Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ZOOM-УСТАЛОСТИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ZOOM-УСТАЛОСТИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тимченко Н.С., Тупикина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ZOOM-УСТАЛОСТИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ZOOM-УСТАЛОСТИ в ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Тимченко Н.С., Тупикина В. А.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF ZOOM-FATIGUE IN DISTANCE LEARNING

Altai State Medical University, Barnaul Timchenko N.S., Tupikina V.A.

Введение

На сегодняшний день, в связи с ослаблением режима изоляции, появилась возможность осмыслить опыт, который мы получили в условиях полного дистанционного обучения. Ведущей виртуальной образовательной платформой в Алтайском государственном университете выступает система дистанционного обучения Moodle, где все участники располагают определенным техническим функционалом, при помощи которого появляется возможность выстроить образовательный процесс. Основной недостаток состоит в том, что приходится сталкиваться с отсутствием возможности непосредственного общения. Основываясь на этом, преподавателями активно привлекались различные программы, предназначенные для организации видеоконференций, в числе которых одной из самых популярных стала платформа Zoom.

Цели исследования: Выявление психологических факторов Zoom-усталости, для дальнейшего усовершенствования процесса обучения на платформах видеоконференций. А также разработка рекомендаций, направленных на снижение воздействия выявленных неблагоприятных факторов на участников Zoom-сессий.

Материалы и методы

Для исследования был проведен опрос, включающий как открытый, так и закрытый тип вопросов. Выборка респондентов составила 67 студентов института клинической медицины, фармации и клинической психологии Алтайского государственного медицинского университета.

Результаты и обсуждение

В связи с карантинными мерами удаленная учеба оказалась идеальным решением из-за ограничения возможности посещать занятия очно. Одной из самых распространенных платформ в Алтайском государственном медицинском университете для видеоконференций стала платформа Zoom.

К достоинствам использования платформы Zoom студенты относят возможность видеть преподавателя. По мнению студентов, это играет важную роль в процессе обучения. Мимика, жестикуляция являются теми составляющими,

которые облегчают восприятие излагаемого материала. Как отмечают студенты, создается ощущение присутствия преподавателя, что не только мотивирует учащихся, но и повышает вовлеченность в образовательный процесс.

Процесс дистанционного обучения в домашних условиях гарантирует не только экономию времени и определенный комфорт. Он связан с рядом проблем: так, 49,2% студентов отмечают чувство усталости после пребывания за компьютером, в частности, после Zoom-сессий. Более половины студентов (61,2%) проводило в режиме видеоконференции около 2 часов в день и 37,3% респондентов - от 2 до 5 часов.

На вопрос: «Может ли Zoom быть единственным форматом проведения занятий в условиях дистанционного обучения?» мнения студентов, как правило, сходились в одном - в необходимости комбинирования указанной платформы с другими, более стабильными, которые могут быть полезны в образовательном процессе. Для выявления причин таких ответов необходимо обратиться к проблемам, возникающим непосредственно в процессе Zoom-сессии.

Техническая сторона возникающих проблем включает в себя неустойчивую связь, что приводит к прерыванию звука, «замораживанию» изображения веб-камеры и демонстрации экрана. Все это вызывает дискомфорт как у слушателей, так и у выступающего, что отмечают 55,2% студентов. 23,9% респондентов указывают на то, что для них представляет трудность, вновь «включиться» в образовательный процесс после возобновления связи.

Удивительными для нас стали результаты самооценки уровня стресса во время возникающих технических неполадок на Zoom-сессиях. Студентам предлагалось оценить уровень стресса по 10-бальной шкале и лишь 7,5% учащихся оценили его в 9 и 10 баллов. Здесь стоит отметить, что в силу возлагаемых надежд на смешанное обучение, включающее как дистанционный формат обучения, так и очный формат, необходимый для практических занятий, часть студентов не готова объективно судить о возможных последствиях постоянного виртуального взаимодействия.

