Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
психологические барьеры / барьеры общения / инклюзивное образование / дети с ОВЗ / педагог / образование / psychological barriers / communication barriers / inclusive education / children with disabilities / teacher / education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Токарева А. С.

В статье представлен теоретический анализ психологических барьеров и факторов, влияющих на их возникновение и фиксацию у педагогов как субъектов инклюзивной образовательной практики. Рассмотрены классификации психологических барьеров, отдельной группой выделены барьеры общения субъектов инклюзивной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Токарева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF TEACHERS IN PROCESS OF IMPLEMENTING INCLUSIVE PRACTICE

The article presents a theoretical analysis of psychological barriers and factors influencing their occurrence and fixation among teachers as subjects of inclusive educational practice. Classifications of psychological barriers are considered, barriers of communication of subjects of an inclusive educational environment are highlighted in a separate group.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ»

УДК 159

Токарева А.С.

преподаватель, Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация: в статье представлен теоретический анализ психологических барьеров и факторов, влияющих на их возникновение и фиксацию у педагогов как субъектов инклюзивной образовательной практики. Рассмотрены классификации психологических барьеров, отдельной группой выделены барьеры общения субъектов инклюзивной образовательной среды.

Ключевые слова: психологические барьеры, барьеры общения, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагог, образование.

Введение. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 04.10.2022 г.) закрепляет право каждого гражданина страны, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/ или инвалидностью, на образование [5].

Инклюзивное образование подразумевает учет возможностей и создание благоприятных условий для каждого ребенка. Эффективность внедрения инклюзивного подхода в образовательную систему зависит от подготовки педагогов образовательной организации, обладающих знаниями о возрастных и психологических особенностях воспитанников с различными вариантами нетипичного развития, а также умеющими взаимодействовать со всеми участниками педагогического процесса [3].

При реализации инклюзивной педагогической практики могут встречаться различные напряженные ситуации, которые требуют от педагогов психологических ресурсов, навыков самообладания и саморегуляции. Современный педагог должен обладать высокой работоспособностью, способностью противостоять многочисленным трудностям, возникающим в процессе работы, уметь находить выход из кризисных ситуаций, предлагать нестандартные решения, быть эмоционально уравновешенным, проявлять терпеливость, собранность, сдержанность в напряженных ситуациях и уметь сохранять на протяжении всего рабочего времени общий и эмоциональный тонус [1].

Однако, как показывает педагогическая практика, в настоящее время проблема выявления и преодоления психологических барьеров педагога во взаимодействии с детьми с ОВЗ остается актуальной в силу отсутствия системных научных исследований, направленных на изучение особенностей барьероустойчивости педагогов в профессиональной деятельности, их специфики на разных этапах профессионального становления и развития личности педагогов, а в образовательных организациях отсутствуют программы коррекционно-развивающих занятий по формированию всевозможных вариантов регулирования барьероустойчивости педагогов.

Кроме этого, состояние напряженности усиливается у педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, в связи с дифференцированными трудностями коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. К ним относятся барьеры отношений между родителями нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, трудности в общении между детьми с ОВЗ и нормотипичными обучающимися, между педагогом и родителями, которые возникают из-за различных социально-психологических проблем [6].

В свою очередь, родители как участники образовательного процесса, выделяют барьеры, которые препятствуют прогрессу в осуществлении устойчивой формы инклюзивного образования, такие как: недостаточная

подготовка учителей к преподаванию в инклюзивных классах, негативное отношение и стигматизация по отношению к детям-инвалидам, отсутствие ресурсов, ориентированных на потребности детей с ОВЗ [7].

Таким образом, инклюзивное взаимодействие является источником психологических барьеров, оказывающих негативное влияние на его качественные характеристики (Maclellan, 2005, Kerr, 2015). Психологические барьеры - значимый фактор нарушения безопасности инклюзивной образовательной среды, прежде всего, для обучающихся (Писарев, Писарева, Слюсарева) [10].

