Научная статья на тему 'Психологические аспекты восприятия городской среды крупного города (на примере г. Новосибирска)'

Психологические аспекты восприятия городской среды крупного города (на примере г. Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2316
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ / ОБРАЗ ГОРОДА / ОБРАЗОВАНИЕ / АРХИТЕКТУРА / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шемелина Ольга Сергеевна, Ванина Ольга Евгеньевна

В рамках средового подхода рассмотрена категория города. Особое внимание уделено изучению образа Новосибирска в представлении студентов различных специальностей и профессиональными архитекторами. Обнаружены основные характеристики, по которым образ города различается в восприятии горожан и профессиональных архитекторов, а также параметры, по которым Новосибирск существенно отличается от образа города, в котором респонденты предпочли бы жить («города-мечты»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Шемелина Ольга Сергеевна, Ванина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of urban environment perception (on the example of Novosibirsk)

A category of a city is considered in an environmental approach. Special attention is paid to the image of Novosibirsk in the representations of architects and students of various specialties. There are found out some special characteristics, by which the city image strongly differs in perception of architects and other citizens. There are also determined some parameters by which Novosibirsk strongly differs from an image of the city in which the respondents would prefer to live («city of dreams»).

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты восприятия городской среды крупного города (на примере г. Новосибирска)»

4. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Раздел книги: Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of meaning. - Urbana, 1957. -С. 290-304.

5. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.

- СПб.: Речь, 2002. - 350 с.

6. Степанова, С.А. Эволюция визуального образа города [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.archvuz.ru/.

7. Шемелина, О.С. Аспекты психологического восприятия современной городской среды / О.С. Шемелина, О.Е. Ванина // Ценности и смыслы. - М.: Институт эффективных технологий, 2009. - №1. - С. 72-89.

8. Штейнбах, Х.Э. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И. Елен-ский. - СПб: Речь, 2004. - 239 с.

о.С. Шемелина, о.Е. Ванина, г. Новосибирск

психологические аспекты восприятия городской среды крупного города (на примере г. Новосибирска)

В связи с изменениями городского пространства (такими как строительство новых жилых массивов; увеличение этажности зданий; точечная застройка; реконструкция и преобразование некоторых строительных объектов; уничтожение домов старой застройки; увеличение числа наружной рекламы; появление новых видов дополнительного освещения (реклама с подсветкой, яркие витрины магазинов); увеличение количества граффити (несанкционированных рисунков и надписей на объектах общественной и частной собственности); увеличение числа жителей за счет миграции), произошедшими в городах России за последние десятилетия, наблюдается закономерное увеличение интереса к проблеме городской среды.

Перечисленные выше изменения касаются многих крупных городов России, и Новосибирск в этом смысле не является исключением. Новосибирск, по праву называемый столицей Сибири, - активно развивающийся город, облик которого находится в постоянном изменении, что приводит к разнообразным последствиям для жизни города и вызывает противоречивые реакции как у жителей, так и у гостей города. так, в 2007 г. Новосибирск победил во всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России», в 2010 г. занял в этом конкурсе 2-е место, в 2013 г. получил 3-е место в рейтинге «качества городской среды проживания» среди городов России. В то же время в СМИ постоянно публикуются сообщения о митингах и акциях протеста по поводу строительства некоторых объектов города, об инициативах горожан по благоустройству. Эти факты указывают на актуальность изучения восприятия городской среды человеком.

В настоящее время вопрос психологии среды значим также и потому, что человек большую часть времени вынужден находиться в искусственной визуальной среде, в которой остается все меньше естественных материалов. Именно поэтому проектная деятельность при структурировании жилой среды должна происходить не только на функциональной основе, но и на социальной с учетом базовых физиологических и психологических особенностей и потребностей человека.

