Научная статья на тему 'Цифровая трансформация образовательного процесса в высшей школе (по результатам исследований юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)'

Цифровая трансформация образовательного процесса в высшей школе (по результатам исследований юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клочкова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровая трансформация образовательного процесса в высшей школе (по результатам исследований юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)»

DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-349-358 КЛОЧКОВА А.В.,

кандидат социологических наук, зав. лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ, e-mail: annaklochkova 17@yandex.ru

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА)

Аннотация. Данная работа посвящена специфике перехода вуза на дистанционный формат обучения на примере юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Статья подготовлена по материалам социологического исследования «Особенности учебного процесса в вузе в условиях пандемии», проведённого в мае 2020г. Результаты исследования позволяют сделать выводы относительно основных направлений изменений в образовательной сфере в условиях пандемии, а также восприятия цифровой трансформации обучения основными участниками образовательного процесса высшей школы. В работе также обращается внимание на изменение критериев оценки качества преподавания в дистанционном режиме и перспективы внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: дистанционный формат обучения, онлайн-образование, цифровая трансформация образовательного процесса, традиционное образование, интернет-технологии, пандемия.

KLOCHKOVA A.V.,

PhD in Sociology, Head of the Social -Legal Studies and Comparative Jurisprudence Laboratory, Law Department of Lomonosov Moscow State University

DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL (BASED ON THE RESULTS OF RESEARCH BY THE LAW DEPARTMENT OF LOMONOSOV MOSCOW

STATE UNIVERSITY)

Annotation. This work is devoted to the specifics of the university's transition to a distance learning format on the example of the Law Department of Lomonosov Moscow State University. The article is based on the materials of the sociological research "Peculiarities of the educational process in the university in conditions of pandemic", conducted in May 2020. The results of the research allow making conclusions about the main directions of changes in the educational sphere in the conditions of pandemic, as well as perception of digital transformation of education by the main participants of the educational process of higher education. The work also draws attention to the change in the criteria for assessing the quality of teaching in a distance mode and the prospects of digital technologies implementation in the educational process.

Key words: distance learning format, online education, digital transformation of the educational process, traditional education, Internet technologies, pandemic.

Введение. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции экстренная цифровая трансформация высшего образования обнажила для каждого вуза свои проблемы в образовательном процессе. И, в первую очередь, они связаны не только с оснащенностью электронными средствами обучения и наличием определенного объема образовательных программ,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

доступных дистанционно, но и с уровнем готовности преподавателей и студентов к такой кардинальной перестройке учебного процесса. По данным последних опубликованных исследований, лишь 11,4% представителей профессорско-преподавательского состава с ученой степенью регулярно читали лекции или проводили конференции в дистанционном формате. Ранее никогда не

работали в онлайн-режиме 24,3%, изредка данный формат использовали 36%, периодически -28,2% преподавателей [5].

В аналитическом докладе представителей ректорского сообщества на заседании Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования «Уроки стресс-теста: вузы России в условиях пандемии» подчеркивается, что, вузовская система в целом справилась с переходом на дистанционное образование. Однако, данный переход выявил «чрезмерную жесткость и негибкость образовательного процесса вузов» и необходимость «разработки и реализации новой модели образовательного процесса» [9].

Суть определения онлайн образования в научной литературе сводится к дистанционному образовательному процессу, включающему все компоненты традиционного образования, основанному на интернет-технологиях, где взаимодействие преподавателя и обучающихся происходит на дистанции посредством видеолекций, вебина-ров, скайп-консультаций, электронной переписки, видеоконференций и т.д. Если рассматривать его преимущества, то на первый план выходит экономическая целесообразность, отмечаемая в ряде публикаций [2, 3, 4], посвященных данной проблематике. Очевидным достоинством дистанционного обучения является возможность для современного специалиста постоянно повышать профессиональную квалификацию, независимо от возраста продолжать учиться параллельно со своей профессиональной деятельностью. Помимо актуализации данного направления у профессорско-преподавательского состава появляются широкие возможности для совместительства.

