ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОМ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА Ахильгова М.Т.
Ахилъгова Марэм Тухановна - доцент, кафедра общей психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ингушский государственный университет, г. Назрань
Аннотация: в статье раскрыты основные объективные и субъективные психологические аспекты, которыми характеризуется выход на пенсию. Рассматриваются кризисы, возникающие при переходе человека к новым условиям деятельности. Достижение пенсионного возраста выступает для субъекта кризисной ситуацией, т.к. предполагает проживание, связанное с выходом на пенсию, и достаточно серьёзное переосмысление дальнейшей жизни. Ключевые слова: пенсионный возраст, выход на пенсию, сознание, безопасность личности, удовлетворенность, переживания, активность.
Выход на пенсию рассматривается как событие, подлежащее рассмотрению в разных плоскостях: как событие, обладающее социальным значением, а также, как имеющее определённое субъектное содержание. При этом, они взаимовлияемы и каждая обладает своей спецификой.
Как социально значимое событие, выход на пенсию представляет собой рубежный момент, отделяющий возрастной период плательщика и потребителя. Работая, гражданин выплачивает пенсионные взносы, а с наступлением пенсионного возраста получает пенсионное обеспечение. В первом периоде гражданин является активным членом общества, выплачивает пенсионные взносы (материальный донора), а во втором - он является пассивным субъектом, которому государство выплачивает содержание (материальный реципиент).
Выход на пенсию означает снижение материальных обязательств человека и возрастание материальных обязательств государства по отношению к гражданину [1].
Вызываемая этим обстоятельством социальная значимость выхода человека на пенсию задаёт необходимость его чёткой регламентации, что и осуществляется в рамках пенсионной системы, устанавливаемой в конкретной стране. Пенсионная система представляет собой совокупность разрабатываемых государством норм, предусматривающих предоставление гражданам некоторого материального обеспечения в виде пенсионных выплат.
Условия и правила выхода на пенсию определяются некими социальными приоритетами, исключающими их объективность. В результате, каждое государство выстраивает собственную пенсионную систему, характеризующуюся конкретными структурно-организационными особенностями. Российская пенсионная система в последнее время ориентируется на оказание помощи гражданам, оказавшим в период работоспособности и активности поддержку другим. Функционирование пенсионной системы является одной из мер реализации в обществе идей социальной справедливости.
Достигая пенсионного возраста, субъект получает возможность менять статус плательщика на получателя. Это событие связано также со сменой ролей, исполняемых им в обществе, субъект отказывается от роли субъекта трудовой деятельности в пользу роли пенсионера. Изменение статуса и роли, в свою очередь, сопровождается изменением социального отношения к соответствующему социальному субъекту, в нашем случае пенсионеру. Соответственно, выход на пенсию сопровождается определёнными социально-психологическими эффектами. К их числу, в частности, могут быть отнесены пенсионные стереотипы и пенсионные установки [4,5].
Наступление пенсионного возраста и выход на пенсию не являются тождественными событиями. Пенсионный возраст понимается в качестве возрастного периода жизни человека, с момента наступления которого он получает социально
одобренную и нормативно регулируемую возможность прекратить трудовую деятельность. Выход на пенсию является жизненным событием, состоящим в нормативно регламентируемом прекращении субъектом пенсионного возраста своей трудовой деятельности на основе личностного выбора. Соответственно, пенсионный возраст может рассматриваться в большей мере как социально детерминируемый отрезок онтогенеза, а выход на пенсию - как социально регулируемый акт субъектной жизни [2].
Проведённые на сегодняшний день исследования показали, что выход на пенсию как событие, попадающее в поле субъектного восприятия, сопровождается комплексом ряда личностно значимых объективных и субъективных обстоятельств, связанных с возможным продолжением или прекращением трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста.
Субъект, перед которым возникает перспектива выхода на пенсию, воспринимает эти обстоятельства через перспективу возникающего перед ним события. При этом, перцепция объективных и субъективных обстоятельств выхода на пенсию неизбежно сочетается с их осмыслением и оценкой с точки зрения различий, способных проявиться при продолжении или прекращении трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста.
Параметрами оценки событийных последствий того или иного варианта построения своей жизни при этом могут выступать субъектная благоприятность и психологическая безопасность изменения уровня физической и материальной свободы, приемлемость получаемого уровня социального взаимодействия, возможность удовлетворения базовых и высших потребностей и пр. [3].
Таким образом, отсутствие у субъекта собственного опыта проживания пенсионного возраста определяет ориентацию его поля восприятия и содержания ценностно -смысловых операций на те аспекты выхода на пенсию, которые рассматриваются значимыми на уровне общественного сознания.
Список литературы
1. Алякина Л.С., Ильинский С.В. Психологические особенности руководителей коммерческих организаций категории «военные пенсионеры» // Вестник Самарской гуманитарной академии, 2016. № 1. С. 70-77.
2. Елютина М.Э., Смолькин А.А., Темаев Т.В., Латышев Д.В. Переход к пенсионному статусу в контексте социальных трансформаций.// Вестник СГТУ, 2006. № 4-2. С. 134-137.
3. Клецкова С.Л., Курилович М.А. Социально-психологические проблемы в связи с выходом на пенсию // Теория и практика современной науки, 2016. № 2. С. 218.
4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины, 2016. № 2. С. 31-36.
5. Лагиева Т.М. Социально-психологическая реакция россиян на новые установки пенсионной реформы // Общество: социология, психология, педагогика, 2018. № 11.