ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИИ
УДК502:71:159. 937
Шемелина Ольга Сергеевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
Ванина Ольга Евгеньевна
Старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
ОБРАЗ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ1
Аннотация. В рамках средового подхода рассмотрена категория города. Особое внимание уделено изучению образа Новосибирска в представлении студентов различных специальностей. Обнаружены основные характеристики образа Новосибирска, а также параметры, по которым Новосибирск существенно отличается от образа города, в котором респонденты предпочли бы жить («города-мечты»). Предложены рекомендации по улучшению визуальной среды города с учетом психологических особенностей и потребностей горожан.
Ключевые слова: психология среды, образ города, образование, архитектура, городское пространство.
Shemelina Olga Sergeevna
Candidate of Physicl and Mathematicl Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy at the Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
Vanina Olga Evgevievna
Senion Lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy at the Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
THE IMAGE OF THE CITY OF NOVOSIBIRSK IN THE PRESENTATION OF STUDENTS
Abstract. Within the environmental approach the category of the city is considered. Particular attention is paid to the image of Novosibirsk in the representation of students of various specialities.
The basic characteristics of the image of Novosibirsk, as well as parameters for which Novosibirsk essentially differs from the image of the city in which respondents would prefer to live (“city-dreams”) are found out. Recommendations to improve the visual environment of city in the light of psychological features and needs of citizens are offered.
Key words: environmental psychology, image of the city, education, architecture, urban area.
Городская среда является не только ар- логия, экономика, социология, эстетика,
хитектурным феноменом, но представляет культурология, философская антропология.
собой социокультурное образование. Благо- В одних работах рассматривается вопрос
даря разнообразию функций, выполняемых эстетической организации городской среды
городом, городская среда становится объ- (К. Линч, М. Г. Бархин, О. А. Швидковский),
ектом междисциплинарных исследований другие исследования посвящены взаимоот-
таких областей знания как урбанистика, ношению искусственной среды, каковой в
архитектура, социальная психология, эко- основном и является современная городская
1 Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 08-06-65601 а/Т
среда, и природной, естественной среды (В. Л. Глазычев, В. А. Ясвин) [7]. В рамках средовой психологии рассматривается вопрос взаимодействия и взаимовлияния городской среды и человека (Х. Э. Штейнбах, В. И. Еленский, Л. В. Смолова). Все чаще в работах философов, психологов, социологов и архитекторов, звучит мысль о том, что город - не просто совокупность архитектурных строений, но это система взаимосвязанных элементов, важным из которых является человек с его физическими, психическими, эстетическими, культурными, экономическими потребностями, разнообразными настроениями, состояниями. Важно, чтобы все элементы системы находились в состоянии гармоничного взаимодействия, для чего необходимо, чтобы архитектурные сооружения, являясь изначально воплощением творческих устремлений архитекторов, были приняты, понятны, удобны жителям города; в противном случае человек может либо испытывать дискомфорт, либо начать изменять или разрушать среду по своему усмотрению, что, в свою очередь, будет оказывать влияние на других людей и на городское пространство.
К настоящему времени накоплен обширный материал по вопросам восприятия окружающей среды. Преобладающее число исследований, однако, представлено в рамках архитектуры [4]. Важно изучать городскую среду и её восприятие не только с научнотеоретической точки зрения, но и глазами обычного горожанина, потребителя, так как в конечном итоге именно к нему сводятся все «усилия» проектирования городского развития [4, с. 263].
В работах по исследованию восприятия городской среды выделяют понятия облика и образа города. Облик города является совокупностью наиболее общих и значимых особенностей города. Образ города может быть понят как относительно устойчивая и воспроизводящаяся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных и рациональных представлений о городе, складывающаяся на основе индивидуального опыта. Это совокупность характеристик города, отраженных в сознании людей [2, с. 10]. Таким образом, облик материален, существует в реальной действительности и первичен, а образ формируется
в сознании субъекта и зависит от облика, является вторичным [6].
В нашей работе изучается образ города в представлении студентов различных специальностей, в том числе студентов-архитекто-ров. Исследование этого образа и сравнение его с образом города, в котором испытуемые хотели бы жить («город-мечта»), необходимо для того, чтобы спрогнозировать, какие изменения возможны в облике города Новосибирска в ближайшем будущем, так как именно нынешние студенты архитектурных, социальных, инженерных, экономических и других специальностей будут принимать решения и действия по преобразованию города в будущем.
