

Дж. Равен выделил три вида компетентности:

• когнитивная - система ценностей, причем ценности могут быть представлены, как ценностями личности, так и ценностями общества, умение самостоятельно выбирать стратегии поведения;

• аффективная - то, как человек воспринимает и что он ожидает от требований социума, какую роль он себе отводит в данной структуре;

• волевая - адекватное понимание принципов взаимоотношений с другими людьми, в основу построения которых входят определенные стандарты либо эталоны поведения [25].

Основная идея концепции Дж. Равена заключается в том, что проявление и развитие компетентности возможно только тогда, когда деятельность представляет для человека определенный интерес, благодаря этому автор рассматривает эти компоненты в виде «мотивированных способностей» [25].

Интересен подход С. Пэрри, рассматривающего процесс развития профессиональной компетентности, как процесс прохождения человеком нескольких ее уровней (этапов). Так им были выделены следующие этапы формирования профессиональной компетентности:

• новичок - это человек, который только входит в сферу своей профессиональной деятельности;

• адепт - человек, уже обладающий определенным профессиональным опытом;

• профессионал - человек, который выполняет свою деятельность на высшем профессиональном уровне [26, с. 48-50].

Психологические составляющие профессиональной компетентности

Психологические и социологические исследования, занимающиеся изучением компетентности, говорят о ее полиструктурности и многокомпонентности. Проведенный теоретический анализ позволяет нам утверждать, что профессиональную компетентность можно рассматривать, как интегральную характеристику деятельности субъекта, которая проявляется на технологическом и надпрофессиональном уровнях активности [27].

1 Атласова, О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / О.М. Атласова. - Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования. - СПб., 1995. - 18 с.

2 Бондарева, Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Бондарева. - Волгогр. гос. пед. ун-т. -Волгоград, 2005. - 30 с.

Психологическая характеристика профессиональной компетентности технологического уровня будет содержать цели, задачи, опыт, компетенции и результаты деятельности, при этом концептуальная модель деятельности представляет это в виде важнейшего внутреннего средства (одного из компонентов психологической структуры) деятельности, которое возможно сформировать только во время длительных занятий и тренировок. Концептуальная модель содержит знания, которые могут быть получены в ходе специального обучения, сведения, которые накапливаются во время трудовой деятельности, а также понимание задач и мотивов данной деятельности, умение увидеть к чему могут привести правильные либо неправильные решения, и быть готовым к принятию решений в нестандартных ситуациях. Важнейшее место отводится «жизненному опыту субъекта труда» [10]. Надпрофессиональный уровень профессиональной компетентности характеризуется интересами, ценностями, содержанием нравственно-этических представлений личности, ее мировоззрения и ожиданий, которые выступают в виде базовых свойств Я-концепции.

Социально-экономическая компетентность, как часть профессиональной компетентности

Основываясь на вышеизложенном и поддерживая мнение ряда ученых (М.В. Ивина, А.В. Костина, М.Т. Слинкина, М.Н. Трумина), мы можем заключить, что социально-экономическая компетентность выступает в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности. Она играет важное значение в процессе развития профессионального поведения, когда навыки индивида, имеющие отношение к экономическим отношениям, достигают уровня автоматизма, и индивид может проявлять гибкость поведения даже в неопределенных ситуациях. Таким образом, социально-экономическая компетентность способствует развитию экономических качеств личности, которые оказываются необходимы в процессе ее социализации.

Назарова О.Н. рассматривает социально-экономическую компетентность, как структурную единицу, входящую в экономическую культуру профессионала, что позволяет представить ее как сочетание социальных ценностей и норм, которые влияют на процесс оптимизации экономического поведения [28]. Большой интерес представляет определение социально-экономической компетентности А.А. Кондрух, который рассматривает ее в качестве интегрированного качества личности, структура которого включает ценностно-мотивационные компетенции, которые развиваются в процессе самообразования личности и ее включенности в конкурентную образовательную среду, что позволяет в практической профессиональной деятельности проявлять способность и быть готовым к использованию накопленных знаний и опыта, что в свою очередь приводит к активизации профессиональной мобильности специалиста3.

Следует отметить, что процесс развития социально-экономической компетентности у студентов зависит не только от усвоения ее основных составляющих, но и от процесса развития личностных качеств (инициативности, предприимчивости, экономичности, ответственности).

Современным организациям и предприятиям необходимы специалисты, которые способны проанализировать и оценить экономическую деятельность предприятия, а также спроектировать и реализовать системные меры, которые позволят улучшить и усовершенствовать определенные показатели в благоприятную сторону. Это те требования и ожидания, которые предъявляет общество к современным выпускникам.

