Научная статья на тему 'Психологические детерминанты развития художественного вкуса младших школьников'

Психологические детерминанты развития художественного вкуса младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ARTISTIC TASTE / CREATIVITY / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Н. А., Саморукова В. В.

На основе анализа современного состояния литературы выделяются психологические условия развития художественного вкуса младших школьников. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению художественного вкуса в ходе занятий творчеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL DETERMINES OF PRIMARY PUPILS ARTISTIC TASTE DEVELOPMENT

On the base of analysis of modern literature psychological conditions of primary pupils artistic taste development are regarded. The results of empiric research of artistic taste in the process of creativity are given

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты развития художественного вкуса младших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н. А. КОВАЛЬ, В. В. САМОРУКОВА

На основе анализа современного состояния литературы выделяются психологические условия развития художественного вкуса младших школьников. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению художественного вкуса в ходе занятий творчеством. Ключевые слова: художественный вкус, творческая активность, творческая деятельность.

Важнейшим показателем художественного развития личности выступает уровень ее художественного вкуса, поскольку в нем реализуется итог эстетического воспитания, фокусируются способности воспринимать и оценивать художественные явления. По мнению А. И. Бурова, художественные произведения являются внутренними нормами и предрасположениями, служащими личностными критериями художественных оценок [1].

По мнению современных авторов, развитие художественного вкуса у детей младшего школьного возраста, осуществляется с учетом следующих психологических предпосылок: сензитивно-сти этого возраста, синкретичности детского сознания, самостоятельности, анимизма в восприятии окружающей действительности, эмпатии и др. (А. А. Бодалев, Н. Н. Вихарева, А. А. Мелик-Па-шаев, А. Б. Николаева и др.).

На основе результатов проведенного нами эмпирического исследования были выявлены психологические взаимосвязанные блоки внешних и внутренних условий, влияющие на развитие художественного вкуса детей младшего школьного возраста. Первый блок условий включает культурные традиции семьи, референтные мнения; взаимоотношения в творческом коллективе, второй - творческую активность, творческий опыт и рефлексию.

Важную роль в формировании художественного вкуса ребенка играют его родители. Многие родители с ранних лет обучают сами или отдают детей заниматься в различные кружки и студии, где их учат музыке, пению, танцам, рисованию и т. д. При этом у ребенка, развивая их эстетический вкус, чувствительность и любовь к проявлениям прекрасного, закладываются основы его ху-

дожественного вкуса. Процесс приобщения к культуре, искусству должен протекать постепенно и комплексно: разучивать стихи, показывать высокохудожественные иллюстрации, обращать внимание на красоту окружающего мира, посещать с ребенком театры, музеи, в доступной форме объясняя содержание того или иного спектакля, той или иной картины. В этом процессе необходимо учитывать возрастные и психологические особенности детей. Как видим, на развитие художественного вкуса ребенка значимо влияет его семья, психологический уровень заинтересованности родителей в воспитании своих детей, уровень педагогической культуры и необходимые знания в области искусства.

Важным условием в организации творческого взаимодействия в художественно-образовательной деятельности является личность педагога и, в первую очередь, творческая личность педагога. Педагог создает условия, благоприятные для развития художественного вкуса ребенка, стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, способствующего формированию творческого отношения к окружающей действительности (Н. Н. Ростовцев). Наиболее успешны в этом педагоги, которые делают акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и обеспечивают атмосферу понимания (принятия). В педагогике творчества отмечается, что личность раскрывается наиболее полно в таком психологическом климате, где она чувствует себя свободно и уверенно. Для этого педагогу необходимо поднимать престиж личности, находить постоянно новые пути активизации деятельности учащихся; создавать условия, в ко-

торых можно не бояться высказывать и выражать свои идеи.

К числу важных условий развития художественного вкуса (к этой мысли обращаются в своих исследованиях П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий и др.) можно отнести педагогическое сотрудничество учителя-художника и ученика, обретающее форму сотворчества на уроке. Закономерным условием в воспитании художественного вкуса является и предоставление возможно большей свободы творческого выбора на уроках, способствующего активному развитию художественного видения ребенка. Закономерна также зависимость активного воспитания художественного вкуса от фасилитационной компетентности учителя. Так, учитель не только создает творческую атмосферу, помогает самореализоваться, способствует, но является и примером в творческом самовыражении.

