Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С НЕПРЯМЫМ СУИЦИДОМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С НЕПРЯМЫМ СУИЦИДОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СУИЦИД / ОТКЛОНЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халфина Регина Робертовна, Политика Оксана Ивановна, Хахлова Ольга Николаевна

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. Вопрос о выявлении среди детей и подростков группы риска непрямого суицидального поведения является наиболее актуальным в рамках профилактики реальных суицидов. Одним из факторов непрямого суицидального поведения является школьная дезадаптация. Суицид становится крайним вариантом решения накапливающейся тревоги в следствие нарушенного социального взаимодействия в рамках образовательного учреждения. При всем влиянии в сфере психологической, медицинской, и педагогической практики вопрос о школьной адаптации все еще числится в списке серьёзно заявленных, но не имеющих решения проблем. Главным образом проблема адаптации объясняется с точки зрения возможности ребёнка приспособиться к определенным школьным условиям: медициной - на функциональном уровне, психологией - на социально-коммуникативном уровне, педагогикой - на уровне обучения и дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Халфина Регина Робертовна, Политика Оксана Ивановна, Хахлова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE TENDENCY TO DEVIANT BEHAVIOR OF SCHOOLCHILDREN WITH INDIRECT SUICIDE

Adolescent suicide ranks third among the leading causes of deaths and fourth among the main causes of potential loss of life. The issue of identifying indirect suicidal behavior among children and adolescents at risk is the most relevant in the prevention of real suicides. One of the factors of indirect suicidal behavior is school maladaptation. Suicide becomes an extreme solution to the accumulating anxiety as a result of disrupted social interaction within an educational institution. With all the influence in the field of psychological, medical, and pedagogical practice, the issue of school adaptation is still on the list of seriously stated, but not having a solution to problems. The problem of adaptation is mainly explained from the point of view of the child's ability to adapt to certain school conditions: medicine - at the functional level, psychology - at the social and communicative level, pedagogy - at the level of training and discipline.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ С НЕПРЯМЫМ СУИЦИДОМ»

Психология

УДК 159.9

Доктор биологических наук, доцент Халфина Регина Робертовна

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

кандидат психологических наук Политика Оксана Ивановна

Башкирский государственный университет (г. Уфа);

кандидат педагогических наук, доцент Хахлова Ольга Николаевна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

ШКОЛЬНИКОВ С НЕПРЯМЫМ СУИЦИДОМ

Аннотация. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни. Вопрос о выявлении среди детей и подростков группы риска непрямого суицидального поведения является наиболее актуальным в рамках профилактики реальных суицидов. Одним из факторов непрямого суицидального поведения является школьная дезадаптация. Суицид становится крайним вариантом решения накапливающейся тревоги в следствие нарушенного социального взаимодействия в рамках образовательного учреждения. При всем влиянии в сфере психологической, медицинской, и педагогической практики вопрос о школьной адаптации все еще числится в списке серьёзно заявленных, но не имеющих решения проблем. Главным образом проблема адаптации объясняется с точки зрения возможности ребёнка приспособиться к определенным школьным условиям: медициной - на функциональном уровне, психологией - на социально-коммуникативном уровне, педагогикой - на уровне обучения и дисциплины.

Ключевые слова: школьники, суицид, отклоняющее поведение.

Annotation. Adolescent suicide ranks third among the leading causes of deaths and fourth among the main causes of potential loss of life. The issue of identifying indirect suicidal behavior among children and adolescents at risk is the most relevant in the prevention of real suicides. One of the factors of indirect suicidal behavior is school maladaptation. Suicide becomes an extreme solution to the accumulating anxiety as a result of disrupted social interaction within an educational institution. With all the influence in the field of psychological, medical, and pedagogical practice, the issue of school adaptation is still on the list of seriously stated, but not having a solution to problems. The problem of adaptation is mainly explained from the point of view of the child's ability to adapt to certain school conditions: medicine - at the functional level, psychology - at the social and communicative level, pedagogy -at the level of training and discipline.

Keywords. schoolchildren, suicide, deviant behavior.

Введение. По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков. Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 до 20 предпринимает попытку покончить с собой. Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Выделяют различные виды суицидов, одним из которых является непрямой суицид. Скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) - это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Также непрямой суицид может стать предтечей реальному суициду.

Изложение основного материала статьи. Методы исследования: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.