3 Кондрух А.А. Формирование социально-экономической компетентности студента вуза как фактор профессиональной мобильности: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.А. Кондрух. - Челябинск, 2013. 184 с.

Таким образом, в качестве психологических характеристик социально-экономической компетентности мы выделим ее компоненты, развитие которых в процессе профессиональной подготовки будет способствовать ее целостности [29]:

• мотивационно-ценностный - включает в себя мотивы овладения экономическими знаниями и умениям, понимание их ценности в экономической сфере для реализации себя в социуме как профессионала и личности, способствует устойчивому интересу к экономическому аспекту выбранной профессии;

• интеллектуально-когнитивный - включает сформированную систему знаний, которыми обладает экономическая наука, способствует проявлению умений грамотно анализировать экономические аспекты профессиональной деятельности, а также формирует представление, с помощью каких способов можно применить полученные знания в практической деятельности;

• деятельностный - включает развитые умения и навыки, позволяющие адекватно применять теоретические знания как в сфере профессии, так и в личной жизни;

• рефлексивный - включает развитые умения проводить анализ, корректировку, осмысление собственной деятельности с позиции ее экономической эффективности, а также устремленность личности к собственному саморазвитию.

Развитие данных компонентов дает возможность выпускнику при реализации собственной профессиональной деятельности, проявлять экономическую состоятельность, конкурентоспособность, активность, востребованность, успешность в социально-экономических отношениях. Но здесь хотелось бы заметить, что несмотря на важность развития социально-экономической компетентности студентов во время их профессиональной подготовки, данная проблема не получила должного внимания. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать оптимальные условия для психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить следующее, социально-экономическая компетентность выступает важной составляющей профессиональной компетентности студента, которая зависит от того, на каком уровне находится экономическое развитие современного общества. Она предполагает, что современный выпускник активно участвует в рыночных отношениях, проявляя высший уровень своего профессионализма и личностного развития. В качестве психологических характеристик социально-экономической компетентности можно выделить ее компоненты: мотивационно-ценностный, интеллектуально-когнитивный, деятельностный, рефлексивный. Основываясь на обозначенных компонентах социально-экономической компетентности должны строиться основные направления психологического сопровождения процесса развития социально-экономической компетентности студентов в процессе профессионального образования. В качестве условий такого сопровождения могут выступить: доверительность отношений, учет ценностных ориентаций и устремлений самого студента, его психологических и социальных особенностей. Анализ и осмысление результатов такого психологического сопровождения поможет студентам автономно определить новые цели профессиональной и личностной самореализации в рыночных условиях с учетом полученного опыта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрова Н.В., Коняева Е.А., Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А. Инновационная деятельность при формировании профессионально-педагогической компетентности студентов вуза [Текст] / Н.В. Быстрова, Е.А. Коняева, Ю.М. Царапкина, С.А. Цыплакова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. - № 61-4. - С. 48-51.

2. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Тюмина Н.С., Сергеева Д.С. Проектирование учебной деятельности студентов вуза [Текст] / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Н.С. Тюмина, Д.С. Сергеева // Школа будущего, 2018. - № 1. - С. 97-103.

3. Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial, 1999. -Vol.23. Issue: 6. - P. 275-285.

4. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. - 1959, Vol. 66, №. 5. - Р. 297-333.

5. Hyland T. Book review of Competency Based Education and Training: A World Perspective by A. Arguelles and A. Gonczi (eds.) // Journal of Vocational Education and Training, 2001. - Vol.53. Issue: 3. - pp. 487-490.

6. Harm Biemans, Martin Mulder and others. Competence-based VET in the Netherlands: background and pitfalls // Journal of Vocational Education and Training, 2004. -Vol.56. 4. - pp. 523-538.

7. Reiss, S. Multifaceted nature of intrinsic motivation: The theory of 16 basic desires // Review of general psychology. - 2004. - Vol. 8. - No. 3. - P. 179-193.

8. McClelland D.C. Testing for Competence rather than for intelligence // American Psychologist. - 1973, Vol. 28, № 1. - Р. 423-447.

9. Антипина Л.Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса [Текст] / Л.Б. Антипина // Методист. - 2010. - № 2. - С. 39-44.

10. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

11. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 20.12.2020).

12. Божко Е.М., Ильнер А.О. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN119.pdf.

13. Филатова О.Н., Быстрова Н.В., Васильева Н.В., Дюжакова Д.А. Роль педагога профессионального обучения в реализации профессиональных стандартов [Текст] / О.Н. Филатова, Н.В. Быстрова, Н.В. Васильева, Д.А. Дюжакова // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 57-7. - С. 222228.

14. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] // Высшее образование в России. - 2005. - №4. - С. 23-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

https:// mir-nauki. com

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28. 29.

Oxford R.L. Language Learning Strategies. What Every Teacher Should Know / R.L. Oxford. - New York: Newbury House, 1990.

Tarone, E. Some thoughts on the notion of communicative strategy / E. Tarone // TESOL Quarterly. - 1981. - № 15. - P. 285-295.

Scarcella R.C., Oxford R.L. The Tapestry of Language Learning: The Individual in the Communicative Classroom. - Boston (Mass.): Heinle & Heinle Publishers, 1992. -228 p.

Hymes D. Competence and Performance in Linguistic Theory / R. Huxley & E. Ingram (Eds.). Language Acquisition: Models and Methods. - London, N.Y.: Academic Press, 1971. - XIV, 311 p.

Cheetham G., Chivers G. The reflective (and competent) practitioner: a model of professional competence which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches. - Journal of European Industrial Training. - 1998. -Vol. 22 Issue: 7. - PP. 267-276. - https://doi.org/10.1108/03090599810230678 (дата обращения 19.12.2020).

Delamare Le Deist, F. & Winterton, J. What is competence? [Электронный ресурс] // Human Resource Development International. - 2005. - Vol. 8. - No. 1. - P. 27-46. -Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/partners/763-2009-10-08-14-08-22 (дата обращения 19.12.2020).

Трофименко М.П. Профессиональная компетентность и ее место в подготовке будущих педагогов [Текст] / М.П. Трофименко // Среднее профессиональное образование, 2010. - № 8. - С. 11-14.

Delors, J. The treasure within: Learning to know, learning to do, learning to live together and learning to be. What is the value of that treasure 15 years after its publication? [Электронный ресурс] // International Review of Education. - Springer, 2013. - Jan 1. - Vol. 59. - Iss. 3. - P. 319-330. - Режим доступа: https://ezproxy.urfu.ru:4262/10.1007/s11159-013-9350-8 (дата обращения 17.12.2020).

Новиков А.М. Методология образования [Текст] / Новиков А.М. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.

Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. [Текст] / Д. Равен. - М.: Когито-центр, 2002. - 396 с. Parry S.B. The quest for competencies: competence studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study // Training, 1996. - № 3. Алдашева А.А. Профессиональная компетентность: понятие и структура [Текст] / А.А. Алдашева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №4 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalnaya-kompetentnost-ponyatie-i-struktura (дата обращения: 15.12.2020).

Рогова Д.Б., Тащиян И.Н. Формирование экономических компетенций студентов в ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж [Текст] / Д.Б. Рогова, И.Н. Тащиян // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 57-61.

Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Госельбах О.И. Формирование социально-экономической компетенции у студентов вуза [Текст] / Н.В. Быстрова, С.Н. Казначеева, О.И. Госельбах // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2019. - №4 (38). С. 5-10.

Agirbova Dinara Mugazovna

North-Caucasus state academy, Cherkessk, Russia E-mail: agirbova35@mail.ru

Shmel'kova Tat'yana Sergeevna

North-Caucasus state academy, Cherkessk, Russia E-mail: tanyashm@mail.ru

Chotchaeva Anisat Kyamalovna

North-Caucasus state academy, Cherkessk, Russia E-mail: anisat.chotchaeva.02@mail.ru

Psychological characteristics of the university students' socio-economic competence

Abstract. The socio-economic transformations of Russian society require new standards from the education system in the specialists' training. A modern graduate must-have new competencies that will allow them to fulfill themselves in the professional and personal spheres. One of these competencies is socio-economic competence. The article is devoted to the domestic and foreign studies analysis that studies the competence-based approach in education problems. The article discusses various approaches to defining the concepts of "competence" and "competence". The authors distinguish between the concepts of "competence" and "competence", describing their differences.

The article describes general and professional competence, examines the types of competence (cognitive, affective, volitional), stages of the professional competence formation (beginner, adept, professional), examines the professional competence psychological characteristics. The authors believe that social and economic competence is the most important professional competence component. It contributes to the economic qualities development of the individual, which are necessary for their socialization process in the professional and personal spheres.

The authors conclude that such socio-economic competence structural components as motivational-value, intellectual-cognitive, activity-oriented, reflexive can be considered as its psychological characteristics that ensure the integrity of the socio-economic competence development.

Socio-economic competence psychological characteristics identification allows us to outline the main psychological support directions for the students' socio-economic competence development in the process of vocational education. The most important conditions for such support can be: trust in relations, taking into account the value orientations and aspirations of the student himself, his psychological and social characteristics.

Keywords: competence; competence-based approach; competence components; professional competence; socio-economic competence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.