УДК 159.923
Зеваева Э.Э. студент 4 курса психолого-педагогический факультет ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.
Россия, г. Симферополь МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ВИКТИМНЫХ
ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассматривается сущность виктимности как интегративного свойства личности. Проведен теоретический анализ, сформулированы определения понятий «виктимология», «виктимное поведение подростков», « психологические механизмы защиты».
Ключевые слова: Виктимность подростков, психологические механизмы защиты подростков.
Zevaeva E.E.
Studenka
4 year, Psychological and Pedagogical Faculty
GBOU VK RK
«Crimean Engineering Pedagogical University»
Russia, Simferopol Scientific adviser: К.психол.н. Zhikhareva Lilia Vladimirovna MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION IN CYCLE
ADOLESCENTS
Annotation. The article deals with the essence of victimility as an integrative property of a person. Theoretical analysis, formulated the definitions of "victimology","victim behavior of adolescents","psychological defense mechanisms."
Keywords: adolescent victimization, psychological defense mechanisms teenagers.
Научное исследование посвящено теоретическому анализу психологической детерминации проявления психологического механизма защиты у виктимных подростков. Поэтому цель работы заключается в изучении механизмов психологической защиты активизирующих виктимное поведение у детей подросткового возраста.
Данная психолого-педагогическая проблема нашла свое отражение и в наших отечественных исследованиях (О.О. Андронникова, И.Г. Малкина-Пых, М.А. Одинцова, Л.Ф. Франк, П.И. Юнацкевич и др.).
Виктимология - направление в науке, которое занимается учением, согласно которому роль пострадавшего преступления задана специфическими личностными, нравственными и характерологическими чертами, качествами жертвы [2].
В основе виктимности лежит социально-психологический механизм который основан на взаимодействии социальных (комплекс социальных условий, который обладает виктимогенным потенциалом) и индивидуально -личностных механизмов (особенности, возникающие на внутриличностном уровне).
Психологическая защита - стабилизирующая система постоянства индивида, которая направлена на удаление до минимума чувства тревожности, который связан с осознанием конфликтной ситуации [4].
Защитные механизмы первичны и бессознательны, это дает нам возможность предполагать, что в результате использования деструктивных защит и копингов может формироваться и осуществляться виктимное поведение.
Анализируя психолого-педагогические факты о виктимизации подросткового возраста можно сказать, что они являются абсолютно неизученными и неисследованными, так как в этом аспекте они не исследовались по причине высокого уровня латентности феномена школьной виктимности.
Андронникова О.О. [1] трактует термин виктимное поведение подростка, как действие, в результате которого усиливается вероятность изменения личности в жертву преступления. При этом, поведение школьника может иметь как способствующий характер, так и провоцирующий.
Поэтому в механизме школьной виктимизации подростка принимают участие четыре основные компонента[3] :
1.Ситуативный фактор виктимогенного характера (ненамеренные повреждения либо участие в коллективной драке);
2. Индивидуально-психологические особенности подростка (конфликтность, агрессивность или же тревожность, неуверенность в себе );
3.Психоэмоциональное состояние подростка(эмоциональная угнетенностьнность либо возбужденность, фрустрация, утомленность );
4.Виктимное поведение (провоцирование драк, конфликта либо же наоборот, демонстрация неуверенности, нерешительности ).
Необходимо отметить, что ситуативный фактор практически всегда играет одну из самых важных ролей в зарождении виктимного поведения, возникновении виктимных ситуаций и их формирования. Будет ли главенствующими виктимогенные качества или психоэмоциональное состояние детей в том или ином случае зависит от обстановки в которой они находятся.
Так же важную роль в процессе школьной виктимизации играют индивидуально-психологические особенности, специфика поведения и психоэмоциональное состояние подростка как потенциальной жертвы, без прояснения которого не может быть осуществимо полностью ни конкретное обстоятельство, ни условие и причина детской виктимизации.
Если ребенок позволяет себя обозвать, или же подразнить своего
сверстника, то причиной всего этого становится драка; а когда наш «герой» остается в этой драке преодаленным (жертвой), то это является лишь результатом его же собственного виктимного (провоцирующего) поведения, что в итоге привело школьника к страданиям.
Но не всегда подросток страдает лишь по причине собственных активных действий виктимогенного характера. Есть определенная категория подростков, которые не побуждают по отношению к себе конфликты и выявления агрессивного действия, но все же становятся жертвами, страдают от своих сверстников и даже преподавателей. В данном случае причиной является виктимность ученика, лежащая в основе его виктимного поведения.
В общем нужно заметить, что отдельные виды виктимности подростков «в чистом виде» практически не встречаются. Чаще всего можно заметить сложное «наслоение» нескольких видов детской виктимности. Можно привести пример, худенький, закомплексованный в мальчик, носящий очки на курносом носике обкруженным веснушками и свисающим от учебников рюкзоком, боязливо оглядываясь вокруг себя, проявляет около шести видов подростковой виктимности: личностную, физическую, возрастную, имиджевую, ситуативную и ролевую виктимность [5] .
Вывод. Из чего можно заключить, что становление виктимного поведения детей подросткового возраста возникает на фоне конкретных обстоятельств, при наличии основных четырех механизмов виктимизации, таких как: ситуативный фактор; виктимогенные индивидуально -психологические особенности школьника ; психоэмоциональное состояние ребенка, виктимное поведение.
Использованные источники:
1. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: Текст. дис. канд. псих. наук / О.О.Андроникова. -Новосибирск. - 2005.
2. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. - Тамбов: Першина, 2005. - 256 с.
3. Никольская Н. М., Психологическая защита у детей., 2001.
4. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Изд-кий Дом «БАХРАХ-М», 2006. - 656 с.
5. Франк Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк - Душанбе: Изд-во Тадж. ун- та, 1972 . - С. 402.