ББК 88.5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ИНСТИТУТУ БРАКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© 2008 г. В.И. Жеребков
Областной консультативно-диагностический центр, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 127, [email protected]
Provincial Consultative-Diagnostic Centre, 344010, Rostov-on-Don, PushkinskayaSt., 127, vzh@aaanet. ru
В последние годы в России резко выросло число молодых людей, не желающих создавать семью. Неуклонный рост численности людей, живущих в одиночестве, наблюдается и в развитых странах. Рассматриваются некоторые причины и возможные мотивы, побуждающие людей не вступать в брак.
Ключевые слова: институт брака, гамофобия, целибат, интимофобия, синглы.
During the last years the number of young people in Russia not wishing to create a family significantly increased. A steady increase in the number of living alone people is also observed in the developed West European countries. In this article we will try to consider some reasons and possible motives prompting, people not to marry.
Keywords: matrimony, celibacy, singles, gamophobia, intimophobia.
В современном обществе, где действуют определенные стандарты социального поведения, признаваемые большинством мужчин и женщин, находящихся в близких отношениях, ведущих к браку, существует немалое количество людей, которые тщательно избегают длительных привязанностей и семейных уз, живущих холостяцкой жизнью. Подобное явление, принимая глобальный характер, наблюдается не только в нашей стране, но и за рубежом.
Под браком, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. Он имеет санкционированный характер, т.е. признается обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите, налагая на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание будущих детей, а тем самым - будущее семьи. Брак, который не зарегистрирован в органах ЗАКСа, на территории России не признается. Таким образом, «брак -добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов» [1].
В последние годы в России резко выросло число молодых людей, не желающих создавать семью [2]. За время, прошедшее между двумя переписями (1989 -2002 гг.), количество лиц, никогда не состоявших в браке, увеличилось с 17,9 до 24,9 млн чел., т.е. почти на 40 % [3].
Неуклонный рост численности людей, живущих в одиночестве, наблюдается и в развитых западноевропейских странах, а также в США и Японии. Звание «столицы одиночества» прочно удерживает Париж, насчитывая более 50 % семей, состоящих лишь из одного человека [4]. Часть взрослого населения Великобритании ведут сознательно одинокий образ жизни, 35 % мужчин и 49 % женщин решают, что жизнь без постоянного партнера намного удобнее традиционной семьи [5]. Около 30 млн жителей Германии, живя отдельно в собственном доме или квартире, не имеют
семьи или постоянного партнера. В крупных немецких городах число одиноких людей достигает 63 % [6]. Число «вечных холостяков» в возрасте от 18 до 39 лет за последние три года выросло с 34 до 43 % [7]. В Швеции более половины мужчин и женщин предпочитают жить вне брака [8].
В США насчитывается порядка 90 млн незамужних женщин и холостых мужчин в возрастной категории от 18 лет и старше, что составляет 41 % от общего числа совершеннолетних в стране [9]. В Токио около 41 % жителей - одиночки. Молодые японки с высшим образованием, имеющие хорошую работу по специальности, не хотят выходить замуж [10]. В Китае только в двух самых динамичных городах страны - Пекине и Шанхае количество незамужних и неженатых в возрасте от 30 до 50 лет превысило 1 млн чел. [11].
Можно констатировать, что в настоящее время происходит увеличение доли людей, живущих в одиночестве, признающих только индивидуальный образ жизни и отличающихся специфическими интересами и потребностями. Формируется самостоятельная субкультура несемейных граждан со сложившимся мнением, что семья ненужная, обременяющая, а порой и просто вредная для здоровья форма жизнедеятельности человека. То, что ранее считалось нетипичным явлением, превращается в преобладающую тенденцию.
Распространенность подобного стиля отношений, т.е. отказ от жизни в паре в пользу холостяцкого существования, по нашему мнению, свидетельствует о кризисе института семьи. Этот процесс, в свою очередь, можно объяснить последствиями НТР в развитых странах, изменениями культурных, социальных и экономических условий; слишком быстрым темпом жизни; гендерной революцией и «половым равенством»; экономической и сексуальной независимостью женщин; либерализацией общественной морали и др.
Цель данной статьи - исследование некоторых причин и возможных мотивов, побуждающих людей не вступать в брак.