В качестве примеров можно обозначить негативные профессиональные установки учителей, которые не хотят обучать детей с инвалидностью и ОВЗ в общем классе, объясняя это отрицательным влиянием на качество образовательного процесса для обучающихся с нормативным развитием и формирование негативных стереотипов в отношении обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в детской среде под влиянием установок взрослых (Белинская, 2003, Матюшкин, 2009) [4, 11]

Основное содержание статьи. Предметная область изучения «психологических барьеров» связана с уникальностью и специфичностью этого феномена. Возникновение психологических барьеров существенно осложняет общение как отдельных индивидов, так и целых социальных слоев общества [12].

В связи с этим барьер представляется как психологический феномен, который представлен через форму ощущений, понятий, образов, переживаний, где отражаются свойства объекта к ограничению проявлений жизнедеятельности человека, к препятствию удовлетворения его потребностей [13].

Психологический барьер - это препятствие, которое субъективно переживается человеком и проявляется в форме эмоциональных переживаний, состояний, реакций и вызывает временное неадекватное снижение активности

человека, а также содержит в себе скрытые резервы стимулирования и активизации деятельности путем их предотвращения или преодоления [2].

Согласно словарю психологических терминов, психологический барьер является внутренней, психологической причиной, препятствующей человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях [8].

Как правило, подобные специфические состояния непосредственно связаны с отрицательными переживаниями, с конкретными проблемами и актуальными ситуациями, являющимися неадекватно острыми непосредственно для педагога. Личность субъективно переживает психологические барьеры как достаточно серьезные трудности в общении, в организации деятельности, во взаимоотношениях, и их результатом становится самонеудовлетворенность, заниженная самооценка и уровень притязаний, внутриличностные конфликты, патологические страхи, тревожность, чувство необоснованной вины и т.д. [13].

Психологические барьеры, возникающие в объективно сложившихся ситуациях, сигнализируют о себе острыми отрицательными эмоциональными переживаниями, сопровождающимися наличием нервно-психического напряжения, они препятствуют процессам адекватного взаимодействия. Барьеры усиливают отрицательные переживания и установки - чувство вины, страх, тревогу, стыд, - все, что ассоциируется с самой задачей [13].

Профессиональная деятельность педагогов в формате инклюзивного образования зачастую сопровождается повышенной тревожностью, страхами, фрустрацией, аффектами, эмоциональной неустойчивостью, пассивностью педагога во взаимодействиях с детьми с ОВЗ, эмоциональным напряжением (эмоциональные барьеры) [1].

Д.А. Петров рассматривает психологические барьеры как компонент инновационных барьеров педагога инклюзивного образования и определяет их сущность через низкий уровень мотивационной готовности, эмоциональное

непринятие детей с ОВЗ, и неготовность включать таких детей в образовательную деятельность.

Е.С. Слюсарева определила психологические барьеры как состояния переживания препятствий, возникающие в процессе взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды, вызванные как особенностями совместной деятельности (барьеры деятельности), так и особенностями личности субъектов взаимодействия (барьеры личности) [9].

Ею предложена следующая классификация психологических барьеров, возникающих у педагогов в ходе реализации инклюзивной образовательной практики:

Первая группа барьеров - психолого-познавательные (А.И. Пилипенко) [7] и конативные барьеры. Психолого-познавательные барьеры проявляются как трудности в освоении и использовании знаний о психологических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия в инклюзивной образовательной среде. Конативные барьеры возникают в связи с несформированностью практических умений взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Вторая группа барьеров - эмоциональные барьеры (Н.И. Шевандрин), к которым исследователи отнесли: барьер неверия в собственные силы, барьер психической напряжённости (тревожность, невозможность инициировать контакт с ребёнком, имеющим нарушения в развитии), барьер страха, барьер стыда и вины.

Третья группа барьеров - коммуникативные барьеры или барьеры общения (семантический, логический, фонетический, лингвистический) [9].

