Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая психология / педагоги / педагогическая деятельность / саморазвитие личности / личность педагога / профессиональная направленность личности / мотивация деятельности / удовлетворенность трудом / pedagogical psychology / teachers / pedagogical activity / personal self-development / personality of the teacher / professional orientation of the individual / motivation of activity / job satisfaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна

Динамика обновления требований общества к профессиональной педагогической деятельности актуализирует задачу научных исследований психологических характеристик, формирование которых будет способствовать саморазвитию педагогов в профессии. Это позволит выявить и развить ресурсы личности педагога как посредника между нарастающим информационным потоком современного мира и обучающимися. Значимым вызовом для современного педагога становится поддержание баланса при передаче предметных знаний и формировании ценностной перспективы обучающихся, что ставит перед ним задачу поиска психологических основ для саморазвития в профессиональной деятельности. Целью исследования стало изучение профессиональной направленности личности педагогов, их удовлетворенности трудом и мотивации деятельности как психологических характеристик саморазвития педагога в профессии. Материал получен в ходе интернет-опроса 839 педагогов, осуществляющих свою деятельность в образовательных организациях разного уровня (детские сады, школы, колледжи, вузы, учреждения дополнительного образования) и проживающих в 11 субъектах Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью пакета диагностических методик, оформленных в сервисе Яндекс.Формы. Это методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (С. Л. Братченко), опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршева), методика для диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. А. Реана). Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. Диагностика показала, что профессиональная направленность личности педагогов, принявших участие в исследовании, характеризуется сформированностью и представленностью в своей структуре всех ключевых аспектов педагогической деятельности, респонденты имеют высокий уровень удовлетворенности своим трудом, отмечается приоритет внутренних мотивов, которые определяют ориентацию на саморазвитие в профессии. В результате сравнительного анализа проявления этих феноменов у педагогов, работающих в образовательных организациях разного уровня, обнаружено, что психологические характеристики саморазвития в профессии проявляются в специфике профилей типов профессиональной направленности личности и мотивации, что связано с особенностями контингента обучающихся, задач обучения, воспитания и развития, а также применяемых методов, методик и технологий педагогической деятельности. В результате обработки эмпирических данных было статистически подтверждено, что у педагогов среднего общего образования наблюдается более низкий по сравнению с другими участниками исследования уровень внутренней мотивации и интегральный показатель удовлетворенности трудом, что может быть проявлением профессиональной усталости, эмоционального выгорания. У педагогов дошкольных образовательных организаций обнаружена более высокая выраженность показателя внешней отрицательной мотивации, которая связана с критикой со стороны руководства и коллег, а также с рисками дисциплинарных взысканий, что может вызывать повышение тревожности и самоконтроля. Регрессионный анализ позволил экспериментально установить отсутствие связи между удовлетворенностью педагогов своим трудом и материальным стимулированием, карьерным ростом, констатацией заслуг. При этом выделены вероятные предикторы, обуславливающие удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью как ключевое условие саморазвития в профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минюрова Светлана Алигарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS SELF-DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE PROFESSION

The dynamics of updating society's requirements for professional pedagogical activity actualizes the task of scientific research of psychological characteristics, the formation of which will contribute to the self-development of teachers in the profession. This will make it possible to identify and develop the re-sources of the teacher’s personality as an intermediary between the growing information flow of the modern world and students. Maintaining a balance in the transfer of subject knowledge and the formation of the value perspective of students becomes a significant challenge for the modern teacher, sets him the task of constant self-development in professional activities. The aim of the study was to study the professional orien-tation of the personality of teachers, their satisfaction with work and motivation of activity as psychological characteristics of the teacher’s self-development in the profession. The material was obtained during an online survey of 839 teachers who carry out their activities in educational organizations of various levels (kindergartens, schools, colleges, universities, institutions of additional education) and live in 11 subjects of the Russian Federation. Empirical data was collected using a package of diagnostic techniques designed in the Yandex.Forms service. These are the methodology “Assessment of the professional orientation of the teacher’s personality” (S. L. Bratchenko), the questionnaire “Integral job satisfaction” (A. V. Batarsheva), a technique for diagnosing the motivation of professional activity (K. Zamfir, modification by A. A. Rean). The obtained data were processed using methods of mathematical and statistical analysis. The diagnosis showed that the professional orientation of the personality of the teachers who took part in the study is characterized by the formation and representation in their structure of all key aspects of pedagogical activi-ty, the respondents have a high level of satisfaction with their work, the priority of internal motives is noted, which determine the orientation towards self-development in the profession. As a result of a comparative analysis of the manifestations of these phenomena among teachers working in educational organizations of different levels, the psychological characteristics of self-development in the profession are manifested in the specifics of the profiles of types of professional orientation of personality and motivation, which is as-sociated with the peculiarities of the contingent of students, the tasks of training, education and develop-ment, as well as the methods used, methods and technologies of pedagogical activity. As a result of pro-cessing empirical data, it was statistically confirmed that teachers of secondary general education revealed a lower level of internal motivation and an integral indicator of job satisfaction compared to other study participants, which may be a manifestation of professional fatigue, professional burnout. Teachers of pre-school educational organizations have a higher severity of the indicator of external negative motivation, which is associated with criticism from management and colleagues, as well as the risks of disciplinary penalties, which can cause increased anxiety and self-control. Regression analysis allowed us to experi-mentally establish the absence of a link between teachers’ satisfaction with their work and financial incen-tives, career growth, and recognition of merit. At the same time, probable predictors are identified that de-termine the satisfaction of teachers with professional activities as a key condition for self-development in the profession.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИИ»

