УДК 347.62
ОДИНОЧЕСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Е. И. Коструб, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», e-mail: [email protected]
В настоящее время не только в нашей стране, но и во всем мире наблюдается кризис института брака и семьи: все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и существенно трансформируется отношение к такому правовому институту. Наибольший интерес из современных брачно -семейных отношений представляет одиночество как альтернатива супружеству. Это современное явление полностью еще не изучено и оставляет за собой массу вопросов. В связи с этим в статье предпринята попытка проанализировать виды и причины одиночества, а также предложить пути его устранения на законодательном уровне.
семья, брак, одиночество, безбрачие, типы брачно-семейных отношений
Всем известно, что семья - это ячейка общества, основанная на браке и кровном родстве, один из древнейших социальных институтов, который предшествовал возникновению классов, наций, государств [1, с. 26]. Прежде всего, роль семьи в обществе и государстве определяется ее репродуктивной функцией. Конституция РФ как высший нормативно-правовой акт посвящает семейным отношениям статью 38, которая в п. 1 содержит, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», отражая, тем самым, их социальную ценность общественной жизни [2]. Они представляют собой взаимосвязанную систему факторов, характеризующих состояние общества, смену и преемственность поколений.
Роль семьи в жизни каждого отдельного человека расценивается как основа формирования его личностных качеств, характера, мировоззрения и иного восприятия окружающего нас мира. Именно в семье закладывается основа человеческих отношений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт семьи не является чем-то статичным, неизменяемым, более того, на современном этапе существования человечества она существенно трансформируется ускоренными шагами. С развитием общества семья постепенно утрачивает часть своих функций. Современный человек менее зависим от своего социального происхождения, не связан семейными ограничениями в выборе брачного партнера, профессии, образа жизни и других элементов его жизнедеятельности.
Можно с уверенностью сказать, что в прошлом роль семьи рассматривалась масштабнее, человек был практически неотделим от семьи, в большей степени зависел от своего семейного происхождения и был теснее связан семейными узами. Семья играла поистине всеобъемлющую роль в жизни каждого.
Одной из самых отличительных свойств семьи является ее способность адаптироваться, видоизменяться в зависимости от времен и народов. «Перемены - это то, что присуще каждой семье» [3, с. 135]. «Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени» [ 1, а 175]. Интересную
трактовку семьи предложил В.В. Столин. Он рассматривает семью как открытую систему, которая «подвержена внешним воздействиям и должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия» [4, с. 57].
В настоящее время в нашей стране наблюдается устойчивый и глубокий кризис института брака: из года в год все больше молодых людей выбирают «пробный брак» в самом начале своих отношений или вовсе не стремятся их оформлять; происходит автономизация всех брачно-семейных институтов.
Традиционные типы брачно-семейных отношений и их альтернативы, широко применяемые на сегодняшний день, проиллюстрируем в табл. [3, с. 145].
Таблица - Типы брачно-семейных отношений и их альтернативы
Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений
1. супружество (законный брак, юридически оформленные фиксированные супружеские отношения) 1.1. одиночество 1.2. сожительство
2. обязательно с желанием и наличием детей 2.1. сознательно бездетный брак
3. стабильные 3.1. повторные браки
4. установка на главенство мужчины 4.1. открытый брак (негласный или озвученный договор о праве на личную жизнь)
5. сексуальная верность партнеру 5.1. внебрачный секс 5.2. свингерство (обмен брачными партнерами) 5.3. интимная дружба
6. гетеросексуальные пары 6.1. гомосексуальные (однополые) пары
7. отношения двух людей 7.1. групповой брак, жилые сообщества
Наибольший интерес из перечисленных выше современных брачно - семейных отношений нам представляет одиночество как альтернатива супружеству. При этом следует учесть то, что одиночество может выступать в форме как осознанного предпочтения жизнедеятельности вне брачного союза, так и в форме вынужденного [5, с. 9].
Следует признать, что на сегодняшний день достаточное количество людей предпочитает одинокий образ жизни. Это объясняется следующими факторами: наличие тенденции к поздним бракам; рост числа старых людей, партнеры которых умерли; значительное увеличение числа разводов. В традиционном обществе холостяк или незамужняя женщина представлялись людьми, находящимися в ожидании супружества, но на сегодняшнем этапе люди, свободные от семейных уз, выбирают такую жизнь сознательно. Человек живет в домохозяйстве один: делает все, что пожелает; обустраивает свое жилье так, как считает нужным; остается верен своим привычкам, установкам, стереотипам. Отсутствие необходимости подстраиваться под кого-либо, меняться, находить компромиссы и уступать при возникновении спорных вопросов сильно подкупает современного человека.
Если раньше такой образ жизни осуждался, теперь общество постепенно начинает принимать и признавать позицию этих людей: многие производители продуктов питания уменьшили порции в упаковках; во многих поездах появились сиденья, предназначенные для одного человека; туристические агентства разработали туры, рассчитанные на одиноких путешественников и многое другое.
Такое явление прослеживается не только среди молодежи, но и среди людей средних лет, которые, возможно, пришли к такому решению не сразу, а спустя годы совместного проживания с супругом, детьми, родителями. Одиночество удобно и для тех, кто стремится построить великую карьеру, достичь высот в определенной сфере, ведь не приходится отвлекаться на семейные проблемы. У молодого поколения в целом сохраняется приоритет
института гражданского брака, но число людей, считающих иначе, с каждым годом увеличивается. Думается, что в данном случае главный мотив одинокого проживания закладывается еще в детстве, когда ребенок наблюдает постоянные семейные конфликты между родителями и в будущем стремится не вступать в брак, имея негативные воспоминания о семье.