Примечательно, что проблема взаимодействия среды и человека интересна как архитекторам (Ж.М. Вержбицкий, С.А. Хасиева, К. Линч, Л.С. Романова, А.В. Степанов, С.А. Степанова, Д.О. Швидковский, В.Л. Глазычев), так и психологам (С.Э. Габидулина, Х.Э. Штейнбах, В.И. Еленский, А.Н. Маслова, Л.В. Смолова, Ю.Г. Панюкова); именно архитектура и психология являются областями знаний, лежащими в основе средовой психологии.

До недавнего времени классическая психология практически не занималась исследованиями воздействия среды, ограничиваясь изучением восприятия эпизодических объектов в лабораторных условиях. Предметный мир был настолько привычным атрибутом, что не возникало даже мысли о необходимости исследования особенностей его восприятия. Ситуация резко изменилась, когда ответом на бурное строительство и изменения облика городов на западе в 1960-х гг. стало массовое проявление вандализма по отношению к новым типовым серым зданиям, разрушение людьми собственных жилищ. Именно тогда начало зарождаться новое направление в психологической науке -психология среды.

Во второй половине XX в. были проведены исследования как в нашей стране, так и на западе, посвященные восприятию и отношению к городской среде, однако в настоящее время подобных работ мало: либо они ведутся в рамках смежных наук, либо посвящены отдельным феноменам городского пространства. И создалась такая ситуация, что современные авторы ссылаются на исследования второй половины XX в. К тому же отечественных работ по изучению восприятия городской среды, выполненных с привлечением психологических методов, недостаточно, и вопрос о влияния современной городской среды на человека остается мало изученным [5].

Наше исследование выполнено в рамках средового подхода, который рассматривает человека в постоянном взаимодействии с окружающим жизненным пространством, со средой. Это взаимодействие вызывает у человека определенный эмоциональный фон, состояние, которые провоцируют его на изменение, преобразование окружающего пространства; далее измененная человеком среда вновь воздействует на него, и таким образом, циклы повторяются. Поэтому важно, какой будет окружающая среда, и какого рода поведение она будет провоцировать у людей. Здесь стоит отметить, что до сих пор не разработаны какие-либо нормативные документы (за исключением требований к наружной рекламе) по формированию психологически комфортной визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям.

В рамках средового подхода наиболее острой является проблема агрессии человека, спровоцированная средой и направленная на окружающую среду. Во многих современных городах визуальная среда имеет следующие особенности: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые углы и линии, городские строения по преимуществу статичны и содержат много больших плоскостей. Как будет показано далее, среда с такими характеристиками воспринимается человеком как агрессивная. Важно предпринимать попытки по изменению подобной городской среды, так как она, вызывая агрессию, провоцирует человека на вымещение этой агрессии (акты интолерантного поведения человека, вандализма по отношению к среде), что приводит к еще большему ухудшению внешнего облика города.

Современная городская среда характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, изменчивостью, информационной насыщенностью, что вызвано активным

развитием городов, быстрым изменением визуального облика города и насыщением города различными визуальными объектами, не имевших места ранее. Для средовой психологии важно ответить на вопросы о том, какие факторы городского пространства будут стрессовыми для человека и есть ли различия во влиянии городской среды на разных людей. Вопросам воздействия городской среды на человека необходимо уделять внимание, так как это воздействие постоянно и малоконтролируемо.

Чикагская школа социологии города, созданная Парком в 1916 г. (Дж. Голд), рассматривает город как источник возникновения различных социальных патологий -наркомании, суицидов, психических заболеваний, преступности. Типичный портрет горожанина - отсутствующий взгляд, человек избегает всех социальных связей, кроме самых поверхностных, у горожанина вместо непосредственных контактов преобладают вторичные, ослабляются родственные узы, понижается социальное значение семьи, исчезают отношения добрососедства и подрываются основы социальной солидарности, в результате - отчуждение, отклонения в психике, отсутствие ответной реакции, апатия, диффузия ответственности [5].

Основными стрессовыми факторами городской среды являются:

1. Конфликтные участки жилой среды - это участки, которые возникают при наложении зон персонального и публичного контроля: например, неогороженные зеленые насаждения в зоне интенсивного пешеходного движения.