УДК 37.015.31

ББК Ю969 ГРНТИ 14.07.03 Код ВАК 5.8.7

Минюрова Светлана Алигарьевна,

SPIN-код: 5021-0424

доктор психологических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия,

г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: rector@uspu.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая психология; педагоги; педагогическая деятельность; саморазвитие личности; личность педагога; профессиональная направленность личности; мотивация деятельности; удовлетворенность трудом

АННОТАЦИЯ. Динамика обновления требований общества к профессиональной педагогической деятельности актуализирует задачу научных исследований психологических характеристик, формирование которых будет способствовать саморазвитию педагогов в профессии. Это позволит выявить и развить ресурсы личности педагога как посредника между нарастающим информационным потоком современного мира и обучающимися. Значимым вызовом для современного педагога становится поддержание баланса при передаче предметных знаний и формировании ценностной перспективы обучающихся, что ставит перед ним задачу поиска психологических основ для саморазвития в профессиональной деятельности. Целью исследования стало изучение профессиональной направленности личности педагогов, их удовлетворенности трудом и мотивации деятельности как психологических характеристик саморазвития педагога в профессии. Материал получен в ходе интернет-опроса 839 педагогов, осуществляющих свою деятельность в образовательных организациях разного уровня (детские сады, школы, колледжи, вузы, учреждения дополнительного образования) и проживающих в 11 субъектах Российской Федерации. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью пакета диагностических методик, оформленных в сервисе Яндекс.Формы. Это методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (С. Л. Братченко), опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршева), методика для диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. А. Реана). Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. Диагностика показала, что профессиональная направленность личности педагогов, принявших участие в исследовании, характеризуется сформированностью и представленностью в своей структуре всех ключевых аспектов педагогической деятельности, респонденты имеют высокий уровень удовлетворенности своим трудом, отмечается приоритет внутренних мотивов, которые определяют ориентацию на саморазвитие в профессии. В результате сравнительного анализа проявления этих феноменов у педагогов, работающих в образовательных организациях разного уровня, обнаружено, что психологические характеристики саморазвития в профессии проявляются в специфике профилей типов профессиональной направленности личности и мотивации, что связано с особенностями контингента обучающихся, задач обучения, воспитания и развития, а также применяемых методов, методик и технологий педагогической деятельности. В результате обработки эмпирических данных было статистически подтверждено, что у педагогов среднего общего образования наблюдается более низкий по сравнению с другими участниками исследования уровень внутренней мотивации и интегральный показатель удовлетворенности трудом, что может быть проявлением профессиональной усталости, эмоционального выгорания. У педагогов дошкольных образовательных организаций обнаружена более высокая выраженность показателя внешней отрицательной мотивации, которая связана с критикой со стороны руководства и коллег, а также с рисками дисциплинарных взысканий, что может вызывать повышение тревожности и самоконтроля. Регрессионный анализ позволил экспериментально установить отсутствие связи между удовлетворенностью педагогов своим трудом и материальным стимулированием, карьерным ростом, констатацией заслуг. При этом выделены вероятные предикторы, обуславливающие удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью как ключевое условие саморазвития в профессии.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Научно-методическое обеспечение комплексной модели профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях образовательной среды» в 2024 году.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Минюрова, С. А. Психологические характеристики саморазвития педагога в профессии / С. А. Минюрова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 36-46.

Miniurova Svetlana Aligarievna,

Doctor of Psychology, Professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS SELF-DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE PROFESSION

KEYWORDS: pedagogical psychology; teachers; pedagogical activity; personal self-development; personality of the teacher; professional orientation of the individual; motivation of activity; job satisfaction

© Минюрова С. А., 2024

ABSTRACT. The dynamics of updating society's requirements for professional pedagogical activity actualizes the task of scientific research of psychological characteristics, the formation of which will contribute to the self-development of teachers in the profession. This will make it possible to identify and develop the resources of the teacher's personality as an intermediary between the growing information flow of the modern world and students. Maintaining a balance in the transfer of subject knowledge and the formation of the value perspective of students becomes a significant challenge for the modern teacher, sets him the task of constant self-development in professional activities. The aim of the study was to study the professional orientation of the personality of teachers, their satisfaction with work and motivation of activity as psychological characteristics of the teacher's self-development in the profession. The material was obtained during an online survey of 839 teachers who carry out their activities in educational organizations of various levels (kindergartens, schools, colleges, universities, institutions of additional education) and live in 11 subjects of the Russian Federation. Empirical data was collected using a package of diagnostic techniques designed in the Yandex.Forms service. These are the methodology "Assessment of the professional orientation of the teacher's personality" (S. L. Bratchenko), the questionnaire "Integral job satisfaction" (A. V. Batarsheva), a technique for diagnosing the motivation of professional activity (K. Zamfir, modification by A. A. Rean). The obtained data were processed using methods of mathematical and statistical analysis. The diagnosis showed that the professional orientation of the personality of the teachers who took part in the study is characterized by the formation and representation in their structure of all key aspects of pedagogical activity, the respondents have a high level of satisfaction with their work, the priority of internal motives is noted, which determine the orientation towards self-development in the profession. As a result of a comparative analysis of the manifestations of these phenomena among teachers working in educational organizations of different levels, the psychological characteristics of self-development in the profession are manifested in the specifics of the profiles of types of professional orientation of personality and motivation, which is associated with the peculiarities of the contingent of students, the tasks of training, education and development, as well as the methods used, methods and technologies of pedagogical activity. As a result of processing empirical data, it was statistically confirmed that teachers of secondary general education revealed a lower level of internal motivation and an integral indicator of job satisfaction compared to other study participants, which may be a manifestation of professional fatigue, professional burnout. Teachers of preschool educational organizations have a higher severity of the indicator of external negative motivation, which is associated with criticism from management and colleagues, as well as the risks of disciplinary penalties, which can cause increased anxiety and self-control. Regression analysis allowed us to experimentally establish the absence of a link between teachers' satisfaction with their work and financial incentives, career growth, and recognition of merit. At the same time, probable predictors are identified that determine the satisfaction of teachers with professional activities as a key condition for self-development in the profession.

ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation "Scientific and methodological support for a comprehensive model for the prevention of emotional burnout of teachers in the educational environment" in 2024.

FOR CITATION: Miniurova, S. A. (2024). Psychological Characteristics Self-Development of a Teacher in the Profession. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 36-46.

B1

г

(ведение. Саморазвитие педагога в ) профессии - это осознанный процесс изменения самого себя, направленный на формирование психологических характеристик, которые соответствуют постоянно обновляющимся требованиям общества к профессиональной педагогической деятельности и становятся стратегией личностного развития. Педагоги создают будущее, воспитывают новые поколения, помогая обучающимся не просто получать знания по какому-то учебному предмету, а обучают рассуждать, отстаивать собственную позицию, уважать мнение других людей, используя опыт, полученный на занятиях. Это актуализирует задачу изучения психологических характеристик, формирование которых будет способствовать расширению границ саморазвития педагогов в профессиональной деятельности.

В отечественной психологии и педагогике активно разрабатываются теоретико-методологические, концептуальные, технологические основы саморазвития педагогов [1; 13]. Как отмечают исследователи, про-

блема определения факторов, условий, механизмов, при которых осуществляется переход человека к сознательному саморазвитию, является одной из центральных в комплексе наук о человеке. Последовательное изучение этого вопроса содействует созданию методик и технологий личностно-профессионального развития педагогов, применение которых в образовательной практике поможет обучающимся в определении собственных траекторий самоопределения и самореализации [8].

Активно изучаются структура, компонентный состав личностного и профессионального саморазвития [16]. Так, определяя подходы к моделированию процесса саморазвития педагога и проектированию индивидуальных профессионально-развивающих траекторий в интегративной образовательной среде, исследователи рассматривают мо-тивационный, проектировочный, деятель-ностно-практический, рефлексивный, эмоционально-волевой компоненты [17]. Учеными выделяются личностные характеристики, которые обеспечивают процесс из-

менения человеком самого себя. В результате многолетних теоретико-эмпирических исследований Л. М. Митиной разработана концепция профессионального развития личности, в которой рассмотрены интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гибкость) [8-10]. Анализируя саморазвитие в контексте самотрансценденции личности как совокупность базовых (уже сформированных) и латентных (нуждающихся в развитии) качеств личности, обеспечивающих возможность ее поступательного развития, авторы выделяют такие характеристики, как рефлексивность, открытость, убежденность в самоэффективности, самодетерминированность и др. [2].

Мы придерживаемся позиции, что одной из актуальных задач на современном этапе является изучение профессиональной направленности личности педагогов, которая оказывает существенное влияние на саморазвитие, успешность формирования профессионально значимых компетенций. Традиционно профессиональная направленность рассматривается исследователями преимущественно в контексте выбора педагогической профессии, его осознанности и обоснованности. Профессиональная направленность определяется как интегративное свойство личности, которое основывается на ее отношении к избранной профессии; как иерархия устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; как совокупность социально значимых и профессионально важных качеств личности, в том числе их интеграция, готовность индивида к постоянному профессиональному росту, в том числе к поиску оптимальных приемов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности; как психологический механизм профессионального самосознания и развития личности, включающий ценности либо его мотивацию, самоактуализацию, а также осознанное отношение к себе и труду; как устойчивое образование личности, выражающееся в системе потребностей и мотивов, находящихся в приоритете, и воплощающееся в профессиональных целях, которые находятся в установках и активности по их достижению [3].

В последние годы акцент смещается на рассмотрение профессиональной направленности личности педагога через призму ключевых компетенций, которыми должен обладать современный учитель для того, чтобы соответствовать постоянно развивающейся образовательной практике. Мы придерживаемся представления о том, что профессиональная направленность личности педагога проявляется в значимости для него ключевых аспектов педагогической деятельности в единстве обучения, воспита-

ния и развития. В условиях постоянно увеличивающегося потока информации, который существенно влияет на выстраивание образовательного процесса в современных образовательных организациях, важно поддерживать развитие педагогических компетенций, направленных на ориентацию обучающихся в информационном поле. Это важно как для организации процесса обучения предметным знаниям по учебным дисциплинам, так и в процессе формирования ценностных перспектив обучающихся. Одной из ключевых задач является также ориентация педагога на развитие своих умений выстраивать ответственное сотрудничество и взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, их родителями, коллегами, социальными партнерами.

Особое внимание исследователи уделяют изучению мотивации саморазвития в профессии. Выявляется совокупность побуждающих к саморазвитию условий, анализируется соотношение разных групп мотивов [11]. Мы разделяем точку зрения о высокой значимости для саморазвития человека в профессии внутренней мотивации, которая связана непосредственно с содержанием деятельности, а не побуждается внешними обстоятельствами.

Исследователи подчеркивают важность изучения в контексте условий, способствующих саморазвитию в профессии, удовлетворенности трудом, которая рассматривается как эмоционально-оценочное отношение личности к работе и ее условиям [12]. Так, в модели, предложенной Т. Ю. Ивановой, Е. И. Рассказовой и Е. Н. Осиным, выделяются структурные компоненты удовлетворенности трудом, мотивирующие на саморазвитие: социальные (престижность организации и профессии), организационные (оплата труда, политика руководства, социально-психологический климат в коллективе) и личностные (актуальные - удовлетворенность содержанием и процессом профессиональной деятельности, успехами и достижениями в труде, служебным положением; потенциальные - возможности личностного развития, построения карьеры, самореализации) параметры профессионально-трудовой деятельности. В качестве психологических факторов удовлетворенности трудом авторы рассматривают многообразные индивидуально-личностные характеристики человека: внутреннюю трудовую мотивацию, отдельные личностные черты и комплексные личностные факторы (локус контроля, самоэффективность, профессиональную Я-концепцию, позитивную аффективность и др.) [4]. Мы придерживаемся позиции, что удовлетворенность тру-

дом является одним из значимых предикторов, выступающих в качестве прогнозирующего параметра направленности человека на саморазвитие в профессии.

