Педагогика
УДК 376.2
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Семенова Елизавета Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Москва)
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу степени изученности проблемы речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность проблемы изучения речевой активности у дошкольников и младших школьников с нарушениями развития обосновывается актуальными нормативными документами, регламентирующими воспитательно-образовательную работу с этими обучающимися в образовательных учреждениях. Рассматривается понятие речевой активности в отечественной психолого-педагогической науке, обсуждаются различные подходы к трактовке данного феномена. Анализируются исследования речевой активности у нормально развивающихся детей. Описываются основные направления работы по развитию речевой активности в условиях общеобразовательной среды. Представляются психолого-педагогические условия развития данного феномена у нормально развивающихся дошкольников и младших школьников. Анализируются исследования некоторых аспектов речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение речевой активности в контексте общения у младших школьников с нарушениями зрения, дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Дается оценка степени изученности проблемы речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья. Определяются перспективы дальнейшего научного исследования данной тематики.
Ключевые слова: речевая активность, дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация вербальной коммуникации, средства вербальной коммуникации, лексико-грамматические характеристики речи.
Annotation. The article is devoted to the analysis of the degree of study of the problem of speech activity in children with disabilities. The relevance of the problem of studying speech activity in preschoolers and younger schoolchildren with developmental disabilities is justified by relevant regulatory documents regulating educational work with these students in educational institutions. The concept of speech activity in the Russian psychological and pedagogical science is considered, various approaches to the interpretation of this phenomenon are discussed. Studies of speech activity in normally developing children are analyzed. The main directions of work on the development of speech activity in a general educational environment are described. The psychological and pedagogical conditions for the development of this phenomenon in normally developing preschoolers and younger schoolchildren are presented. Studies of some aspects of speech activity in children with disabilities are analyzed. The study of speech activity in the context of communication in younger schoolchildren with visual impairments, preschoolers with mental retardation and mental retardation. The assessment of the degree of study of the problem of speech activity in children with disabilities is given. The prospects for further scientific research on this topic are determined.
Key words: speech activity, children with disabilities, motivation of verbal communication, means of verbal communication, lexical and grammatical characteristics of speech.
Введение. Федеральные государственные стандарты (ФГОС), определяющие требования к структуре образовательных программ для дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обязательно включают в свое содержание положения, декларирующие разные аспекты развития речевой активности обучающихся. Так, во ФГОС дошкольного образования это отражено в таких образовательных областях как «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие». В документе указывается необходимость формирования навыков коммуникации со взрослыми и сверстниками, а также подчеркивается важность развития речи как средства познания и самовыражения. Большое внимание проблеме речевой активности уделяется и в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования. Например, подчеркивается достаточный уровень владения обучающихся устной речью, возможность использования речи для оформления мыслей, чувств, потребностей, сформированность на уровне возрастных возможностей вербальной коммуникации.
Указания на развитие речевой активности содержит и ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Например, в «Требованиях к адаптированной общей образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития» сказано, что у детей следует развивать способность к словесному самовыражению, способствовать овладению ими устной и письменной речью для решения практических житейских ситуаций. В документе, содержащем требования к программе для младших школьников с расстройствами аутистического спектра осложненными легкой степенью умственной отсталостью, выделяется специальная предметная область «Язык и речевая практика», где развитие речевой активности декларируется как основное содержание. Анализ ФГОС для других типов нарушений (слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих и позднооглохших и т.д.) дает возможность говорить о том, что проблема развития речевой активности для детей с ОВЗ является остро актуальной.
Изложение основного материала статьи. Научное определение речевой активности в психолого-педагогической науке является дискуссионным. Например, в работах И.А. Зимней Г81 и А.А. Леонтьева Г11П речевая активность понимается как фактор, определяющий уровень владения речевой деятельностью. Л.И. Божович Г31, Л.С. Выготский И1, А.В. Запорожец |71 считают речевую активность показателем интеллектуального развития, а О.Г. Грибова [5], Е.Е. Дмитриева Г61 и P.M. Фрумкина Г161 рассматривают ее как необходимое условие вербальной коммуникации.
