Научная статья на тему 'Организация социально-психологического обслуживания больных сахарным диабетом'

Организация социально-психологического обслуживания больных сахарным диабетом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1258
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Александрова Марина Ивановна, Цветкова Надежда Александровна

В статье ставится проблема организации социально-психологического обслуживания клиентов, больных сахарным диабетом. Авторы обосновывают модель взаимодействия врача-эндокринолога и работников социальной службы в целях повышения качества жизни больных сахарным диабетом и предрасположенных к нему. В качестве научно-методологической основы технологизации социальной работы с данной категорией населения предлагается ортобиотика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Александрова Марина Ивановна, Цветкова Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация социально-психологического обслуживания больных сахарным диабетом»

ОРГАНИЗАЦИЯ |

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ;

ОБСЛУЖИВАНИЯ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ !

ДИАБЕТОМ |

М. И, Александрова, Н. А. Цветкова

В статье ставится проблема организации социально-психологического обслуживания клиентов, больных сахарным диабетом. Авторы обосновывают модель взаимодействия врача-эндокринолога и работников социальной службы в целях повышения каче- \ ства жизни больных сахарным диабетом и предрасположенных к нему. В качестве | научно-методологической основы технологизации социальной работы с данной катего- | рией населения предлагается ортобиотика.

История развития учения о сахарном диабете связана с именами выдающихся мыслителей, ученых и врачей всех времен (Авл Корнелий Цельс, Клавдий Гален, Томас Уиллис, Клод Бернар, Рудольф Вирхов, Пауль Лангерганс, И. Меринг и О. Минковский, Фредерик Бантинг и Чарльз Бест и др.).

С точки зрения медицинской науки, сахарный диабет (далее СД) — это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом дефектов секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов (ВОЗ, 1999). Наличие диабета означает, что в организме инсулин вырабатывается в количествах, недостаточных для жизнедеятельности человека или продукция инсулина избыточна, но глюкоза не утилизируется клетками. Инсулин — это гормон, который продуцируется клетками островков Лангер-ганса и поступает в кровь. Инсулин — это «швейцар», позволяющий сахару (глюкозе, образующейся при переваривании пищи) войти в клетки, где он превращается в энергию для нужд организма. Этот гормон также предотвращает выброс печенью большого количества глюкозы в кровь. При диабете возникают проблемы по использованию и контролю уровня сахара в организме. Когда глюкоза не может войти в клетку, его содержание в крови возрастает, провоцируя появление симптомов диабета.

Сахарный диабет определен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как эпидемия особого неинфекционного заболевания, которое стремительно распространяется по нашей планете и характеризуется ранней инвалидизацией и смертностью от сосудистых осложнений. По данным стати-

стики, летальность от сахарного диабета превышает смертность от рака легкого, ( молочной железы, дорожно-транспортных ! происшествий, цирроза печени, а также [ детскую смертность. Сахарный диабет явля- } ется первопричиной развития слепоты и по- I чечной недостаточности. Количество боль- \ ных СД прогрессивно увеличивается во всех странах мира. На сегодняшний день их число превышает 150 млн чел.

В Российской Федерации, по дан- | ным обращаемости, зарегистрированы более \ 2,8 млн больных. Однако истинная заболеваемость сахарным диабетом гораздо выше.

Распространение диабета эксперты ВОЗ | связывают с особенностями образа жизни ( населения и происходящими в обществе со- \ циально-экономическими изменениями. Осо- \ бенное влияние на заболеваемость СД ока- | зывает ориентация на «западный» образ | жизни, обильное употребление пищи, ма- \ лоподвижность, информационные и коммуникативные нагрузки. Отмечается, что реализация генетической предрасположенно- | сти во многом зависит от факторов внешней | среды — пищевого, вирусной инфекции, \ быстрого роста в пубертатном периоде, ! стрессорного воздействия, избытка коровьего молока и др.

Медицине известны несколько типов СД. Клинические признаки СД — жажда, сильный голод, учащенное мочеиспускание, усталость, слабость, зуд, раздражительность, ухудшение зрения, покалывание в ладонях и стопах, нарушения в сердечнососудистой системе, плохо заживающие раны. Каждый из этих признаков может иметь разную выраженность.