Одним из достоинств является отсутствие территориальных ограничений, а, как следствие, возможность выбора своего местонахождения и преподавателем, и обучающимся. Вузы приобретают опыт участия в видеоконференциях с возможностью международного обмена информацией, и профессионального общения с коллегами, организации совместных телекоммуникационных проектов. Очевидна и более высокая технологичность обучения, использование преподавателями интернет-пространства и виртуальных коммуникаций. Эти и иные достоинства, достаточно полно раскрытые в научной литературе, не перекрывают основной недостаток дистанционного обучения. Не просто уходит на второй план, а исчезает основополагающая составляющая образования - прямой процесс обучения, предполагающий личный контакт преподавателя и студентов при передаче знаний и обучении практическим навыкам. Особенно важна эта составляющая учебного процесса для университетского образования. Так, например, юридический факультет МГУ, старей-

ший факультет Московского университета, имеющий многовековую историю, осуществляет образовательную деятельность в соответствии с девизом «Традиции и развитие». То есть университетские традиции являются фундаментом и залогом качественного юридического образования. Программой развития факультета на 2019-2023 годы предусмотрено «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность юридического образования всех видов и уровней» [8]. Но такие «изменения должны происходить плавно, на основе преемственности образовательных традиций. Планируется, что цифровая образовательная среда будет ... носить вспомогательный характер для очного обучения.» [3], в соответствии с «принципом преемственности традиций и одновременно развития методов, способов, форм осуществления образовательного процесса» [3].

Перенос обучения в дистанционный формат оказался в условиях пандемии не плавным, а экстренным, что обусловило возникновение определенных трудностей в процессе данной трансформации.

Качественные характеристики преподавания. Уровень подготовки студенческой аудитории для любого вуза, в первую очередь, зависит от наличия высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава. Важной составляющей системы управления качеством образования является оценка эффективности преподавательской деятельности, в том числе с учетом мнения обучающихся. Если до пандемии студенты оценивали лекции по лекционному материалу, который должен быть содержательным, доступным для восприятия, интересным по форме изложения, информативным. В комплекс индикаторов, отражающих качество преподавания, также могли входить такие показатели, как мастерство лектора, личная увлеченность предметом, способность вызвать у слушателей интерес к своей дисциплине [6]. При дистанционном обучении появляются новые критерии оценки, отражающие эффективность онлайн подачи информации. Так особое значение приобретает визуализация контента, способность переключать внимание с одного источника информации на другой для активизации аудитории и сохранения ее вовлеченности в лекционный процесс и др.

Лекция рассматривается студентами как возможность приобретения новых знаний, а семинар - как способ проявить свои возможности, выразить свое мнение. К критериям оценки семинарских занятий можно отнести формирование практических навыков у студентов, использование авторских методик, беспристрастность, объ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

ективность в оценке знаний. Творческий подход к ведению семинарских занятий, умение найти психологический контакт со студентами, способность стимулировать активность студентов, организовать дискуссию всегда были важны для эффективного обучения студентов, но при дистанционной форме образования они преобразуются под иной формат. Первостепенную роль начинают играть новые методики, как, например, применение различных онлайн-тренажеров по закреплению полученных знаний и отработке умений, работа в малых группах, разработка и активное внедрение в преподавательский процесс которых потребует определенного отрезка времени.

Характер взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса проявляется через активное речевое взаимодействие, а именно: беседа с преподавателем, групповое обсуждение, преобладание диалога - обмена мнениями, стимулирование умения формулировать собственные суждения, умение слушать, идти на компромиссы, совместно работать и принимать решения, и эти все компетенции преподавателя должны быть реализованы в онлайн формате. Задача не простая с учетом того, что большинство студентов (67,6%) до марта 2020 года не имело опыта обучения в дистанционном формате [1]. По данным исследования Центра стратегии развития образования МГУ им. М.В.Ломоносова (ЦСРО) совместно с кафедрой социологии РУДН, активные формы взаимодействия преподавателя и студентов в рамках онлайн ведения семинарских занятий значительно уступают пассивному обучению и контролю знаний с использованием тестов и готовых наработок [1].

