Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
277
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хох Ирина Рудольфовна, Евтушенко Елена Михайловна, Сальникова Екатерина Петровна

Ведущим видом деятельности среди в подростковом возрасте является - общение со сверстниками. В первую очередь молодые люди оттачивают свои навыки общения, приобретают новый, иногда печальны и болезненный опыт. Многими авторами показана пряма я зависимость агрессивности от агрессии. В статье проведен анализ особенностей проявления агрессивности у представителей юношеского возраста. Изучен вопрос проявления агрессивности в отношения. Установлен тот факт, что агрессивность в целом у молодежи находится на среднем и умеренном уровне. Установлено, что в преобладающем большинстве представлены следующие типы в отношениях: Подчиняемый, Агрессивный, Зависимый и Подозрительный. Интересен от факт, что не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический. Высокий уровень проявления агрессивности может негативным образом повлиять на коммуникационную сферу у юношей, также может вызвать сложности в адаптации к новым условиям существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хох Ирина Рудольфовна, Евтушенко Елена Михайловна, Сальникова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF AGGRESSION IN COMMUNICATION IN ADOLESCENTS

The leading activity among teenagers is communication with peers. First of all, young people hone their communication skills, acquire a new, sometimes sad and painful experience. Many authors have shown the direct dependence of aggressiveness on aggression. Aggressiveness can be directed at oneself -autoaggression, understood as suicide, self-abasement, self-blame, or it can bedirected at others - aggressive behavior. Aggressive behavior is actions aimed at causing moral or physical harm to other people. The aggressiveness of an individual can be considered a prerequisite for aggressive behavior. The aggressiveness of an individual can be considered a prerequisite for aggressive behavior. The article analyzes the peculiarities of the manifestation of aggressiveness in representatives of youth. The issue of aggression in relationships has been studied. The fact has been established that aggressiveness in general among young people is at an average and moderate level. It has been established that the following types of relationships are represented in the overwhelming majority: Suspicious, Aggressive, Dependent and Subordinate. An interesting fact is that there was no relationship between the Negativism scales and the Friendly, Altruistic scales. A high level of aggression can negatively affect the communication sphere in young men, and can also cause difficulties in adapting to new conditions of existence.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ»

3. Выявление взаимосвязей между показателями суицидального поведения, адаптивности и аффективной сферы показало наличие устойчивых корреляций. Обнаружено, что наибольшей нагруженностью обладают переменные преодоления норм, агрессии и социального пессимизма. Это означает, что именно данные переменные имеют наиболее сильные связи с представленными показателями адаптивности и тревожности, как показателя аффективной сферы, школьников с непрямым суицидом.

4. Анализ специфики взаимосвязей между адаптивностью, тревожностью, как показателя аффективной сферы, и компонентами суицидального поведения показал наличие различий в факторной структуре взаимосвязей относительно склонности к непрямому суицидальному поведению. Школьники, склонные к непрямому суициду, демонстрирующие аутоагрессивное поведение, не принимающие общественные нормы и правила, обладают низким уровнем саморегуляции, аффективностью реакций в ущерб когнитивному овладению ситуацией, фиксированы на настоящем моменте, что блокирует построение временной перспективы развития событий, эмоционально не стабильны, обладают личностной тревожностью. Эмоциональность, отсутствие самоконтроля в реакциях могут приводить к трудностям социального взаимодействия и только усугублять негативные переживания, в следствие чего личность может прибегнуть к аутоагрессивному поведению как мере самонаказания или избавления себя от мук. Однако недостаточность когнитивной сферы не позволяет принять взвешенное решение покончить с собой, осознание пагубности положения недостаточно, что влечет за собой скрытое суицидальное поведение. Школьники, склонные к непрямому суицидальному поведению, ощущающие собственную несостоятельность, ригидные и инфантильные в восприятии своих переживаний, со сниженным фоном настроения, обладают высокой реактивной тревожностью, могут иметь проблемы с аппетитом, сном, отсутствие мотивации к деятельности, что также сопутствует трудностям в установлении благоприятных контактов с окружающими. Школьники, не склонные к непрямому суициду, но имеющие аутоагрессивные тенденции, а также сниженные волевые качества, высокую тревожность, скорей всего имеют аффективные реакции, имеют негативное восприятие мира как враждебного и опасного. Также у них наблюдается отсутствие установок, препятствующих реализации суицидального поведения. Школьники, не склонные к непрямому суициду, но проявляющие зависимое поведение, открыто выражающие агрессию и способные на правонарушения различной тяжести, имеют высокий уровень реактивной тревожности, негативно воспринимают собственное Я как несостоятельное, недостойное, склонны к фиксации на неудачах, что омрачает в целом жизнедеятельность, обидчивы, имеют трудности в установлении социальных контактов.