Серьезным психологическим вызовом для студента выступает необходимость включения собственной веб-камеры. Более половины студентов (56,7%) лишь иногда испытывают дискомфорт, как правило, это обусловлено необходимостью наблюдать за собой в режиме реального времени, что усугубляется известными нам техническими неполадками. Участники видеоконференции могут испытывать состояние стрессового гипервозбуждения, вызванное чрезмерным зрительным контактом крупным планом. В отличие от личной встречи, когда участники переключаются с взгляда на выступающего на другие действия, такие как создание заметок, в Zoom все всегда смотрят на всех.

В рамках психологического аспекта примечательно то, что дом для многих из нас, до недавнего времени, ассоциировался лишь с отдыхом, комфортом и уютом, местом, где мы можем остаться наедине с собой. Последствием удаленного обучения в формате видеоконференций стало ощущение вторжения в личное пространство. Его испытывают на себе 47,8% студентов.

Объектом оживленной дискуссии стала оценка интеллектуальной нагрузки во время дистанционного обучения. Весомый процент (61,2%) респондентов отрицают факт повышенной умственной нагрузки, в то время как 32,8% говорят об обратном, мотивируя это отсутствием практики. Так, учебные дисциплины, программа которых подразумевает значительное количество практических занятий, требовали гораздо больших усилий не только при выполнении домашних заданий, но и при собеседовании на семинарах, ведь практические навыки, получаемые очно в учебных аудиториях, значительно упрощают понимание учебного материала и повышают результативность ответов на выходе.

Итак, обобщая все вышесказанное главным вопросом становится общий уровень стресса на фоне дистанционного обучения и последствий Zoom-усталости. Повышение уровня стресса заметили 84% студентов, из которых 21% отмечают его значительное нарастание.

Вывод

Современный человек сильно вовлечен в информационную интернет-среду, и наличие личного пространства приобретает все большую ценность в нашей жизни. Но когда наш дом становится площадкой не только отдыха, но и постоянного напряжения, связанного с образованием, это может привести к дисбалансу ценностных ориентиров.

Стоит отметить, что неоднозначная ситуация, связанная с ослаблением ограничений с одной стороны, и набирающая обороты апробация дистанционного обучения и цифровизации - с другой, приводят к повышению вероятности постоянного использования интернет-ресурсов в образовании. Исходя из этого, нам следует учитывать такие моменты, как строгий регламент времени проведения Zoom- конференций. Также на фоне выявленного психологического дискомфорта, обусловленного включением веб-камеры дома, рекомендуем при проведении занятия оставлять трансляцию веб-камеры только говорящего, что минимизирует напряжение остальных участников. С целью более комфортного пребывания на Zoom-сессии можно рассмотреть установку внешней веб-камеры вместо камеры ноутбука. При этом появляется возможность отрегулировать транслируемое изображение и перемещать в последующем ноутбук так, как нам удобно, не уделяя при этом излишнее внимание на изменение ракурса.

Таким образом, проведенное исследование позволяет не только выявить проблемы, связанные с Zoom-усталостью, но и разработать рекомендации для

дальнейшей работы с платформами, предназначенными для видеоконференций, и снизить возникающий ранее дискомфорт.

Список литературы

1. Баскаков Ю.А., Соболева О.М. Использование видеоконференций в учебном процессе. Казанский педагогический журнал. 2010;1 (79):128-134.

2. Шереметьева И.И. Экзогенно-органические психические расстройства и агрессивность. Психическое здоровье и безопасность в обществе. Первый национальный конгресс по социальной психиатрии, Москва, 2-3 декабря 2004 г.: научные материалы. Москва. 2004;141.

3.Wiederhold, Brenda. 2020. Connecting Through Technology During the Coronavirus Disease 2019 Pandemic: Avoiding "Zoom Fatigue". Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 23. 10.1089/cyber.2020.29188.bkw.

4. Шереметьева И.И. Экзогенно-органические поражения головного мозга у больных алкоголизмом. Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006; 1 (39): 39-41.

5. Bailenson, J. N. (2021). Nonverbal Overload: A Theoretical Argument for the Causes of Zoom Fatigue. Technology, Mind, and Behavior, 2(1). https://doi.org/10.1037/tmb0000030

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.