Данное исследование проводилось в 2017-2018 гг. В исследовании приняли участие 84 ученика 10-11 классов, из них 48 девушек и 36 юношей. Исследование проводилось в СОШ № 26, Гимназия №5 г. Стерлитамак.

Для диагностики склонности испытуемых к отклоняющемуся поведению использовалась методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел. Анализ полученных данных позволил оценить процентное соотношение групп с различными уровнями по представленным переменным у испытуемых, склонных и не склонных к непрямому суициду (см. Табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

Переменные Группа склонных к непрямому суициду Группа не склонных к непрямому суициду

Норма Риск Норма Риск

Преодоление норм 80% 20% 86% 14%

Аддиктивное поведение 78% 22% 81% 19%

Самоповреждающее поведение 46% 54% 62% 38%

Агрессия 72% 28% 78% 22%

Волевой контроль эмоций 50% 50% 62% 38%

Деликвентное поведение 83% 17% 84% 16%

По переменной «Преодоление норм» 80% испытуемых, склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения. 20% - завышенные. 86% испытуемых, не склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения, а 14% -завышенные. Данная шкала, как логично следует из ее названия, отражает склонность личности к отрицанию общепринятых норм и правил поведения. Подавляющее большинство испытуемых в обеих группах демонстрируют нормативные значения, что говорит о широком диапазоне возможных проявлений, начиная с конформности, следования нормам группы, и заканчивая здоровым отстаиванием собственных интересов и смыслов, эпизодическим противопоставлением своих правил общественным.

По переменной «Аддиктивное поведение» 78% испытуемых, склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения. 22% - завышенные. 81% испытуемых, не склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения, а 19% -завышенные. Данная шкала отражает склонность к разного рода аддикциям, т.е. зависимостям. Как и в случае с предыдущей шкалой, наблюдается небольшое различие между группами, однако, подавляющее большинство испытуемых в них демонстрируют нормативные значения, что говорит об отсутствии склонности к эскапизму, замещающему поведению, гедонистической направленности.

По переменной «Самоповреждающее поведение» 46% испытуемых, склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения. 54% - завышенные. 62% испытуемых, не склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения, а 38% - завышенные. Данная шкала отражает склонность испытуемых к аутоагрессивному поведению. В отличие от предыдущих шкал в данной случае наблюдается сильное расхождение в процентном соотношении групп. Большинство испытуемых, склонных к непрямому суициду, демонстрируют в собственном поведении садистические и мазохистические тенденции, потребность в острых пороговых ощущениях. По группе испытуемых, не склонных к непрямому суициду, большинство имеют нормативные значения.

По переменной «Агрессия» 72% испытуемых, склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения. 28% -завышенные. 78% испытуемых, не склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения, а 22% - завышенные. Большинство испытуемых обеих групп не демонстрируют склонность к агрессивному поведению.

По переменной «Волевой контроль эмоций» 50% испытуемых, склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения. 50% - завышенные. 62% испытуемых, не склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения, а 38% -завышенные. Как видно по процентному соотношению, частота встречаемости низкой саморегуляции и недостаточности волевого контроля в группе испытуемых, склонных к непрямому суициду, значительно выше по сравнению с другой группой. Ровно половина испытуемых, склонных к непрямому суициду, и большинство испытуемых, не склонных к непрямому суициду, демонстрируют нормативные значения, что говорит о достаточной силе волевого контроля, способности к саморегуляции, к контролированию эмоциональных реакций.

По переменной «Деликвентное поведение» 83% испытуемых, склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения. 17% - завышенные. 84% испытуемых, не склонных к непрямому суициду, имеют нормативные значения, а 16% -завышенные. Данная шкала отражает склонность к разного рода правонарушениям у подростков. Как мы видим, подавляющее большинство испытуемых обеих групп с незначительными различиями в процентном соотношении не имеют подобных склонностей.

Целью данного исследования являлось изучение психологических особенностей адаптивности и аффективной сферы школьников с непрямым суицидом.

В рамках теоретической части исследования были проанализированы теоретические концепции отечественной и зарубежной науки на предмет суицидального поведения, рассмотрены психологические особенности аффективной сферы у школьников с непрямым суицидом, изучены психологические особенности адаптивности у школьников с непрямым суицидом.

На основе теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование психологических особенностей адаптивности и аффективной сферы школьников с непрямым суицидом.