Литература:

1. Гибадулина Л.Р. Факторы и причины появления суицидальных тенденций у пациентов с депрессией // В сборнике: Наука - шаг в будущее. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор И.Р. Хох. - 2020. - С. 123-126.

2. Евтушенко Е.М., Хох И.Р., Халфина Р.Р. Психологические особенности проявления суицидального риска у подростков // Вестник психофизиологии. - 2021. - № 1. - С. 76-80.

3. Хох И.Р. Исследование копинг-стратегий подростков-суицидентов, находящихся в изоляции // В сборнике: Психология диалога и мир человека. Сборник научных трудов. Под редакцией Л.Г. Дмитриевой. - Уфа-Москва, 2020. -С. 182-192.

4. Хох И.Р. Система психологического сопровождения несовершеннолетних суицидентов в республике башкортостан // В книге: Стратегические направления охраны и укрепления общественного психического здоровья. Материалы VII Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. - 2018. - С. 234-235.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Хох Ирина Рудольфовна

Башкирский государственный университет (г. Уфа); преподаватель Евтушенко Елена Михайловна Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа); кандидат биологических наук, доцент Сальникова Екатерина Петровна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Ведущим видом деятельности среди в подростковом возрасте является - общение со сверстниками. В первую очередь молодые люди оттачивают свои навыки общения, приобретают новый, иногда печальны и болезненный опыт. Многими авторами показана пряма я зависимость агрессивности от агрессии. В статье проведен анализ особенностей проявления агрессивности у представителей юношеского возраста. Изучен вопрос проявления агрессивности в отношения. Установлен тот факт, что агрессивность в целом у молодежи находится на среднем и умеренном уровне. Установлено, что в преобладающем большинстве представлены следующие типы в отношениях: Подчиняемый, Агрессивный, Зависимый и Подозрительный. Интересен от факт, что не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический. Высокий уровень проявления агрессивности может негативным образом повлиять на коммуникационную сферу у юношей, также может вызвать сложности в адаптации к новым условиям существования. Ключевые слова: молодежь, агрессивность, межличностное общение.

Annotation. The leading activity among teenagers is communication with peers. First of all, young people hone their communication skills, acquire a new, sometimes sad and painful experience. Many authors have shown the direct dependence of aggressiveness on aggression. Aggressiveness can be directed at oneself -autoaggression, understood as suicide, self-abasement, self-blame, or it can bedirected at others - aggressive behavior. Aggressive behavior is actions aimed at causing moral or physical harm to other people. The aggressiveness of an individual can be considered a prerequisite for aggressive behavior. The aggressiveness of an individual can be considered a prerequisite for aggressive behavior. The article analyzes the peculiarities of the manifestation of aggressiveness in representatives of youth. The issue of aggression in relationships has been studied. The fact has been established that aggressiveness in general among young people is at an average and moderate level. It has been established that the following types of relationships are represented in the overwhelming majority: Suspicious, Aggressive, Dependent and Subordinate. An interesting fact is that there was no relationship between the Negativism scales and the Friendly, Altruistic scales. A high level of aggression can negatively affect the communication sphere in young men, and can also cause difficulties in adapting to new conditions of existence.

Keywords: youth, aggressiveness, interpersonal communication.

Введение. Современные аспекты взаимодействия молодежи обращают на себя внимание многих специалистов, особенно проявление новых форм проявления агрессии (вербальная агрессия, буллинг, троллинг, мобинг и др) [1, 2]

Проявление агрессивности, особенно в общении, многие воспринимается как норма, как вариант отстаивания личных границ и прочее, более того, это становится нормой жизни [2, 3].

В последнее время проблемные вопросы агрессивного поведения молодежи вызывает всё более острую социальную направление и интересует специалистов разных сфер: от представителей юриспруденции до педагогических работников и, конечно же, психологов, труд которых непосредственно связан с соприкосновением и результатами проявления агрессии среди молодёжи (А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Л. Соловьева, И.А. Фурманов и др.).

Многочисленные публикации различных авторов на эту тему подтверждают актуальность и необходимость разработки и изучения данного аспекта более детально и глубоко с учетом индивидуально-0психологчисеких особенностей подростков, также возрастными психофизиологическими особенностями протекания подросткового периода [4].