Со стороны женщины отсутствие инициативы вступать в брак связано, в первую очередь, с желанием самореализации, карьерного роста. Это меняет ее взгляды и влияет на семейные установки. «Она жаждет и ищет возможности состояться в профессиональной сфере, в сфере духовных исканий, в области серьезных увлечений и эти установки «уводят» ее от обременяющих, по ее мнению, семейных уз» [3, с. 116].
Также широко распространена в нашей стране точка зрения, что одному в нынешних условиях социально-экономического кризиса легче прожить. «Во-первых, в экономическом плане: рост безработицы, отсутствие или недостаточность государственной поддержки семье, неопределенность и нестабильность будущего и многое другое. Выгоды от психологического комфорта проживания в семье перекрываются издержками социально-экономического положения конкретного человека. Во-вторых, в плане личной независимости и отсутствия последствий неравномерного распределения работ по хозяйству между мужчиной и женщиной» [3, с. 119].
При этом можно констатировать, что одиночество как современная альтернатива брачно-семейных отношений особенно ярко проявляется в мегаполисах. В больших городах особо развита социальная инфраструктура, сфера услуг и технической помощи на высоком уровне. В последнее время очень популярны такие услуги как «муж на час», «жена на час», что еще раз подтверждает смену семейных ориентиров. Меняются социально-политические условия, следовательно, меняются люди и их сознание, в том числе и их отношение к браку и семье. У людей стало появляться больше возможностей для самореализации, многие поставили в приоритет западную ценность: индивидуализм и «жизнь для себя» [5, с. 7]. Люди, предпочитающие одиночество, реализуют свои брачные потребности в самых различных форматах отношений с различными партнерами, что в свою очередь выступает для них в качестве разнообразия повседневной и привычной жизни.
В течение многих лет психологи и социологи выработали свои теоретические позиции и подходы к сознательному одиночеству. Так, например, Д. Перлмен и Л. Пепло выделяют семь подходов к его трактовке: психодинамический, экзистенциально - гуманистический, социологический, интеракционистский, когнитивный, интимный и теоретико - системный [5, с. 11]. Практически все подходы единогласно приписывают состоянию одиночества отрицательные черты, указывая на то, что одинокие люди лишены тесной привязанности, вследствие чего возникают негативные эмоции и ощущения. Тем самым, можно констатировать: одиночество трактуется как ненормальное положение для личности, угроза для ее развития. Исключение составляет экзистенциалистская модель, для которой состояние одиночества является абсолютно нормальным положением, при котором личность может вынести для себя позитивные моменты.
Исследователи данного явления обеспокоены тем, что люди все чаще выбирают одинокий стиль жизни сознательно, при этом себя несчастными не считают. Их понимание одиночества носит позитивный характер, они чувствуют себя свободными и самодостаточными, находясь в таком положении.
Говоря о сознательном одиночестве, безбрачии как альтернативе брачно-семейных отношений, широко распространившихся в современном мире, можно отметить, что каждый человек сам для себя определяет, что это такое: социальная проблема или положительная альтернатива браку. Существует множество причин осознанного выбора того или иного образа жизни. Такие вещи не подлежат осуждению и, более того, презрению, ведь абсолютно каждый имеет право на свободу выбора своего образа жизни, что исходит из естественного права и закреплено различными международными актами, берущими свободу и интересы человека за основу любых начинаний.
При этом нужно признать, что ведущая роль в построении любого общества и самого государства в целом играет семья. Если государственная политика не направлена на сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в жизни общества, то такое государство обречено на внутренний и внешний кризис, который приведет к исчезновению данного государства. Традиционная семья - это основа российского общества, гарант роста экономических показателей и государства в целом. Следовательно, в настоящее время необходимо проводить активную государственную политику, направленную на борьбу с различными альтернативными формами брака. Во-первых, с целью внесения ясности в применение норм, составляющих институт брака, необходимо на законодательном уровне закрепить базовые дефиниции брачного права. Во-вторых, совершенствовать современную семейную политику, которая должна рассматриваться как самостоятельное направление государственной политики. В-третьих, значительно увеличить долю расходов на семейно-детский бюджет. В-четвертых, с помощью СМИ культивировать и поддерживать традиционные семейные ценности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалов, Ю. Ф. Семейное право: учебник / Ю. Ф. Беспалов, О. А. Егорова, О. Ю. Ильина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 415 с.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.04.2019).
3. Логунова, Л. Ю. Социология семьи: социально-культурный и исторический анализ изменения семейного поведения (опыт восстановления историй сибирских семей): учебное пособие / Л. Ю. Логунова. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - 196 с.
4. Столин, В. В. Опросник удовлетворенности браком / В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1999. - № 2. - С. 54-62.
5. Абрамова, С. Б. Сознательное одиночество: социальная проблема или альтернативная модель брачно-семейных отношений? / С. Б. Абрамова // Социология в XXI веке: традиции и инновации в методологии и методике социологических исследований. Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург. С. 5 - 16/ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.academia.edu/36123684/ (дата обращения: 15.04.2019).
LONELINESS AS A MODERN ALTERNATIVE TO MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS
I.E. Kostrub, Yelets State University named after Ivan Bunin, e-mail: [email protected]
At present, not only in our country, but throughout the world there is a crisis of the institution of marriage and the family: more and more people prefer not to marry at the very beginning of their relationship or not to formalize official relations, an increasing number of young people seeking alternative forms of organization of their own lives; there is not only the evolution of forms of marriage, but also significantly transformed the attitude to such a legal institution. The greatest interest of modern marriage and family relations is loneliness as an alternative to marriage. This modern phenomenon has not yet been fully studied, and leaves a lot of questions. In this regard, the article attempts to analyze the types and causes of loneliness, as well as suggest ways to eliminate it at the legislative level.
family, marriage, loneliness, celibacy, types of marriage and family relations.