Особенности учебного процесса в вузе в условиях пандемии. На юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в мае 2020 года проведено исследование с целью выявления особенностей экстренного перевода учебного процесса на дистанционный формат обучения в условиях пандемии1. Большая часть и студентов (59%), и преподавателей (66,7%) считает, что образовательный процесс с переводом на онлайн обучение стал менее эффективным. На позитивные перемены указали 15% и 8,3% опрошенных, на отсутствие каких бы то ни было изменений -22% и 25% соответственно. При этом подавляю-

1 Исследование «Особенности учебного процесса в вузе в условиях пандемии» проведено лабораторией социально-правовых исследований и сравнительного правоведения. Выборочная совокупность составила: 93 студента бакалавриата, 23 преподавателя. Метод исследования - анкетный опрос. Сбор данных проводился на платформе Google forms с помощью разработанной стандартизированной анкеты. Исследование проведено с участием с.н.с., к.с.н. Захаренко Н.А., м.н.с. Корчагиной Т.П., м.н.с. Таировой А.Т.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

щее большинство преподавателей (70%) считает, что учебный материал студентам был предоставлен в нужном объёме и без потери качества в соответствии с учебными программами курсов. Каждый третий из представителей профессорско-преподавательского состава уверен, что учебный материал не полностью донесён до студентов, тем самым подтверждая тезис о том, что образование - это процесс не только трансляции набора данных, но и выработка практических навыков, а также приобщение к ценностям, формирование мышления, что сложно достижимо в дистанционном формате.

Трудности организации работы в удаленном режиме затронули всех участников образовательного процесса. Цифровая трансформация образования привела к ряду изменений в учебном процессе, связанных с расписанием, особенностями проведения занятий, подготовки к сессии и т.д. Половина студентов (50,5%) были полностью удовлетворены поступающей информацией, связанной с учебным процессом, при этом каждый третий (37%) указал на ее недостаточность или несвоевременность, а также на проблемы с расписанием.

Самыми популярными платформами, используемыми профессорско-преподавательским составом в учебном процессе с переходом на онлайн формат являются Zoom и Skypе, что подтверждается и иными исследованиями, связанными с дистанционным образованием [1]. 80,7% семинарских и 64,5% лекционных занятий постоянно проходят на данных онлайн-платфор-мах. Выбор преподавателем платформы проведения онлайн занятий обусловлен удобством ее использования и доступностью инструментария для быстрого самостоятельного освоения.

По большинству дисциплин лекции проводятся в прямом эфире в формате видеоконференций. Об этом свидетельствуют 58% и студентов, и преподавателей. А варианты подачи материала, при которых практически отсутствует взаимодействие преподавателя со студентами (список литературы и письменные задания посредством электронной почты) используются в 17% случаев (рис.1). Данные, полученные при опросе студентов и преподавателей, также в данном вопросе полностью совпали. При этом в большинстве вузов, по результатам приведенного выше исследования, «самыми распространенными формами замещения привычного лекционного формата стали рассылка текста лекции и презентации к ней на электронную почту студентов, а также рассылка плана лекции и списка литературы для самостоятельного поиска информации и освоения материала» [1].

Рис. 1. Особенности проведения лекций при дистанционном обучении.

Полученные данные свидетельствует о том, что абсолютное большинство преподавателей Юридического факультета смогли оперативно перестроить свою работу на дистанционный формат, с оптимальным балансом сочетания онлайн занятий и письменных заданий. Однако стоит отметить, что есть и преподаватели, испытывающие сложности с освоением технических средств и программ (17%). Данное обстоятельство актуализирует необходимость обучения их работе с современными техническими средствами и программами.

Трое из четверых обучающихся (73%) на момент проведения исследования обладали всеми необходимыми ресурсами (связь, электронные устройства и приложения. Дополнительные траты при резкой трансформации образовательного процесса возникли, соответственно, у четверти студентов.

Почти каждый второй студент отметил, что в дистанционном формате обучения ему приходится более тщательно готовиться к семинарским занятиям (46%). При этом более трети опрошенных сохранила прежний ритм подготовки (37%).

Негативные факторы, связанные с цифровой трансформацией образования, респонденты отмечали чаще, чем позитивные К проблемам адаптации к новому формату обучения опрошенные, в первую очередь, отнесли технические трудности, связанные с качеством интернета и работой приложений. Недовольство обучающихся вызывает невозможность пользоваться инфраструктурой факультета и недостатки в системе информирования об изменениях в учебном процессе со стороны учебного отдела. Двое из пяти опрошенных испытывают сложности с распределением времени на обучение (рис.2).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Рис. 2. Недостатки перехода на дистанционное обучение.