2. Пустующие участки жилой среды, возникающие при отсутствии постоянного социального контроля и изолированности, при оторванности от интенсивно используемых территорий. Эти участки нежелательны, так как они осваиваются случайными группами людей, деятельность которых редко носит созидательный характер.

3. Однородные и «агрессивные» поля, которые создают большую неприятность для глаз. К однородным полям можно отнести голые стены из стекла и бетона, глухие заборы, переходы и асфальтовое покрытие, к агрессивным - преобладание четких параллельных линий, одинаковых повторяющихся элементов (ряды окон на плоских стенах высотных домов). Наблюдение в такой среде ведет либо к стрессу, либо к усилению уже имеющегося негативного состояния.

4. Общая численность населения города увеличивает напряженность, так как усиливается анонимность (отсутствие неформального социального контроля), ухудшается качество жилища (рост этажности сокращении пространства), возрастает темп жизни; необходимость преодолевать большие расстояния приводит к раздражению, а избыток контактов приводит к отчуждению. Для обозначения стресса, вызванного субъективным ощущением нехватки пространства, используется термин краудинг. Повышение численности населения делает недоступной возможность уединения, которое необходимо человеку для ощущения самости (целостности, автономности и значимости) и контроля над ситуацией.

5. Невыразительность застройки, отсутствие городской эстетики. Человек нуждается в визуально сложной среде, которая складывается из многообразия стилей зданий и функций (богатство форм жизни). такое пространство, вызывая множество ассоциаций, создает условия для ориентации, четкого ощущения своего местонахождения.

Важно изучать восприятие основных параметров среды с целью предотвращения негативного влияния окружающего пространства на человека, пока это влияние не вызвало необратимых последствий.

Исследования в области психологии городского пространства важны для понимания связи городской среды и поведения человека и для последующего проектирования гармоничного взаимодействия городского пространства и жителей города.

В условиях нарастающего процесса урбанизации актуальность нашего исследования определяется необходимостью изучения восприятия городской среды с целью уменьшения влияния ее негативных факторов на человека. Современная городская среда дает почву для проведения исследований, так как непрерывные изменения городского пространства заставляют человека постоянно адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности, осваивать новую, незнакомую среду.

Объектом нашего исследования является восприятие современной городской среды. Предмет исследования - восприятие городской среды различными профессиональными группами, а именно: специалистами в области архитектуры и специалистами в области психологии. Здесь отметим, что ранее нами было установлено, что психологи в вопросе восприятия города не отличаются от других профессиональных групп, таким образом, мнение психологов относительно городской среды можно рассматривать как мнение типичного горожанина.

Целью нашего исследования является изучение восприятия современной городской среды человеком. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Разработка и апробация методик для исследования городской среды.

2. Изучение образа современного Новосибирска в сравнении с образом «города-мечты» (города, в котором респонденты предпочли бы жить).

3. Рассмотрение восприятия городской среды в зависимости от профессиональной направленности личности.

4. Моделирование образа оптимальной для большинства горожан современной городской среды.

Выборку нашего исследования составили жители г. Новосибирска, студенты-психологи Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), студенты-архитекторы Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА), а также профессиональные архитекторы. Объем выборки - около 270 человек. Методами исследования стали анкетирование, психологическое тестирование, контент-анализ ответов на вопросы.

Основным методом оценки восприятия городской среды являлся архитектурный семантический дифференциал (далее СД), разработанный на основе семантического дифференциала, созданного для оценки эмоциональных реакций на эстетические объекты (Ч. Осгуд, 1952 г. [2]). В настоящее время СД широко используется в экологической психологии, психологии рекламы, экспериментальной эстетике для исследования эмоционального отношения к объектам.

В своей работе мы использовали два СД:

- СД, разработанный для аналогичного исследования питерскими исследователями Х.Э. Штейнбах и В.И. Еленским (состоит из 12 пар прилагательных).