Целибат (лат. caelibatus - безбрачие мужчины, от caelebs - неженатый) - термин гражданского и канонического права, означающий состояние вне брака, холостую жизнь [12]. Целибат может быть как осознанным выбором человека - добровольное безбрачие, так и существовать в силу каких-либо законодательных требований, вызванных теми или другими соображениями - безбрачие обязательное или принудительное.
Как правило, добровольное безбрачие принимается по религиозным соображениям. Кроме того, осознанное безбрачие может стать следствием некой защитной реакции, результатом травмирующего личного опыта: предательства, несчастной любви, неудачного брака, сильного разочарования в этой области отношений.
Боязнь СПИДа или заражения венерическими болезнями вынуждает многих людей избрать целибат как единственный верный способ избежать этих опасностей. Риск заразиться делает секс малопривлекательным, а сексуальные отношения - уязвимыми. Установка на одиночество - способ не стать беззащитным.
В иных случаях сознательный отказ от супружества может быть связан со страхом перед половым партнером, поскольку в сексуальной сфере всегда есть опыт неудач, который по-разному переживается. Отсюда берет начало неуверенность и внутренняя боязнь длительных отношений с одним человеком, подспудный страх пережить свои чувства вновь, неудовлетворенность сексуальных требований.
Безбрачие принудительное может выступать в качестве наказания, налагаемого законом при известных обстоятельствах на одного из супругов или же на обоих вместе. В значении карательной меры безбрачие было известно уже римскому праву, по которому в тех случаях, когда брак расторгался за прелюбодеяние, виновному запрещалось вступать в брак с лицом, участвовавшим в прелюбодеянии.
Безбрачие обязательное в настоящее время распространяется на всех священнослужителей (но не на церковнослужителей) в римско-католической церкви, предписывая соблюдение целомудрия, нарушение которого рассматривается как святотатство. Священникам запрещено вступать в брак или состоять в ранее заключённом браке. В православной церкви безбрачие обязательно только для монашества.
Обязательность целибата в настоящий момент -предмет активных дискуссий, так как многочисленные исследования, проведенные среди католических священников, говорят о том, что большинство из них имеют различные психологические проблемы, связанные с обетом [13].
Целибат также может определяться обстоятельствами жизни человека (слабое здоровье, недоступность партнера, опасная профессия, актуальные бытовые проблемы и т.п.).
Гамофобия, или гаметофобия, - это отрицательное отношение некоторых мужчин и женщин к женитьбе или замужеству (от др. - греч. gametes - суп-
1
руг и gamein - женитьба, фбро^ - страх) - боязнь брака [14]. Лица, пребывающие в этом состоянии, даже при осознанном понимании того, что само обручение не несет для них никакой угрозы, испытывают стойкий, иррациональный страх перед будущей супружеской жизнью.
В данном случае термин «фобия» не имеет патологического характера и понимается не в клиническом смысле, а скорее как негативное, резко отрицательное отношение к самому браку. Страх как эмоция в этом случае присутствует в завуалированной форме. Внешне такие люди выглядят вполне благополучными и самодостаточными. Они, как правило, интеллектуальны и общительны, прилично зарабатывают, у них много друзей и знакомых, они не чураются активной сексуальной жизни, не чувствуют бремени обязательств. Их социальное положение и доходы, а также образовательный уровень значительно выше, чем у остальных. В рамках консультативной практики на базе Областного консультативно-диагностического центра г. Ростова-на-Дону можно констатировать, что у гамофобов редко случаются сбои в сексуальном функционировании, они намного дольше сохраняют свои половые способности.
Однако дальше коротких интрижек и романов дело не идет. Разговоры о свадьбе непременно вызывают чувство дискомфорта. Подобная категория мужчин и женщин независимы, чрезмерно лелеют личную свободу, они боятся даже самых незначительных на неё посягательств. Такие люди не готовы отказаться от радостей вольной жизни, поступиться своими принципами, пожертвовать собственными привычками, увлечениями, стилем жизни. В отличие от женатых они не желают отягощать себя обязательствами и детьми, брать на себя ответственность за свой брачный выбор. Их стремления сосредоточены на собственных желаниях и потребностях сделать свою жизнь как можно более комфортной.
