Научная статья на тему 'Психологические аспекты развития речевых навыков младших школьников цифрового поколения'

Психологические аспекты развития речевых навыков младших школьников цифрового поколения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое развитие / младшие школьники / цифровое поколение / психолого-педагогические условия / деятельность педагогапсихолога. / speech development / younger schoolchildren / the digital generation / psychological and pedagogical conditions / the activity of educational psychologist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мильрат Анастасия Артуровна, Пазухина С. В.

Статья посвящена изучению психологических аспектов речевого развития современных детей младшего школьного возраста. Речь в психологии относится к высшим психическим функциям, рассматривается как психический познавательный процесс и средство общения. Выявлены условия развития речевых навыков младших школьников, которые могут использоваться в деятельности педагога-психолога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мильрат Анастасия Артуровна, Пазухина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE SPEECH SKILLS DEVELOPMENT IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF THE DIGITAL GENERATION

The article studies the psychological aspects of the speech development of modern primary school-aged children. In psychology, speech belongs to higher mental functions. It is also a mental cognitive process and a means of communication. The author reveals conditions for the development of speech skills in younger schoolchildren, which can be useful in the work of an educational psychologist.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты развития речевых навыков младших школьников цифрового поколения»

Мильрат Анастасия Артуровна

milrat.nastya@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Факультет психологии (4 курс) Научный руководитель - д.псих.н., доцент С.В. Пазухина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Milrat Anastasia Arturovna

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University The Department of Psychology (4th year student) Scientific advisor: S.V. Pazukhina, Doctor of Sciences in Psychological Sciences,

associate professor

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE SPEECH SKILLS DEVELOPMENT IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF THE DIGITAL GENERATION

Аннотация: Статья посвящена изучению психологических аспектов речевого развития современных детей младшего школьного возраста. Речь в психологии относится к высшим психическим функциям, рассматривается как психический познавательный процесс и средство общения. Выявлены условия развития речевых навыков младших школьников, которые могут использоваться в деятельности педагога-психолога.

Ключевые слова: речевое развитие, младшие школьники, цифровое поколение, психолого-педагогические условия, деятельность педагога-психолога.

Abstract: The article studies the psychological aspects of the speech development of modern primary school-aged children. In psychology, speech belongs to higher mental functions. It is also a mental cognitive process and a means of communication. The author reveals conditions for the development of speech skills in younger schoolchildren, which can be useful in the work of an educational psychologist.

Keywords: speech development, younger schoolchildren, the digital generation, psychological and pedagogical conditions, the activity of educational psychologist

Одним из важных психических познавательных процессов для человека является речь. С ее помощью человек передает, принимает и перерабатывает информацию посредством мышления. Любая озвученная и услышанная информация дает начало процессу мышления. Мышление и речь тесно связаны. Одним из первых начал изучать эти процессы и их тесную взаимосвязь советский психолог Л.С. Выготский. В своих работах он выделял такое понятие, как «внутренняя речь» - речь, которую человек использует, когда

думает, но не произносит слов вслух [1]. Лев Семенович относил ее к системе высших психических функций. Это те функции, которые человек приобретает в результате культурного развития, они не даны ему от природы. Маленькие дети не обладают функцией внутренней речи. Интересно, что зачастую они проговаривают свои действия вслух, но такая речь предназначена не для окружающих, а для них самих и называется эгоцентрической речью. Постепенно с развитием мышления эгоцентрическая речь переходит в шепот, а затем во внутреннюю речь [1].

Речь - это социальный навык, который присущ человеку. Однако он не дается при рождении, его необходимо формировать в процессе развития ребенка. Речевой акт (целенаправленное коммуникативное действие), достигший степени совершенства, называется речевым навыком [2]. Советский психолог А.А. Леонтьев выявил, что работа по речевому развитию ребенка должна включать в себя совершенствование следующих речевых компонентов: звуковой составляющей (включает фонетику (звукопроизношение) и фонематики (слух)), смысловой составляющей (включает лексику, грамматику, связанную речь), понимание речи (семантика), неречевых психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика).

