Научная статья на тему '"Визитные карточки" культурного ландшафта современного Новосибирска в восприятии горожан'

"Визитные карточки" культурного ландшафта современного Новосибирска в восприятии горожан Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
452
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ГОРОДА / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / СЕМИОТИКА ПРОСТРАНСТВА / CITY IMAGE / CULTURAL LANDSCAPE / SEMIOTIC SPACE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гефнер Ольга Викторовна, Горелова Юлия Робертовна

На основе проведенного социологического исследования, выявляются основные значимые в семиотическом отношении места и объекты современного Новосибирска, анализируются особенности восприятия горожанами городского культурного ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural Landmarks of the Cultural Landscape of Modern Novosibirsk in the Perception of Its Residents

Based on the conducted sociological research, the main semiotically significant places and objects of modern Novosibirsk are revealed. Analyzes the characteristics of perception of citizens of urban cultural landscape.

Текст научной работы на тему «"Визитные карточки" культурного ландшафта современного Новосибирска в восприятии горожан»

Эмфронный н<учяо-жтодичесгу.й журнал

Омского

Гефнер О.В., Горелова Ю.Р. «Визитные карточки» культурного ландшафта современного Новосибирска в восприятии горожан // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2018. -№3 (14) июль -сентябрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2018/3/00602.pdf. - ISSN 2413-4066

УДК 130.2

Гефнер Ольга Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск ov.gefner@omgau.org

Горелова Юлия Робертовна

Кандидат исторических наук, ученый секретарь

Сибирский филиал Российского НИИ Культурного и природного наследия

им. Д. С. Лихачева, г. Омск

gorelovaj@mail.ru

«Визитные карточки» культурного ландшафта современного Новосибирска в

восприятии горожан

Аннотация: На основе проведенного социологического исследования, выявляются основные значимые в семиотическом отношении места и объекты современного Новосибирска, анализируются особенности восприятия горожанами городского культурного ландшафта.

Ключевые слова: образ города, культурный ландшафт, семиотика пространства

Значимость исследования образных характеристик культуры города определяется особой ролью данного социокультурного феномена на современном этапе развития человеческой цивилизации. Города являются культурной основой современной цивилизации, точками наиболее активного роста и преображения культуры. Новые социокультурные реалии XXI века существенным образом изменили образные характеристики городского пространства, что выразилось не только в существенных трансформациях визуального облика городов, связанного со значительным преобразованием архитектурно-ландшафтной составляющей, но и в восприятии города самими жителями, в связи с чем проблема исследования субъективного восприятия городской среды горожанами является крайне актуальной.

Образ - способ взаимодействия человека и мира, посредник между сознанием человека и внешней реальностью. Образ, с одной стороны, создается самим человеком, с другой -формирует его восприятие окружающей реальности. Образ представляет собой систему наиболее ярких и мощных по выразительности знаков, символов, представлений и характеристик, отражающих сущностные черты чего-либо (в частности города). Образ города рассматривается нами как совокупность двух подсистем: визуально воспринимаемой, существующей в объективной реальности и складывающейся из особенностей архитектурно-ландшафтной среды, и идеально-образной, бытующей в сознании горожан.

Воспринимая предмет или явление, человек всегда соотносит результаты своего непосредственного восприятия со всей совокупностью собственного социокультурного опыта (установками определенной культуры, социума, стереотипами сознания, результатами

восприятия других людей, запечатленных в литературных художественных, либо научных текстах, в изобразительном искусстве, транслируемых через СМИ и т.д.). Исходя из собственного опыта и определенной ситуации, человек отбирает, организует и наделяет значением то, что видит. Будучи сформированным, образ начинает ограничивать круг воспринимаемого, что-то подчеркивать, что-то ретушировать. В результате образы одних и тех же предметов и явлений могут существенно различаться в разных социокультурных средах и в разных ситуациях. Образ одного и того же города в восприятии разных людей предстает по-разному. В этом смысле у каждого человека свой Новосибирск (Москва, Петербург, Самара и т.д).

При этом можно предположить, что существует некое ядро образа конкретного города, идентичное для большинства его жителей. Это достигается за счет существования в каждом городе нескольких наиболее значительных в семиотическом отношении доминант, выступающих в качестве главных идентификационных маркеров конкретного пространства. Это утверждение базируется на представлении о городе как о целостном тексте, в котором всегда есть места, обладающие, в сравнении с другими, повышенной знаковостью. В этом случае категория «текст» уже не ограничена рамками литературы, а основывается на понимании текста как пересечения точек зрения его создателя ( в данном контексте -архитектора) и воспринимающей аудитории (горожан). Отдельные знаки (улицы, площади, здания) складываются в предложения и минитексты внутри макротекста, которым выступает город. В городе, понятом как текст, всегда есть места, обладающие, в сравнении с другими, повышенной знаковостью.