Мужчины «.. .в каждой знакомой видят женщину, жаждущую "поймать мужа", а в ее матримониальных планах - скрытые эгоистические потребности, желание свить семейное гнездышко за счет мужчины, игнорируя его как личность. Все это приводит к достаточно частому варианту "старого холостяка."» [15]. Если же у женщины возникает подозрение, что кто-то посягает на ее свободу (задает слишком много вопросов, начинает строить далеко идущие планы), то она скорее всего предпочтет незамедлительно прекратить отношения с опасным претендентом, дабы не допустить слишком большого влияния над собой.
Существует еще один сходный по смыслу термин -интимофобия [16]. В современном, расширенном толковании это избегание близких и длительных эмоциональных отношений с половым партнером. Это не фобия в полном смысле этого слова, а состояние взаимоотношений с другими людьми, когда страшны не интимные, в смысле «сексуальные», а доверительные, духовно близкие связи с кем-либо, когда постоянная близость с одним и тем же человеком вызывает отрицательную реакцию. Это скорее гипертрофированное
проявление инстинкта самосохранения и аспекта личной безопасности.
Как гамофобия, так и интимофобия характерны для обоих полов и зачастую вызваны целой совокупностью факторов - социальных, психологических, сексуальных. Причины подобных проявлений следует искать в раннем детстве, в сложных механизмах прошлой семейной жизни: отсутствии братьев и сестер, сильной эмоциональной зависимости и гиперопеки матери, низким авторитетом в семье отца. Возможно, что это и не всегда не связано с детскими переживаниями, а отражает своеобразный «дух свободы», сформировавшийся в юности.
Полагаем, что в современном трансформирующемся обществе отношение к брачным ценностям также меняется, повышаются требования к качеству семейных отношений; все большую значимость приобретает психологическая зрелость будущих супругов, увеличивается диапазон качеств, предъявляемых при выборе супруга. Необходимо учитывать и трудности объективного характера (преобладание лиц того же пола, место жительства, работа). Имеют значение и стереотипы брачного выбора. Иногда образ предполагаемого брачного партнера идеализирован, нереален по отношению к избраннику. Все чаще имеет место нежелание или неумение взять на себя ответственность за свой брачный выбор. Возможна и просто боязнь интимности, проявляющаяся у людей с низким уровнем самооценки и чувства собственного достоинства, она связана с тревогой относительно вступления в интимные отношения или возможность быть обманутым и покинутым, что приводит к «запуску» механизмов психологической защиты. Немаловажны и личностные особенности, т.е. качества характера, ограничивающие стремление человека к совместимости (грубость, вспыльчивость, гневливость, обидчивость, эгоизм, склонность к доминированию), а также социально осуждаемые привычки (азартные игры, пьянство, наркомания, меркантильность) [17].
Достаточно часто нежелание мужчин и женщин обзаводиться семьей возникает на основе двойной морали (параллельное существование в одном и том же обществе двойного стандарта полового поведения: один - для мужчин, другой - для женщин) в сочетании с определенной маскулинностью (у женщины) или фемининностью (у мужчины).
Маскулинные женщины всячески избегают быть для кого-либо прислугой, домработницей или кухаркой, но самое главное - не желают быть подчиненными потенциальному мужу. Немаловажную роль здесь также играют завышенные требования к мужчинам плюс заниженная самооценка. Борясь за право быть самостоятельной личностью, они боятся, что им не позволят быть главой семьи, а выпадет незавидная роль «опекуна» слабого мужчины. Рожать они предпочитают для себя, искренне полагая, что на воспитание детей у них хватит сил и средств.
Для фемининных мужчин страх перед браком, по большей части, зависит от навязываемой им общест-
1
вом роли «главы семьи» с вменяемой ответственностью за жену, совместных детей и все аспекты семейной жизни. Он также не хочет быть «мужем-подкаблучником» (в большинстве случаев он уже побыл таким подкаблучником у мамы), занимая второстепенные позиции.
Ни фемининный мужчина, ни маскулинная женщина не хотят создавать семью по какой-либо универсальной модели по неподходящим для них условиям. Поиски приемлемой модели могут занимать все жизнь.