В настоящее время появляются отдельные исследования, посвященные выявлению особенностей саморазвития педагогов на разных этапах профессиональной деятельности [5; 6]. Также появляются работы, ориентированные на изучение специфики направленности на саморазвитие представителей разных уровней образования [7]. Мы считаем это перспективным для того, чтобы вырабатывать дифференцированные подходы к пониманию условий саморазвития педагогических работников в разных образовательных организациях.

Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога является одним из условий обеспечения качества образовательного процесса, достижения целей обучения и воспитания, а также способствует удовлетворенности трудом самого специалиста. В связи с этим важно уделять пристальное внимание этому аспекту и осуществлять систематический мониторинг ключевых феноменов, оказывающих наиболее вероятное влияние на готовность педагога к развитию собственных профессиональных компетенций, в качестве которых могут быть рассмотрены профессиональная направленность личности педагога, мотивация деятельности и удовлетворенность трудом.

В связи с этим цель данной статьи -изучение профессиональной направленности личности педагогов, их удовлетворенности трудом и мотивации деятельности как психологических характеристик саморазвития педагога в профессии.

Для достижения поставленной цели сформулировано несколько исследовательских вопросов:

1. Какие особенности профессиональной направленности личности педагогов, уровня удовлетворенности трудом и мотивации деятельности определяют психологические характеристики саморазвития педагога в профессии?

2. Существует ли специфика проявления этих феноменов у педагогов, работающих в образовательных организациях разного уровня?

3. Каковы вероятные предикторы, обуславливающие направленность педагогов на саморазвитие в профессии?

Методы исследования. В исследовании приняли участие 839 педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в организациях дошкольного, среднего общего, среднего профессионального, высшего, дополнительного образования. Средний возраст респондентов -

45,8 лет (б = 12,5), педагогический стаж -20,68 лет (б = 13,47) из них 94,8% женщин, 5,2% мужчин. Сбор эмпирических данных осуществлялся дистанционно, с помощью пакета диагностических методик, оформленных в сервисе Яндекс.Формы.

Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (С. Л. Братченко) направлена на измерение значимости для педагога отдельных аспектов педагогической деятельности: направленность на содержание преподаваемых учебных предметов, на просвещение и популяризацию знаний, трансляцию общекультурных и общечеловеческих ценностей, склонность к организаторской деятельности, потребность в общении. Методика состоит из четырех основных шкал («направленность на предмет», «интеллигентность», «организованность», «общительность») и дополнительной шкалы («мотивация одобрения»), определяющей степень социальной желательности ответов [15].

Опросник «Интегральная удовлетворенность трудом» (А. В. Батаршева), направлен на выявление показателей по восьми субшкалам (интерес к работе; удовлетворенность достижениями в работе; удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками; удовлетворенность взаимоотношениями с руководством; уровень притязаний в профессиональной деятельности; предпочтение выполняемой работы высокому заработку; удовлетворенность условиями труда; профессиональная ответственность) и включает общий показатель удовлетворенности профессиональной деятельностью [18].

Методика для диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Зам-фир, модификация А. А. Реана) выявляет представленность показателей внутренней мотивации (для личности имеет значение деятельность сама по себе) и внешней мотивации (стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности). При этом внешняя мотивация дифференцируется на положительную (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.) и отрицательную (наказание, угроза увольнения и т. п.) [14].

Полученные данные были обработаны с помощью методов математико-статистического анализа данных, для подсчетов использовалась статистическая программа SPSS: частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, регрессионный анализ (множественная линейная регрессия с последовательным исключением предикторов).

Результаты исследования и их обсуждение. Для ответа на первый исследовательский вопрос были проанализированы

полученные показатели, характеризующие типы профессиональной направленности личности педагогов, их удовлетворенность трудом и мотивацию деятельности.

Анализ выраженности показателей, отражающих типы профессиональной направ-

ленности личности педагога, показывает, что средние значения по всем шкалам превысили установленный в методике порог, что свидетельствует об их достаточной выраженности у респондентов (рис. 1).

Интеллигентность 6,33

Предметность 4,52

Организованность 5,28

Общительность 4,90

,00 1,00 2,00 3,00 4,00 5,00 6,00 7,00

Рис. 1. Гистограмма средних значений показателей профессиональной направленности личности педагогов

Наибольшие значения получены по показателю «Интеллигентность», который отражает ориентацию педагога на просвещение и популяризацию знаний, трансляцию общекультурных и общечеловеческих ценностей. Наименьшая выраженность у показателя «Предметность», который отражает направленность педагога на организацию образовательной деятельности обучающихся по конкретному учебному предмету.

Интегральный (суммарный) показатель удовлетворенности трудом у участников исследования преимущественно высокий (85,7% от всех опрошенных), средний уровень продемонстрировали 11,9% выборки, и только 2,4% опрошенных указали на то, что не получают удовольствия от своей работы.

Мотивационный комплекс профессиональной деятельности выстроен по средним значениям выборки и может быть охарактеризован как оптимальный (рис. 2). Это отражает следующую представленность со-

отношения между собой трех видов мотивации: значения показателей внутренней мотивации выше значений показателей внешней положительной мотивации, а те, в свою очередь, выше значений показателей внешней отрицательной мотивации. Соответственно, такие меры, как критика со стороны руководства и коллег, угроза дисциплинарных взысканий, штрафов, увольнений и иных санкционных мер, обладают слабым стимулирующим потенциалом. Материальное вознаграждение, возможность карьерного роста и публичное признание заслуг значимы для педагогических работников, но при этом не являются приоритетными. Для участников исследования характерна выраженная ориентация на саморазвитие и самореализацию в педагогической деятельности, их стимулирует то, что они получают удовлетворение от процесса и результатов работы.