- Авторский СД (О.С. Шемелина, О.Е. Ванина), разработанный на основе предварительных исследований с применением методов анкетирования и контент-анализа. СД состоит из следующих пар прилагательных:

Монотонный -2 0 +2 +2 Ритмичный

Быстрый -2 0 +2 +2 Медленный

Возбуждающий -2 0 +2 +2 Успокаивающий

Прочный -2 0 +2 +2 Хрупкий

Красивый -2 0 +2 +2 Некрасивый

Грязный -2 0 +2 +2 Чистый

Ухоженный -2 0 +2 +2 Неухоженный

Шумный -2 0 +2 +2 Тихий

Многолюдный -2 0 +2 +2 Немноголюдный

Активный -2 0 +2 +2 Пассивный

Спокойный -2 0 +2 +2 Динамичный

Темный -2 0 +2 +2 Светлый

Большой -2 0 +2 +2 Маленький

Старый -2 0 +2 +2 Молодой

Уютный -2 0 +2 +2 Неуютный

Холодный -2 0 +2 +2 Теплый

Яркий -2 0 +2 +2 Тусклый

Злой -2 0 +2 +2 Добрый

Пустой -2 0 +2 +2 Заполненный

Энергичный -2 0 +2 +2 Вялый

Постоянный -2 0 +2 +2 Изменчивый

Притягивающий -2 0 +2 +2 Отталкивающий

Застывший -2 0 +2 +2 Развивающийся

Узкий -2 0 +2 +2 Широкий

Жесткий -2 0 +2 +2 Мягкий

Угасающий -2 0 +2 +2 Расцветающий

Слабый -2 0 +2 +2 Сильный

Массивный -2 0 +2 +2 Миниатюрный

Наша методика на основе СД заключалась в следующем: испытуемым предъявлялись фотографии с видами города Новосибирска и предлагалось оценить фрагменты городской среды с помощью СД Х.Э. Штейнбах и В.И. Еленского, а затем эти данные сопоставлялись с оценками образа города, в котором люди хотели бы жить («города-мечты») и образа Новосибирска в целом. Данные, полученные нами при проведении исследования, подвергались математической обработке, использовался коэффициент ранговой корреляции Rs-Спирмена. Для более детального изучения восприятия образа города использовался авторский СД.

Другими методиками исследования стали авторская анкета «Город» и авторская методика для изучения эмоциональных и поведенческих реакций на различные городские пространства (разработанная по аналогии с тестом тематической апперцепции (ТАТ) Х. Моргана и Г. Мюррея). Методика заключалась в следующем: респонденту предъявлялись изображения видов города Новосибирска (фотографии отдельных городских объектов и пространств) и предлагалось составить сюжетный рассказ о том, что могло бы происходить в изображенном городском пространстве или поблизости от изображенного городского объекта. Результаты, полученные при помощи этой методики, не вошли в данную статью и будут опубликованы позже.

На основе анализа ответов респондентов на вопросы анкеты было установлено, что Новосибирск представляется большим, грязным, красивым, шумным, развивающимся, многолюдным и молодым в восприятии горожан.

Жители города, отвечая на вопросы анкеты, отмечают быстрый характер изменений городского пространства. Среди позитивных изменений выделяют увеличение числа домов и зеленых насаждений, а также улучшение освещения. Большинство людей указывает, что озеленение и наведение чистоты - необходимые преобразования для города Новосибирска. Наиболее негативными изменениями являются, по мнению респондентов, увеличение числа граффити, рекламных щитов, смена функций объектов, появление пристроек к зданиям, непродуманная точечная застройка. Важно, что и уменьшение старой застройки воспринимается горожанами негативно. Оценка городской среды как «старой» приближает образ города к образу «города-мечты», так как респонденты хотят жить в городе, который имеет свою историю, в которой гармонично сочетается старое и новое, а объекты городской среды сомасштабны человеку.

Рис. 1. Профиль восприятия образа Новосибирска в сравнении с профилем восприятия образа «города-мечты» в восприятии горожан (подписи к шкалам соответствуют нижним

значениям)

Ниже представлены результаты, полученные с применением методики СД. На рисунке 1 представлен профиль восприятия образа Новосибирска в сравнении с профилем восприятия образа «города-мечты» в восприятии горожан.

