Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАРЬЕРЫ ИНКЛЮЗИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИНЯТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

В статье анализируется проблема отношения к инклюзивному образованию педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ/инвалидностью. Автор статьи отмечает, что по-прежнему существенными барьерами инклюзивного образования остаются барьеры отношения общества, восприятие проблем этого образования его разными субъектами. В работе представлены результаты опроса 193 родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и 223 педагогов. Большинство родителей детей с ОВЗ достаточно позитивно воспринимают условия инклюзивного обучения ребенка. Здоровье ребенка и особенности его психического развития в качестве недостатка, затрудняющего процесс получения качественного образования, выделяют около 25% педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ. 1/5 часть родителей в качестве препятствия отмечает отсутствие помощи со стороны специалистов сопровождения. Педагоги инклюзивных классов, оценивая инклюзивное образование, выделяют такие его барьеры как отсутствие или недостаток специальных условий, а также трудности самообслуживания ребенка при включении в коллектив сверстников. Наиболее часто педагоги и родители отмечают такой барьер успешной интеграции ребенка с ОВЗ в общество сверстников, как недостаточность развития у них навыков общения. Результаты исследования обнаруживают потребность в реализации программ социально-психологических тренингов в инклюзивных классах, просвещения родителей и педагогов для создания оптимальных социально-психологических условий в каждой инклюзивной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF INCLUSIVE EDUCATION: ASSESSMENT OF TEACHERS AND PARENTS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The article analyzes the problem of attitude to inclusive education of teachers and parents of students with disabilities. The author of the article notes that barriers to the attitude of society and the perception of the problems of this education by its various subjects remain significant barriers to inclusive education. The paper presents the results of a survey of 193 parents raising children with disabilities and 223 teachers. Most parents of children with disabilities perceive the conditions of inclusive education of the child quite positively. About 25% of teachers and parents of students with disabilities identify the child's health and the peculiarities of his mental development as a disadvantage that complicates the process of obtaining a quality education. 1/5 part of parents as an obstacle notes the lack of assistance from support specialists. Teachers of inclusive classes, assessing inclusive education, highlight its barriers such as the absence or lack of special conditions, as well as the difficulties of self-service of a child when included in a peer group. Most often, teachers and parents note such a barrier to the successful integration of a child with disabilities into the society of peers as the lack of development of their communication skills. The results of the study reveal the need for the implementation of socio-psychological training programs in inclusive classrooms, education of parents and teachers to create optimal socio-psychological conditions in each inclusive educational organization.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ»

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т.10 - №1. -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращения 24.04.2022).

9. Скачева, Н.В. Дидактические методы обучения фразеологизмам на уроках по иностранному языку (на примере немецкого языка) / Н.В. Скачева // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции. - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». - 2017. - С. 246-249

10. Сонина, Н.Н. Когнитивно-коммуникативная методика обучения фразеологии английского языка школьников 8-9 классов гимназии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Сонина Наталия Николаевна; [Место защиты: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова]. - Нижний Новгород, 2012. - 186 с.

11. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10 -№4 - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-6 (дата обращения 12.04.2023).

12. Чепкова, Т.П. Лингвометодические аспекты изучения русской фразеологии в иностранной аудитории / Т.П. Чепкова // Вестник Орловского государственного университета. - 2010. - С. 211-213

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА ПЕДАГОГОВ И

РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация. В статье анализируется проблема отношения к инклюзивному образованию педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ/инвалидностью. Автор статьи отмечает, что по-прежнему существенными барьерами инклюзивного образования остаются барьеры отношения общества, восприятие проблем этого образования его разными субъектами. В работе представлены результаты опроса 193 родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и 223 педагогов. Большинство родителей детей с ОВЗ достаточно позитивно воспринимают условия инклюзивного обучения ребенка. Здоровье ребенка и особенности его психического развития в качестве недостатка, затрудняющего процесс получения качественного образования, выделяют около 25% педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ. 1/5 часть родителей в качестве препятствия отмечает отсутствие помощи со стороны специалистов сопровождения. Педагоги инклюзивных классов, оценивая инклюзивное образование, выделяют такие его барьеры как отсутствие или недостаток специальных условий, а также трудности самообслуживания ребенка при включении в коллектив сверстников. Наиболее часто педагоги и родители отмечают такой барьер успешной интеграции ребенка с ОВЗ в общество сверстников, как недостаточность развития у них навыков общения. Результаты исследования обнаруживают потребность в реализации программ социально-психологических тренингов в инклюзивных классах, просвещения родителей и педагогов для создания оптимальных социально-психологических условий в каждой инклюзивной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, барьеры инклюзии, обучающиеся с ОВЗ, психологическая готовность педагогов, аксиологический аспект принятия инклюзивного образования, социально-психологический климат.