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования [7] в результате освоения основной образовательной программы должна быть достигнута «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета» [7].

Профессор О.С. Ушакова выделяет основные условия, необходимые для успешного развития речевых навыков детей: учет индивидуальных особенностей, стимулирование познавательной активности, формирование социального окружения из носителей грамотной речи, организация речевой среды [6].

С точки зрения психологии на желание ребенка высказывать свои идеи, обсуждать собственные письменные сочинения, заниматься словотворчеством, не бояться ошибок, благоприятно влияет психологически комфортная, дружеская атмосфера в классе, позиция учителя. Для успешной работы необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка (застенчивость, замкнутость, болтливость и т.д.), быть внимательным в общении с детьми, вовремя делая замечания (не забывая о педагогическом такте). Очень важно поднимать самооценку детей, поддерживать самостоятельность, инициативность. Ребенок должен быть уверен в своих способностях.

Одним из важных условий развития речевых навыков является культурно обогащенная, благоприятная речевая среда, как естественная (реальное окружение), так и искусственная (организованная с помощью методического материала).

Нельзя забывать, что дети цифрового поколения отличаются от своих предшественников. Молодые семьи стремятся жить отдельно от старшего поколения, тем самым лишая ребенка образца ведения диалога в кругу семьи. К тому же цифровизация, вошедшая во все сферы жизни современного человека, еще больше снижает время живого общения. Зачастую родители, уставшие на работе, проводят вечера каждый в своем гаджете. У большинства современных малышей тоже имеются собственные гаджеты. Но их использование зачастую не только не пробуждает у них интереса к чтению и написанию текстов, но, напротив, учит обходиться без речи: долгое и трудоемкое написание текста можно заменить картинками, голосовыми сообщениями, эмотиками (смайликами). Именно поэтому в современном мире взрослым так важно особое внимание уделять живому общению с детьми. Хорошо задавать ребенку вопросы о том, как прошел его день, стимулируя развернутые ответы. Полезно читать ребенку книги вслух, тем самым вырабатывая умение слушать, необходимое для построения полноценного диалога, а также демонстрировать ребенку правильно построенные, распространенные предложения, которыми богата художественная литература. Необходимо обсуждать с ребенком прочитанное, объяснять непонятные слова, что расширяет его словарный запас, позволяет в будущем составлять развернутые предложения. В общении с детьми необходимо быть требовательными к своей речи, нельзя забывать, что любой взрослый является примером для ребенка.

Планируя деятельность педагога-психолога по развитию речевых навыков, целесообразно ориентироваться на возраст ребенка. Важно понимать, что в начальной школе большую роль играют игровые, социальные, познавательные мотивы. Внести в обучение современных детей младшего школьного возраста элемент игры, тем самым стимулировать пробуждение интереса к образовательному процессу, помогут цифровые технологии. Короткий текст, яркие картинки и знакомые герои позволяют школьникам лучше осваивать необходимые навыки.

Например, школьный психолог может провести с детьми игру «Журналист», где дети интервьюируют друг друга, а затем делают короткий рассказ о своем однокласснике. Это упражнение не только развивает речевые навыки, но и способствует формированию дружеской атмосферы в коллективе. Проведение творческих конкурсов задействует соревновательные мотивы и мотивы достижения успеха. Использование групп поддержки стимулирует выработку чувства безопасности в классе. Самооценка (самопроверка) способствует воспитанию самостоятельности, ответственности.

