Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY / INTERACTION / COMMUNICATION / PEDAGOGICAL INTERACTION / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF A STUDENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY / PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS / REQUIREMENTS FOR BUILDING PEDAGOGICAL INTERACTION / PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме реализации педагогического взаимодействия в условиях высшего профессионального образования. В работе обоснована сущность термина «взаимодействие», установлена его взаимосвязь с понятием «общение», выявлена специфика педагогического взаимодействия в высшей школе. В исследовании рассмотрены и проанализированы основные психологические детерминанты построения успешного взаимодействия в системе «преподаватель-студент», указаны условия повышения эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарёва Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF SUCCESSFUL PEDAGOGICAL INTERACTION IN THE "TEACHER-STUDENT" SYSTEM IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTION

The article is devoted to the problem of implementing pedagogical interaction in higher professional education. The paper substantiates the essence of the term "interaction", establishes its relationship with the concept of "communication", and identifies the specifics of pedagogical interaction in higher education. The study considers and analyzes the main psychological determinants of building a successful interaction in the teacher-student system, and specifies the conditions for increasing the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Психология

УДК 370

кандидат психологических наук, профессор Пономарёва Елена Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации педагогического взаимодействия в условиях высшего профессионального образования. В работе обоснована сущность термина «взаимодействие», установлена его взаимосвязь с понятием «общение», выявлена специфика педагогического взаимодействия в высшей школе. В исследовании рассмотрены и проанализированы основные психологические детерминанты построения успешного взаимодействия в системе «преподаватель-студент», указаны условия повышения эффективности данного процесса.

Ключевые слова: педагогическая психология, взаимодействие, общение, педагогическое взаимодействие, профессиональная подготовка будущих специалистов, психологическое сопровождение студента в учебно-воспитательном процессе вуза, психологические детерминанты, требования к построению педагогического взаимодействия, принципы.

Annotation. The article is devoted to the problem of implementing pedagogical interaction in higher professional education. The paper substantiates the essence of the term "interaction", establishes its relationship with the concept of "communication", and identifies the specifics of pedagogical interaction in higher education. The study considers and analyzes the main psychological determinants of building a successful interaction in the teacher-student system, and specifies the conditions for increasing the effectiveness of this process.

Keywords: educational psychology, interaction, communication, pedagogical interaction, professional training of future specialists, psychological support of a student in the educational process of a University, psychological determinants, requirements for building pedagogical interaction, principles.

Введение. Вопросы отношений между педагогами и студентами в образовательном процессе являются основой динамического развития субъектов и исследуются многими учеными: педагогами, психологами, социальными педагогами, социологами. Несмотря на наличие исследований, посвященных проблемам педагогического взаимодействия, все еще малоизученными являются многие аспекты, в частности -психологические основы и детерминанты педагогического взаимодействия в образовательной среде высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем приступить к изучению психологических аспектов педагогического взаимодействия и детерминант успешности данного процесса, обратимся к изучению ключевых понятий данного исследования.

Взаимодействие, прежде всего, является философской категорией, отражающей процесс воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

По мнению Б.Г. Андреевой, взаимодействие - это категория, отражающая процессы воздействия различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность их поступков и социальных ориентаций, изменение системы потребностей, а также межличностных связей, возникающих в ходе этого взаимодействия [1].

В широком смысле взаимодействие - это процесс совместной деятельности людей по выполнению общей задачи, следствием которой является не только достижение цели, но и любые взаимные изменения участников данного процесса. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные, психологические, дискурсивные и другие отношения между людьми.

С точки зрения психологической науки взаимодействие рассматривается в значении процесса непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь [6]. Согласно определению А.А. Бодалева, взаимодействие трактуется как процесс восприятия и понимания человека человеком. Синонимичным понятием, наряду со взаимодействием, ученый обосновывает «общение» [4]. Однако общение может представлять собой ситуацию односторонней передачи информации, широко распространенную в массовой педагогической практике. Взаимодействие же осуществляется только в процессе общения и деятельности, предусматривая активность его участников и наличие обратной связи [5].

Связь межличностного взаимодействия и общения подчеркивает также Б.Ф. Ломов, по мнению которого, общение служит фактором, непосредственно обеспечивающим взаимодействие. По его мнению общение -это специфическая форма взаимодействие субъектов [8]. Его мнение разделяет и Н.Н. Обозов, считая общение особой формой взаимодействия между людьми [9].

В структуре взаимодействия как единицы совместной деятельности исследователями Р.Л. Кричевским и Е.М. Дубовской выделены такие компоненты как:

- инструментальные (деятельностные);

- аффективно-коммуникативные (общенческие) [7].