В то же время соответствующая доля респондентов отмечает в качестве позитивного момента высвобождение ресурсов, затрачиваемых на дорогу, с возможностью потратить их на учебный процесс напрямую. Более трети опрошенных

оценили возможность установки для себя удобного режима обучения, каждый пятый отметил отсутствие отвлекающих факторов при внеаудиторном обучении (рис. 3).

Рис. 3. Достоинства перехода на дистанционное обучение.

Для двух из троих студентов самым негативным последствием вынужденного перехода к дистанционному обучению является усталость от частого использования электронных устройств. Более половины опрошенных рассчитывают на возможное снижение уровня требований со стороны преподавателей при прохождении итоговой аттестации. Каждому второму сложно проявлять свои возможности и показывать уровень подготовки в онлайн формате, около трети испытывают смущение при выходе в прямой эфир с помощью

камеры, около четверти отмечают, что стало скучно или неинтересно учиться (рис 4). Преподаватели прикладывают немало усилий для того, чтобы не снизить эффективность образования. Две трети из числа опрошенных отметили увеличение нагрузки (63%) при переходе на дистанционный формат, что связано, в первую очередь, с необходимостью подготовки материалов для проведения онлайн занятий (созданием презентаций, составлением и проверкой письменных заданий, использованием видематериалов и т.д.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Устаю от частого использования

6(\

ком п ь ютера/н оутбук а/пл а н шета/телефон а

Счи таю обосн ован ным возможн ое сн нжени еуровня

54,496

требовании к обучающимся

Сложнопроявнтъ свои возможности и уровень подготовки

51.1%

на ннятиях он лап н

Некоторые преподаватели немогут создать условия для

трансляции лекции (отвлекающие факторы, проблемы | 38,0%

связи), и г-за ч его слушать и* счень сложно

Испытываю смущен не при выходе в прямой эфире помощью камеры

Неощущается харизма преподавателей, занятия которых

| 30,4%

раньше привлекали большинство студентов

Стало скучно/неинтересно учиться | 23,9%

Повысилась активность на занятиях, т.к. в формате онлайн

22,8%

комфортнее проявить знания и уровень подготовки

Нравятся новые формы работы еннформацней 18,5%

Начал более ответственно относиться к учебе 16,3%

Другое 7,6%

Рис. 4. Последствия вынужденного перехода к дистанционному обучению для профессиональной подготовки студентов.

На момент проведения исследования больше всего вызывало тревогу студентов отсутствие информации о формате сессии, невозможность привычного погружения в университетскую среду и нехватка личного общения с сокурсниками и преподавателями (рис. 5). Именно поэтому

среди факторов психологического дискомфорта от перехода на дистанционное обучение подавляющее число опрошенных ставит на первое место отсутствие посещения аудиторных занятий (84,3%).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Рис. 5. Психологическая составляющая перехода на дистанционное обучение.

На факультете созданы условия для разнообразной студенческой жизни, включающей возможность участия в творческой и научной работе, в спортивных мероприятиях, апробации профессиональных навыков в юридической клинике и т.д. По полученным данным, студентами ощущается нехватка участия в творческой деятельности (32,5%), включенности в научно-исследовательскую работу (24,1%).

Как всегда остается актуальным вопрос посещаемости занятий. По данным исследования, выделено три наиболее распространенных причины пропуска занятий: технические проблемы со связью (58,0%), предпочтение других источников получения информации (29,6%) и сложность работы в непривычном формате (25,9%). По собственной оценке, с переходом на дистанционный формат обучения лишь 12% студентов стали пропускать занятия чаще. У 45% опрошенных количество пропусков не изменилось, у соответствующей доли опрошенных посещаемость даже улучшилась.

Важной составляющей профессиональной подготовки студента является работа над курсовым проектом, в ходе которой возникает необходимость взаимодействия с научным руководителем. Полученные данные свидетельствуют о том, что дистанционный формат обучения не повлиял на возможность обращаться за помощью к препо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

давателю. Двое из троих опрошенных (68%) не видят проблем со взаимодействием с научным руководителем по вопросам, связанным с курсовой работой. Около половины студентов отмечают, что стало легче получить у преподавателя консультацию по вопросам, связанным с учебой (46%).