В последнее время появляются отдельные научные работы, которые трактуют речевую активность как сложный интегративный феномен. В исследованиях Л.В. Красильниковой ГЮ1 речевая активность понимается как речепорождение на психологическом, лингвистическом и сенсомоторном уровнях. В работе Е.И. Филипович и Ю.В. Прилепко [151 речевая активность включает в свою структуру мотивационный (наличие речевой интенции, потребность в вербальной коммуникации), лексико-семантический (владение лексической, грамматической стороной речи, навыки связного высказывания) и экспрессивный (наличие просодических навыков) компоненты. М.Н. Ковалева Г91 считает, что речевая активность является средством потенциального или реального самовыражения индивида с помощью языка. Также нельзя не отметить исследования речевой активности P.P. Орлянской Г121, которая определяет этот феномен как устойчивое личностное образование, включающее в себя восприятие и понимание речи, самостоятельное, инициативное использование вербальной коммуникации, стремление к активному владению всеми сторонами речи, познавательную активность.
Как показал анализ научной литературы, экспериментальных исследований развития речевой активности даже у нормально развивающихся детей очень мало. В их числе исследование И.Б. Бичевой Г141 с соавторами, которые описывают технологию формирования речевой активности нормально развивающихся дошкольников. По их мнению, основным условием повышения речевой активности дошкольников является особая организация пространства детского общения, в первую очередь с помощью создания речевых и игровых ситуаций общения. Важным направлением работы авторы считают организацию занятий на основе книги-картинки, которая позволяет естественным образом повысить познавательный интерес детей и инициировать их на речевые высказывания. Другим направлением развития речевой активности исследователи называют такие формы организации деятельности дошкольников как образовательное событие и проектная деятельность.
Интересное исследование представлено в рамках диссертационной работы М.Н. Ковалевой, которая изучала специфику речевой активности нормально развивающихся младших школьников. Результаты исследования компонентов речевой активности позволили автору сделать следующие выводы. Среди компонентов общего уровня речевого развития (понимание, программирование, лексика) наиболее высокий уровень сформированности имеет понимание. Исследование формально-языковых показателей речевой активности продемонстрировало, что наличие высокого уровня речевого развития у младшего школьника не всегда гарантирует высокий уровень его речевой активности. Речевая креативность у обследуемых детей не имеет высокого уровня проявлений, так как они весьма склонны к подражанию. На основе полученных результатов М.Н. Ковалевой были выделены три основных типа речевой активности младших школьников: стимульно-репродуктивный, стимульно-продуктивный и инициативно-творческий.
М.Н. Ковалевой были определены следующие психологические условия коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками: использование специально созданных речевых ситуаций, обеспечение обучающимся личностно-значимого предмета речевой активности, организация сотрудничества младших школьников с педагогом, использование безоценочного подхода к речевой деятельности обучающихся. Работа проводилась в тренинговой форме с использованием игровых методов и методов театральной педагогики.
В исследовании Л.В. Красильниковой изучались особенности развития речевой активности нормально развивающихся младших школьников. Проведение наблюдения по модифицированной автором методике Н. Фландерса позволило сделать следующие выводы. Для детей характерно небольшое количество высказываний в процессе урока, плотность речи невысокая, речевая продукция в основном репродуктивна. Л.В. Красильникова делает вывод, что во многом такая ситуация обусловлена речевым поведением самого педагога, который в большинстве случаев инициирует у детей именно репродуктивную речь.
Для развития речевой активности младших школьников Л.В. Красильниковой была разработана многоуровневая технология развития осознанной речевой активности. Коррекционно-развивающая работа предполагала следующие этапы: создание психолого-педагогических условий доя развития продуктивных мотивов речевой активности; развитие навыков осуществления программирования высказывания в плане внутренней речи; отбор адекватных языковых средств для оформления высказывания; оформление высказывания на сенсомоторном уровне. Апробация созданной автором технологии доказала эффективность ее использования в работе с младшими школьниками.
