Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология / подростковый возраст / религия / психология подростков / религиозное воспитание / образование и воспитание в Исламе

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Муротмусаев К.Б., Махмудов Р.

Воспитание детей это очень ответственная работа. Особенно в подростковом возрасте психика детей не устойчивы. Психологическое развитие в этом периоде может сыграть главную роль в дальнейшей жизни человека. Поэтому создание комфортных условий для полноценного развития подростка очень важно. Особенно нимало важно религиозное образование и воспитание. В Исламской вере уделяется много внимания представителям обоих полов. В этой статье мы кратко рассмотрим роль рилигиозного воспитания подростков нашего времини.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Муротмусаев К.Б.

Университет Ориентал, кафедра педагогики и психологии,

к.м.н. доцент.

Махмудов Р.

Студент 4-курса совместных образовательных программ КФУ и Джикаского филиала НУУ

Аннотация: Воспитание детей - это очень ответственная работа. Особенно в подростковом возрасте психика детей не устойчивы. Психологическое развитие в этом периоде может сыграть главную роль в дальнейшей жизни человека. Поэтому создание комфортных условий для полноценного развития подростка очень важно. Особенно нимало важно религиозное образование и воспитание. В Исламской вере уделяется много внимания представителям обоих полов. В этой статье мы кратко рассмотрим роль рилигиозного воспитания подростков нашего времини.

Ключевые слова: психология, подростковый возраст, религия, психология подростков, религиозное воспитание, образование и воспитание в Исламе.

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Подростковый возраст понимают как особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. Это период от 12-лет до 18-лет. Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст».

В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания.

Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение

независимости, формирование личности, выработка планов на будущее - все это формируется именно в этом возрасте.

Именно в этот период важна роль правильного воспитания подростков. А именно роль религиозного воспитания.

Опираясь на мощь исследователей прошлого, исламские, а затем и мусульманские ученые строят недостающие элементы человеческого знания, вносят в нее собственные идеи, имеющие огромный научный потенциал, в результате которого сложилась достаточно стройная система миропонимания.

Одной из важных составляющих исламской культуры, безусловно, является ее педагогическая система. Значительный для всей цивилизации скачок и дальнейшее развитие образовательной теории и практики позволяет по аналогии назвать это время периодом исламского педагогического Ренессанса.

В исследованиях исламских ученых разрабатываются множество проблем, решение которых в действительности формирует педагогическую систему: закономерности воспитания и обучения, их принципы, цели и содержание образования, формы и методы, средства, технологии взаимодействия педагога и воспитанников, особенности педагогической деятельности.

Не случайно, один из исследователей истории педагогики Г.Н. Медынский высказал, мысль о том, что образование и просветительство на Востоке до XVII века, по сравнению с государствами Западной Европы, были на более высоком уровне, и они являлись одним из источников, из которых питались культура и философская мысль Запада.

Но, по сути, самым лучшим учителем и высшим наставником для всех мусульман, во всех сферах жизни считается пророк Мухаммед (сав). Именно он приложил много сил и упорно боролся для развития и распространения религии Ислам.

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

В каждой из сторон света свой стиль жизни, культура, традиции, и это формирует определённое воспитание и характер подрастающего поколения.

Но на родителей в исламской семье ложится ещё большая ответственность, ведь наша религия предписывает воспитывать детей в духе Ислама, независимо от того, где они проживают.

Может показаться, что в странах, где большинство жителей мусульмане, воспитывать детей безопаснее и проще, однако в наше время, когда спутниковое телевидение и интернет есть в каждом доме, становится сложным делом.

Хорошее религиозное образование, основанное на любви к своему Господу, напротив, может помочь им жить более мирной жизнью, легко и мудро справляться

с жизненными трудностями и выполнять права и обязанности всех окружающих их людей (включая самих родителей).

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Ш сказал:

¿рУи & <4Ш- ¿ь ¿ул

«Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу».

Подростковый возраст.

Особое внимание и поддержка детям нужны в подростковом возрасте. Переходя из детского мира во взрослый, подросток ещё не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому - поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Это является очень важным периодом в жизни каждого человека.

Религиозное воспитание в подростковом возрасте очень сильно влияет на психику подростка, может помочь в психологическом развитии и подготовке его к самостоятельной жизни. Религиозное воспитание делает человека богобоязненным. В свое время такой человек побоится творить зло. К примеру, он не будет глазеть на чужое добро, не будет воровать, не будет заниматься коррупцией и не будет занимать чужое место.

Имам Аль Бухари пишет в книге «Сахихи Бухари»:

Пророк Ш сказал:

«Ждите Судного дня во всём, что не доверено владельцу»

В заключении счёл уместным заглянуть в историю. По истории мы знаем, что все знаменитые люди которые внесли свой вклад в развитие цивилизации мира и развитию человечество были религиозно воспитаны. То есть, они все были в Исламской вере. К примеру, можно привести таких людей как; Ибн Сина-которого считают отцом медицины, Аль Беруний- основоположник геометрии, Аль Харезмий - создатель математики, Мирзо Улугбек-астрономия, Алишер Навоий -султан поэзии, Амир Темур - Великий полководец который завоевал пол мира и т.д. Таких примеров можно приводить бесконечно. Именно за такими предками мы должны идти. И в этом нам поможет только религиозное воспитание своих подростков.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.

2. Религия // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. — М.: Советская Энциклопедия, 1983.

3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, №2 4. 6с.

- 116 -

4. Аминов Т.М. История исламской педагогики и образования. Учебник для бакалавров по направлению. 47.03.03 Религиоведение. - Уфа: 2018. - 159 с

5. Воспитание и обучение с точки зрения мусульманских мыслителей / Колл. авторов; пер. с перс. Дж. Мирзоева. - Т. 1. - М.: Изд-во «Садра», 2016.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Муротмусаев К.Б.

Университет Ориентал Республики Узбекистан, кафедра Педагогики и психологии, доцент, к.м.н.

ТураповХ.М.

Джизакская область Бахмальский район, профессиональная школа Бахмал, преподаватель русского языка

Аннотация: В данной статье характеризуется девиантное поведение школьников. Приведены методические советы и указания, работа коррекционно-педагогическая профилактика девиантного поведения школьников.

Ключевые слова: семья, поведение, характер, девиантное поведение, психика, семейное воспитание, эмоционально - волевая сфера, внимание.

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в недавнее прошлом распространенный характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов

В настоящее время педагоги-психологи, дефектологи, психоневрологи, педиатры проявляют повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Для предотвращения развития девиантного поведения или приостановления его необходимо иметь ясное представление о нем и уметь распознавать его на ранней стадии развития. Решение проблемы девиантного поведения способствует успешному духовному и нравственному развитию общества.

Подростки с девиантным поведением не умеют самостоятельно регулировать свою жизнедеятельность и организовать своё время, у них не развито смыслообразование и целеполагание, не сформировано ценностное отношение ко времени. Поэтому следует особое внимание уделить профилактической работе с девиантами, которая должна строиться на конструктивном формировании самоорганизации времени жизни детей и подростков.

Выделяют социальные и индивидуальные проявления дезадаптации. Социальными проявлениями дезадаптации являются: - сниженная обучаемость, неспособность зарабатывать своим трудом; - хроническая или выраженная неуспешность в жизненно важных сферах (семье, работе, межличностных отношениях, сексе, здоровье); - конфликты с законом; - изоляция. К индивидуальным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.