В связи с этим мы видим важную педагогическую задачу - разработку курсов для студентов различных специальностей по психологии городской среды, направленных на изучение психологического восприятия городской среды и отдельных её факторов различными категориями горожан, а также обучение студентов методам исследования городского пространства и отношения к нему со стороны жителей для дальнейшего преобразования городской среды с учетом эстетических, социальных, экономических, психологических потребностей и особенностей горожан.
Наше исследование выполнено в рамках относительно нового направления в психологической науке, а именно в рамках психологии среды, являющейся междисциплинарной областью знаний и возникшей на стыке таких наук как архитектура, психология, социология, эстетика, культурология, экология. Вопросы восприятия и воздействия визуальной среды на человека стали привлекать внимание архитекторов и психологов, начиная со второй половины прошлого века. Среди множества исследований особо выделяется работа К. Линча «Образ города», в которой автор предложил подход к изучению восприятия урбанистической среды жителями городов. Среди зарубежных специалистов известны также Д. Джейкобс, Д. Кантер, Т. Ли, Г. Мур. В последней четверти 20-века и в 21 веке вопросы восприятия и воздействия среды на человека активно обсуждаются в работах отечественных специалистов - С. А. Хасиевой, В. П. Глазычева, С. Э. Габидулиной, С. А. Сте-
пановой, А. В. Степанова, Х. Э. Штейнбах и В. И. Еленского и других.
Работы, выполненные с привлечением методов психологического исследования, позволяют выявить закономерности восприятия городской среды, особенности влияния факторов среды на человека и разработать рекомендации по проектированию пространства с учетом не только бытовых, экономических, социальных, но и психологических потребностей человека.
Однако можно утверждать, что и в настоящее время отечественных работ по исследованию городской среды, выполненных с привлечением научных методов, чрезвычайно мало, а наработок, полученных в середине и в конце 20-го века недостаточно для оценки влияния современной городской среды на человека.
Город представляет собой сочетание старой архитектуры и новых строительных решений, объектов ушедших эпох и современности, смешение строительных стандартов и стилей. Современная городская среда характеризуется активным развитием, изменчивостью, непостоянством: появляются новые дома, наружная реклама становится неотъемлемым элементом городской среды, увеличивается число граффити, уничтожаются дома старой застройки, изменяется привычная панорама города, то есть изменяется весь облик города. Эти изменения, часто агрессивного, навязчивого характера, не всегда воспринимаются горожанами положительно, что может приводить к чувству неопределенности, отчуждения, обесценивания среды, и даже к желанию разрушить непринимаемую среду, что выражается в актах вандализма к созданному искусственному пространству.
К сожалению, при проектировании городской среды зачастую решающую роль играют экономические факторы, а психологические особенности восприятия человеком городской среды и отдельных её объектов остаются неучтёнными. Именно поэтому при проектировании и создании городской среды необходимы усилия не только архитекторов и градостроителей, но и других специалистов - экономистов, экологов, социологов, педагогов, психологов.
Целью данного исследования является изучение психологического восприятия
современной городской среды человеком. Предмет исследования - восприятие городской среды студентами различных специальностей, а именно специалистами в области архитектуры и специалистами в области психологии. Здесь стоит отметить, что в предыдущих исследованиях (2003-2009гг.) нами было установлено, что студенты-психологи в вопросе восприятия города не отличаются от других профессиональных групп (студентов экономических и инженерных специальностей), таким образом, мнение студентов-психологов относительно городской среды можно рассматривать как мнение типичного горожанина.
Задачи исследования: рассмотрение восприятия городской среды в зависимости от особенностей и профессиональной направленности личности; разработка и апробация методик для исследования городской среды; сопоставление образа современного Новосибирска с образом «города-мечты»; моделирование образа оптимальной для большинства горожан современной городской среды.
В качестве респондентов в исследовании принимали участие студенты-психологи (50 человек) Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и студенты-архитекторы (70 человек) Новосибирской архитектурно-художественной академии (НГАХА), а также профессиональные архитекторы (12 человек).