Особое внимание в процессе развития художественного вкуса принадлежит внутренним психологическим факторам, среди которых особая роль отводится творческой активности. Проделанный теоретический анализ литературы позволил определить творческую активность как многоаспектное понятие, включающее включение в различные виды деятельности при соблюдении психолого-педагогических условий (создание творческой среды, организация творческого процесса, творческое взаимодействие участников образовательного процесса), совокупность определенных качеств личности (наличие креативного поведения, предметно-информационная обога-щенность и др.), реализация которых осуществляется в полной мере в процессе творческой деятельности (А. М. Матюшкин, Е. М. Конухова, М. Н. Семенова и др.). Творческая активность, чтобы стать условием развития личности, должна быть соответственно организованна. Ведущим подходом к характеристике творческой активности является ее понимание как творческого процесса. При этом, как показывают исследования, пока нет единого мнения относительно того, самостоятелен ли процесс творчества или он есть сумма других проявляющихся психических процессов. Для большинства исследователей общим в понимании творческого процесса является то, что он возникает только в результате благоприятного сочетания многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, критериев оценок, социального окружения [4].

Большинство ученых оценивают творческую активность по наличию творческого продукта (В. Д. Дружинин, Я. А. Пономарев, Е. Л. Яковлева

и др.). Отмечается, что критериями творческого продукта являются нестандартность, оригинальность; он должен производить сильное впечатление и быть генерализуемым; должен быть экономным, содержать необычные сенсорные образы или трансформации, быть неожиданным.

Так, Я. А. Пономарев называет творческой активностью «такое состояние, при котором каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в творческой работе, максимально полно реализует свои потенциальные способности» [10]. Возникновение такого состояния учеников во многом зависит от организации на занятиях особых форм взаимоотношений с учителем и между собой.

Взаимосвязь внутренних факторов личности (творческая активность, творческий опыт, рефлексия) имеет особое значение у ребенка в младшем школьном возрасте. Психологи считают, что данный возрастной период является социальной ступенью, для которой характерно установление и развитие новых связей между видением и речью, при более глубоком рассмотрении, связей между чувственной (эмоциональной) и рациональной сферами. В этом возрасте происходит перестройка эмоциональной сферы вследствие развития рационального мышления, нарушения целостности мировосприятия ребенка. Стремление к достижению соответствия между эмоциональной и рациональной сферами относительно искусства характеризует в той или иной степени развитие художественного вкуса ребенка.

Следует отметить, что приобщение ребенка к искусству и включение его в творческую деятельность необходимо организовывать с учетом его интересов, склонностей и его внутренних потребностей. В младшем школьном возрасте ребенок не всегда может мотивировать свой выбор деятельности, но творческий процесс должен нравится ребенку, доставлять удовольствие и вырабатывать положительные эмоции.

Приступая к изучению проблемы художественного вкуса младших школьников в ходе занятий танцами, мы попытались экспериментально проверить роль выявленных детерминант в данном процессе.

Целью нашего экспериментального исследования стало выявление степени выраженности данных факторов, влияющих на развитие художественного вкуса младших школьников. В исследовании приняли участие 110 младших школьников, занимающихся в творческих коллективах Тамбова и Москвы. Для проведения исследования разработан опросник, состоящий из 18 утвержде-

ний, которые объединены в 2 блока по следующим факторам: фактор 1 - культурные традиции семьи, фактор 2 - референтные мнения, фактор 3 - взаимоотношения в творческом коллективе; фактор 4 - творческая активность, фактор 5 -творческий опыт, фактор 6 - рефлексия.

При обработке результатов предлагаемые суждения оценивались по следующей шкале (в баллах): -3 - абсолютно неверно, -2 - неверно, -1 -скорее неверно, чем верно, 0 - затрудняюсь ответить, +1 - скорее верно, чем неверно, +2 - верно, +3 - абсолютно верно. Дифференциация ответов младших школьников по шкале производилась с помощью уточняющих вопросов. При обработке опросника произведен количественный анализ данных в процентном соотношении.

При анализе данных не отмечено отрицательных тенденций влияния исследуемых факторов. Это означает, что данные факторы не имеют переменный и слабовыраженный характер. Таким образом, при исследовании психологических факторов прослеживается их положительное влияние на развитие художественного вкуса младших школьников. Суммарный показатель психологических факторов показывает, что влияние внутренних факторов (62 %) преобладает над влиянием внешних факторов (38 %), влияющих на развитие художественного вкуса младших школьников.

