Педагогика
УДК 376.2
кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Семенова Елизавета Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» (г. Москва)
ИССЛЕДОВАНИЯ УСТНОГО ДИСКУРСА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация. В статье обсуждается проблема становления устного дискурса у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Анализируются основные подходы к пониманию дискурса в современной психолингвистике. Выделяются основные определения дискурса в современной отечественной науке. Рассматриваются исследования устного дискурса у нормально развивающихся детей и подростков. Обозначаются основные проблемы становления данного феномена в детском и подростковом возрастах. Анализируются научные работы, выявляющие особенности устного дискурса у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Описываются особенности устного дискурса у дошкольников и младших школьников с минимальными дизартрическими расстройствами. Рассматривается специфика устного дискурса дошкольников с общим недоразвитием речи. Приводится аналитический обзор исследований устного дискурса у младших школьников и подростков с расстройствами аутистического спектра. Определяются перспективы дальнейших исследований устного дискурса в дефектологической науке.
Ключевые слова: дискурс, детская речь, развитие речи, дети с нарушениями развития речи, дети с расстройством аутистического спектра.
Annotation. The article discusses the problem of the formation of oral discourse in children and adolescents with disabilities. The main approaches to understanding discourse in modern psycholinguistics are analyzed. The main definitions of discourse in modern Russian science are highlighted. Studies of oral discourse in normally developing children and adolescents are considered. The main problems of the formation of this phenomenon in childhood and adolescence are outlined. The article analyzes scientific works that reveal the peculiarities of oral discourse in children and adolescents with disabilities. The features of oral discourse in preschoolers and younger schoolchildren with minimal dysarthric disorders are described. The specifics of the oral discourse of preschoolers with general speech underdevelopment are considered. An analytical review of oral discourse studies in primary school children and adolescents with autism spectrum disorders is given. The prospects for further research of oral discourse in defectological science are determined.
Key words: discourse, children's speech, speech development, children with speech development disorders, children with autism spectrum disorder.
Введение. Обращаясь к Федеральным государственным стандартам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, мы можем констатировать наличие в них требований к развитию дискурсивной компетенции обучающихся (развитие навыка формулировать суждения, выражать себя в устных и письменных текстах, вести переговоры и т.п.). Уровень развития дискурсивной компетенции во многом определяет особенности становления коммуникативно-когнитивной сферы детей и подростков, влияет на параметры их речевого онтогенеза в целом.
Особенно актуальна проблема формирования дискурса в отношении детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уровень развития дискурса у них тесно связан с возможностью эффективного взаимодействия в социуме. Таким образом, достаточно развитый дискурс является одной из базовых компетенций для интеграции людей с ОВЗ в современное общество. В настоящее время существует достаточно большое количество исследований, посвященных отдельным сторонам развития речи у детей и подростков с нарушениями развития. Так, в работах Т.В. Лебедевой [71 представлены результаты изучения лексико-грамматических навыков у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием, дислалией и задержкой психического развития. Феноменология фонематических нарушений у дошкольников с афазией отражена в исследовании С.В. Волковой [11. В работе Л.Б. Халиловой [131 анализируются стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками с общим недоразвитием речи. О.И. Криницкая [61 исследует особенности речевого развития детей со сложным зрительно-речевым дефектом и т.д. Однако, следует отметить, что исследований, направленных на изучение дискурса как целостного феномена у детей и подростков с ОВЗ, чрезвычайно мало.
Изложение основного материала статьи. Определение понятия «дискурс» в современной науке до сих пор продолжает оставаться дискуссионным. Отчасти это обусловлено тем, что многие науки рассматривают его в качестве предмета своего изучения. В числе этих наук мы можем назвать лингвистику, антропологию, литературоведение, этнографию, социологию, социолингвистику, философию, психолингвистику, когнитивную психологию и некоторые другие. Тем не менее можно говорить о том, что благодаря усилиям ученых различных областей знания теория дискурса оформляется в настоящее время как самостоятельная междисциплинарная область, отражающая общую тенденцию к интеграции в развитии современной науки.