При этом, по мнению Г.М. Андреевой, при межличностном взаимодействии «важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность» [2, с. 101]. Так, взаимодействие рождается в контексте общения, но им не ограничивается.

Как видим, межличностная коммуникация и взаимодействие - понятия взаимосвязанные, в этой связи решение проблем взаимодействия между субъектами не может решаться в полной мере без обращения к основам психологии личности.

Взаимодействие как педагогическая категория в отечественной науке изучалась на разных уровнях (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, А.М. Столяренко и др.):

- социальном;

- психолого-педагогическом;

- функционально-ролевом;

- личностном.

Педагогическое взаимодействие является одним из ключевых понятий педагогической науки. Оно выступает важным условием функционирования образовательного процесса.

Б.М. Бим-Бад определяет термин «педагогическое взаимодействие» в значении сложнейшего процесса, состоящего из следующих компонентов:

- дидактических взаимодействий;

- воспитательных взаимодействий;

- социально-педагогических взаимодействий [3].

Педагогическое взаимодействие в системе высшего профессионального образования - это «процесс совместной деятельности преподавателей и студентов, обусловленный и опосредованный учебно-воспитательной деятельностью в вузах, установленными ценностными ориентациями, что способствует становлению личности студента и совершенствует личность педагога» [12, с. 39-51].

Взаимодействие в образовательной среде учреждения высшего профессионального образования одновременно происходит в разных системах:

- между субъектами (преподаватель ^ студент, студент ^ студент и др.);

- между факультетами и деканатом (преподаватель ^ декан, студент ^ деканат и др.);

- между субъектами и объектом (преподаватель ^ компьютер, студент ^ компьютер, студент ^ учебник) и др.

В контексте данного исследования нас интересуют особенности взаимодействия в системе «преподаватель-студент». Такое взаимодействие в рамках данного исследования будем понимать в значении системы взаимных воздействий субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей профессиональной подготовки будущих специалистов. Этот тип взаимодействия оказывает влияние на формирование системы ценностей и ценностных ориентаций личности, а также профессиональной направленности будущего специалиста.

Успешность и эффективность педагогического взаимодействия в высшей школе зависит от ряда психологических детерминант:

- целесообразности постановки целей совместной деятельности;

- соответствия педагогической тактики определенной задаче взаимодействия;

- уровня активности студентов в контексте педагогического взаимодействия;

- мотивации к продуктивному сотрудничеству со стороны всех субъектов педагогического взаимодействия в контексте образовательной среды вуза [13].

Наряду с указанными детерминантами важную роль играет фактор отбора оптимальных способов построения и средств реализации педагогического взаимодействия, позволяющего достичь высокого уровня не только качества подготовки студентов, но и всестороннего личностного развития будущего специалиста. В этой связи педагогическое взаимодействие должно быть направлено не только на профессиональную подготовку, но и формирование психических функций, процессов, свойств личности будущего специалиста в процессе профессионального обучения.

При построении эффективного педагогического взаимодействия в системе «преподаватель-студент», по нашему мнению, необходимо учитывать принципы психологического сопровождения личности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки. В данном ключе подчеркнем, что под психологическим сопровождением будем понимать комплекс мероприятий по социально-психологическому изучению и углубленному психологическому обследованию студентов, а также коррекции их состояния в процессе обучения в вузе, проводимых с целью повышения эффективности учебной деятельности на основе учета адаптационных возможностей личности [11].

Так, к принципам психологического сопровождения, учет которых необходим при построении эффективного педагогического сотрудничества, отнесем следующие:

- принцип диалогизации, обеспечивающий субъект-субъектное педагогическое взаимодействие;

- принцип проблематизации, изменяющий роли, функции и позиции субъектов педагогического процесса;

- принцип персонализации, требующий включения во взаимодействие таких элементов личностного опыта (чувств, переживаний, действий и поступков), которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам;

- принцип индивидуализации, который означает выявлении и культивирование в каждом из студентов индивидуальных качеств, способностей, склонностей, одаренности, а также учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей студентов [10].

В рамках педагогической психологии разработаны основные оптимальные требования относительно взаимоотношений в системе «преподаватель-студент», которые наиболее эффективно влияют на процесс педагогического взаимодействия:

- взаимодействие факторов «проводимости» и сотрудничества при организации педагогического процесса;

- формирование у студентов чувства профессионального единства с преподавателем;

- преодоление рецидивов авторитарных форм педагогического воздействия;

- обеспечение научного сотрудничества студентов и преподавателей;

- реализация системы неофициальных, нерегламентированных контактов преподавателей и студентов.

