Научная статья на тему 'Организация школ сахарного диабета в Беларуси'

Организация школ сахарного диабета в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
761
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА САХАРНОГО ДИАБЕТА / DIABETES SCHOOL / ЦЕЛИ / GOALS / ЗАДАЧИ / OBJECTIVES / ВОЗМОЖНОСТИ / POSSIBILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобанова М. В.

Работа школ сахарного диабета направлена на обучение пациентов принципам самоконтроля, тактики поведения, что позволит значительно снизить риск возникновения острых и хронических осложнений, сократить процент летальности и выход на инвалидность, способствовать облегчению процессу адаптации к полноценной жизни в обществе, социальной реабилитации в целом. В статье представлена модель функционирования школ сахарного диабета в нашей стране, обозначены задачи и цели, а также имеющиеся возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лобанова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of diabetes schools in Belarus

The activity of diabetes schools is aimed at teaching patients the principles of self-control, tactics of behavior, which will reduce significantly the risk of acute and chronic complications, reduce the rate of mortality and disability, help to facilitate the process of adapting to a full life in society, social rehabilitation as a whole. The article presents the model of the functioning of diabetes schools in our country, identifies goals and objectives, as well as existing possibilities.

Текст научной работы на тему «Организация школ сахарного диабета в Беларуси»

ПРАКТИКУМ ПОМОЩНИКА ВРАЧА Щ

Организация школ сахарного диабета в Беларуси

Лобанова М.В.

Минский государственный медицинский колледж, Беларусь

Lobanova M.V.

Minsk State Medical College, Belarus

Organization of diabetes schools in Belarus

Резюме. Работа школ сахарного диабета направлена на обучение пациентов принципам самоконтроля, тактики поведения, что позволит значительно снизить риск возникновения острых и хронических осложнений, сократить процент летальности и выход на инвалидность, способствовать облегчению процессу адаптации к полноценной жизни в обществе, социальной реабилитации в целом. В статье представлена модель функционирования школ сахарного диабета в нашей стране, обозначены задачи и цели, а также имеющиеся возможности. Ключевые слова: школа сахарного диабета, цели, задачи, возможности.

Медицинские новости. — 2015. — №12. — С. 66-67. Summary: The activity of diabetes schools is aimed at teaching patients the principles of self-control, tactics of behavior, which will reduce significantly the risk of acute and chronic complications, reduce the rate of mortality and disability, help to facilitate the process of adapting to a full life in society, social rehabilitation as a whole. The article presents the model of the functioning of diabetes schools in our country, identifies goals and objectives, as well as existing possibilities.

Keywords: diabetes school, objectives, goals, possibilities. Meditsinskie novosti. - 2015. - N12. - P. 66-67.

Сахарный диабет - сложное, длительное, прогрессирующее заболевание, имеющее острые и хронические осложнения. Для лечения этого заболевания нужны глубокие теоретические и практические знания в области диабето-логии. Поэтому основным и непременным компонентом деятельности медицинского персонала (врача, медсестры), работающего с пациентами с сахарным диабетом, должны быть компетентность и дополнительные умения, в частности в сфере обучения, знания психологии пациентов.

В 1979 г. была создана Европейская группа исследований в области обучения больных диабетом (DESG) для решения следующих задач:

- развитие обучающих методов и их анализ;

- распространение обучающих программ среди медицинских работников в Европе;

- разработка методов длительного наблюдения за пациентами.

С тех пор произошло кардинальное изменение отношения к людям с хроническими заболеваниями, основной целью обучения стало включение больного человека в терапевтический процесс.