Внешняя отрицательная мотивация

3,60

Внешняя положительная мотивация

3,84

Внутренняя мотивация 4,32

3,20 3,40 3,60 3,80 4,00 4,20 4,40

Рис. 2. Гистограмма средних значений показателей профессиональной мотивации педагогов

Таким образом, можно констатировать, что профессиональная направленность личности педагогов, принявших участие в исследовании, характеризуется сформиро-ванностью и представленностью в своей

структуре всех ключевых аспектов педагогической деятельности, респонденты имеют высокий уровень удовлетворенности своим трудом, отмечается приоритет внутренних мотивов, которые определяют ориентацию

на саморазвитие в профессии.

Решение второго исследовательского вопроса осуществлялось посредством сравнительного анализа подгрупп участников, выделенных на основании их профессионального статуса - работы в образовательных организациях разного уровня: дошкольные учреждения (ДОУ), учреждения общего среднего образования (Школы), учреждения среднего профессионального

образования (СПО), высшего образования (ВО) и дополнительного образования (ДО).

По типам профессиональной направленности личности педагога сходство профилей наблюдается во всех подгруппах. Для педагогов всех уровней образования характерна приоритетность направленности на воспитание и развитие ценностной сферы обучающихся, при этом обнаружены некоторые особенности (рис. 3).

Интеллигентность

Предметность

Организованность

Общительность

6,13

6,43

6,49

,00 1,00 2,00 3,00 4,00

ДО ВО СПО ■ Школа ДОУ

5,00

6,00

7,00

Рис. 3. Гистограмма средних значений показателей профессиональной направленности личности педагогов с разным профессиональным статусом

Максимальная оценка по шкале «Интеллигентность» установлена в подгруппе респондентов из образовательных организаций среднего общего образования, что характеризует тип профессиональной направленности «Учитель-интеллигент или просветитель». Представители этого типа отличаются принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализацией себя посредством профессиональной деятельности, передачей обучающимся образцов нравственности и духовности.

Максимальная оценка по шкале «Предметность» обнаружена в подгруппе респондентов из учреждений высшего образования, что характеризует тип профессиональной направленности «Учитель-предметник». Представители этого типа твердо уверены в необходимости и высокой значимости предметных знаний. Для них характерна ориентация на воспитание обучающихся средствами изучаемого предмета, путем изменения восприятия ими научной картины мира, привлечения к работе в кружках, проектных группах и т. п.

Максимальная оценка по шкале «Орга-

низованность» выявлена у представителей дошкольных образовательных учреждений, что характеризует тип профессиональной направленности «Учитель-организатор ». Для этого типа свойственны стремления быть лидером не только у детей, но и во всем педагогическом коллективе, транслировать свои личностные особенности преимущественно в ходе проведения внеучеб-ных мероприятий, поэтому результат педагогических воздействий, скорее всего, обнаруживается в сфере сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины.

Максимальная оценка по шкале «Общительность», что характеризует тип профессиональной направленности «Учитель-коммуникатор», получена у представителей учреждений среднего профессионального образования. Этот тип направленности отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, ориентацией воспитательных воздействий на поиск механизмов совместимости с обучающимся через нахождение точек соприкосновения в

личной жизни, что оказывает наибольшее влияние на изменения именно в «бытовом» повседневном поведении обучающихся.

Профиль типов профессиональной направленности личности для представителей подгрупп с разным профессиональным статусом отражает специфику образовательных организаций разного уровня в связи с особенностями контингента обучающихся, уровня их подготовки, задач обучения, воспитания и развития, а также применяемых педагогами методов, методик и технологий на данном уровне образования.

Для представителей дошкольных образовательных учреждений, образовательных организаций среднего общего образования, учреждений дополнительного образования характерны следующие профили: «Учитель-интеллигент или просветитель», «Учитель-организ атор », «Учитель-коммуникатор », «Учитель-предметник». Для представителей образовательных учреждений среднего профессионального образования характерны профили «Учитель-интеллигент или просветитель», «Учитель-коммуникатор», «Учитель-организатор», «Учитель-предметник». У представителей образовательных учреждений высшего образования выявлены профили «Учитель-интеллигент или просветитель», «Учитель-организатор», «Учитель-предметник», «Учитель-коммуникатор». Следует отметить, что во всех подгруппах

наблюдается смещение акцентов в плоскость решения задач развития и воспитания обучающихся через общение в ходе организации внеучебных мероприятий по сравнению с ориентацией на предметные знания. Организация образовательного процесса через возможность реализации задач воспитания обучающихся средствами изучаемого учебного предмета, через их привлечение к работе в научных кружках, проектных группах - значимая перспектива для педагогической деятельности.

Интегральный показатель удовлетворенности трудом, который включает такие характеристики, как интерес к работе, удовлетворенность профессиональными достижениями, удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, предпочтение выполняемой работы высокому заработку, удовлетворенность условиями труда, профессиональная ответственность, наиболее выражен у представителей образовательных учреждений среднего профессионального образования, наименее -у представителей образовательных организаций среднего общего образования.

Мотивационные профили педагогов с разным профессиональным статусом в целом похожи и могут быть отнесены к оптимальным мотивационным комплексам (рис. 4).

