| ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Ю.Г. Самойлова, Е.Б. Кравец, Е.С. Киселева
Сибирский государственный медицинский университет, Томский областной эндокринологический диспансер, г. Томск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА И ИХ СЕМЕЙ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
Проведенное исследование позволило выявить психологические особенности рефлексии больных сахарным диабетом: новое отношение ребенка к самому себе, друзьям, родителям, к классу, его тревожность, чувство страха и одиночества, что, несомненно, оказывает негативное влияние на уровень качества жизни пациентов и их семей. Разработанные принципы комплексного медико-психо-социального мониторирова-ния семьи ребенка с сахарным диабетом I типа на этапе амбулаторного звена реабилитации дали возможность оптимизировать лечебный процесс, снизить частоту острых осложнений сахарного диабета, улучшить компенсацию основного процесса, социально-психологическую адаптацию в обществе и качество жизни пациентов.
Одним из приоритетных направлений современной медицины является реабилитация больных с тяжелой соматической патологией. К числу таких заболеваний относится сахарный диабет I типа, поражающий детей, подростков, работоспособных молодых людей.
В настоящее время во всех диабетологических центрах обучение в «Школах управления диабетом» прочно вошло в арсенал комплексной реабилитации больных, страдающих сахарным диабетом. Но, к сожалению, количество пациентов, находящихся в состоянии неудовлетворительной компенсации и имеющих сосудистые осложнения, не уменьшается, так как не всегда удается добиться изменения поведения, связанного с заболеванием, то есть формирования активного восприятия лечения, особенно в детском возрасте.
Проведенное обследование детей (150 человек), больных сахарным диабетом I типа, дошкольного, школьного и подросткового возраста, с использованием методов психологического тестирования (метод Кеттелла, цветовой тест Лю-шера, тест Филлипса, метод наблюдения и беседы) позволило выявить рассогласованность всех компонентов установки (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). У большинства детей очень низка мотивация к самоконтролю. Выявлены психологические особенности рефлексии больных сахарным диабетом: новое отношение ребенка к самому себе, друзьям, родителям, к классу, его тревожность, чувство страха и одиночества, что, несомненно, оказывает негативное влияние на уровень качества жизни пациентов и их семей.
Оценка качества жизни, проводимая с помощью русскоязычного опросника SF-36, прошедшего все необходимые процедуры валидизации, показала, что в период компенсации основного заболевания качество жизни лучше по всем шкалам. При этом, статистически достоверно отличались значения шкал ролевого физического функционирования (Р < 0,01), социального функционирования (Р < 0,01). В период субкомпенсации и декомпенсации качество жизни хуже по всем изучаемым шкалам (Р < 0,05).
Достижение компенсации сахарного диабета невозможно без проведения грамотного самоконтроля. Сравнительный анализ различных методов обучения, (индивидуальное, групповое, комбинированное) в условиях областного эндокринологического диспансера и местного санатория показала, что наиболее эффективным вариантом обучения является комбинированный (рисунок).
Занятия проводились по общепринятой структурированной программе обучения, с параллельным включением элементов психологического тренинга для детей старшего возраста, подростков и родителей, направленного на развитие общительности, повышение коммуникативности, самостоятельности, снижение уровня тревожности. Для пациентов дошкольного и младшего школьного возраста использовались методы игро-сказкотерапии, позволяющие повысить уровень восприятия лечебных мероприятий и манипуляций.
Разработанные принципы комплексного меди-ко-психо-социального мониторирования семьи ребенка с сахарным диабетом I типа на этапе амбулаторного звена реабилитации дали возмож-
№1(12) 2003 с/^^тьи^тав^^бассе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ I С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА И ИХ СЕМЕЙ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ |
ность оптимизировать лечебный процесс, снизить частоту острых осложнений сахарного диабета, улучшить компенсацию основного процесса, социально-психологическую адаптацию в обществе и качество жизни пациентов. На современном уровне это единственный путь вторичной профилактики осложнений и, следовательно, гарантия долгой и активной жизни больного сахарным диабетом.
Прежде всего, это имеет гуманное значение, что, безусловно, является основной целью лечения любого заболевания. Кроме того, больные проводят самоконтроль заболевания, практически не нуждаются в стационарном лечении, длительно сохраняют трудоспособность. Все это имеет важное социальное значение и большой экономический эффект. Для того чтобы достичь этих резуль-
татов, необходима соответствующая подготовка врача, ответственного за проведение занятий в школе диабетика, с целью проведения индивидуальной коррекции выявленных психологических особенностей у детей с инсулинзависимым сахарным диабетом.
Нами разработана и реализована эффективная, нетрудоемкая и экономически обоснованная в амбулаторных условиях схема проведения этапной реабилитации, с элементами обучения больных сахарным диабетом в «Школе управления диабетом». Эта схема позволила повысить уровень выполнения самоконтроля по поддержанию компенсации углеводного обмена, изменить поведение пациентов, способствуя увеличению функциональной активности, и достоверно улучшить качество жизни больных с ИЗСД и их семей.
Рисунок
Сомато-психосоциальное мониторирование больного с сахарным диабетом I типа и его семьи на этапах реабилитации
Проведение комплексного обследования и лечения, первичное обучение в "Школе управления диабетом" с акцентом на проведение самоконтроля
Врач эндокринолог детской поликлиники, эндокринологического диспансера
Процесс совместной работы по реабилитации больного с ИЗСД
Психолог детской поликлиники, эндокринологического диспансера
I
Проведение активного динамического наблюдения, повторного обучения в "Школе управления диабетом" (комбинированным,
групповым и индивидуальным методом)
Формирование
мотивации к проведению самоконтроля
у ребенка и определение ему реально достижимой цели
Психокоррекционная
Работа с ребенком и родителями по принятию
болезни, как одного из аспектов жизни, коррекция чувства вины, тревоги и т.д.
Местный санаторий-профилакторий, (врачи эндокринологи стационара, поликлиники)
работа
с родителями Комплексное
по изменению обследование,
"особого" статуса проведение
больного ребенка, оздоровительных
расширение мероприятий,
самостоятельности обучение
в "Школе
управления
/ диабетом"
комбинированным
\ методом
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, создание жизненных перспектив изменение поведения, связанного с заболеванием
с/^иь и^^та вс7^узбассе №1(12) 2003