Из двух основных типов сахарного диабета СД I типа чаще встречается у детей и молодежи (при этом необходимы инъекции

© М. И. Александрова, Н. А. Цветкова, 2012 \

инсулина). СД II типа больше распространен у взрослых старше 40 лет. Этот тип имеет постепенное развитие и часто протекает скрыто. Регулируется он обычно диетой, физическими упражнениями и лекарственными препаратами, применяемыми в таблетированном виде. При этом типе СД инъекции инсулина в большинстве случаев не нужны, но весьма эффективной является своевременная социально-психологическая поддержка.

Стоит отметить, что в настоящее время многие медицинские проблемы, связанные с тактикой лечения СД, решены [1, с. 12]. Завершились исследования, давшие ответ на основной вопрос диабетологии, — о соотношении компенсации СД и его осложнений (Diabetes Control and Complications Trial (DCCT), 1993; United Kingdom Prospective Diabetes Study (UKPDS), 1998). Разработаны терапевтические меры при всех осложнениях С Д. Обучение больных прочно вошло в арсенал лечебных средств [2, с. 14]. Однако каждый диабетик по-прежнему вынужден ежедневно платить «цену» за свое заболевание в разных сферах жизни.

Когда больной принимает свое новое состояние, он, с одной стороны, становится более адаптированным, но, с другой — может отказаться от саморазвития, воспринять и проживать свою жизнь как вынужденное положение, в котором он — жертва злой судьбы. Многие больные в связи с заболеванием не ожидают от жизни ничего, кроме ее постоянного ухудшения. При выборе профессии больным СД I типа многие виды деятельности могут казаться несовместимыми с заболеванием, например, частые командировки, отсутствие условий для регулярного питания, работа с движущимися механизмами и др. При устройстве на работу диабетики чаще всего скрывают свой диагноз [3, с. 549].

Отношение к больным СД как к будущим инвалидам достаточно прочно укоренилось в массовом сознании россиян, в т. ч. и в сознании врачей. Особенно распространен миф об «энцефалопатии» как о непременно присущей диабету черте [8,

с. 105].

т i

Установлено, что диабет у ребенка может быть фактором, влияющим на удовлетворенность жизнью родителей, но хорошая компенсация диабета повышает качество жизни семьи. Наибольшие трудности диагноз СД причиняет подросткам. Подросток, как правило, старается либо «скрыть» диабет от близких, либо получить какие-то выгоды от своего особого положения. Заме-

чено, что на заболевание СД влияют трудности контакта ребенка с родителями. Диабет иногда указывают в качестве причины отчуждения супругов и распада семьи.

Чтобы обеспечить больным СД адекватную поддержку, современному врачу нужна социально-психологическая компетентность, например, в том, как оценивается СД обыденным сознанием не болеющих им людей и в образе мышления диабетиков, в методах коррекции социального поведения больных СД; в вопросах обеспечения качества жизни этой категории населения не только с помощью медикаментов. Например, врачи часто не понимают причин, по которым больные не выполняют их рекомендаций (а это могут быть: тревога, затрудняющая понимание; язык, на котором врач изъясняется, и др.). Порой врачи злоупотребляют в диалоге с больным запугиванием, не оставляя места позитиву. Разговор сводится к перечислению ограничений, которые обязан учитывать диабетик. Причем врач не интересуется, сможет ли человек их выполнять. В таких случаях между врачом и пациентом отсутствует доверие, и медицинская помощь оказывается малоэффективной в плане обеспечения качества жизни больного С Д.

Стоит отметить, что XX в. был революционным в отношении медицинских и технологических достижений в диабетологии: появились первые препараты инсулина, пероральные гипогликемические средства, были разработаны схемы введения инсулина, созданы средства самоконтроля, синтезированы инсулиновые аналоги; широкомасштабные исследования доказали возможность предотвращения поздних осложнений. Но к концу XX в. стало ясно, что параллельно с дальнейшими поисками в фундаментальных областях необходимо развивать био-психосоциальное направление в медицине, которое принимало бы во внимание психологические и социальные аспекты заболевания и обладало соответствующими инструментами воздействия. Подходы к этому во многом определены в последние годы через развитие терапевтического обучения, организацию длительного наблюдения больных, социального патронажа.

Открытие инсулина — одно из самых выдающихся завоеваний медицины XX в. — не оправдало всех возлагаемых на него надежд, поскольку даже при использовании самых совершенных препаратов инсулина и инструментальных способов инсулинотерапии не всегда удается затор-

мозить формирование у больных специфических осложнений. Ясно, что эти осложнения вызывают появление трудных жизненных ситуаций и личностно-обусловленных проблем у многих пациентов врача-эндокринолога [10, с. 172]. Осложнения диабета более всего ухудшают качество жизни человека.