В результате активного сотрудничества экспертов в области детской диабетологии и терапевтического обучения в Украине создан центр по обучению основам самоконтроля при сахарном диабете 1-го типа на принципах единого унифицированного подхода и использования международных клинических рекомендаций. Обучение проходят не только пациенты и члены

их семей, но и ведется подготовка медицинского персонала. Создание такого центра в рамках многопрофильного научно-исследовательского института позволяет рассматривать сахарный диабет как модель, объединяющую клинический, психологический и социальный подходы к заболеванию. В Институте охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины с 1999 г. функционирует «Школа для больных сахарным диабетом». Большое значение придается организации взаимодействия медицинских работников в единой команде для достижения общей цели -повышения эффективности лечебно-профилактической помощи людям с сахарным диабетом.

Беларусь является участницей международной программы интегрированной профилактики неинфекционных заболеваний (СИНДИ). Одним из ее разделов является проблема сахарного диабета. В течение 1992-1993 гг. наблюдалось начало функционирования «Школы диабета» для детей на базе эндокринологического отделения 3-й детской клинической больницы Минска. С сентября 1993 г. стала работать «Школа диабета» для людей с 1-м типом сахарного диабета в возрасте от 14 лет и старше при кафедре эндокринологии БелГИУВ на базе 10-й городской клинической больницы Минска. На международной конференции по проблемам сахарного диабета (май, 1993 г.), в ходе республиканского семинара (октябрь, 1993 г.) и на заседании Координационного

Совета совместно с обществом эндокринологов (март, 1994 г.) были заслушаны сообщения медицинских работников, которые делились опытом работы.

Сегодня «Школа сахарного диабета» является подразделением эндокринологического диспансера (отделения, кабинета). Определены следующие цели:

- обеспечить человека с сахарным диабетом (1-го, 2-го типа) медицинской и психологической помощью, способствовать адаптации к жизни среди здоровых людей;

- предупредить развитие и прогресси-рование осложнений сахарного диабета, сердечно-сосудистой патологии и др.;

- способствовать полноценной жизни человека с сахарным диабетом.

В поставленные задачи входит:

- мотивация пациентов с сахарным диабетом поддерживать компенсацию обмена веществ;

- обучение человека с сахарным диабетом самоконтролю;

- консультации о возможностях и особенностях коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

- оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом, получающим инсулинотерапию и прошедшим основное обучение в «Школе сахарного диабета» при стационаре;

- консультации родственников пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения заболевания.

В соответствии с этими задачами медицинский персонал «Школы сахарного

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

№ 12 •2015

66

Практикум помощника врача

диабета» осуществляет теоретическое обучение пациента основам диабетологии:

- ознакомление с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

- изложение принципов лечения сахарного диабета;

- обучение пациентов основам рационального питания, физических нагрузок, ухода за стопами ног при сахарном диабете;

- мотивация пациента соблюдать методы самоконтроля, поддерживать нормогликемию, нормальный вес и контролировать артериальное давление.

Большую роль играет практическое обучение и закрепление манипуляционной техники подкожного введения инсулина, методам самоконтроля и ведения дневника.

Форма работы в «Школе сахарного диабета» заключается в доступном изложении основных тем, в использовании интерактивных семинаров, ролевых игр, наглядных пособий и других видов практической активности. В дополнение к традиционному образованию в медицине, так называемой «вертикальной» лекции, слушателям предоставляется возможность получения обратной связи, приветствуется их самостоятельная активность. Для улучшения восприятия информации, повышения эффективности усвоения нового материала и получения навыков программы должны включать практический опыт, подкрепляющий обсуждение кардинальных вопросов. Поэтому семинары построены по принципу интерактивного обучения, приоритет имеют интересы обучаемых и их самостоятельная активность.

Программа занятий«Школы сахарного диабета»:

- 1-й день. Общие сведения о сахарном диабете, контроль, самоконтроль (дневник пациента).

- 2-й день. Вопросы соблюдения диеты. Стол Д, режим питания (понятия «свободной диеты», «хлебной единицы»), обучение подсчета времени развертывания эффекта инсулина и приема пищи, содержащей углеводы; особенности использования сахарозаменителей и аналогов сахара, возможности сочетания спорта и сахарного диабета (различные виды физических нагрузок и коррекция углеводов в рационе).

