ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ДЕЙСТВИЮ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И УСТРОЙСТВ
А.В.Кормачев, С.В. Чичин
Омская академия МВД России
Под “напряженной ситуацией” понимается ситуация, связанная с обращением сотрудников правоохранительных органов с взрывчатыми веществами, взрывными устройствами и взрывоопасными предметами. Напряженная ситуация — это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности, коллектива особую значимость. Сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные. Напряженная ситуация, как и всякая ситуация, воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное — это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное — установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, — это возникшие, достаточно сложные для субъекта или групп людей, задачи (1).
В деятельности сотрудников милиции часто возникают напряженные ситуации. Рассмотрим классификацию напряженных ситуаций и формы реакций на них.
Установлено, что поведенческие реакции человека в экстремальных условиях, их временные характеристики, вообще психологические возможности людей — величины чрезвычайно вариативные, зависящие от особенностей нервной системы, жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности (особенно при работе со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами).
Поведение в напряженной обстановке определяется не только постоянными характеристиками человека на данный момент, но и тем осознанным или неосознанным отражением объективных факторов внешней среды, которые воздействуют на его психику. Поэтому необходимо раскрыть психологическое содержание напряженной ситуации и формы ее отражения в психике сотрудника милиции.
1. Напряженная ситуация требует осмысления распределения внимания между контролем за текущим состоянием управляемого объекта
и выработкой новой комбинации способов, приемов, действий.
2. Напряженная ситуация в своей основе есть психический раздражитель, отсюда — сила и продолжительность ее воздействия детерминированы психическим состоянием человека, его индивидуальными особенностями, подготовленностью. Напряженная ситуация по своему содержанию может быть одной и той же, а формы ее отражения в психике личности будут самыми различными.
Напряженную ситуацию можно представить как сложный комплексный раздражитель, вызывающий в основном два уровня реакций:
— приспособительные, активизирующие, ориентировочные рефлексы и автоматические акты типа навыков;
— реакций, активизирующих сложные интеллектуальные функции, которые формируют стратегию внимания между контролем за текущим состоянием управляемого объекта и за выработкой нового, адекватного ситуации, плана и способов действий.
Для оценки степени влияния напряженной ситуации используются такие показатели, как:
1. Физиологические сдвиги (вегетативные реакции).
2. Психические изменения (показатели психических процессов, определяющие успешность деятельности).
3. Изменения функционального уровня деятельности (результаты деятельности).
Сотрудник милиции сопоставляет оценку ситуаций, особенно, если это связано с мероприятиями по локализации угрозы взрыва, со своими психической готовностью, опытом, личностными возможностями. Именно эти факторы определяют силу воздействия такого раздражителя, как напряженная ситуация, при работе со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами.
Выделим три составляющие, включающие возможность противостоять напряженной ситуации:
1. Физиологическая устойчивость, обусловленная состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционными особенностями, типом нервной системы, вегетативной пластичностью).
2. Психологическая устойчивость, обусловленная профессиональной подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальными навыками действий в напряженной ситуации, наличием положительной мотивации, чувством долга и т.д.).
3. Психологическая готовность, активнодеятельное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия.
Итак, поведение и действия сотрудника правоохранительных органов в напряженных ситуациях — очень сложный процесс, в котором динамически переплетается его зависимость от информации, физиологических защитных и приспособительных реакций, подготовленности, психической устойчивости и готовности, индивидуально-психологических особенностей личности.
Так как напряженная ситуация проявляется в резком понижении уровня организованности поведения, торможении действий и движений и повышении эффективности деятельности, выделим следующие формы поведения, которые возможны при экстремальных ситуациях (2):
1. Дезорганизация поведения: импульсивные, несвоевременные действия.
Данная форма поведения может выражаться в утрате ранее выработанных навыков, в неиспользовании опыта, в упорной повторяемости ответной двигательной реакции, несмотря на отсутствие необходимости в ней. Повышение общей чувствительности в напряженной ситуации приводит нередко к снижению надежности действий.
При работе в экстремальных ситуациях со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами сотрудник милиции должен, в первую очередь, задумываться о возможном проявлении данной формы поведения. Он не только должен пройти подготовку в психологическом плане, но и иметь определенный жизненный опыт, который нарабатывается в напряженной обстановке, требующей полного контроля и осознания ответственности за собственные действия.
2. Замедленность действий.