ДО ВО СПО Школа ДОУ

Рис. 4. Гистограмма средних значений показателей профессиональной мотивации педагогов с разным профессиональным статусом

Во всех подгруппах наиболее выражена внутренняя мотивация, это свидетельствует о том, что для участников исследования высока значимость содержания профессиональной деятельности, они направлены на саморазви-

тие и самореализацию в профессии. При этом у представителей разного уровня образования выявлены некоторые особенности.

Внешняя положительная мотивация, которая отражает побуждающую силу мате-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риального вознаграждения, возможностей карьерного роста, публичного признания заслуг, по сравнению с другими подгруппами менее всего выражена у педагогов образовательных организаций среднего общего образования. Следует обратить внимание, что в этой подгруппе выявлены также более низкие по сравнению с другими участниками исследования уровень внутренней мотивации и интегральный показатель удовлетворенности трудом. Возможно, это проявление некоторого отчуждения от профессии, профессиональной усталости, эмоционального выгорания.

Внешняя отрицательная мотивация, которая проявляется в том, что значительное влияние на побуждение к деятельности оказывает критика со стороны руководства и коллег, а также угроза дисциплинарных взысканий, штрафов, увольнений и иных санкций, оказалась наиболее выражена по сравнению с другими подгруппами у педа-

гогов дошкольных образовательных организаций. Возможно, это связано с повышенной тревожностью данной категории участников исследования, их ориентацией на высокую значимость внешней оценки деятельности. Также это можно объяснить высокими рисками профессиональной деятельности в дошкольных учреждениях в связи с необходимостью обеспечения безопасности детей, повышенной включенностью внешних инстанций и родителей в контроль за строгим соблюдением регламентов.

Для обнаружения достоверности выявленных различий был использован непараметрический критерий Н-Крускалла-Уоллиса, применяемый для нескольких независимых выборок (табл. 1). Основанием выбора данного критерия стали разное количество респондентов в изучаемых подгруппах, отсутствие соответствия распределения нормальному закону в части из них.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа показателей у педагогов с разным профессиональным статусом

Показатель Н- Крускалла-Уоллиса Уровень значимости Средний ранг

ДОУ Школа СПО ВО ДО

Внешняя отрицательная мотивация 17,904 0,001 457,80 413,01 311,93 363,30 342,24

Удовлетворенность трудом 11,556 0,021 422,69 405,00 558,38 444,92 479,79

Статистическая обработка показала достоверность представленности более высоких значений показателя внешней отрицательной мотивации у педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также более высокого значения интегрального показателя оценки удовлетворенности своим трудом у педагогов учреждений среднего профессионального образования и наименьшей выраженности этого показателя у школьных педагогов.

Для ответа на третий исследовательский вопрос, связанный с определением вероятных предикторов, обусловливающих

удовлетворенность профессиональной деятельностью и направленность на саморазвитие педагогов в профессии, был проведен регрессионный анализ (табл. 2, зависимая переменная - суммарный показатель удовлетворенности трудом) и сформирована статистически достоверная регрессионная модель.

Отметим, что процент объясненной дисперсии достаточно высок (27,3%), что предполагает встречаемость выявленных закономерностей чуть более чем у четверти опрошенных от всей выборки.

Таблица 2

онного анализа

Параметры модели Параметры предикторов

Б- критерий, Б Уровень значимости модели, р Общая объясненная дисперсия, И2 Наименование предиктора Стандартизированный коэффициент регрессии, бета Уровень значимости бета, р

51,945 0,000 27,3% Общительность (профессиональная направленность) 0,194 0,000

Организованность (профессиональная направленность) 0,131 0,000

Предметность (профессиональная направленность) 0,204 0,000

Интеллигентность (профессиональная направленность) 0,089 0,005

Внутренняя мотивация 8,929 0,000

Внешняя отрицательная мотивация -2,149 0,032

В результате выполненного анализа можно констатировать, что высокая удовлетворенность трудом и направленность на саморазвитие в профессии характерны для педагогов при проявлении профессиональной направленности, которая определяет в качестве приоритета передачу знаний по учебным предметам, формирование научной картины мира у обучающихся, а также организацию воспитательной, просветительской деятельности при выстраивании коммуникации со всеми субъектами образовательного процесса, принятии на себя ответственности за свою профессиональную деятельность, значимость содержания которой имеет для них ведущее значение. При этом внешняя критика, угроза дисциплинарных мер обладают слабым стимулирующим потенциалом.

Интересен факт, что из модели оказался исключен (статистически недостоверен) показатель внешней положительной мотивации. Это указывает на то, что связь между удовлетворенностью педагогов своим трудом, с одной стороны, и материальным стимулированием, карьерным ростом, констатацией заслуг, с другой стороны, не выражена. Полученный результат свидетельствует в пользу поддержки двухфакторной теории мотивации (Ф. Герцберг), согласно которой выделяются две группы факторов влияния: гигиенические факторы и факторы-мотиваторы [19]. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, руководством и подчиненными; статус; заработная плата; способности руководителя; уровень контроля; условия труда; стабильность рабочего места. Эти факторы не мотивируют, а просто предотвращают недовольство и поддерживают существующий статус работников, но ухудшение этих факторов вызывает неудовлетворенность трудом. Ко второй группе факторов относятся:

достижение целей; признание; интересное содержание труда; самостоятельность и ответственность; личностная самореализация. Это мотиваторы, стимуляторы эффективного труда, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень стремления работников к достижению поставленных целей, к повышению эффективности деятельности и саморазвитию в профессии.

Выводы. Выполненное исследование особенностей профессиональной направленности личности педагогов, их мотивации деятельности и удовлетворенности трудом позволяет определить психологические характеристики саморазвития педагога в профессии.

У педагогов, работающих в образовательных организациях разного уровня, психологические характеристики саморазвития в профессии проявляются в специфике профилей типов профессиональной направленности личности и мотивации, что связано с особенностями контингента обучающихся, задач обучения, воспитания и развития, а также применяемых методов, методик и технологий педагогической деятельности.

