УДК 368.4
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
© 2011 г. С.А. Писанка
Южный федеральный университет,
ул. Горького, 88, г. Ростов-на-Дону, 344007,
dekanat@econ. sfedu.ru
Southern Federal University, Gorky St., 88, Rostov-on-Don, 344007, dekanat@econ. sfedu.ru
Анализируются показатели оценки социально-экономической эффективности системы пенсионного обеспечения, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и отвечают за оптимальное функционирование пенсионной системы. Рассматриваются известный показатель коэффициента замещения утраченного заработка, т.е. индивидуальные пенсионные выплаты как пропорциональная доля индивидуальной заработной платы работника во время трудовой деятельности, а также показатели относительного уровня пенсий и объема пенсионных накоплений. В качестве примера представлен актуарный расчет пенсионных накоплений с анализом и использованием данных трех показателей.
Ключевые слова: коэффициент замещения утраченного заработка, относительный уровень пенсий, объем пенсионных накоплений, средняя пенсия, средняя заработная плата, пенсионная выплата, трудовой доход, валоризация.
Analyzes the performance evaluation of the social and economic efficiency of the pension system, which are closely related to each other and are responsible for the optimal functioning of the pension system. We consider the well-known figure in the replacement rate of lost earnings, ie individual pension payments as the proportion of an individual employee's wages during employment, as well as indicators of the relative level ofpensions and the amount ofpension savings. As an example, presented an actuarial calculation ofpension savings in analysis and use of these three indicators.
Keywords: replacement rate of earnings lost, relative pension level, amount ofpension accruals, average pension, average salary, pension payment, earned income, valorization.
Оценка эффективности, социальной допустимости и направленности системы пенсионного обеспечения и проводимых в этой сфере модернизационных действий строится на анализе ее соответствия основному принципу, заключающемуся в формировании пенсионного механизма, позволяющего поддерживать в достаточной мере жизненные стандарты, достигнутые в период активного, работоспособного возраста. Пенсионный механизм предусматривает выполнение двух функций: обеспечение минимального дохода и гарантирование частичной компенсации заработной платы (дохода).
Ключевыми показателями оценки выполнения данных функций являются: коэффициент замещения; относительный уровень пенсий; пенсионные накопления.
Оценка социально-экономической эффективности системы пенсионного обеспечения должна учитывать её способность удовлетворять трем основным требованиям:
1. Выполнять свои законодательно установленные обязательства, несоответствие которых величине располагаемых финансовых ресурсов может создать угрозу бюджетного кризиса.
2. Поддерживать реальную величину назначенных пенсионных выплат (т.е. их индексация, в первую очередь, на инфляцию). Невозможность выполнения данного требования может привести к деградации пенсионных выплат.
3. Гарантировать достижение и дальнейшее соблюдение стабильного, целевого соотношения между величиной пенсионных выплат и зарплат.
Способы определения коэффициента з;
Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (от 28.06.1952 г.) и Европейским кодексом социального обеспечения (ЕКСО) (от 16.04.1964 г.) в качестве целевого соотношения между величиной пенсионных выплат и зарплат предусмотрен расчет коэффициента замещения утраченного заработка как соотношения размера пенсии типичного получателя и его предыдущих доходов.
Таким образом, одним из наиболее значимых показателей для оценки экономической и социальной эффективности системы пенсионного обеспечения является коэффициент замещения утраченного заработка.
Коэффициент замещения характеризует пенсионные выплаты как долю индивидуального среднего для всех лет жизни лица заработка и является показателем роли страхования в пенсионной системе. Он показывает, до какой степени система пенсионного обеспечения направлена на сохранение индивидуального уровня жизни работника, который переходит из категории занятых в категорию пенсионеров.
Коэффициент замещения утраченного заработка может быть определен различными способами (табл. 1).
Во всех перечисленных способах будет получен разный коэффициент замещения утраченного заработка. Полученные результаты могут различаться более чем на 50 %.