В целом отношение студентов к дистанционным занятиям неоднозначно. Двое из пяти опрошенных полагают, что применять онлайн формат можно только в качестве дополнения к традиционному образовательному процессу. Треть респондентов кардинально отрицают дистанционные формы учебного процесса в МГУ. При этом каждый пятый считает необходимым применять дистанционные формы обучения активнее. В оценке перспектив применения дистанционной формы обучения в будущем преподаватели высказали пожелание применять данную форму в качестве дополнения в традиционной аудиторной работе (66,7%).

Что касается видов занятий, которые можно эффективно проводить в дистанционном формате, практически все эксперты высказались в пользу предэкзаменационных консультаций (83%) (Рис. 6). По мнению большинства, онлайн занятия предоставляют больше возможностей для приглашения специалистов и практиков, в том числе из других стран.

Рис. 6. Виды занятий и контроля образовательного процесса, которые можно проводить в дистанционном формате без ущерба для качества образования.

Лекции, семинарские занятия и научные кружки готовы проводить удалённо менее трети опрошенных, что подтверждает приверженность традиционным формам образования. Представители профессорско-преподавательского состава едины во мнении, что дистанционный формат менее всего пригоден для приёма экзаменов и зачётов.

Более половины преподавателей (54,2%) оценивают уровень включенности студентов в дистанционный образовательный процесс как более низкий по сравнению с традиционным аудиторным обучением. Видимо, данный фактор является одной из причин прогноза большинством преподавателей ухудшения качества подготовки студентов при удалённом режиме обучения (66,7 %). По данным нашего исследования, у каждого третьего студента уже ухудшилась успеваемость.

Выводы. Юридический факультет достаточно оперативно обеспечил в экстраординарных условиях переход на дистанционный формат образования. Психологическая перестройка на онлайн обучение участников образовательного процесса не могла произойти без негативных эффектов вследствие неожиданности и стремительности процесса. Усталость от частого использования электронных устройств, ограниченная

включенность в университетскую среду, отсутствие личного общения со студентами и преподавателями переносились обучающимися даже более остро, чем стресс, вызванный социально-экономической и эпидемиологической ситуацией в стране. В процессе адаптации к новому формату обучения значительной доле студентов приходится тратить на подготовку к занятиям больше времени по сравнению с традиционным видом обучения, сложнее проявлять свои знания и уровень подготовки в ходе онлайн занятий. Большинство преподавателей также отметили увеличение нагрузки при переходе на дистанционный формат обучения.

Часть студентов отмечает технические трудности, связанные с качеством интернета, звука, доступностью нужных сервисов и приложений, затрудняющих учебный процесс. Плохая связь является и основной причиной пропуска занятий.

Из позитивных изменений, сопутствующих цифровой трансформации образования в высшей школе, следует отметить, в первую очередь, высвобождение временных и материальных ресурсов, затрачиваемых на дорогу при традиционной форме обучения, которые можно теперь использовать на образовательный процесс напрямую. Большинство студентов не испытывает сложностей взаимодействия с преподавателями,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

а многим даже стало легче получать от преподавателей консультации по вопросам, связанным с учебным процессом или курсовым проектом.

Отношение студентов к переходу на дистанционный формат обучения нельзя назвать однозначным. Большая часть опрошенных отмечает снижение эффективности образовательного процесса, а также в целом больше минусов, чем плюсов от радикальной трансформации обучения. Каждый второй из числа опрошенных считает, что дистанционные формы занятий следует применять только в качестве дополнения к традиционным. Значительная доля студентов полагает, что подобные новшества в МГУ имени М.В. Ломоносова вообще не нужны.

Тем не менее, процесс цифровой трансформация образования уже запущен, это сегодняшняя реальность, и перспективные онлайн новации, безусловно, будут востребованы в будущем и при возвращении образовательного процесса в традиционный формат. Главной задачей в период цифровизации образовательного процесса, по мнению декана юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова А.К.Голиченкова, является «формирование такого профессора, преподавателя, научного сотрудника, который способен адаптировать традиционный контент для подачи его посредством цифровых инструментов» [3].