Annotation. The article analyzes the problem of attitude to inclusive education of teachers and parents of students with disabilities. The author of the article notes that barriers to the attitude of society and the perception of the problems of this education by its various subjects remain significant barriers to inclusive education. The paper presents the results of a survey of 193 parents raising children with disabilities and 223 teachers. Most parents of children with disabilities perceive the conditions of inclusive education of the child quite positively. About 25% of teachers and parents of students with disabilities identify the child's health and the peculiarities of his mental development as a disadvantage that complicates the process of obtaining a quality education. 1/5 part of parents as an obstacle notes the lack of assistance from support specialists. Teachers of inclusive classes, assessing inclusive education, highlight its barriers such as the absence or lack of special conditions, as well as the difficulties of self-service of a child when included in a peer group. Most often, teachers and parents note such a barrier to the successful integration of a child with disabilities into the society of peers as the lack of development of their communication skills. The results of the study reveal the need for the implementation of socio-psychological training programs in inclusive classrooms, education of parents and teachers to create optimal socio-psychological conditions in each inclusive educational organization.

Key words: inclusive education, barriers of inclusion, students with disabilities, psychological readiness of teachers, axiological aspect of the adoption of inclusive education, socio-psychological climate.

Введение. Проблема развития инклюзивного образования в РФ уже более 10 лет находится в поле пристального внимания со стороны государства и общества. Несмотря на это, существуют определенные трудности инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью, ретроспективный анализ которых позволит вносить корректировки в стратегию управления образованием на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. Результаты исследования разных авторов показывают [1; 2; 5; 6], что за последнее десятилетие изменилось отношение педагогов к инклюзивному образованию, значительно изменился уровень их психологической готовности к инклюзивным практикам, и в целом идеи инклюзивного обучения лиц с ОВЗ на современном этапе принимаются учителями достаточно хорошо. При этом до сих пор обнаруживаются определенные барьеры методического и социально-психологического плана. Так, по мнению педагогов, зачастую не удовлетворены их потребности «в познании лиц данной категории, остаются не до конца ясными методические вопросы организации обучения школьников этой категории» [6, С. 115]. Кроме того, требуется изменение в сознании современного учителя, усиление его мотивации через развитие аксиологического компонента психологической готовности к работе в условиях инклюзии, что в значительной степени изменит характер социально-психологического климата инклюзивной школы и придаст взаимодействию учителя с обучающимся профессионально-гуманистическую направленность [2].

Восприятие родителями инклюзивных практик, уровень их ценностного отношения также заслуживают особого внимания, так как это отношение во многом определяет не только позицию общества в целом, но и влияет на модели взаимодействия обучающихся друг с другом, которые они транслируют в инклюзивных классах. Ситуация неопределенности, тревоги за своего ребенка, ожидание несправедливости при создании условий обучения ограничивают

возможность принятия идей инклюзивного образования родителями, воспитывающими как детей с нормативным развитием, так и обучающихся с ОВЗ.

Как отмечают в своем исследовании Т.Ф. Суслова и О.Ю. Светлакова, количество родителей в РФ, имеющих установки негативного содержания в сфере инклюзивного образования значительно, что свидетельствует «о наличии серьезных проблем, связанных с внедрением и развитием инклюзивного образования, как на уровне общества в целом, так и в сознании родителей...» [7, С. 74].

При этом, по данным Министерства образования Оренбургской области, в 2022 году обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано прежде всего в инклюзивных школах (8055 человек), в сравнении со специальными (коррекционными) образовательными организациями, в которых обучается только 2410 человек. Это, доказывая преобладание инклюзивной формы обучения обучающихся с ОВЗ, делает проблему восприятия разных аспектов такого образования педагогами и родителями обучающихся с ОВЗ актуальной.

На изучение восприятия родителями и педагогами разных аспектов инклюзивного образования было направлено наше экспериментальное исследование. В нем приняли участие родители, воспитывающие детей с ОВЗ/ инвалидностью, в количестве 193 человека и педагоги, в количестве 223 человека. Для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости эффекта использовался критерий углового преобразования Фишера (по отдельным вопросам анкеты).

Опрос был направлен на изучение мнения родителей и педагогов о трудностях включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную среду, о характере взаимоотношений ребенка с ОВЗ/инвалидностью с учителем и сверстниками, на выявление барьеров качественного образования обучающихся с ОВЗ/инвалидностью.