Такая неопределенность создает возможности для политических спекуляций на тему пенсионной реформы и модернизации системы пенсионного обеспечения.
Таблица 1
епения утраченного заработка [1, с. 51; 2]
Видовой способ определения коэффициента замещения как: Формула расчета
1) отношения средней пенсии (СП) к средней заработной плате (СЗП); КЗ = СП/СЗП
2) отношения средней пенсии (СП) к средней нетто (после уплаты подоходного налога) заработной плате (СЗПнетто); КЗ = СП1СЗП_
3) отношения первой пенсии (П;) к последней (нетто или брутто) заработай ПШТе ЩШнетто/бттто); КЗ ~ П1 / ПЗПнетто / брутто
4) отношение числа плательщиков социальных взносов (М) к числу пенсионеров (и), умноженному на ставку пенсионных взносов (1) и деленному на долю пенсионных взносов в источниках финансирования пенсий (3); КЗ = (N/n)- t/d
5) отношение средней пенсии определенного вида (например, по старости, по инвалидности) (СПов) к средней заработной плате (СЗП). КЗ = СПов/СЗП
Рассмотрим подробнее первый способ, в соответствии с которым коэффициент замещения утраченного заработка, рассчитывается как отношение средней пенсии к средней заработной плате: КЗ = СП/СЗП.
Средняя пенсия рассчитывается по формуле: СП = СЗП ■ СВ ■ ПИВ/П, коэффициент замещения при этом будет равен: КЗ = СВ ■ ППВ/П, где СВ -ставка взноса в пенсионный фонд; ППВ - численность плательщиков пенсионных взносов; П - численность пенсионеров.
Учитывая, что произведение СВ ■ ППВ можно трактовать как средства пенсионного фонда, направляемые на выплату пенсий, выраженные в средних заработных платах по стране, то из этой формулы следует, что повысить коэффициент замещения утраченного заработка (или со-
циальную эффективность системы пенсионного обеспечения) можно только двумя способами:
1) увеличить числитель СВ ■ ППВ, т.е. объем средств направляемых на выплату пенсий;
2) уменьшить знаменатель П, т.е. число пенсионеров.
Все прочие меры, направленные на повышение социальной эффективности пенсионной системы, следует рассматривать лишь как конкретную реализацию одного из указанных способов или обоих сразу [1, с. 51].
Часто коэффициент замещения представляют как процент пенсионных выплат от итоговой величины заработка работника перед выходом на пенсию. Однако, полагаем, интересно рассмотреть коэффициент замещения утраченного заработка в виде показателя, характеризующего пенсионную выплату как долю индивидуального среднего для всех лет жизни лица
заработка (подвергающуюся переоценке параллельно с ростом средних для экономики в целом заработков). Согласно принятым допущениям, занятые получают один и тот же процент от средних трудовых доходов на протяжении своей карьеры, при этом подразумевается, что их индивидуальные заработки увеличиваются вместе с ростом средних, для данной экономики, трудовых доходов. В этом случае скорректированные средние и индивидуальные итоговые трудовые доходы в целом совпадают [3, с. 40].
На языке математики индивидуальные трудовые доходы в любой период могут быть выражены как множество средних значений в базовом периоде: wJ. = w0 (1 + g)', где величина w обозначает трудовые доходы, а g - выражает рост (индивидуальных и средних для экономики в целом) трудовых доходов, ' означает количество лет с момента попадания на рынок труда. Переоценка выплат параллельно с ростом трудовых доходов дает для каждого периода следующую формулу: wi = w0 (1 + g)' (1 + g, где величина Я обозначает совокупное количество лет общего трудового стажа за минусом первого года. Данная формула действует постоянно по времени, так что итоговые и средние для экономики в целом трудовые доходы равны.
Минимальные стандарты относительных в соответствии с международн
В случае если с возрастом человек повышает степень распределения своего заработка, то его трудовой доход перед самым выходом на пенсию будет выше, чем в среднем за весь период трудовой деятельности. В этом случае коэффициенты замещения, рассчитанные по итоговой величине трудовых доходов, будут ниже, чем соответствующие коэффициенты по величине индивидуальных средних для всех лет жизни переоцененных трудовых доходов [3, с. 40].