Методы нашего исследования включали анкетирование, контент-анализ ответов на вопросы и психологическое тестирование. В исследовании были использованы 4 методики, из них 3 - авторские:
1. Авторская анкета «Город», позволяющая получить характеристики, с помощью которых респонденты описывают современный Новосибирск; определить эмоции и чувства, наиболее ярко проявляющиеся при восприятии города, узнать отношение респондентов к изменениям, произошедшим с обликом Новосибирска за последнее время, к количеству жителей на улицах города. Также с помощью данной методики обнаруживаются наиболее необходимые преобразования городской среды и те проблемы городского пространства, которые горожане считают важными.
2. Авторская методика, аналогичная тесту ТАТ (тест тематической апперцепции),
для изучения эмоциональных и поведенческих реакций на различные городские пространства. Суть методики заключалась в том, что испытуемым предъявлялись фотографии с видами города Новосибирска и предлагалось ответить на ряд составленных нами проективных (например, «Какие люди могли бы жить и работать в этом здании?» или «Что может происходить вблизи этого здания?») и открытых вопросов (например, «Какие эмоции вызывает у вас вид данного пространства?» или «Какие желания вызывает у Вас вид данного пространства?»). Данные по этой методике обрабатываются с помощью контент-анализа.
3. Архитектурный семантический дифференциал, разработанный исследователями городской среды из Санкт-Петербурга Х. Э. Штейнбах и В. И. Еленским [10] на основе семантического дифференциала, созданного Ч. Осгудом в 1952 г. для оценки эмоциональных реакций на эстетические объекты. Архитектурный семантический дифференциал (СД) является главным методом оценки восприятия городской среды. В настоящее время семантический дифференциал широко используется в экологической психологии, психологии рекламы и экспериментальной эстетике для исследования эмоционального отношения к объектам.
4. Авторский СД «Город», разработанных на основе анализа данных, полученных в ходе наших исследований в 2005-2007 годах. СД «Город» содержит 28 полярных шкал и позволяет получить более чёткий образ города.
В начале исследования испытуемым предлагается заполнить анкету «Город». Далее с помощью СД респонденты оценивали город Новосибирск в целом, а также город, в котором они предпочли бы жить («город-мечту»). Затем испытуемые получали 7-10 фотографий с изображениями различных пространств города Новосибирска и отвечали на вопросы методики для изучения эмоциональных и поведенческих реакций на различные городские пространства. Затем эти же городские пространства оценивались испытуемыми с помощью СД. Всего в качестве стимульного материала к методике использовались 40 фотографий различных пространств Новосибирска, отобранных нами с помощью метода экспертных оценок. Городские пространства, предъявляемые ис-
пытуемым, относились к 8 категориям: культурно-просветительские объекты; образовательные объекты; жилые типовые здания; современные жилые здания; строящиеся объекты, в том числе недостроенные; современные нежилые здания; промышленные объекты; сочетание объектов разного стиля.
Для математической обработки данных применялись коэффициент ранговой корреляции Rs Спирмена и и-критерий Манна-Уитни.
Нами обнаружено, что Новосибирск в восприятии студентов представляется большим, грязным, но при этом красивым. Значимыми характеристиками также являются шумный, развивающийся, многолюдный и молодой. Как мы видим, многие из характеристик совпадают с образом мегаполиса. Жители города отмечают быстрый характер изменений визуального пространства. Среди позитивных изменений выделяют увеличение числа домов и зеленых насаждений, а также улучшение освещения. Большинство людей указывает, что озеленение и наведение чистоты - необходимые преобразования для города Новосибирска. Наиболее негативными изменениями являются, по мнению респондентов, увеличение числа граффити, рекламных щитов, смена функций объектов, появление пристроек к зданиям, непродуманная точечная застройка. Важно, что и уменьшение старой застройки воспринимается негативно. Оценка городской среды как «старой» приближает образ города к образу «города-мечты»; студенты хотят жить в городе, который имеет свою историю, в котором гармонично сочетается старое и новое, а объекты городской среды сомасштабны человеку.