По мнению В.И. Карасика [3], дискурс - это текст, погруженный в ситуацию общения. Этот автор выделяет ряд специфических характеристик дискурса, в числе которых конститутивные, жанрово-стилистические, содержательные, формально-структурные. Также в работах В.И. Карасика представлены социолингвистическая и прагмалингвистическая типологии дискурса. Типология социолингвистического дискурса включает в себя личностно-ориентированный (общение на основе обращения к внутреннему миру коммуникантов) и статусно-ориентированный (общение внутри той или иной социальной группы) типы дискурса. Личностно-ориентированный дискурс подразделяется на бытовой (обиходный) и бытийный (художественный и философский), а статусно-ориентированный на типы общения в сложившихся социальных институтах.
Устный дискурс - это форма речевого общения, которая первой появляется в речевом онтогенезе и позволяет человеку выразить свои эмоции, желания и мысли. Как указывает К.Ф. Седов, первые попытки создания повествовательных текстов отмечаются у детей старшего дошкольного возраста. Очевидно, именно поэтому большинство научных исследований устного дискурса затрагивают именно период дошкольного детства.
По мнению Н.М. Юрьевой [16], у детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные дискурсивные стратегии в повествовании. Например, повествование в форме описания окружающей действительности; повествование, основанное на
эмоциональной оценке события его участниками; включение в повествование так называемого пресобытия (некая предыстория описываемой ситуации).
В исследовании А.Н. Корнева, И. Балчюниене [5] рассматриваются особенности проявлений бытийного и бытового устного дискурса в дошкольном возрасте. Авторы делают вывод о том, что наибольшее развитие у дошкольников получает бытовой дискурс и персональный нарратив. Даже у старших дошкольников бытовой разговор и персональный нарратив являются самыми распространенными формами устного дискурса.
Н.Г. Мальцева [8] указывает, что устный дискурс дошкольников диалогичен и в большинстве случаев представляет собой спонтанную диалогическую речь. Дискурс старших дошкольников органично отражает детскую картину мира, которая характеризуется субъективно-сказочным и игровым началом. Основным источником развития устного дискурса в данном возрасте являются тексты сказок.
В диссертационной работе Л.А. Данюшиной [2] выделяются основные лексические стратегии, используемые дошкольниками и младшими школьниками в устном дискурсе. По мнению исследователя, дошкольники в основном используют симпрактическую стратегию, заключающуюся в описании предметов, действий или событий. У школьников же преобладает синсемантическая стратегия, предполагающая осмысление лексической единицы как компонента языковой системы знаков. Интересным, на наш взгляд, является утверждение автора о том, что в современном обществе источники развития детского дискурса почти полностью переместились в медиасреду, что существенно обедняет детскую языковую личность.
На основе проведенного обзора, мы можем говорить о том, что исследования устного дискурса нормально развивающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста фактически только начинаются, а научных работ, посвященных изучению данного феномена у подростков, нами обнаружено не было.
К сожалению, в отношении исследований устного дискурса детей и подростков с ОВЗ научных работ было найдено еще меньше. В диссертации С.Г. Щербак [14, 15] рассматриваются особенности развития монологической речи у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами (МДР). Характеризуя устный персональный дискурс этих детей, автор подчеркивает снижение его коммуникативной направленности у всех дошкольников с МДР. Это выражается в нарушение структурно-логического оформления речевого высказывания и недостаточном уровне развития у детей с МДР языковых средств.
Исследование уровня развития дискурсивной компетенции у дошкольников с общем недоразвитием речи (ОНР) третьего уровня представлено в работе М.М. Киселевой, В.А. Дубовской и Г.А. Кузнецовой [4]. Авторы пишут, что низкий уровень дискурсивных умений у детей с ОНР обусловлен самой структурой речевого дефекта. При изучении тактического и бытийного компонентов дискурсивной компетенции у этих дошкольников было выявлено, что текстовый компонент сформирован значительно лучше. По мнению исследователей, это зависит от несформированности у детей с ОНР навыков планирования предстоящего речевого высказывания, а также существенных проблем в подборе лексических средств для его реализации.