Эмпирические методы исследования:

- Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»;

- Тест Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях»;

- Методика диагностики межличностных отношений Лири.

Изложение основного материала статьи. По результатам проведенного исследования, нами установлено, что что у лиц юношей превалирует высокий уровень «Физической агрессии» и высокий уровень «Вербальной агрессии», также обращает на себя внимание тот факт, что шкала «Чувство вины» имеет высокие показатели.

Выражены в меньшей степени показатели шкалы «Обида» «Подозрительность», «Негативизм». Вероятнее всего, такая динамика обусловлена как внешними, так и внутренними факторами, необходимо принимать во внимание тот факт, что человек имеет био-психо-социальную природу.

Учитывая высокие показатели шкалы «Физическая агрессия», можно говорить о том, что у испытуемых, участвующих в нашем исследовании есть некая предрасположенность к проявлению физической силы против других лиц.

ьо

^Низкий ИСредний ■ Высокий

Рисунок 1. Показатели проявления агрессии среди молодежи

Проявление вербальной агрессии применяется многих молодыми людьми как способ коммуникации (ненормативная лексика, ругательства, обызвательства и др.), также признаками вербальной агрессии могут выступать интонационные приемы (ссора, крик, визг).

Подводя предварительный итог полученным данным можно сказать о том, что испытуемые нашей выборки показали умеренный и средний уровень агрессивности.

Для изучения взаимоотношений в малых группах была использована методика Т. Лири. (1954) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: «доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность (враждебность)».

Низкая степень ^ Умеренная степень ■ Высокая степень М Экстремальная

Рисунок 2. Показатели типов отношения к людям в самооценке и взаимооценке

В равной степени представлены следующие типы отношения к людям:

- авторитарный тип;

- эгоистичный тип;

- агрессивный тип;

- зависимый тип;

- дружелюбный тип.

Причем степень проявления данных показателей умеренная. Это указывает на то, что в целом выборка подобралась более менее однородная.

50

Рисунок 3. Анализ межличностных отношений предельным показателям

Особое внимание на себя обращает тот факт, что у обследуемых юношей представлены такие качества как, авторитарность, альтруистичность наряду с этим - дружелюбность. Менее выражены такие показатели как - зависимость, эгоистичность, доминирование, агрессивность.

Таблица 1

Корреляционные связи показателей

Шкала Басса-Дарки Шкала Т. Лири г= Описание связи по результатам исследования

Физическая агрессия Подчинение -0,453 Выявлена отрицательная средняя корреляционная взаимосвязь показателей физической агрессии и подчинения. Высокий уровень физической агрессии предполагает низкие значения подчиняемости, что объясняется достаточно логичено в рамках нашего исследования.

Подозрительность Косвенная агрессия 0,348 Выявлена слабая положительная корреляционная взаимосвязь. Проявление косвенной агрессии на высоком уровень предполагает высокий уровень подозрительности. Те при высоком уровне подозрительности у юношей может проявляться косвенная агрессия.

Раздражение Подозрительный 0,468 Выявлена средняя положительная значимая корреляция. При высоких значениях раздражительности у испытуемых выявлены высокие значения подозрительности.

Вербальная агрессия Агрессивный 0,559 Выявлена положительная сильная значимая корреляция. Высокие значения вербальной агрессии подразумевают повышенный уровень агрессивности в целом. Также у людей с высоким уровнем агрессивности выявлен высокий уровень вербальной агрессии.

Обида Подозрительный 0,466 Выявлена положительная средняя значимая корреляция. Повышенные значения обиды наблюдаются у тех представителей, у кого высокие значения подозрительности. Также при высоких значениях подозрительности наблюдаются высокие значения и проявления обиды.

Чувство вины Зависимый 0,38 Выявлена положительная слабая значимая корреляция. Высокие значения чувства вины предполагают высокие значения зависимости. При высоких значениях зависимости повышается также уровень чувства вины.

Обращает на себя внимание тот факт, что нами не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический.

Результаты проведенного исследования позволили выявить следующие сложные типы в отношения, которые свойственны для наших испытуемых: агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый.

Наибольшую сложность представляет «подозрительный» тип в отношениях. Для такого типа свойственны сложности в построении взаимоотношений.