Согласно минимальным стандартам пенсионного обеспечения по старости, которые установлены Конвенцией МОТ № 102, пенсия «типичного получателя» (муж с женой пенсионного возраста) должна составлять не менее 40 % его зарплаты. Открытый для подписания 6 ноября 1990 г. ЕКСО предусматривает по сравнению с Конвенцией МОТ увеличение нормативов - 50 % - для одинокого получателя, 65 % - для типичного получателя, имеющего иждивенца [4]. Необходимо заметить, что согласно Закону СССР от 15.05.1990 № 1480-1 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» устанавливались аналогичные параметры - пенсия в размере 55 % при выработке установленного стажа (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). Максимальный размер пенсии (75 % заработка) может быть достигнут при стаже работы 45 и 40 лет соответственно.
Таблица2
размеров пенсий (для типичного получателя) ыми и европейскими нормами [4]
Требования к стажу Коэффициент замещения
для одинокого для пенсионера, имеющего иждивенца, %
пенсионера, %
базовый (Конвенция повышенный повышенный базовый повышенный
№ 102, ЕКСО 1964 г.) (ЕКСО 1990 г.) (ЕКСО 1990 г.) (Конвенция № 102, ЕКСО 1964 г.) (ЕКСО 1990 г.)
Пенсии по старости
30 лет уплаты взносов 40 лет уплаты взносов, тру- 50 40 (мужчина с женой 65(мужчина с
или работы по найму или довой деятельности или в пенсионном воз- женой в пенси-
20-летний период прожи- проживания в стране, расте) онном возрасте)
вания в стране включая все предусмотренные кредитные периоды
Пенсии по инвалидности
15-летний стаж уплаты 15 лет уплаты взносов, тру- 50 40 (мужчина с женой 65 (мужчина с
взносов или работы по довой деятельности или и двумя детьми) женой и двумя
найму или 10-летний стаж проживания в стране, детьми)
проживания в стране включая все предусмотренные кредитные периоды
Пенсии по случаю потери кормильца
15-летний стаж уплаты 15 лет уплаты взносов, тру- 50 (вдова) 40 (вдова) 65 (вдова с дву-
взносов или работы по довой деятельности или мя детьми)
найму или 10-летний стаж проживания в стране, 20 (ребенок)
проживания в стране включая все предусмотренные кредитные периоды
При анализе соответствия практики пенсионного обеспечения международным пенсионным стандартам специалисты обычно используют показатели среднего коэффициента замещения, рассчитываемого как соотношение среднего размера пенсии и среднего
размера начисленной заработной платы. Однако ЕКСО предусмотрено соблюдение норм в отношении индивидуального коэффициента замещения для так называемых типичных получателей пособий (пенсий) при соблюдении соответствующих стажевых пара-
метров. При этом для других получателей размер пенсий должен исчисляться в разумном соотношении с размером пенсий типичного получателя или, выражаясь языком международного общения, бенефициария.
В качестве «типичного бенефициария» выступает квалифицированный рабочий (мужчина). При определении коэффициентов замещения национальным органам власти предоставлено право в качестве типичного получателя выбрать любую из четырех (трех -по пересмотренному ЕКСО) альтернатив:
- слесарь или токарь на машиностроительном предприятии (исключая электрическое машиностроение);
- работник, занятый в основной группе экономической деятельности с наибольшим числом застрахованных;
- работник, чья заработная плата равна или выше заработной платы 75 % всех застрахованных лиц (не предусмотрено ЕКСО в ред. 1990 г.);
застрахованный, чья заработная плата равна 125 % от средней заработной платы всех застрахованных.