Если обратиться к статистическим данным по г. Пскову, то на диспансерном учете на конец 2010 г. в эндокринологических кабинетах поликлиник г. Пскова состояли 8 907 чел. Основной эндокринной патологией являлся сахарный диабет, которым больны 5 011 чел. По социально-демографиче-ским характеристикам это: мужчины — 1 653 больных, женщины — 3 358; рабочие и служащие — 1 941; пенсионеры, неработающие — 3 050; студенты — 20. Инвалидность по СД имели 174 чел. Из них 13 чел. — с ампутациями нижних конечностей разного уровня, 9 чел. ослепли в результате этого заболевания.

Настораживает тот факт, что распространенность этого заболевания на 1 000 населения г. Пскова ежегодно увеличивается:

2008 г. - 26,75 %, 2009 - 29,9, 2010 г. -31,0 %.

Проведенное врачом-эндокринологом М. И. Александровой исследование (под научным руководством доктора психологических наук Н. А. Цветковой, 2004 —

2009 гг.) показало, что вместе с постановкой диагноза «сахарный диабет» у больных возникают различные затруднения социально-психологического характера. Из 60 обследованных больных 83 % выборки отреагировали на постановку диагноза «сахарный диабет» испугом, отчаянием, отрицанием, мыслью о том, что это «конец»; 27 % больных СД I типа считают, что это заболевание является серьезным ограничением для карьеры или личной жизни; 27% испытуемых с СД I и II типа скрывают свое заболевание; гнев и страх как эмоциональные доминанты представлены у 44 % больных СД.

Очевидно, что на данном этапе развития российского общества в лечении больных СД должен применяться новый подход, в качестве которого мы предлагаем медико-психосоциальную модель, основанную на принципах комплексности, интеграции, межведомственного взаимодействия, социально-превентивной деятельности специалистов системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Это модель командной работы специалистов: врача, психолога, социального работ-

ника. В качестве ее инициатора должны | выступать врачи-эндокринологи, осведомленные в вопросах психологии и социальной работы, способные вовлечь в свою деятельность специалистов этих сфер. Предпосылкой такого взаимодействия является общая ведомственная принадлежность здравоохранения и социального развития. Этот факт открывает большие возможности для сотрудничества названных выше специалистов.

Предлагаемый нами подход имеет под собой вполне определенную законодатель- \ ную базу. Ее составляют: Федеральный | закон «Об основах социального обслужи- | вания населения Российской Федерации» | (1995 г. с поел, доп.) [9] и Национальные стандарты Российской Федерации «Социальное обслуживание населения», постепенно вводимые в действие начиная с

2004 г. [6].

Согласно названному выше ФЗ заболевание сахарным диабетом дает основание [ считать, что человек с таким медицинским диагнозом находится в трудной жизненной ситуации, по крайней мере, какой-то период с момента его постановки. А это значит, что он может получать социальную помощь в системе социального обслуживания населе- I ния на правах клиента [9].

Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» | ГОСТ Р 52143-2003, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 № 327-ст. и введенный в действие с 1 июля 2004 г., позволяет оказывать больным СД следующие виды социальных услуг [6]:

— социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту; |

— социально-медицинские, направлен- \ ные на поддержание и улучшение здоровья | граждан; !

— социально-психологические, преду- | сматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе;

— социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании | детей;

— социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жиз- | ценного уровня; I

— социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Указанные нормативно-правовые документы свидетельствуют о том, что больные СД могут обратиться в систему социального обслуживания за следующими видами социально-психологических услуг: 1) социально-психологическое и психологическое консультирование; 2) психологическая диагностика и обследование личности; 3) психологическая коррекция; 3) психотерапевтическая помощь; 4) социально-психологический патронаж; 5) психологические тренинги; 6) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения; 7) экстренная психологическая (в т. ч. по телефону) и медико-психологическая помощь; 8) оказание психологической помощи, в т. ч. беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, обслуживаемых на дому.