Самый сложный тип в отношениях - подозрительный, т.к. он проявляет косвенную агрессию, раздражение, вербальную агрессию, обиду и подозрительность. Это значит, что такие люди чаще подозрительные, обидчивые, склонные к сомнению во всем, злопамятные, занимают экстернальную позицию, то есть внешне обвиняющую позицию, винят в своих неудачах, всем недовольны, вспыльчивы, грубы, у них присутствуют вспышки ярости, которые сопровождаются криками, проклятиями и визгом. После вспышек гнева такие люди могут убеждать окружающих в том, что они является плохими, что поступают зло, а также испытывают угрызения совести, часто просят прощения, но затем ситуация так же часто повторяется.

Так же сложным является в отношениях тип Агрессивный, т.к. он проявляет раздражение, вербальную агрессию, обиду и подозрительность. Такие люди жестоки и враждебны к окружающим, агрессивность может провлятся в асоциальных формах поведения. Высокий уровень требовательности к окружающим, склонность к обвинению окружающих, завистливость, раздражительность. Вспышки гнева сопровождаются криками, визгом и проклятиями.

Люди Зависимого типа в отношениях проявляют раздражительность, обидчивость, подозрительность и имеют высокий уровень чувства вины. Такие люди чаще всего неуверенность в себе, имеют навязчивые страхи, опасения, тревожатся по любому поводу, наблюдается зависимость мнения других людей. Низкий уровень сопротивляемости изменениям и давлению окружения, искренне считают, что другие всегда правы. Очень обидчивы и долго помнят свои обиды. В отличие от первых двух, у этого типа не проявлена вербальная агрессия, но проявлено чувство вины, следовательно, его агрессия чаще всего направлена на себя и, можно предположить, что такие люди могут иметь суицидальные наклонности.

В отношениях люди Подчиняемого типа проявляют раздражительность, обидчивость, подозрительность и имеют высокий уровень чувства вины. Такие люди имеют склонность к самоунижению, слабоволию, уступчивости и часто самоосуждению, самообвинению, пассивности, для данного типа крайне важно иметь опору в ком-либо более сильном, но все же с осторожностью и подозрением относятся к окружающим. Часто раздражительны, могут наблюдаться вспышки гнева.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ особенностей проявления агрессивности у представителей юношеского возраста позволил установить тот факт, что агрессивность в целом у молодежи находится на среднем и умеренном уровне. Установлено, что в преобладающем большинстве представлены следующие типы в отношениях: Зависимый, и

Подозрительный Подчиняемый Агрессивный. Интересен от факт, что не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический.

Высокий уровень проявления агрессивности может негативным образом повлиять на коммуникационную сферу у юношей, также может вызвать сложности в адаптации к новым условиям существования.

В нашем исследовании выявлено, что большинство испытуемых показали высокий и средний уровень агрессивности.

По результатам исследования выявлены показатели взаимосвязи шкал диагностики состояния агрессии и шкал диагностики межличностных отношений. По характеру связь выявлена прямая и обратная.

Мы можем предложить следующие рекомендации для педагогов-психологов. Это работа с самооценкой студентов, но такая работа должна базироваться на основе определенных умений и навыков студентов, т.е. педагогом-психологом создается ситуация успеха. Так же для снижения агрессивности можно проводить различные занятия, связанные с творчеством (рисование, художественная самодеятельность и т.д.).

Литература:

1. Бех В.П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 18. - С. 6-10.

2. Гилязева А.М. Основные факторы, влияющие на аутоагрессивное поведение подростков // В сборнике: Наука -шаг в будущее. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор И.Р. Хох. - 2020. - С. 129-132.

3. Кузубова В.О. Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте (на примере студенчества) // Инновационная наука. - 2016. - № 8-1. - С. 183-187.

4. Михалева А.Б., Барашкова В.В. Особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте // Современный научный вестник. - 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 137-141.

5. Нечет А.Ю. Психологические особенности проявленияуровня агрессивности в юношеском возрасте // В книге: Изучение человека: проблемы, поиски, решения Материалы Международной научной конференции. - 2017. -С. 66-69.

6. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Реан, А.А. Психологический журнал, 2013. - №5. - С. 3-18.

7. Тимченко Т.В., Данилов Е.В., Халфина Р.Р. Гендерные различия проявления агрессии у подростков // Вестник психофизиологии. - 2019. - № 3. - С. 114-115.

8. Халфина Р.Р., Огуречников Д.Г., Махумутов И.С. Особенности агрессивного поведения детей подросткового возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - Выпуск 56. - Ч. 7. - С. 354-361

9. Халфина Р.Р., Сафронова Е.В., Сафронов А.М. Психологические особенности склонности к делинквентному поведению подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2020. - Т. 20. - № 1. - С. 75-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.