В качестве вероятных предикторов, обусловливающих удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью как ключевое условие их саморазвития в профессии, выступают характеристики профессиональной направленности личности педагогов, которые отражают представленность ключевых аспектов педагогической деятельности (предметное содержание учебных дисциплин, воспитательная и просветительская работа с обучающимися, общение, взаимодействие и сотрудничество со всеми субъектами образовательного процесса), приоритет внутренних мотивов деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы саморазвития личности: психолого-педагогический аспект : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Марийский государственный университет. - Чебоксары : МарГУ, 2022. - 264 с. - Текст : непосредственный.

2. Афанасенкова, Е. Л. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности / Е. Л. Афанасенкова, Н. Н. Васягина. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 2. - С. 10-30. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37055521 (дата обращения: 09.06.2024).

3. Веретенникова, В. Б. О профессиональной направленности личности студентов - будущих педагогов / В. Б. Веретенникова, О. Ф. Шихова, Н. В. Телегина. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47669981 (дата обращения: 09.06.2024).

4. Иванова, Т. Ю. Структура и диагностика удовлетворенности трудом: разработка и апробация методики / Т. Ю. Иванова, Е. И. Рассказова, Е. Н. Осин. - Текст : электронный // Организационная психология. - 2012. - Т. 2, № 3. - С. 2-15. - URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012--3/62021308.html (дата обращения: 09.06.2024).

5. Козилова, Л. В. Психолого-педагогические основы профессионального развития педагога в условиях образовательной среды / Л. В. Козилова. - Текст : непосредственный // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : монография / В. В. Акиндинов, Д. С. Александрова, З. В. Баишева [и др.] ; под общей редакцией И. И. Ивановской. - Петрозаводск : Новая наука, 2020. -С. 100-111.

6. Козилова, Л. В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов : монография / Л. В. Козилова. - Петрозаводск : Новая Наука, 2020. - 160 с. - Текст : непосредственный.

7. Козилова, Л. В. Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды / Л. В. Козилова. - Текст : электронный // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. - С. 106-121. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34752 (дата обращения: 09.06.2024).

8. Митина, Л. М. Личностно-профессиональное развитие педагога: современное осмысление и инновационная практика / Л. М. Митина. - Текст : электронный // Вестник практической психологии образования. - 2022. - Т. 19, № 2. - С. 9-19. - URL: https://www.elibrary.ra/item.asp?id=49595918 (дата обращения: 09.06.2024).

9. Митина, Л. М. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека / Л. М. Митина, Г. В. Ми-тин. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 3. - С. 90-100. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43159666 (дата обращения: 09.06.2024).

10. Митина, Л. М. Учитель будущего: новые научные подходы, матрицы компетенций, ресурсы развития / Л. М. Митина, И. И. Осадчева, Г. В. Митин. - Текст : электронный // Вестник практической психологии образования. - 2023. - Т. 20, № 4. - С. 43-56. - DOI: https://d0i.0rg/10.17759/bppe.2023200404.

11. Овчарова, Т. Н. Профессиональное саморазвитие человека как эволюция его субъектного потенциала / Т. Н. Овчарова, А. О. Овчаров. - Текст : электронный // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2018. - № 1 (49). - С. 43-53. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=32777965 (дата обращения: 09.06.2024).

12. Плотникова, Н. Н. Жизнестойкость личности как ресурс удовлетворенности трудом педагогов / Н. Н. Плотникова. - Текст : электронный // Грани познания. - 2020. - № 2 (67). - С. 24-29. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=42776143 (дата обращения: 09.06.2024).

13. Профессионально-личностное саморазвитие : учебно-методическое пособие / Л. В. Волкова. - М. : РГУ нефти и газа, 2022. - 150 с. - URL: https://www.gubkin.ru/faculty/humanities/ chairs_and_departments/philosophy_and_technologes/files/pls_met_posobie.pdf (дата обращения: 09.06.2024). - Текст : электронный.

14. Реан, А. А. Психология изучения личности : учебное пособие / А. А. Реан. - СПб. : Издательство Михайлова В. А., 1999. - 288 с. - Текст : непосредственный.

15. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие / Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 527 с. - Текст : непосредственный.

16. Тулькибаева, Н. Н. «Акме-стратегия» профессионального саморазвития как аспект технологии саморазвития личности / Н. Н. Тулькибаева, О. А. Суйкова. - Текст : электронный // Вестник ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. - № 4. - С. 231-249. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bobzbh (дата обращения: 09.06.2024).

17. Ушаков, А. А. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды: теория и технология / А. А. Ушаков. - М. : Мир науки, 2020. - 164 с. - Текст : непосредственный.

18. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Институт Психотерапии, 2002. -490 с. - Текст : непосредственный.

19. Чупрякова, А. Г. Практическое применение методики определения структуры мотивации Ф. Герц-берга на предприятии / А. Г. Чупрякова, А. А. Степанов. - Текст : непосредственный // Экономика и управление: современные тенденции : сборник статей / Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары : Среда, 2019. - С. 61-66.

REFERENCES

1. Aktual'nye voprosy samorazvitiya lichnosti: psikhologo-pedagogicheskii aspekt [Current Issues of Personal Self-Development: Psychological and Pedagogical Aspect]. (2022). Cheboksary, MarGU. 264 p.

2. Afanasenkova, E. L., Vasyagina, N. N. (2019). Samorazvitie i samorealizatsiya pedagogicheskikh rabot-nikov v professional'noi deyatel'nosti [Self-Development and self-Realization of Teaching Staff in Professional Activities]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 2, pp. 10-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=37055521 (mode of access: 09.06.2024).