Однако на практике проблема организации социально-психологического обслуживания больных СД осложняется целым рядом обстоятельств. Это:

1) дефицит специалистов (врачей, психологов, социальных работников), способных к профессиональному социально-психологическому обслуживанию людей, относящихся к любой из трех групп клиентов в системе социального обслуживания: I группа — больные сахарным диабетом I типа; II группа — больные сахарным диабетом II типа; III группа — предрасположенные к заболеванию сахарным диабетом;

2) отсутствие четко отлаженной системы взаимодействия «врач-эндокринолог — работники системы социального обслуживания »;

3) низкоэффективная активность общественной организации «Общество больных сахарным диабетом», созданной по территориальному признаку;

4) недооценка и низкий уровень организации социально-психологической профилактики СД.

Из сказанного выше вытекает ряд задач, требующих инициативы врачей-эндо-крйнологов и практических действий работников социальных служб (практических психологов и социальных работников):

1) научное обоснование условий, технологий и методов работы с больными СД и людьми, предрасположенными к его возникновению, с позиций медицинского, психологического и социального подходов;

2) изучение психологических особенностей больных СД и лиц, предрасположенных к его развитию, а также социально-психологических проблем, возникающих вместе с постановкой диагноза «сахарный диабет»;

3) обеспечение врачей-эндокринологов элементарными методиками социально-психологической диагностики, применимых с целью определения путей улучшения состояния больных СД;

4) организация мероприятий с участием специалистов различных сфер с целью обсуждения возможностей организации системы комплексной медико-психосоциальной помощи больным СД и лицам, предрасположенным к нему; отработка и стандартизация технологии их взаимодействия;

5) совершенствование системы информирования населения о возможностях получения помощи в случаях заболевания СД или риска им заболеть (работа СМИ, изготовление объявлений, памяток, рекламы, буклетов, проспектов);

6) разработка типовой карты медико-психосоциальной реабилитации больного СД и определение порядка взаимодействия специалистов (врач, психолог, социальный работник) при ее заполнении;

7) разработка типового алгоритма проведения индивидуальной беседы с больными СД и людьми, относящимися к группе риска;

8) разработка программ и примерных планов коллективно-групповой работы с различными категориями больных СД (детьми, мужчинами, женщинами, пожилыми; семьями);

9) внедрение технологии медико-психосоциальной работы с больными СД в деятельность учреждений и организаций социального обслуживания, являющихся методическими центрами (например, к таковым относится ГКУ СО «Областной центр семьи» г. Псков);

10) разработка, апробация и стандартизация модели превентивной медико-психосоциальной деятельности с людьми, предрасположенными к развитию СД;

11) обобщение опыта научно-исследовательской, проектной и практической деятельности в виде научно-методического пособия, содержащего технологию «Медико-психосоциальный подход в лечении и профилактике сахарного диабета», и его внедрение в программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачей-эндокринологов, психологов, социальных работников. В результа-

те решения этих задач можно ожидать повышение качества жизни больных СД и предрасположенных к нему граждан.

В заключение остановимся еще на одной грани поднятой здесь проблемы организации социально-психологического обслуживания больных СД — на определении научно-методологической основы ее разрешения. На наш взгляд, в качестве таковой может выступить ортобиотика — отрасль научно-практического знания, «наука по уходу за собственной персоной», основы которой изложены И. И. Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Ее создатель отмечал, что следование правилам ортобиоза (разумного образа жизни) облегчает проявление высших способностей человеческой души. Суть ортобиотики — обеспечить развитие человека, чтобы он достиг долгой, деятельной и бодрой старости, приводящей к чувству насыщения жизнью и смиренного желания смерти.

Объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом, в отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, объектом которой является процесс увядания человеческого организма. В ортобиотике понятие «здоровье» рассматривается как единство трех его составляющих — физического, психического и нравственного компонентов.

Международная статистика по здравоохранению свидетельствует о том, что в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим

собой [4, с. 145]. Из концепции отношений В. Н. Мясищева следует, что больной человек является «продуктом больных отношений» [5, с. 21]. Согласно факторному анализу, образ жизни представляет 60 — 70 % в общей структуре факторов выживаемости современных людей. Получается, что здоровые межличностные отношения в приватной и публичной сферах (в семье и обществе) обусловливают здоровье людей и служат средством профилактики СД. Назначение ортобиотики заключается в том, чтобы помочь людям упреждать нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье, дать научно обоснованные идеи, информацию, технологии и специальные приемы на этот счет. В ее русле разрабатываются технологии здо-ровьесбережения для каждого возрастного этапа жизни человека.