Нами проведена экспериментальная работа с учениками 2 класса одной из школ города Тула. Для диагностики речевых навыков, а также уровня мотивации к изучению родного языка у младших школьников были применены следующие методики: «Простые аналогии» Ю.Л. Глатковой (методика адаптирована для младших школьников), направленная на диагностику мышления и речи младших школьников, исследование понимания и речевого воспроизведения логических связей [9]; «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра,

направленная на диагностику мышления младших школьников, исследование умения обобщать и словесно это сообщать [9]; «Изучение скорости мышления» Б.Д. Карвасарского, направленная на диагностику мышления младших школьников, исследование скорости речевого воспроизведения слов [4]; «Изучение гибкости мышления», направленная на диагностику мышления младших школьников, исследование гибкости мышления и речевого озвучивания выявленных взаимосвязей [4]; «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, нацеленная на исследование мотивации младших школьников к изучению русской речи, родного языка, эмоционального реагирования на специально создаваемые речевые ситуации [8]. После проведения с детьми развивающих занятий по составленной нами программе, направленной на развитие речевых навыков, которая включала в себя просмотр и обсуждение мотивирующих мультипликационных фильмов, упражнения «Журналист», «Почтальон» (составление письма с описанием предмета), разыгрывание с детьми сценок на тему любви к родному языку и грамотной речи, творческий тематический конкурс, чтение детям вслух специально подобранных текстов (с последующим обсуждением, дополнением, исправлением ошибок героев текста) и др. Контрольная диагностика показала положительную динамику по всем параметрам методик. Для наглядности представим полученные результаты в виде гистограмм (Рис. 1-5).

Рис.1 Методика "Простые аналогии"

ю 8 6 4 2 0

Констатирующий этап Контрольный этап

■ Высокий уровень логического мышления ■ Достаточный уровень логического мышления

■ Низкий уровень логического мышления

Так, по методике «Простые аналогии» на контрольном этапе детей с высоким уровнем логического мышления стало на 10% больше, с достаточным - на 5% больше, с низким - на 15% меньше соответственно (Рис. 1).

Методика «Исключение лишнего» показала, что детей с высоким уровнем способности обобщать стало на 15% больше, с хорошим - на 5% меньше (перешли в высокий), со средним не изменилось, а с низким - стало на 10% меньше (Рис. 2).

Рис.3 "Методика "Изучение скорости мышления"

III

III

Констатирующий этап Контрольный этап

■ Высокая скорость мышления ■ Хорошая скорость мышления

■ Средняя скорость мышления Низкая скоростьмышления

Методика «Изучение скорости мышления» показала, что детей с высокой скоростью мышления стало на 15% больше, с хорошей - на 5% больше, со средней - на 15% меньше, низкий результат не показал никто (Рис. 3).

Методика «Изучение гибкости мышления» показала, что детей с высоким уровнем гибкости стало на 35% больше, со средним - на 30% меньше, с низким - на 5% меньше (Рис. 4).

Методика «Оценка уровня школьной мотивации» показала, что детей с очень высоким уровнем мотивации к изучению родного языка стало на 5% больше, с высоким - на 15% больше, со средним - на 15 % меньше, низкий уровень не показал никто (Рис. 5).

В начальной школе развитие речевых навыков является первостепенной задачей. Развитая речь - одно из важных условий успешной социализации ребенка, его адаптации к школе, классному коллективу, а также залог успешности человека в будущем как полноценного члена общества, способного строить грамотный продуктивный диалог.

Литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Эксмо-пресс, 2022. - 544 с.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Лингвистическое наследие XX века. - М.: ЛЕНАНД, 2023. - 216 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

4. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: учеб.-метод. пособие. - М.: Флинта, 2005. - 319 с.

5. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. - М.: ЛКИ, 2007. - 256

с.

6. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004. -288 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (с изменениями и дополнениями). Утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 N 286 [Электронный ресурс] // ГАРАНТ: URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 02.05.2024)

8. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой [Электронный ресурс] // URL:, https://sh-svetlinskaya-sosh-2-r56. gosweb. gosuslugi. ru/ netcat_files/32/315/Anketa_Otsenka_urovnya_shkol_noy_ motivatsii_N.G.Luskanovoy.pdf (дата обращения: 10.10.2023)

9. Методика «Простые аналогии» Ю.Л. Глатковой (методика адаптирована для младших школьников), методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра [Электронный ресурс] // URL:, https://www.licey3.perm.ru/upload/iblock/83a/83aab63b7dd526795cc2ad3fa289edf3. pdf (дата обращения: 10.10.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.