В отношении детей с ОВЗ нами были обнаружены следующие немногочисленные исследования тех или иных аспектов речевой активности. В публикации Е.И. Филипович, В.И. Прилепко определяются некоторые условия развития речевой активности у дошкольников с нарушением зрения. Так, авторы считают, что основными направлениями работы являются обогащение активного и пассивного словаря, формирование мотивации к вербальной коммуникации в ситуации общения, развитие способности к внутреннему программированию речевого высказывания.
В диссертации И.О. Поздняковой [131 некоторые аспекты речевой активности исследуются в контексте развития устной речи. Автор подчеркивает, что речевая активность умственно отсталых младших школьников в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, зависит от ситуации общения, значительное влияние на нее оказывают индивидуально-типологические характеристики детей, уровень интереса к предмету речевой активности. И.О. Позднякова пишет о необходимости организации комплексного психолого-педагогического сопровождения развития устной речи умственно отсталых младших школьников в условиях образовательного учреждения.
В диссертационной работе А.Е. Беляковой Г11 некоторые характеристики речевой активности дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития (ЗПР) исследуются как проявления речевого общения. Автором указывает, что речевая активность у обследуемых детей снижена по сравнению с нормой в качественном и количественном отношении. А.Е. Белякова предлагает ряд психолого-педагогических условий, которые обеспечат становление мотивации речевой деятельности и коммуникативной активности у дошкольников с умственной отсталостью и ЗПР.
В работе O.A. Бережной и Т.А. Алтуховой [2] приведены результаты изучения коммуникативно-речевой активности дошкольников с ЗПР. По результатам исследования все обследуемые дети распределились на две группы - дети с низким уровнем коммуникативно-речевой активности (72%) и дети с уровнем коммуникативно-речевой активности ниже среднего уровня (28%). В качестве основной причины такого развития исследуемого феномена авторы называют неадекватную речевую среду в семье - родители осуществляют минимальную вербальную коммуникацию со своими детьми, не стимулируют развитие речевой потребности средствами детской художественной литературы, фольклора и т.п.
Выводы. Все вышеприведенные исследования позволяют говорить о том, что изучение речевой активности у детей с ОВЗ носит крайне ограниченный характер. Как правило исследуются только отдельные аспекты данной проблемы, например, мотивация речевой интенции, сенсомоторные проблемы речевого высказывания, использование речи в коммуникативных актах и т.п. Изучение речевой активности детей с ОВЗ как интегративного сложного феномена практически не ведется. Нам представляется перспективным направлением исследовательской работы изучение речевой активности у дошкольников и младших школьников с ЗПР, так как данный тип нарушения встречается наиболее часто среди детей с ОВЗ. Дети с ЗПР имеют наиболее близкие к возрастным нормативам возрастные показатели развития, а, следовательно, большинство из них интегрируются либо инклюзируются в общеобразовательную среду. Недостаток речевой активности в данных условиях может оказывать негативное влияние не только на обучение этих детей, но и на возможности их социализации в целом. В качестве основных направлений нашего исследования мы видим уточнение структуры феномена речевой активности у дошкольников с младших школьников с ЗПР, разработку программы его психолого-педагогической диагностики, определение оптимальных психолого-педагогических условий развития речевой активности и моделирование коррекционно-развивающей программы.
Литература:
1. Белякова, А.Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13, 13.00.03 / Белякова Алла Ефимовна. - Калуга, 2003.-25 с.
2. Бережная, O.A. Коммуникативно-речевые особенности «неговорящих» детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / O.A. Бережная, Т.А.Алтухова // «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт»: материалы XXVI Международ, науч.-практ. конф. - Белгород: ООО ГиК, 2019. - С. 233-238
3. Божович, Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально-теоретическое исследование) / Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. - 2006. - Т.2. -№ 1. - С. 65-76
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования / Л.С. Выготский. - М: Лабиринт, 1996. - 416 с.
5. Грибова, O.E. Реализация принципа деятельностного подхода в логопедическом обследовании / O.E. Грибова // Дефектология. - 2004. - №2,- С. 14-20
6. Дмитриева, Е.Е. Социально-личностное развитие как условие успешной школьной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья/ Е.Е. Дмитриева// Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - https://www.mimn-vestnik.ru/jour/article/view/493
7. Запорожец, A.B. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей) / A.B. Запорожец // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986.-С. 155-176
8. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001,- 432 с.