Поскольку ортобиотика синтезирует различные научные и технологические знания и ее можно считать теоретико-прикладной основой человековедения, постольку нужно использовать ее мощный методологический потенциал для разработки технологий социальной работы с больными СД. И чтобы ускорить вхождение ортобиотики в образ мышления и жизнедеятельности диабетиков, необходимо приложить усилия для преодоления в их сознании стереотипа небрежного отношения к своему здоровью и формирования установки на поиск, усвоение и использование знаний в целях самообеспечения достойного уровня и качества жизни. Иными словами, необходимо разработать ортобиотику больных сахарным диабетом и сделать ее доступной для населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алгоритмы специализированной медицинской помощи-больным сахарным диабетом / под ред. И. И, Дедова, М. В. Шестаковой. — М. : Информаполиграф, 2009. — 105 с.

2. Дедов И. И. Обучение больных сахарным диабетом / И. И. Дедов, М. Б. Анциферов, Г. Р. Галстяи, А. Ю. Майоров, Е. В. Суркова. - М. : Берег, 1999. - 120 с.

3. Лайнгер М. А. Особенности реакций личности на заболевание сахарным диабетом и вопросы лечения / М. А. Лайнгер // Нервно-психические расстройства экзогенно-органической природы / под ред. Р. Г. Голодец. — М., 1975. — С, 549 — 555.

4. Манухина Н. М. Система отношений соматических больных : на примере больных эндокринными заболеваниями / Н. М. Манухина // Аспирант и соискатель. — 2003. — 1 (14). —

С. 144-154.

5. Мясищев В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев. - Воронеж : МОДЭК, 1995. -356 с.

6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143=2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы±р://\у\^.50С1а1 ЛспоЬ1.ги>Закоиодатсльство>51апс1агг/52143_2003. — Загл. с экрана.

7. Регузов В. А. Учебное пособие больных сахарным диабетом / В. А. Регузов, С. Е. Хвощёва, О. В. Борушнова. — Владивосток : ВГМУ, 1999. — 172 с.

8. Терещенко Н. В. О влиянии некоторых социальных факторов на заболеваемость сахарным диабетом / Н. В. Терещенко, Н. В. Чеберов // Вопр. нейрогормональной патологии. Тр. Горькое. мед. ин-та. - Горький, 1972. - Вып. 40. — С. 105 — 108.

9. Федеральный закон от 10.12.1995 X? 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с поел, изм.) // СЗ РФ. — 1995. — N° 50. — Ст. 4872.

10. Хаит Ф. И. Личностные особенности эндокринологических больных в период обострения их хронического заболевания / Ф. И. Хаит, Н. М. Манухина // Аспирант и соискатель. - 2002. -Nb б (13). - С. 171-178.

Поступила 28.11.11.

СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ (НА ОСНОВЕ ОПЫТА СУБЪЕКТОВ РФ)

А. С. Базаркина

Э стать^ представлена деятельность службы сопровождения выпускников интернатных уч^ждений: цели, задачи, принципы, направления, алгоритм и др. Большое внимание-уделено таким аспектам социальной работы в службе сопровождения выпускников интернатных учреждений, как межведомственное и межсекторное взаимодействие.

Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном социуме — основная задача учреждений социальной поддержки детства. Изменение общественных и социокультурных требований к выпускникам образовательных учреждений вызывает необходимость нового подхода к формированию социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей. Таким необходимым механизмом в данный период становятся службы сопровождения выпускников интернатных учреждений, которые уже функционируют в различных субъектах РФ. Положительный опыт работы таких служб (в Республике Татарстан «Лаишевский детский дом», в Вологодской области детский дом № 1 — служба «Перекресток», в Ростовском детском доме, в Москве — программа «Взлетная полоса») определяет перспективы развития данной формы адаптации к самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений.

Деятельность службы сопровождения выпускников интернатных учреждений основывается на строгом соблюдении междуна-

родных актов в области защиты прав и законных интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации, а также республик и субъектов РФ, решений органов управления образованием различного уровня, Устава и Положения о Службе сопровождения выпускников. Целью работы службы является создание условий для позитивной социализации и самореализации выпускников детского дома и интеграции в общество.

Задачи:

— определение наиболее эффективных форм и методов работы специалистов в процессе социально-психологического и правового сопровождения развития выпускников;

— выявление проблем адаптации выпускников в самостоятельной жизни (проблемы общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения);

— выявление и устранение психологических причин нарушений межличностных отношений со сверстниками, педагогами,

© А. С. Базаркина, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.