При сравнении образа Новосибирска и образа «города-мечты» в восприятии горожан обнаружены следующие достоверные различия: Новосибирск оценивается менее чистым, добрым, приятным и красивым по сравнению с образом города, в котором испытуемые предпочли бы жить (различия значимы по и-критерию Манна-Уитни; p < 0.05). По остальным шкалам образ Новосибирска статистически значимо не отличается от образа «города-мечты». Математическая обработка данных не выявила также корреляционной связи между оценкой Новосибирска и оценкой «города-мечты», что говорит о том, что данные образы не совпадают, хоть и не являются противоположными. Однако стоит отметить, что в восприятии профессиональных архитекторов данные образы являются противоположными (г = -0.52; p < 0.05); и по ряду шкал обнаружены существенные различия между этими образами, а именно: в восприятии архитекторов Новосибирск отличается от «города-мечты» по параметрам: чистый, добрый, приятный, властный, возбуждающий, красивый, прочный.

Рис. 2. Профиль восприятия образа Новосибирска в восприятии профессиональных

архитекторов и студентов

На рисунке 2 представлен профиль восприятия образа города Новосибирска в восприятии респондентов.

При сравнении профилей оценок Новосибирска профессиональными архитекторами, студентами-архитекторами и студентами-психологами установлено, что профили имеют сходную структуру, однако видны различия по таким качествам как: приятный, властный, красивый, монотонный, добрый, прочный.

2

-профе ссиональны е архитекторы - в- студенты-психологи -а- студенты-архитекторы

\

V 'Л в \\ / \\ ¥ л //У \1

О V, у \ Т \\ \ч ы *' \ V \

/ V- V / н — — —5- ^

-1

-2

-3

ад

3

I

к

в

р

и

ад

3

в

н

о

са

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц

со

ж

к

в

2

СЗ

I

ю

эт

с

со

ад ад >Я ад ад ад ад ад ад

3 5 3 3 3 3 3 3 3

а я Он н я я Рн я я

3 иО н о ш я ю я У

о § о я к о о о 5

са 3 я о н е* Рн и

о. о ю о о я Он

СО 2 я о 3 <и Я Г)

Рис. 3. Профиль восприятия образа «города-мечты» в восприятии профессиональных

архитекторов и студентов

Далее представлен образ «города-мечты» в восприятии респондентов.

При сравнении оценок образа «города-мечты» (рис. 3) заметно большее совпадение между группами респондентов в оценке образа «города-мечты». Практически не наблюдается различий между профессиональными архитекторами, студентами-архи-текторами и студентами-психологами в восприятии образа «города-мечты». лишь по двум шкалам (властный/мягкий, возбуждающий/релаксирующий) установлены различия в оценивании, что мы скорее склонны объяснять возрастными особенностями выборок. Основными параметрами в образе «города-мечты» являются: приятный, мягкий, релаксирующий, красивый, сильный, чистый, добрый, прочный, энергичный.

Совпадение образа «города-мечты» для всех групп респондентов говорит о том, что возможно сформировать такую городскую среду, которая была бы оптимальной для гармоничного развития и взаимодействия жителей города и в то же время позволяла бы реализовывать творческие планы архитекторов.

В ходе дальнейшего исследования из 40 изображений городских пространств, являвшихся стимульным материалом, с помощью корреляционного анализа были выделены пространства, соответствующие образу Новосибирска и образу «города-мечты», а также не соответствующие этим образам.

В представлении психологов, лишь ветхие, малоэтажные, неухоженные дома не соответствуют образу Новосибирска, в то время как гораздо больше объектов не соответствуют образу Новосибирска в восприятии архитекторов, причем в эту категорию попадают объекты культурные, исторические и соразмерные человеку, окруженные зеленью. таким образом, город Новосибирск представляется более разнообразным в стилистическим плане в восприятии студентов-психологов, нежели в восприятии студентов-архитекторов.

