Раздел V
Проблемы развития одаренности детей дошкольного возраста
УДК 159.928.22
Л.Б. Вяткина Психологические характеристики и видовое многообразие одаренности
Статья посвящена характеристике основных теоретических подходов к понятию одаренности, ее закономерностей, видовому многообразию и особенностям ее проявления.
Ключевые слова: одаренность, интеллектуальное развитие, виды одаренности.
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране . так и за рубежом привлекает проблема детской одаренности. ее природы . возможностей выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.
В отечественной науке проблема одаренности впервые была выдвинута в 1959 году А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубенштейном. организовавшим дискуссию и выделившим основные ее положения: разработка комплексных диагностических методик для выявления одаренности;
отбор. подбор одаренных детей; психологическая поддержка одаренных детей на уровне семьи и государства;
создание альтернативных образовательных программ . направленных на развитие способностей детей; обучение высококвалифицированных
кадров по работе с одаренными детьми;
проведение психологического ликбеза с родителями об особенностях одаренных детей [3].
Большой вклад в изучение одаренности . ее природы . закономерностей внес известный психолог Н.С. Лейтес . который связывал одаренность с более высоким темпом продвижения в деятельности , со своеобразным сочетанием способностей ребенка при достижении результата успеха. В своих исследованиях Н.С. Лей-тес выделил три категории одаренных детей:
дети с ускоренным умственным развитием характеризуются проявлением показателей интеллекта, качеств ума . опережая своих сверстников на 2-3 года (их принято называть интеллектуальными вундеркиндами);
дети обычного умственного развития . но ярко проявляющие способности к какому-либо предмету; дети обычного умственного развития . но с особым качеством отдельных психических процессов (креативность мышления. воссоздающее воображение . вербальная память и др.) [2]. Иной подход к пониманию одаренности был разработан и предложен В.Э. Чудновским. который исходил из того. что «одарен не сам по себе ум человека . одарена его личность». и предложил выделять два вида одаренности:
- учебная одаренность (в основе лежит активность в учебной деятельности);
- творческая одаренность (креативность мышления) [5].
В современной психологической науке наиболее распространенным и общепри-
© Л.Б. Вяткина . 2012 86
нятым пониманием одаренности является подход М.Д. Богоявленской. С ее точки зрения. одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики . которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных . незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].
Изучение сущностных характеристик одаренности привело к необходимости разработки проблемы ее видового многообразия (Д.Б. Богоявленская. Н.С. Лей-тес. В.С. Юркевич и др.). При всей неоднозначности подходов к разрешению данной проблемы основные критерии видов одаренности признаются большей частью исследователей.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
вид деятельности и обеспечивающие
ее сферы психики;
степень сформированности;
форма проявлений;
широта проявлений в различных
видах деятельности;
особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности) , художественно-эстетическая, коммуникативная и духовноценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены разные уровни психической организации.
Так . в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный. пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения. постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно могут быть выделены виды одаренности. В практической деятельности . в частности . можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук. интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности -лидерскую и аттрактивную одаренность. И. наконец . в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «степень сформиро-ванности одаренности» можно дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность - это
психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития. которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается . что талантливый ребенок
- это ребенок . достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как
правило . конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка . который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональ -ной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
По критерию «форма проявления» разделяют:
- явную одаренность;
- скрытую одаренность.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, зачастую не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут
отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т. п.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:
- общую одаренность;
- специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности - умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность. степень ее целенаправленности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей. Так, например, в основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и
другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т. д.
Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности. под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки . поэзии . спорта . лидерства и т. д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:
раннюю одаренность (дошкольный
возраст);
позднюю одаренность (подростковый
возраст).
Таким образом, проблема одаренности, ее видового многообразия остается
актуальной в современной педагогике и психологии. Исследования. направленные на изучение природы этого феномена, закономерностей и особенностей проявления . выделение видов. активно ведутся многими отечественными учеными.
Список литературы:
1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. 2000. № 4. С. 5-13.
2. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 13-18.
3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 25-32.
4. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических заведений / Ю.Д. Бабаева,Н.С. Лейтес; под ред. Н.С. Лейтеса. М.: Академия, 2000.
5. Чудновский В.Э. Одаренность: дар или испытание. М., 1990.