При сравнении образа Новосибирска и образа «города-мечты» в восприятии студентов обнаружены достоверные различия: Новосибирск оценивается менее чистым, добрым, приятным и красивым по сравнению с образом города, в котором студенты предпочли бы жить (р < 0. 05). По остальным шкалам образ Новосибирска не отличается существенно от образа «города-мечты». Математическая обработка данных не выявила также корреляционной связи между оценкой Новосибирска и оценкой «города-мечты», что говорит о том, что данные образы не совпадают, хоть и не являются противопо-
ложными. Стоит отметить, что в восприятии профессиональных архитекторов данные образы являются противоположными (г = -0. 52; р < 0. 05); и по большему количеству шкал обнаружены существенные различия между этими образами, а именно Новосибирск отличается от «города-мечты» по параметрам: чистый, добрый, приятный, властный, возбуждающий, красивый, прочный.
При сравнении профилей оценок Новосибирска профессиональными архитекторами, студентами-архитекторами и студента-ми-психологами установлено, что профили имеют сходную структуру, однако видны различия по таким качествам как: приятный, властный, красивый, монотонный, добрый, прочный. Обращает на себя внимание тот факт, что по ряду шкал (приятный, сильный, быстрый, чистый, прочный, энергичный), оценка студентов-архитекторов совпадает с оценкой профессиональных архитекторов. По другим параметрам (властный, красивый) оценка студентов-психологов ближе к оценке профессиональных архитекторов, нежели оценка студентов-архитекторов. Лишь по одному качеству - массивный/миниатюрный - наблюдается полное совпадение между группами респондентов.
При сравнении оценок «города-мечты» заметно большее совпадение оценок групп респондентов. Практически не наблюдается различий между профессиональными архитекторами, студентами-архитекторами и студентами-психологами в восприятии образа «города-мечты». Лишь по двум шкалам (властный/мягкий, возбуждающий/релак-сирующий) установлены различия в оценивании, что мы склонны объяснять возрастными особенностями выборок. Основными параметрами в образе «города-мечты» являются: приятный, мягкий, релаксирующий, красивый, сильный, чистый, добрый, прочный, энергичный.
Обратимся теперь к содержанию образов города Новосибирска и «города-мечты» для групп студентов-архитекторов и студентов-психологов. Из 40 изображений городских пространств, являвшихся стимульным материалом, с помощью корреляционного анализа были выделены пространства, соответствующие образу Новосибирска и образу «города-мечты», а также не соответствующие этим образам.
В представлении психологов лишь ветхие, малоэтажные, неухоженные дома не соответствуют образу Новосибирска, в то время как гораздо больше объектов не соответствуют образу Новосибирска в восприятии архитекторов, причем в эту категорию попадают объекты культурные, исторические и соразмерные человеку, окруженные зеленью. Таким образом, город Новосибирск представляется более разнообразным в стилистическим плане у студентов-психологов, нежели у студентов-архитекторов.
В категорию соответствующих Новосибирску в восприятии психологов попали промышленные здания, современные торговые центры, жилые многоэтажные здания, культурные объекты, а также жилые здания малой этажности. Студенты-архитекторы же видят город менее разнообразным, выделяя в нем лишь промышленные здания, современные торговые центры и жилые многоэтажные здания.
Проведя анализ образа «города-мечты» у студентов-психологов, мы обнаружили, что его составляют соразмерные человеку, ухоженные объекты, как современные, так и построенные в первой половине или середине 20 века. У студентов-архитекторов гораздо меньше объектов городской среды соответствуют образу «города-мечты», заметно предпочтение наличия «стиля» у объектов городской среды, соответствующих этому образу. Несоответствующими образу «города-мечты» у психологов являются лишь неухоженные, грязные объекты городского пространства, в то время как у архитекторов намного больше объектов не вписываются в образ «города-мечты», таким образом, мы наблюдаем более критичное отношение у данной группы респондентов к образу города, в котором они предпочли бы жить.
На основании анализа данных анкеты нами сделаны выводы о том, что городское пространство Новосибирска воспринимается студентами как быстро изменяющееся, причем присутствуют как позитивные изменения, так и негативные.
