Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА»

4 (0,020), 18 (0,018); отрицательные влияния —

I (—0,285), 16 (—0,085), 7 (—0,059), 6 (—0,025).

Как показывает анализ этих рядов, наиболее сильное положительное влияние имеют параметры 13, 12 и 11, отрицательное — параметр 1.

у Аналогичная разница получена для подгрупп III и IV (число ошибок 5). Количество ошибок классификации также указывает на наличие системных различий между подгруппами. Максимальное их число выявляется при сравнении соседних по стажу подгрупп.

Полученные электрофизиологические данные свидетельствуют о том, что биоэффекты модулированных ЭМП на головной мозг начинают проявляться при стаже более 10 лет и имеют нарастающий характер по мере его увеличения. Коррелирующее со стажем уменьшение показателей

II —13, отражающих снижение уровня активации структур правого полушария головного мозга, и их независимость от возраста указывают на нарушение адаптации испытуемых к радиоволновому воздействию — по многочисленным данным литературы [1, 3] успешная адаптация к экстремальным, в том числе геогелиофизиче-ским, воздействиям проходит на фоне высокой активности правого полушария.

Подводя итоги сказанному выше, следует подчеркнуть, что по амплитудно-частотным параметрам • биоэлектрической активности головного мозга испытуемые основной группы не отличаются от лиц контрольной группы, однако с увеличением времени профессионального контакта с радиоволнами функциональная активность структур правого полушария снижается, т. е. уменьшаются адаптивные резервы мозга. Статус-метрический анализ позволил получить доказательные данные о классификации (диагностике) состояний человека, равно как и осуществить

т

количественный анализ отдельных параметров, характеризующих эти состояния.

Литература

1. Аршавский В. ВСоколов Е. Д. // Адаптация человека в различных климато-географических условиях. — Новосибирск, 1982.— Т. 2. — С. 32.

2. Басакер Р., Саати Т. Конечные графы и сети. — М., 1974.

3. Ланеев А. И. // Биологические проблемы Севера. — Магадан, 1983. —Ч. 3. — С. 33.

4. Малышев В. МКолесник Ф. А. Электромагнитные волны сверхвысокой частоты и их воздействие на человека.— Л., 1968.

5. Разоренов Г. И., Поддубский Г. А. Автоматизированная количественная оценка и анализ состояния организма (медицинская статусметрия). — Л., 1985. — Ч. 1.

6. Разоренов Г. И., Поддубский Г. А. Автоматизированная количественная оценка и анализ состояния организма (медицинская статусметрия). — Л., 1986. — Ч. 2.

7. Савин Б. М. // Гигиеническая оценка и биологическое действие прерывистых микроволновых облучений. — М., 1984. —С. 8—25.

8. Суворов И. Б., Василевский Н. Н. // Физиол. журн. СССР.—1981.—Т. 67, № 7. —С. 970—977.

9. Суворов И. Б., Кухтина Г. В. // Физиология человека. — 1984. — Т. 10, № 6. —С. 921—928.

10. Шандала М. Г. // Биологические эффекты электромагнитных полей: Вопросы их использования и нормирования.— Пущино, 1986. — С. 135—150.

Поступила 15.03.89

Summary. A complex examination was made of 72 men — short-wave (3-30 MHz) radioequipment controllers. Two parallel control groups of 70 people all in all were examined. No regular changes in the dynamics of amplitude-frequency characteristics of electroencephalogram, associated with the length of service, were observed. The number of subjective complaints from people in contact with radiofre-quencies increased with an increase in the length of service. The role of certain clinico-physiological parameters of the organism in the process of adaptation to electromagnetic radiation was quantitatively assessed with the use of sta-tusmetry technique; in particular, a decrease in the functional activity of the right hemisphere brain structures, aggravating with the length of service, was observed.