В ходе эмпирической части исследования для решения поставленных задач был сформирован необходимый психодиагностический инструментарий, сформирована выборка, проведено психологическое обследование. Полученные данные были обработаны посредством методов математической статистики. Также были предложены рекомендации к проведению профилактики непрямого суицида у школьников.

Выводы. По результатам эмпирической части исследования были сделаны следующие основные выводы:

1. Сравнительный анализ аффективной сферы и адаптивности у школьников с непрямым суицидом показал наличие достоверных различий в уровнях изучаемых признаков. испытуемые, склонные к непрямому суициду, обладают большей личностной и ситуативной тревожностью, меньшим адаптационным потенциалом, большей шизоидностью, ипохондрией, уникальностью, аффективностью и склонностью к самоповреждающему поведению. Они также обладают меньшим волевым контролем эмоций по сравнению с группой испытуемых, не склонных к непрямому суициду. Непрямое суицидальное поведение, замаскированное и неосознаваемое влечение к смерти отражает личность, недостаточно социально и психологически адаптированную, склонную к эмоциональному реагированию в ущерб когнитивному овладению ситуацией, аутоагрессивному поведению, имеющую высокую тревожность, считающую собственный опыт и особенности восприятия жизни уникальными по сравнению с окружающими. Невозможность воспринять и структурировать свой опыт, наладить взаимодействие с окружающими, выйти за рамки собственной проблемы и принять факт ее универсальности создает внутренний психический вакуум на фоне повышенной тревожности и недостаточности здоровой рационализации. Скорей всего скрытое суицидальное поведение становится способом замещения, компенсации внутренней боли, либо выступает в качестве самонаказания. И в том, и в другом случае возможны расстройства нарциссического спектра.

2. Сравнительный анализ также показал наличие значимых различий относительно не только склонности к непрямому суициду, но и половой принадлежности школьников. В целом девушки имеют более высокие значения по личностному адаптационному потенциалу и низкие по самоповреждающему поведению и шизоидности, нежели юноши. В обеих группах половой принадлежности просматривается увеличение показателей по адаптационному потенциалу и уменьшение шизоидности и самоповреждающего поведения по мере снижения риска непрямого суицида. В объяснении логики обнаруженных закономерностей возникают трудности, т.к. выявление причинно-следственных связей в образовании гендерных различий может пока представлять собой исключительно теоретизированный формат предположений и умозаключений. Мы можем предположить, что поскольку полоролевые различия во многом объясняются культурно-историческими особенностями конкретной местности, формирующийся уровень адаптированности может быть также взаимосвязан с данными особенностями. Возможно, уровень социальных притязаний, а также особенности воспитания и социализации различны для мальчиков и для девочек и существуют в таком виде, при котором представители мужского рода в большей степени становятся склонными к самоповреждающему поведению, шизоидности и сниженному адаптационному потенциалу.

3. Выявление взаимосвязей между показателями суицидального поведения, адаптивности и аффективной сферы показало наличие устойчивых корреляций. Обнаружено, что наибольшей нагруженностью обладают переменные преодоления норм, агрессии и социального пессимизма. Это означает, что именно данные переменные имеют наиболее сильные связи с представленными показателями адаптивности и тревожности, как показателя аффективной сферы, школьников с непрямым суицидом.

4. Анализ специфики взаимосвязей между адаптивностью, тревожностью, как показателя аффективной сферы, и компонентами суицидального поведения показал наличие различий в факторной структуре взаимосвязей относительно склонности к непрямому суицидальному поведению. Школьники, склонные к непрямому суициду, демонстрирующие аутоагрессивное поведение, не принимающие общественные нормы и правила, обладают низким уровнем саморегуляции, аффективностью реакций в ущерб когнитивному овладению ситуацией, фиксированы на настоящем моменте, что блокирует построение временной перспективы развития событий, эмоционально не стабильны, обладают личностной тревожностью. Эмоциональность, отсутствие самоконтроля в реакциях могут приводить к трудностям социального взаимодействия и только усугублять негативные переживания, в следствие чего личность может прибегнуть к аутоагрессивному поведению как мере самонаказания или избавления себя от мук. Однако недостаточность когнитивной сферы не позволяет принять взвешенное решение покончить с собой, осознание пагубности положения недостаточно, что влечет за собой скрытое суицидальное поведение. Школьники, склонные к непрямому суицидальному поведению, ощущающие собственную несостоятельность, ригидные и инфантильные в восприятии своих переживаний, со сниженным фоном настроения, обладают высокой реактивной тревожностью, могут иметь проблемы с аппетитом, сном, отсутствие мотивации к деятельности, что также сопутствует трудностям в установлении благоприятных контактов с окружающими. Школьники, не склонные к непрямому суициду, но имеющие аутоагрессивные тенденции, а также сниженные волевые качества, высокую тревожность, скорей всего имеют аффективные реакции, имеют негативное восприятие мира как враждебного и опасного. Также у них наблюдается отсутствие установок, препятствующих реализации суицидального поведения. Школьники, не склонные к непрямому суициду, но проявляющие зависимое поведение, открыто выражающие агрессию и способные на правонарушения различной тяжести, имеют высокий уровень реактивной тревожности, негативно воспринимают собственное Я как несостоятельное, недостойное, склонны к фиксации на неудачах, что омрачает в целом жизнедеятельность, обидчивы, имеют трудности в установлении социальных контактов.