Европейский кодекс социального обеспечения 1964 г. и пересмотренный ЕКСО 1990 г. учитывают особенность финансирования расходов на пенсии и административных расходов, связанных с выплатой пенсий, заключающуюся в том, чтобы снизить обременительность для низкодоходных групп населения. При этом ЕКСО (в ред. 1964 г.) ограничивает участие наемных работников, подлежащих пенсионному обеспечению, в финансировании пенсионной системы: общая сумма их страховых взносов не должна превышать 50 % общей суммы финансовых ресурсов, предназначенных для выплаты пенсий [4].
В России используется солидарный коэффициент замещения, который рассчитывается как соотношение
среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период.
В нашей стране в 2010 г. была проведена масштабная пенсионная реформа. Вследствие этого расходы на выплату пенсий в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличились почти на 4 процентных пункта по отношению к ВВП. Средний размер пенсий повысился на 45 % в номинальном выражении и на 35 % в реальном выражении. Соотношение средней пенсии к средней зарплате (коэффициент замещения) - выросло с 23 % в 2007 г. и 24 % в 2008 г. до 35 % в 2010 г.
В конце 2009 г. величина солидарного коэффициента замещения среднего размера трудовой пенсии по старости по Российской Федерации составляла 35,3 %, в 20 субъектах федерации находилась между 30 и 40 % среднего заработка в регионе, а в 55 - превышала 40 %. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4 % в целом по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22 % [5, с. 30].
Для поддержания коэффициента замещения на уровне 35 % потребуется либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и так далее, либо усиление внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).
Согласно прогнозу Росстата, в предстоящие десятилетия будет наблюдаться резкое ухудшение демографической ситуации в России, и как следствие, снижение численности населения трудоспособного возраста и рост пенсионеров с 33 до 52 % к 2030 г. (рисунок).
Демографический прогноз численности трудоспособного населения и населения пенсионного возраста, млн чел. [2]
В связи с этим необходимо выделить основные факторы, влияющие на оценку коэффициента замещения пенсией утраченного заработка в РФ:
1) демографический - уменьшение соотношения численности работающих к численности пенсионеров, в дальнейшем при сложившейся демографической ситуации и действующих размерах трансфертов из
федерального бюджета он может привести к снижению коэффициента замещения;
2) отраслевая и региональная российская специфика исчисления данного показателя;
3) отсутствие надлежащего нормативного закрепления методологии определения коэффициента замещения пенсией утраченного заработка в целях обес-
печения сопоставимости его расчета с международными нормами;
4) отсутствие учета заработка в советский период в течение всего трудового стажа, так как для назначения пенсии брались только лучшие 2 или 5 лет. Этот показатель можно будет использовать не ранее 2032 г. для застрахованных лиц, формировавших свои пенсии в новых, постсоветских условиях. По оценкам, его величина составит в 2032 г. 34 %, а к 2050 г. снизится до 32 %.
Вторым показателем по важности определения социально-экономической эффективности системы пенсионного обеспечения является показатель относительного уровня пенсий, который характеризует пенсионные выплаты как долю средних по всей экономике заработков.
Однако относительный уровень пенсий лучше всего рассматривать как показатель достаточности пенсий, поскольку он показывает, каков будет уровень получаемых пенсионером выплат относительно размера средней заработной платы в конкретной стране. Индивидуальные коэффициенты замещения могут быть довольно высоки, однако пенсионер по-прежнему будет получать лишь небольшую часть средних для экономики трудовых доходов. К примеру, если на работника с низким уровнем доходов, - получающего, лишь 30 % от средних для экономики трудовых доходов, - распространяется 100 %-й коэффициент замещения, выплаты ему составят лишь 30 % от средних для экономики трудовых доходов. Для работника со средним уровнем трудовых доходов коэффициент замещения и относительный уровень пенсионных выплат будут такими же.
