УДК 37.013.77 ББК Ю96
ГСНТИ 14.15.01
Код ВАК 13.00.01
Печеркина Анна Александровна,
кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра акмеологии и психологии управления, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 414; e-mail: [email protected].
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: образовательная среда; безопасность образовательной среды; психологическая безопасность образовательной среды; психологическое насилие; ингибиция.
АННОТАЦИЯ. В качестве ключевой детерминанты психологического насилия рассматривается ингибиция. Представлены результаты эмпирического изучения психологических характеристик, сопровождающих проявление феномена ингибиции, а также определена взаимосвязь проявления уровня ингибиции и стажа педагогической деятельности.
Peeherkina Anna Alexandrovna,
Candidate of Psychology, Assistant Professor, the Chair of Acmeology and Psychology of Management, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF PSYCHOLOGICAL VIOLENCE IN EDUCATIONAL SPHERE
KEY WORDS: educational sphere; educational sphere safety; psychological safety of educational sphere; psychological violence; inhibition.
ABSTRACT. Inhibition is viewed as a key determinant of psychological violence. The results of empirical research of psychological characteristics that accompany the phenomenon of inhibition are given, correlation of the level of inhibition and experience of pedagogical work is found.
С
егодня вопросы обеспечения безопасности образовательной среды приобретают особую значимость, что обусловлено теми новшествами и инновациями, которые активно внедряются в школу. В результате происходят изменения образовательной среды, которые, к сожалению, могут быть источником различных травм, и прежде всего психологических.
В данном контексте особое внимание должно быть уделено изучению влияния личностных характеристик педагога на возникновение подобных травм, поскольку именно личностные характеристики позволяют выстраивать эффективные взаимоотношения с учащимся. К тому же любые личностные проблемы, психологические затруднения педагога неизбежно приводят к нарушению взаимодействия с детьми, а далее могут стать источником психологического неблагополучия учащихся. Наверное, не случайно в «Законе об образовании» (вступившем в силу 1 сентября 2013 г.) введено новое понятие «безопасность школьной среды».
Результаты проведенного нами с помощью опросника Е. Е. Алексеевой «Отношение детей к педагогу» исследования показали, что в процессе педагогического общения у детей нарушаются все компоненты этого отношения: эмоциональный, мотивационно-поведенческий и когнитивный. При
этом в большей степени нарушениям подвержен эмоциональный компонент (у 58% учащихся). Это выражается в том, что учащиеся испытывают психологический дискомфорт при общении с педагогом, проявляющийся в негативном отношении к учителю и угнетенном эмоциональном состоянии. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.
В рамках данной работы под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников (2).
Следует отметить, что центральным понятием безопасности является угроза. В связи с этим возникает ряд вопросов: что угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействия? От чего следует их защищать, чтобы создать психологически безопасные условия среды? Источник угрозы, по нашему мнению, носит в основном социально-психологический характер и выступает в виде проявления психологического насилия.
По мнению Н. К. Асановой, психологическое насилие - это постоянное или пе-
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 13-16-66016.
© Печеркина А. А., 2013
риодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку (1).
Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное
унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; требование делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.
Вышесказанное диктует необходимость определения психологических детерминант, приводящих к психологическому насилию в образовательной среде. На наш взгляд, ключевой детерминантой здесь является феномен ингибиции (3).
Ингибиция определяется нами как сложное интегративное образование, развитие которого обусловлено индивидуально-психологическими характеристиками педагогов, сопровождающееся ухудшением педагогического взаимодействия.
Данный феномен проявляется в жестком управлении и тотальном контроле со стороны педагога, а именно резких замечаниях, приказном тоне, нетактичных высказываниях в адрес одних учеников и неаргументированном восхвалении других, единоличном определении общих целей работы и способов выполнения задания без учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и их познавательных интересов. В итоге это приводит к снижению учебной мотивации, так как учащиеся не знают и не понимают, какова цель выполняемой ими работы в целом, какова функция данного этапа и что их ждет дальше. Очевидна необходимость устранения этой угрозы в образовательной среде.