В классификации В.Н. Мясищева, базой для которой выступают положения психологии отношений, определяющим является личностный аспект [8]. Таким образом, исследователь различает:

1. Барьер отражения. Такие барьеры появляются как результат искаженного восприятия, причем это восприятие может быть направлено на: себя (неадекватность самооценки), партнеров (которым приписываются не

присущие им свойства, способности), ситуации (неадекватность при оценке ее значимости),

2. Барьер отношения. Такие барьеры появляются как результат неадекватности в отношении: к себе (неудовлетворенности собственным ролевым статусом), к партнерам (наличие к партнеру неприязни, чувства антипатии), к ситуациям (негативное отношение) [13].

Выводы. Понятие «психологических барьеров» весьма многообразно. В нашем исследовании опираемся на определение психологического барьера Д.А. Петрова и классификацию психологических барьеров Е.С. Слюсаревой. Преодоление психологических барьеров выступает механизмом детерминации внешнего во внутреннее - от условий инклюзивной образовательной среды к личностной самореализации каждого из ее субъектов [9].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бородулина, Е.В Исследование психологических барьеров во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ у педагогического персонала образовательной организации / Е.В Бородулина // Форум молодёжной науки, Выпуск 2 - 2021 - №3 - стр. 20-24;

2. Глазкова, И. Я. Исследование проблемы барьеров в отечественной психологии / И.Я. Глазкова // Вестник Таганрогского института им.А.П. Чехова, Спецвыпуск 1 - 2012 - стр. 137-142;

3. Кетриш Е. В., Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Е.В. Кетриш- Екатеринбург, 2018 г. - 121 с;

4. Колокольникова, М.В. Психологические барьеры инклюзивного взаимодействия как фактор риска для учащихся начальных классов / М.В. Колокольникова, Н.М. Борозинец, Н.Н. Крыжевская, Ю.В. Жикривецкая // Российский психологический журнал, 21 (1) - 2024 - стр. 151-167;

5. КонсультантПлюс. - 2024 - URL -https://w.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca774 4f87beddac2947282;

6. Корякина, Т.Г. Практическая подготовка будущих педагогов как профилактика возникновения психологических барьеров в инклюзивном образовании / Т.Г. Корякина, С.Н. Архипова, Е.А Неустроева // Перспективы Науки и Образования, 2024 -https://pnojournal.wordpress.com/2024/05/04/koryakina/ (дата обращения: 04.07.2024 г.);

7. Миронов, А. В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями / Е. С. Шелест О. В. Булатова // Science for Education Today, том 10 - 2020- №5 - стр. 50-66;

8. Словарь терминов по психологическому консультированию. СПб: Лань, 2016;

9. Слюсарева, Е.С. Психологические барьеры взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды / Е.С. Слюсарева // Вестник КГУ, №3 -2019 - стр. 62-65;

10. Слюсарева, Е. С. Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды: риск-ресурсный подход / Е. С. Слюсарева, М. И. Плугина // Человек и образование. - 2021. - № 4(69). - С. 81-89;

11. Слюсарева, Е. С. Риски педагогов в условиях реализации инклюзивной образовательной практики: аспект психологической безопасности / Е. С. Слюсарева // Человек и образование. - 2022. - № 4(73). - С. 61-70;

12. Сорокина, Д.Б., Основные подходы к пониманию феномена, барьеры общения в психологической науке / Д.Б. Сорокина // Интернет-журнал «Мир науки», 2017, Том 5, №3 / http://mir-nauki.com/PDF/17PSMN317.pdf;

13. Ульянова, А.А. Понятие психологического барьера и его виды / А.А. Ульянова // Academy, - 2018 - стр.92-95

Tokareva A.S.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF TEACHERS IN PROCESS OF IMPLEMENTING INCLUSIVE PRACTICE

Abstract: the article presents a theoretical analysis of psychological barriers and factors influencing their occurrence and fixation among teachers as subjects of inclusive educational practice. Classifications of psychological barriers are considered, barriers of communication of subjects of an inclusive educational environment are highlighted in a separate group.

Keywords: psychological barriers, communication barriers, inclusive education, children with disabilities, teacher, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.