Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМНОСТЬ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕРТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чикиева Э.Р.

Данная работа посвящена рассмотрению психологических факторов и механизмов становления виктимного поведения в подростковом возрасте. Рассмотрены виды виктимности и особенности проявлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

7. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.- 2005.-№7.-С.9-11.

УДК: 364.276-053.6

Чикиева Э.Р.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

Россия, г. Симферополь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Данная работа посвящена рассмотрению психологических факторов и механизмов становления виктимного поведения в подростковом возрасте. Рассмотрены виды виктимности и особенности проявлений.

Ключевые слова: виктимность, виктимизация, виктимное поведение, жертва.

Chikieva Elvina Rustemovna Simferopol,

«Crimean Engineering Pedagogical University» PSYCHOLOGICAL FACTORS AND MECHANISMS OF THE FORMATION OF THE COLLECTIVE BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Подростковый возраст является сложным и критическим этапом в становлении личности. Проблемы виктимности подростков на данном этапе развития общества являются актуальными, поскольку количество ситуаций несущих угрозу, обман и опасность для жизни общества увеличивается с каждым годом.

Рассматривая ситуации виктимизации подростков в школе, с целью выявления их первичной причины: в каких именно случаях ребенок является жертвой ситуации или ведущую роль развивающихся обстоятельств, а также особенности поведения самого школьника, несущие провоцирующий характер. Выявление особых ситуаций виктимности подростков, является значимым в определении отличительного подхода, ведущий к определению и рассмотрению виктимности школьников [3].

В настоящее время в психологии рассматривая конфликты криминогенных и агрессогенных ситуаций можно выделить два направления. Первый уделяет внимание на субъективные качества личности, второе направление акцентирует внимание на внешние изменения ситуации

[3].

На основе существенных ситуаций при наличии соответствующего эмоционального настроя и особенностей виктимогенных качеств присутствующих у ребенка, происходит формирование виктимного поведения, в результате которого запускается процесс виктимизации, а

именно ребенок по существу оказывается в роли жертвы. Одновременно, поведение виктимности ребенка, может выступать в качестве провоцирующего характера, так и содействующего [1].

В связи с этим в процессе виктимизации подростков участие принимают четыре основных компонента:

- индивидуально-психологические особенности личности ребенка (тревожность, конфликтность, неуверенность, страх, дерзость и т.д.).

- характерные ситуативные факторы виктимного характера (участие в драке, случайные обстоятельства и т.д.).

- особенное психоэмоциональное состояние подростка (депрессивность, фрустрация, усталость, эмоциаональная возбужденность).

- виктимогенное поведение подростка (растерянность, провоцирование драк, конфликтов, неуверенность и т.д.) [1].

Следует отметить, что главную роль в возникновении виктимного поведения, виктимных ситуаций и их развития играют ситуативные факторы. При этом совокупность всех факторов образуют сложную модель виктимизации, что только усиливает запуск и развитие процесса виктимности поведения.

Важную роль в процессе виктимизации подростков играют индивидуально-психологические особенности, специфичность поведения и психоэмоциональное состояние подростка как допустимой жертвы, без выяснения причин и обстоятельств которых не могут быть раскрыты истоки виктимизации подростка. Но не всегда причиной страданий подростков является личная их активность виктимогенного характера. Имеется категория детей, которые намерено не провоцируют конфликты относительно своей личности, не проявляют агрессию, и все же оказываются жертвами ситуаций. При данных обстоятельствах причиной является виктимность подростка, которая лежит в основе виктимного поведения.

Рассмотрим виктимность подростка как свойство его личности.

Особенности личности подростка с виктимностью следует понимать, как комплекс явлений, психологических особенностей, качеств, характеристик ребенка, содействующих его виктимизации. Таким образом виктимность представляет собой набор психологических, физических и социальные черты, которые могут привести к склонности оказаться в роли жертвы.

Существуют два типа виктимности выделяемые авторами.

- Специальная виктимность (исключительно относят психологические признаки виктимности).

- Общая виктимность (связана с возрастом, полом, социальным статусом жертвы и ролью). Несомненно, данное деление является условным, фактически сложно реализовать разделение между общими и психологическими признаками виктимности, так как перечисление исключительно психологических качеств жертвы, тем не менее будут связаны с признаками общего характера [1].

Также виктимность принято разделять на типы: личностную, ситуативную и ролевую.

Частым проявлением среди подростков является ситуативная виктимность. Так дети по собственной воле или по стечению обстоятельств являются участниками драк, негативных выходок, ситуаций, осуществляемые другими отдельными личностями в общении со сверстниками, знакомыми [2]. Следовательно, подросток, оказавшийся в нестандартной ситуации в нежелательное время и в нежелательном месте, совместно с другими участниками взаимодействия в конфликтной ситуации, может оказаться жертвой наказания, по причине наличия у ребенка признаков ситуативной виктимности.

Достаточно существенной и сложной причиной является проблема наличия у подростка личностной склонности к виктимизации. Следует отметить, что под личностной виктимностью мы понимаем индивидуально-психологические характеристики, которые в соответствующих условиях могут актуализироваться, не зависимо от места, действий или воли подростка провоцировать агрессивность социума на него. Данными качествами могут выступать как негативные: агрессивность, демонстративность, гордость, конфликтность, цинизм, так и качества, одобряемые социумом: простота, уравновешенность, мягкость и т.д.

Зачастую дети из-за неполадок в школе испытывают дискомфорт и дома. Существуют семьи, в которых родители отличаются непомерной авторитарностью, тяготением к наказаниям, результатом которых является унижение и подавление самооценки ребенка, чувства собственного достоинства, лишение благ за незначительные ошибки. Также наоборот, в семьях где отсутствует контроль, вседозволенность в полной мере, подросток в данном кругу страдает. Здесь можно говорить о семейной виктимности подростков и детей. В общей сложности необходимо отметить, что в «чистом виде» проявление того или иного типа виктимности подростка не встречаются. Зачастую мы наблюдаем сложное «наложение» нескольких видов виктимности [2].

Выводы. Таким образом, становление виктимного поведения подростков происходит на фоне конкретных ситуационных обстоятельств при наличии четырех составляющих механизма виктимизации: ситуативные факторы, виктимогенные индивидуально-психологические особенности личности, психоэмоциональное состояние, а также виктимное поведение. В зависимости от набора возрастных и индивидуальных виктимогенных свойств у подростков формируются определенные виды виктимности, детерминирующие разные виды их виктимного поведения. При этом анализ совокупности виктимогенных личностных особенностей подростков позволит, на наш взгляд, не только определить виды виктимности конкретных подростков, но и выявить пути профилактики их виктимного поведения.

Использованные источники:

1. Андронникова О. О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков / О. О. Андронникова. - Новосибирск, 2011. - 213 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых - М.: ЭКСМО, 2012. - 1008 с.

3. Ривман, Д.В. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. - СПб.: Гардарика, 2011. - 320 с.

4. Франк Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк - Душанбе, ОАО «Кафкак», 2012. - 577 с.

5. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.