Д.Н. Замятиным предлагается структура базовой модели идеального географического образа, которая, может быть применена и к образу города. Первый основной блок включает базовые качественные характеристики; второй - совокупность ключевых метафор Места, основанных на объективных характеристиках места; третий - метафоры, взятые из научных и художественных текстов; четвертый - блок синтеза, что предполагает выбор ключевых знаков и символов, определение дополнительных знаков и символов, работающих на повышение выразительных свойств основных, метафоризацию и адаптацию полученного образа в соответствии с целями, функциями его создания и контекстом функционирования [1, с. 102-103]. Данные теоретические положения заложили концептуально-методологические предпосылки настоящего исследования и легли в основу исследовательской гипотезы о том, что в каждом городе есть места, которые в наиболее концентрированном виде выражают его дух, суть, являются его визитными карточками и обладают повышенной семиотической значимостью для горожан.

Следует отметить, что проблема восприятия городских пространств жителями крупных городов интересует современных исследователей. К настоящему времени уже имеется опыт исследования восприятия горожанами среды таких крупных городов как Москва, Самара и др. [2, 3, 4]. Из сибирских городов наиболее активно в последние годы исследовалось восприятие городскими жителями культурного ландшафта Омска [5,6,7]. Исследовались такие вопросы как общее восприятие, базовые клише образного каркаса города, специфика эмоционального восприятия (методом семантического дифференциала), параметры структурирования и зонирования городского текста и др.

К настоящему времени существует и ряд исследований, посвященных Новосибирску. и малым городам Новосибирской области [8,9,10,11]. При этом преимущественно отражены аспекты эмоционально-психологического восприятия, акцент в выборке сделан на выявление специфики восприятия города студенческой молодежью.

Из этого можно заключить, что наличие подобных исследований, с одной стороны, указывает на актуальность выбранной проблематики, с другой стороны - на возможность и необходимость дальнейшего изучения различных аспектов восприятия горожанами среды своего обитания.

Методом позволяющих выявить субъективное восприятие среды горожанами является метод анкетирования. Анкетный опрос как метод социально-психологического исследования

традиционно проводится с целью выявления мнений, ценностных ориентаций и установок опрашиваемых. Используемый в рамках данного исследования метод квотной выборки позволил учесть специфику восприятия не только какой-то отдельной возрастной категории жителей (например, студентов и молодежи или лиц пенсионного возраста), но отразить тенденции восприятия всей генеральной совокупности.

В 2017 году нами был проведен пилотный опрос жителей Новосибирска, был выбран метод квотной выборки. Суть данного типа выборки заключается в том, что она представляет своеобразную модель генеральной совокупности. Вся изучаемая совокупность делится на группы в соответствии с демографическими характеристиками (пол, возраст).

В структуре генеральной совокупности (жители Новосибирска), составившей 1 473 752 чел. представлено следующее соотношение мужчин и женщин определенных возрастных групп. Молодежь нетрудоспособного возраста: мужчины - 6, 9% , женщины - 6,5 %. Лица трудоспособного возраста: мужчины - 32,9 %, женщины - 31,5 %. Лица пенсионного возраста: мужчины 6,1 %, женщины 16,1 %. В соответствии с данными особенностями генеральной совокупности были определены параметры квотной выборки. Всего было опрошено 40 человек. В группе молодежь 6 человек (3 юноши, 3 девушки); в группе трудоспособного возраста 26 человек (13 женщин и 13 мужчин), в группе пенсионного возраста 8 человек (2 мужчины и 6 женщин) [12].

Для выявления параметра образного своеобразия Новосибирска в восприятии его жителей, в анкету были включены вопросы:

1. Какое место в Новосибирске наиболее выражает «новосибирскость», дух города? Почему?

2. Какие места, здания или архитектурные комплексы отражают наиболее позитивный и яркий образ города, могут (должны) являться визитной карточкой Новосибирска? (от 1 до 5).

Результаты исследования показали, что бесспорным лидером в номинации «место, наиболее выражающее дух Новосибирска», по мнению горожан, выступает Оперный театр. Этот объект набирает 15 выборов горожан, тогда как все остальные объекты не более чем по 4-5 выборов. Анализ ответов на вторую часть вопроса (почему?), позволяет прояснить причину столь большой популярности данного объекта. Новосибирцы называют Оперный театр символом города, самым узнаваемым объектом, единственным в своем роде, красивым.