Особенности развития устной речи младших школьников с расстройствами аутистического спектра (РАС) рассматриваются в диссертации А.А. Романовой [11]. Исследователь пишет о том, что нарушения когнитивного компонента устного дискурса у детей с РАС характеризуются как неполнотой передачи смысла, так и его искажением. Школьники затрудняются передать в речи целостный образ ситуации, часто не полностью понимают эмоциональные состояния персонажей, специфику социальных отношений между ними.
Интересные результаты исследования особенностей устного дискурса подростков с РАС представлены в работах А.В. Павлова [9, 10]. Для изучения устного дискурса исследователем были выбраны подростки 10-12 лет с так называемым высокофункциональным вариантом РАС. В эксперименте А.В. Павловым была изучена когнитивная составляющая устного дискурса подростков с РАС, а также его языковые характеристики.
Результаты изучения когнитивного компонента дискурса позволяют констатировать, что школьники с РАС испытывают затруднения в установлении неявного смысла сюжетов, предложенных исследователем для пересказа. Зачастую подростки с РАС искажают сюжет, пытаясь самостоятельно додумать заданные ситуации. Определенные трудности у подростков экспериментальной группы вызвали определения дифференциальных характеристик персонажей сюжета (пол, возраст, профессия). Весьма характерным для испытуемых стали «застревания» на привлекательных, но малозначимых деталях пересказываемой истории.
Весьма информативным показателем когнитивных характеристик дискурса школьников с РАС является «когнитивная глубина» устного нарратива, которая определяется по количеству в нем предложений дескриптивного, интерпретативного и нарративного характера. У подростков с РАС данный показатель оказался существенно ниже средних значений их сверстников с нормальным развитием, так как их нарративы состояли преимущественно из предложений дескриптивного характера. По мнению А.В. Павлова показатель «когнитивной глубины» устного нарратива может служить диагностическим маркером для дифференциальной диагностики РАС от сходных состояний.
Одной из существенных языковых характеристик устного дискурса подростков с РАС автор называет избыточное, по сравнению с нормальными сверстниками, использование дискурсивных маркеров. Данные исследования свидетельствуют о наличии в речи школьников с РАС около 44 типов дискурсивных маркеров, в то время как у их нормально развивающихся сверстников их выявлено всего 27 типов.
При выборе лексических средств устного дискурса подростки с РАС ошибочно используют гипонимы вместо гиперонимов, а также гораздо чаще, чем нормальные подростки употребляют в речи диминутивы. Для оформления речевого высказывания преимущественно используются простые предложения, в синтаксических связях (согласование и управление) допускаются многочисленные ошибки.
Выводы. Изучение научной литературы по проблеме становления устного дискурса у детей и подростков с ОВЗ позволяет сделать некоторые выводы. Степень изученности данной проблемы можно охарактеризовать как недостаточную. Исследования, проанализированные в данной статье, посвящены исключительно детям с речевыми нарушениями либо детям и подросткам с РАС. Однако, проблема нарушения развития речи является одной из центральных в практике работы специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с разными типами нарушенного развития. Недостаток сведений о развитии дискурсивной компетенции существенно затрудняет эффективную организацию коррекционно-развивающей работы, как в коррекционных образовательных учреждениях, так и в образовательных учреждениях, поддерживающих интегрированную и инклюзивную практику.
Сведения о специфике развития дискурсивной компетенции могут оказаться чрезвычайно значимыми для специалистов, которые осуществляют скрининговую, дифференциальную и феноменологическую диагностику нарушенного развития. Перспективы данного направления исследований видятся как в расширении возрастного спектра изучения лиц с ОВЗ, так и в более масштабном охвате разных категорий дизонтогенеза.
Литература:
1. Волкова, С.В. Феноменология фонематических нарушений при афазии у детей старшего дошкольного возраста на этапе восстановительного обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Волкова Светлана Валентиновна. - М., 2017. - 24 с.
2. Данюшина, Л.А. Детский дискурс как феномен формирующейся языковой личности: автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Данюшина Людмила Александровна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 31 с.
3. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
4. Киселева, М.М. Изучение дискурсивной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня / М.М. Киселева, В.А. Дубовская, Г.А. Кузнецова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - №6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN618.pdf (дата обращения 05.03.2023)
5. Корнев, А.Н. Формирование устного дискурса у детей 4-5 лет: функционально-динамический анализ влияния жанра и регистра на грамматический частотный профиль / А.Н. Корнев, И. Балчюниене // Экспериментальная психология. - 2022. - Т. 15. - №1. - C. 160-176
6. Криницкая, О.И. Специфические особенности становления речи детей дошкольного возраста в условиях зрительной депривации / О.И. Криницкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №2. -С. 138-147
7. Лебедева, Т.В. Современные подходы к исследованию речеязыкового развития детей / Т.В. Лебедева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63(1). - С. 454-457
8. Мальцева, Н.Г. Устный дискурс русских и английских детей в возрасте 5-6 лет: диссертация ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Мальцева Наталья Геннадьевна. - Саратов, 2002. - 219 с.
9. Павлов, А.В. Дискурсивные маркеры в речи детей с аутизмом / А.В. Павлов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - №4. - https://www.evestnik-mgou.ru/jour/article/view/255 (дата обращения 05.03.2023).
10. Павлов, А.В. Особенности устного дискурса высокофункциональных детей с расстройствами аутистического спектра (психолингвистическое исследование): автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Павлов Александр Владимирович. - М., 2018. - 26 с.
11. Романова, А.А. Особенности развития речи детей с аутистическими расстройствами: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04 / Романова Антонина Александровна. - М., 2012. - 34 с.
12. Седов, К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты / К.Ф. Седов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 180 с.
13. Халилова, Л.Б. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии / Л.Б. Халилова, А.С. Володина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №12. - С. 90-95
14. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Щербак Светлана Геннадьевна. - М., 2011. - 168 с.
15. Щербак, Г.С. Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы / Г.С. Щербак, Н.В. Менг // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №4. - https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1408 (дата обращения: 05.03.2023)
16. Юрьева, Н.М. Интерактивное порождение устной истории ребенком при участии взрослого / Н.М. Юрьева // Научный диалог. - 2022. - Т. 11 - №2 - С. 159-180
Педагогика
УДК 378.2
кандидат сельскохозяйственных наук Клеймёнова Татьяна Николаевна
Калининградский филиал Аккредитованного образовательного частного учреждения высшего
образования «Московский финансово-юридический университет» (г. Калининград);
кандидат географических наук, доцент Соколова Татьяна Альбиновна
ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству (г. Москва);
кандидат биологических наук, доцент Хватыш Наталья Владимировна
ФГБОУ ВПО Государственный университет по землеустройству (г. Москва)
РОЛЬ ВОЛОНТЁРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В
ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация. В данной работе показана роль волонтёрского движения в формировании ценностного отношения к природе в высшем учебном заведении. Результаты исследования могут использоваться в учебных заведениях при изучении вопросов хозяйственной деятельности человека и её воздействия на природу; принципов и правил охраны природы, в том числе при рассмотрении вопроса о воспитании высокой экологической культуры обучаемых. Предметом данной статьи является одна из форм вовлечение студентов в процесс непрерывного образования, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательного досуга - волонтерская деятельность. Волонтерское движение студентов предоставляет широкие возможности для самореализации личности, самовыражения в творческой деятельности. В процессе волонтёрского движения можно установить новые связи и взаимоотношения, приобрести организаторские и коммуникативные умения. Студенты должны принимать активное участие в экологических проектах . Это дает возможность приобрести уникальный опыт индивидуальной и коллективной экологической деятельности. Приобретаются навыки экологического образа жизни и чувство ответственного отношения к природе, окружающей среде и своему здоровью.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование и воспитание, волонтерское движение, волонтер (доброволец), экологическое волонтерство.
Annotation. This paper shows the role of the volunteer movement in the formation of a value attitude to nature in higher education. The results of the study can be used in educational institutions when studying the issues of human economic activity and its impact on nature; principles and rules of nature protection, including when considering the issue of fostering a high ecological culture of students. The subject of this article is one of the forms of involvement of students in the process of continuing education, socio-cultural creativity and recreational leisure - volunteer activity. The volunteer movement of students provides ample opportunities for self-realization of the individual, self-expression in creative activity. In the process of volunteering, you can establish new connections and relationships, acquire organizational and communication skills. Students should take an active part in