В категорию соответствующих Новосибирску в восприятии психологов попали промышленные здания, современные торговые центры, жилые многоэтажные здания,

культурные объекты, а также жилые здания малой этажности. Студенты-архитекторы же видят город менее разнообразным, выделяя в нем лишь промышленные здания, современные торговые центры и жилые многоэтажные здания.

Проведя анализ образа «города-мечты» у студентов-психологов, мы обнаружили, что его составляют соразмерные человеку, ухоженные объекты, как современные, так и построенные в первой половине или середине XX в. У студентов-архитекторов гораздо меньше объектов городской среды соответствуют образу «города-мечты», заметно предпочтение наличия «стиля» у объектов городской среды, соответствующих этому образу. Несоответствующими образу «города-мечты» у психологов являются лишь неухоженные, грязные объекты городского пространства, в то время как у архитекторов намного больше объектов не вписываются в образ «города-мечты».

Как установлено в данном исследовании, восприятие города профессиональными архитекторами отличается от мнения рядовых жителей: проявляется более критичное и избирательное отношение к городскому пространству. С одной стороны, восприятие профессионала всегда более дифференцировано и может внушать больше доверия, но, с другой стороны, история градостроительства знает немало примеров, когда архитекторы публично признавали свои ошибки после того, как было обнаружено негативное психологическое влияние на жителей среды, сформированной некоторыми городскими строениями. В связи с этим нам представляется необходимым ввести в программу обучения архитекторов курс по психологии городской среды, а также проводить открытые обсуждения с участием специалистов из различных областей по вопросам проектирования и застройки города.

Доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук А.В. Анисимов [1] делает акцент на важности обучения основам архитектуры и проектного дела людей таких профессий, как пожарный, врач, чиновник и других, от которых в косвенной мере зависит построение среды жизнедеятельности человека. С нашей точки зрения, наряду со знаниями в области архитектуры современное общество нуждается в образовании в сфере психологии окружающего пространства, и в первую очередь это касается именно людей, выбравших специальность архитекторов, дизайнеров, проектировщиков. Важно уметь предвидеть, каким образом замысел архитекторов и его воплощение откликнется в сознании людей, какие чувства и настроения вызовет у обывателей. Мы видим разрешение этого вопроса в том, чтобы ввести для студентов архитектурного направления курсы по изучению влияния окружающего пространства на человека.

Городская среда - это объект междисциплинарных исследований, так как при ее проектировании необходимо учитывать не только экономические факторы и бытовые потребности горожан, но также психологические и социальные характеристики людей, особенности восприятия городской среды и отдельных ее объектов. Мы приходим к выводу, что проектирование и создание городской среды - это деятельность, требующая усилий не только архитекторов и градостроителей, но и других специалистов - экономистов, экологов, социологов, педагогов, психологов. Поэтому курсы по психологии городской среды нужны и для студентов, обучающихся другим специальностям, с тем, чтобы люди обратили внимание на важность формирования среды с учетом не только физических, материальных, духовных, но и психофизиологических потребностей.

Психологические исследования в области средовой психологи важны для понимания отношений человека и окружающей среды и проектирования их гармоничного взаимодействия.

Литература

1. Анисимов, А.В. Архитектурное воспитание общества (Учить архитектуре!) // Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности: труды общего собрания РААСН / А.В. Анисимов. -Воронеж, ВГАСУ 2005. - С. 268-271.

2. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам / Ч. Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум // Раздел книги: Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of meaning. - Urbana, 1957. -С.290-304.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.

- СПб.: Речь, 2002. - 350 с.

4. Шемелина, О.С. Аспекты психологического восприятия современной городской среды / О.С. Шемелина, О.Е. Ванина // Ценности и смыслы. - М.: Институт эффективных технологий, 2009. №1. - С.72-89.

5. Штейнбах, Х.Э. Психология жизненного пространства / Х.Э. Штейнбах, В.И. Елен-ский. - СПб: Речь, 2004. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.