Литература:

1. Гибадулина Л.Р. Факторы и причины появления суицидальных тенденций у пациентов с депрессией // В сборнике: Наука - шаг в будущее. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием. Отв. редактор И.Р. Хох. - 2020. - С. 123-126.

2. Евтушенко Е.М., Хох И.Р., Халфина Р.Р. Психологические особенности проявления суицидального риска у подростков // Вестник психофизиологии. - 2021. - № 1. - С. 76-80.

3. Хох И.Р. Исследование копинг-стратегий подростков-суицидентов, находящихся в изоляции // В сборнике: Психология диалога и мир человека. Сборник научных трудов. Под редакцией Л.Г. Дмитриевой. - Уфа-Москва, 2020. -С. 182-192.

4. Хох И.Р. Система психологического сопровождения несовершеннолетних суицидентов в республике башкортостан // В книге: Стратегические направления охраны и укрепления общественного психического здоровья. Материалы VII Национального конгресса по социальной психиатрии и наркологии. - 2018. - С. 234-235.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Хох Ирина Рудольфовна

Башкирский государственный университет (г. Уфа); преподаватель Евтушенко Елена Михайловна Башкирский государственный медицинский университет (г. Уфа); кандидат биологических наук, доцент Сальникова Екатерина Петровна

Башкирский государственный университет (г. Уфа)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ОБЩЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Ведущим видом деятельности среди в подростковом возрасте является - общение со сверстниками. В первую очередь молодые люди оттачивают свои навыки общения, приобретают новый, иногда печальны и болезненный опыт. Многими авторами показана пряма я зависимость агрессивности от агрессии. В статье проведен анализ особенностей проявления агрессивности у представителей юношеского возраста. Изучен вопрос проявления агрессивности в отношения. Установлен тот факт, что агрессивность в целом у молодежи находится на среднем и умеренном уровне. Установлено, что в преобладающем большинстве представлены следующие типы в отношениях: Подчиняемый, Агрессивный, Зависимый и Подозрительный. Интересен от факт, что не было выявлено взаимосвязи между шкалами Негативизм и шкалами Дружелюбный, Альтруистический. Высокий уровень проявления агрессивности может негативным образом повлиять на коммуникационную сферу у юношей, также может вызвать сложности в адаптации к новым условиям существования. Ключевые слова: молодежь, агрессивность, межличностное общение.

Annotation. The leading activity among teenagers is communication with peers. First of all, young people hone their communication skills, acquire a new, sometimes sad and painful experience. Many authors have shown the direct dependence of aggressiveness on aggression. Aggressiveness can be directed at oneself -autoaggression, understood as suicide, self-abasement, self-blame, or it can bedirected at others - aggressive behavior. Aggressive behavior is actions aimed at causing moral or physical harm to other people. The aggressiveness of an individual can be considered a prerequisite for aggressive behavior. The aggressiveness of an individual can be considered a prerequisite for aggressive behavior. The article analyzes the peculiarities of the manifestation of aggressiveness in representatives of youth. The issue of aggression in relationships has been studied. The fact has been established that aggressiveness in general among young people is at an average and moderate level. It has been established that the following types of relationships are represented in the overwhelming majority: Suspicious, Aggressive, Dependent and Subordinate. An interesting fact is that there was no relationship between the Negativism scales and the Friendly, Altruistic scales. A high level of aggression can negatively affect the communication sphere in young men, and can also cause difficulties in adapting to new conditions of existence.

Keywords: youth, aggressiveness, interpersonal communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.