Пенсионные накопления являются третьим показателем социально-экономической эффективности системы пенсионного обеспечения и представляют собой дисконтированный поток будущих пенсионных выплат. В свою очередь, объем пенсионных накоплений является показателем, принимающим в расчет все будущие пенсионные выплаты лицу, выходящему на пенсию. Таким образом, он зависит не только от размера выплачиваемых пенсий, но также и от того, как долго они выплачиваются. Количество лет, в течение которых кто-либо может рассчитывать на получение пенсии, будет зависеть и от пенсионного возраста, и от средней продолжительности жизни в этом возрасте. Способ приведения цен и роста зарплат в соответствие с размерами выплат на протяжении периода выплат также будет оказывать влияние на размер пенсионных накоплений. С примером расчета пенсионных накоплений можно ознакомиться ниже.
Возрастные стандарты выхода на пенсию, установленные в системах пенсионного обеспечения зарубежных стран с высоким доходом в большинстве своем превышают 60 лет для мужчин и женщин. В России возраст выхода на пенсию для мужчин составляет - 60 лет, для женщин - 55. Таким образом, сегодня в России один из самых ранних уровней возраста выхода на пенсию, что заставило правительство задуматься о возможном повышении планки пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Одна из причин, по которым начинает периодически обсуждаться тема повышения пенсионного порога, - это дефицит бюджета Пенсионного фонда, который сейчас покрывается преимуще-
ственно за счёт средств госбюджета. Однако увеличение возраста выхода на пенсию может повлечь за собой негативные последствия в обществе, вплоть до социального взрыва в связи с низкой продолжительностью жизни населения: у женщин - 74 года, у мужчин - 62. И если завтра повысить порог выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, то не все физически доживут до законного отдыха, а те, кто на него уйдет, недолго смогут им наслаждаться. Вообще, по статистике, каждый пятый россиянин старше 60 лет сегодня не доживает до 65 лет.
В связи с тем, что рамки достижения пенсионного возраста колеблются в различных странах, в данном исследовании был взят максимальный возраст выхода на пенсию - 65 лет и соответственно высокая продолжительность жизни - 83 года.
Работник, а в дальнейшем будущий, потенциальный пенсионер, назовем его Х, непрерывно работает с 20 лет до достижения 65-летнего возраста. Его ежегодная заработная плата составляет 10 000 р. Заработная плата соответствует 75 % от среднего для всей экономики уровня трудовых доходов на это время. Его заработок растет на 2 % в год. Доходы в масштабах экономики в целом растут такими же темпами. Таким образом, Х получает 75 % от среднего уровня доходов на протяжении всей своей карьеры.
При выходе на пенсию, все прошлые зарплаты Х между тем временем, когда они были заработаны, и моментом выхода на пенсию, повышаются в соответствии с ростом средних для всей экономики доходов, т.е. происходит валоризация. В данном случае валоризация связана с ростом средних для экономики в целом трудовых доходов. Средняя для каждого года заработная плата Х с произведенной переоценкой, выступающая измерителем дохода, используемым для расчета размера пенсий, составляет 23 900 р.
Объясняется это тем, что, при принятии i за количество лет с момента попадания на рынок труда, валоризация означает, что с каждым годом заработки повышаются на 1,0244 - \
С каждым годом заработки Х возрастают на постоянную величину, так что в любой заданный момент времени их размер равен размеру заработков в момент начала карьеры (10 000 р.), умноженных на 1,02х.
Таким образом, для каждого года занятости подвергшиеся переоценке заработки представляют собой заработки первого года, помноженные на 1,0244 - '1,02', что дает в итоге значение подвергшихся переоценке для каждого года жизни заработков в 10 000 р. • 1,0244 = 23 900 р.
Х обязан выплачивать 10 % от своей совокупной пенсии в виде налогов и взносов в фонды медицинского страхования. Чистая пенсия, следовательно, составляет 16 130 р.(100 - 10) % = 14 510 р.
Пока Х работал, ему приходилось уплачивать 20 % в виде налогов и взносов в фонды социального обеспечения, так что его чистый заработок на то время составлял 19 120 р. Таким образом, чистый коэффициент замещения составляет 14 510 р./19 120 р. = 75,9 р.