Возникает при полной психологической неподготовленности. Происходит так называемый психологический ступор. Такая форма поведения крайне опасна при работе со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами. Возникшее оцепенение дезмобилизует все внутренние потенциалы человека, что может привести к неминуемой гибели самого работника милиции, а также окружающего его “живого” пространства.
3. Целесообразная активность.
Выражается в четком восприятии и осмысливании появившихся осложнений, правильной их оценке, повышении самоконтроля, совершении адекватных ситуации действий.
Анализ поведения в напряженных ситуациях позволяет объединить их в отдельные группы — разные по времени, содержанию, но сходные по психологической структуре. Следовательно, напряженные ситуации можно разделить на несколько групп.
— Скоропереходная напряженная ситуация. В данной ситуации деятельность протекает при очень жестком дефиците времени с максимальной психологической нагрузкой, в готовности к немедленным и организованным действиям в исключительно быстром темпе.
Для скоропереходных напряженных ситуаций характерны быстрота возникновения, неожиданность и новизна ряда ее моментов, необходимость исключительно оперативно воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения при недостатке или противоречивом характере информации, ее быстром “старении” и т.д.
Поэтому каждый сотрудник милиции, попадающий в такую ситуацию, должен проявлять гибкость в использовании своего опыта, быстро переключать внимание с одной установки на другую и, прежде всего, обладать интенсивным функционированием мышления.
Эффективность быстроты деятельности в напряженных ситуациях обеспечивается способностью психики к мгновенной актуализации, т.е. к ориентации на будущее.
— Длительная напряженная ситуация. В данной нестандартной ситуации также очень важен практический опыт деятельности в сложных условиях. Это характеризуется высокой мобилизованностью, высочайшей персональной ответственностью. Для успешного преодоления длительной напряженной ситуации сотрудник милиции должен, прежде всего, обладать высокими моральными качествами и твердыми убеждениями.
— Напряженная ситуация с элементом неопределенности. Перед сотрудником милиции встает трудноразрешимая задача выбора одного из двух противоположных, но одинаково значимых решений. Здесь есть вероятность возникновения конфликтности ситуации, при которой человек оказывается перед необходимостью выполнения своего долга, сопряженного с риском.
— Напряженная ситуация, требующая готовности к экстренным действиям. Сотруднику милиции часто приходится управлять быст-ропротекающими процессами в условиях строгого дефицита времени, что предъявляет повышенные требования к его психологическим качествам и приводит к большим психологическим перегрузкам. Иногда, наоборот, он должен контролировать процессы, которые протекают очень медленно.
— Ситуация, сочетающая неожиданность и дефицит времени. В данном случае сотруднику правоохранительных органов необходимо принять быстрое и единственно правильное решение, несмотря на неожиданность возникновения этой ситуации.
— Напряженная ситуация с поступлением ложной информации. При получении недостоверной информации сотрудник милиции, пользуясь данным источником как основным, неправильно строит свои действия, которые зачастую могут привести к печальным последствиям.
— Напряженная ситуация “доминантного состояния". Здесь рассматривается так называемая ошибка забывания. Она характеризуется несвоевременным принятием мер безопасности. Ошибочные действия типа “забывания”, как правило, возникают в ситуациях поглощенности внимания.
— Критическая ситуация. Это крайне сложная ситуация, ставящая перед личностью дилемму: поражение, психологическая капитуляция или победа. Поведение в ней выявляет не только индивидуальные, но и социально-психологические качества, мировоззрения, нравственные убеждения и взгляды человека, его адаптационные возможности.
Таким образом, напряженные ситуации имеют конкретное содержание, проявляются в соответствующих формах и могут быть представлены для изучения и анализа психологических классификаций.
Структура готовности к действиям в напряженных ситуациях при работе со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами. Психологические особенности при подготовке
Готовность — это сложное образование, в основе которого стоит личностный подход, который выделяет в ней роль психологических познавательных процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения. Чем важнее мотив и чем лучше он осознается, тем скорее создаются благоприятные условия для формирования готовности (2).
Временное состояние готовности базируется на устойчивых особенностях личности, полученном образовании, знаниях, умениях, навыках, отношении к работе.
Основными же компонентами состояния готовности в данном аспекте нашей проблематики являются:
Эмоциональный компонент.
Наблюдается очевидная связь эмоциональной настройки на старте со всеми сторонами подготовительной деятельности, в том числе — деятельности сотрудника милиции, в частности, четкое и умелое проведение инструктажа.
Интеллектуальный компонент.