Психологически безопасными можно считать такие взаимоотношения, которые вызывают у участников образовательного процесса чувство принадлежности, убеждают учащегося, что он пребывает вне опасности. В связи с этим возникает социальная потребность в педагогах-профессио-налах, обеспечивающих благоприятный психологический климат в образовательном учреждении, создающих почву для эмоционального благополучия детей, их успешного и гармоничного личностного развития. Для этого учитель должен обладать целым комплексом качеств, без которых реализация конструктивных отношений с учеником в условиях педагогического общения становится практически невозможной. Таким образом, актуальным становится определение психологических ха-
рактеристик педагогической ингибиции как детерминанты психологического насилия.
Основополагающими критериями при проведении исследования выступили следующие положения:
• профессиональное развитие педагога как субъекта деятельности имеет свою временную ось, на которой выделяются определенные этапы. Каждому этапу соответствует свой уровень развития профессионализма, поэтому в выборку вошли представители всех этапов профессионального развития;
• один уровень профессионального образования обеспечивает получение сопоставимых результатов, поэтому выборку составили только педагоги, имеющие педагогическое образование.
С целью изучения психологических характеристик педагогической ингибиции нами составлен комплекс психодиагностических методик, в который вошли методика диагностики коммуникативной установки педагогов (В. В. Бойко), методика диагностики уровня общей коммуникативной толерантности педагогов (В. В. Бойко), методика определения агрессивности (А. Ассин-гер), методика определения уровня эмпати-ческих способностей (В. В. Бойко), опросник для определения уровня развития педагогической ингибиции, разработанный нами.
В исследовании приняли участие 94 педагога. 28% из них были в возрасте до 30 лет, 40% - от 30 до 40 лет, 32% - от 40 до 50 лет, преподавателей старше 50 лет не было. По педагогическому стажу испытуемые распределились следующим образом: у 12% - стаж до 3 лет, у 37% - от 3 до 5 лет, у 25% - от 5 до 10 лет, у 26% - от 10 до 25 лет. У всех испытуемых было педагогическое образование, из них у 78% - высшее, у 12% - среднее специальное.
Перейдем к обсуждению полученных результатов. Нами установлено, что у 42,4% учителей выражена негативная коммуникативная установка, у 62,5% проявляется завуалированная жесткость, у 37,5% - открытая жестокость; у 75% учителей - обоснованный негативизм.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что педагоги, обладающие выраженной негативной коммуникативной установкой, склонны к недоброжелательности, настороженности в отношениях с людьми, способны к отрицательным выводам о людях, проявляют нежелание откликаться на их проблемы. Они склонны игнорировать или сглаживать объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную самооценку, сниженную самокритичность, могут быть агрессивны, непо-
следовательны в высказываниях, хотя часто не замечают в себе этих качеств.
Диагностика коммуникативной толерантности педагогов показала, что низкий уровень коммуникативной толерантности имеют 40,5% учителей.
Детальный анализ компонентов коммуникативной толерантности показал, что 37,5% учителей характеризуются неприятием или непониманием индивидуальности человека, 25% используют себя в качестве эталона при оценке других, 12,5% категоричны и консервативны в оценках людей, 50% не умеют скрывать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, 25% стремятся переделать, перевоспитать партнера, 37,5% стремятся подогнать партнера под себя, сделать его удобным, 25% не умеют прощать другому ошибки, 25% не хотят терпеть физический или психический дискомфорт партнера, 37,5% не умеют приспосабливаться к партнеру.
Это проявляется в неспособности педагогов принимать индивидуальность учащегося, в том, что их суждения строятся на основе привычек, установок и зависят от настроения. Учителя довольно часто демонстрируют неуправляемые отрицательные реакции в ответ на некоммуникабельные качества ученика, стремятся регламентировать его поступки, навязывают собственную точку зрения.
Рассмотрим результаты определения уровня агрессии и эмпатии у педагогов. Высоким уровнем агрессии обладают 62% учителей. Таким педагогам присущи вспышки агрессивности, которая носит скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Они склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, относятся к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируют конфликтные ситуации, которых можно было бы избежать, относятся предвзято к неуспевающим ученикам. Можно предположить, что высокий уровень агрессии педагога оказывает деформирующее влияние на структуру личности учащегося.
75% учителей обладают низким уровнем эмпатии. Это проявляется в неспособности понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение, в избегании личных контактов, суженности диапазона эмоциональной отзывчивости.