- 3-й день. Инсулин (виды инсулина, различные схемы инсулинотерапии), оптимальная инсулинотерапия по базис-бо-люсной методике, изменение доз инсулина (правила самостоятельного понижения или повышения дозы инсулина, решение ситуационных задач).

- 4-й день. Острые осложнения сахарного диабета (гипогликемия, кетоацидоз).

- 5-й день. Поздние осложнения сахарного диабета (понятие о «диабетической стопе», нейропатии, ретинопатии, нефропатии).

- 6-й день. Алкоголь и диабет (процентное содержание сахара в различных алкогольных напитках, их калорийность). Курение и сахарный диабет.

- 7-й день. Сахарный диабет и беременность, планирование семьи. Диабет и голодание, побочные эффекты полного голодания.

В процессе комплексного обучения в «Школе сахарного диабета» большую роль играет манипуляционная техника, включающая подкожное введение инсулина, определение гликемии, глюкозурии, аце-тонурии, ведение дневника самоконтроля. Для этого предоставляются глюкометры, полоски для определения уровня глюкозы в крови, полоски для определения наличия глюкозы, ацетона в моче, инсулиновые шприцы, ланцеты, наглядные пособия по

диабетологии (таблицы, книги, видеофильмы), муляжи.

Таким образом, ведение пациентов с сахарным диабетом - чрезвычайно сложный и продолжительный процесс. Он включает в себя медицинскую работу (наблюдение за клиническими и метаболическими параметрами, терапевтические мероприятия) и обучение пациентов принципам управления заболеванием, что подразумевает модификацию их поведения, а также психологическую поддержку.

Как в обучении пациентов, так и в процессе подготовки медицинских специалистов большое значение имеет издание печатных пособий, информационных писем и методических рекомендаций, направленных на обеспечение практических врачей информацией, которая будет полезна в решении проблем, встречающихся в ежедневном управлении сахарным диабетом, с одной стороны; в обеспечении должного пояснения, предоставлении ответов на возникшие у пациентов вопросы (в виде специальных памяток, отрывных листов) - с другой. Доступное объяснение компетентного специалиста по конкретным вопросам обеспечивает индивидуальное обучение для предотвращения и лечения ранних и поздних осложнений сахарного диабета, улучшения понимания и конкретизации практического применения.

Работа «Школы сахарного диабета», направленная на обучение пациентов принципам самоконтроля и тактики поведения, позволила не только значительно снизить риск возникновения острых и хронических осложнений с последующей инвалидностью и летальностью, но и обеспечила адаптацию к полноценной жизни в обществе, социальную и трудовую реабилитацию, увеличила продолжительность жизни.

Манипуляционные (инструментальные) технологии в практике медицинской сестры. Подкожное введение инсулина

Manipulative (instrumental) technologies in the practice of nurse.

Subcutaneous administration of insulin

Показания для проведения инсулино-терапии при сахарном диабете:

- сахарный диабет 1-го типа (абсолютная инсулиновая недостаточность);

- острые осложнения сахарного диабета (прекоматозное состояние, диабетическая кетоацидотическая, гиперос-молярная, лактацидотическая кома);

- отсутствие эффекта от применения

пероральных сахароснижающих препаратов (сульфаниламидная резистентность);

- поздние осложнения сахарного диабета (диабетическая нефропатия, про-лиферативная ретинопатия, диабетическая стопа);

- оперативное вмешательство;

- беременность и лактация;

- сопутствующая патология (инфаркт миокарда, гнойно-воспалительные заболевания и др.).

Места введения инсулина:

1) боковая и задняя поверхность плеча;

2) боковая и передняя поверхность бедра;

3) верхнебоковая поверхность ягодиц;

4) живот (исключая зону пупка);

5) под лопаткой.

№ 12 • 2015

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.