Выражается в степени осмысленности предстоящей работы, сосредоточенности на ней. Хотя внешне этот компонент готовности мало заметен, о нем можно судить либо по ошибкам в подготовительной деятельности, либо по характерным жестам, имитирующим во время инструктажа выполняемые действия и операции.
Двигательный компонент.
Проявляется в характере производимых движений, их скорости, четкости, точности.
Состояние готовности имеет сложную динамическую структуру и включает следующие аспекты:
1. Мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга).
2. Ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности).
3. Операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.).
4. Волевой (самоконтроль, самомобилиза-ция, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей).
5. Оценочный (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам).
Достаточная зависимость и выраженность этих аспектов и их целостного единства — показатель высокого уровня готовности специалиста, его активности, самостоятельности, творчества в процессе деятельности.
Готовность — это первичное фундаментальное условие выполнения деятельности сотрудника милиции в экстремальных ситуациях. В создании, сохранении и восстановлении состояния готовности решающую роль играет то, что они связаны с различными сторонами личности.
Состояние готовности личности к деятельности следует понимать как сложное образование. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами существуют функциональные зависимости.
Готовность сотрудников милиции при работе со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами, в зависимости от их личностных особенностей
Прежде чем затронуть особенности личности сотрудников милиции, необходимо рассмотреть то состояние, которому подвергается каждый работник правоохранительных органов в напряженных ситуациях, в частности, работая со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами.
Нужно отметить, что возникновение опасных условий может вызвать разнообразные психологические состояния и, как следствие, не только понизить, но и дезорганизовать готовность. Последнее следует рассматривать с учетом природы таких состояний, как стресс, фрустрация, психическая напряженность.
При воздействии стрессовых стимулов на психику человека развертывание событий обычно представляет собой активную выработку адреналина и норадреналина в крови, что стимулирует работу сердца, обменных процессов (4).
Эмоциональный стресс значительно усиливается, если субъект рассматривает его как непреодолимую преграду, а свои возможности для борьбы со стрессом недооценивает.
В системе социально-психологических факторов, обусловливающих предрасположенность человека к хроническому стрессовому состоянию, важное место занимает недостаточное развитие познавательной социально-психологической компетентности.
Отрицательное влияние стресса выражается в ухудшении внимания, памяти, мышления, в скованности действий, несоразмерности или хаотичности движений.
Основные этапы формирования готовности к действию
Роль контролирующих и регулирующих функций сознания заключается в том, что они помогают своевременно учитывать и предвосхищать изменения в обстановке, четко и оперативно применять и видоизменять приемы и способы действий. Положительные эффекты стресса выражаются в активизации психики, ускорении психических процессов, гибкости мышления, улучшении оперативной памяти и т.д.
Устойчивость к стрессу, сохранение эффективности деятельности в напряженной ситуации определяются, прежде всего, высоким уровнем профессионального мастерства, направленностью личности, мотивами поведения, готовностью к активным действиям. Именно поэтому морально-психологическая подготовка к выполнению задач сотрудников милиции в экстремальных ситуациях при работе со взрывчатыми веществами и взрывчатыми устройствами, умелое руководство могут предупредить проявление крайних форм стресса, помочь квалифицированно ликвидировать трудности различного порядка.
Итак, поведение и действия человека в напряженных ситуациях — сложный процесс, в котором динамически переплетены различные его зависимости от информации, подготовленности, психической готовности и устойчивости, а также индивидуально-психологических особенностей личности (1).
Частные теории формирования в личности тех или иных психологических образований, отражающих профессиональную направленность, не в полном объеме выражают содержание профессионального квалифицированного обучения сотрудников милиции.
Процесс создания личности профессионала предполагает практическую реализацию двух аспектов:
— формирование мировоззрения личности;
— формирование профессионально значимых качеств;
Необходимо отметить, что мировоззрение формируется в деятельности. При формировании профессионала в структуре его личности первичные доминирующие позиции должны занимать профессиональные психологические образования.
Важно отметить то, что состояние готовности к действию у работников правоохранительных органов зависит от мотивов поведения, их личностных стремлений, отношения к окружающему, к предъявленным требованиям, к своим возможностям. Отсюда становится понятным, сколь важно при подготовительной работе уделять внимание вопросам мотивации поведения людей, воспитанию у них ответственного и активного отношения к поставленной задаче. Поведение личности, у которой доминирует мотив выполнить поставленную задачу, имеет такую структуру: восприятие, мышление, память, воля, чувства — вся психика избирательно ориентирована в направлении поставленной цели. В этом случае человек не будет действовать сообразно своим узколичным интересам, напротив, он способен учесть интересы коллектива, имеет четкое представление о коллективной задаче и достаточно сильное стремление к ее достижению, особенно в условиях экстремальной ситуации.