Итак, общая картина исследования психологических характеристик педагогов выглядит таким образом, что у педагогов ярко выражены следующие негативные индивидуально-психологические характеристики: негативная коммуникативная установка, низкий уровень коммуникативной
толерантности, высокий уровень агрессии, низкий уровень эмпатии.
Результаты диагностики уровня педагогической ингибиции показали, что у 52% педагогов наблюдается высокий уровень ее выраженности (табл.).
Таблица
Уровень выраженности ингибиции у педагогов, %
Низкий Средний Высокий
15 33 52
Для подтверждения гипотезы о том, что существуют значимые различия в выраженности психологических характеристик у педагогов с разным уровнем ингибиции, нами был проведен сравнительный анализ с использованием Ц-критерия Манна - Уитни.
Анализ различий между выделенными группами педагогов показал, что сравниваемые группы статистически достоверно различаются по уровню выраженности ряда переменных: коммуникативной установки (г = 164,10; р = 0,04), коммуникативной толерантности (г = 171,0; р = 0,04), агрессии (г = 112,50; р = 0,02), эмпатии (г = 158,0;
р = 0,04).
Педагоги с высоким уровнем ингиби-ции имеют низкие показатели эмпатии, высокие показатели агрессии, низкий уровень коммуникативной толерантности, демонстрируют выраженную негативную коммуникативную установку в педагогическом общении. Педагоги с низким уровнем инги-биции имеют более высокие показатели эмпатии, низкие показатели агрессии, коммуникативной толерантности, им свойственна адекватная коммуникативная установка в педагогическом общении.
В ходе исследования также установлена взаимосвязь проявления уровня ингибиции и стажа педагогической деятельности.
Наиболее высокие показатели выраженности уровня ингибиции наблюдаются в группе педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет. Низкий уровень ингибиции выражен в группе респондентов со стажем работы до 5 лет.
Возможно, это объясняется тем, что педагоги со стажем до 5 лет имеют небольшой опыт работы, поэтому для них характерен поиск оптимальных форм поведения, а также способов выполнения профессиональной деятельности. Результатом этого является их готовность к возможным неуспехам. К тому же отсутствие устойчивого статуса приводит к тому, что они не боятся совершить ошибку, поэтому неуспех в профессиональной деятельности на данном этапе воспринимается как вполне нормальное явление.
У педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет уровень ингибиции резко воз-
растает: он проявляется у 60% учителей. Это связано с тем, что на данном этапе происходит активное накопление опыта работы, повышается статус педагога, а также начинают появляться профессиональные деформации.
Результаты, полученные в группе педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет, показывают резкое снижение уровня ингиби-ции (ингибиция проявляется у 10% педагогов). Возможно, это обусловлено возрастными особенностями и выбором преодолевающих стратегий поведения. Педагог на данном этапе активно изменяет свою жизнь, а также занят поиском активных жизненных стратегий.
В группе педагогов со стажем работы от 20 до 30 лет полученные результаты не вписываются в общую динамику выраженности феномена ингибиции: показатели вновь возрастают (ингибиция проявляется у 30% педагогов). Это может быть обусловлено как возрастными особенностями, так и высоким профессиональным статусом и его значимостью для учителя.
Итак, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Ключевой детерминантой психологического насилия в образовательной среде является феномен ингибиции, проявление которого обусловлено психологическими характеристиками личности педагога.
2. Психологическими характеристиками, сопровождающими проявление феномена ингибиции у педагогов, являются негативная коммуникативная установка, низкий уровень коммуникативной толерантности, высокий уровень агрессии, низкий уровень эмпатии.
3. Существует взаимосвязь проявления уровня ингибиции и стажа педагогической деятельности. Максимальная выраженность ингибиции наблюдается у педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет.
Полученные результаты обусловливают необходимость разработки технологий профилактики психологического насилия в образовательной среде на разных этапах профессионального становления педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асанова Н. К. Жестокое обращение с детьми: основные методологические, практические и правовые аспекты // Руководство по предупреждению насилия над детьми / под ред. Н. К. Асановой. М. : Вла-дос, 1997.
2. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : моногр. СПб., 2002.
3. Zajonc R. Social facilitation / / Science. 1965.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.