Взаимодействие между преподавателями и студентами успешно развивается при конструировании и

организации учебно-воспитательного процесса, включающего следующие действия:

- изучение и оценку общего состояния взаимодействия преподавателей и студентов как системы;

- анализ результата функционирования и развития системы, выявление основных противоречий;

- обозначение путей дальнейшего развития взаимодействия за счет внутренних ресурсов;

- использование вариантов взаимодействия согласно логике ситуаций на разных этапах педагогического процесса;

- использование новых форм взаимодействия между преподавателем и студентом в конкретных условиях образовательной среды вуза.

Выводы. Таким образом, эффективность педагогического взаимодействия в системе «преподаватель-студент» может быть достигнута путем учета ряда психологических детерминант, принципов психологического сопровождения студента в учебно-воспитательном процессе вуза, а также соблюдения требований к построению благоприятной психологической атмосферы в образовательной среде учреждения высшего профессионального образования.

Литература:

1. Андреева Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: «Наука», 1977. - 380 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.

3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.

4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд. МГУ, 1982. - 200 с.

5. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.

6. Есиркепов Ж.М. Педагогическое взаимодействие как основа образовательного процесса на занятиях по физической культуре в вузе / Ж.М. Есиркепов, Ж.А. Егизбаев. // Молодой ученый. — 2014. - № 20.1 (79.1). - С. 60-62.

7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. -М.: Изд. МГУ, 1991. - 207 с.

8. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М.: «Наука», 1984. - 446 с.

9. Обозов Н.Н. О трехкомпонентный структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. - М., 1998. - 218 с.

10. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / А.Б. Орлов. - М.: Логос, 1995. - 224 с.

11. Скворцов В.Н., Маклаков А.Г. Теоретические и методологические основы организации психологического сопровождения образовательного процесса в вузе // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - № 3 (5). - 2012. - С. 7-16.

12. Шаршов И.А. Пространственное моделирование взаимодействия преподавателей и студентов в вузе // И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова / Fractal Simulation. - 2011. - № 2. - C. 39-51.

13. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. ... д-ра психол. наук. -СПб.: СПбгУ, 2015. - 355 с.

Психология

УДК 159.99

кандидат психологических наук, доцент Потапова Екатерина Вадимовна

Институт педагогики, психологии и социологии

Сибирского федерального университета (г. Красноярск);

кандидат психологических наук, доцент Скутина Татьяна Васильевна

Институт педагогики, психологии и социологии

Сибирского федерального университета (г. Красноярск);

магистр психологии, психолог детского благотворительного фонда,

педагог-психолог Ничкова Полина Дмитриевна

Университетская психолого-педагогическая клиника Сибирского

федерального университета, ДБФ «Счастливые дети» (г. Красноярск)

ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ НАСТАВНИКАМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аннотация. Данная статья посвящена исследованиям переживания критической ситуации волонтерами -наставниками детей сирот. Приведена систематизация опыта переживания в виде эмпирической типологии, проанализированы механизмы совладания с критическими ситуациями в наставничестве, конкретизированы психологические критерии продуктивного и не продуктивного переживания. Классификация трудностей и анализ механизмов совладания позволит разрабатывать эффективные стратегии психологического сопровождения волонтеров-наставников в преодолении критических ситуаций.

Ключевые слова: волонтеры - наставники - детей-сирот, типы критических ситуаций в наставничестве, продуктивное/не продуктивное переживание, типы разрешения критических ситуаций.

Annotation. The given article presents materials from a study analyzing the experiencing of a critical situation in mentoring orphans. The systematization of the experience in the form of an empirical typology is given, the mechanisms of overcoming critical situations in mentoring are analyzed and psychological criteria for productive and non-productive resolution of experiencing are highlighted. Classification of difficulties and analysis of overcoming mechanisms will allow to develop the psychological support strategies for productively overcoming critical situations, which is important for building emotionally close relationships with orphans.

Keywords: volunteers-mentors of orphans, critical situations in mentoring, productive / non-productive experiencing, reasons for permission of critical situations in mentoring.

Введение. Наставничество как форма передачи опыта на протяжении истории человечества существенно эволюционировало. Сегодня существует много вариантов наставничества, некоторые из которых связаны не только и не столько с передачей опыта, сколько с другими областями человеческих взаимоотношений. Один из таких вариантов, о котором пойдёт речь в данной статье, это наставничество над детьми-сиротами.

Статья посвящена проблемам психологического сопровождения наставников, переживающих критические ситуации. Часто они не обращаются за психологической консультацией. Наставник остаётся со своим переживанием один на один, выгорая эмоционально, что негативно сказывается на отношениях с подшефным ребёнком.

Систематизация опыта переживания критических ситуаций рождает две практические задачи:

1) обозначить потенциально проблемные темы и внести изменения в программу сопровождения наставников;

2) разработать стратегии помогающие разрешению критических ситуаций наставников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.