9. Ковалева, М.Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников: автореферат дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 / Ковалева Марина Николаевна. - Москва,2005. - 26 с.
10. Красильникова, Л.В. Многоуровневая технология развития осознанной речевой активности детей младшего школьного возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Красильникова Лариса Владимировна. - Нижний Новгород, 2008. - 26 с.
11. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. - М: Смысл, 1999. - 287 с.
12. Орлянская, P.P. Речевая активность как социально-педагогическая проблема / P.P. Орлянская // Известия института педагогики и психологии образования. -2017. -№1. - С. 121-124
13. Позднякова, И.О. Особенности устной речи умственно отсталых младших школьников и психолого-педагогические условия ее совершенствования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 19.00.10 / Позднякова Инга Олеговна. - Москва, 2016.-24 с.
14. Речевая активность и особенности ее формирования в дошкольном возрасте / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева, A.A. Бугрова, Д.А. Казначеев // Современные наукоемкие технологии. - 2023. - № 3. - С. 62-66
15. Филипович, Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение развития речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях дошкольной образовательной организации / Е.И. Филипович, Ю.В. Прилепко // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№63-1. - С. 351-355
16. Фрумкина, P.M. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем / P.M. Фрумкина. - М: ГУ ВШЭ, 2004.-24 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат технических наук, доцент Клейменова Марина Николаевна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
Аннотация. В статье представлен практический аспект демонстрационного экзамена по физической культуре как формы государственной итоговой аттестации студентов бакалавриата. Алтайский государственный педагогический университет уже с 2021 года является пилотной федеральной инновационной площадкой (ФИП) по разработке проведения демонстрационного экзамена в системе подготовки педагогических кадров. А в 2023 году этот проект приобрел свое продолжение, получив государственное задание Министерства просвещения РФ от 02.06.2023 г. №073-00015-23-04. В рамках деятельности ФИП было определено, что ДЭ - это форма аттестационного испытания обучающихся, проводимого в реальных или смоделированных педагогических условиях с участием представителей системы образования города Барнаула, то есть потенциальных работодателей. На данный момент в АлтГПУ разработана модель проведения ДЭ в рамках государственной итоговой аттестации. Подготовка и апробация материалов ВКР осуществляется дистанционно с фиксацией фото- и видеоматериалов на базе образовательных организаций города Барнаула и Алтайского края в период производственной практика (педагогической и преддипломной) на основании договоров о практической подготовке. Подготовка и сдача государственного экзамена осуществляется на базе университета и заключается в решении проектных кейсов. В статье более подробно приведены примеры кейсов комплексного оценочного средство для профессионального (демонстрационного) экзамена для государственной итоговой аттестации. Авторская позиция заключается в том, что опыт проведения демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации по профилю «Физическая культура» позволяет утверждать, что введение данной формы аттестации является необходимым компонентом в системе внутренней и внешней оценки качества образовательной деятельности и качества подготовки педагога к решению профессиональных задач.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, государственная итоговая аттестация, выпускная квалификационная работа, государственный экзамен, профессиональное образование.
Annotation. The article presents the practical aspect of the demonstration exam in physical culture as a form of state final certification of undergraduate students. Since 2021, Altai State Pedagogical University has been a pilot federal innovation platform (FIP) for developing a demonstration exam in the teaching staff training system. And in 2023, this project acquired its continuation, having received a state assignment from the Ministry of Education of the Russian Federation dated June 2, 2023 No. 073-00015-2304. As part of the activities of the FIP, it was determined that DE is a form of certification testing of students, conducted in real or simulated pedagogical conditions with the participation of representatives of the education system of the city of Barnaul, that is, potential employers. At the moment, AltSPU has developed a model for conducting DE as part of the state final certification. The preparation and testing of educational and educational materials is carried out remotely with the recording of photo and video materials on the basis of educational organizations in the city of Barnaul and the Altai Territory during practical training (teaching and pre-graduation) on the basis of practical training agreements. Preparation and passing of the state exam is carried out on the basis of the university and consists of solving project cases. The article provides in more detail examples of cases of a comprehensive