Результаты ответа на вопрос: «Какие трудности испытывает Ваш ребенок в образовательной организации?» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Мнение родителей о трудностях ребенка с ОВЗ/ инвалидностью в образовательной организации (в %)

Анализ ответов на вопрос показывает, что почти 80% родителей обучающихся с ОВЗ подчеркивает наличие тех или иных трудностей инклюзии, но, несмотря на это, они достаточно редко соглашаются с наличием социально-психологических барьеров инклюзивного образования.

При конкретизации вопроса о трудностях включения ребенка с ОВЗ и инвалидностью в коллектив нормально развивающихся сверстников (который был задан и педагогам образовательных организаций, и родителям, воспитывающим детей с ОВЗ) характер ответов родителей значительно меняется (рисунок 2).

44,6

Рисунок 2. Трудности интеграции ребенка с ОВЗ/ инвалидностью в коллектив сверстников (в %)

Анализ результатов показывает, что на недостаточность навыков общения у обучающихся с ОВЗ указывают педагоги и еще чаще - родители (ф*= 1,872, р<0,05). Причины коммуникативных трудностей могут быть разными. Известно, что дети с ОВЗ имеют ограниченный коммуникативный опыт, нарушения вербальных и невербальных средств общения, сниженную мотивацию и недостаточную направленность на речевое общение со сверстниками.

21,2% родителей в качестве барьера, затрудняющего включение обучающегося с ОВЗ и инвалидностью в коллектив сверстников, отмечают отсутствие или недостаток помощи со стороны специалистов сопровождения.

Социально-психологические барьеры, среди которых непринятие со стороны сверстников и отрицательные установки родителей, воспитывающих детей с нормативным развитием, в незначительном количестве встречаются в обеих группах. Трудности самообслуживания в качестве препятствия включения в коллектив сверстников выделяют только 17 родителей и 84 учителя, что подчеркивает различия во взглядах этих субъектов образования на проблемы совместного обучения лиц с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников (ф*= 7,323, р<0,01). Такие расхождения в результатах, вероятнее всего, связаны с тем, что родители не вполне адекватно оценивают возможности своих детей, переоценивают их способности. Н.В. Жигинас с соавторами, Т.Г. Киселева и другие отмечают, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ, зачастую искаженно воспринимают возможности и способности своих детей, переоценивая или недооценивая их [3; 4].

Важными показателями при рассмотрении социально-психологических аспектов инклюзивного образования являются взаимоотношения между обучающимся с ОВЗ и педагогами. Эту сторону инклюзии в образовании также оценивали педагоги и родители, воспитывающие детей с ОВЗ (таблица 1).

Таблица 1

Характер взаимоотношений педагогов с обучающимися с ОВЗ/инвалидностью (в %)

Каков характер взаимоотношений Вашего ребенка с учителями/ Каков характер взаимоотношений детей с ОВЗ с учителями? Ответы родителей Ответы педагогов

Хорошие отношения со всеми учителями 64,4 76,2

Хорошие отношения, но только с некоторыми учителями 13,5 17

Отношения ограничиваются только учебными вопросами 9,3 3,6

Отношения носят теплый, неформальный характер 6,7 3,6

Безразличные отношения 1 0

Чаще всего носят конфликтный характер 1 0

Затрудняюсь ответить 4,1 0

Анализ данных позволяет убедиться в том, что большинство педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ школьного возраста, удовлетворены взаимоотношениями между ребенком и учителями, отмечая хорошие отношения, отношения теплого и неформального характера. Однако есть единичные ответы родителей, свидетельствующие о безразличных и конфликтных отношениях в диаде «педагог-обучающийся с ОВЗ».

Взаимоотношения между обучающимся с ОВЗ и их нормативно развивающимися сверстниками оценивали родители учеников. 74,6% родителей считают отношения обучающихся в классе доброжелательными и уважительными. О наличии неблагоприятной атмосферы в инклюзивных классах заявляет незначительное число родителей, отмечая безразличие (9,3%) и конфликтный фон отношений (1,6%). 14,5% родителей затруднились с ответом на данный вопрос.