Социальная гигиена

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990 УДК 614.23:378.661

Г. В. Селюжицкий, В. Г. Андреева, Р. А. Кондратьева, А. Я. Славина

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Перестройка здравоохранения, повышение его роли в жизни советского общества предъявляют новые требования к подготовке врачей-гигиенистов. В документах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления раз-

вития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года» и «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» большое внимание уделя-

Таблица 1

Профессионально важные качества врача-гигиениста

Ранговое место Качества Средний балл

1-е Широта профессиональных интере-

сов 5,8

2-е Умение отстаивать свою точку зре-

ния 6,4

3-е Стремление достигнуть поставлен- 7,7

ной цели

4-е Способность принять решение в кри- 7,8

5-е тических условиях

Умение дать социальную оценку 8,7

явлениям

б-е Сознание общественной ценности

7-е своего труда 9,0

Коммуникативные умения 9,3

8-е Умение выразить свои мысли 10,7

9-е Высокий самоконтроль собственных

действий 10,8

10-е Самообладание при конфликтах 11,0

ется формированию социально зрелой личности врача, обладающего необходимыми для профессиональной деятельности психологическими качествами.

В течение последних двух лет в Ленинградском санитарно-гигиеническом институте кафедрой педагогики и психологии совместно с деканатом санитарно-гигиенического факультета проведено изучение процесса формирования личности студентов данного факультета с целью его оптимизации. Основные задачи настоящего исследования были следующие: 1) выявление типичных ошибок в работе врачей-гигиенистов и причин, обусловивших их; 2) определение профессионально важных качеств (ПВК) личности врача-гигиениста; 3) изучение динамики представлений студентов о ПВК, а также изменений самооценок студентов на разных этапах обучения в вузе; 4) изучение возможностей совершенствования процесса адаптации к вузу на младших курсах санитарно-гигиенического факультета.

Исследованием охвачено 150 врачей-гигиенистов с более чем 10-летним стажем работы, среди которых проведено анкетирование для выявления типичных ошибок и ранжирование ПВК (участникам опроса предлагалось расположить по степени важности для их профессиональной деятельности различные психологические качества и умения).

Проведен также опрос 220 студентов I и VI курсов санитарно-гигиенического факультета по той же методике ранжирования. У этих же студентов определяли экстраверсию и эмоциональную устойчивость по методике Г. Айзенка [1], лабильность мышления по методике В. Т. Козловой [3], волевые качества по стилю учебной деятельности по методике Н. Копериной [2], а

также изучали адекватность самооценки психологических качеств методом неградуированных шкал О. Анисимовой [4].

У 118 первокурсников проанализирован процесс адаптации (выявление групп риска, психо-логокоррекционная работа).

Полученные данные обработаны методом кор-^ реляционного анализа (ранговой и линейной" корреляции).

В результате проведенных исследований установлено, что в профессиональной деятельности врачей-гигиенистов чаще всего проявляются недостаточное умение анализировать, отстаивать свою точку зрения, недостаточная принципиальность и объективность суждений, уход от занятий самообразованием, чрезмерное увлечение инструкциями, недооценка значения гигиенического воспитания населения, а также неумение искать союзников для достижения конечной цели.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости более целенаправленной психологической подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета, которую в значительной степени может обеспечить психологическая служба вуза. Для этого прежде всего следует построить модель специалиста гигиенического профиля, включающую его личностную характеристику, т. е. перечень основных ПВК. Такой перечень составлен нами по результатам опроса врачей с более чем 10-летним стажем практической работы (табл. 1).

Средний балл — это сумма ранговых мест данного качества по всем опрошенным, деленная на число опрошенных.

Полученный эталонный ряд ПВК является ориентиром при проведении воспитательной работы на санитарно-гигиеническом факультете.

На следующем этапе исследования было изучено представление о ПВК у студентов на начальной (I курс) и заключительной (VI курс) стадиях обучения. Усредненные показатели (т. е. аналогичные проранжированные ряды ПВК) по I и IV курсам сопоставлялись с эталонным рядом, полученным при опросе врачей.