Формирование готовности к напряженным ситуациям означает образование тех необходимых мотивов, установок, опыта, придание психическим процессам и свойствам личности таких особенностей, которые обеспечивают сотрудникам милиции возможность эффективно осуществлять деятельность в этих ситуациях. Особо важна роль эмоционально-волевой устойчивости специалиста. Здесь также одним из условий является соответствие субъективных свойств, и в первую очередь — склонностей и способностей работника, характеру профессии.
Для работников милиции в напряженных ситуациях является важной психологическая готовность, благодаря которой сотрудник правоохранительных органов обладает способностью к управлению профессиональным поведением, что обеспечивает самое рациональное использование своих возможностей, своего ресурса для решения профессиональных задач.
Чаще всего, когда ставится вопрос об управлении своим профессиональным поведением, имеют в виду преодоление растерянности, умение не доходить до состояния стресса, если даже для него создаются объективные условия.
Пути формирования готовности к действиям в особых сложных условиях деятельности, в ходе обучения.
1. Вычленяемая для самостоятельного изучения часть будущей деятельности должна состоять из действий, по своей психологической структуре одинаковых с действиями, совершаемыми в реальной трудовой обстановке. Необходимо создать систему действий для тренировки внимания, восприятия, памяти и мышления, а также определить действия, с помощью которых выполняются сложные профессиональные задачи.
2. Учебная деятельность сотрудников милиции должна опираться на физическое и психологическое моделирование реальных условий деятельности.
3. Задачей является формирование не только автоматизированных действий, но и психофизиологических механизмов, которые способствуют активизации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к любой вариантности условий труда.
4. Учебная деятельность должна проходить с учетом взаимоотношений: сотрудник милиции-средство работы-процесс работы-окружа-ющая среда-конечный результат работы. При подготовке работников правоохранительных органов к действиям в экстремальных условиях важно учитывать психологическое требование “подобие” применительно к экстремальным условиям.
5. Учебная деятельность включает задачи, развивающие познавательную, регулятивную, коммуникативную функции психики. Такая постановка вопроса предполагает, что подготовка к действиям в напряженной ситуации будет обеспечивать выработку соответствующих качеств восприятия, памяти, мышления, способов принятия решения и т.д.
Формирование готовности проходит в несколько этапов:
1. Приобретение знаний, появление установок и мотивов поведения, необходимого для выполнения задачи.
2. Придание содержанию и структуре готовности соответствия с задачами и условиями их выполнения в данном виде деятельности.
3. Закрепление и упрочение готовности (упражнения, моделирования предстоящих событий, тренировки и т.д.).
4. Совершенствование готовности (самостоятельная работа, шлифовка мастерства и т.д.).
Психологическая готовность к выполнению задачи может в процессе деятельности и целенаправленного формирования переходить в качество личности.
В интересах готовности к действиям в напряженной ситуации целесообразно совершенствовать систему профессиональной ориентации молодых сотрудников, изучать профессиональную деятельность, определять ее психофизиологические требования к человеку, создавать методику совершенствования личных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиям и сложности профессиональной деятельности, особенно в правоохранительных органах.
Литература
1. Дьяченко М.И. Готовность к действиям в напряженных ситуациях. — М., 1985.
2. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1991.
3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД / Под ред. А.Ф.Караваева. — Омск, 1994.
4. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982.
СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КЛИЕНТОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Доктор психол. наук, профессор А.Н.Сухов
Рязанский институт права и экономики Минюста России
Проблема безработицы является междисциплинарной и относится к числу наиболее социально значимых. Она влияет на уровень социальной напряженности, состояние экономической, криминальной и общественной безопасности. Изучением безработицы занимаются статистика, различные отрасли экономики, социология и т.п. Что касается личностного аспекта данной проблемы, то это обстоятельство пока не стало предметом специальных исследований и прежде всего — социально-психологического анализа.
Клиентами службы занятости населения являются лица, временно утратившие работу; лица, давно утратившие работу и получившие статус безработного. Психологические особенности и тех других определяются их эмоциональной напряженностью. В свою очередь, эмоции клиентов зависят от неопределенности си-