Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Использованные источники:

1. Интернет-портал "Российской

http://www.rg.ru/2010/11/16/infobschestvo-site-dok.html

газеты

!!

2. CITForum.ru

on-line

библиотека

http://citforum.ru/consulting/BI/xolap_classification/

Хисамутдинов Р.Х. студент 5го курса

Гарифуллина А.Ф., к.п.н доцент

Башкирский ГАУ

Россия, г. Уфа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Психологический аспект человеческого фактора включает внутренние силы поведения, побуждающие людей к высокой активности, приводящие в движение их творческие потенциалы. Управление человеческим фактором требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей.

Психологический уровень управления имеет отношение к таким компонентам человеческого фактора, как личность, рабочая группа, трудовой коллектив, Руководитель находится в психологической реальности трудового коллектива и управляет работниками с учетом психологических закономерностей поведения людей. Пренебрежение указанными закономерностями, как это было в период застоя, приводит к возникновению психологических конфликтов, вызывающих текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, снижение производительности труда.

Управление трудовым коллективом на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной трудовой деятельности, позволяет ему полнее использовать скрытые резервы коллектива.

Главный объект управления - личность. Свойство быть личностью присуще человеку как социальному существу. Признаки личности выявляются не только при сопоставлении понятий личность и человек. В этот процесс включаются еще понятия индивид и индивидуальность.

Понятие человек употребляется для подчеркивания субъекта деятельности. Человек понимается как живое существо, обладающее членораздельной речью и сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Это родовое понятие. Конкретный человек как представитель определенной группы людей обозначается видовым понятием индивид. Когда же характеризуется неповторимость существенных признаков индивида, то употребляется слово индивидуальность.

Индивидуальность - уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей. «Индивидуальность» выступает как носитель специфических характеристик, как природных, биологических, психических, так и общественных, не повторяющихся ни в ком другом. Это совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других[1].

Все это предполагает выделять в личности три основных структурных компонента и представлять личность как единство:

1) социальных преобразований, черт и качеств, воспитанных во взаимодействии с другими людьми;

2) индивидуально-психологических особенностей и свойств;

3) биологических структур.

Личность - явление социальное. Ее социальность заключается в том, что она есть продукт общения людей.

Чтобы понять человека как личность, а следовательно, и управлять им, нужно составить картину его особого взгляда на мир. Такая картина формируется в эталонной группе: в семье, среди коллег по работе и учебе, в кругу друзей, под влиянием родственников и даже товарищей по увлечениям. У каждого человека есть 5-6 эталонных групп, оказывающих большое влияние на его поведение. Человек формирует свою картину мира в общении с другими.

Социальная роль - это шаблон поведения, который ожидается от человека в конкретной ситуации.

Хотя личность и ее социальный статус - это единое целое, тем не менее, выделяется и то, и другое. Когда мы говорим о личности, то в первую очередь задаем себе вопрос: что она собой представляет? Если же речь идет о статусе работника, то преследуется цель определить ценность этой личности во мнении других. В связи с этим социальный статус органически вплетен в систему общественных отношений. Он создает работнику уважение, престиж, репутацию. Все это оказывает влияние на формирование у работника его личной определенности, что включает различные виды побуждений: потребности, интересы, идеалы, установки. Главным здесь выступают потребности. В процессе целеустремленного управленческого воздействия вполне возможно повлиять на всю систему потребностей личности, а через потребности - на ее интересы, идеалы, установки и, конечно, на характер.

Характер - одна из главнейших психологических черт личности. Это совокупность устойчивых психологических свойств, определяющих линию поведения человека, его отношение к делу, вещам, другим людям и самому себе. Таким образом, воздействие на характер подчиненного выражается в упорядочении его отношений и воздействий на эти отношения[2].

Руководитель, вычленяя черты характера подчиненного, может сделать для себя немало полезных выводов. Ведь эти черты не случайны. Они вытекают из конкретных условий, а поэтому достаточно полно характеризуют интересующую руководителя личность. Определенному типу характера часто соответствует определенный темперамент. Оценка людей по свойствам темперамента дает руководителю надежную методику изучения подчиненных и повышения эффективности управленческой деятельности. При этом следует опираться на положительные черты темперамента и преодолевать отрицательные. Так, на порывистость холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью, инертности флегматика лучше всего противопоставлять активность, а эмоциональность и печаль меланхолика можно нейтрализовать неподдельной оптимистичностью[3].

Психологами замечено, что меланхолики, когда им нужно подготовить какие-либо справки, тратят много времени на составление черновиков, их проверку и исправление, сангвиники, наоборот, пишут часто черновики сокращенно или вовсе их не делают; холерики нередко из-за невнимательности делают элементарные ошибки; флегматики могут не заметить течения времени и запоздать с завершением задания и т.д. Все это нацеливает руководителя на учет своих подчиненных, т.е. на индивидуальный подход. Необходимость этого диктуется также тем, что в силу наследственной предрасположенности, развития и воспитания все люди обладают определенным набором общих и специальных способностей.

Использованные источники:

1. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник.-М.:ИНФРА-М,2005. С.284

2. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

3. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала /С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. -Ростов н/Д: «Феникс», 2007. - 480 с.

Хитрая А.П. студент 2 курса Паршутич О.А. старший преподаватель Полесский государственный университет Республика Беларусь, г. Пинск ЕВРОРЕГИОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Аннотация: описано понятие, цели и роль еврорегионов; дана краткая характеристика еврорегионов Республики Беларусь; описаны проблемы еврорегионов, характерные как для Беларуси, так и для всего мира в целом. Ключевые слова: регион, еврорегион, интеграционное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.