Для оценки уровня пенсии Х относительно уровня средних заработков, необходимо поделить совокупную пенсию на совокупный средний для экономики в
целом заработок в год выхода на пенсию. Заработок Х перед выходом на пенсию составил 23 900 р., в то время как средний для экономики в целом годовой заработок составляет 31 790 р. (поскольку Х получает 75 % от его величины). Таким образом, совокупный относительный уровень пенсионного дохода Х составляет 16 130 р./31 790 р. = 50,7 %.
Чистый относительный уровень пенсионного дохода рассчитывается таким же способом, но с учетом налогов и взносов в фонды социального обеспечения, которые Х выплачивает как пенсионер, а занятый работник выплачивает из среднего совокупного заработка. Занятые на рынке труда выплачивают из среднего совокупного заработка 25 % в виде налогов и взносов в фонды социального обеспечения, оставляя на руках чистый заработок в сумме 31 790 р.(100 - 25) % = 23 840 р. Таким образом, чистый относительный уровень пенсионного дохода Х составляет 14 510 р./23 840 р. = 60,6 %.
Когда Х выйдет на пенсию в возрасте 65 лет, средняя продолжительность жизни мужчин в его стране составит 83 года, что увеличит продолжительность пребывания на пенсии до 18 лет.
Пенсионные накопления Х представляют собой поток дисконтированных пенсионных выплат на протяжении срока пребывания на пенсии, размер которых определяется с учетом вероятности того, что Х доживет до определенного возраста. Ставка дисконта определяется с учетом того факта, что деньги, которые пенсионер получит в будущем, обладают меньшей ценностью по сравнению с деньгами, получаемыми сегодня - действующая ставка дисконта составляет 2 % в год. Расчеты также учитывают возможность регулирования пенсионных выплат после момента выхода на пенсию: в данном случае размер пенсионных выплат Х повышается ежегодно в соответствии с уровнем инфляции. Актуарные расчеты показывают, что текущая стоимость пенсионных выплат превышает ежегодный поток средств в 14,8 раз (что несколько ниже должного показателя при ожидаемой 18-летней продолжительности пенсионного возраста, поскольку пособия будущих периодов дисконтируются) [3, с. 41 - 42].
Таким образом, коэффициент замещения в совокупности с другими двумя показателями - относительным уровнем пенсий и объемом пенсионных накоплений, действительно являются одними из глав-
Поступила в редакцию
ных параметров, которые могут характеризовать уровень системы пенсионного обеспечения, так как сама пенсия - это страховой случай, и он предусматривает замещение утраченного заработка. Однако более справедливым расчет будет тогда, когда, к примеру, коэффициент замещения будет определяться с учетом конкретной должности, профессиональной квалификации или даже сферы деятельности - по отраслям.
Слабое место в формуле коэффициента замещения -это плохое соотношение между числом плательщиков социальных взносов и пенсионерами. Это подтверждается данными о так называемых коэффициентах поддержки, т.е. соотношения числа работников и пенсионеров. В России на 100 пенсионеров приходится 113 работников, а в развитых странах - почти 200, в странах с формирующимися рынками - около 150. Поэтому логично пытаться изменить именно это соотношение. Работа в этом направлении должна включать решение вопросов о пенсионном возрасте и структуре экономики.
Литература
1. Баскаков В.Н. О социальной эффективности пенсионной системы России // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. № 1(25). С. 50 - 57.
2. Гурвич Е.Т. Распутать узлы пенсионных компонент. Экспертный канал «Открытая экономика». URL: http://www.opec.ru (дата обращения: 22.03.2011).
3. Уайтхауз Э. Пенсионная панорама: пенсионные системы 53 стран: пер. с англ. М., 2008. 224 с.
4. Климантова Г.И., Роик В.Д., Титов С.Н. Актуальные вопросы развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательное обеспечение // Аналитический вестн. Совета Федерации: электрон. журн. 2004. № 5(225). URL: http://www.council.gov.ru (дата обращения: 29.03.2011).
5. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса: аналитический доклад, подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития РФ // Пенсионное обозрение. 2011. № 1(5). С. 25 - 36.
18 мая 2011 г