Результаты оценки трудностей на пути получения обучающимися с ОВЗ качественного образования в условиях инклюзивной школы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Барьеры получения качественного образования обучающимися с ОВЗ в инклюзивной школе (в %)

Что мешает, на Ваш взгляд, детям с ОВЗ получать качественное образование в инклюзивной школе? Ответы педагогов Ответы родителей

Ничего не мешает получать лицам с ОВЗ качественное образование 15,7 51,3

Здоровье ребенка, особенности его психического развития 24,2 22,3

Большое количество детей в классе 17,9 13,5

Отсутствие или недостаток специальных условий 26,5 5,2

Отсутствие помощи специалистов 6,3 4,1

Недостаточность компетенций педагогов 0 3,1

Недостаточная мотивация педагогов 4,6 0

Отвечая на вопрос о том, что мешает качественному образованию детей с ОВЗ, респонденты двух групп не выделяют социально-психологические барьеры, но выделяют внутренний фактор (состояние здоровья самих обучающихся с ОВЗ) и несколько внешних факторов. 26,5% педагогов школ на первое место ставят отсутствие или недостаток специальных условий: учебников, услуг ассистентов, технических средств обучения. Среди родителей детей с ОВЗ только 5,2% отмечают неудовлетворенность этими условиями (ф*= 6,205, р<0,01).

Более половины опрошенных родителей (51,3%) отмечают, что детям с ОВЗ ничего не мешает получать качественное образование, что свидетельствует об удовлетворенности родителей процессом и качеством образования. Этого же мнения придерживается лишь 15,7 % педагогических работников (ф*= 76,192, р<0,01). Такое расхождение взглядов свидетельствует либо об излишней требовательности педагогов к своей деятельности, либо о недостаточной осознанности родителями проблем школьного обучения собственных детей, их слабой включенности в образовательный процесс, искаженности представлений. Такой барьер, как большое число детей в классе выделяют примерно одинаковое число респондентов двух выборок.

Аксиологический аспект принятия инклюзивного образования разными его субъектами был оценен педагогами образовательных организаций. По их мнению, наиболее высокая степень принятия идей и ценности инклюзивного образования у администрации образовательных организаций, а наименее у родителей обучающихся с нормативным развитием, что является существенным препятствием для реализации инклюзивных практик.

Резюмируя, отметим, что:

- в качестве социально-психологических барьеров инклюзивного образования ребенка с ОВЗ и инвалидностью лишь незначительная часть педагогов и родителей выделяют непринятие со стороны сверстников и отрицательные установки родителей, воспитывающих детей с нормативным развитием. Значительно чаще обнаруживается барьер, связанный с недостаточностью развития коммуникативных навыков у самих детей с ОВЗ;

- родители обучающихся с ОВЗ, в сравнении с педагогами, более позитивно оценивают возможность получения качественного образования их детьми в условиях инклюзивной школы;

- большинство педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, уверены в благополучии социально-психологического климата в школе, отмечая доброжелательные и уважительные отношения, как с учителями, так и со сверстниками в классных коллективах.

Выводы. Таким образом, социально-психологические барьеры инклюзивного образования до сих пор присутствуют в сознании разных субъектов образования. Для развития инклюзивного образования лиц с ОВЗ, повышения его качества и преодоления возникающих трудностей необходимо:

- разрабатывать и реализовывать программы социально-психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и позитивных установок на взаимодействие в инклюзивном классе;

- развивать родительскую компетентность по вопросам понимания и принятия детей с ОВЗ и инвалидностью;

- повышать ценность идей инклюзивного образования в сознании педагогов и родителей;

- создавать в каждой инклюзивной образовательной организации такое социокультурное пространство, которое позволит преодолеть барьеры и предрассудки в отношении лиц, обучающихся по адаптированным образовательным программам.

Литература:

1. Адеева, Т.Н. Проблемные аспекты психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию / Т.Н. Адеева // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №5. - С. 57-61

2. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования: монография / Е.В Кетриш. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 120 с. - URL: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0653-2. (дата обращения: 05.04.2023).

3. Жигинас, Н.В. Сравнительный анализ родительско-детских отношений и временной перспективы родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью разной степени и расстройствами аутистического спектра / Н.В. Жигинас, Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов // Национальное здоровье. - 2020. - № 2. - С. 57-62

4. Киселева, Т.Г. Психологические особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями / Т.Г. Киселева, Ю.В. Рогунова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. -№ 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN222.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

5. Королева, Ю.А. Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательных организаций / Ю.А. Королева // Концепт. - 2016. - Т. 20. - С. 77-80. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56330.htm (дата обращения: 15.03.2023).

6. Королева, Ю.А. Психологическая готовность педагогов России и Казахстана к инклюзивному обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья / Ю.А. Королева // Общество, педагогика, психология: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. - С. 113-116

7. Суслова, Т.Ф. Исследование аттитюдов родителей в отношении инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра в отечественной и зарубежной науке / Т.Ф. Суслова, О.Ю. Светлакова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7. - № 5A. - С. 68-77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.