3. Veretennikova, V. B., Shikhova, O. F., Telegina, N. V. (2021). O professional'noi napravlennosti lichnosti studentov - budushchikh pedagogov [On the Professional Orientation of the Personality of Students - Future Teachers]. In Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. No. 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=47669981 (mode of access: 09.06.2024).

4. Ivanova, T. Yu., Rasskazova, E. I., Osin, E. N. (2012). Struktura i diagnostika udovletvorennosti trudom: razrabotka i aprobatsiya metodiki [Structure and Diagnostics of Satisfaction Labor: Development and Testing of Methods]. In Organizatsionnaya psikhologiya. Vol. 2. No. 3, pp. 2-15. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2012--3/62021308.html (mode of access: 09.06.2024).

5. Kozilova, L. V. (2020). Psikhologo-pedagogicheskie osnovy professional'nogo razvitiya pedagoga v usloviyakh obrazovatel'noi sredy [Psychological and Pedagogical Foundations of Professional Development of a Teacher in an Educational Environment]. In Akindinov, V. V., Aleksandrova, D. S., Baisheva, Z. V. et al. Sos-toyanie, problemy i perspektivy razvitiya sovremennogo obrazovaniya: monografiya. Petrozavodsk, Novaya nauka, pp. 100-111.

6. Kozilova, L. V. (2020). Sovremennye obrazovatel'nye sredy iproblemy professional'noi samorealizatsii pedagogov [Modern Educational Environments and Problems of Professional Self-Realization of Teachers]. Petrozavodsk, Novaya Nauka. 160 p.

7. Kozilova, L. V. (2020). Professional'noe samorazvitie prepodavatelya pedagogicheskogo vuza v usloviyakh transformatsii obrazovatel'noi sredy [Professional Self-Development of a Teacher at a Pedagogical University in the Conditions of Transformation of the Educational Environment]. In Pedagogika i prosveshchenie. No. 4, pp. 106-121. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34752 (mode of access: 09.06.2024).

8. Mitina, L. M. (2022). Lichnostno-professional'noe razvitie pedagoga: sovremennoe osmyslenie i inno-vatsionnaya praktika [Personal and Professional Development of a Teacher: Modern Understanding and Innovative Practice]. In Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. Vol. 19. No. 2, pp. 9-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49595918 (mode of access: 09.06.2024).

9. Mitina, L. M., Mitin, G. V. (2020). Psikhologicheskii analiz problemy marginalizma, prokrastinatsii, vyu-chennoi bespomoshchnosti kak bar'erov lichnostno-professional'nogo razvitiya cheloveka [Psychological Analysis of the Problem of Marginalism, Procrastination, Learned Helplessness as Barriers to Personal and Professional Development of a Person]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. Vol. 25. No. 3, pp. 90-100. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43159666 (mode of access: 09.06.2024).

10. Mitina, L. M., Osadcheva, I. I., Mitin, G. V. (2023). Uchitel' budushchego: novye nauchnye podkhody, matritsy kompetentsii, resursy razvitiya [Teacher of the Future: New Scientific Approaches, Competency Matrices, Development Resources]. In Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. Vol. 20. No. 4, pp. 43-56. DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200404.

11. Ovcharova, T. N., Ovcharov, A. O. (2018). Professional'noe samorazvitie cheloveka kak evolyutsiya ego sub"ektnogo potentsiala [Professional Self-Development of a Person as the Evolution of His Subjective Potential]. In Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. No. 1 (49), pp. 4353. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32777965 (mode of access: 09.06.2024).

12. Plotnikova, N. N. (2020). Zhiznestoikost' lichnosti kak resurs udovletvorennosti trudom pedagogov [Personal Resilience as a Resource Satisfaction with the Work of Teachers]. In Grani poznaniya. No. 2 (67), pp. 2429. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42776143 (mode of access: 09.06.2024).

13. Volkova, L. V. (2022). Professional'no-lichnostnoe samorazvitie [Professional and Personal Self-Development]. Moscow, RGU nefti i gaza. 150 p. URL: https://www.gubkin.ru/faculty/humanities/chairs_and_ departments/philosophy_and_technologes/files/pls_met_posobie.pdf (mode of access: 09.06.2024).

14. Rean, A. A. (1999). Psikhologiya izucheniya lichnosti [Psychology of Personality Study]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Mikhailova V. A. 288 p.

15. Rogov, E. I. (1995). Nastol'naya knigaprakticheskogo psikhologa v obrazovanii [Handbook of a Practical Psychologist in Education]. Moscow, VLADOS. 527 p.

16. Tulkibaeva, N. N., Suikova, O. A. (2019). «Akme-strategiya» professional'nogo samorazvitiya kak aspekt tekhnologii samorazvitiya lichnosti ["Acme-strategy" of Professional Self-Development as an Aspect of Personality Self-Development Technology]. In Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. No. 4, pp. 231-249. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=bobzbh (mode of access: 09.06.2024).

17. Ushakov, A. A. (2020). Lichnostno-professional'noe samorazvitie pedagoga v usloviyakh integrativnoi obrazovatel'noi sredy: teoriya i tekhnologiya [Personal and Professional Self-Development Teacher in an Inte-grative Educational Environment: Theory and Technology]. Moscow, Mir nauki. 164 p.

18. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., Manuilov, G. M. (2002). Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-Psychological Diagnostics Development of Personality and Small Groups]. Moscow, Institut Psikhoterapii. 490 p.

19. Chupryakova, A. G., Stepanov, A. A. (2019). Prakticheskoe primenenie metodiki opredeleniya struktury motivatsii F. Gertsberga na predpriyatii [Practical Application of the Methodology for Determining the Structure of Motivation of F. Herzberg at an Enterprise]. In Ekonomika i upravlenie: sovremennye tendentsii: sbornik statei. Cheboksary, Sreda, pp. 61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.