Нередко и женщины, и мужчины остаются в безбрачии по причине слишком большой занятости, стремительного ритма жизни, усталости. Это особенно справедливо для одиноких, ориентированных на карьеру людей, отдающих всю свою энергию работе. Они увлечены достижением профессионального успеха, повышением квалификации, посещением учебных и развивающих семинаров и просто зарабатыванием денег. Для организации своей личной жизни не хватает ни времени, ни сил. Сексуальная жизнь большого значения не имеет, хотя и встречаются случайные любовные приключения. Их не тянет домой, где их никто не ждет. Они с удовольствием задерживаются на работе. Со временем вырабатывается определенный стереотип, привычка, перерастающая в стиль жизни.
Наиболее малочисленная группа людей, не желающих заключать семейного союза, это так называемые «жено-мужененавистники». Такие люди не только не могут жить вместе с лицами противоположного пола, но и питают к ним физиологическое отвращение независимо от внешности, брезгливы в отношении их запахов, преувеличивают неприятные ощущения от жизни с ними. Они могут быть очень милыми, интеллигентными, воспитанными и тонко чувствующими людьми, но не для другого пола.
В настоящее время появились новые термины, обозначающие лиц, ведущих одинокий стиль жизни -синглы (от англ. single - единственный, одинокий, холостой) или quirkylones («ловкие одиночки») [18]. Это люди, думающие исключительно о себе и личностном росте, идущие к своей цели разными способами, используя собственный потенциал и связи, стремящиеся построить карьеру и преуспеть. Они тратят много времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. Наслаждаясь своим одиночеством, синглы стремятся испытывать новые ощущения в жизни, покупая экзотические туры и дизайнерские вещи. Путешествия в одиночку повышают их уверенность в себе, позволяют быть более спонтанными и легкими на подъем. Им нравятся изысканные, под классическую музыку, ужины в одиночестве, украшенные цветами апартаменты, современные тренажерные залы, фитнес-центры и бассейны. Синглы неустанно заботятся о своем теле, о том, что внутри него. Они с удовольствием занимаются обустройством своего жилища, отдавая много времени и сил благоустройству изящно обставленных эксклюзивной
мебелью комнат. Они точно знают, чего хотят добиться в жизни, и имеют собственную систему ценностей.
Итак, действительность такова, что на текущий момент наметилась общая тенденция к образованию новой социальной группы лиц, не желающих вступать в брак и заводить семью. Повышение престижа одиночно-холостяцкой независимости становится повсеместной нормой. Современные нравственные и социальные устои позволяют считать брак лишь выбором в пользу того или иного жизненного стиля.
Жизнь вне брака - неоднозначное и противоречивое явление.
С одной стороны, если это становится индивидуальной проблемой, мешающей жить полноценной жизнью, и человек осознает особенность своего положения в обществе, где большинство людей живут семьями и невозможно ничего изменить, если у него нет отчётливого критического понимания беспочвенности, неразумности имеющихся страхов относительно брака, то этом случае, по нашему мнению, ему необходима профессиональная, квалифицированная помощь специалистов при условии, что человек этого хочет сам.
Но если сознательное одиночество является образом жизни, в котором семейным отношениям нет места, и человек свято верит, что одиночество несет ряд преимуществ, главное из которых - право на автономность. Когда он понимает, что не создан для семейной жизни и не страдает от этого факта, живя в согласии с самим собой, тогда, полагаем, подобных людей необходимо принимать такими, какие они есть, не пытаясь их переделать, так как у каждого из нас есть право выбора.
Литература
1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. М., 2006.
2. Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2005.
3. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Аналитический вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 25 (277).
4. http://www.wmj.ru (15 мая 2006 г.)
5. www.utro.ru/articles/2005/09/30/481940.shtml
6. http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0309/gazeta01 6.php
7. http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0265/mir01.php
8. http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=21083
9. http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0131/gazeta01 7.php
10. Овчинников В. Японки выбирают одиночество // Российская газета. 2004. 22 нояб.
11. http://sb.by/article.php?articleID=53882.
12. Современный словарь иностранных слов. М., 1992.
13. http://ru.wikipedia.org
14. Webster's New World Medical Dictionary // http: //www.Medicinenet.com.
15. Лев-Старович З. Нетипичный секс. М., 1995.
16. Сексологический словарь / Сост. Д.З. Капустин. Минск, 2006.
17. Бурлачук Л.Ф., Коростылева Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психолог. журн. 1995. Т. 16. № 3.
18. http://www.timesonline.co.uk/tol/news
Поступила в редакцию 12 апреля 2008 г.