Между «эталонами» врачей и первокурсников корреляции не обнаружено, т. е. к концу первого года обучения в вузе студенты еще не имеют адекватного представления о требованиях к ним их будущей профессии. Между «эталонами» врачей и шестикурсников выявлен коэффициент ранговой корреляции Спирмена (г=0,457, р^ ^0,05), что свидетельствует о знании выпускниками санитарно-гигиенического факультета существенных особенностей предстоящей им деятельности.

Вместе с тем у выпускников, несмотря на знание своей профессии, еще недостаточно развиты требуемые психологические умения. Для их выработки необходимы адекватная самооценка

Таблица 2

Адекватность самооценок студентов

Психологическое свойство гх.у

I курс VI курс

Лабильность мышления —0,029 0,109

Эмоциональная стабиль-

ность 0,568* 0,513*

Экстраверсия —0,187 0,357**

Воля 0,344*** 0,310***

Примечание. Уровень значимости: одна звездочка—0,1 %, две—1 %, три —5%.

сформированное™ ПВК у каждого студента и психологическая работа по развитию недостаточно сформированных и закрепленных качеств.

У студентов I и VI курсов нами был проведен анализ самооценки лабильности мышления, эмоциональной стабильности, экстраверсии и воле-Щ вых качеств, развитие которых служит фундаментом для формирования ПВК. Показателем адекватности самооценки отдельной психологической характеристики являлся коэффициент линейной корреляции (гху) между распределением самооценок и объективных оценок у испытуемых конкретной выборки. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, у первокурсников отмечается адекватность самооценок эмоциональной стабильности и воли, к VI курсу становится также адекватной самооценка экстраверсии, т. е. коммуникативных качеств.

Характерно, что шестикурсники придают большое значение именно коммуникативным качест-^вам в профессиональной деятельности (у них они занимают 4-е ранговое место), и это ведет к более верному осознанию ими уровня своей общительности. Полученные данные позволяют подойти к пониманию механизма становления личности профессионала через формирование правильного представления о наборе ПВК-

Осознавая какое-либо психологическое качество как профессионально важное, человек начинает более адекватно оценивать себя по данному параметру, и, следовательно, создается основа для целенаправленного его развития.

Важность формирования адекватной самооценки подтверждает также обнаруженная взаимосвязь ее с академической успеваемостью. Кор-

реляционный ранговый анализ Спирмена был выполнен для 52 испытуемых студентов VI курса. Показателем академической успеваемости служил средний балл за 6 лет обучения. Мы получили значимую на 5% уровне (г=0,378) связь адекватности самооценки и успеваемости. Успешность обучения в вузе, таким образом, связана с правильной оценкой особенностей своей личности по ПВК.

Объектом особого внимания психологической службы вуза является процесс адаптации студентов к обучению в институте, поскольку от того, как пройдет этот этап, в значительной степени зависит формирование личности специалиста.

По результатам психодиагностического обследования первокурсников установлено, что для 17% студентов процесс адаптации затруднен. Это студенты с низкой лабильностью мышления, высоким нейротизмом, интравертированно-стью и неадкеватной самооценкой. Они были выделены в условную группу риска для индивидуальной психологической работы. В зависимости от характера затруднений с ними проводились занятия по психической саморегуляции, социально-психологическому тренингу, коррекции самооценки. В результате этой работы процесс адаптации у этих студентов был оптимизирован.

Таким образом, проведенные исследования позволили установить, что значительным резервом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса на санитарно-гигиеническом факультете является специальная психологическая подготовка студентов. Выявленные экспертным путем ПВК указывают направление психологической работы. Показана роль формирования верного представления о ПВК и адекватной самооценки у студентов на возможно более ранних стадиях обучения.

Литература

1. Блейхер В. М, Клиническая патология. — Ташкент, 1976.

2. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н. Н. Обо-зова. — Л., 1984.

3. Козлова В. Т. // Вопр. психол. — 1973. — № 4. — С. 125— 130.

4. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов / Под ред. Н. Н. Обозова. — Л., 1983.

Поступила 31.12.88

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.