Интересен и факт, что второе место (4 - 5 выборов) делят сразу несколько объектов и пространств, так же непосредственно связанных с Оперным театром. К этой категории мы отнесли ответы тех респондентов, которые несколько расширили свое восприятие «визитной карточки» от отдельного объекта до места, пространства. 4 выбора набрал Красный проспект и 5 выборов площадь Ленина. Если при этом мы проанализируем мотивацию выборов этих пространств, то выяснится, что Красный проспект выбран респондентами потому, что «все основные и важные моменты концентрируются именно здесь... Театр оперы и балета, кинотеатры, филармония и др.». Дополнительной мотивацией для выбора Красного проспекта, согласно ответам респондентов, послужило то обстоятельство, что он действительно является неким «стержнем города», пропитанным его духом, его историей, проявленной здесь во всем своем многообразии, здесь находятся и значимые храмы, сосредоточены учреждения культуры и искусства, «кипит жизнь», «пропитанная суетная, яркая, противоречивая, с новыми технологиями и идеями», жизнь в этом месте динамична и сообразна ритму большого города, «Красный проспект прекрасен и днем и ночью». Если мы посмотрим на мотивацию выбора площади Ленина, в ответах респондентов мы опять же увидим: «потому что на ней находится Оперный театр, являющийся символом Новосибирска», «на ней находятся символы города», «на ней главный объект города».

Еще более расширяют «зону охвата» ответы респондентов, которые отметили в качестве мест, выражающих дух города - весь его центр. В качестве мотивации здесь

фигурировали такие аспекты как насыщенность значимыми объектами, символами, концентрация учреждений культуры и искусства, насыщенность мероприятиями.

Кроме того, в качестве значимых объектов опрашиваемые упоминали Набережную и часовню св. Николая Чудотворца (по 4 выбора), а также Академгородок (3), Железнодорожный вокзал (3) и Зоопарк (3). Остальные объекты и пространства были упомянуты единожды. В этой категории оказались: кукольный театр, концертный зал, аэропорт, театр «Глобус», Монумент славы, площадь Гарина-Михайловского, метромост через Обь.

В данном случае необходимо еще раз подчеркнуть, что ответы респондентов подтвердили гипотезу о том, что существует ядро образного каркаса города, включающее в себя наиболее яркие и мощные по силе образы и символы. Далее идет система концентрических кругов, где каждый последующий слой менее концентрирован и включает образы и символы меньшей значимости (дополнительные) и разделяемые не всеми горожанами.

Ссылки на источники:

1. Замятнин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. -М.: Знак, 2006.

2. Габидулина, С. Э. Психосемантика городской среды: Объективные и субъективные факторы отношения горожан к элементам городского ландшафта: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Москва, 1991. - 22 с.

3. Сазонов, Д.Н. Социально-психологические особенности репрезентации городской пространственно-предметной среды у жителей города: диссертация ... кандидата психологических наук. - Белгород, 2009. - 153 с.

4. Давыдкина Л.В. Психологическое районирование городского пространства: на примере жителей г. Самары: диссертация ... кандидата психологических наук - Курск, 2013. -222 с.

5. Горелова Ю.Р. Городская среда в восприятии жителей крупного провинциального города (на материалах г. Омска)// Урбанистика. - 2017. - №1. - С.51-60. URL: http://e-notabene.ru/urb/article_21203.html. Дата обращения 20.08.2018.

6. Горелова Ю.Р., Межевикин И.В. Образ крупного города в восприятии его жителей // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2016. - №4. - С.15-18.

7. Горелова Ю.Р., Межевикин И.В. Социокультурное пространство города: проблема зонирования городских территорий в восприятии горожан // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2017. - №2. - С.14-17.

8. Шемелина О.С., Ванина О.Е. Образ города Новосибирска в представлении студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. URL: http:// //cyberleninka.ru/article/n/obraz-goroda-novosibirska-v-predstavlenii-studentov. Дата обращения 10.10.2016.

9. Шемелина О. С. Изучение эмоциональных реакций горожан на различные городские пространства// Третьи Ядринцевские чтения: материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной. 300-летию Омска (Омск, 26-28 ноября 2015 г.) - Омск, 2015. - С. 146-148.

10. Шемелина О. С., Ванина О.Е. Особенности восприятия городской среды жителями малых городов (на примере городов Новосибирской области)// Баландинские чтения: Сборник статей 8 научных чтений памяти С. Н. Баландина. Новосибирск, 18-20 апреля 2013 г. - Новосибирск, 2014. - С. 386-395.

11. Шемелина О. С., Ванина О.Е. Психологические аспекты восприятия городской среды крупного города (на примере Новосибирска)// Баландинские чтения: Сборник статей 8

научных чтений памяти С. Н. Баландина. Новосибирск, 18-20 апреля 2013 г. - Новосибирск, 2014. - С. 395-404.

12. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. На территории Новосибирской области. URL:

http://novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/census_and_researching/census /national_census_2010/score_2010. Дата обращения 23.08.2018.

Olga Gefner

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

FSBEI HE Omsk SA U, Omsk

Julia Gorelova

Candidate of Historical Sciences, Scientific Secretary

Siberian Branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage. n.a. D.S.

Likhachev, Omsk

Architectural Landmarks of the Cultural Landscape of Modern Novosibirsk in the

Perception of Its Residents

Abstract: Based on the conducted sociological research, the main semiotically significant

places and objects of modern Novosibirsk are revealed. Analyzes the characteristics of

perception of citizens of urban cultural landscape.

Keywords: city image, cultural landscape, semiotic space

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.