Как показывает проведенное нами экспериментальное исследование, самые низкие показатели имеет фактор 1 (4 %). В ходе опроса по утверждениям фактора 1 дети затруднялись в ответах, указывая с помощью утоняющих вопросов ряд причин: занятость родителей, стремление к коллективному творчеству и пр. На утверждение, раскрывающее значимость мнения родителей о творческой деятельности, испытуемые, тем не менее, давали ответы, соответствующие высоким баллам.

Наиболее высокий балл по сравнению с фактором 1 зафиксирован в утверждениях по фактору 2 (16 %) и фактору 3 (18 %). В ходе опроса, выявляя референтное мнение для младших школьников, в качестве единственного фактора испытуемые отмечали роль учителя. Это объясняется развитием потребностей (точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, желание быть любимым учеником) и особенностями личности младшего школьника (доверие к учителю, большая подражательность и пр.). В перечисленных факторах наблюдается незначительное расхождение в показателях. Тем не менее, суммарный показатель фактора 3 свидетельствует о благоприятном положении испытуемых в творческом кол-

лективе, которое определяет желание и активность школьников, формируя при этом положительное отношение к коллективу и творческому процессу в целом.

Фактор 6 (13 %) раскрывает внутреннюю мотивацию личности: интересы, эмоции, поступки. Как показали данные опроса, младшие школьники, включаются лишь в интересную деятельность, эмоционально реагируют на успехи и неудачи, как правило, не могут объяснить свое решение и поступки.

В результате интерпретации результатов опросника в качестве доминирующего условия для реализации и эффективного развития художественного вкуса младших школьников была определена творческая активность личности (27 %). Во многом лидирующая позиция творческой активности объясняется такими психологическими особенностями личности младшего школьника, как повышенная реактивность, готовность к действию, стремление к получению нового знания, высокая степень заинтересованности. Высокий показатель зафиксирован в факторе 5 (22 %). В ответах испытуемых прослеживалась тенденция именно активного включения в деятельность, тем самым указывая на важность ее интенсивности. Таким образом, творческий опыт находится в прямой зависимости от творческой активности и формируется исключительно в процессе создания продуктов творчества. Полученные данные отмечены в виде круговой диаграммы (рис. 1).

Как видно из рисунка 1 степень влияния исследуемых психологических факторов оказалась зависимой и от пола. Разность процентных показателей факторов у девочек и мальчиков варьирует от 2-5 %. Более высокий уровень показателей факторов зафиксирован у девочек. Полученные данные представлены в виде столбчатой диаграммы (рис. 2).

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование показывает, что определяющим фактором развития художественного вкуса младших школьников является творческая активность. Было выявлено, что при формировании творческой активности важно учитывать ряд психологических условий, а именно: создание творческой среды, организация творческого процесса, творческое взаимодействие участников образовательного процесса. Среди внешних факторов на развитие художественного вкуса в большей степени оказывают влияние учитель и взаимоотношения в коллективе. В связи с этим обосновывается необходимость установления более тесной взаимосвязи между ребенком и учителем, выступающим в качестве организатора творческого пространства.

Рис.2. Распределение психологических факторов, влияющих на развитие художественного вкуса по тендерному признаку

(в % от общего количества баллов)

Культурные иции семьи 4%

Рис. 1. Соотношение психологических факторов, влияющих на развитие художественного вкуса младших школьников (в %)

всего ■ девочки ■ мальчики

27%

16%

4%%

3%

I

1%

18%%

22%

12% 12%

Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6

Литература

1. Буров А. И. Эстетика и споры. М., 1975.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред М. Г. Ярошевского. М., 1987.

3. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. М., 2003.

4. Диденко С. В. Формирование творческой активности младших школьников в условиях организации эстетической оценочной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1987.

5. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества. М., 2005.

6. Кашаев В. Е. Художественный вкус (социально-эпистемологические и психологические проблемы). М., 2006.

7. Мелик-Пашаев А. А. Способность младших школьников к эстетическому общению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. № 2/4. С. 48-52.

8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М., 1987.

9. Патяко Г. И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

10. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологичекий журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 38-41.

* * *

PSYCHOLOGICAL DETERMINES OF PRIMARY PUPILS' ARTISTIC TASTE DEVELOPMENT

N. A. Koval, V. V. Samorukova

On the base of analysis of modern literature psychological conditions of primary pupils' artistic taste development are regarded. The results of empiric research of artistic taste in the process of creativity are given.

Key words: artistic taste, creativity, creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.