Обнаружены характеристики «города-мечты», соответствующие характеристикам родного дома (красивый, чистый, ухоженный, светлый, добрый, теплый, уютный), что лишний раз показывает важность соответствия городского пространства базовым
психологическим потребностям человека в безопасности, причастности. Совпадение образа «города-мечты» для всех групп респондентов, говорит о том, что возможно сформировать такую городскую среду, которая была бы оптимальной для гармоничного развития и взаимодействия жителей города и в то же время являлась бы реализацией творческих планов архитекторов. Важно, чтобы архитекторы при проектировании городской среды стремились не только к самовыражению и преследованию экономических интересов, но и к созданию городского пространства с учетом особенностей психологического восприятия города его жителями.
Изучив восприятие города Новосибирска и «города-мечты» студентами различных специальностей, мы видим различия в восприятии города: проявляется более критичное и избирательное отношение к городскому пространству со стороны сту-дентов-архитекторов. С одной стороны, восприятие специалиста в какой-либо области знаний всегда более дифференцировано и может внушать больше доверия, но, с другой стороны, история градостроительства знает немало примеров, когда архитекторы публично признавали свои ошибки после того, как было обнаружено негативное психологическое влияние некоторых городских строений на эмоциональное состояние горожан. В связи с этим нам представляется необходимым ввести в программу обучения архитекторов курс по психологии городской среды, а также проводить открытые обсуждения с участием специалистов из различных областей по вопросам проектирования и застройки города. Автору данной статьи близка мысль Д. О. Швидковского о том, что в области создания эстетической среды для человека нужно сотрудничество специалистов различных областей, таких как наука о человеке, точные, естественные и технические науки, пространственное искусство, архитектура [9, с. 281].
Далее приводятся рекомендации по изменению городского пространства, сформулированные на основе данных нашего исследования, которые позволят снизить влияние стрессовых факторов городской среды (информационная перегруженность, невозможность уединения, быстрая изменчивость) на человека:
1) Озеленить городское пространство (данное пожелание встречается более чем в половине анкет испытуемых).
2) Навести чистоту не только в центральной части города, но и в периферийных районах (Здесь отметим, что при обработке данных с помощью контент-анализа была установлена связь между степенью загрязнения городского пространства и восприятием места как враждебного, криминального, из которого быстрее хочется уйти или убежать. Таким образом, чистота на эмоциональном уровне воспринимается жителями как безопасность, что является базовой потребностью человека).
3) При проектировании городской среды учесть пожелание горожан видеть город «мягким» и «релаксирующим». (По-видимому, эта потребность у испытуемых возникает в связи с высоким темпом жизни в городе. Это связано с информационно насыщенной средой, а также с большими расстояниями, которые ежедневно приходится преодолевать современному человеку. В связи с этим большое количество рекламы и граффити на улицах города, а также смена функций объектов городской среды являются дополнительными стрессовыми факторами для горожан).
Библиографический список
1. Габидулина С. Э. Психосемантика городской среды (объективные и субъективные факторы отношения горожан к элементам городского ландшафта): автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: 1991. - 22 с.
2. Маслова А. Н. Социологический анализ образа г. Нижнего Новгорода: магистерская диссертация. - Нижний Новгород: Нижегородский гос. университет им. Н. И. Лобачевского, - 2006. - 65. с
3. Романова Л. С. Современная застройка в исторических центрах городов. Исследования. Проблемы. Перспективы. // Вестник ТГАСУ -2009. - Т. 23, № 2. - С. 65-76.
4. Смолова Л. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. - СПб.: Речь, - 2008. - 384 с.
5. Степанов А. В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Стройиздат, - 1993. - 295 с.
6. Степанова С. А. Динамика визуального образа города (на примере города Хабаровска): автореф. дис. . канд. архитектуры. - М.: МАР-ХИ, - 2006.
7. Трушина Л. Е. Образ города и городской
среды: автореф. дис. . канд. филос. наук. - СПб.: СПбГУГИ, 2000.
8. Хасиева С. А. Архитектура городской среды: учеб. для вузов. - М.: Стройиздат, - 2001. -200 с.
9. Швидковский Д. О. Художественное воспитание и формирование эстетических качеств городской среды // Непрерывное архитектурно-
строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности: труды общего собрания РААСН 2005 г. - Воронеж, ВГА-СУ - 2005. - С. 280 - 281.
10. Штейнбах Х. Э. Еленский В. И. Психология жизненного пространства. - СПб: Речь, -2004. - 239 с.