Предстоит серьезная работа по дальнейшей разработке и реализации наиболее эффективных методик проведения онлайн занятий, требующая, в том числе и учета мнения и предпочтений студентов, как в методической части преподавания, так и в коммуникативных ожиданиях. На сегодняшний день, лишь 15% преподавателей считают, что острая ситуация помогла освоить новые инструменты и практики онлайн-обучения, и качество образования улучшилось. Ситуация изменения способа транслирования информационно-содержательного контента в преподавательской деятельности, возможностей преподавателя в области налаживания диалога с обучающимися и соблюдения принципов объективности в оценке знаний студентов, особенно в отношении итоговой аттестации, актуализирует необходимость проведения исследований, объектом которых является взаимодействие в онлайн системе «преподаватель-студент». Результатом таких исследований должны стать рекомендации по методическому сопровождению дистанционного образования, внедрению актуальных новаций в образовательный процесс. Соответствующее современным тенденциям в области образования изменение технологий обучения должно максимально способствовать повышению конкурентоспособности высшего образования России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

Список литературы:

[1] Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности //Высшее образование в России. № 10, 2020.

[2] Вознесенская Е.В. Дистанционное обучение - история развития и современные тенденции в образовательном пространстве // Наука и школа. 2017. №1.

[3] Голиченков А.К., Воронин М.В., Есипов Н.А. Создание цифровой образовательной среды юридического вуза (на материалах Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) // Вестник Московского университета. Серия 11: Право, М. 2020, № 2.

[4] Захаренко Н.А., Клочкова А.В. Дистанционное образование в высшей школе: за и против // Вестник Московского университета. Сер.11 «Право». 2020. № 4.

[5] К знаниям с любой дистанции. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]^и https://issek.hse.ru/news/350448456.html.

[6] Клочкова А.В. Рейтинг преподавателей в оценках студентов как один из критериев качества преподавания. Право и образование. 2019. № 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Мазько А.Ю., Поповская В.Б. Новые технологии обучения (Дистанционное обучение) // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3-3.

[8] Программа развития Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 2019-2023 гг. от 20 декабря 2019 г. (протокол № 12). М., 2020.

[9] Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад Министерства науки и высшего образования РФ.2020. С. 48.[Электронный ресурс]: URL:https:// l esson_stress_test.pdf.

Spisok literatury:

[1] Aleshkovskij I. A., Gasparishvili A. T., Kruh-maleva O. V., Narbut N. P., Savina N. E. Studenty vuzov Rossii o distancionnom obuchenii: ocenka i vozmozhnosti //Vysshee obrazovanie v Rossii. № 10, 2020.

[2] Voznesenskaya E.V. Distancionnoe obu-chenie - istoriya razvitiya i sovremennye tendencii v obrazovatel'nom prostranstve // Nauka i shkola. 2017. №1.

[3] Golichenkov A.K., Voronin M.V., Esipov N.A. Sozdanie cifrovoj obrazovatel'noj sredy yuridi-cheskogo vuza (na materialah YUridicheskogo fakul'teta MGU imeni M.V. Lomonosova) // Vestnik

Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo, M. 2020, № 2.

[4] Zaharenko N.A., Klochkova A.V. Distancion-noe obrazovanie v vysshej shkole: za i protiv // Vest-nik Moskovskogo universiteta. Ser.11 «Pravo». 2020. № 4.

[5] K znaniyam s lyuboj distancii. Institut statis-ticheskih issledovanij i ekonomiki znanij (ISIEZ) NIU VSHE [Elektronnyj resurs]:URL: https://issek.hse.ru/ news/350448456.html.

[6] Klochkova A.V. Rejting prepodavatelej v ocenkah studentov kak odin iz kriteriev kachestva prepodavaniya. Pravo i obrazovanie. 2019. № 11.

[7] Maz'ko A.Yu., Popovskaya V.B. Novye tekh-nologii obucheniya (Distancionnoe obuchenie) // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2007. № 3-3.

[8] Programma razvitiya YUridicheskogo fakul'teta Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova 2019-2023 gg. ot 20 dekabrya 2019 g. (protokol № 12). M., 2020.

[9] Uroki «stress-testa». Vuzy v usloviyah pan-demii i posle nee. Analiticheskij doklad Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF.2020. S. 48.[Ele-ktronnyj resurs]: URL:https:// lesson_stress_test. pdf.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.